На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Полис как античный город-государство. Направления афинской внешней политики. Развитие греческой торговли в V-IV веках и свидетельство роста товарного производства, основанное на общественном разделении труда. Особенности критской и спартанской культур.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 09.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


План работы

Введение
1. Критская культура.
2. Афинская культура.
3. Спартанская культура.
Заключение.
Введение

Было время, когда греческий народ ничем не отличался от любого другого народа. И он прошел через века медлительного топтания на месте в эпоху первобытной жизни, которое иногда приводит, а иногда и нет, к цивилизации.
Более того, в течение всей своей истории, включая и период ослепительного, всестороннего расцвета и созданных им шедевров, век Софокла, Гиппократа и с "Элладой Эллад"-- Афинами, этим горячим и трепетным сердцем Греции, придерживался суеверий и нравов, то несколько странных, то прямо "полинезийских", порой просто забавных, а иногда таких чудовищно жестоких, что чувствуешь себя здесь за тысячи верст от всякой цивилизации.
Античная Греция, словно живой парадокс, служит как бы наглядным примером того, насколько сложно познание цивилизации; ее история показывает вместе с тем, как неимоверно трудно было первобытным людям избавиться от слепоты животного состояния и взглянуть на мир глазами человека.
Праздник Цветов (Антестерии) справлялся в Афинах в конце февраля. Он отмечался в каждой семье, причем было принято в этот день пробовать молодое вино, привозимое из деревни. На второй день праздника устраивалось публичное состязание, в котором, выигрывал тот, кто по сигналу герольда успевал быстрее всех опорожнить свою кружку вина. Все это, конечно, прекрасно, вино-- принадлежность высокой цивилизации. Но на третий день пробуждались мертвые, томимые голодом и жаждой, и требовали своей доли в пирушке. Незримые тени мертвых носились по улицам города, все могли их слышать! Жители покрепче запирались в домах, предварительно поставив у своего порога глиняный горшок, особо предназначенный для этой цели и наполненный «походной» похлебкой, сваренной из разных зерен. Живые не смели к ней прикасаться. В этот день людям приходилось не только самим защищаться от мертвых, но ограждать от них и богов - сами они укрывались в домах, а бессмертных накрепко запирали в храмах. Святилища обвязывали толстыми веревками, для того чтобы предохранить святых от заразы - соприкосновения со смертью. Дав мертвым до отвала наесться похлебкой, причем ее нисколько не убавлялось в горшках - естественно, незримые и питались незримо, -- с ними прощались до следующего года.
Существовал также обычай прибегать к козлу отпущения - «фармаку», служившему средством избавления от великих несчастий, неожиданно сваливающихся на город. Этот обычай соблюдали в Афинах и крупных торговых портах Ионии в VI и V веках, в эпоху, которая --всем нам сейчас ясно--была весной цивилизации, таившей так много обещаний, уже сбывшихся. Города украшались разрисованными статуями прекрасных девушек с приветливыми улыбками на ярко-красных устах, синими волосами, в пестрых платьях и ожерельями цвета охры. Ионийские "мудрецы" уже пытались дать материалистическое и рационалистическое объяснение вселенной. Между тем эти передовые города содержали на всякий случай некоторое количество человеческого отребья, калек и идиотов, либо держали присужденных к смерти людей, чтобы при наступлении голода или эпидемии чумы иметь под рукой людей, которых можно было принести в жертву богам, побивая их камнями. Иногда такого козла отпущения, объявленного отныне неприкосновенным, изгоняли из города, вложив ему в руки сушеные винные ягоды, ячменную лепешку и сыр. Например, в утро битвы при Саламине, когда афиняне, по выражению Геродота, «прильнув к свободе», спасли независимость греческих племен, главнокомандующий Фемистокл, чтобы склонить на свою сторону успех в борьбе, принес в жертву богу Дионису-Пожирателю-Сырого-Мяса трех человек. Это были три пленника, юноши необыкновенной красоты, в великолепных одеждах, увешанных золотыми украшениями, родные племянники персидского царя. Фемистокл задушил их собственноручно на флагманском корабле, на виду у всего флота. Это не было актом мести, но священной жертвой.
Можно бы привести немало фактов подобного рода. Их не следует рассматривать как случайные пережитки предшествующего первобытного строя, сохранившиеся в античной цивилизации. Некоторые обычаи, которые кажутся нам странным отражением дикарских представлений, на самом деле органически связаны с основами общественного строя. На их первостепенное значение указывает их двухтысячелетняя давность, их бесспорность, полное соответствие писаным законам и обычному праву; об их важности свидетельствует и их признание философами. Так как именно их упорная долговечность объясняет, во всяком случае, частично, конечное крушение греческой цивилизации.
Приведем несколько беглых примеров. Во всех греческих городах (кроме Фив) отцу семейства было предоставлено право избавляться от своих детей при их рождении как ему заблагорассудиться. Во всех городах (кроме Афин) глава семьи мог продавать своих подросших детей работорговцам. В богатых семьях этим правом пользовались широко - и тем самым спасали от дробления родовое наследство. Велик был соблазн и для бедняков расплатиться, таким образом, с должником, к тому же избавившись и от лишнего рта! Стоит ли упоминать о положении женщин, находившихся повсеместно в Греции, кроме Эолии, начиная с первых веков истории в положении, близком к рабскому. Говорить ли о рабынях!..
Не станем, однако, углубляться во все это. Наша цель - дать понять, что греческий народ был совершенно таким же народом, как и всякий другой, первобытнейшим из первобытных. Его цивилизация распускалась и взращивалась на том же черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира, -- в этом нет никакого чуда, но сказывается влияние некоторых благоприятных обстоятельств и тех изобретений, появление которых было вызвано повседневным трудом и нуждами самого греческого народа. Именно этот примитивный, легковерный и жестокий народ изобрел как бы в едином порыве то, что мы называем « цивилизацией».
Что же такое "цивилизация"? Для грека слово "цивилизованный" значит прирученный, обработанный, привитый. Цивилизация представляет совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы, укрепить ее в мире физическим путем познания его законов -- губительных для человека невежественного на низших ступенях развития, но по мере их изучения становящихся орудием его наступления на этот мир. Однако помимо защиты жизни, цивилизация призвана, еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе, где более справедливые отношения медленно устанавливаются между людьми. Она должна привести к расцвету этой жизни в искусствах, которыми все люди наслаждаются сообща, должна развить гуманистическое служение человека в том реальном и одновременно воображаемом мире, каким является мир культуры, переделанный и по-иному осмысленный и ставший в свою очередь неиссякаемым источником дальнейшего нового творчества.
1. Критская культура

Если мы постараемся найти исторические основания какой-либо, не существующей ныне цивилизации, то мы обнаружим в более древних слоях все те же типические признаки, что указывают на наличие у рассматриваемой нами уже исчезнувшей цивилизации исторического предшественника.
Эллинские племена, последовательными волнами заселявшие Балканы, вели кочевой образ жизни. Шатры, оружие - сначала деревянное, потом из бронзы,-- дичь и козы. Лошадь, самое быстрое из всех прирученных человеком животных, была уже одомашнена. Эти дикие племена жили главным образом охотой. Осев на полуострове, получившем название Эллады, они стали возделывать неподатливую землю. Этот народ остался до конца по преимуществу сельским, а не городским: древние греки - это крестьяне. Даже Афины во времена своего величия остаются, прежде всего, рынком для деревень Аттики. Греки выращивают злаки, разводят оливковое дерево, смоковницу и возделывают виноградники. Они очень скоро научились обменивать свое масло и вино на ткани, которые изготовляли их соседи в Азии. Затем они осмеливаются пуститься в плавание по морю и везут свои прекрасные расписные горшки с маслом и вином туземцам северного побережья Черного моря, чтобы обменять их на ячмень и пшеницу, потребность в которых все растет по мере увеличения населения во вновь возникающих городах. Специализированное сельское хозяйство, постепенно развиваясь, вытесняло первобытную охоту. Мясную пищу стала заменять вегетарианская, более соответствующая климату новой зоны поселения. Коммерческие связи развивались, достигнув очень скоро значительных размеров,-- все это увеличило благосостояние греческого народа и привело к общению с народами более древней культуры, в то время как сами греки были еще очень мало отесаны.
Но для этого грекам пришлось предпринять другое завоевание -- покорить море, что они и стали делать одновременно и робко, и смело, и неумело. В свою страну они проникли с севера сухим путем. Греческие племена так долго кочевали по степям Азии и России, охотясь и перегоняя свои стада, что даже забыли и название того обширного водного пространства, которое обозначается одним и тем же словом почти у всех им народов индоевропейской группы. Для водного пространства, именуемого на латинском и производных от него языках тare, mer и т.д., на германских языках Мегг, 8ее, &еа и море, тогjе на славянских, у греков не оказалось нужного слова -- они не знали, как его назвать. Им пришлось позаимствовать название у племен, заселявших территорию, на которой они осели: пришельцы обозначили море словом Thalassa ("таласса"). Именно от этих аборигенов, гораздо более цивилизованных, чем они сами, греки научились строить корабли.
Около 2000 года до н.э. греческий народ, уже отделившийся от первоначальной общности, занимал Дунайскую низменность и стал просачиваться в земли, относящиеся к восточной части Средиземноморского бассейна, то есть на Азиатское побережье и Эгейские острова, или в собственно Грецию. Таким образом, древний греческий мир охватывал с самого момента своего возникновения оба побережья Эгейского моря. Греция Азиатская в смысле цивилизации намного опережает Грецию Европейскую.
Оседая в новых местах, греческие племена учились земледелию у народа, занимавшего до них эти области и значительно более развитого, чем они. Мы не знаем подлинного имени этого народа, который древние иногда называли пелазгами. Мы их называем критянами, потому что Крит был центром их цивилизации. Их также называют эгейцами -- по имени моря, по берегам и островам которого они были расселены. У этого эгейского народа была письменность -- в местах их поселений были произведены раскопки, при этом было найдено множество глиняных табличек, покрытых особыми письменами. К величайшему изумлению ученых, языком этих эгейских табличек оказался греческий, транскрибированный негреческими силлабическими обозначениями. В распоряжении историков есть несколько вариантов критского письма: иероглифическое , возникшее на рубеже III и II тысячалетий до н. э; слоговое - «линейское письмо А», использовавшееся с XVII веков до н. э., и «линейское письмо Б», известное с XV веков до н. э. Первые два письма остаются загадочными, поскольку неизвестен язык этого письма. Тексты третьего письма оказались написанными на архаическом греческом языке. Но о значении этого открытия говорить пока еще рано.
Во всяком случае, если греческие захватчики и передали эгейцам свой язык, они не могли передать критянам своей письменности, которой у них не было. И для нас весьма важно установить, какими именно благами культуры наделили более цивилизованные критяне пришлых греков. Эти блага были многочисленны и неоценимы.
Критяне уже издавна возделывали виноградники, оливковые деревья и сеяли злаки. Они разводили крупный рогатый и мелкий скот. Им были известны многие металлы -- золото, медь и олово. Оружие они изготавливали из бронзы. Железа они не знали.
В начале ХХ века археологи раскопали на Крите остатки обширных дворцов эгейских царей. Эти дворцы представляли целый комплекс жилых помещений и множество залов, составлявших лабиринт и сосредоточенных вокруг просторного двора. Кносский лабиринт на Крите занимает площадь размерами в 150х100 метров. Этот дворец был, по меньшей мере, двухэтажным. Фресковая живопись покрывает стены приемных залов этого дворца, на стенах изображены различные животные или цветы. Хотя уровень цивилизации не измеряется в первую очередь наличием ванной комнаты и уборной, однако, не безынтересно отметить, что в Кносском дворце не было недостатка ни ванных, ни в помещениях с проточной водой.
Разрушенные греками критские дворцы - материальные свидетельства эпохи, которую археологи называют «поздний Миной II ». Эгейские племена вряд ли были воинственны. Дворцы и остатки городов не обнаруживают следов укреплений.
Заслуживает внимания тот факт, что женщина пользовалась у критян большей свободой и уважением, чем греческая женщина в V веке до н.э. Можно полагать, что на Крите женщины занимались разными ремеслами. Недавние раскопки обнаружили, что в бассейне Эгейского моря существовали в очень древние времена народы, у которых женщины занимали очень высокое положение. Некоторые из этих народов прошли через матриархат. Дети носили имя матери, и родство исчислялось по женской линии. Женщины выбирали себе последовательно по несколько мужей и управляли общиной.
Надо полагать, греки, захватывая эти области, принадлежавшие представителям критской цивилизации, между 2000 и 1500 годами до н.э., столкнулись здесь с уже цивилизованным народом. Они подпали под влияние критян, подчинились им и платили дань. Около 1400 года греки восстали и сожгли Кносский дворец. Ученые единодушно пришли к мнению, что разрушение критских дворцов приходится приблизительно на 1400 годы до н.э.
Дальнейшее развитие греческих племен, хотя и унаследовавших от эгейцев некоторых богов и часть мифов и перенявших кое-что из техники пошло самостоятельным путем. При беглом взгляде кажется, что схожесть религий прослеживается довольно четко. Например, храмы богов в эллинских городах- государствах располагались в тех же местах, что и капеллы домашних богинь в микенских дворцах. Но тот факт, что каждая из местных религий своими корнями уходила в собственную почву, предупреждает, что бесполезно искать здесь вселенческую церковь. И, тем не менее, собирая воедино разрозненные свидетельства, можно почувствовать смутные ее отголоски. Чтобы проследить какую-либо связь между этими цивилизациями, мы должны присмотреться к культурной жизни этих двух обществ и обратиться к их легендам и мифам, в которых отражены их мировоззрение и к религии, которую они исповедали. «В той степени, в какой удалось расшифровать свидетельства о древнем критском культе, мы можем сделать заключение не только о превалирующем в нем духовном содержании, но также и о чем-то таком, что роднит его последователей с верой, которая в последние два тысячелетия распространялась среди приверженцев восточных религий, таких, как иранская, христианская и исламская. Это связано с догматическим духом верующего, который далек от подлинно эллинского взгляда… Если в самых общих чертах сравнить ее с древнегреческой религией, то следует сказать, что в ней больше духовного содержания. С другой стороны, в ней больше личностного. На «кольце Нестора», где символы воскресения представлены в форме куколки и бабочки над головой богини, она явно обладает властью давать верующим жизнь после смерти. Она была очень близка к своим почитателям … Она защищала своих детей даже и после смерти… Общее заключение таково, что перед нами монотеистический культ, в котором женская форма божества играла центральную роль» Evans, Sir Arthur, The Earlier Religion of Greece in the Light of Cretan Discoveries. London. 1931, pp. 37-41.
Олимпийский пантеон принял классическую форму в гомеровском эпосе- отголоске пост минойского движения племен. Здесь мы видим богов в обличье варваров, пришедших в минойский мир из внутренних земель Европы после того, как талассократия Миноса была разбита. Зевс - это ахейский военачальник; другие олимпийцы представляют его вооруженный отряд. Зевс правит на Олимпе как узурпатор и тиран. Силою, сместив своего отца и предшественника - Кроноса, он разделил подвластную ему вселенную: воду и землю отдал своим братьям Посейдону и Гадесу, а себе оставил воздух. Греческий пантеон является одновременно и ахейским, и пост минойским. Трудно составить представление о минойском пантеоне с более древними поверженными божествами, так как Кронос и Титан в интерпретации греческой мифологии лишь простые проекции в прошлое Зевса и самих олимпийцев. Эллинская традиция сохранила легенду о Зевсе на Крите, хотя этот критский Зевс совсем не похож на предводителя вооруженного отряда, который, штормом захватив царство, спокойно правит им. Он появляется как новорожденное дитя в окружении нимф, а вскармливают его вольно пасущиеся животные. Причем он не только рождается, но и умирает! Его рождение и смерть воспроизведены в рождении и смерти Диониса - фракийского бога, позже встречающегося в эллинских мифах и легендах.
Прекрасная живопись критян, целиком вдохновленная природой, не оставила никаких следов в греческом искусстве. Наследство критского языка точно так же очень незначительно: в греческий язык из него перешло несколько географических названий, слово лабиринт и небольшое число других.
Гораздо определеннее сказалось наследие предшествующего периода на цивилизации первых греческих племен - ахейцев. От критян эллины получили два дара, превратившие их навсегда в народ земледельцев и моряков,-- сельское хозяйство и мореплавание. Олива, виноградная лоза и корабли--таковы на долгие времена атрибуты греков.
Критская цивилизация начиналась и просуществовала в основном как восточная тирания, и мало чем отличалась от египетской или вавилонской тирании. Но, несмотря на это, сумело передать своим преемникам достижения собственной цивилизации, что в конечном счете сыграло немаловажную роль в процветании античной цивилизации.
2. Афинская культура

С середины I тысячелетия до нашей эры все более значимую роль в истории Средиземноморья начинает играть Эллада (Греция). К этому периоду греки уже представляли собой сложившуюся народность, несмотря на сохранение племенных делений, а также особенностей в языке и жизненном укладе.
Старая, родовая организация уже была поколеблена далеко зашедшим процессом имущественного расслоения, роста частной собственности и формирования классов. Место родовой организации заняло государство. Специфической формой государства для Древней Греции был полис - античный город-государство.
Античный полис представлял собой гражданскую общину. Принадлежность к этой общине давала отдельным ее членам право собственности на основное средство производства того времени - землю. Однако далеко не все население, проживавшее на территории полиса, входило в состав общины и пользовалось гражданскими правами. Гражданских прав были полностью лишены рабы. Кроме того, в каждом полисе существовали различные категории лично-свободного, но не полноправного населения. К таковым приравнивались, например, переселенцы из других городов и чужестранцы.
В некоторых полисах политическим преимуществом пользовались верхние слои граждан - так называемые "аристократический полис", в других - более широкий круг граждан ("демократический полис"). Однако и те и другие полисы являлись рабовладельческими.
Накануне персидского вторжения Эллада представляла собой совокупность независимых государств-городов с самоуправлением. В силу постоянно меняющейся обстановке эти города-государства то вступали в союз друг с другом, то, наоборот, враждовали между собой.
Ряд греческих полисов - Милет, Эфес, Галикарнас и другие - возник на побережье Малой Азии. Постепенно они превратились в богатые торгово-ремесленные центры. Крупные греческие города - государства возникают на островах архипелага, а также на территории Балканской Греции. Рамки эллинского мира широко раздвигаются в период наибольшего развития греческой колонизации в III веке до н.э. Успешное продвижение греков в северо-восточном направлении приводит к возникновению ряда полисов на восточном (Фасис, Диоскуриада), северном (Феодосия, Херсонес, Пантикапей и Ольвия) и южном (Трапезунд, Синопа) побережье Черного моря. Еще интенсивнее развивается греческая колонизация в западном направлении. Непрерывно растет число греческих колоний на юге Италии и Сицилии. В VI веке их становится так много, что этот район получает название Великой Греции. Греческие города Тарент, Сибарис, Кротон и другие опоясывали кольцом берег Тарентского залива. Затем греки проникли в глубь Южной Италии, где основали колонию Неаполь, а также в восточную часть Сицилии, где основали Сиракузы, Мессану и др. В международной борьбе, которая развернулась в VI- V веках до н.э. в Западном Средиземноморье, полисы Великой Греции становятся все более заметной политической силой.
Однако центром этого обширного эллинского мира городов - государств к началу V века до н.э. является территория собственно Греции на Балканском полуострове. К этому времени здесь выделились два наиболее крупных полиса - Афины и Спарта. Пути развития этих государств были различными. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием морской торговли и ремесла, привел к сравнительно раннему разложению общины. В результате борьбы, развернувшейся в Афинах между широкими слоями (демосом) и родовой аристократией (эвпатриадами), складывается рабовладельческое государство. Позднее это государство приобрело довольно сложную социальную структуру.
Основу свободного населения Афин составили две группы - крупных землевладельцев и свободных производителей. Если к первой группе можно отнести, помимо эвпатриадов, представителей новой торгово-денежной знати, то ко второй - широкие слои демоса, ремесленников и крестьян. Существовало и другое деление свободной части населения Афин - на пользовавшихся политическими правами (граждан) и неполноправных (так называемых метэков, чужестранцев, живших на территории Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишенные гражданских прав и личной свободы рабы. В результате проведенных в VI веке Соломоном и Клисфеном преобразований в Афинах установилась рабовладельческая демократия. Политическое господство родовой знати было сломлено. Вместо прежних родовых "фил" появились территориальные, подразделяющиеся, в свою очередь, на "демос". Возрастала роль афинского народного собрания - экклесия. Основные государственные должности были выборными. Выборный "совет пятисот" (булэ) постепенно оттеснял на задний план оплот родовой знати - ареопаг. Однако в начале V века ареопаг еще представлял собой определенную политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных, называемых галиэя. Состав галиэи пополнялся из числа всех полноправных граждан жеребьевкой. Характер военной организации Спарты и Афин определял экономический и политический строй этих городов - государств. К началу V века афинский флот, особенно военный был еще невелик, однако растущие потребности экономического развития Афинского государства, а также нависшая затем над ним военная угроза заставили афинян ускорить строительство флота. Служба во флоте была в основном уделом беднейших граждан, поэтому усиление мощи афинского флота было связано с дальнейшей демократизацией политического устройства. Низший командный состав и гребцы флота являлись опорой рабовладельческой демократии.
Вскоре вопрос о значении флота для Афинского государства встал во главу угла всей его внешней и внутренней политики. Причиной тому послужило вторжение персов в Грецию. К этому времени персы подавили восстания в греческих городах Малой Азии. В качестве предлога для начала войны против европейских греков персидские правящие круги решили использовать тот факт, что афиняне оказывали помощь повстанцам. Персы понимали, что окончательно укрепиться в своих новых малоазийских владениях они сумеют только после покорения материковой Греции. Над Афинами повисла реальная угроза персидского вторжения. Обращение афинян к Спарте с просьбой о помощи не дало ожидаемого результата. Спарта предпочла занять выжидательную позицию. На совете афинских стратегов было принято решение выйти навстречу врагу и дать ему сражение у Марафона. Решение это было принято не только военными, но и политическими соображениями. В городе было много аристократов, а также сторонников политического режима, который существовал в Афинах в правление тирана Лисистрата и его сыновей. При приближении врага к городу они могли перейти в сторону персов. Благодаря стратегу Мильтиаду - правителю Херсонеса Фракийского, в своё время бежавшего от персов, которому было поручено командование над выступавшим к Марафону войском, греки победили. Мильтиад послал в Афины гонца с вестью о победе. Расстояние от Марафона до Афин - 42 км. 195 м, - в память о воине, передавшем радостное сообщение, у спортсменов стала называться марафонской. Победа у Марафона, одержанная воодушевленными патриотическими чувствами гражданами греческого полиса над войсками сильнейшей державы тех времен, произвела огромное впечатление на всех греков. Те из греческих городов, которые ранее покорялись Дарию I, вновь провозгласили независимость. Персы же не намеревались отказываться от планов покорения Эллады, но им потребовалось 10 лет чтобы оказаться в состоянии выступить в новый большой поход против греков.
Эллины плохо использовали десятилетний перерыв в боевых действиях, подготовки на случай возобновления войны не велось. Исключение представляли лишь Афины. Здесь в это время происходила острая борьба между аристократической и демократической группировками. Афинскую демократическую группировку возглавлял Фемистокл. Греческий историк Фукидид писал, что Фемистокл, как никто другой, обладал способностью, предусмотреть лучший или худший вариант исхода предприятия, скрытый ещё во мраке будущего", и умел во всех случаях "моментально изобретать надлежащий план действий". В группировку Фемистокла наряду с торговцами и зажиточными ремесленниками входили и более широкие слои гражданского населения Афин, разделявшие выдвинутую им так называемую морскую программу - широкий план усиления морской мощи Афин, строительство нового флота. Во главе противников Фемистокла, находивших опору в среде крупных землевладельцев, стоял Аристид. В конце концов морская программа была принята народным собранием Афин. Осуществляя эту программу, афиняне построили за счет доходов с Лаврийских рудников около 150 боевых кораблей - триэр. Афинский флот стал самым сильным в Греции. Весной 480 года огромный флот и сухопутная армия персов во главе с самим Ксерксом - преемником царя Дария двинулась через Геллеспонт, по маршруту первого похода Мардония на Балканскую Грецию. Решившиеся на сопротивление греческие полисы заключили оборонительный союз. И снова благодаря афинским стратегам, а именно Фемистоклу - предводителю афинян в сражении при Саламине победа досталась грекам. Победа греков в войне с персами не только обеспечила независимость полисов, но и открыла перед ними широкую перспективу, дальнейшего, ничем не сдерживаемого развития. Важное значение для понимания сложившейся после победы над персами обстановки имеют события, характеризующие внутреннюю жизнь Афин. Острые столкновения и борьба между различными социальными группировками свободного населения в Афинах и других греческих полисах породили два основных типа политических движений того времени - демократических и олигархических. Сторонники демократии стремились к такому государственному порядку, при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованному в народное собрание. Демократический строй в греческих полисах выражал интересы довольно широких кругов гражданского населения - зажиточных слоёв демоса, мелких ремесленников, крестьян. В отдельных случаях на стороне демократии оказывались и даже возглавляли ее богатые люди - владельцы ремесленных мастерских, крупные торговцы и т.д. В противоположность демократам сторонники олигархии выступали за государственный строй, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставлялись бы только наиболее богатой части граждан. Эти идеи шли из среды консервативно настроенных крупных рабовладельцев и земельной аристократии. Реализация морской программы Фемистокла не только оправдало себя в чисто военном плане, но и привела к значительному повышению политической роли неимущих и малоимущих граждан, которые служили во флоте и составляли большинство в народном собрании. Значение народного собрания в политической жизни Афин, таким образом, возросло в ущерб олигархическому ареопагу. В ряде других городов - государств демократы также одержали в этот период победу. Демократический переворот произошел в Фивах, где было свергнуто аристократическое правительство, которое скомпрометировало себя своей персофильской политикой. В Пелопоннесе демократия одерживает победу в Аргосе, самом крупном после Спарты и Коринфа государстве, а также в Элиде. Но особых успехов демократическое движение достигло в тех островных и малоазийских полисах, которые один за другим освобождались от власти персов и вновь обретали независимость. Как правило, движущей силой этих переворотов были зажиточные слои демоса, которые стремились добиться политической власти. Официально Спарта оставалась главой союза греков, которые сплотились во время персидского вторжения для совместной защиты своей независимости. Афины входили в этот союз как один из наиболее влиятельных его членов. Спарта, Коринф и некоторые другие пелопонесские государства были крайне встревожены и раздражены Афинской политикой повсеместной поддержки демократических движений. В 478 году до н.э. на острове Делос собрались представители тех греческих полисов, которые хотели продолжать войну с персами. Они учредили на этой встрече новый, Делосский союз. (Позднее его стали называть первым Афинским морским союзом). Делосский союз первоначально представлял собой объединение равноправных независимых полисов, в котором ведущее место заняли Афины, обладавшие самым многочисленным и сильным флотом. Им было поручено руководство военными действиями. Верховным органом Делосского союза считалось общее собрание представителей союзников, которые собирались на острове Делос. Фактически же афиняне уже с самого начала играли главную роль как в организационных, так и в финансовых делах Делосского союза.
Но вскоре в Афинах произошли важные политичес и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.