На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Описание и характер системы государственной власти и государственного аппарата СССР времен Великой Отечественной Войны, оценка места и значения в данной системе Государственного Комитета Обороны. Деятельность ГКО и основные принятые им документы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 23.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История»
по теме: «Государственный Комитет Обороны»

    Введение
    Великая Отечественная война является одним из величайших событий не только истории СССР и России XX века, но и всемирной истории. В тоже время, деятельность Государственного Комитета Обороны СССР в годы войны в трудах отечественных и зарубежных историков освещена недостаточно. Это и способствовало выбору мной темы этой работы.
    В данной курсовой работе были поставлены следующие цели:
    ? Описать систему государственной власти и государственного аппарата СССР времен Великой Отечественной Войны;
    ? Охарактеризовать место в этой системе Государственного Комитета Обороны;
    ? Описать деятельность Государственного Комитета Обороны и основные документы, принятые им;
    Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
    1. Государственный аппарат СССР в годы великой отечественной войны. Образование Государственного Комитета Обороны

    Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на Советскую страну военный удар невиданной силы. 190 дивизий, свыше 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей агрессора начали боевые действия на огромном пространстве от Черного до Белого морей.
    Война началась в крайне неблагоприятных для Советского Союза условиях. В области внешнеполитической, преимущества были на стороне агрессора. К июню 1941 года Германия оккупировала 12 стран Европы: Австрию, Чехословакию, Албанию, Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, Югославию, Грецию. Франция - великая держава - потерпела поражение за 44 дня. Итало-немецкие войска проникли в Африку и развернули наступление на Египет. Милитаристская Япония, захватив значительную часть Китая, готовилась к войне против СССР. Фашистская Германия, подчинив себе большую часть Европы и, используя ее ресурсы, обладала значительным преимуществом. Советский Союз по сути дела стоял один перед упоенным успехом врагом. В области экономической. не все вопросы подготовки к войне были решены. Только разворачивалось производство современной военной техники, новых танков и самолетов. К началу войны для укомплектования новых танковых соединений не хватало 12,5 тыс. средних и тяжелых танков, 43 тыс. тракторов, 300 тыс. автомобилей. Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1997. Стр. 24. По этой причине весьма низкой была боеспособность механизированных корпусов западных военных округов, принявших на себя главный удар противника. В области подготовки Вооруженных Сил имелись серьезные проблемы. Численность Красной Армии и Флота значительно возросла (с 1,9 млн. человек в 1939 г. до 5,4 млн. человек к июню 1941 года), однако быстрый рост новых формирований происходил без учета реальных возможностей в снабжении их вооружением, боеприпасами, средствами связи, автотранспортом. Не были завершены работы по техническому оснащению, развертыванию, организационному совершенствованию, обуче-нию Вооруженных Сил. В то же время вермахт имел двухлетний опыт войны и превосходил Красную Армию по профессиональной подготовке. В области военно-политического руководства имели место грубые просчеты в определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара, в переоценке боеспособности и степени боевой подготовки своих войск и недооценке противника. Так, 13 января 1941 года на совещании в Кремле с участием высшего командного состава Вооруженных Сил начальник Генерального штаба К.А. Мерецков заявил: «При разработке Устава мы исходили из того, что наша дивизия значительно сильнее дивизии немецко-фашистской армии и что во встречном бою она, безусловно, разобьет немецкую дивизию. В обороне же одна наша дивизия отразит удар двух-трех дивизий противника. В наступлении полторы наши дивизии преодолеют оборону дивизии противника».Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1997. Стр.28. В области духовной осознание военной опасности не было определяющим, в обществе царили пацифистские настроения, обстановка благодушия и беспечности. Несмотря на усилия по военно-патриотическому воспитанию народа, не все задачи удалось решить. Перевод сознания с мирного на военное время осуществлялся с началом войны в течение значительного периода, последнюю точку в этом процессе поставил, пожалуй, знаменитый приказ №227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!». Отрицательно сказались также необоснованные репрессии против руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства, которые привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства. Армия испытывала значительный некомплект командных и политических кадров. Так, некомплект кадров политсостава достигал в 1938 г. 29,8% штатной численности; к середине 1940 г. он все еще составлял 5,9%. Режим личной власти Сталина. К истории формирования. М., 1989. Стр. 57. В таких неблагоприятных условиях германская военная машина обрушила удар чудовищной силы на Советскую Страну. В результате неблагоприятного исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в течение нескольких недель продвинулись на 350 - 600 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, часть территории РСФСР, вышли к Ленинграду, Смоленску и Киеву. Территория СССР, занятая врагом, вскоре превысила 1,5 млн. кв. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Число советских граждан, погибших в боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских концентрационных лагерях, достигло к осени 1941 года нескольких миллионов. Над страной нависла смертельная опасность. Для организации отпора и разгрома врага партийно-государственное руководство осуществляло работу по следующим направлениям:
    ? формирование органов военно-политического управления;
    ? организация сопротивления врагу на оккупированной территории;
    ? налаживание эффективной военно-экономической деятельности;
    ? обеспечение снабжения армии и населения;
    ? организация всенародной помощи фронту;
    ? укрепление национальных отношений;
    ? военно-мобилизационная деятельность;
    ? руководство вооруженной борьбой.
В первые же дни партийно-государственное руководство страны приняло меры по организации отпора врагу. В полдень 22 июня по радио выступил нарком иностранных дел В.М. Молотов с заявлением от имени правительства. В нем содержался призыв к сплочению единству народа, к Отечественной войне. Было объявлено военное положение. Началась мобилизация военнообязанных. Были образованы Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) Вооруженных Сил СССР, Государственный Комитет Обороны, Советское информбюро, приняты постановления об охране предприятий и учреждений, формировании истребительных батальонов, о режиме рабочего времени, о создании в восточных районах новых баз авиационной и танковой промышленности.
Катастрофическое начало войны потребовало незамедлительной перестройки на военный лад политической, идеологической и экономической системы, всех звеньев партийного, государственного и хозяйственного аппарата, общественных организаций, содержания внутренней и внешней политики, образа жизни всего народа, труда и быта каждого человека. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал основным смыслом и содержанием этой перестройки.
К началу войны в ВКП(б) было около 3,9 млн. человек, объединенных в 205 тыс. первичных организаций. После чисток и массовых репрессий она на 60% состояла из людей, принятых в конце 30-х - начале 40-х годов.Политические партии России: история и современность.- М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. Стр. 462. Новое пополнение в большинстве своем было исполнено искренней веры в коммунистические идеалы. Несомненно, однако, наличие в нем значительной доли людей политически пассивных и карьеристов. Все это проявилось на деле в суровых военных испытаниях.
Партия была молодой по возрасту: 50-летний рубеж перешагнули менее 5% ее членов и кандидатов; самой многочисленной группой были 25-35-летние, которые вместе с молодежью до 24 лет составляли около 62%. 36-50-летних насчитывалось свыше трети. Женщин среди коммунистов было немногим более 15%. Там же. Партия объединяла представителей практически всех народов СССР. По социальному происхождению преобладали рабочие и крестьяне (две трети), однако по роду занятий являлись таковыми менее трети. Более 60% коммунистов были малограмотными или с начальным образованием, среднее и неполное среднее (семилетнее) образование имела лишь треть, высшее - немногим более 6% (впрочем, образовательный уровень коммунистов все же превышал уровень населения в целом). Политические партии России: история и современность.- М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. Стр. 462.
Состав партии в годы войны обновился. На смену погибшим коммунистам и выбывшим по разным причинам становились миллионы новых. Кандидатами в члены ВКП(б) вступило около 5,1 млн. человек, членами - около 3,3 млн. человек. Вступление в партию в грозное время войны выражало, прежде всего, стремление быть среди активных защитников Родины.
Структура партии представляла собой пирамиду, вершину которой образовывали ее высшие органы. А на самом верху находился Сталин. Он был главой правящей партии, председателем Совнаркома СССР и Государственного Комитета Обороны, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, наркомом обороны. Ничто не ограничивало его единовластия.
Лица из ближайшего окружения Сталина, входившие в состав высших органов партии, концентрировали в своих руках власть, не только партийную, но и законодательную, исполнительную, военную, гражданскую. Так, В.М. Молотов - член политбюро, заместитель председателя Государственного Комитета Обороны и Совета Народных Комиссаров СССР, нарком иностранных дел, член Ставки ВГК Л.П. Берия - кандидат в члены политбюро, заместитель председателя Совета Народных Комиссаров, член Государственного Комитета Обороны, нарком внутренних дел. Г.М. Маленков - кандидат в члены политбюро, член оргбюро, секретарь ЦК, начальник управления кадров ЦК, член Государственного Комитета Обороны. Назначая на высшие посты в партии и государстве «своих» людей, Сталин как бы сжимал власть в одном кулаке, обеспечивая свою личную диктатуру.
Политическая система, в основе которой лежала строго централизованная структура партийно-государственных органов, еще в довоенное время накопила опыт функционирования в чрезвычайных уровнях. За много лет до войны были свернуты любые формы коллективного руководства, искоренены плюрализм мнений и инакомыслие. Усилия народа концентрировались на решении очередных народнохозяйственных задач, на преодолении реальных или искусственно создаваемых трудностей. В военной обстановке метод приказа и безусловного подчинения завершил процесс складывания тоталитарной, командно-административной системы.
Сталин подписывал все постановления, касавшиеся назначения руководящих кадров, организации вооруженных сил, материально-технического обеспечения армии, планирования, работы транспорта и т.п. Распоряжения по частным вопросам санкционировались Молотовым, Берия, Микояном. Принятые решения рассылались непосредственным исполнителям: наркомам, первым секретарям ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов и т.д. Все решения неукоснительно исполнялись, что обеспечивалось четкой организацией контроля и персональной ответственностью исполнителей. Однако только жесткая исполнительская дисциплина во всех звеньях партийно-государственного и народно-хозяйственного механизма и карательные меры не могли бы обеспечить выполнение принятых решений. Оно достигалось, прежде всего, тяжелым самоотверженным трудом народа.
Под руководством и строжайшим контролем ЦК ВКП(б) работало правительство СССР - Совет народных комиссаров, возглавляемый Сталиным, и наркоматы, в структуру которых были внесены необходимые изменения.
Согласно Конституции, высшим органом государственной власти оставался Верховный совет СССР, но его права и функции, как и местных советов, были резко ограничены: они, главным образом, выполняли решения партийных органов. Сессии Верховного совета созывались всего трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.). Президиум Верховного совета СССР, бессменным председателем которого оставался М.И. Калинин, лишь законодательно оформлял те решения, которые относились к его компетенции.
По Конституции, Президиум Верховного совета обязан был осуществлять общее руководство местными советами, разъяснять законы и определять порядок проведения их в жизнь. На деле эти функции были свернуты (во многом - еще в мирное время). Исполкомы местных советов и их отделы вели большую работу по устройству эвакуированных, детей-сирот, организовывали помощь семьям военнослужащих, инвалидам войны, занимались всеобщим военным обучением, строительством укреплений. Советы активно помогали партии в мобилизации усилий трудящихся на помощь фронту. Однако своей роли органов представительной демократии они не выполняли. К тому же к концу войны в них осталась лишь половина депутатов, избранных до войны, а новые выборы не проводились. Выбывших заменяли работники, назначаемые партийными органами и кооптируемые в состав советов и их исполкомов. На освобожденных территориях весь состав исполкомов подбирался и утверждался партийными органами. Как ни парадоксально это звучит, в Советском Союзе не было советской власти.
В единой системе партийно-государственных органов работали общественные организации. Профсоюзы, самая массовая из них, объединяла в начале войны свыше 25 млн. человек. Они участвовали в организации социалистического соревнования и других массовых трудовых патриотических движений, коллективного и индивидуального огородничества, в шефстве над воинскими частями и госпиталями. Большую роль в вооруженной борьбе, организации труда, Учебы и быта молодежи сыграл комсомол, объединявший свыше 10 млн. членов. Н.М. Шверник, 1-й секретарь ВЦСПС, и Н.А. Михайлов, 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ, входили в состав оргбюро ЦК ВКП(б). Свою лепту в общее дело внесли существовавшие и до войны Осоавиахим, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца и др.
С целью установления связей с зарубежной общественностью, распространения информации о борьбе советского народа против фашизма, получения материальной помощи от различных зарубежных организаций был создан ряд антифашистских комитетов (советских женщин, ученых, молодежи, всеславянский, еврейский), вся деятельность которых находилась под жестким контролем ЦК ВКП(б).
Высшим чрезвычайным органом власти в стране стал образованный 30 июня 1941 г. и просуществовавший до 5 сентября 1945 г. Государственный Комитет Обороны во главе с И.В. Сталиным, Государственному Комитету Обороны подчинялись Ставка Верховного Главного командования, Генштаб и Центральный штаб партизанского движения (создан 30.05.1942 г.), более 60 городских Государственных Комитетов Обороны, уполномоченные Государственных Комитетов Обороны. В состав Государственного Комитета Обороны первоначально входило 5 человек (И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия), потом их число увеличилось до 9 (с января 1942 г. - Л.М. Каганович, Н.А. Вознесенский, А.И. Микоян, с 1944 г. - Н.А. Булганин). Каждый из них отвечал за определённый участок работы: Молотов - за производство танков, Микоян - за снабжение фронта, Вознесенский - за пуск эвакуированной промышленности, Маленков - за производство самолетов, Ворошилов - за формирование новых частей и т.д. Всего за годы войны Государственный Комитет Обороны принял более 10 тысяч документов, которые регламентировали экономическую и политическую жизнь страны: определявшие перевод предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, подготовку кадров, разработку новых видов военной техники, производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта. Решением Государственного Комитета Обороны, в частности, осуществлялась депортация населения, в том числе отдельных национальностей: 950 тыс. немцев (среди них 500 тыс. немцев Поволжья), нескольких десятков тысяч финского населения и т.д. Он руководил эвакуацией промышленных предприятий, а затем, в связи с освобождением оккупированных территорий, реэвакуацией и восстановлением экономики. Большое внимание уделялось формированию новых частей и соединений Красной Армии, назначению руководящих кадров в армию и народное хозяйство. Государственный Комитет Обороны увязывал потребности фронта с предельными возможностями экономики, налаживал распределение и перевозки всех видов продукции для фронта. Связующим звеном Государственного Комитета Обороны с отраслями военной экономики и важнейшими предприятиями стали уполномоченные, которые назначались обычно из числа партийных и хозяйственных руководителей.
По мере надобности при Государственном Комитете Обороны создавались различные структурные подразделения: Оперативное бюро, комитеты - транспортный, трофейный, по вопросам использования атомной энергии, по репарациям, Совет по радиолокации, различные постоянные комиссии. Государственный Комитет Обороны не имел собственного аппарата, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).
За крайне редкими исключениями постановления Государственного Комитета Обороны не подлежали публикации. На них стоит гриф «Совершенно секретно», дополняемый на отдельных постановлениях грифом «Особой важности».
Документы Государственного Комитета Обороны СССР (1941-1945 гг.), находятся на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.
С образованием Государственного Комитета Обороны 30 июня была осуществлена полная централизация власти, ликвидировано разграничение функций высших государственных и партийных органов. Его постановления имели силу законов военного времени и были обязательны для всех государственных, партийных, хозяйственных органов и общественных организаций.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в процессе реорганизации системы управления, в первые недели войны эффективность этих мероприятий была относительной. «Трудно было разобрать, где кончается Государственный комитет обороны и где начинается Ставка, и наоборот, - вспоминал позднее Жуков. - На практике получалось так: Сталин - это Ставка и Государственный комитет обороны - тоже Сталин. Он командовал всем, он дирижировал, его слово было окончательным и обжалованию не подлежало». Карпов В.В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны. М: Военная литература, 1999. Стр. 231.
Основные документы Государственного Комитета Обороны будут рассмотрены в главе 2.
2. Основные распоряжения Государственного Комитета Обороны

Выступая по радио с обращением к стране 3 июля 1941 года, И.В. Сталин заявил: «Государственный Комитет Обороны приступил к своей работе, и призывает весь народ сплотиться вокруг партии Ленина-Сталина…»
Из важнейших документов Государственного Комитета Обороны периода начала войны можно выделить Постановление по «делу Д.Г. Павлова» - командующего Западным фронтом. Карпов В.В. пишет: «Противник уже 26 июня крупными силами форсировал Западную Двину и захватил Даугавпилс…
30 июня в Генеральный штаб Жукову позвонил Сталин и приказал вызвать Д.Г. Павлова в Москву. В этот день в штаб Павлова прибыл генерал А.И. Еременко с приказом о том, что командующим Западным фронтом назначается он. Сталин …назначил командующим Западным фронтом маршала Тимошенко, а членом Военного совета этого фронта Л.З. Мехлиса. Причем, напутствуя на эту должность, Сталин сказал Мехлису:
- Разберитесь там, на Западном фронте, соберите Военный совет и решите, кто, кроме Павлова, виновен в допущенных серьезных ошибках.
Этой короткой фразы для Мехлиса было достаточно, она прозвучала для него четкой и определенной программой действий. По прибытии в штаб Западного фронта Мехлис, без долгих расследований, оформил предложение Военного совета фронта, согласно которому следует предать суду Военного трибунала все командование Западного фронта.
Однако Государственный Комитет Обороны СССР при принятии решения не ссылается на этот документ Мехлиса, видимо понимая, что его бумага не очень весома для акции, которую затеял Сталин. Поэтому решение ГКО принимается «по представлению главнокомандующих и командующих фронтами и армиями».» Карпов В.В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны. М: Военная литература, 1999. Стр. 236.
Полный текст этого Постановления следующий:
«СОВ. СЕКРЕТНО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
Главнокомандующим. Военным Советам Фронтов и Армий. Командующим Военными Округами. Командирам Корпусов и Дивизий.
НАСТОЯЩЕЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ СССР ПРОЧЕСТЬ ВО ВСЕХ РОТАХ, БАТАРЕЯХ, ЭСКАДРОНАХ И АВИАЭСКАДРИЛЬЯХ
Государственный Комитет Обороны устанавливает, что части Красной Армии в боях с германскими захватчиками в большинстве случаев высоко держат Великое Знамя Советской Власти и ведут себя удовлетворительно, а иногда прямо геройски, отстаивая родную землю от фашистских грабителей, однако наряду с этим Государственный Комитет Обороны должен признать, что отдельные командиры и рядовые бойцы проявляют неустойчивость, паникерство, позорную трусость, бросают оружие и, забывая свой долг перед РОДИНОЙ, грубо нарушают присягу, превращаются в стадо баранов, в панике бегущих перед обнаглевшим противником. Воздавая честь и славу отважным бойцам и командирам. Государственный Комитет Обороны считает вместе с тем необходимым, чтобы были приняты строжайшие меры против трусов, паникеров, дезертиров.
Паникер, трус, дезертир хуже врага, ибо он не только подрывает наше дело, но и порочит честь Красной Армии - поэтому расправа с паникерами, трусами и дезертирами и восстановление воинской дисциплины является нашим священным долгом, если мы хотим сохранить незапятнанным Великое Звание Воина Красной Армии, исходя из этого Государственный Комитет Обороны, по представлению Главнокомандующих и Командующих Фронтами и Армиями, арестовал и предал суду Военного Трибунала за позорящую звание командира трусость, бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций:
1) бывшего командующего Западным Фронтом Генерала Армии ПАВЛОВА;
2) бывшего начальника штаба Западного Фронта Генерал-майора КЛИМОВСКИХ;
3) бывшего начальника Связи Западного Фронта Генерал-майора ГРИГОРЬЕВА;
4) бывшего командующего 4-й Армией Западного Фронта Генерал-майора КОРОБКОВА;
5) бывшего командира 41 стрелкового корпуса Северо-Западного Фронта Генерал-майора КОСОБУЦКОГО;
6) бывшего командира 60 Горно-стрелковой дивизии Южного Фронта Генерал-майора СЕЛИХОВА;
7) бывшего заместителя командира 60 Горнострелковой дивизии Южного Фронта Полкового Комиссара КУРОЧКИНА;
8) бывшего командира 30 стрелковой дивизии Южного Фронта Генерал-майора ГАЛАКТИОНОВА;
9) бывшего заместителя командира 30 стрелковой дивизии Южного Фронта Полкового Комиссара ЕЛИСЕЕВА.
Воздавая должное славным и отважным бойцам и командирам, покрывшим себя славой в боях с фашистскими захватчиками. Государственный Комитет Обороны ПРЕДУПРЕЖДАЕТ, вместе с тем, что он будет и впредь железной ру и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.