На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Внутренняя и внешняя политика египетского правительства в 1952-1956 гг. Английское влияние в стране. История политических движений в Египте. Законодательное оформление нового режима. Социально-экономическое развитие. Система международных отношений.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: История. Добавлен: 22.09.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Министерство образования Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра истории зарубежных стран в новое и новейшее время

Допустить к защите

Зав. кафедрой д.и.н., проф.

__________В. П. Золотарев

«___»_____________2004 г.

Пиженко Владимир Олегович

Демократические преобразования в Египте (1952-1956 гг.)
Дипломная работа

Научный руководитель:
С. М. Гончарова

Сыктывкар 2004

Содержание

1. Введение С. 3

2. Глава первая. Внутренняя политика египетского правительства в 1952-1956 гг. С. 13

3. Глава вторая. Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг. С. 33

4. Заключение. С. 47

5. Приложения. С. 50

6. Список использованных источников и литературы. С. 53

Введение


Со времени начала египетской революции в 1952 г. прошло более 50 лет. За этот период, как в отечественной, так и зарубежной историографии появился целый ряд исследований о развитии революционных процессов в Египте. Однако при всем своем многообразии оценочный ориентир происходивших в стране событий нередко смещен в сторону идеологических позиций, что, в свою очередь, привело к увеличению доли субъективности при изложении исторических фактов. Особенно четко эта тенденция обозначена в произведениях советских авторов: в силу идеологических причин данный период египетской истории рассматривался как этап на пути к созданию социалистического общества, и, следовательно, проводимые в стране преобразования определялись как социалистические по своей сути. Таким образом, данная тема остается открытой, так как нет однозначной оценки на происходившие в Египте события. Поэтому преобразования, проведенные египетским правительством в 1952 - 1956 гг. представляют интерес для дополнительного рассмотрения. Также представляется необходимым изучение данного периода в связи с изменением международной обстановки. Под предлогом демократизации национальных режимов США и Великобритания активно восстанавливают утраченные позиции в арабских странах, что подтверждают события в Афганистане и Ираке. Со стороны отдельных арабских стран, в условиях отсутствия общего лидера, единственным явным противовесом оказываемому давлению является терроризм. Таким образом, деятельность Г. А. Насера представляет особый интерес для исследования как один из примеров ведения самостоятельной, независимой и жизнеспособной политики на основе использования противоречий между ведущими мировыми странами.
Хронологические рамки работы обусловлены как спецификой внутри-политического развития страны, так и изменением позиции Египта в системе международных отношений. В период с 1952г. по 1956г. оформилось новое политическое устройство Египта, закрепленное конституцией 1956г. Внешнеполитический курс египетского правительства также трансформировался от ориентации на США, позиции которых сменили собой в 1952г. английское влияние в стране, к тенденции усиления сотрудничества с социалистическими странами, особенно четко обозначившееся во время Суэцкого кризиса 1956г.
В дипломном сочинении была использована советская литература справочного характера. В «Энциклопедическом словаре» 1953г. под редакцией Б.А. Введенского события 23 июля 1952г. были охарактеризованы как захват власти офицерской группой во главе с М. Нагибом, установившим в стране режим военной диктатуры. Энциклопедический словарь в 3-х тт. Т. 1. / Под ред. Б. А. Введенского. М., 1953.
Иной взгляд на революцию 1952г. представлен в «Большой советской энциклопедии». Большая советская энциклопедия в 30 тт. Т. 17. / Под ред. Прохорова. М., 1974. Авторы характеризуют июльские события как антиимпериалистическую, антифеодальную революцию. Данному этапу они отводят рамки с 1952г. по середину 1961г. Второй этап египетской революции авторы определяют как антикапиталистический, продолжающийся с июля 1961г.
Среди справочной литературы можно отметить работу «Арабская Республика Египет», Арабская Республика Египет. Справочник / Отв. Ред. А. М. Васильев. М., 1990. в которой авторы уделяют особое внимание новейшей истории страны: её государственному устройству и общественно-политической жизни. По их мнению, переворот 23 июля 1952г. явился началом революционно-демократического периода в истории Египта. Авторы подчеркивают роль Насера в формировании независимой, относительно западных стран, внешней политики страны, а также создании на Ближнем Востоке регионального противовеса политике Англии и США в лице арабских стран. Таким образом, оценка событий менялась с течением времени и устоявшейся официальной советской позиции на характер революционных процессов нет.
Во второй половине 1960-х годов в СССР вышли в свет труды общего плана по истории международного национально-освободительного движения. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967; История международного рабочего национально- освободительного движения / Под ред. Б. С. Попова. Ч. IV. М., 1969. На основе использования зарубежных источников и литературы авторами представлен обширный фактический материал о развитии в Египте движения за независимость, а также внутриполитической ситуации в стране после прихода к власти военных. По мнению авторов, первоначально революция «напоминала верхушечный государственный переворот», однако дальнейшее развитие событий показало, что это была антиимпериалистическая, антифеодальная революция.Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 406. Исследователи уделяют внимание не только организации «Свободные офицеры», но и другим партиям и движениям, таким как Вафд и «Братья-мусульмане».
В 1970-е годы в советской историографии, в связи с установлением тесного сотрудничества между СССР и Египтом, возрастает интерес к египетскому движению за независимость, и особенно к Г.А. Насеру. В своей книге, посвящённой второму президенту Египта, корреспондент «Комсомольской правды» в АРЕ А.А. Агарышев уделяет большое внимание личности Насера, основным направлениям его деятельности. Агарышев А. А. Насер. М., 1975. Автор оценивает события, происходившие в Египте с просоветских позиций, неоднократно указывая как на внутренних «врагов» революции, так и на «происки империализма».
Статья доктора экономических наук И. П. Беляева Беляев И. П. Страницы недавнего прошлого Египта // Вопросы истории. М., 1976. №9. посвящена внешнеполитической деятельности Насера на посту главы государства. В ней автор подчёркивает значение национально-освободительной революции, которая «способствовала мощному антиимпериалистическому подъёму борьбы арабских народов». Беляев И. П. Указ. Соч. С. 125. По мнению И. П. Беляева, взаимоотношения Египта с ведущими мировыми странами развивались не по изначально разработанной внешнеполитической концепции, а исходя из конкретных исторических условий. С точки зрения автора, именно нежелание США оказать экономическую и военную помощь, при этом, не ущемляя национальные интересы Египта, предопределило переориентацию Насера на Советский Союз.
Истории развития политических движений в Египте с 1917 года до окончания Второй Мировой войны касается в своей монографии З.И. Левин. Левин З. И. Развитие арабской общественной мысли. 1917-1945. М., 1979. Он обращает внимание на то, что главным направлением общественной мысли в рассматриваемый период являлась выработка идеологии движения за независимость на основе национализма и панарабизма, которая в дальнейшем оказала влияние на формирование концепции развития страны после начала революции 1952г. Исламское вероучение, являвшееся консолидирующим звеном между государственной властью и обществом, «использовалось, как своеобразная форма проявления патриотизма и сопротивления иностранному гнёту». Малышева Д. Б. Ислам (до начала XX века) // Вопросы истории. М., 1980. №11.
Среди советской историографии 1980-х годов необходимо отметить монографию д.э.н. И. П. Беляева и академика АН СССР Е. М. Примакова. Беляев И. П., Примаков Е. М. Египет: время президента Насера. М., 1981. Авторы уделяют внимание особенностям становления национальной буржуазии и пролетариата, а также роли «средних» и «промежуточных» слоёв в египетском обществе, приводят краткие биографии руководителей «Свободных офицеров». Основное внимание в монографии уделено становлению новых экономических отношений после прихода к власти «Свободных офицеров». Характер революции 1952 года И. П. Беляев и Е. М. Примаков определяют как национально-освободительный, антифеодальный и антиимпериалистический. Там же. С. 27.
Статья В. В. Вавилова Вавилов В. В. Гамаль Абдель Насер / Политические портреты борцов за национальную независимость. М., 1983. посвящена деятельности Насера на посту главы государства. Автор характеризует политические взгляды руководителей организации «Свободные офицеры», указывая на то, что «они находились под сильным влиянием национализма и арабизма». Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 143.
В своей монографии О. В. Ковтунович Ковтунович О. В. Революция «Свободных офицеров» в Египте. М., 1984. попытался обобщить и проанализировать события, происходившие в Египте с 1952 г. по 1956 г., на основе использования источников на арабском языке и привлечении монографий как авторитетных отечественных, так и зарубежных авторов. На основе изучения данной работы можно сделать вывод о том, что автор склоняется к определению политического режима как авторитарного по сути.
При написании дипломного сочинения была использована коллективная работа «Внешняя политика стран Ближнего и Среднего Востока». Внешняя политика стран Ближнего и Среднего Востока / Под ред. А. А. Куценкова, А. И. Чичерова.М., 1984. В ней также рассматривается политика Египта в Лиге Арабских государств; содержатся факты из истории национально-освободительного движения в стране в 40-е - 50-е годы ХХ века.
Необходимо отметить и учебное пособие Д. П. Урсу Урсу Д. П. Историография истории Африки: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «история». М., 1990. по историографии истории Африки. В нем автор дает характеристику сочинений представителей основных направлений египетской историографии после окончания Второй Мировой войны, обойдя, однако, своим вниманием «Философию революции» Г. А. Насера, вышедшую в 1955 г. Д. П. Урсу указывает на демократизацию преобразований после революции 1952 г., в частности в сфере образования.
Современная российская историография представлена в данной работе книгой М. Ф. Юрьева. Юрьев М. Ф. История стран Азии и Северной Африки после Второй Мировой войны.(1945-1990). М., 1994. Основным отличием его работы от исследований советских авторов является особое понимание характера преобразований в Египте после смены власти в 1952 г. М. Ф. Юрьев определяет египетскую революцию как демократическую по характеру проводимых преобразований.
В целом, историография, затрагивая широкий спектр проблем развития египетской революции, не дает однозначного ответа по ряду вопросов: характере революционных преобразований, оценке установившегося в стране политического режима, а также роли Египта в системе международных отношений. Вместе с тем, большинство отечественных авторов отмечают положительные сдвиги в области экономики, прогрессивный характер социальных преобразований, превращение Египта к середине 50-х гг. ХХ века в одного из лидеров стран Северной Африки и Ближнего Востока.
При написании дипломного сочинения были использованы такие виды источников как мемуары, речи и выступления, аналитические статьи и информационные сообщения периодических изданий, хроника международных событий.
В дипломной работе были проанализированы выступления второго президента Египта Гамаля Абделя Насера за 1953-1956гг. Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления 1952-1970. М., 1979. По их содержанию можно определить основные направления государственной политики правительства страны, выявить элементы борьбы за власть между Советом руководства революцией и оппозицией в лице партии Вафд и Ассоциации «Братьев-мусульман», а также проследить изменение позиции египетского лидера по отношению к капиталистическим государствам.
Также в дипломном сочинении использовались мемуарные источники, отражающие исторические события, происходившие в Египте в первой половине 50-х гг. ХХ века, в оценках их непосредственных участников. Среди этих источников прежде всего необходимо отметить работу Г. А. Насера «Философия революции», Nasser G. A. The Philosophy of Revolution. Buffalo. 1959. См: Ковтунович О. В. Революция «Свободных офицеров» в Египте М., 1984; Вавилов В. В. Гамаль Абдель Насер / Политические портреты борцов за национальную независимость. М., 1983. недоступную для нас в полном объёме и поэтому изучавшуюся в выдержках, представленных работами советских исследователей. Это сочинение было написано в 1954 году. Ценность данного произведения заключается в том, что при его помощи можно проследить эволюцию политических взглядов Г. А. Насера, развитие основных направлений политики египетского правительства.
Среди источников мемуарного характера особо выделяются два произведения египетских авторов. Мемуары Ш. А. аш-Шафии аш-Шафии Ш.А. Развитие национально-освободительного движения в Египте (1882-1956). Пер. с араб. В. И.Соловьева . М., 1961., представителя марксистского направления египетской историографии и известного египетского публициста, находившегося в тюрьме с 1947 по 1952гг. за политические убеждения, вышли в свет в 1958г. в условиях начавшегося сближения Египта и СССР. В них автор рассматривает историю национально-освободительного движения в Египте до окончательного прихода к власти «Свободных офицеров» в 1952г.
Необходимо отметить и сочинение А. Хамруша Хамруш А. Революция 23 июля в Египте. Сокр. Пер. с араб. В. И. Соловьева. М., 1984., представителя революционно-демократического направления, известного египетского журналиста, общественного и политического деятеля. Автор являлся непосредственным участником июльских событий. В сентябре 1952г. он стал главным редактором первого печатного органа революционной армии - журнала «Ат-Тахир» («Освобождение»). Однако с течением времени А. Хамруш стал отходить от проводимой Насером политики и превратился в критика государственного режима. В 1964г. автор стал редактором популярного в Египте журнала «Роз аль-Насеф». Работа А. Хамруша была издана в конце 50-х гг. В ней автор заостряет внимание на предреволюционной обстановке в стране, а также на основных направлениях политики нового правительства в течение первых лет после революции, указывая на внутренние противоречия среди «Свободных офицеров». Для нас работы Ш.А. аш-Шафии и А. Хамруша, прежде всего, представляют ценность с точки зрения альтернативной интерпретации событий, происходивших в Египте после июльского переворота: авторы подвергают критике политику высшего руководства Египта и приходят к выводу о формировании в стране режима военной диктатуры.
Свой взгляд на внешнюю политику египетского правительства представлен в работе премьер-министра Израиля Б. Нетаниагу. Нетаниягу Б. Место под солнцем / netanyahu.info/book7-6.html В ней автор обвиняет Насера в «намерении уничтожить еврейское государство» при помощи объединения арабских стран под эгидой Египта. Для нас это сочинение интересно с позиции взаимоотношений Египта и Израиля в середине 50-х гг. ХХ в. взглядом представителя еврейской общественности.
Также для написания данной работы была использована статья стажера-переводчика советского посольства в Каире в 1955г., (автор не указан) исполнявшего обязанности корреспондента ТАСС по приезде в Египет в июле 1955г. советской делегации во главе с Д.Т. Шепиловым.Гамаль Абдель Насер и "примкнувший" Шепилов. Заметки о первой дипломатической миссии Дмитрия
Шепилова, когда он еще не был министром иностранных дел / faces.ng.ru/necropolis/1999-12-24/6_
naser.html
Данная статья - воспоминание о первой встрече официальных лиц Египта и СССР высокого ранга. В ней автор характеризует отношение советского руководства к проводимым в Египте преобразованиям вплоть до начала 1955 г. как негативное. По его мнению, в СССР не воспринимали эту страну как самостоятельную политическую силу.
Следующим источником для написания дипломной работы является отечественная периодическая печать. Необходимо отметить, что советская пресса отображала действительность с идеологической позиции, выражая точку зрения партийных и правительственных организаций, но не общественное мнение.
Нами были изучены публикации газеты «Правда» - органа ЦК КПСС, относящиеся к январю - августу 1952г., 1954-1955гг. Также были использованы материалы газеты «Известия» - органа Верховного Совета СССР, за январь-март 1951 г., а также журнала «Новое время» за январь - июль 1952 г. Следует отметить, что поток информации о событиях в Египте не был постоянным и зависел, в основном, от обстановки на международной арене. Большинство публикаций о развитии ситуации в Египте относились к разряду сообщений ТАСС, использовании информации из репортажей Франс Пресс, Рейтер, Нью-Йорк Таймс, региональных агентств в Каире, Дамаске, Тель-Авиве, а также хронике международных событий. Аналитические статьи в данных периодических изданиях относительно Египта были представлены в мае - июле 1952г., мае - октябре 1954г., в связи с обострением обстановки на Ближнем Востоке, а также с учетом развития взаимоотношений Каира с Москвой. В них советские авторы обвиняют Великобританию и США в давлении на египетское правительство, а также подчеркивают роль СССР в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. Необходимо отметить, что вплоть до начала 1955г. в Советском Союзе не принимали во внимание влияние Египта на формирование позиций других арабских стран в области внешней политики. В целом, в данных источниках был изложен обширный фактический материал о внутриполитической ситуации в Египте, взаимоотношениях его руководства с США и Англией в вопросах, связанных с выводом оккупационных войск с территории страны, а также созданием на Ближнем Востоке военно-политических блоков.
Таким образом, круг источников, изучавшихся нами в полном объеме или опосредованных через монографии советских авторов, позволяет составить целостную картину происходивших в стране событий.
Методологической основой изучения данной проблемы стали исторический и критический принципы. Принцип историзма означает, что любое явление необходимо рассматривать в движении, понимать его сущность, причины появления и влияние на другие исторические объекты. Критический принцип подразумевает объективное отношение к источникам и литературе, их критику. В соответствии с принципами исторического исследования были применены и методы исторического познания. Исторический метод подразумевает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии с присущими им особенностями. Систематический метод сопоставляет различные точки зрения по одной проблеме и выводит, если это возможно, наиболее вероятную действительность.
Автор ставит перед собой цель на основе методов и принципов исторического исследования рассмотреть ход преобразований в Египте в период с 1952 по 1956 гг.
Эта цель определила следующие задачи: исследовать внутренние изменения в стране в данный период, а также рассмотреть положение Египта в системе международных отношений.
Цели и задачи определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.
Глава первая
Внутренняя политика египетского правительства в 1952-1956 гг.
1. Законодательное оформление нового режима.

В 1952г. в Египте была свергнута монархия. К власти пришла организация «Свободные офицеры» во главе с Г.А. Насером. Государственный переворот 23 июля 1952г. явился завершением длительного периода развития национально-освободительного движения в Египте в предшествующие революции годы. Национальные правительства Египта в период с 1923 по 1952гг., так и не решили проблемы национальной независимости. Отсутствие решительных шагов со стороны государственной власти в направлении усиления авторитета Египта как самостоятельной политической величины на мировой арене стало причиной быстрого развития национально-освободительного движения внутри страны. Само движение за независимость несло в себе различные и зачастую противоположные идеи создания сильного государства, поэтому партии и движения входившие в него, не смогли найти компромисс между собой, что, в свою очередь, вело к разочарованию как в традиционных партиях, так и в представителях движения за независимость. В этих условиях на политическую арену вышла военная организация «Свободные офицеры», представлявшая собой силу, не затронутую борьбой между политическими группировками.
Успех «Свободных офицеров» был обусловлен рядом особенностей: сравнительно однородным социальным составом - военнослужащими, выходцами из крестьян со средним достатком; четкой структурой и жесткой дисциплиной; законспирированностью, что помогло избежать массовых арестов, ослабивших другие политические организации.
Во главе государства стал Совет руководства революцией (СРР), сосредоточивший в себе функции высшего законодательного и исполнительного органа власти «до восстановления гражданского правления», Беляев И. П. Указ. Соч. С. 130. формально во главе с генералом Нагибом. Фактически СРР руководил Насер. Первоначально Нагиб был представлен как главнокомандующий египетских вооруженных сил. Агарышев А. Указ. Соч. С. 70-71. «Я приказал, - писал впоследствии Насер, - не раскрывать никого, кроме генерала Нагиба,…основная причина такого приказа состоит в том, что я боялся раскола в рядах «свободных офицеров». Там же. С. 72. Имена членов Совета руководства революцией были строго засекречены, а генералу Нагибу приписывали разработку плана восстания.
После переворота Совет руководства революцией был расширен. В состав Исполнительного Комитета Совета руководства революцией 1952 г. входили: Мухаммед Нагиб, Гамаль Абдель Насер, Кемаледдин Хусейн, Абдель Хаким Амер, Хасан Ибрагим, Абдель Мунаим, Абдель Рауф, Гамаль Салим и Салах Салим, Абдель Лятиф аль-Багдади, Халид Мохиеддин, Анвар Садат, Закария Мохиеддин, Хусейн аль-Шафии. / Агарышев А. Указ. Соч. С. 81. Перед новым руководством встала задача упрочения своей власти в стране. Для её решения было необходимо реорганизовать государственную структуру управления, а также провести кадровые перестановки руководящего состава, как в гражданской, так и военной сферах. Необходимо отметить, что Насер лично контролировал процесс формирования новой элиты египетского общества. Отбором кадров в структуры безопасности Египта занимался Специальный комитет. Для осуществления контроля за функционированием государственного аппарата страны был создан департамент государственной безопасности - «Управление общих расследований» под руководством Р. Нахаса. search.rambler.ru/cgi-'Из истории арабских спецслужб' С. 2.
После отречения короля Фарука от престола и передачи им королевского титула своему четырехмесячному сыну Фуаду II 4 августа 1952г. по предложению Государственного совета и с одобрения Совета министров был назначен временный регентский совет (принц М. А. Монейм, бывший председатель палаты депутатов Бахи Эд-дин Баракат, министр путей сообщения полковник Р. Механна). ТАСС. Создание регентского совета в Египте // Правда. 05.08.52. (№218). С. 3. В создавшихся условиях факт передачи власти, по сути, ликвидировал монархию как реально действующий институт власти. Также, в первые недели после переворота было объявлено о роспуске политической полиции, арестована группа высших чинов органов безопасности, началась «чистка» государственного аппарата, которая затронула несколько сот высших чиновников и армейских офицеров, объявлена амнистия всех лиц, обвинявшихся в оскорблении короля. 11 августа были введены в действие меры по ограничению поездок за границу, переводов денежных сумм из страны, повышению налогов на торговые доходы в качестве части политики строгой экономии, которая помогла ликвидировать к 1954г. дефицит государственного бюджета. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 85-86. В процессе борьбы с внутренней оппозицией были затронуты и средства массовой информации, правоохранительные органы, высшие учебные заведения и мечети. Так, например, одна из крупнейших египетских газет «Аль-Мисри» была закрыта за выпуск статьи, направленной против нового режима; введен запрет на выступления с речами в мечетях, не носивших религиозный характер; установлен контроль за формированием политических взглядов в студенческой среде, проведена «чистка» университетов. 30 июля 1952г. были упразднены титулы «паша» и «бей». Ликвидация сословных привилегий «имела не только важное социально-экономическое значение, но и явилось своего рода началом культурной революции». Агарышев А. А. Указ. Соч. С. 103. Дворцы, принадлежавшие египетским аристократам и иностранцам, были национализированы, а права представителей данного сословия существенно ограничены: детям бывших пашей и беев было запрещено поступать на государственную службу, становиться офицерами, а некоторым государственным деятелям прежнего режима и их семьям запрещено покидать места их постоянного проживания. Необходимо заметить, что право управления предприятиями, отелями и компаниями, принадлежавших ранее пашам, было передано ведущим членам организации «Свободные офицеры», что нередко вело, по мнению А. А. Агарышева, к казнокрадству и способствовало росту коррупции. Там же.
После переворота новым премьер-министром был назначен Али Махир. Назначение А. Махира на пост премьер-министра было вызвано его проамериканской позицией, что должно было создать у Великобритании представление о проамериканском характере переворота. 30 июля 1952 г. был опубликован декрет о смешанных компаниях, разрешавший иностранцам владеть 51% акций в смешанных компаниях (вместо установленных ранее 49%) в Египте. Этот декрет был принят в интересах иностранных монополий, с которыми был связан А. Махир. 10 августа 1952 г. в своем обращении к нации он заявил, что «противодействие политических партий парализовало политическую жизнь» страны, поэтому необходимо, чтобы они «имели единую национальную программу». ТАСС. К положению в Египте // Правда. 12.08.52. (№225). С. 3. Также премьер-министр призвал провести «чистку» в партиях, которая, по мнению советской прессы, стала бы «ударом против Вафда и шагом на пути к установлению диктатуры». Там же.
За время пребывания правительства А. Махира у власти в Египте было подавлено несколько забастовок рабочих, требования которых носили экономический характер. Так, к примеру, в результате всеобщей забастовки 10 тыс. текстильщиков Кафр эд-Давара, проводившейся 13-14 августа 1952г., 576 забастовщиков были арестованы и преданы военному суду, а 28 её руководителей были приговорены к смертной казни. Также, во второй половине августа 1952г., была проведена серия арестов руководителей и активистов различных коммунистических организаций. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 407-408. Однако не следует думать, что правительство А. Махира действовало независимо от СРР, как это, к примеру, представлено в Новейшей истории арабских стран. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 407-408. Система государственного управления Египта после переворота, с учетом специфики режима, предполагала подотчетность деятельности правительства Исполнительному Комитету Совета руководства революцией, поэтому действия А. Махира, в частности организация подавления забастовок и преследование коммунистических организаций, были санкционированы с ведома руководителей «Свободных офицеров». Следует отметить, что данные действия нового руководства не способствовали поднятию авторитета власти среди населения страны, поэтому, стремясь самоотстраниться от действий правительства А. Махира, а также продлить кредит доверия со стороны египетского общества, 7 сентября 1952г. СРР принял решение об отстранении премьер-министра с занимаемого им поста. В тот же день на его место был назначен М. Нагиб - единственный член ИК СРР, статус которого соответствовал посту такого ранга. Насер стал заместителем премьера, а с мая 1953г. - одновременно и министром внутренних дел. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 257.
Необходимо отметить, что внутри СРР не было единства в выборе пути дальнейшего развития страны. Это было связано с тем обстоятельством, что члены организации придерживались различных политических взглядов. Так, к примеру, Ю. Мансур и Х. Мохи ад-Дин представляли левых, А. Садат, К. ад-Дин Хусейн, Х. Шафеи, А. Рауф и Р. Механна разделяли экстремистские мусульманские убеждения. З. Мохи ад-Дин, А. аль-Богдади и Х. Ибрахим были сторонниками развития по западному образцу. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 95. Каждый из них, отстаивая интересы своей социальной группы, предлагал собственные решения проблем страны, поэтому начальный период революции можно охарактеризовать как период «исканий и экспериментирования в области социально-экономического и политического развития страны». Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 143. По мнению Насера, «главная проблема в начале революции состояла в том, что мы ничего не знали о точном смысле революционного действия, о его природе и требованиях. Мы чувствовали необходимость революции, радикального обновления, но мы не знали, ни путей, ни методов, которые вели к осуществлению этого». Цит по: Nasser G. Op. Сit., P. 28. // Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 143.
В теоретическом плане эта борьба среди «Свободных офицеров» выразилась в выдвижении Насером идеи о необходимости одновременного осуществления в Египте не только политической, но и социальной революции. Под политической революцией Насер подразумевал освобождение страны от присутствия оккупационных войск и вмешательства Англии во внутренние дела, а также ликвидацию института королевской власти. По его мнению, цели революции заключались в том, «чтобы избавить страну не только от феодализма, монархии и враждебных народу партий, но и всякого рода деспотии». Насер Г. А. Речь в Мина эль-Камх 20 декабря 1953 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 12. Социальные преобразования были направлены против «эксплуататорских устремлений»Там же. С. 13. и совершались в интересах средних и беднейших слоёв египетского общества. Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 145. Однако, часть «Свободных офицеров» во главе с генералом М. Нагибом, считавшая июльскую революцию законченной, требовала ограничить процесс демократизации установлением парламентской системы. По мнению М. Нагиба, одного года «переходного периода» было достаточно для оздоровления политической жизни страны и после которого необходимо перейти к парламентско-конституционной системе правления. Нагиб, опираясь на национальные буржуазные партии, намеревался занять в будущей парламентской республике пост президента. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 118.
Стремление к одновременному осуществлению двух революций - политической и социальной - уже само по себе содержало противоречие: если политическая революция объединяла нацию, то социальная - вела к её разобщению, так как затрагивала материальные интересы различных слоёв египетского общества. Разрешение этого противоречия Насер видел в том, чтобы руководство революцией и дальше осуществлялось под контролем армии, которую офицеры считали «однородной, «надклассовой силой», вышедшей из народа и не утратившей с ним связь».Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 146. Исходя из такого понимания роли армии, Насер и его сторонники по СРР считали необходимым «остаться у власти до тех пор, пока чаяния народных масс и революционного авангарда не будут сформулированы в чёткой программе». Мохи-эд-Дин Х. Египетская революция, её развитие и перспективы // Проблемы мира и социализма. 1966. №8. С. 39. Этим принципом обосновывалась необходимость сосредоточения всей административной власти в стране в руках военных, максимальной централизации государственного аппарата и управления страной без политических институтов дореволюционного периода, что, в свою очередь и привело, по мнению Ш. А. аш-Шафии, к установлению диктатуры. Аш-Шафии Ш. А. Указ. Соч. С. 178-179.
В связи с этим, следующим шагом на пути к становлению режима стало опубликование 9 сентября 1952г. закона о реорганизации политических партий, согласно которому, всякий желающий учредить политическую партию должен был информировать об этом министра внутренних дел, представить доклад об организационной структуре, программе и материальных ресурсах партии, а также список её членов-учредителей. Всего к сентябрю 1952г. в Египте было зарегистрировано 25 политических партий. Вафд, Саад, Либеральная, Вафдистский блок, Ассоциация «Братьев-мусульман», а также ещё четыре мусульманские партии, три женские партии, две социалистические и две националистические, Демократическая партия./ Новейшая история арабских стран (1917-1966). М., 1967. С. 409.
10 декабря 1952г. была отменена конституция 1923г., а 17 января 1953г. Совет руководства революцией объявил о роспуске всех политических партий и о конфискации их фондов. 10 февраля 1953г. была обнародована временная конституция, согласно которой в стране был введен так называемый «переходный период», с передачей верховной власти членам Совета руководства революцией еще на трехлетний срок, в течение которого предполагалось подготовить условия для создания в стране демократического конституционного государства. Лозунгом «переходного периода» Насером была провозглашена триединая формула - «единство, порядок, труд». По мнению Насера, на данном этапе революции «политическим воплощением единства народа должна была стать единая общенациональная организация, которая могла бы провести в жизнь идеи революции 1952г. и обеспечить в стране «социальную справедливость». Вавилов В. В. Указ. Соч. С. 146-147.
Поэтому взамен политических партий 23 января 1953 г. была создана единственная политическая организация «Освобождение». Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 163. На её основе предполагалось объединить все поддерживавшие новый режим силы. Однако опору для руководителей революции продолжали составлять армия, государственный аппарат и органы безопасности. По мнению А. Хамруша, «Свободные офицеры» «образовывали определенную прослойку общества, не представляя интересы его большинства». Хамруш А. Указ. Соч. С. 214. Лидеры «Свободных офицеров» подчеркивали, что новая власть не делит общество на классы или социальные слои. Условия приема в организацию предполагали лишь обязательство кандидата поддерживать революцию. В данном случае не подразумевалось требование отказа от личных политических взглядов. Возможно, таким способом революционное руководство, не имея еще достаточной поддержки среди населения, попыталось создать альтернативу функционирования запрещенных политических организаций на националистической основе, ограниченную контролем со стороны режима. Поэтому в «Освобождение» начали вступать члены оппозиции, которые увидели в ней «шанс … на проникновение, имея в виду последующее возвращение на утраченные посты». Цит. по: Chedid H. Political Organizations in the United Arab Republic since 1952. The Arab Socialist Union. Beirut, 1969, p. 30. // Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 163. Возможно, ввиду последнего обстоятельства организация не получила чёткой политической и социальной программы: не было выработано ни конкретных прав, ни обязанностей ее членов. Как отмечает А. Хамруш, «в Организации освобождения ясно чувствовалась хватка армии», Хамруш А. Указ. Соч. С. 277. а сама попытка формирования революционным режимом массовой политической организации привела «к созданию неэффективного бюрократического аппарата … и призванного придать режиму видимость демократичности». Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 109. Поэтому деятельность организации была сведена к проведению культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований, военному обучению населения и борьбе с неграмотностью. Согласно официальным сведениям, она насчитывала около 2 млн. членов. Там же. С. 108.
Трансформация политической системы была завершена упразднением 17 июня 1953г. регентского совета и, соответственно, ликвидацией института королевской власти. На следующий день Египет был провозглашён республикой. Первым президентом Египетской Республики и премьер-министром по решению ИК СРР был назначен генерал М. Нагиб. Г. А. Насер занял пост заместителя премьер-министра. Новый глава государства, лишенный реальной государственной инициативы, начал искать поддержки у руководителей ВАФДа и «Братьев-мусульман», а также ряда политических деятелей старого режима.
Необходимо отметить, что данные организации первоначально поддерживали СРР, считая, что «Свободные офицеры» пойдут с ними на сотрудничество в вопросах управления государством. Однако после первых шагов революционного правительства, направленных на организацию тотального контроля за общественно-политическим развитием страны, обозначился резкий отход лидеров ВАФДа и «Братьев-мусульман» от проводимого военными политического курса. Но если с вафдистской оппозицией можно было бороться политическими методами, то к экстремистской, религиозной Ассоциации «Братьев-мусульман» был необходим иной подход. Первоначально Насер в отношении «Братьев-мусульман» проводил осторожную политику, так как эта организация имела всенародную поддержку. Данный факт объясняет стремление «Свободных офицеров» в первый период революции привлечь «Братьев-мусульман» к сотрудничеству. Еще с начала революции СРР принял две меры, которые отвечали интересам Ассоциации: возобновил расследование убийства ее основателя Х. аль-Банны и объявил амнистию, коснувшуюся прежде всего «Братьев-мусульман». В августе 1952г. СРР предложил им участие в правительстве, однако «Братья-мусульмане» потребовали, чтобы верховный руководитель Ассоциации имел право санкционировать законодательные акты нового режима, с тем, чтобы обеспечить «исламскую ориентацию» последнего. Данное требование было отклонено и в правительство вошел как министр вакуфов только шейх Х. аль-Бакури. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 113-114. Отказ египетского правительства фактически обозначил начало конфронтации между «Братьями-мусульманами» и официальной властью.
Для нейтрализации организации, имевшей всенародную поддержку, Совет руководства революцией предпринял ряд шагов. Во первых, Ассоциация не попала под действие закона от 17 января 1953г., запретившего политические партии, под предлогом того, что она является религиозной организацией. Данная мера стабилизировала эмоциональные настроения населения, что фактически снижало возможность открытого выступления народных масс под руководством «Братьев-мусульман» против «Свободных офицеров».
Во вторых, с начала открытого конфликта с «Братьями-мусульманами» официальная пропаганда сделала упор на религиозные вопросы, представляя «Свободных офицеров» «истинными поборниками ислама». Также СРР принял решение о проведении систематических пропагандистских поездок своих членов по различным областям Египта, с тем, чтобы противостоять пропаганде своих политических противников. Лейтмотивом их выступлений являлось утверждение, что египетская армия - армия народа, которая стоит на защите его интересов, а также тезис о том, что движение армии за справедливость и равенство отвечает идеям ислама. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 114. Выступая перед лидерами организации «Освобождение», Насер отметил, что «руководители «Братьев-мусульман», ничем не способствовавшие борьбе против разложившейся монархии Фарука и английской оккупации, ведут борьбу против революции…, которая выпустила их из тюрем. Нас они объявляют еретиками, выступающими против священного Корана!» Насер Г. А. Речь в резиденции организации «Освобождения» в Каире 5 сентября 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 21.
В ответ начавшуюся кампанию против Ассоциации в январе 1954 г. «Братья-мусульмане» организовали беспорядки в Каирском университете. Подвергая резкой критике египетское правительство, Ассоциация заявила, что СРР изменил национальным интересам, заключив в феврале 1953г. соглашение с Англией относительно будущего Судана и начав мирные переговоры о выводе английских войск из зоны Суэцкого канала. Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 116. Кульминацией противоборства стал момент, когда 26 октября 1954г. в Александрии боевик из Ассоциации совершил попытку покушения на Насера. В результате Ассоциация была запрещена. ТАСС. Роспуск ассоциации «Мусульманское братство» в Египте // Правда. 06.12.54. (№340). С. 4. 30 октября 1954г. в Александрии был арестован верховный глава Ассоциации «Братьев-мусульман» Х. Ходайби, Франс Пресс. Агентство Франс Пресс об аресте верховного главы египетской ассоциации «Мусульманское братство» // Правда. 31.10.54. (№304). С. 3. а уже к 3 ноября 1954г. в Египте было арестовано около 600 членов этой организации (общее количество арестованных превышало 18 тыс. чел.) http://search.rambler.ru/cgi-`Из истории арабских спецслужб' С. 3., из числа которых 447 человек обвинялись в подготовке покушения на Насера. ТАСС. Аресты в Египте // Правда. 05.11.54. (№309). С. 3. 6 лидеров организации были казнены, а Х. Ходайби приговорен к пожизненному тюремному заключению. ТАСС. Казнь руководителей «Мусульманского братства» в Египте // Правда. 08.12.54. (№342).
Используя создавшуюся ситуацию, Насер решил уже официально встать во главе государства, вследствие чего 14 ноября 1954г. Нагиб, по обвинению в сотрудничестве с руководителями ассоциации «Братья-мусульмане», был освобожден от всех занимаемых им постов: президента Египта и председателя СРР, и взят под домашний арест. По мнению советской стороны, Нагиб был смещен за свое несогласие с заключенным между СРР и английским правительством договоре о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, считая что «условия соглашения, принятые Руководством революционного совета слишком благоприятны для Англии». ТАСС. Смещение президента Египта Нагиба // Правда. 15.11.54. (№319). С. 4. Исполнять обязанности председателя Совета руководства революцией стал Г.А. Насер, являвшийся одновременно главой правительства Египта.
В целом, после упрочения своего положения как общенационального лидера, ликвидации оппозиции СРР в лице ВАФДа и «Братьев-мусульман», в политике Насера обозначился курс на частичную демократизацию режима, прошло оформление собственных политических взглядов. 28 марта 1955г. Насер провозгласил шесть принципов египетской революции:
1) ликвидация империализма,
2) ликвидация феодализма,
3) уничтожение капиталистических монополий и их политического засилья,
4) установление социальной справедливости,
5) создание сильной национальной армии,
6) установление подлинно демократической системы.
Возможно, что трехлетний срок между приходом к власти «Свободных офицеров» и провозглашением ими своей политической программы обусловлен периодом выбора последующего пути развития: по капиталистическому или социалистическому образцу. Именно в условиях сближения с СССР и были выдвинуты «шесть принципов», на основе которых предполагалось формирование курса дальнейших преобразований.
19 мая 1955г. в офицерском клубе в Каире Насер отметил, что по окончании «переходного периода», срок которого истекает в январе 1956г. будет создан национальный парламент, но «партии будут по-прежнему запрещены». ТАСС. Выступление египетского премьер-министра Насера // Правда. 21.05.55. (№141). С. 4. Поэтому, после окончательного вывода оккупационных войск 13 июня 1956г. правительство отменило закон о военном положении, введенный после революции, а также амнистировало всех политических заключенных.
В сжатом виде взгляды Насера на проблемы политико-экономического развития страны в период с 1952г. по 1956г. получили отражение в тексте конституции 1956г., подготовленной при личном участии президента республики. 23 июня 1956г. путем референдума была утверждена конституция Египетской Республики. Президентом был избран Г. А. Насер. Её основные положения сводились к следующему: социальная солидарность является основой египетского общества; национальная экономика должна быть организована в соответствии с планами, которые защищают принципы социальной справедливости и имеют своей целью развитие производства и подъём жизненного уровня; капитал используется в интересах национальной экономики, но не в ущерб общественному благу; законодательство гарантирует сотрудничество в области общественной, экономической деятельности и способствует развитию деловой активности; государство берёт на себя контроль за социальным обеспечением. Мохи-эд-Дин Х. Указ. Соч. С. 41. В стране признавалась частная собственность и частная экономическая деятельность, которая не могла подвергаться вмешательству государства, однако, при условии, что она не наносит ущерба общественным интересам, не ставит под угрозу безопасность народа, не затрагивает его свободу и достоинство. Поэтому, предусмотренная Конституцией возможность экспроприации частной собственности могла быть использована только «в общественных интересах и за справедливую компенсацию по закону». Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 141.
Таким образом, согласно выдвинутой Насером концепции дальнейшего развития Египта, государство должно было стать координирующим и регулирующим инструментом, как политических, так и социально-экономических процессов преобразования египетского общества на основе введения элементов плановой экономики, протекционизма, социальных дотаций, обеспечения реализации гражданских прав, а также уравнения материальной обеспеченности различных социальных слоев.
Конституция была утверждена 23 июня 1956г. путем плебисцита. Принятие основного закона государства закрепило суверенитет Египта и означало завершение «переходного периода». Насер путем всенародного голосования был избран президентом, а Совет руководства революцией сложил свои полномочия.
После принятия новой конституции в стране был создан парламент - Национальная Ассамблея, 11 июля 1956 г. был принят закон о создании однопалатной Национальной Ассамблеи, состоящей из 350 депутатов. Выдвижение кандидатов в депутаты Собрания происходило через Национальный союз. / Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 141. которая стала более представительным органом, чем предыдущие египетские парламенты: минимум 50 % депутатов были рабочими и феллахами Феллах - египетский крестьянин., а профсоюзы играли важную роль в законотворчестве. Также, согласно конституции 1956г., египетские женщины впервые получили избирательное право. Дейр-Йасин И. Золотой юбилей Июльской революции / left.ru/2002/leto/egipt.html Необходимо заметить, что сформированная после принятия Конституции 1956г. единственная официальная политическая организация - Национальный союз - получила в лице своего Комитета право отклонения и утверждения кандидатур при выборах в парламент и профсоюзное руководство. Члены Комитета В Комитет Национального союза вошли Г. А. Насер, А. Х. Амер, З. Мохи ад-Дин и А. Л. аль-Богдади. / Ковтунович О. В. Указ. Соч. С. 141. назначались президентом, который одновременно являлся председателем Национального союза.
Таким образом, Египет за четыре года совершил переход от конституционной монархии к установлению республиканского строя. Оппозиция внутри страны была ликвидирована, а Насер как президент Египта в своих руках сосредоточил практически неограниченную власть
2. Социально-экономическое развитие.
После сосредоточения власти в своих руках «Свободные офицеры» начали действовать ещё в двух направлениях: организации активной политической деятельности масс в поддержку новому режиму и осуществлении целенаправленной политики по вопросам социального и экономического развития страны.
Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. был принят закон об аграрной реформе. Необходимо отметить, что 1952г. около 2 тыс. землевладельцев имели в своей собственности более 1200 тыс. федданов 1 феддан = 0,45 га. посевной площади, а 31 % феллахов - 13 %. Поэтому, в среднем на одного землевладельца приходилось по 1000 федданов, тогда как 3 млн. крестьян владели по 1 феддану на семью. К тому же, ежегодный прирост населения Египта составлял в среднем 300 тыс. чел. Насер Г. А. Речь на праздновании II годовщины египетской революции 23 июля 1954 г. // Насер Г. А. Проблемы египетской революции: избранные речи и выступления. М., 1979. С. 17.
По новому закону крупное землевладение ограничивалось 200 федданами на одного человека. Имеющие землю свыше этого максимума, сохраняли за собой ещё 100 федданов, которые делились между членами семьи. Остальная часть земли изымалась в пользу государства. Из неё образовывался специальный фонд, из которого участками по 2 - 5 федданов наделялись феллахи, не имевшие земли. Цена участков равнялась десятикратной ставке арендной платы. Получавший землю обязан был платить за каждый феддан в среднем по 14 ег. ф. в год в течение 30 лет. Крупным землевладельцам, у которых была изъята часть земельной собственности, государство обещало выкуп через 30 лет. В момент отчуждения земли правительство вручало помещику специальные боны, по которым он мог получать ежегодно 4,5% годовых. Помещикам предоставлялось право продавать землю ещё до её изъятия. Земля, принадлежавшая 175 членам королевской семьи, изымалась без выплаты компенсации. Для надзора за изъятием и распределением земли был создан Высший комитет аграрной реформы. Каждый, кто владел землёй сверх установленного максимума, должен был к 31 января 1953г. представить в комитет отчёт о том, какая земля остаётся у него, а какую он передаст государству. Отчуждение земли не на основе кадастровых переписей, а на базе подсчётов и документов, предъявляемых самими владельцами, создало широкую возможность сокрытия земли, подпадавшей под действие аграрной реформы. Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 61. После передачи в Высший комитет аграрной реформы материалов, на основе которых должно было осуществляться изъятие земли, комитет давал указание департаменту земледелия обмерить землю, что делалось в обязательном порядке с помощью владельца, а также представителей местной власти, зачастую являвшихся агентами крупного землевладельца. Помещику предоставлялось право обжаловать решение по изъятию в специальных комиссиях по рассмотрению жалоб и претензий землевладельцев или в Высшем комитете аграрной реформы. Только после рассмотрения этими органами претензий помещиков могло быть принято окончательное решение об изъятии земли. Владельцы с помощью апелляций «выигрывали время для затягивания сроков осуществления реформы, а также для маневрирования с целью её обхода».Там же. С. 65-66.
Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем семикратный размер сельскохозяйственного налога. Если арендная плата взималась натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.Беляев И. П., Примаков Е. М. Указ. Соч. С. 66-67.
В целом, реформа коснулась 1789 землевладельцев, выкупу подлежало 600 тыс. федданов. Так, к примеру, к июлю 1954г. было распродано 34,4 тыс. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.