На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Характеристика римских народных собраний. Сенат как высший орган Римской республики, его структура, права и функции. Магистраты как носители исполнительной власти. Общественный строй древнего Рима: патриции, клиенты, плебеи. Реформа Сервия Туллия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 20.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Государственный и общественный строй Древнего Рима
1.1 Сословно-классовое деление
1.2 Органы государственного управления. Народные собрания
1.3 Сенат
1.4 Магистраты
1.5 Служители
2. Общественный строй
2.1 Общественный строй древнейшего Рима. Патриции
2.2 Клиенты
2.3 Плебеи
2.4 Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия
Заключение
Список используемой литературы
Введение

Коренное население Рима, сложившееся в результате синойкизма латинской и сабинской общин и испытавшее известное влияние этрусков, образовало «римский народ», или патрициев. Последний термин происходит от слова отец и означает «отцовские», «имеющие отцов». Это название показывает, что древнейший римский «народ» жил на основе отцовского, то есть патриархального, семейного права, так как только при нем появляются законные отцы, и у этих последних - законные сыновья. Действительно, мы знаем из источников, что патрицианская семья была типичной патриархальной семьей: отец семейства обладал неограниченной властью над всеми домочадцами, вплоть до того, что он мог их продать в рабство или казнить.
У древнейших патрициев был еще силен родовой строй. Согласно традиции, существовало 300 патрицианских родов. У них были общие родовые имена (Юлии, Клавдии, Марции и др.), сохранились следы родовых культов и родовых кладбищ. Членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак (экзогамия).
Источники рисуют следующую схему родовой организации патрициев: они делились на 3 трибы, триба - на 10 курий, курия - на 10 родов, род - на 10 семейств. Такое правильное числовое соотношение заставляет предполагать, что первоначальная родовая организация впоследствии была искусственно перестроена в военных целях. Курии имели религиозное и политическое значение. Каждая курия возглавлялась старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении для совершения религиозных обрядов и решения общих вопросов.
В римских источниках отразилось древнее наследственное право патрициев, согласно которому имущество умершего должно было оставаться в его роде. Это говорит о том, что когда-то протолатинские и протосабинские роды были родовыми общинами, то есть все члены их сообща владели имуществом и вели общее хозяйство. Но в дальнейшем эти родовые общины превратились в соседские, то есть территориальные общины. В них роды перестали быть реальными хозяйственными единицами, сохранив военные, религиозные и некоторые бытовые функции. Реальной хозяйственной единицей полностью стала семья. Однако по отношению к земле прежняя общность имущества сохранилась: собственником земли была община в целом, а входящие в нее семьи только владели ею.
Цели исследования заключались в постановке и критическом анализе проблемы, связанных с данной темой.
В соответствии с проблемой и целью исследования решались следующие задачи:
1. Исследовать историю развития Древнего Рима.
2. Показать роль и значение государственного и общественного строя Древнего Рима.
Объект исследования - государственный и общественный строй Древнего Рима.
Предмет исследования - государственный и общественный строй Древнего Рима.
Методология и методика исследования: в основу положены методы сравнительного анализа, функционального и системного подхода, критического анализа и синтеза.
Практическая значимость исследования: данная работа позволяет расширить круг знаний по теме. Изучены труда таких ученых, как: Ковалев С.И., Нерчинский К.Н., Медведев В.И и другие.
1. Государственный и общественный строй Древнего Рима

1.1 Сословно-классовое деление

У римской республики не было писаной конституции. Основной закон Римского государства слагался частью из отдельных конституционных законов, принятых в разное время, частью из конституционной практики, вошедший в обычай.
Так как Римская республика была рабовладельческим полисом, то все ее население распадалось на свободных и рабов. Раб являлся не субъектом, то есть носителем права, а только объектом его.
При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства, то есть раба, которого рабовладелец может продать, купить и даже убить. В «Дигестах», позднем римском законодательном памятнике, читаем: «Что касается права граждан, то рабы считаются ничем». Свободные в свою очередь, делились на римских граждан и свободных не граждан. Эти последние состояли из не имевших гражданских прав италиков, из иностранцев, находившихся под покровительством Рима, и, позднее, из свободных жителей провинций (провинциалов).
Только римские свободнорожденные граждане, то есть родившиеся от брака римских граждан или от римской гражданки, не состоявшей в браке, обладали всей полнотой гражданских прав.
Эти права слагались из права голосовать, в народном собрании, права быть избранным на любую государственную должность, права собственности, права вступать в законный брак, права заключать сделки, права служить в войске и др. Вольноотпущенники (либертины), то есть бывшие рабы, отпущенные на свободу, обладали ограниченной правоспособностью (например, не могли быть избранными на высшие государственные должности).
Нобилитет, или сенаторское сословие, юридически не пользовался никакими особыми политическими правами по сравнению с остальными свободнорожденными. У нобилей были только некоторые почетные права бытового характера. Например, только нобили могли выставлять у себя в доме восковые маски предков (эти маски несли также на похоронах), нобили занимали передние места в театре и пр.
В III в. до н.э. из свободных начало выделяться сословие всадников. По сервианской конституции, всадниками называли самых богатых людей первого разряда, служивших в коннице. Но со второй половины III в. всадничество начинает превращаться в особое сословие. Всадники перестают служить в кавалерии, которая теперь набирается из союзных с Римом племен, и только поставляют высших офицеров для пехоты и концы.
В это же время для всадников устанавливается высокий имущественный ценз, в девять раз превышающий ценз первого разряда, то есть 1 миллион ассов, или 400 тысяч сестерциев.
В 218 г. сенаторам было запрещено вести крупные торговые операции, и поэтому в руки всадников перешли финансовые дела: торговля, откупа и пр. Всадническое сословие стало римской денежной аристократией, получившей и некоторые бытовые отличия, право носить золотое кольцо на руке и тунику с узкой красной полосой на груди, а также право сидеть в театре позади сенаторов. Хотя всадники политически были совершенно равноправны с сенаторами, но фактически нобили почти не допускали всадников к управлению государством.
Что же касается старых сословий - патрициев и плебеев, то хотя некоторые различия между ними продолжали существовать (например, народные трибуны могли избираться только из плебеев; среди нобилитета различались патрицианские и плебейские роды), но политически разница между ними исчезла. В бытовом отношении плебеев в качестве простого народа стали противопоставлять земельной и денежной аристократии - сенаторам и всадникам.
1.2 Органы государственного управления. Народные собрания

В римской республике существовало три вида народных собраний, или комиций: куриантные, центуриантные и трибутные. Самыми древними на них были куриантные комиции, когда-то единственный вид народных собраний патрициев. С появлением центуриантных и трибутных комиций, куриантные собрания потеряли всякое реальное политическое значение. За ними остались чисто формальные функции вручать «империй», то есть верховную исполнительную власть, магистратам, избранным в центуриантных комициях.
Кроме того, в куриантом собрании решались вопросы об усыновлении граждан. Насколько формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было тридцати ликторов и трех жрецов - авгуров.
Центуриатные комиции появились, согласно традиции, в результате реформ Сервия Туллия и долго после этого служили высшим видом народных собраний. Они возникли первоначально как сходка городского ополчения и все время сохраняли военный характер.
Так, центурные комиции должны были собираться за чертой города, в так называемом Марсовом поле. Созывать их и председательствовать на них могли только высшие должностные лица, обладавшие военным империям: диктаторы, консулы, преторы. Голосование происходило сначала в центуриях, а затем подсчитывали общее число центурий, голосовавших за или против. Так как всего центурий было 193, то голосование прекращалось, если первые 97 центурий голосовали одинаково.
По реформе центуриатных комиций, произведенной в 241 г. до н.э. количество центурий в каждом разряде было установлено одинаковое, и общее количество их было доведено до 373. Теперь абсолютное большинство составляли 187 центурий.
Первоначально все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. Но после того как народные собрания по трибам получили общегосударственный характер, законодательные функции перешли к ним. Центуриатные комиции служили высшей инстанцией при объявлении войны и заключении мира; они выбирали самых высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров; наконец, центуриатные комиции разбирали все уголовные дела, когда обвиняемому грозила смертная казнь или изгнание.
Трибутные комиции, окончательно вошедшие в практику политической жизни после 287 г. до н.э., были наиболее демократическим видом римских народных собраний, так как для участия в них не требовалось ценза. Обычно они созывались на форуме. Голосование происходило таким же способом, как и в центуриатных комициях, то есть сначала голосовали в трибах, а потом подсчитывали общее число триб, голосовавших за или против.
Абсолютное большинство давали 18 триб, голосовавших одинаково11 Ковалев С.И. Очерки истории Древнего Рима. Учебное пособие - М.: Просвещение, 1999. С. 38.
После 287 г. к трибутным комициям перешли законодательные функции. Кроме того, народное собрание по трибам разбирало уголовные дела, в которых обвиняемому грозил крупный штраф (3020 весов и выше), и выбирало квесторов, эдилов и низших должностных лиц. Плебеи в собраниях по трибам продолжали выбирать своих должностных лиц; народных трибунов и плебейских эдилов. Впрочем, фактически разницы между трибутными комициями и собранием плебса по трибам не было, так как в этом и другом собрании принимало участие подавляющее большинство граждан.
В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в рабовладельческом обществе.
В то время как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать давление на рядовых избирателей.
Только во второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосование. К этому нужно добавить, что у римских народных собраний не было права законодательной инициативы, то есть ни одно предложение, ни один законопроект не могли быть выдвинуты самим собранием. Комиции могли голосовать только те предложения, которые вносились тем магистром, который данное собрание созвал и на нем председательствовал. Вносимых предложений нельзя было ни обсуждать, ни изменять: текст предложения можно было только принять или отвергнуть целиком. Их обсуждение производилось предварительно, на особых сходках.
Таким образом, сама организация римских народных собраний имела недемократический характер. Следует добавить, что центуриатные комиции были основаны на цензовом принципе. Даже после их реформы в 241 г. до н.э. большая часть центурий принадлежала состоятельным элементам, так как абсолютное большинство давали голоса всадников, первого, второго и части третьего разрядов. Что же касается трибутных комиций, то в них 4 голоса городских густонаселенных триб всегда оказывались в меньшинстве по сравнению с 31 голосом сельских триб, имевших по сравнению с городскими плотное население.
К этому нужно добавить, что сельское население было менее организованно и легко могло подпасть под влияние реакционной земельной знати11 Ковалев С.И. Очерки истории Древнего Рима. Учебное пособие - М.: Просвещение, 1999. С. 40.
1.3 Сенат

До 30-х годов II в. до н.э., то есть до начала гражданских войн, сенат фактически был высшим органом Римской республики. До времен Суллы (конец 80-х годов до н.э.) сенат состоял из 300 членов. С последней четверти IV в. до н.э. (закон Овиния) назначать сенаторов стали цензоры. Каждые пять лет они пересматривали список сенаторов и назначали, как правило, из числа бывших магистратов новых членов взамен выбывших. Цензоры также имели право вычеркивать из списка тех, кто по тем или другим основаниям казался им не соответствующим званию сенатора.
Сенаторы распределялись по рангам, в зависимости от того, какую последнюю магистратуру они занимали. На первом месте стояли бывшие диктаторы, консулы, преторы, цензоры; за ними шли бывшие народные трибуны и квесторы; на последнем месте стояли сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры. Старший, самый уважаемый сенатор, имя которого стояло первым в списке, назывался «принцепс сената».
Созывать сенат и председательствовать в нем могли диктаторы, консулы, преторы и, позднее, быть может, также и народные трибуны.
Председательствующий докладывал сенату существо вопроса и иногда предлагал проект сенатского решения. Если вопрос казался бесспорным, сенат мог прямо перейти к голосованию, которое происходило посредством отхода членов сената в ту или другую сторону. В случае спорного вопроса начинались прения, которые происходили путем опроса председателем каждого сенатора, порядок опроса определялся принадлежностью к тому или иному рангу.
Заседания сената должны были происходить между восходом и закатом солнца; для их правомочности определенного кворума, как правило, не требовалось; время ораторов не ограничивалось11 Всемирная история: в 12 т. Т. 3. М.: 1993. С. 358.
Сфера компетенции сената была очень широка. До 339 г. до н.э. все постановления народного собрания должны были утверждаться сенатом. После этого года, согласно закону диктатора Публилия Филона, для решений народного собрания требовалось предварительное одобрение сената.
Сенату принадлежало право, в случае тяжелого внешнего или внутреннего положения государства, объявлять чрезвычайное положение. Это делалось или путем назначения диктатора, или, позднее, посредством вручения консулам особых полномочий: «Пусть консулы наблюдают, чтобы Республика не потерпела какого-нибудь ущерба»11 Всемирная история: в 12 т. Т. 3. М.: 1993. С. 364. Этой формулой сенат облекал консулов диктаторскими правами.
Сенату принадлежало руководство всей внешней политикой Рима: сенат отправлял посольства в другие страны и принимал иностранных послов, вообще, ведал всеми дипломатическими актами. Хотя право объявлять войну и заключать мир принадлежало народному собранию, но сенат вел всю подготовительную работу, определяя решения комиций в нужном ему направлении.
В руках сената было сосредоточено высшее руководство военными делами: он определял сроки набора в войска, количество и состав войсковых контингентов; сенат выносил решение о роспуске войска.
Под наблюдением сената происходило распределение войсковых соединений между военачальниками. Сенат определял общий стратегический план кампании. При наличии нескольких фронтов сенат координировал действия отдельных военачальников.
Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести полководцам.
В ведении сената находились финансы и государственные имущества: сенат составлял пятилетний бюджет, устанавливал размер налогов и категории налогоплательщиков, определял таможенные сборы, контролировал сдачу за откуп налогов и подрядов, руководил чеканкой монеты и пр.
Несмотря на наличие в Риме большого количества жрецов разных категорий, верховный надзор за культом принадлежал сенату. Это было в духе римского государственного и сакрального права, где жреческие и гражданские должности не отделялись резко одна от другой, где многие жрецы могли одновременно занимать и гражданские должности, где магистры официально занимались гаданиями, а некоторых жрецов выбирало народное собрание. Сенат мог учреждать новые праздники, вводить или запрещать новые культы, устанавливать благодарственные и искупительные моления, в важных случаях толковать знамения богов.11 Сказкина В.К. История Древнего Рима. - М.: Приор, 2001. С. 236
Хотя и сенат, как целое, не обладал судебными правами, но сенаторы имели прямое отношение к суду, так как до 123 г. до н.э. суды назначались из сенаторов, и только со времени Гая Гракха суд перешел в ведение всадников.
Таким образом, сенат являлся высшим административным и вместе с тем верховным контрольным органом государства. Но авторитет сената объяснялся не только объемом его полномочий - этот авторитет являлся также следствием его социального состава и организации. В III в. до н.э. и позднее огромное большинство сената принадлежало к нобилитету, то есть к правящей группе римского общества. В силу этого по всем принципиальным вопросам сенат, как правило, выступал единодушно.
Однородный классовый состав сената давал ему сплоченность, создавал единство его программы и тактики, обеспечивал ему поддержку самой влиятельной части рабовладельцев.
Так как сенат состоял из бывших магистров, и каждый сенатор в свою очередь в любой момент мог быть избран каким-нибудь магистратом, то таким путем создавалось тесное единство между сенатом и магистратами. Большое значение имело и то обстоятельство, что сенат был постоянно действующим органом, состав которого менялся очень медленно. Это давало сенату большой административный опыт и преемственность традиций.
Все вышесказанное объясняет нам, почему римский сенат до времени Гракхов фактически являлся высшим органом государства. Только демократическое движение до II в. до н.э. нанесло сенату первый тяжелый удар; с этого момента начинается падение его авторитета.11 Всемирная история: в 12 т. Т. 3. М.: 1993. С. 372
1.4 Магистраты

Исполнительная власть в Римской республике находилась в руках должностных лиц, магистратов.
Магистраты, сенат и народ образовывали в римской республике три главных ветви власти. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций. В республиканский период власть магистратов, все их права и обязанности исходили от государства.
Первоначально официальные должности могли занимать только аристократы-патриции. Верховная власть принадлежала двум ежегодно избиравшимся консулам, которым помогали приставленные к ним квесторы, финансовые чиновники. Борьба плебеев за политические права привела к созданию плебейских магистратур - десяти трибунов, имевших право вето даже по отношению к консулам, и двух менее значительных городских чиновников, плебейских эдилов.
Между 421 и 300 до н.э. плебеи были допущены ко всем магистратурам, прежде принадлежавшим исключительно патрициям, а также в большинство жреческих коллегий, что привело к возникновению новой служилой знати. Она вытеснила прежнюю аристократию и создала новый сенат, в который вошли представители немногих выдающихся родов, монополизировавших большую часть магистратур. Таким образом вносившие разлад в систему управления плебейские магистратуры влились в традиционные формы общественной жизни.
По состоянию на 150 до н.э. полностью развившиеся магистратуры можно разделить на курульные (консул, диктатор, претор, цензор, курульный эдил), дававшие право на почетное (курульное) кресло и считавшиеся более престижными, и менее значительные должности (квесторы, трибуны, плебейские эдилы и т.д.).
Диктатор, официальное лицо, облеченное верховной властью, избирался только в чрезвычайных ситуациях; претор являлся судьей по гражданским делам и младшим и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.