На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ранние правители Чжоу. Политический строй и экономическая система государства. Особенности общественного развития. Период правления первых чжоуских правителей. Внутренняя структура вновь возникших царств и княжеств во многом копировала чжоуский центр.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 22.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
Реферат по истории Китая
ГОСУДАРСТВО ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ

ПЛАН

1. Ранние правители Чжоу.
2. Политический строй и экономическая система государства.
3. Особенности общественного развития.
4. Литература.
1. Ранние правители Чжоу.

Период правления первых чжоуских правителей -- Чжоу-гуна, Чэн-вана, его сына Кан-вана и внука Чжао-вана -- сравнитель-но небольшой (1025--948 гг. до н.э.). Но то были самые славные для Западного Чжоу три четверти века. Именно на это время при-шелся процесс институционализации чжоуской власти, централь-ными моментами которой стали создание концепции небесного мандата, возведение второй столицы, использование опыта шан-цев в разных местах и прежде всего в новой столице, укрепление администрации центра, эффективно действовавшей в районе между столицами, в зоне центра и, наконец, возникновение си-стемы уделов. Это были годы укрепления власти центра и попыт-ки создания той самой империи, которая позже воспринималсь потомками как некогда существовавшая, -- достаточно напом-нить о схемах позднечжоуского трактата Чжоули, где дано де-тальное описание администрации такого рода империи.
Однако реально создать ее так и не удалось.
В то время как на поверхности, отраженной во множестве надписей на бронзе и иных текстах раннего Чжоу, действительно, многое выглядело как доказательство реального существования крепкой власти цент-ра с его налаженными бюрократическими ведомствами, эффек-тивным аппаратом администрации, твердо фиксированными взаи-модействиями между столицами и периферией (именно это вошло в позднейшую традицию и дало основание для иллюзии о суще-ствовании раннечжоуской империи), на деле в стране преобладали процессы иного рода, т.е. дезинтеграционные импульсы, связан-ные с естественной динамикой эволюции удельной системы.
Вначале эти процессы были малозаметны -- в противовес уси-лиям, направлявшимся на создание прочной власти центра во главе с сакральной фигурой вана, сына Неба, усилиям, которые олицетворялись титанической личностью Чжоу-гуна и стремле-нием его преемников следовать взятому им курсу. «Цзо-чжуань», комментарий к летописи «Чуньцю», один из наиболее ценных для историка чжоуских текстов, характеризовал Кан-вана как правителя, «щедро одарявшего своих родственников уделами» и «давшего народу отдых» после бурных событий, пришедшихся на долю Чжоу-гуна и Чэн-вана, которые способствовали «успо-коению государства». Эта характеристика в деталях может быть оспорена, ибо уделов больше раздавали У-ван и Чжоу-гун, чем Кан-ван, но динамика подмечена точно: первые бурные десяти-летия чжоуской истории после завоевания Шан сменились при Кан-ване (1004-967 гг. до н.э.) сравнительно спокойным тече-нием событий. Вместо бесплодных усилий по укреплению власти центра Кан-ван предпочел завершить процесс создания удель-ной системы, которая, как о том уже говорилось, объективно вела к децентрализации. И, спокойно восприняв новую реаль-ность чжоуского мира, он стал больше заботиться о том, чтобы на северной и южной периферии этого мира можно было давать активный отпор варварским племенам, способствуя тем самым расширению территории Чжоу.
Естественно, что расширявшаяся за счет этого территория не усиливала позиции вана. Напротив, вновь завоеванная перифе-рия, да и уделы, располагавшиеся на давно освоенных чжоус-цами окраинах, фактически оказались под властью тех удельных правителей, которые доминировали в том или ином районе. Чжао-ван (966-948 гг. до н.э.) стал первым чжоуским правителем, ко-торый с огорчением начал пожинать плоды этой вынужденной политики. При нем, как о том упоминается у Сыма Цяня, «в управлении государством проявились слабости и изъяны». Види-мо, имелось в виду то, что, хотя Чжао-ван, как и его отец, со-вершил немало успешных походов, способствовавших расшире-нию владений Чжоу, из последнего такого похода на юг он не вернулся, погубив шесть чжоуских армий при не вполне выяс-ненных обстоятельствах. Разумеется, можно говорить просто о военном поражении, но факт остается фактом: могущество пер-вых чжоуских ванов при Чжоу-ване очевидно близилось к концу.
2. Политический строй и экономическая система государства.
Внутренняя структура вновь возникших царств и княжеств обычно копировала чжоуский центр. Из надписей на бронзе яв-ствует, что во многих уделах существовали высшие чиновники цин-ши и тай-ши, а также должностные лица категории сы (сы-ту, сы-ма, сы-кун). Как и в самом Чжоу, должности не обязательно, но очень часто были наследственными, причем тесная связь между должностью, титулом, родством и владением территорией прак-тически была нормой. Все меньше на арене политической жизни появлялось удачливых аутсайдеров и все большую роль играли родственные кланы внутри княжеств. Шла успешная институци-онализация власти, создавалось устойчивое административно-политическое равновесие теперь уже на уровне царств и княжеств, т.е. практически независимых в скором будущем государств.
Чжоуский центр вынужден был считаться с этим. И хотя бо-лее поздние историографы достаточно потрудились над тем, что-бы пригладить неприглядную политическую ситуацию, на прак-тике ваны уже почти не имели реальной власти за пределами столичных зон. Из более поздних схем, хорошо известных в Ки-тае, может сложиться впечатление, что дело обстояло иначе, что существовала строгая иерархия титулов -- гун, хоу, бо, цзы, нань (в европейской синологии их обычно отождествляют с герцогом, маркизом, графом, виконтом, бароном), что сын Неба дважды в год совершал поездки в уделы, а все вассалы с примерно той же регулярностью появлялись в его столице с соответствующими подношениями, создавая таким образом иллюзию порядка и стро-гой иерархической нормы. На деле все было не так. Поездки слу-чались от случая к случаю и чаще вызывались необходимостью, а не требованиями какой-то общепризнанной нормы. Подношения бывали, причем обоюдные. Что же касается титулов, то здесь ка-кая-либо стройная система отсутствовала, а сами титулы в тек-стах с легкостью взаимозаменялись (Шао-гун, например, мог именоваться Шао-бо). Нередко в документах они вовсе опуска-лись, как это было в случае с Юем, владельцем бронзового сосу-да с надписью «Да Юй дин», который унаследовал удел от Нань-гуна и явно имел право на высокий аристократический титул. Но это не говорит о том, что титулы ничего не значили, просто ти-тулатура не всегда бывала приведена в соответствие с иными, более важными в то время характеристиками чжоуской знати -- родством, должностью, владением, реальной властью. К тому же титулы в чжоуском Китае никак не вписывались в нормы обыч-ной иерархической лестницы, по логике которой носителей низ-ших титулов должно было бы быть больше, чем обладателей выс-ших; в чжоуском же Китае, насколько можно судить по текстам, в среде титулованной аристократии явственно преобладали но-сители высших титулов.
Копируя чжоуский центр, удельная знать искала внутреннюю стабильность и административную эффективность в жесткой класовой структуре с ее строгой внутренней иерархией, тесно свя-занной с линией и старшинством родства внутри правящего кла-на Такого рода кланы, получившие наименование цзун-цзу или цзун-фа (иногда гун-цзу), служили одновременно и для счета род-ства, и для обозначения кланово-корпоративных воинских наи-менований, княжеских дружин, обычно комплектовавшихся из родственников правителя, как то стало нормой в Китае еще в конце Шан. Эта кланово-корпоративная структура удельной зна-ти в рамках разраставшегося удела накладьшалась на аморфно-сегментарную клановую структуру сельской общины подданных князя. При этом клановая структура верхов как бы подчиняла себе клановую структуру общинных низов, превращая ее в свой фундамент и давая ей свое клановое имя.
Впрочем, по мере разрастания удела за счет междоусобиц и аннексий в нем появлялось обычно несколько кланов цзун-цзу, имевших различное происхождение и свою территорию. Влиятель-ные представители боковых линий в рамках разраставшегося уде-ла нередко создавали новые кланы, как правило, сочетавшиеся с заметной должностью их главы при дворе правителя. Естествен-но, что это рождало соперничество внутри разросшегося удель-ного государства, являлось причиной внутренних войн, загово-ров и т.п. Правда, во второй половине Западного Чжоу, о кото-рой идет речь, междоусобицы еще только намечались. Удельные княжества были пока внутренне цельными и сильными, порой настолько, что могли бросать вызов самому вану.
Впервые подобного рода столкновение произошло в середине IX в. до н.э., в годы правления Ли-вана. Источники повествуют о Ли-ване как о правителе жестком и своенравном. Судя по всему, он хотел усилить власть Чжоу и действовал соответственно, ре-шительно подавляя тех, кто смел выступать против него. По сло-вам Сыма Цяня, Ли-ван стал присваивать себе чужие богатства (видимо, аннексировал владения, чьи правители давали для это-го повод). Удельные князья были обеспокоены этим, открыто роптали, вызывая гнев вана, наконец, вслух высказывали свое негодование. В конце концов усилиями удельных князей Ли-ван был свергнут, и 14 лет (842-828) до совершеннолетия его сына Сюань-вана страной управляли князья-регенты (этот период на-зван гунхэ «совместное правление» -- термин, сохранившийся до наших дней).
Сюань-ван (827--782 гг. до н.э.) унаследовал от отца крутой нрав и, будучи явно недоволен развитием событий, стремился противостоять им. Он попытался провести ряд реформ, включая
отказ от практики обработки больших полей и введение всеоб-щего земельного налога, десятины чэ. Видимо, именно с этим нововведением была связана и его попытка провести перепись населения. Сын и преемник Сюань-вана Ю-ван сумел процар-ствовать до своего бесславного конца и гибели государства всего десять лет. После этого старший сын и законный наследник Ю-вана Пин-ван -- видимо, с большинством его подданных-чжоусцев -- с помощью нескольких вассалов-чжухоу был пере-везен на восток, во вторую столицу Лои, и именно на этом за-канчивается Западное Чжоу (1027--771 гг. до н.э.).
3. Особенности общественного развития.

Как выглядело западночжоуское общество и что было харак-терным для процесса его трансформации, протекавшего на фоне уже описанных политических событий и сводившегося в основ-ном к децентрализации власти в Чжоу и укреплению разрастав-шихся уделов?
Следует начать с того, что реформы, которые пытались про-вести Ли-ван и Сюань-ван, касались прежде всего чжоуских тер-риторий, расположенных близ Цзунчжоу и заселенных общин-ными поселениями чжоусцев. Именно здесь традиционно суще-ствовали крупные формы землевладения, о чем свидельствуют некоторые песни Шицзина и более поздние тексты, как, напри-мер, чжоуские главы древнекитайского источника Го юй. Из этих данных явствует, что в чжоуских землях существовали -- как то было и в Шан -- большие совместно обрабатывавшиеся поля, наиболее значительные из которых возделывались с участием са-мого вана и его приближенных. Из песни «Ци юэ» (седьмой ме-сяц), описывающей, скорей всего, чжоуское общество до завое-вания Шан или вскоре после этого, вытекает, что вся производ-ственная деятельность крестьян находилась под строгим контролем чиновников правителя, прежде всего надсмотрщиков тянь-цзю-ней, которые были, возможно, и старейшинами своих общин, и ответственными за работу крестьян на большом общем поле пра-вителя. Источники свидетельствуют о том, что чжоуские поля отчетливо делились на два клина -- поля сы, каждое из которых крестьянская семья обрабатывала для себя, и поля гун, которые все семьи обрабатывали вместе для правителя. Согласно этой теории, в древности в Китае существовала система цзин-тянь,суть которой сводилась к тому, что в квадрате из девяти равных полей (три по вертикали и три по горизонтали) центральное поле было общим (гун) и обрабатывалось совместно восемью крестья-нами, владевшими остальными полями квадрата. Теория Мэн-цзы символически отобразила формы землепользования и меха-низм редистрибуции урожая в далеком прошлом. И как таковая она и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.