На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Этапы внутренней политики России второй половины XIX века. Александр II, Александр III: личности и стили управления. Государственный аппарат в эпоху реформ и контрреформ. Органы местного самоуправления и управление национальными окраинами в XIX веке.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 01.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ПЛАН

Введение
Александр II: личность и стиль управления
Александр III как государственный деятель
Изменения в государственном аппарате в эпоху реформ и контрреформ
Органы местного самоуправления
Управление национальными окраинами в XIX веке
ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина XIX в. стала важным этапом в развитии российской государственности. Феодально-крепостнический строй к середине XIX в. полностью исчерпал все свои ресурсы. Стала пробуксовывать созданная Николаем I бюрократически-полицейская система управления. Усиление реакционного курса во внутренней политике не снизило нарастание антиправительственных настроений в обществе. Отставание от передовых капиталистических стран в экономической и социально-политической сферах привело к сокрушительному поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.). сменивший Николая I в феврале 1855 г. новый император Александр II (1855-1881 гг.) отчётливо понимал необходимость либеральных реформ в различных областях государственной и общественной жизни. Кредо его царствования стала знаменитая фраза: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». Цель преобразований в государственном аппарате заключалась в том, что приспособить систему государственного управления к потребностям капиталистической модернизации страны.
Во внутренней политике России второй половины XIX в. выделяются два этапа:
Первый этап - подготовка и осуществление реформ 1860 -1870-х гг. - был связан с деятельностью императора Александра II и так называемых либеральных бюрократов, сторонников реформ из рядов чиновничества;
Второй этап - этап контрреформ - начался после трагической гибели Александра II и прихода к власти его сына Александра III (1881-1894 гг.) и характеризуется усилением консервативных тенденций во внутренней политике самодержавия, частичным пересмотром реформ предыдущего царствования.
АЛЕКСАНДР II: ЛИЧНОСТЬ И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Александр II вступил на престол 19 февраля 1855 г. в возрасте неполных 37 лет. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. Его наставником, осуществлявшим общий надзор за воспитанием и образованием, был назначен поэт В.А. Жуковский. Стремившейся привить будущему императору уважение к закону, неприятие деспотизма, понятие высокой нравственной ответственности за судьбы страны, умение шагать в ногу со временем. Александр получил разностороннее образование: юридические науки ему преподавал М.М. Сперанский, историю, географию и статистику - К.И. Арсеньев, финансы - Е.Ф. Канкрин, военное дело - Г.В. Жомини, дипломатическое искусство - Ф.И. Бруннов. Обучение завершилось путешествием по России (1837 г.) и поездкой по Европе (1838-1839 гг.). Николай I охотно привлекал цесаревича к государственному управлению: так, в 1842 г., во время длительного отъезда императора из столицы, на Александра возлагалось решение всех государственных дел, в 40 - 50-х гг. XIX в. он председательствовал в различных секретных комиссиях, рассматривающих по поручению Николая I вопросы внутренней и внешней политики, в годы Крымской войны являлся военным губернатором Петербурга.
Александр II пришёл к власти в сложной обстановке военного поражения и общественно-политического подъёма. Своё царствование он начал с объявления амнистии декабристам, польским повстанцам и петрашевцам. Одним из примечательных явлений стала гласность, правда, весьма дозированная. С конца 50-х гг. XIX в. пресса начала превращаться в важный политический фактор: на её страницах активно обсуждались проблемы общественной и государственной жизни страны. Желая быть в курсе общественных настроений, Александр II повелел перепечатывать для себя издававшийся в Лондоне герценовский «Колокол». Постепенно на важнейших государственных постах оказываются представители реформаторской группировки «либеральных бюрократов»: братья Н.А. и Д.А. Милютины, А.В. Головнин, С.С. Ланской, Я.И. Ростовцев, А.П. Заблоцкий - Десятовский, Д.Н. Замятнин, М.Х. Рейтерн, В.А. Татаринов и др. Большое влияние на государственные дела, особенно в первые годы правления, оказывал брат императора великий князь Константин Николаевич, считавшийся главой этой группировки.
Вместе с тем современники отмечали, что Александр II не отличался твёрдой волей в политических делах, нередко перекладывал ответственность за принятие политических решений на своё окружение. Результатом подобного стиля управления стало возрождение института временщиков. Во второй половине 60 - первой половине 70-х гг. XIX в. таковым становится шеф корпуса жандармов и главный начальник Третьего отделения Собственной Е.И.В. канцелярии П.А. Шувалов, прозванный современниками за высокомерие и властность «Петром IV», в начале 80-х гг. XIX в. - М.Т. Лорис-Меликов, наделённый диктаторскими полномочиями для искоренения революционного движения в стране. Периоды энергичного реформаторства сменялись у Александра II периодами колебаний и движения вспять. Подобная непоследовательность вела к разочарованию в обществе итогами реформ. Способствовала росту революционных настроений.
Александр II стал первым российским монархом, на которого в буквальном смысле этого слова была развёрнута охота со стороны радикального настроения кругов.
В апреле 1866 г. в него стрелял член ишутинского кружка Д.В. Каракозов, в июне 1867 г. - польский эмигрант А. Березовский, в апреле 1879 г. - землеволец А.К. Соловьёв. В августе 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» принял решение об убийстве Александра II. Два покушения, организованные народовольцами - подрыв царского поезда под Москвой в ноябре 1979 г. и взрыв С.Н. Халтурина в Зимнем дворце в феврале 1880 г., - не достигли цели, однако третье покушение, организованное С.Л. Перовской, привело 1 марта 1881 г. к трагической гибели царя-реформатора.
Первой и самой главной реформой Александра II стала отмена крепостного права в 1861 г. Активная подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г., когда был образован Секретный комитет по крестьянскому делу. Главой комитета стал А.Ф. Орлов, в прошлом главный начальник Третьего отделения Собственной Е.И.В. канцелярии и шеф корпуса жандармов. В отличие от предшествующих крестьянских комитетов деятельность Секретного комитета развернулась в условиях большей гласности. С конца 1857 г. началось создание губернских комитетов по крестьянскому делу, в связи с чем Секретный комитет в феврале 1858 г. было решено преобразовать в Главный комитет по крестьянскому делу. В феврале 1858 г. для обобщения проектов об отмене крепостного права, поступивших от губернских комитетов, при Главном комитете были учреждены редакционные комиссии. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». По этим правовым актам крестьяне получали личную свободу и общегражданские права и закрепляли за собой земельный надел на правах пользования. Одновременно создавались органы местного крестьянского самоуправления.
Отмена крепостного права инициировала проведение других реформ. Новый университетский устав (1863 г.) предоставил университетам довольно широкую автономию в решении учебных, научных и административно- финансовых вопросов, включая выборность ректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Школьная реформа (1864 г.) утвердила принцип всесословности при получении среднего образования. «Временные правила о печати» (1865 г.) освобождали газеты и журналы от предварительной цензуры. Военной реформой предусматривалось введение нового военно-административного деления - на военные округа (1862-1867 гг.) и замена рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью (1874 г.).
Но наиболее важное влияние на систему государственного управления оказали земская (1864 г.), городская (1870 г.) и судебная (1864 г.) реформы. Так, земская и городская реформы привели к созданию всесословных органов местного самоуправления: земских учреждений в губерниях и уездах, дум и управ в городах. Самой последовательной из реформ оказалась судебная, провозгласившая буржуазно-демократические принципы судоустройства и судопроизводства:
- независимость и отделение суда от администрации; равенство всех перед судом;
- введение институтов присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов);
- установление прокурорского надзора;
- создание более чёткой системы судебных инстанций.
Реформы 1860 -1870-х гг., несмотря на их ограниченность и половинчатость, имели очень важное значение для развития страны и означали первый крупный шаг по пути к буржуазной демократии.
Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. вновь пробудили в обществе интерес к проблеме конституционализма. Первоначально конституционное движение развернулось в недрах дворянских собраний, затем, по мере становления земства, его центр переместился в земские учреждения. В земских адресах и ходатайствах, обращённых к верховной власти, нередко содержалось пожелание увенчать реформы конституцией и создать представительное законодательное учреждение. Со временем земское конституционное движение превратилось в значительный фактор общественно-политической жизни страны, оказывало серьёзное влияние на настроения, царившие в правящих кругах, подталкивало к выступлению с конституционными проектами высших государственных чиновников. Однако правительственный конституционализм эпохи реформ так и не достиг масштаба и уровня конституционализма первой четверти XIX в.: он носил более умеренный характер. А само содержание конституционных проектов не выходило за рамки предложений о привлечении выборных депутатов с мест к участию в законотворческом процессе.
Авторами правительственных конституционных проектов периода царствования Александра II были государственные деятели, призванные по должности охранять политический и общественный строй империи. Появились же эти проекты, как правило, в периоды обострения политической обстановки в стране. В 1863 г., во время студенческих волнений и польского восстания, министр внутренних дел П.А. Валуев выступил с предложением реформы Государственного совета. Инициатива шефа жандармов П.А. Шувалова о создании выборной комиссии по разработке законопроектов хозяйственного характера совпала по времени с организованным в 1874 г. народниками «хождением в народ».
Под воздействием социально-политического кризиса рубежа 70 - 80-х гг. XIX в. в правительственных кругах в 1880 г. появился проект о созыве представительного собрания, к работе которого планировалось привлечь депутатов от земств и городов. Его автором был М. Т. Лорис-Меликов, назначенный незадолго до этого министром внутренних дел. «Конституция Лорис-Меликова» (такое название получил этот документ) была одобрена Александром II утром 1 марта 1881 г. На 4 марта было назначено заседание Совета министров для окончательного утверждения лорис-меликовского проекта. Но убийство Александра II народовольцами, случившееся по иронии истории в тот же день - 1 марта 1881 г., перечеркнуло эту весьма умеренную попытку создать высшее представительное учреждение в России.
Последний всплеск правительственного конституционализма приходится на время правления Александра III. В 1882 г. министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, заручившись поддержкой славянофильской общественности, предложил создать сословный представительный орган наподобие Земского собора и наделить его законосовещательными полномочиями. Этот проект также не был реализован.
АЛЕКСАНДР III КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Великий князь Александр Александрович был вторым сыном императора Александра II и потому с детства готовился не к управлению страной, а к военной карьере. Наследником престола он стал в 1865 г. после неожиданной смерти старшего брата великого князя Николая Александровича. Только с этого времени он стал получать фундаментальное образование, но наверстать упущенное, несмотря на прилежание и трудолюбие цесаревича, в полной мере так и не удалось.
Политические взгляды Александра III сформировались под воздействием К.П. Победоносцева, которому удалось привить будущему императору консервативно-монархическую систему ценностей, приверженность к принципам неограниченного монархизма, религиозности и русофильства. Не сочувствуя либерально-реформаторской политике отца, Александр III в бытность свою наследником престола открыто ей не оппонировал. Став императором и считая реформы предыдущего царствования политической ошибкой, он полагал, что ещё большей ошибкой будет возращение к дореформенным порядкам. Поэтому в основе его политики контр реформ лежало стремление не к ликвидации либеральных учреждений эпохи Александра II, а к установлению над ними бюрократического контроля со стороны государственных структур.
Особо следует подчеркнуть миролюбивый характер внешней политики императора Александра III. Он оказался едва ли ни единственным российским монархом, при котором Россия не принимала участия в военных конфликтах, и потому вошёл в историю страны как царь-миротворец.
Потрясённый убийством отца и испытывая давление со стороны реакционной части своего окружения, прежде всего обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, Александр III начал своё правление с отклонения проекта М.Т. Лорис-Меликова о создании высшего представительного учреждения и отправил либеральных министров, задававших тон в предыдущее царствование, в отставку, 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия», положивший начало политике контрреформ.
В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно ему любая местность могла быть объявлена министром внутренних дел на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Это давало право местным властям издавать обязательные постановления, закрывать торгово-промышленные и учебные заведения, запрещать собрания и деятельность органов печати, высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке. Положение вводилось сроком на три года, но периодически продлевалось и действовало до 1917 г., что позволило современнику назвать его «фактической российской конституцией» (В.И. Ленин).
В 1882 г. была ужесточена цензура. Право закрывать печатные издания получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. В 1884 г. ликвидируется университетская автономия, одновременно ужесточается полицейский контроль над студентами. В 1887 г. в соответствии с циркуляром о «кухаркиных детях» введены ограничения на приём в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. Был принят ряд мер, направленных на пересмотр судебных уставов: ограничена несменяемость судей (1885 г.) и гласность судопроизводства (1887 г.), некоторые категории дел, прежде всего политические, были изъяты из юрисдикции суда присяжных. На рубеже 80 -90-х гг. XIX в. контрреформы затронули также систему местного самоуправления: в 1889 г. появляются земские начальники, подмявшие под себя крестьянское общинное самоуправление, в 1890 г. проведена земская, а в 1892 г. - городская контрреформы. Итогом правительственных мер стало ограничение самостоятельности земств и органов городского самоуправления.
Стабилизация государственного и общественного строя, достигнутая на путях политики контрреформ, могла носить только частичный характер. Что полностью подтвердилось бурными политическими события и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.