На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Общее понятие керамики как отрасли прикладного искусства. Продукция древнерусских мастеров. Стеклоделие, появление стеклянной посуды. Архитектурная керамика, кирпичи. Оборудование кирпичных мастерских. Керамическая плитка и мозаика. Бытовая керамика.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 16.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Евпаторийский педагогический факультет

Кафедра истории и правоведения

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦКУРС ПО КУЛЬТУРЕ КИЕВСКОЙ РУСИ»

НА ТЕМУ:

ДРЕВНЕРУССКАЯ КЕРАМИКА

Выполнила:

студентка 2-го курса

группы 21-ЕИП

Чижик В.А.

Научный руководитель

Ставицкий .А.А.

ЕВПАТОРИЯ - 2005

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КЕРАМИКИ КАК ОТРАСЛИ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО

Говоря о керамике Древней Руси невозможно не упомянуть известного русского учёного Б.А. Рыбакова Он говорит о двух системах горнов: -- «двухъярусную с прямым пламенем» и «горизонталь-ную с обратным» (более совершенную). По своему происхождению первую систему, распространенную в небольших русских городах он связывает с устройством провинциальных римских горнов (гепдельбергского типа, а донецкий вариант -- с фанагорийским), а вторую, встречаемую в более крупных городах, следует сближать с керченскими позднеримскими печами». Несмотря на то, что Рыбаков выводит типы русских горнов из гептельбергского, фангорийского, а также из керченских более поздних горнов, он, однако, почему-то забывает называть причину, дающую право ему это делать.
Обязательное применение горнов городскими мастерами повело к образованию термина «гърнъчаръ» гончар. Т.И. Макарова тоже подтверждает тот факт, что гончары были в городах, но она говорит, что «гончары, как правило, селились на окраинах городов», образуя гончарные «концы» и слободы» Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. - М.: Наука, 1972. - С. 9..
Вспоминая о гончарных концах нужно возвратиться опять-таки к «Ремеслу Древней Руси» и воспользоваться выдержкой из этой книги: «Гончарные концы Новгорода убедительно свидетельствуют в пользу возросшего значения городского гончарного дела.
Ранний русский город IX--X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню.
Городская посуда Смоленска и Чернигова уже в X в. далеко опередила по своему качеству деревенскую.
Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не применяя грубых примесей вроде дресвы. Существенно отличаются изделия городских гончаров от деревенских большой тщательностью отделки, большим разнообразием форм. По сравне-нию с деревней, гончарное дело в русских городах сделало значительные успехи. Целые кварталы крупных городов получили название по гончарам» Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - С.345..
Способ загрузки горна удалось проследить только во Вщиже несмотря на плохую сохранность горна.
Вщижский горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен.
Рыбаков Б.А. приводит пять типов гончарных горнов, найденных в донецком городище. Вот что он пишет по этому поводу: «В Донецком городище (остатки русского города Донца, куда прибежал князь Игорь Святославич из половецкого плена) раско-пано пять горнов. Четыре из них очень близки к вщижскому и райковецкому, но отличаются существенной конструктивной деталью: топочное помещение разделено вдоль глиняной подпорной стенкой, на которой лежит центральная часть череня.
О горнах пишет также Т.И. Макарова, но она в отличие от Рыбакова даёт краткую характеристику. Она пишет: «Техника производства керамических изделий изменялась очень медленно. До наших дней в гончарном производстве применялся гончарный круг двух конструкций: более древний и примитивный - ручной (низкий, приводится в движение рукой) и более усовершенствованный - ножной» Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. - М.: Наука, 1972. - С. 7.. «В настоящее время известны горны из раскопок в Киеве, Вышгороде, Донце, Вщиже, Старой Рязани, Белгороде и Райковецком городище.
Все исследованные горны относятся к позднему времени, к XII-- XIII вв., а два датируются даже годами непосредственного напа-дения татар (Вщиж -- 1238 г. и Белгород -- 1240 г.). Вопрос о вре-мени появления горнового обжига в силу этого остается открытым.
Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец X -- на-чало XI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.
Вторым косвенным доказательством существования горнов в более раннее время является наличие в Приднепровье в XI в. местной выработки амфор, требовавших очень высокой темпе-ратуры для получения ярко красного обжига толстых стенок. Гончарные горны были различной конструкции. Наи-более простая обнаружена при раскопках, проведённых во Вщиже в 1940 г Рыбаковым Б.А. Он описывает своё исследование так: « Горн находился на краю города, близ вала, у реки, (но внутри городских стен). Он имел два яруса - нижний, топочный, где горели дрова, и верхний --, обжигательный, куда закладывалась посуда. Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины, толщиной от 10 до 14 см. На нижней поверхности перегородки были видны отпечатки выгоревших впо-следствии деревянных креплений, каркаса, на которые первоначально накладывалась сырая глина. Горн был овальный в плане (180 X 130см), внешние стенки сложены из глины (обожженной лишь с внутренней стороны) и с внешней стороны присыпаны мощным слоем песка. Это делалось для уменьшения теплопроводности стенок и для со-хранения жара внутри горна. Перегородка между ярусами (совре-менное название -- «черень», украинское -- «чершь») находилась от пола топки («кабины») на высоте 35 см. По окружности череня шли 12 сквозных отверстий (прогары, продухи), посредством которых жар проникал в обжигательную камеру. Температура внутри горна, очевидно, превышала 1200 0 , т.к. вся нижняя поверхность череня и продухи были покрыты толстой коркой зелёной стекловидной массы, образовавшейся от плавления глины. Покрытие горна не прослежено» Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - С.348..
О появлении гончарного производства написано и в книге «Археология СССР: Русь, замок, село». Здесь поверхностно рассказывается о гончарном деле: «керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировались на довольно элементарной технической основе. Технологический процесс производства керамики состоял из четырёх последовательных операций. Первая - подготовка сырья для производства изделия, т. е. приготовление специальной глиняной массы. Вторая операция - формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья - разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвёртая операция - обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.
Продукцией древнерусских мастеров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды - горшки, крынки, жбаны, миски, сковород. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий.
Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX - начале X в» Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . - М.: Наука, 1985. - С.123..
Говоря о гончарном деле, невозможно не упомянуть о том, что кроме гончарных горнов в Киевской Руси существовали ещё и русские печи, а также гончарные круги. Но прежде чем преступить к описанию вышесказанного, необходимо сказать о том, что печи использовались гончарами не в городах, а в деревнях, в городах же использовали горновой обжиг.
Остановимся на гончарных кругах. Мы обращаемся к Рыбакову Б.А., опираясь на его исследования, существовавшие уже в середине XX в: «Гончарный круг, издавна известный в причерноморских городах, в римское время продвинулся вверх по Днепру и Днестру в область полей погребальных урн, но с падением римской культуры был забыт там. Для северных областей за тысячу, а для южных - за пятьсот лет до Киевской Руси началась необъяснённая до сих пор, постепенное огрубение керамических изделий. Утолщались стенки, увеличивалось количество примесей, ухудшался обжиг. И только в IX веке происходит сравнительно быстрый переход к гончарному кругу, производящему заметное улучшение качества глиняной посуды. Можно думать, что первоначально гончарный круг возник в южной половине южных земель, а уже оттуда проник и на север. В этом убеждают более быстрое развитие и совершенствование керамических форм на юге и примитивность их на севере, в лесной полосе.
Введение гончарного круга означало переход к ремесленному производству, переход изготовления горшков из рук женщин в руки мужчин-специалистов. В гончарном деле в IX-X вв. происходило тоже самое ,что в это время происходило на северо-востоке в меднолитейном деле - замена женского домашнего производства - мужским ремесленным.
Форма древнейшего гончарного круга нам неизвестна, т.к. все части его (может быть за исключением оси) были деревянные и ни разу не были встречены в раскопках.
Этнографические материалы сохранили до нашего времени почти все звенья эволюции техники гончарного дела» Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - С.249..
Скорее всего, существовало 2 типа круга: «Круг первого типа был усовершенствован добавлением де-ревянного подпятника («порплицы»), который принимал на себя давление круга, уменьшая трение, и придавал устойчивость всей системе, центрируя ось («веретено»)».
Второй тип был несколько иначим. «Две плоскости круга, надетые на ось и соединенные спицами (или «цевками»), по-степенно отдалялись друг от друга, чем также создавалась боль-шая устойчивость. Основной точкой опоры становилась порплица на нижней стороне верхнего круга. Ось удлинялась, и верхний круг надевался на нее сверху. Спицы и нижняя плоскость не несли никакой тяжести и служили только для устойчивости, не позволяя кругу колыхаться. Ось представляла собой кол, вертикально врытый в землю. Гончар при работе на таком кругу сидит на особой ска-мейке, более высокой, чем скамейка архаичного круга. Такая конструкция круга позволяла гончару изредка действовать ногами для ускорения движения или остановки. Отсюда оставался только один шаг к переходу на круг ножного типа.
Посредствующим звеном между ручным и ножным кругом был ручной круг тяжелого типа, диаметр которого доходил до 40--50 см. Для увеличения инерционной силы круг иногда оковывали же-лезной шиной. Верхний накладной кружок с клеймом и подсыпкой песка исчезает. Поиски средств увеличения инерции свидетель-ствуют о стремлении гончаров получить непрерывное вращение круга, которое при малом весе круга недостижимо.
Введение в дело ног гончара, вращающих нижнюю плоскость круга, сразу разрешило проблему непрерывного вращения и осво-бодило обе руки мастера. Гончарный круг при этом претерпел сле-дующие изменения: верхний круг стал меньше, веретено длиннее, нижний круг значительно возрастает в размере и весе, становясь маховиком всей системы. Веретено для устойчивости перехвачено в верхней части, а нижний конец вращается на порплице, вры-той в землю или вбитой в пол.
Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды. При изготовлении на ручном кругу гончар обязательно должен провести большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Для этой цели в Восточной Европе и Западной Сибири, как это выяснено М. В. Воеводским, применялась так называемая «лен-точная» техника предварительной лепки сосуда. Глина раскаты-валась на длинные валики, которые слегка сплющивались с боков и укладывались по спирали, образуя тело будущего горшка. При ручной копке все ограничивалось сглаживанием пазов и приданием сосуду необходимых выпуклостей и венчика. При работе на ручном кругу легкого типа эту заготовку из глиняной спирали ставили на круг (предварительно посыпав круг песком для устранения при-липания), и гончар, подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами.
Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отни-мала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, кото-рый двигался неровными толчками.
Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины («омятево», на Украине -- «балабух») и вытя-гивал из него сосуд любой формы, пользуясь пластичностью глины. Подсыпка песка была уже ненужна, так как гончар был заинтересован в том, чтобы глиняный ком возможно плотнее сидел на круге. Готовый сосуд срезался ниткой, оставлявшей на дне дуго-образные следы.
Какой же тип гончарного круга бытовал в Киевской Руси? Про-дукция, полученная на каждом типе круга, отличается целым ря-дом особых признаков:
1. Ручной круг легкого типа:
а) следы ленточной техники,
б) углубление на дне от маленького кружка,
в) клеймо,
г) подсыпка песка,
д) допустима незначительная асимметричность (от колебаний оси и круга), особенно в тонких верхних частях, а также дрожание и непараллельность орнаменталь-ных линий.
2. Ручной круг тяжелого типа:
а) следы ленточной техники,
б) гладкое дно, срезанное ниткой,
в) клейма быть не может,
г) подсыпка отсутствует,
д) полная симметрия и частота орнаментальных линий.
3. Ножной круг:
а) нет следов ленточной техники» Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - С.168-169..
Что же касается русской печи, то Б.А. Рыбаков отмечает, что «обжиг горшков в домашних печах способствовал сохранению топки по черному -- курных печей. На Мологе в изготовлении посуды при-нимают участие и женщины, что не наблюдается в других местах. Форма посуды примитивна. Область Моложского Полесья является как бы переходной от ручной лепки к гончарному производству»Там же. - С.169..

1.2. СТЕКЛОДЕЛИЕ

О древне русском стеклоделии пишет опять-таки использованая уже ранее в данной работе «Археология СССР», а т. к. литературы по данному вопросу немного, обращаемся опять к этому источнику.
«Русское стеклоделие, зародившееся в начале XI в, а в XII-XII вв. достигло значительного развития. В начале XI в. появилась масса стеклянных бус разных типов собственного русского производства, которые вытеснили бусы привозные. В середине XI в. появляется столовая стеклянная посуда и разнообразные туалетные и иные сосуды. В XII в. столовая посуда распространяется очень широко, даже в быту рядовых горожан. В первой половине XII в. появляются стеклянные браслеты отечественного производства, которые к XII в. Носила каждая горожанка. После монголо-татарского нашествия, кода в русских городах шёл процесс восстановления ремесла, некоторые отрасли стеклоделия были потеряны, прекратилось изготовление стеклянной столовой посуды, перестали делать оконное стекло, в производстве остались только некоторые предметы украшений - бусы, перстни, браслеты (до середины XIV в.).
Древнерусские стеклянные изделия в зависимости от назначения делали из стекла разного состава. На изготовление стеклянной посуды, оконного стекла, бус, перстней, браслетов шло калиево-свинцово-керамическое стекло, слабо окрашенное или цветное. Для производства мелких поделок и подобных изделий, разного рода игрушек, писанок широко применяли свинцово-кремниевое стекло с окраской в разные цвета.
В состав шихты калиево-свицово-керамического стекла входили песок, окись свинца (сурик) и поташь. Металлический свинец перед составлением шихты предварительно превращали в окись путём обжига. Для варки стекла брали две части песка, одну часть окиси свинца и одну часть поташа.
Техническими приёмами обработки стеклянной массы при изготовлении разнообразных изделий были разнообразные традиционные средневековые операции - выдувание (дутьё) и вытягивание или накручивание. Вся стеклянная посуда Древней Руси изготовлялась техникой выдувания.
Первые древнерусские стеклоделательные мастерские были обнаружены в Киеве во время раскопок на усадьбе А.А. Петровского в 1907-1908 гг. Остатки мастерской составляли «ряд глиняных горнов и печей особого устройства» в окружении «повреждённых браслетов и таких же колец» (Хвойко В.В., 1913). В 50-е гг. были обнаружены в Старой Рязани, Новгороде, Селенске и в др. городах.
Прямых свидетельств стеклоделательного производства - печей, стекловарительных горшков, запасов сырья и производственных отходов на этих памятниках найдено очень мало. Остатки одной мастерской, сильно разрушенной позднейшими ямами, были открыты в 1951г. в Киеве на Подолье и на территории Киево-Печерской лавры ( Богусевич В.А., 1954).
Развал мастерской представлял собой остатки двух горнов в виде сильно разрушенного пода, наземных конструкций, обломков кирпичей с потёками стекла с внутренней стороны, куски рухнувшего свода, стекловаренные горшки с остатками невыбранного стекла, куски металлического свинца, так называемый»козё», многочисленные куски стеклянной массы, не проваренной и не осветлённой, напоминающей по внешнему виду необработанные кремневые отщепы. Эта мастерская была устроена, как считает автор, в связи с отделочными работ в Успенском соборе.
Площадь печи, судя по сохранившейся части, превышала 2 м кв. стены печи были выложены из плинфы толщиной 3 кв. м, высота печи неизвестна. Толщина глиняного свода достигала 7 см. Огнеупоры могли выдерживать температуру выше 1500, но рабочая температура печи не поднималась выше 12000 . Температурный интервал, остававшийся в резерве, свидетельствует в пользу высоких свойств печи, принадлежащий по этим параметрам к специализированным печам нового типа, а не к универсальным печам нового типа, а не к универсальным, более приметивным.
Стекловаренные горшки в виде сильно расширяющегося усечённого конуса обычны для эпохи средневековья. Толщина их стенок достигала 1 см, толщина дна 0,6 см. В качестве материала использовалась высококремнеземистая глина. Обломы фрагментов имели светло-жёлтый цвет. Остатки глиняного пода были найдены в Любыче (Рыбаков Б.А., 1964 б).
Археологические наблюдения над раскопанными мастерскими стеклоделов и в частности находки больших слитков стекла без каких-либо следов производства по варке стекла позволяют предположить, что мастерские были двух типов. Крупных и технически высоко оснащённых мастерских варили стекло и в тоже время изготовляли и разнообразную продукцию. Другие мастерские были шире распространены и имели более простое оборудование; в них занимались лишь переработкой лишь переработкой полуфабрикатов, т.е. слитков стекла в браслеты, бус и т.д, а также переработкой и стеклянного боя. Такие мастерские встречены в Новгороде: например, в слое начала XIV в. во дворе усадьбы, стоявшей на углу Великой и Холопьей улиц, обнаружен развал мастерской. Здесь среди разных находок обнаружено несколько крупных слитков крупного стекла голубого и зелёного оттенков. Вероятно, тут работал ремесленник по изготовлению стеклянных перстней, бус и браслетов».
О том, что на территории Киевской Руси были мастерские по производству стекла пишет и Тихомиров М.Н.. Он делает ссылки на Хвойко В.В. в своей книге «Древнерусские города» и пишет о мастерской по производству стекла, которая находилась в Киеве.
Таким образом, исходя из всего выше написанного, подводим итоги.
В Древней Руси наряду с другими отраслями промышленности развивается гончарное дело и стеклоделие. Основными центрами развития являются города Киев и Новгород, а также другие города Киевской Руси. На протяжении I X -XIII вв. усовершенствуются технологии изготовления данных отраслей производства. В городах появляются гончарные горны, усовершенствуются гончарные круги, что же касается деревень, то здесь тоже есть гончарство и стеклоделие, только используются другие технологии, более устаревшие и примитивные.
В целом период развития гончарного дела и стеклоделия можно условно разделить на такие периоды: до образования Киевской Руси (VII-VIII вв.) и до монголо-татарского нашествия наблюдается подъём, упадок происходит во время монголо-татарского нашествия, после нашествия опять наблюдается подъём, но уже не такой значительный, как ранее.
2. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА

2.1. КИРПИЧИ

В Киевской Руси, начиная с эпохи Владимира быстро развивается светское и церковное зодчество. В связи с этим расширялось производство кирпича, черипицы, рисованых облицовачных плиток, печных изразцов. Постепенно, кроме гончаров посуды и игрушки, появилась новая специальность - “ плинфоделатели” - кирпичники.
По данному вопросу есть сведения у Рыбакова Б.А., Вагнера Г. К. Мусиенко П.Н. и у др. исследователей.
Мусиенко П.Н. пишет: «В исторической литературе упоминается о специальных печах.
Оборудование кирпичных мастерских состоит кроме напольной печи из деревянных форм (рам) для формовки кирпича и изразцов, а также разнообразного инструмента для обработки и росписи изделий.
На кирпичах часто встречаются знаки и клейма мастеров. Кирпич в Древней Руси производился более чем в 40 городах и населённых пунктах. Большинство их относится к Среднему Поднепровью с Центром в Киеве, Чернигове, на севере - к Новгороду, на востоке - к Москве» Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве. - К.: Академия архитектуры Украинской ССР, 1952. -С. 6.
.
О кирпичниках также пишет и Рыбаков Б.А., но Тихомиров М.Н. выдвигает сомнения по этому поводу, говоря, что « В существовании особой специальности плинфотворителей или кирпичников можно сомневаться, как и в существовании особых мастеров по изготовлению поливных плиток» Тихомиров М.Н, Древнерусские города. - М.: изд-во политической литературы,1950. - С. 9.
. Далее он сслается на раскопки Воронина Н.Н. во Владимире-на-Клязьме и делает вывод, что «поливные кирпичи делали те же гончары».
Возможно, Тихомиров М.Н. и прав (по причине недостаточного количества источников по данному вопросу, мы не можем согласиться,но и отрицать это тоже не можем), но он не взял во внимание тот факт, что Рыбаков Б.А. делает ссылку на Миятева, а значит, если даже это ни так, то все вопросы должны быть отправлены ни к Рыбакову Б.А., а к Миятеву.
Несмотря на это расхождение мы продолжаем работу далее, обращаясь к недавноупомятому Рыбакову Б.А. «Большую роль в развитии кирпичного строительства сыграла христианизация Руси. Начиная с эпохи Владимира, в русских городах развивается церковное и светское зодчество, требовавшее большого количества кирпича. Источниками знакомства с кирпичной техникой могли быть как византийские горо-да вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (напр. Саркельское городище). Не исключена возможность влияния и Дунайской Болгарии, где уже в эпоху царя Симеона (конец IX -- начало X в.) в Преславе существовало местное изготовление кирпичей болгарами, что доказывается наличием на них болгарских букв.
Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец Х - начало ХI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.
Для представления хоть какого-либо вида кирпича, мы возьмём у Рыбакова Б.А. описание кирпичей: «Древнейшие русские кирпичи -- квадратные, плоские. Ширина кирпича в XI в. -- 40--38 см, при толщине 2.5--3 см. Постепенно стороны квадрата уменьшаются, а толщина возрастает. В XII в. встречается кирпич 19x27x4 см (Смоленск, Вщиж). Кирпич назывался греческим термином «плинта» («плинтъ», «плита»). Давая описание древних кирпичей, невозможно промолчать о том, что в Киевской Руси иногда встречаются кирпичи с клеймами. По этому поводу также до сих пор ведутся споры. Среди версий существующих по этому вопросу, ведущее место занимает версия, поддерживаемая Уваровым В.И.Он говорит, что клейма - это знаки мастеров, которые их изготовляли то или иное изделие (необязательно кирпич, это могла быть и посуда). Несмотря на сомнения о существовании кирпичников, всё-таки доверимся опять Б.А. Рыбакову и представим себе как выглядит кирпичная мастерская «оборудование кирпичных мастерских должно было состоять из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Сушились кирпичи на открытом воздухе и нередко на широких плоскостях их видны отпечатки козьих копыт, собачьих лап и детских ног. Судя по всему оборудованию, кирпичное дело долж-но было существовать отдельно от гончарного» Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейшего периода. - «Научные знания Смоленского гос. Университета». - Смоленск,1929, Т. 1, вып. 3. - С.23.
.
«Технологическая сторона изготовления кирпичей изучена Шве-цовым" Швецов Б. Строительный кирпич XII века. - «Труды института строительных материалов минерального происхождения и стекла». - М, 1930, вып. 32..
Судя по сохранившимся зданиям, выстроенным целиком из кир-пича или с частичным его пр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.