Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Обходим антиплагиат


Наименование:


Лекции Экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средневековье. Историческая обусловленность эпохи просвещения. Национальные особенности Просвещения по странам. Причины Второй мировой войны, расстанка в ней стран.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: История. Добавлен: 05.01.2008. Год: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАДАНИЕ 1 Каковы экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века ?
ЗАДАНИЕ 2 В чем, по вашему мнению, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения. Охарактеризуйте национальные особенности Просвещения по странам
ЗАДАНИЕ 3 Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран, какие этапы она прошла и как закончилась ?
ЗАДАНИЕ 1
Каковы экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития стран Европы в средние века ?

Хронологические рамки периода средневековой ци-вилизации определяются историками неодинаково. Дол-гое время отечественные исследователи, рассматривая средневековье как время эволюции феодального способа производства, начинали эту эпоху с падения Западной Римской империи (476) и завершали ее началом англий-ской буржуазной революции (1640). Зарубежные ученые, не опираясь на теорию формаций, принятую марксист-ской наукой, относили начало средневековой эпохи к VIII в., когда вследствие арабских завоеваний прервались торговые коммуникации в Средиземном море, действо-вавшие с античных времен, и окончательно установились натуральнохозяйственные отношения.
Проблемы общественных отношений в средневековой истории

Одной из важных особенностей западноевропейской цивилизации является зарождение и развитие производ-ственных отношений, основанных на земельной собствен-ности.
Феод -- земельное владение, пожалованное сеньором сво-ему вассалу, обязующемуся за владение феодом служить сеньору.
В отечественной историографии долго было принято считать период с конца V до середины IX в. раннефео-дальным, но в последние десятилетия авторы, продолжающие стоять на позициях формационного анализа, при-шли к выводу, что точнее было бы рассматривать это время , как дофеодальный период, поскольку феодальные общест-венные отношения еще не стали господствующими. Отчуждение земельных владений в виде обмена или дарения приводило к складыванию условных форм земельного имущества, что являлось признаком зарож-дающихся феодальных отношений.
Свободные люди часто передавали свои земельные уча-стки в собственность монастырям и крупным магнатам, добиваясь их покровительства и стабильных условий существования. Во многих случаях представители церкви силой или обманом принуждали владельцев отказывать-ся от земельных участков в пользу монастырей. Такой же практики придерживались королевские дружинники и должностные лица. При этом земледельцы продолжали обрабатывать свои наделы, но уже как находящиеся в их пользовании без права отчуждения, тогда как право соб-ственности на землю концентрировалось в руках монас-тырей и светских землевладельцев.
Таким образом, перераспределение земельной соб-ственности в I тыс. происходило без отрыва непосред-ственного производителя -- крестьянина -- от земли как основного средства производства. Крупные земельные собственники не были заинтересованы в отделении про-изводителя от условий его труда, они нуждались в ра-бочих руках для производства продуктов в своих скла-дывающихся владениях.
Все это вело к складыванию экономической основы нового общественного строя -- вотчины как основной хозяйственной ячейки средневекового общества. Поня-тие вотчина нельзя смешивать с понятием феод. В вот-чине воплощалась связь между феодалами и основными производителями -- крестьянами, -- выступающая преж-де всего как экономическое отношение. Факт же пере-дачи феода сеньором вассалу за службу предусматривал социально-политические отношения внутри сословной иерархии. Средневековая вотчина обладала двойствен-ной структурой, разделяясь на господский домен (земля, занимающая до 1/3 всей вотчины) имансы -- крестьян-ские наделы. На домене применялась барщина (отрабо-точная рента), которая до XII в. оставалась в Западной Европе преобладающей формой эксплуатации.
В условиях господства натуральнохозяйственных от-ношений средневековая вотчина смогла к началу XII в. реализовать заложенные в ней важные возможности: ре-гулировать воспроизводство рабочей силы таким обра-зом, что если в IX в. во Франции приходилось около 2.1 ребенка на семью (по данным Ю. Л. Бессмертного), то к началу XV в. в семьях в среднем выживало по 3,6 -- 5 детей, а в зажиточных семьях -- до 8 детей. Благоприят-ные демографические процессы, хотя и неравномерные (резкий спад численности населения имел место в XIV в. в связи с тяжелыми эпидемиями), создавали дополни-тельные жизненные ресурсы для дальнейшего динамич-ного развития цивилизации. В X в. началась реализация другой экономической потенции -- внутренней колони-зации земель, т. е. расчистки лесных массивов под паш-ни и осушение болот. «Эпоха великих расчисток» про-должалась и в XI в. Наконец, в рамках феодальной вот-чины происходили первые этапы отделения ремесла от сельского хозяйства под непосредственным покровитель-ством феодала, нуждающегося в услугах ремесленников для строительства замков и крепостных сооружений, про-изводства металла, выделки оружия и доспехов. Создан-ный трудом производительного населения продукт превращался в железо и камень, а Европа, по выражению хрониста Рауля Глабера, «одевалась в белый наряд бур-гов» (городов).
Итогом процесса развития и становления вотчин ста-ла возможность европейской цивилизации выдержать в IX--X вв. испытания извне, отразить арабскую угрозу со стороны Пиренейского полуострова (битва при Пуатье в 732 г.), нападения норманнов, выходцев из Скандина-вии, которые в начале X в. угрожали Парижу, вынудив предоставить им северо-западную часть Франции -- Нор-мандию.
Складывание новых отношений в области экономики вело к важным социально-политическим последствиям. К XI в. сложилась и получила религиозные санкции но-вая социальная структура общества, существенно отли-чающаяся и от первобытных порядков древних герман-цев, и от римских. Возникло деление общества на три сословия, не потерявшее своего значения до конца XVIII в. Церковь учила, что каждому человеку Господом отведено место в одном из трех сословий: молящихся (ду-ховенство), воюющих (светские сеньоры -- рыцари) и ра-ботающих (горожане и крестьяне). Права и обязанности каждого сословия передавались по наследству. Согласно этой модели горожане и крестьяне, хотя и входили в низ-шее сословие, признавались необходимыми членами об-щества и обладали определенными юридически закреп-ленными правами. Тем самым средневековое общество уважало их труд, отвергая свойственное античным нра-вам презрение к физической работе.
Значимым социальным явлением средневековья ста-ло формирование рыцарства и рыцарской культуры. Ры-цари становились носителями особых ментальных цен-нЪстей: безудержной храбрости, воинственности, верно-сти взятым на себя обязательствам, щедрости, преданно-сти своему сеньору, стремления отомстить за оскорбле-ние.
Средневековая эпоха многое предопределила в раз-витии западноевропейской цивилизации во всех сферах общественной жизни. Но у исследователей нет полной ясности в вопросе о причинах и путях формирования производственных отношений. Мнения расходятся относительно времени складывания отношений личной за-висимости.
В Западной Европе не существовало системы крепост-ного права, подобной той, что была в России, поскольку крестьяне не исключались из правовых отношений, даже отношения лично зависимых крестьян с землевладельца-ми регулировались сначала поместным обычаем, а потом, когда была произведена его запись, поместным правом. Поэтому вряд ли следует абсолютизировать фактор клас-совой борьбы в феодальном обществе. До XIV--XV вв. между феодалом и крестьянином существовала экономи-ческая взаимозависимость, исключающая масштабные проявления классовых противоречий.
Город в системе цивилизации в X-XI вв.

В средние века в Западной Европе происходит важ-нейший в ее истории процесс -- урбанизация. Начинают расти и возрождаться старые города, оставшиеся со вре-мен Римской империи, и возникать новые. Урбанизация стала следствием многих предпосылок.
Маленькие городки, возникавшие в тени замков мо-гущественных сеньоров, приносили им доход в виде по-шлин с торговли и ремесел, штрафов и других платежей. Сеньор становился в городах, возникающих на его тер-ритории, главным судьей, возглавлял управление и на-значал должностных лиц. Европейские города возникали на основе высокой степени отделения ремесла от сельского хозяйства.
Первоначально города сохраняли связь с землей, бюр-геры владели покосами, лугами, виноградниками, дер-жали скот. Но по мере роста городов они отдалялись от сельскохозяйственных занятий и сосредоточивались на ремесле и торговле, обменивая ремесленные изделия на продукты питания. В городах стал формироваться осо-бый экономический уклад -- простое товарное производ-ство, -- отличающийся от феодальных отношений. Про-стое товарное производство -- экономический уклад, при котором труженик в лице ремесленника является одновре-менно и собственником (мастерская, сырье, набор прими-тивных ручных инструментов, специализированные навыки и умения). В отличие от крестьянина ремесленника ник-то не наделял средствами производства, он не был объек-том экономической зависимости, отличаясь большим ста-тусом личной свободы. Не напрасно в Западной Европе бытовала поговорка: «Городской воздух делает человека свободным» и существовал обычай, по которому беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось скрываться внутри городских стен ровно один год и один день. Важной чертой простого товарного производства была органическая связь ремесленника с рынком, по-скольку каждая изготовленная им вещь предназначалась для обмена на продукты питания или продажи.
Византийские города не возникали заново на пус-том месте, как и многие города Европы, они продолжа-ли свое развитие с античных времен, сохраняя тради-ции полиса, основанного не на ремесле и торговле, а на земельной собственности. Византия в IV--VI вв. была страной городов: 12 млн населения проживали в 1200 городах. Такого уровня большинство европейских стран достигло только к концу XV--XVI вв. Наиболее круп-ными и богатыми городами являлись Константинополь, Александрия, Антиохия, Фессалоники. Константинополь был самым выдающимся городским центром в I тыс., его называли просто «Город» или «Мастерская вселен-ной». Ремесленники платили налоги золотом. Городские стены представляли собой вершину инженерного искус-ства: три ряда стен с 500 башнями делали Контантинополь неприступным.
В последней четверти XV в. все это подготовило в Западной Европе новую эпоху -- эпоху первоначального накопления капитала, создающую предпосылки для скла-дывания буржуазных отношений. Элементы первоначаль-ного накопления капитала обнаруживали себя в свобод-ных городах-государствах Италии во второй половине XIII--XIV вв. Для этой эпохи характерно накопление как таковое обогащение отдельных лиц, компаний и госу-дарств. В Западной Европе одним из распространенных видов накопления был ассоциированный капитал, кон-центрирующийся в торгово-банковских компаниях.
ЗАДАНИЕ 2

В чем, по вашему мнению, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения. Охарактеризуйте национальные особенности Просвещения по странам.

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Мыс-лителей, ученых этого времени отличало стремление си-стематизировать и углубить знания о природе. Экспери-ментальные исследования стали приобретать все боль-шее значение, чему способствовали технические и тех-нологические достижения.
В XVIII в. в ведущих европей-ских странах уже имелись академии наук, выходили спе-циальные научные издания, организовывались научные экспедиции. Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить провиденциатистские представления о мире научными, Новые идеи неизбежно затронули и общество в его про-шлом и настоящем.
Просвещение -- система историко-социологических взглядов на общество, в основе которой лежит антифео-дальная направленность политических идеалов и решитель-ный разрыв с теологическим объяснением истории.
Просветители сделали смелую попытку создать науч-ную картину общества, выявить законы общественного раз-вития. Как возникло общество и государство? Ответ на этот вопрос дали политико-правовые учения, основанные на теории естественного права и концепции обществен-ного договора. Они были разработаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием, Б. Спинозой, англичанами Дж. Локком и Т. Гоббсом. Согласно теории естественных прав, первоначально люди жили в безгосударственном, или в естественном состоянии. Каждому человеку согласно выс-шему закону природы были даны прирожденные неотчуж-даемые права: жизнь, свобода, собственность. Все люди были равны в правах.
Далее возникает вопрос, почему люди вышли из естественного и перешли в гражданское состоя-ние? Каким образом возникло государство. Согласно кон-цепции общественного договора, человек самостоятельно осознал необходимость учреждения государства, посколь-ку в естественном состоянии невозможно полностью обес-печить права человека: каждый человек -- «сам себе су-дья» (Дж. Локк), интересы людей сталкиваются. Государ-ство возникло в результате соглашения между людьми. Люди учредили государство -- обязательную для всех власть -- к передачи ее суверену, а сами стали его поддан-ными. Суверен обязан гарантировать мир, порядок и при-рожденные права.
Английское Просвещение.

Особая роль Англии в истории европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политический программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632--1704), которым рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются по скрытому и молчаливому согласию, должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений.
В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ - Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ "Статус об устройстве королевства" вводил парламентаризм - ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665--1714). В тоже время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683--1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат - палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии -- тори и виги, созданные еще в XVII в.
Большинство английских просветителей не проявляли склонности к абстрактному теоретизированию. В литературе они предпочитали и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.