На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Условия избрания и начало правления Е.Т. Гайдара, его особенности и характерные черты. Основные реформы, проведенные Гайдаром за недолгий период правления, теоретический аспект их проведения. События, которыми запомнились 9 месяцев правления Гайдара.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 21.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Реферат

«Девять месяцев правления Е.Т. Гайдара»

2005

Содержание

    Введение 3
    1. Теоретический аспект проведения реформ 6
    2. Девять месяцев правления Е. Гайдара 11
    Заключение 20
    Список использованной литературы 22
    Приложение 24
    Введение
Несмотря на произошедшие изменения на геополитическом пространстве бывшего СССР, перспективы развития самой России и ее государственности были далеко не ясны. Политические силы, выступающие на стороне Б. Н. Ельцина и ориентированные на длительную борьбу за власть с союзным центром, получили ее внезапно и в полном объеме. Хорошо продуманных вариантов дальнейших действий у них не было. Лишь в начале 1992 года обновленное российское правительство начало социально-экономические преобразования - это либерализация цен, приватизация, борьба с инфляцией, демонополизация производства и преобразования в аграрном секторе.
Интересующая нас тема отражена в трудах посвященных истории и экономики России. Это работы Н. Верт, Л.Т. Семенниковой, Н.В. Федорова, В.А.. Мау, В.И. Жукова.11Верт Н. История советского государства.1990-1991. М., 1991. 290 с., Семенникова Л.И. Россия в мировом обществе цивилизаций. Брянск.,1995. 198 с., Федоров Н. В. Реформирование российской экономии: Реформирование научной конференции М., 1998, С.145., Мау В.А. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России, 1985-1994гг. М., 1995. С. 112., Жуков В. И. Реформы в России 1985-1995 гг. М., 1997. 150 с.
В специальной научной литературе существуют часто противоречивые взгляды на развитие экономических реформ в России 1991-1992 годов. Такая неоднозначная оценка объясняется различиями в понимании экономической ситуации. Ряд исследователей считает, что реформы Е. Гайдара или так называемая «Шоковая терапия» привели к катастрофическим последствиям в экономике России и стали следствием многих социальных бед. 22Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс: полтора года в Правительстве. М., 1991 г., Власин В.И. Пашков В.П. Экономика краха. Что дальше? Саратов, 1994. С. 67.., Федоров Н.В. Реформирование российской экономии: Реформирование научной конференции М.: Прессервис. 1998, С. 183.
Т.И. Корягина дает следующую оценку реформам и курсу Б. Ельцина: экономические реформы такого плана способны спровоцировать необратимые экономические последствия для макро и миро экономики, что может привести к глобальным изменениям.33Агафонов В. , Корягина Т. Россия в поисках будущего. М., 1993. С. 154 -155.
Некоторые аспекты проблемы приватизации освещены на Московской научной конференции в докладе Л. Шевцовой: передел собственности в России не решает вопрос о покупке определенной доли предприятия, а упрощает доступ к его управлению, причем не менее важно и то, что директорат чаще всего так и не смог изменить своего поведения. То, чем стало заниматься большинство директоров, трудно назвать рыночными отношениями, к чему так сильно стремились идеологи реформ44Политические зигзаги посткоммунистической России. М., 1997. С. 32..
Е. Гайдар в своих книгах дает себе и своим реформам оправдательную характеристику. Он пишет о том, что реформы предотвратили экономический коллапс, гражданскую войну и диктатуру, реформы способствовали стабилизации экономики, формированию нового класса собственников и реформированию рыночных отношений, а так же позволили не допустить социальной катастрофы55Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян СПб., 1997. С. 145.. Стратегия и тактика реформ показала свою эффективность, экономика избежала летального исхода, более чем возможного в 1992-1993 годах. Но не удалось решить главную задачу - структурной перестройки всей экономики, массированных инвестиций, обновления технической базы, роста производства, возникновение здорового среднего класса. Реформы не исчерпали себя, их просто прервали66Гайдар Е. Т. Аномалии экономического роста. М., 1997. С.278. Гайдар Е. Избранные статьи и выступления. 1988-1995 гг. М., 1997. С. 340., Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М., 1997. С. 270..
Обширны и разнообразны публикации в периодической печати77Иванов Н.П. Теория управления при переходе к рынку// Полис (Политические исследования). № 1. 1992. С.124-130., Гайдар Е.Т. Россия и реформы// Известия. №. 187. 19 августа 1992 г., Гайдар Е. Экономическая реформа и налоги.//Экономическая теория №12. 1995. С. 67-78., Е. Гайдар Логика реформ // Экономическая теория. № 2. 1993. С. 34-45., Улечев В.И., В.В. Лапкин. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ// (Политические исследования). № 4. 1992. С. 51-64., Явлинский Г. Доклад ЭПИДцентра// Московские новости. № 2. 1992 С.78. , Явлинский Г.О новой политике правительства// Вопросы экономики. № 2. 1993 С. 113-117.
При подготовке к курсовой работе в качестве источников были использованы материалы, характеризующие политические и экономические аспекты современной российской действительности, мемуары политических деятелей, сведения аналитического и статистического характера, имеющее отношение к деятельности Е.Т. Гайдара в период с 1991 по 1992 годов88Рыбкин И.П. Реформы в России. Точка возврата! М., 1999, с 238., Российский статистический ежегодник-1997. М.,1997. С. 554., Российский статистический ежегодник-1992. М., 1992. 890с., Народное хозяйство СССР М., 1990. 860с., Рудской А. Кровавая осень. М., 1995. 550 с..
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы проследить период правления Е.Т. Гайдара, череду экономических преобразований и последствия к которым привели реформы.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи: рассмотреть теоретические взгляды Е.Т. Гайдара на проведение экономических реформ в России, их реальное приведение в жизнь и итоги.
В соответствии с основными целями и задачами курсовая включает в себя две главы. Первая глава посвящена некоторым теоретическим аспектам темы. Во второй анализируется ход экономических реформ в России.
1. Теоретический аспект проведения реформ

В конце 1991 года власть была вынуждена приступить к радикальным экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась Россия: валютные запасы СССР и золотой запас государственного банка к тому времени были истощены, зарубежные долги превысили 60 миллиардов (по некоторым данным 80 миллиардов)99Федоров Н.В. Реформирование российской экономии: Реформирование научной конференции М,. 1998, С. 145. долларов США, рост инфляции достигал 30% в месяц, продолжалось падение курса рубля, нарастали невыплаченные государственные долги, экономика приобрела бартерный характер.
Таким образом, страна оказалась в глубокой пропасти финансового кризиса. Попытки властей частично замаскировать инфляцию государственным контролем над ценами лишь усиливали всеобщий дефицит и вели к расцвету черного рынка. Финансовый кризис грозил обернуться гиперинфляцией, хаосом и даже голодом в крупных городах.
На пятом съезде народных депутатов РСФСР, работавшего осенью 1991 года, президент России заявил, что настал момент перехода к решительному реформированию экономии. Обозначив программу своих действий и обратившись к населению за поддержкой, он подчеркнул, что настоящие меры будут болезненны, но предлагаемый им путь единственно возможный в сложившихся условиях.
Приоритетными направлениями реформы стали: приватизация и акционирование государственной собственности, перестройка налоговой системы, конверсия ВПК, демонополизация производства и преобразования в аграрной сфере.
Так как реформы требовали твердого руководства, президент заявил о своей готовности возглавить правительство. В связи с этим он запросил у Съезда согласия на предоставление ему дополнительных полномочий, позволивших изменить структуру высших органов власти (с последующим утверждением Верховным Советом), определить первый состав правительства. После бурных дебатов Съезд одобрил основные принципы предлагавшихся реформ и сроком до декабря 1992 года наделил Б. Ельцина дополнительными полномочиями. Избранный на Съезде Председателем Верховного Совета Руслан Хазбулатов призвал Съезд и Верховный Совет активно помогать президенту.
Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказывали, что разовое освобождение цен быстро приведет к установлению сбалансированного соотношения цен и спроса. Сократит избыточную денежную массу, наполнит товарами прилавки, будет способствовать конкуренции. В то же время противники либерализации предупреждали, что в условиях монополизированной советской экономики освобождение цен само по себе не приведет к росту конкуренции предприятий в борьбе за потребителя. Напротив, отпуск цен, особенно на сырье, энергоносители и транспортные услуги приведут к фактическому банкротству большинства предприятий, резкому падению производства, безработице и обнищанию большей части населения страны.
Подвергалась жесткой критике и программа ускоренной приватизации, которая, по мнению ее критиков, приведет не появлению эффективного собственника, а к растаскиванию государственной собственности.
Но созданное президентом правительство в состав, которого вошли госсекретарь Г. Бурбулис, министр экономики Е. Гайдар и другие сторонники радикальных преобразований, отказались от предложений по реформированию экономики.
Рассуждая, о необходимости рыночных реформ в стране и исторических условиях их осуществления Е.Т. Гайдар, отмечал в 1989 году на страницах газеты «Московские новости»: Революции в России выявили и острые социальные конфликты; связные с развитием здесь капитализма и неспособность власти их урегулировать, история не оставила шансов повторить английскую модель социального развития. Идея же, что сегодня можно выбросить из памяти семьдесят лет истории, попробовать переиграть старую партию, обеспечить общественное согласие, передав средства производства в руки представителей теневой экономики, лишь демонстрирует силу утопических традиций в нашей стране.110Зоркальцев. Современная политическая история России 1985- 1997 г. г. т. 2 лица России. М., С.146.0
Для того, что бы ни допустить номенклатуру довести до совершенства систему бюрократического рынка, по мнению Е. Гайдара было необходимо, легализовать стихийно сложившиеся внутри системы отношения собственности.111Гайдар Е. Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян СПб., 1997. С. 145.1 Такие отношения обмена номенклатуры власти на собственность означали бы переход от «империализма» к свободному, открытому рынку, от «азиатского способа производства» к европейскому, означали бы конец самой номенклатуры как стабильной, пожизненной, наследственной, неподвластной законам рынка политико-экономической элиты. 112Там же. С. 154. 2
Это один вариант «обмена власти на собственность». Он устраивал демократию, но не номенклатуру. Номенклатуре нужен был другой вариант обмена: приобрести собственность и сохранить гарантию власти. Им нужно было, чтобы собственность в стране двигалась не под влиянием рыночных законов, а по-прежнему в магнитном поле власти. Приватизация на таком рынке открыто не провозглашается, но реально она идет «совершенно секретно», идет только в своем кругу, для своих.113 Гайдар Е.Т. Россия и реформы// Известия. №. 187. 19 августа 1992. С. 4.3 Иными словами чиновники пользуются по-прежнему огромными возможностями в управлении и распределении ресурсов, но в отношениях между собой, внутри государственной системы, переходят на рыночный «язык», торгуя друг с другом финансовыми (льготные кредиты) и природными (квоты, лицензии) ресурсами.
Параллельно открыто действует старый бюрократический рынок, но при нем, находясь в подчиненном по отношению к нему положении, формируется и нормальный экономический рынок. Однако этот последний фактически выполняет функцию «отмывания» денег.
Итак, по мнению Е. Гайдара, к концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый). И пока господствующие классы успешно решали свои проблемы, хозяйство разорялось дотла.
В ноябре 1991 года министр экономики предложил план первоочередных действий, по стабилизации экономического положения в стране.
При разработке программы приватизации для российской экономики принимались во внимание следующие факторы: необходимость добиться серьезных сдвигов в максимально сжатые сроки, чтобы подкрепить либерализационные и стабилизационные мероприятия правительства, учитывая слабость отечественного легального частного сектора и ограниченную роль иностранного капитала в российской экономике. В этой ситуации принципиальные решения были по существу заданны. Это в частности. Отказ от индивидуального подхода к приватизации предприятий.
Так в программе Гайдара решался вопрос о приватизации государственной собственности номенклатуры. Так как основной задачей экономических реформ было создание нового класса собственников. До этого времени номенклатурная приватизация развивалась по классическому пути, как тихое разграбление сатрапами своих сатрапий. В средние века этот процесс мог тянуться десятилетиями, при современных темпах хватило и трех лет (1989-1991). Официально на 1.01.1992 года в России было приватизировано 107 магазинов, 58 столовых и ресторанов, 36 предприятий службы быта. 114Федоров Н.В. Реформирование российской экономии: Реформирование научной конференции М., 1998,. С. 189.4 Реально номенклатура приватизировала практически всю сферу хозяйства.
Второй не менее важный момент создание приватизационных коалиций, позволяющих производить приватизационный процесс снизу, а также параллельное закрепление прав всех граждан на приватизируемое имущество и создание дополнительного спроса на него.
Рассуждая, о рыночных реформах и их результатах Е. Гайдар рассматривал спутник приватизации и инфляции - безработицу. Он считал, что резкий скачок безработицы остается маловероятным, хотя начало реальных банкротств предприятий и сыграет здесь свою роль. Смягчающую роль может играть увлеченность работников в процесс приватизации своих предприятий, а со временем и укрепления реального частного сектора. Значительный рост социальной напряженности из-за ухудшения условий на рынке труда будет, скорее всего, иметь локальный характер, концентрируясь в основном в потенциальных районах застойной безработицы. В этом отношении опасны крупные индустриальные центры, но в них напряженность смягчается диверсификацией производственного комплекса и оттоком высвобождаемых рабочих в частный сектор. В этом случае возможно обострение конфликта между различными группами занятых.
Для успешного проведения реформ необходима стабильная политическая поддержка это в свою очередь, по мнению Е. Гайдара позволит преодолеть бюджетный дефицит, обеспечить финансовую и денежную устойчивость, создать стабильные, предсказуемые условия для частных капиталовложений, дать инвесторам доступ к дешевым кредитам, снизить налоговую ставку до уровня, обеспечивающего динамичное развитие легальной частной предпринимательской деятельности. А так же повысить эффективность деятельности государства в таких ключевых областях как правопорядок, обеспечение законности, защите нуждающихся, поддержке и обеспечению качественного образования, развития социальной и производственной инфраструктур.
Таким образом, в экономической программе Е. Гайдара предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения, создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе, при расширении отдельного класса собственников.

2. Девять месяцев правления Е. Гайдара

1 января 1992 года правительством, которое возглавил Е. Гайдар, был применен набор монетаристических мер, так называемая «шоковая терапия»: ограничение совокупного спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюджетных расходов.

Основным мероприятием государственной социально-экономической политики этого этапа явилась либерализация цен: отпуск их при индексации зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и других выплат на 70%. Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляцию, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе.

На практике все оказалось гораздо сложнее, чем в теории к концу года рост цен на товары всеобщего потребления составил: яйца- 1900%, мыло 3100%, молоко - 4800%, табак - 3600%, хлеб - 4300%. 115 Российский статистический ежегодник-1997 . М.: Госкомстат,1997. С. 554.5

Наряду с этими экономическими явлениями ставка на вклады в банках составляла всего несколько процентов, что было очень незначительно по сравнению с ростом цен. Заработная плата рабочих и служащих не успевала догонять рыночную цену на товары и услуги. Следствием стало то, что большая часть населения страны, лишилась всех сбережений, копившихся десятилетиями, резко снизилась покупательная способность населения. Пострадало около 75 миллионов вкладчиков.116 Там же С. 578.6 Обесценились деньги на счетах предприятий. Курс рубля в таких экономических условиях сделался не стабильным. К осени 1992 года один доллар США стоил 415 рублей, соответственно большинство расчетов стало производиться в американской валюте.

Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кредиты Центрального банка России: правительства РФ, коммерческим банкам с целью внебюджетного финансирования отдельных отраслей народного хозяйства (а чаще для собственного обогащения).

Правительство Б. Ельцина не стало, вводить временный валютный контроль, как это сделал Китай в годы экономического бума в 80-е и 90-годы. Американский экономист и бывший советник Рональда Рейгана Джуд Ванниски в то время отмечал: «Деньги - это беспроцентный долг государства перед своими гражданами, и этому долгу государство должно относиться с уважением». 117 Агафонов В. Ракитянский В. Россия в поисках будущего. М., С. 289.7

Параллельно происходил спад производства в 1992-1993 годах, он составлял 25%, сотни предприятий закрылись или переходили на сокращенный график работы, росла безработица. (См. Приложение 1)
Тяжелое положение российской промышленности усугубилось разрывом хозяйственных связей, с предприятиями-смежниками в государствах СНГ. При реформировании промышленного комплекса был не учтен и тот факт, что советская промышленность строилась на рациональной основе, среди промышленных предприятий не было никакой конкуренции или дублирования. Когда все предприятия принадлежали государству и работали в соответствии с Госпланом, конкурентные структуры, возможно и не требовались. По многим группам товаров весь советский рынок обслуживали один или два крупных завода. В условиях рыночной экономики соответственно многие предприятия были закрыты.
Итак, либерализация цен привела к заметному ухудшению материального положения населения. В экономике страны появились такие негативные явления, как кризис взаим и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.