На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Природа и жизнь в древнем Азербайджане. Древний каменный век (палеолит) и начало матриархата. Новый каменный век (неолит). Период родового строя и начало эпохи металла. Развитие родового строя в Азербайджане. Памятники азербайджанской эпохи бронзы.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.01.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 1 -
И. М. Джафарзаде
ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА
(по археологическим данным)
Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием - преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим, ассоциированным людям.
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг.
ПРИРОДА И ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Азербайджан имеет весьма древнюю и богатую историю, о чем свидетельствуют памятники материальной культуры, легенды и сказания. Он расположен в умеренном климатическом поясе и щедро одарен природой. Близость моря, многоводные реки, обширные равнины, густые непроходимые леса, альпийские луга величественные горные хребты со снеговыми вершинами разнообразят климат страны. Природные условия с древнейших времен благоприятствовали развитию здесь растительного и животного мира.
Начиная от бассейна р. Кызылузен (Сефидруд или Амардус) и оз. Урмия на юге и кончая Кавказскими горами на севере, каждый из районов Азербайджана имеет своеобразную природу - климат, флору и фауну. Выжженные солнечными лучами горные районы Нахичеванской АССР, Зуванда и Кобыстана с обнаженными снегами вершины Савалана, Шахдага и других гор природой своей напоминают то жаркие тропики, то полярные страны. Поэтому, передвигаясь с Карабахской, Ширванской и Муганской степей к вершинам седого Савалана, к альпийским лугам Карадага и Малого Кавказа, к ледникам и сочным пастбищам Шахдага, Бабадага и Базардюзи в переделах Большого Кавказа и, наконец, проходя через песчаные полупустыни Прикаспия, через дебри лесов Талышских, Кубинских, Нуха-Закатальских, Карабахских, Гянджинских и Шамхорских гор, мы встречаем не только многие виды растений и животных, являющихся главными аборигенами умеренного климатического пояса, где расположен Азербайджан, но и представителей флоры и фауны жаркого и холодного поясов.
Палеонтологические исследования и раскопки, произведенные советскими учеными в районах Азербайджана, например, в Эльдаре, в окрестностях с. Карасагкал (б. Самухский район), близ сс. Кишлы и Дигя на Апшеронском полуострове, на о-ве Артема, дали важные результаты. Здесь были найдены кости антилопы, гиены, дикой лошади, быка-тура, носорога и слона, характерных для третичного и раннечетвертичного периодов.В.В. Богачев. Бинагады-кладбище четвертичной фауны на Апшеронском полуострове. Изд. Аз.ФАН СССР, Баку, 1939, стр. 7. Особенно богатыми и ценными для науки являются результаты палеонтологических раскопок, осуществленных Естественно-историческим музеем Академии наук Азербайджанской ССР в бинагадинских кировых отложениях на Апшероне в 1938-1941 гг. В Бинагадах были обнаружены скелеты носорога и первобытного быка, кости различных животных и птиц, остатки насекомых, растений и плодов. По этим находкам можно составить представление о фауне, флоре и климате Азербайджана в глубокой древности.
Оценивая научное значение бинагадинских материалов, В.В. Богачев пишет: «Новые находки возле сел. Бинагады проливают новый свет на состав и историю фауны Закавказья. Еще никогда не находили в одном месте столько остатков разнообразных животных. Мы получаем очень ясную картину не только фауны, но и флоры послетретичного времени на Апшероне».В.В. Богачев. Картины первобытной природы Апшерона (Бинагады). Изд. Аз.ФАН СССР, Баку, 1940, стр. 83. Далее он отмечает: «Изучение фауны Апшеронского полуострова последней трети плейстоценаПлейстоцен - ледниковая эпоха четвертичного периода. приводит нас к следующим выводам:
1. Климат Восточного Закавказья (Азербайджана.-И.Д.) в конце плейстоцена, под лежащего на севере ледника, был более холодным и влажным, чем в настоящее время.
2. Растительность - древесная, кустарниковая, травянистая-была настолько богата, что служила кормовой базой многочисленным стадам крупных копытных.
3. Обилие растительности всех видов так же, как и большое число связанных с водой насекомых, говорит о наличии большого количества пресной воды».В.В. Богачев. Картины первобытной природы Апшерона (Бинагады). Изд. Аз.ФАН СССР, Баку, 1940, стр. 94.
Природные условия, описанные на основе палеонтологических данных, ярко свидетельствуют о том, что в эпоху плейстоцена в Азербайджане, как и на других территориях Закавказья, мог жить человек. Эта мысль может быть подтверждена еще и тем, что предметы обихода и стоянки первобытного человека, а также кости млекопитающих, относящиеся ко времени образования бинагадинского кривого отложения, т. е. к плейстоцену, были найдены в разных районах Грузии и Армении.Н.З. Киладзе. Новое палеолитические находки в сел. Мгвимеви. Автореферат кандидатской диссертации. Изд. Института истории им. акад. И.А. Джавахишвили АН Груз. ССр. Тбилиси, 1949; М.З. Паничкина. Палеолит Армении. Изд. Гос. Эрмитажа, Л. 1950.
Сохранившиеся на территории Азербайджана памятники палеонтологии и археологии являются ценнейшими документами для изучения первобытной природы - мира животных и растений, состояния климата. Эти источники также могут дать важные сведения о жизни человека и о его культуре в ранние периоды истории. О значении подобных научных материалов К. Маркс писал: «Такую же важность, как строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».К. Маркс. Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 187.
Ценные археологические памятники рассеяны по всему Азербайджану. Они придают ему как бы облик огромного музея. Из них к наиболее ранним периодам относятся естественные и искусственные пещеры, стоянки, развалины древних поселений, циклопические сооружения, могилы, наскальные изображения, менгирыМенгир - стоячий камень («чобан-дашы») и др.
ДРЕВНЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК (ПАЛЕОЛИТ) И НАЧАЛО МАТРИАРХАТА

Естественные пещеры. В эпоху плейстоцена первобытный человек в переделах Азербайджана жил на берегах рек, в лесах, в пещерах, под навесами скал, в ущельях гор. В поисках пищи люди стадами передвигались с места на сотни километров, проходили по лесам, степям, долинам рек и берегу моря, собирали корни растений, плоды и улиток, ловили рыбу, охотились за дикими животными и птицами. Охотились сообща, ибо одному невозможно было справится с сильными зверями. «Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищник животных или соседних обществ».История ВКП(б). Краткий курс. Госполитиздат, 1955, стр. 119. Одеждой первобытному служили шкуры зверей.
Способ добывания средств, необходимых для существования людей, был очень примитивным. Собирательство занимало основное место; но наряду с этим человек в процессе добывания себе пищи, а иногда и для защиты от хищных зверей, употреблял деревянные дубины, заостренные камни и кости животных.
В процессе коллективного труда для добычи средств к жизни люди эпохи палеолита стали испытывать постепенно необходимость в обмене мыслями друг с другом и в результате овладели членораздельной речью. В дальнейшем, на основе более тесных взаимоотношений между людьми в борьбе с силами природы и в производстве орудий труда и материальных благ, речь развивалась, совершенствовалась и делалась важнейшим средством человеческого общения. С появлением языка в первобытном обществе труд человека стал более продуктивным. «Язык есть средство, орудие,- говорит И.В. Сталин, - при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания . . . Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможно наладить совместные действия людей в борьбе с силами природы, в борьбе за производство необходимых материальных благ, невозможно добиться успехов в производственной деятельности общества,-стало быть, невозможно само существование общественного производства»И.В. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздать, 1954, стр. 22-23.. Далее И.В. Сталин указывает: «Надо полагать, что элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности, до эпохи рабства. Это был язык не сложный, с очень скудным словарным фондом, но со своим грамматическим строем, правда, примитивным, но все же грамматическим строем»И.В. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздать, 1954, стр. 26.. Пещеры играли большую роль в сохранении жизни первобытных людей. Благодаря пещерам и навесам скал человек оберегал себя от холода и жары. Здесь он поддерживал добытый им огонь и хранил собранные продукты. Поэтому пещеры считаются первоначальным убежищем человеческого рода, и недаром азербайджанцы их называют «сыгнах» или «пэна?», т.е. убежище. Многие такие пещеры предками азербайджанского народа почитались как культовые места.
Обилие пещер в переделах Малого Кавказа отразилось даже на названиях населенных пунктов, которые нередко именуются «Загалы», т.е. «Пещерное». Кроме пещер, расположенных близ с. Загалы (Дастафюрский район), имеются и другие, среди которых наиболее известны «Гара инэк загасы», т.е. «Пещера черной коровы» и «Гурбан кэсилэн», т.е. «Жертвоприношения». Обе они находятся недалеко от с. Амирвар и почитались как культовые места.
Необходимо отметить, что пещера «Гара инэк загасы» по своему культовому значению близка пещере «Оггин» («Белый бык») в Западной Грузии. В легенде, связанной с пещерой «Гара инэк загасы», основное внимание обращено на черную корову, а в легенде о пещере «Оггин» - на белого быка.
Пещер и скальных навесов в Азербайджане очень много. Они расположены в горных и предгорных районах Большого и Малого Кавказа и Талыша. Правда, эти укрытия пока не изучены подробно и не раскопаны, но предварительное обследование их и найденные вблизи некоторые кремневые и обсидиановыеОбсидиан - вулканическое стекло. отщепки дают основание предполагать, что многие из пещер и скальных навесов еще в далекой древности могли служить первобытному человеку жильем.
Каменные орудия эпохи палеолита и возникновение матриархата. В процессе работы над изготовлением орудий труда и некоторых предметов быта человеку в продолжение длительного периода времени чисто практическим путем удалось ознакомиться с характером различных древесных и каменных пород и установить степень их твердости. Ему удалось также выбрать для изготовления орудий производства и оружия защиты те каменные породы, которые хорошо поддавались обработке и в то же время отличались твердостью. Для изготовления каменных орудий он использовал, например, кремень, кварц, роговики, обсидиан и др.
Этот многовековый труд развивал умственные способности, обогащал опыт и навыки в производственном процессе и явился основной причиной, которая воздействовала на очеловечение предка первобытного человека - человекоподобной обезьяны.
Причина, создавшая важнейшие условия или оказавшая воздействие на очеловечение предка первобытного человека, привлекла к себе внимание крупнейших мыслителей и ученых, но исчерпывающим образом этот вопрос был разрешен Ф. Энгельсом. В своей книге «Диалектика природы» он пишет: «Труд создал самого человека . . .», «Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его»Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1953. стр. 132, 133..
Многовековое использование каменных орудий и оружия первобытным человеком изменяло их форму, содействовало их совершенствованию, а в связи с этим расширялось их применение в разных областях жизни. Применение же более усовершенствованных каменных орудий облегчало добычу материальных благ и борьбу с хищными зверями.
Таким образом, камень и изготовленные из него орудия производства долгое время играли весьма важную роль и в развитии самого первобытного человека.
Среди материалов, выбранных первобытным человеком для изготовления орудий производства и оружия защиты, самое важное место занимал кремень. Учеными уже давно установлено, что в первоначальной стадии культуры орудия производства и оружия защиты делались в основном из кремня. Этот период в истории человечества назван каменным веком. Кроме кремня, первобытный человек тогда пользовался также дубиной и заостренными костями.
Каменный век в основном делится на два периода. Первый из них называется древним каменным веком, или эпохой палеолита; второй - новым каменным веком, или эпохой неолита.
Древний каменный век занимал огромный промежуток времени, который, по мнению ученых, охватывает несколько сот тысяч лет. Эта эпоха считается «детством человечества».
В раннем периоде каменного века на основе группового бракаДревняя форма брака, где определенная группа мужчин находилась в брачной связи с определенной группой женщин. постепенно начала оформляться ранняя стадия родового строя.
Следует отметить, что при всех формах группового брака неизвестно было, кто является отцом ребенка, но известно было, кто его мать. Хотя она и называет всех детей общей семьи своими и по отношению к ним несет материнские обязанности, но она все же знает своих родных детей среди остальных. Отсюда ясно, что при групповом браке происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линияФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 40. .
В эпоху палеолита при дальнейшем развитии группового брака образовалась семья, где в своем первоначальном виде оформлялся род по материнской линии. Здесь глава рода - мать - распоряжалась его производственной, хозяйственной и общественной жизнью. Период существования этого рода в истории человечества называется матриархатом.
Основные орудия производства и оружие в эпоху палеолита изготовлялись из кремня. Среди них важное место занимал кремневый нож, о котором Ф. Энгельс пишет следующее: «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным»Ф. Энгельс. Диалектика природы. Госполитиздат, 1953. стр. 133. .
Кремневые орудия из стоянки палеолитического человека в пределах Азербайджана пока не обнаружены. Имеющиеся отдельные находки носят случайный характер. Из них каменный скребок, или нож, из окремневшего мергеля апшеронской породы,Руководитель отдела геологии нефти Института геологии им. И.М. Губкина АН Азерб. ССР доктор геол. Наук М.В. Абрамович сообщил нам: «Подобные породы - мергеля встречаются в третичных отложениях Апшеронского полуострова и выступают на поверхность в его западной и северо-западной частях». найденный в районе гор. Баку - возле поселка им. Монтина, между армянским кладбищем и полотном узкоколейной железнодорожной линии Баку-Бинагады, и ударник, или ручной топор, из камня местной породы, обнаруженный в районе Калликдага, близ гор. Ханлара,Я.И. Гуммель. Археологическая разведка на Килликдаге. «Известия АзФАН СССР», 1983, №2, стр. 23-25. до сих пор не получили научного подтверждения о принадлежности их к эпохе палеолита. Оба эти предмета изготовлены путем применения сколотой техники, формой и обработкой они напоминают каменные орудия ашельского типа.
В течение тысячелетий кремневые орудия играли очень важную роль и в истории далеких предков азербайджанского народа. Они пользовались этими орудиями не только в эпоху камня, но и в начале эпохи металла и частично в последние периоды до появления железа.
Дальнейшее развитие трудового процесса по изготовлению орудий из этого камня потребовало большого количества сырья, что способствовало отысканию человеком месторождений кремня.
Древнейшие разработки кремня в пределах Азербайджанской ССР были обнаружены недалеко от гор. Ханлара, в районе Килликдагского массиваЯ.И. Гуммель. Археологическая разведка на Килликдаге. «Известия АзФАН СССР», 1983, №2, стр. 17-27.. В эпоху энеолита (3-4 тыс. лет до н. э.) они приняли такой большой размах, что данный район можно назвать местом древнего промысла по добыче кремня.
Камень, добывавшийся в Килликдаге в эпоху энеолита употреблялся для изготовления орудий. Позднее, в эпоху бронзы, приблизительно со II тысячелетия до н. э. , часть здешнего кремня шла на удовлетворение сельскохозяйственных потребностей главным образом на изготовление молотильных досок «вэл»Остатки молотильной доски, раскопанной Я.И. Гуммелем в кургане № 2, в районе Килликдага, хранится в Ханларском музее. . Еще позже, в эпоху железа, он использовался, кроме того и для получения огня, а с появлением огнестрельного оружия применялся в системе замка кремневого ружья.
Ознакомление с огнем внесло большие изменения в жизнь первобытного человека. Процесс развития его трудовой деятельности с этого момента шел вперед со все возрастающей скоростью - более быстро, чем во все предшествовавшие века.
Таким образом, в результате развития разнообразных процессов труда в продолжение многих веков и благодаря ознакомлению с огнем, первобытному человеку удалось усовершенствовать свои орудия производства, свое оружие, свой быт, свой общественный строй, в общей же совокупности - всю свою материальную и духовную культуру.
Применение огня. Добывание огня и умение пользоваться им является величайшим фактором в истории человечества. На заре своей истории люди вначале пользовались только естественно возгоравшимся огнем. Они могли получить его от вулкана, от горящих газов, от пожара после удара молнии. Так как в древности в Закавказье имелось много действовавших вулканов и существовали районы горящих газов, то можно сказать, что оно было одной из тех стран мира, где человек рано ознакомился с огнем и стал применять его в своем быту.
Применение огня в быту совершило большой сдвиг в трудовой деятельности человека. Оно способствовало увеличению различных видов съестных припасов и увеличению рациона пищи. При помощи огня люди стали независимыми от климата и местности и смогли жить на обширных территориях.Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 21. С овладением огнем труд стал развиваться и совершенствоваться еще быстрее, и на основе этого первобытный человек начал оказывать все большее воздействие на окружающую среду. Огонь являлся средством защиты от хищных зверей. Он освещал темные жилища, вокруг него собирались члены рода и семьи. Вот почему в далеком прошлом огонь пользовался почетом и ему поклонялись многие народности древнего мира как на Востоке, так и на Западе.
Древнейшие предки азербайджанцев тоже считали огонь священным и «чистейшим» элементом жизни. Культ огня был так широко и глубоко распространен в Азербайджане, что следы его очень ярко сохранились в быту нашего народа вплоть до последних лет. Характерно, что почти все культовые места в Азербайджане назывались «оджаг», т.е. очаг, хотя никаких признаков и следов огня во многих из них не имелось. «Оджагом» именовались «священные» родники, деревья, камни, горы и др. Достаточно сказать, что и теперь в некоторых районах Азербайджана невеста, войдя в дом жениха, три раза должна обойти вокруг «оджага» и совершить особый ритуал. Мы не говорим уже о многочисленных обычаях и обрядах, связанных с культом огня, пережитки которого сохранились в быту азербайджанцев.
Само название страны Атропатена-Атрпатакан - Адербайджан-Азербайджан, которые возникло в древнейшие времена, также связано с культом огня, ибо известно, что здесь имелись многочисленные источники огня. Таким образом, широкое использование огня в быту с незапамятных времен и наличие многочисленных культов огня определили возникновение названия Азербайджана в смысле «Страна огней».
Древнейшая посуда первобытного человека. С переходом человека к пещерной жизни потребность в заготовке запасов съестного увеличилась. Местом хранения их служили сухие ямы, вырытые в земле, и чашеобразные углубления, высеченные в скалах.
Подобные углубления зарегистрированы археологами во многих местах Азербайджана. Наиболее характерны чашечные углубления, обнаруженные в Ярдымлинском районе - перед пещерой, расположенной близ с. Алар, недалеко от крепости Кыз-каласы. Здесь, на скале, слегка поднимающейся над поверхностью почвы, были высечены 10 чашечных углублений диаметром от 32 до 180 см и глубиною от 20 до 35 см. Большое количество таких углублений выявлено в Кобыстане - на склонах и у подножий гор Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и холма Язылы. В переделах г. Беюкдаш многие углубления находятся возле пещер и наскальных навесов. Эти чашеобразные углубления использовались обитателями близ расположенных пещер и наскальных навесов как первоначальная и неподвижная посуда для сбора и хранения воды.С.М. Казиев, привлеченный к редактированию настоящей работы, не разделяет мнения автора о том, что чашечные углубления были первой посудой первобытного человека. - Ред.
НОВЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК (НЕОЛИТ). ПЕРИОД РОДОВОГО СТРОЯ И НАЧАЛО ЭПОХИ МЕТАЛЛА

Каменные орудия эпохи неолита. Грубо выделанные каменные орудия древнейшего подвергались дальнейшему изменению и улучшению. Этому способствовали накопленный в процессе трудовой деятельности опыт и развитие умственных способностей человека. Теперь к каменным орудиям начали прикреплять деревянные и костяные рукоятки. Для этого делали широкие бороздки, охватывавшие среднюю часть орудия, позднее стали просверливать в нем отверстие для более прочной насадки рукоятки. Оба способа крепления в дальнейшем сосуществовали. Усложнялись функции каменных орудий. В результате начали изменяться их формы. Появились шлифованные молотки, топоры, долота и др. Более тщательно обрабатывались кремневые, обсидиановые и костяные орудия и оружие. Каменный топор, долото, кремневая пила и огонь дали возможность человеку лучше обрабатывать дерево. Путем разведения костра в нижней части ствола человек мог свалить вековое дерево, а при помощи каменного топора, деревянной колотушки и каменного клина стал изготовлять бревна и доски-горбыли для постройки жилища, лодки из цельных срубов, деревянную посуду и утварь. Человек овладевает ручным ткачеством из мочалы, плетением корзин из лыка или камыша. Начали появляется зачатки расселения деревнями. К этому времени человек научился делать более удобные дубины, палки и метательные орудия, копья с кремневыми, обсидиановыми и костяными наконечниками. В дальнейшем развитии копья были изобретены лук и стрела, «благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота - одной из нормальных отраслей труда»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 21..
Орудия труда и оружие улучшили благосостояние первобытного человека. Они спасли его от голодной смерти и от хищных зверей. Наступил так называемый новокаменный век, или неолит, когда шлифованные каменные топоры, молотки, долота (клинья), скребки для обработки шкур, а также копье, лук и стрела с кремневыми, обсидиановыми и костяными наконечниками играли важную роль в жизни человека.
В Азербайджане были найдены: каменное долото - в с. Багчакюрд, расположенном в 7-8 км к северо-востоку от гор. Кировабада (б. Гянджи), каменный молоток и долото - в Нахичеванской АССР и каменный топор - в Астаринском районе. Все они сделаны из камня твердой породы и имеют хорошую шлифовку.
Искусственные пещеры и период матриархата. Древнейшими жилищами, где человек нашел себе первый приют, были естественные пещеры. После долговременного проживания в них и после овладения техникой изготовления более усовершенствованных каменных орудий человек стал вносить кое-какие изменения в первоначальный облик своего древнего убежища. Здесь он рыл ямы и углубления для хранения съестных припасов и для других нужд. Выполнить такую работу пещерным жителям удалось не только потому, что они уже имели более усовершенствованные орудия, но и благодаря тому обстоятельству, что почти все естественные пещеры Азербайджана в свое время образовались в скалах мягкой породы. Постепенно человек овладел и более сложной техникой рытья.
В неолитическую эпоху, когда первобытные роды окрепли и хозяйственно усилились, люди, помимо расширения своего старого убежища, стали рыть себе новые жилища, отличавшиеся от прежних более развитой формой и некоторыми удобствами. Так вошел в быт новый вид убежищ - искусственная пещера. Большинство из сохранившихся на территории Азербайджана искусственных пещер устроено, повидимому, позднее неолита, но не исключено возможность и того, что часть их относится к более глубокой древности.
Искусственных пещер в Азербайджане довольно много. Они обнаружены в переделах Ширвана, в частности в окрестностях СС. Маразы, Маразали-Дерекенд, сунди и др. На Малом Кавказе они встречаются в ущельях, в которых протекают рр. Бергюшадчай и Акарачай, близ СС. Караджалы, Мурадханлы и Али-Гулу-Ушаги в Кубатилинском районе, где их называют «ка?а», или «даран». Искусственные пещеры во многих случаях расположены недалеко друг от друга, а иногда и рядом, имея вид поселения. Наличие искусственных пещер в тесном соседстве с естественными свидетельствует прежде всего о том, что названные пункты были населены еще в древнейшие времена, причем аборигены вначале жили в естественных пещерах.
Появление новых видов орудий труда не только дало возможность первобытному человеку иметь более благоустроенное жилище, по сравнению с естественной пещерой, но и улучшило его материальное благосостояние.
Эти орудия способствовали дальнейшему развитию хозяйства материнского рода, где господствовала женщина-мать. Она заботилась о благосостоянии членов своего рода, следила за огнем очага, занималась примитивным земледелием. Землю сперва разрыхляли заостренной палкой, а с течением времени каменной мотыгойЯ.И. Гуммель. Раскопки поселения I на запад от Ханлара. «Краткие сообщения ИИМК», в. XXIII, стр. 71, 76 и рис. 16. М-Л., 1948.. Сеяли вначале просо и ячмень, а в дальнейшем и пшеницу. Женщина работала дома, готовила пищу, шила одежду, изготовляла посуду для хранения съестных припасов и варки пищи, а также участвовала в охоте и рыбной ловле. Мужчина ходил в основном на охоту и рыбную ловлю, участвовал в боях с соседними родами и племенами, изготовлял орудия и оружия. Таким образом, увеличились запасы съестного. Теперь человек стал более обеспеченным, чем в эпоху палеолита.
Все это привело к тому, что в жизни рода возникли новые трудовые и общественные отношения. Чисто естественным путем между женщиной и мужчиной произошло первое разделение труда. Каждый из них был хозяином в своей области: мужчина - в лесу, женщина - дома. Каждый являлся собственником изготовленных и употребляемых им орудий: мужчина - владельцем оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина - домашней утвари. Домашнее хозяйство велось на общественных началах. То, что делалось и использовалось совместно, составляло общую собственность: дом, огород и др.Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 164. .
Каменная и глиняная посуда в эпоху неолита. После того, как человек освоил более усовершенствованные орудия и приобрел необходимые технические навыки при высекании чашеобразных углублений в скалах, он стал изготовлять переносную каменную посуду простейшей формы.
Первое время подобная посуда изготовлялась из камня мягкой породы и внутри имела полусферическую форму, ничем не отличаясь от чашеобразных углублений, высеченных в скалах и камнях крупных размеров. Теперь эти углубления высекались в отдельных небольших камнях, которые стали выполнять функции переносной посуды. Несколько экземпляров посуды такого типа, изготовленной в более позднее время, было обнаружено при археологических исследованиях и раскопках в Кобыстане - у подошвы гор Джингирдаг, Кичикдаш, Беюкдаш и в переделах дворца ширваншахов в Баку. Каменная посуда, найденная на территории дворца ширваншахов, имеет более развитую форму, чем остальная.
Кроме каменной посуды, в раннем периоде неолита человек пользовался корзинами, плетенными из лыка, прутьев и камыша, и деревянной посудой. Вначале деревянная посуда изготовлялась из коры, а в дальнейшем из мягкой древесины. Для того, чтобы деревянную посуду и плетеную корзину сделать огнеупорными и пригодными для использования в различных целях, человек обмазывал их глиной, сушил на солнце, на огне. Так с течением веков люди научились гончарному делу. Когда человек приобрел в нем достаточный практический опыт, он стал производить глиняную посуду и без плетеных основ.
В период энеолита и ранний период бронзы, когда начало развиваться гончарное производство, некоторые виды высококачественной посуды продолжали изготовляться из камня. В изготовлении каменной посуды первобытный человек достиг большого мастерства. Глиняные же сосуды тогда отличались грубой обработкой, примитивной формой и плохим обжигом. Простота и низкое качество глиняных изделий объясняются тем, что человек еще не имел даже простейшей печи для обжига их. Поэтому не подлежит сомнению, что каменная посуда, на производство которой тратился огромный труд и требовалось много терпения, первобытным человеком ценилась выше, чем глиняная, являвшаяся продуктом не особенно большого и не очень сложного труда. По той же причине каменная посуда служила инвентарем древних культовых мест. Ею также пользовались начальники рода и племени. А остальные члены рода и племени употребляли глиняную посуду.
Среди найденной в пределах Азербайджана посуды неолитической эпохи можно отметить каменный ковш. Он был обнаружен вместе со шлифованным каменным долотом при рытье колодца для воды, на глубине 5-6 м, в с. Багчакюрд (в 7-8 км от Кировабада). Ковш изготовлен из плотного красного туфа местной породы, добытого из карьеров близ Гаджикенда (Ханларский район). Чашка ковша имеет полушаровидную форму, почти плоское основание снабжено четырьмя маленькими выступающими ножками. Наличие ручки и ножек делает его одним из ценных вещественных документов по истории развития отдельных видов памятников материальной культуры Азербайджана. Подобная форма является исходной: из нее впоследствии развились некоторые виды домашней утвари. Багчакюрдский ковш свидетельствует о том, что карьеры, из камня которых он был сделан, использовались местным населением, по крайней мере, с эпохи неолита.
Спустя несколько тысячелетий, когда глиняную посуду стали хорошо обрабатывать и придавать ей более усовершенствованную форму, она получила широкое распространение и вытеснила из быта каменную посуду. Но, несмотря на это, определенные типы каменных сосудов продолжали применяться в святилищах для ритуально-культовых процессов и в быту родоначальниковС.М. Казиев. Археологические раскопки в Мингечауре. Сб. «Материальная культура Азербайджана», в. 1, стр. 23-24. Изд. АН Азерб. ССР, Баку, 1949..
В эпоху бронзы из туфа упомянутых выше карьеров стали делать зернотерки. Этот камень шел также на перекрытие могильных камер земляных курганов эпохи бронзы, сосредоточенных в окрестностях гор. Ханлара. В середине века ханларский туф употреблялся как декоративный материал для облицовки крепостных стен Старой Гянджи. Все эти факты говорят о том, что карьеры туфа и карьеры кремня, расположенные друг от друга в Ханларском районе, имеют древнее происхождение и что местное население разрабатывало их в продолжение нескольких десятков веков. В последний период неолита человек имел в своем распоряжении более усовершенствованные и разнообразные орудия труда и оружие, чем в эпоху палеолита.
С развитием форм охоты человек стал приручать животных: сперва собаку, затем крупный рогатый скот, с течением времени козу, овцу, лошадь, свинью. «За самкой дикого буйвола нужно было охотиться, прирученная же - она ежегодно приносила теленка и, кроме того, давала молоко»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 164.. В дальнейшем были приручены осел, верблюд и другие животные, а также некоторые птицы.
В этот период главной отраслью труда сделалось приручение животных и только потом - разведение скота и уход за ним. В связи с необходимостью обеспечить стада домашних животных кормом на зимний период, роль земледелия в хозяйстве рода начала увеличиваться. В результате всего этого человек научился новым способам производства, посредством которых мог добывать необходимые материальные блага, улучшать свою жизнь и поддерживать свое потомство. По сравнению с прошлым, теперь члены рода лучше были обеспечены пищей и одеждой. Люди шили себе одежду из шкур домашних животных и грубых тканей. Костяная игла применялась в быту более широко, разнообразнее стали гарпуны, появились примитивные украшения из кости и других материалов. «Все прежние способы добывания пищи отступили теперь на задний план; охота, бывшая раньше необходимостью, стала теперь роскошью»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 54.. Групповой брак заменился парным. Начали оформляться более крупные племена и роды, где материнское право постепенно стало неизбежно уступать свое место отцовскому.
Разложение матриархата. Появление отцовского рода. С того времени, когда скот важное место в хозяйстве, человек большое внимание уделял увеличению поголовья стад. Но так как этот промысел всегда был делом мужчины, который изготовлял для него и был собственником копья, аркана, лука, стрел и других орудий производства, то и продукт его, т. е. скот, также принадлежал мужчине. Ему же принадлежали и полученные в обмен на скот товарыФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 167.. Все это коренным образом изменяло положение мужчины в роде. Теперь в жизни рода основную роль стал играть труд мужчины. Работа женщины являлась незначительным придатком. Поэтому господствующее положение в роде начали занимать мужчины.
«История говорит нам, что тот класс или та социальная группа, которая играет главную роль в общественном производстве и которая держит в своих руках главные функции производства, с течением времени неизбежно должна стать хозяином этого производства. Было время, время матриархата, когда женщины считались хозяевами производства. Чем объяснить это? Тем, что в тогдашнем производстве, в первобытном земледелии, женщины в производстве играли главную роль, они выполняли главные функции, тогда как мужчины бродили по лесам в поисках зверя. Наступило время, время патриархата, когда господствующее положение в производстве перешло в руки мужчин. Почему произошло такое изменение? Потому, что в тогдашнем производстве, скотоводческом хозяйстве, где главным орудиями производства были копье, аркан, лук и стрела, главную роль играли мужчины»И.В. Сталин. С и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.