Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Мирный договор в Риге 18 марта 1921 г. подвел итог советско-польской войны и юридически закрепил захват Польшей этнических белорусских и украинских земель. Целенаправленная политика ассимиляции и полонизации представителей национальных меньшинств.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 21.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6
МОРБ
УО “Гродненский государственный университет им. Янки Купалы”
Реферат на тему:
Гродно в 1921-1939гг.
Подготовила:
Желукевич А. К
1 курс 1 группа
Проверил:
Гродно 2008
В истории Беларуси было немало периодов, когда та или иная часть ее этничной территории в силу разных политических и военных обстоятельств определенное время входила в состав других государств. Так, в результате советско-польской войны 1919-1920 гг. значительная часть этнических белорусских земель оказалась в составе ІІ Речи Посполитой - польского государства, возрожденного в ноябре 1918 г.
Пользуясь благоприятной внешнеполитической ситуацией, польское государство стремилось расширить свое влияние на земли, входившие ранее в состав федеративного государственного образования - Речи Посполитой, прекратившей свое cуществование в конце ХVIII века. Однако при этом не брались во внимание социально-политические изменения, которые произошли на данной территории более чем за 100-летний период отсутствия польской государственности.
18 марта 1921 г. в Риге был заключен мирный договор, который подвел итоги советско-польской войны 1919 - 1920 гг. Договор, который состоял из 26 статей и 10 приложений, юридически закрепил захват Польшей этнических белорусских и украинских земель, которые с марта 1921 по сентябрь 1939 г. входили в состав этого государства. Территория белорусских земель, включенных в состав польского государства, составила 80,5 тыс. км2 с населением около 3,5 млн. человек. В то же время территория БССР занимала только 54,2 тыс. км2, на которой проживало около 1,5 млн. человек. После присоединения к Польше в 1922 г. т.н. “Средней Литвы” (части бывшей Виленской губернии) в результате политических и военных манипуляций территория Западной Беларуси увеличилась примерно еще на 32,5 тыс. км2.
В результате подписания 18 марта 1921 г. в Риге мирного договора между Советской Россией, Украиной и Польшей была установлена государственная граница, которая до сентября 1939 г. разделяла сферы влияния между Советской Россией и Польшей. При этом решение участи белорусского народа производилось без учета его мнения, так как белорусская делегация даже не была допущена за стол переговоров. От имени правительства БССР подписала делегация РСФСР. Белорусские делегации, как от Белорусской Народной Республики (БНР), так и от Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), не были даже допущены к подготовке и подписанию договора.
Необходимо подчеркнуть, что Рада и правительство БНР пытались получить возможность участия в переговорах. Так, 10 апреля 1920 г. Совету Послов в Париже, руководителям внешнеполитических ведомств РСФСР и Польши была направлена телеграмма, в которой поднимался вопрос о возможности участия делегации Белорусской Народной Республики в мирных переговорах. Были направлены также меморандумы правительствам ведущих европейских государств, в которых утверждалось, что ни Россия, ни Польша не имеют права решать вопрос о судьбе белорусского народа без участия его представителей. Однако их усилия не увенчались успехом.
Руководство РСФСР, так же как и руководство Польши, не было заинтересовано в участии белорусской делегации в переговорах, так как в Риге могла возникнуть ситуация (по утверждению наркома иностранных дел СССР Чичерина), когда белорусская делегация могла разрушить дипломатические комбинации не только РСФСР, в составе которой оставались в то время этнические белорусские земли Витебщины, Могилевщины и Гомельщины, но и Польши, которая претендовала на западную часть этнических белорусских территорий. В связи с этим Военно-революционный комитет БССР еще 10 сентября 1920 г. передал правительству РСФСР мандат на ведение мирных переговоров с Польшей. А.А. Иоффе, руководитель российской делегации на переговорах, считал необходимым присутствие представителя Беларуси в Риге в качестве консультанта и эксперта. Руководитель делегации БССР А. Червяков в конце сентября - начале октября 1920 г. находился в Риге и неоднократно поднимал вопрос перед руководством российской делегации об участии представителей Беларуси в переговорном процессе и выработке условий будущего мирного договора. Однако руководство БССР не получило положительного ответа.
В итоге заключения несправедливого и позорного для белорусского народа договора его этническая территория оказалась разделенной на две части. Право белорусского народа на самоопределение в его этнографических границах было грубо проигнорировано. На восток от границы, установленной Рижским миром, находилась Белорусская Советская Социалистическая республика (БССР), с 1922 года входившая в состав СССР.
Та часть территории Белоруссии, которая по условиям Рижского договора входила в состав Польского государства в 1921 - 1939 гг., в исторической литературе получила наименование Западная Беларусь. Согласно административно-территориальному делению, она состояла из 4 воеводств: Белостокского - с поветами: Августовским, Белостокским, Волковысским, Гродненским и Сакольским; Виленского - с поветами: Ошмянским, Браславским, Вилейским, Виленско-Трокским, Дисненским, Молодечненским, Поставским и Свенцянским; Новогрудского - с поветами: Барановичским, Воложинским, Лидским, Новогрудским, Несвижским, Слонимским, Столбцовским и Щучинским; Полесского - с поветами: Брестским, Дрогичинским, Кобринским, Косовским, Лунинецким, Пинским, Пружанским и Столинским.
Территория Виленского, Новогрудского, Полесского, а также центральная и восточная части Белостокского воеводств были населены преимущественно белорусами. На территории этих воеводств было также несколько поветов с преимущественно литовским и украинским населением. Общая площадь вышеуказанных воеводств составляла 113 тыс. км2. На данной территории, согласно переписи 1931 г., проживало 4,6 млн человек. Наиболее крупными городами Западнобелорусского края были Вильня, Белосток, Гродно, Брест, Пинск, Новогрудок, Слоним, Лида. Наиболее крупным историческим культурным и научным центром региона являлась Вильня. Белостокский район был развитым промышленным районом.
Кроме белорусов, которые составляли основную часть населения в Западной Беларуси, проживало немало представителей других этносов: поляков, евреев, украинцев, русских, литовцев, татар.
Согласно условиям договора, Польша, РСФСР и УССР обязались уважать государственный суверенитет друг друга, отказывались от любого вмешательства во внутренние дела.
В соответствии с седьмой статьей Рижского мирного договора польское правительство обязалось обеспечить белорусам, украинцам и русским реализацию их прав на свободное развитие культуры, языка и вероисповедование. Соответствующие права были гарантированы полякам на территории РСФСР, БССР и УССР. Однако на практике права, гарантированные Рижским договором национальным меньшинствам, постоянно нарушались и сознательно игнорировались местной польской администрацией. Необходимо отметить, что в границах созданного после первой мировой войны польского государства представители национальных меньшинств: белорусы, украинцы, немцы, евреи, литовцы, чехи, татары и др., составляли около 40% от общего количества всего населения. Поэтому, для усиления своего влияния на территориях, населенных преимущественно непольским коренным населением, польское правительство проводило целенаправленную политику ассимиляции и полонизации представителей национальных меньшинств. Сам термин “Западная Беларусь” не признавался польскими властями и заменялся в официальных документах на название “крессы восточные” (восточные окраины). Абсолютное большинство населения этого края составляли белорусы - около 67%, в то время как официальная статистика сообщала, что количество белорусов не превышает 23% населения Западной Беларуси.
В соответствии с государственной стратегией политика полонизации должна была реализовываться через органы власти, образование и церковь.
Из 3514 белорусских школ, которые работали в 1919/20 учебном году на территории, которая по условиям Рижского мира отошла к Польше в 1921 г., к 1922/23 учебному году осталось только 32. Вместо ликвидированных белорусских школ открывались польские школы. В соответствии с официальными польскими источниками, среднее образование имели в то время 0,27% населения Западной Беларуси и только 0,17% - высшее образование. Поэтому Западная Беларусь представляла собой широкое поле для реализации политики полонизации.
Проводилась целенаправленная политика по увеличению в Западной Беларуси количества поляков из центральных и западных регионов Польши, которые должны были стать надежными проводниками политики полонизации и колонизации Западной Беларуси. В то же время учителя-белорусы оставались безработными и направлялись на переподготовку в Краков. После переподготовки они вынуждены были преподавать на территории этнической Польши.
Необходимо отметить, что политически активная и организованная часть западнобелорусского общества пыталась отстоять в 20-е гг. свое законное право на получение образования на родном языке. Наиболее полно это проявилось в деятельности белорусских депутатов в польском сойме.
В начале 1924 г. в Париже был создан Комитет угнетаемых Польшей наций, который добивался реализации на практике прав, которые предоставлялись национальным меньшинствам польскими законами и международными пактами. Международное давление вынудило польское правительство принять в 1924 г. “Закон о языке и организации школьного дела для национальных меньшинств”. Согласно этому закону, в национальных окраинах разрешалось, при выполнении ряда условий, открывать национальные школы для представителей меньшинств с родным языком обучения.
Однако польские власти данный закон не собирались претворять в жизнь. В результате его практической реализации открывались преимущественно школы с двумя языками обучения. В Западной Беларуси были польско-белорусские школы, которые рассматривались польским правительством в качестве промежуточного этапа осуществления полонизации в сфере образования.
В конце 20-х гг., в связи с борьбой польского “санационного” правительства с радикальным коммунистическим движением, были на некоторое время замедлены темпы полонизации образовательной сферы. Однако уже в начале 30-х гг. наблюдается нарастание давления на белорусскую национальную школу в Западной Беларуси с целью ее окончательной ликвидации.
Осуществление целенаправленной политики полонизации образовательной сферы привело к тому, что к 1939 г. в Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы. Были закрыты белорусские гимназии в Гродно, Будславе, Городке, Клецке, Новогрудке, Несвиже и Радашковичах. Исключением из этого можно считать разве только Виленскую белорусскую гимназию, созданную в 1919 году, которая в середине 30-х гг. стала филиалом Польской государственной гимназии.
Необходимо подчеркнуть, что дипломы о среднем образовании выпускников белорусских гимназий до 1929 г. не признавались польскими властями, что автоматически закрывало им путь в польские вузы. Поэтому белорусы вынуждены были продолжать свое обучение в высших учебных заведениях Чехословакии. Руководство этой страны ежегодно выделяло определенное количество мест и стипендий для студентов - уроженцев Западной Беларуси.
С целью создания надежной опоры в Западную Беларусь было направлено большое количество переселенцев из западных и центральных воеводств Польского государства, которых привлекала возможность быстрого карьерного роста и обеспечения финансового благосостояния. Чиновники и военные колонисты, религиозные деятели и учителя являлись проводниками ассимиляционной политики на “крессах восточных”. К тому же официальная статистика должна была продемонстрировать всему миру абсолютное превосходство польского этнического элемента в Западной Беларуси. Так, в частности, согласно материалам официальной статистики в 1931 г. в Новогрудском, Полесском и Виленском воеводствах к числу поляков было отнесено почти все белорусское население католического вероисповедования и частично - даже православного. Часть населения численностью 707 тыс. человек, преимущественно жители Полесья, по причине их низкого национального самосознания, была отнесена к числу т. н. “тутэйших”, которых официальные власти зачисляли к польскому этносу.
Важную роль в реализации политики полонизации имела деятельность римско-католической церкви. Она, согласно конституции 1921 и 1935 гг., не относилась к числу государственной, однако фактически заняла доминирующее положение в стране. При этом активная позиция части ксендзов-белорусов, направленная на пробуждение национального самосознания местного белорусского населения католического вероисповедования, рассматривалась властями исключительно как вражеская.
С целью расширения влияния католического костела на “крессах” проводилась т. н. “ревендикция”, т.е. возвращение католикам культовых зданий, которые раньше принадлежали им, однако во время вхождения белорусских земель в состав Российской империи были превращены в православные храмы. К июню 1936 г. на территории Западной Беларуси в костелы было превращено около 1300 православных храмов.
С 1926 г. римско-католическая религия вводилась в качестве обязательного предмета во всех школах страны. Выпускалось около 300 наименований католических газет и журналов, которые имели большие тиражи и должны были содействовать расширению сферы влияния католицизма. Большинство подобных изданий поддерживали курс правительства на осуществление ассимиляции населения Западной Беларуси. Отдельные белорусские католические издания, такие как “Криница” и “Христианская думка”, которые стояли на позициях белорусского национального возрождения, рассматривались властями как враждебные. Несмотря на доминирующее положение католической конфессии, имели возможность для развития православие, протестантизм, униатство, а также иудаизм и ислам. Религиозная жизнь в целом в Западной Беларуси в 20-30-е гг. отличалась динамичностью и не ощутила серьезных потрясений, характерных для БССР.
Культура Западной Беларуси 20 - 30-х гг. являлась фактически одной из форм национально-освободительной борьбы белорусского народа против денационализации. Она базировалась на белорусской идее и являлась выразителем идейных стремлений широких народных масс.
Важное место в культурной жизни занимала литература. Заметный вклад в развитие национальной литературы в Западной Беларуси внес Максим Горецкий (1893 - 1939). Им была написана первая литературоведческая книга “Гісторыя бе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.