На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История образования тюркского каганата. Население, быт и культура тюрков. Западно-тюркский каганат: политическое и социальное положение, культура и быт. Огузское государство: племенной состав и общественный строй огузов, хозяйство, помыслы и ремесла.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 08.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Евразийский Институт Рынка
“Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и высшей математики”
ТЕМА: “Государства раннего средневековья Казахстана”
Выполнила: Каримова К.
101 группа
Проверила: ____________
Алматы 2008г.
ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552-603 гг.)
1.1. Образование тюркского каганата.
1.2. Население, быт и культура тюрков.
ГЛАВА 2. ЗАПАДНО-ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (603-704 гг.)
2.1. Образование и территория Западно-Тюркский каганат.
2.2. Политическое и социальное положение.
2.3. Культура и быт каганата западных тюрков.
ГЛАВА 3. ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (704-756 гг.)
3.1. Территория и население Тюргешского каганата.
3.2. Внутреннее и внешнеполитическое положение каганата.
3.3. Культура и быт Тюргешский каганата.
ГЛАВА 4. КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)
4.1. Состав Карлукского каганата и его территория.
4.2. Политическое положение каганата.
4.3. Культура и быт каганата Карлукского каганата.
ГЛАВА 5. ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (конец IX - начало XI вв.)
5.1. Образование Огузского государства.
5.2. Племенной состав и общественный строй огузов.
5.3. Политическое положение.
5.4. Хозяйство, помыслы и ремесла огузов.
ГЛАВА 6. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX - начало XI вв.)
6.1. Племенной состав и образование Кимакского каганата.
6.2. Общественный строй каганата.
6.3. Политическое положение каганата.
6.4. Культура, хозяйство и ремесла кимаков.
Введение

В течение многих веков тюркоязычные племена прошли различные этапы исторического формирования и развития.
В общем, история Казахстана средних веков делится на три основных периода. Первый охватывает историю Казахстана в начале средних веков (VI-IX вв.). Второй - историю Казахстана середины средних веков (X-XIV вв.). Третий - историю создания единого Казахского государства (XV-XVII вв.).
В первый период на современной территории нашей страны существовали Тюркский, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский, Огузский и Кимакский каганаты. Каждое из этих государств имело самобытную культуру, в этом мы можем убедиться, изучив их внутреннее и внешнее политическое полажение, социально-экономическое и культурное развитие.
Если при Тюркском каганате были установлены внешние связи с Византией и Персией, то при Тюргешском каганате они были развиты и с Китаем. Такой факт свидетельствует о том, что в первый период средних веков феодальные государства, существовавшие на территории Казахстана, уже активно развивали международные связи. Подобные связи способствовали не только усилению взаимопонимания и сотрудничества между ними, но и оживлению торговли.
А возникновение и развитие городской жизни ускорило процесс перехода к оседлости различных тюркских племен, что привело в свою очередь к появлению повсеместно на территории Казахстана городских и сельских поседений. В итоге это повлекло за собой развитие городской культуры, то есть торговли, ремесел, искусства.
Тюркский каганат (552-603 гг.)

1.1. Образование тюркского каганата.

В I тысячелетие происходит изменение этнической среды в евразийском регионе, здесь все более начинают преобладать тюркоязычные племена. Одним из первых феодальных государств, существовавших в раннем средневековье на территории Казахстана, был Тюркский каганат. Этноним “тюрк” в китайских источниках летописях известен с 542 года. Китайцы считали тюрков потомками сюнну. В VI веке наименование “тюрк” получает широкое распространение и означает союз племен, сложившихся на Алтае.
А само появление государственности тюрков историки относят к 552 году. Об этом в древних летописях говорится: ”В 545 году к тюркскому правителю прибыл посланник китайского императора”. Целью визита было установление отношений между двумя правителями. В это время тюркские племена вели борьбу против господства жужжаней (авар). Тюркский каган Бумынь стремился освободиться от власти Жужжанского ханства, во главе которого стоял каган Анагуй. Тюркский каганат постепенно усиливался, в середине VI века тюркские племена, заключили союз с китайцами, искали повод для войны с Жужжанским каганатом. В 552 году каган Бумынь совершил поход против жужжан и наголову разбил его войска. Опозоренный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством. После этой крупной победы Бумыню был присвоен титул “елхан” - “всенародный хан”. Однако он умер в конце 552 года и его место занял его сын Кара-Еске, который также скоро умирает при загадочных обстоятельствах.
Несмотря на поражение, Жужжанский каганат неоднократно организовывал походы против тюрков, но все они окачивались без результатно.
А при тюркском кагане Мукане осенью 553 года жужжании потерпели ещё одно поражение. После чего Жужжанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи. Затем на севере покорили земли кочевых племён, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке - вплоть до китайской реки Хуанхэ, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.
В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на 2 государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Так, например, только одна часть разделенного Китая ежегодно предносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому после смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими частями Китая поддерживал тесные взаимосвязи. Это свидетельствует о том, насколько сильно было политическое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е года.
После покорения соседних племён на востоке тюрки стали совершать завоевательный походы на запад. Таким образом, к 555 году они захватили земли до Аральского моря, не встретив не какого сильного сопротивления. За короткое время тюрки завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, от Ташкента до Сырдарьи.
В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную территорию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и превратился в могущественную державу по своему политическому положению.
1.2. Население, быт и культура тюрков.
Основное население Тюркского каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле. Сюдя по китайским летописным источникам, от названия “теле”, в последствие произошло название “тюрк”. Среди тюркоязычных племён в состав населения Тюркского каганата входили более 30 племён теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.
Основным видом хозяйства тюрков было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как - Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья. Традиционно выращивалось четыре вида скота.
В историческом памятнике “Письмена Культегина” встречаются сведения и о городских поселениях. Это доказательство того, что с момента вторжения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях, и часть из них стала переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельствуют об этом найденные при археологических раскопках в Жетысу, В Южном Казахстане остатки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зимовок - кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на территории близ современного города Тараз.
Культура любого народа тесно связана со спецификой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни хозяйство тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходимость создания юрты, приспособленной к кочевому образу жизни. Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. Поэтому они особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, подковы, нагрудник и др.
Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания трупов, захоранивали, позднее, с VIII века, умерших начали хоронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронения в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.
Научно доказано, что погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очищение души человека происходит через огонь. А погребение вещей с умершим было связано с верой о потребности их использования в загробном мире.
Западно-Тюркский каганат (603-704гг.)

2.1. Образование и территория Западно-Тюркский каганат.

Занимавший огромную территорию, Тюркский каганат не смог превратился в единое централизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. В 581 году в каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы. В 603 году он разделился на две части - Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты.
После распада Тюркского каганата на 2 части в 603 году начался процесс размежевания их границ. Западно-Тюркский каганат занимал территорию на юго-востоке, начиная от рек Или и Чу, на северо-западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей и зимней ставкой кагана являлся город Суяб, расположенный на берегу реки Чу.
Основной этнополитический костяк каганата составляли “десять племён” - “он ок будун”. В состав “десяти племён” входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, киргизы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.
2.2. Политическое и социальное положение.
Первым правителем кагана был Тардуш (Дато). Политическое господство Западно-Тюркского каганата особенно усилилось в период правления кагана Шегу (610-618 гг.) и кагана Тона (618-630 гг.). Каган Шегу расширил границы на востоке до Алтая, на западе достигли реки Тарим и предгорий Памира. Каган Тон с целью захвата новых земель совершал военные походы в западном направление. Он заново реформировал систему правления в Средней Азии, и назначал из числа местных жителей сборщиков налогов, присваивал им должность “селиф”. Надзирали над селифами его войны. Чтобы держать в полном подчинение крупные города, каган прибегал к различным методам. Например, с целью закрепления под своим подчинением города Самарканда, Тон выдал свою дочь замуж за его правителя и объявил его своим заместителем (наместником). Многих местных правителей он назначал подобным образом. Такая тактика правления укрепляла политическое и экономическое положение каганата.
Под “он ок будун” подразумевается господствующая система правления племён нушеби и дулу. Подобная система правления не только не способствовала укреплению власти, но даже ослабляла её. Так как борьба за власть между племенами разгорелась ещё сильнее. Одна из таких воин между племенами длилась продолжительное время с 640 по 657 года. Своевременно воспользовавшись ослаблением каганата из-за междоусобиц, в 659 году китайские войска вторглись в Жетысу. Войска , собранные из тюркских племён, неоднократно поднимались на борьбу с китайскими завоевателями , но всякий раз терпели поражения. Лишь в конце VII веков под предводительством вождя племени тюргешей Ушлика был совершен ряд удачных походов против Танской империи. Эти победы привели к закреплению роли племён тюргешей среди других племён и открыли путь к образованию Тюргешского каганата.
В результате кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили своё государство в Монголии.
Система правления каганатом носила патриархально-феодальный характер. Абсолютная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Нижестоящая ступень власти находилась в руках представителей знати, назначенных каганом. Третья ступень власти была сосредоточена у представителей знати из рода самого кагана. Им присваивались титулы ябгу, шад, елтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли “кара будуны”, что равносильно понятию “простонародье”. В кагане существовала повинность “кровного долга”, по которому выделялись люди для прохождения обязательного военной службы. В тюркском обществе бытовало выражение “без татов не бывает тюрков”, под татами имелось ввиду оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, они считались подчиненными или вассальными людьми. Кроме того, в Тюркском каганате существовало рабовладение, в рабы попадали люди из числа военнопленных.
2.3. Культура и быт каганата западных тюрков.

Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой. Главным видом хозяйства являлось скотоводство, основанное на сезоном выпасе скота. Обедневшие люди, не имевшие скота, занимались земледелием. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Стали бурно развиваться города Испиджаб, Тараз, Алмалык и др. Появление множество поселений вокруг этих городов свидетельствует о заметном развитие оседлого образа жизни. Это привело к дальнейшему развитию ремёсел.
Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. Согдийцы в основном занимались торговлей, ремеслами и земледелием. В начале VII века тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлости.
Росту городов способствовали отношения с такими развитыми странами Малой Азии, как Иран и Византия. Такие отношения прежде всего отражались на развитие торговли. Вдоль Великого Шелкового Пути в Жетысу тюрки были вовлечены в активную международную торговлю. О том, насколько была развита торговля шёлком на территории каганата, можно проследить по записи китайского путешественника, монаха Сюань Цзяня, побывавшего в начале VII века в ставке кагана: “Каган был одет в халат из зеленого шелка. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами ”.
Торговля в большинстве своем осуществлялась путем обмена товаров. Обменивались всеми видами тканей и предметами обихода. В ходе археологических раскопок тюркских захоронений найдены многие предметы, произведенные в Китае и Византии. Это говорит о тесных экономических связях Тюркского каганата с этими странами ещё в раннем средневековье.
Тюргешский каганат (704-756 гг.)

3.1. Территория и население Тюргешского каганата.

В 699 гогду вождь тюргешей Уч-Элиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть.
В 704 году племена тюргешей свергли господство западных тюрков и создали своё государство - Тюргешский каганат. Территория каганат охватывала земли, начиная с города Шаш (Ташкент) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Тюркестане. Административным центром был город Суяб.
Население каганата составляли тюрко-язычные племена. Среди них основную роль играли племена тюргешей. Первые сведенья о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. Будучи многочисленными племенами, входившими в состав левого крыла каганата ещё с VI века, тюргеши населяли обширную территорию в Чу-Илийском междуречье. Через земли их расселения проходила большая часть караванных путей в Жетысу.
Основатель тюргешской династии правитель-каган Ушлик разделил основные племена на 2 орды, на Большую и Малую орду. Ставка Большой орды находилась в городе Суяб, а ставка Малой орды - в городе Кунгит, расположенном на берегу реки Или. В самом городе и окружающей его местности жили представители племени кульгит. Все тюрко-язычные племена, входившие в состав населения каганата, находились в подчинение тюргешей. Сами Тюгеши делились на желтых (сары) и черных (кара) тюргешей. Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть в каганате.
3.2. Внутреннее и внешнеполитическое положение каганата.

Политическая власть была сосредоточена в руках кагана. Каганат был разделен на 22 административных владений. Каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тыс. воинов. С момента провозглашения Ушлика каганом он особое внимание уделял политико-административному укреплению каганата. После смерти кагана в 706 году разгорелась ожесточенная борьба за власть. Этим попытался воспользоваться каган Восточно-Тюркского каната, но к власти пришел каган Сулу (715-738гг), при его правление каганат вновь стал усиливаться. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз).
После гибели Сулу каганом стал его сын Тукарсан Кутшар. Он правил каганатом короткое время. К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами. Из-за такого противостояния, длившегося 20 лет, каганат сильно ослаб и в политическом, и в экономическом плане. Воспользовавшись этим, правители Китайской империи направили свои войска в города Куш и в Жетысу, затем в 748 году захватили город Суяб. В 751 году у города Атлах близ Тараза тюргешско-арабские войска нанесли сокрушительное поражение китайским войскам. После этого уцелевшие китайцы навсегда ушли из Жетысу.
После таких потрясений, умело используя создавшуюся обстановку в каганате, в 749-753 годах тюргешский тархан Жыпыр захватил власть кагана в свои руки. Однако его усилия улучшить политическое и экономическое положение в каганате ни к чему не привели. В результате этого Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племён, принимавшие участие в Атлахских сражениях, воспользовались этим, в 756 году свергли тюргешского хана и захватили власть в свои руки.
3.3. Культура и быт Тюргешский каганата.
Хозяйство тюргешешей в основном было основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота на диких животных для представителей знати была развлечением, а для бедных источником существования.
Тюргешском каганате заметное развитие получила торговля. Основной причиной этого было то, что через каган проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись такие города, как Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Судя по находкам, обнаруженных в ходе археологических раскопок, в каганате чиканели свои монеты (на монетах имеются надписи “деньги Тюргеш-кагана” или “деньги тюркского кок-хана”, они были выполнены согдийскими письменными знаками). Несмотря на недолгое существование, каганат мог организовать выпуск собственных монет и активно наладить международные связи, что благоприятно сказывалось на экономическом и культурном развитии каганата.
Карлукский каганат (756-940 гг.)

4.1. Состав Карлукского каганата и его территория.

Сведения о карлуках, входивших в состав племён тиреков, встречаются в письменных памятниках V века н.э. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя - булак - населяет подножия Алтайских гор. Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются в арабо-персидских исторических источниках. В них карлуков называют древними тюрками. По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племён, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокерин и тухси.
Основными местами расселения кар и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.