Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Древнеегипетская Книга мертвых. История создания Книги мертвых. Человек и его семь оболочек. Магия и религия. Учение о Царстве мертвых. Древнеегипетские представления египтян о загробном мире. Элементы сириусианской мудрости.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Год: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


27
Министерство юстиции Российской Федерации
Российская Правовая Академия
Иркутский юридический институт (филиал)
Кафедра гражданского права и процесса
Египетская книга мертвых.
Курсовая работа студентки
1 курса заочного отделения
Пожидаевой Светланы
Геннадьевны
Научный руководитель:
Нижечек Е.В.
Москва 2006 г.
План

    Введение 2
    Глава 1. Древнеегипетская Книга мертвых 4
      1.1 История создания «Книги мертвых». 4
      1.2 Человек и его семь оболочек 7
      1.3 Магия и религия. 14
      1.4 Учение о Царстве мертвых 16
    Глава 2. Древнеегипетские представления египтян о загробном мире. 20
    Заключение 23
    Список литературы 26

Введение

Более 6-ти тысяч лет назад начала свое развитие цивилизация Древнего Египта, одна из древнейших в мире. Она оставила человечеству великое культурное наследие, охватывающее практически все области человеческих знаний, таких, как медицина, математика, астрономия, астрология, всевозможные виды искусства и богатую религиозно-мифологическую систему.

Уже два столетия Египет осаждается учеными со всего мира. Археологические раскопки ведутся по всей территории страны. В прессе постоянно появляются сообщения об очередном открытии. Но чем больше мы узнаем об этой цивилизации, тем больше всплывает непонятного и необъяснимого. Это в большей мере касается египетской религиозно-мифологической системы.

Цель моей работы - показать неразделимость добра и зла, характерную для древнеегипетских религиозных воззрений, которые особенно ярко проявились в вере в загробную жизнь, проанализировать египетскую «Книгу мертвых».

Древнеегипетская религия представляет собой сложное соединение часто противоречащих, а иногда и взаимоисключающих друг друга верований, воз-никших в разное время в разных частях страны. В свои задачи по написанию данной работы я поставила проследить изменения в погребальных обрядах древних египтян на протяжении всей истории, которые помогут получить представления о загробном мире, а затем выявить общие черты древнеегипетской религии и христианства, доказывая тем самым их связь.

В качестве источников для работы были использованы произведения древнеегипетской заупокойной литературы. Особый интерес представляют магические заклинания, заговоры, в основе которых лежат древние мифы, а также труды античных авторов, созданные в 5 - 1 вв. до н. э.

Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. - со времен Древнего царства: "Тексты пирамид", начертанные на стенах гробниц фараонов, повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни. Затем в Египте произошло то, что историки называют "демократизацией загробных верований". В середине II тыс. до н.э., в эпоху Нового царства, усложненные, гораздо более подробные, чем прежде, тексты появляются уже в гробницах людей средней руки. Эти творения египетской религиозной мысли и называют обычно "Книгой мертвых".

Существовали и другие религиозные тексты, которые были своего рода дополнениями к «Книге Мертвых». Так в «Книге Двух Путей» (XI династия) подробно описывается путешествие умершего по Дуату (загробному миру); тексты сопровождаются своеобразными «картами» потустороннего мира. «Книга Дня и Ночи» и «Книга Пещер» содержат подробные описания Дуата. В «Амдуат» и «Книге Врат» наиболее подробно описывается путешествие Ра в Ладье Миллионов Лет. Все они содержат подробные описания Дуата, сопровождаемые рисунками-«иллюстрациями».

Важно отметить, что большая часть древнеегипетских текстов касается бессмертия, «той важнейшей, центральной идеи, которая существовала в неизменном виде не протяжении тысячелетий и составляла ось всей религиозной и общественной жизни в Древнем Египте».

Для раскрытия данной темы здесь использованы работы известных исследователей истории Древнего Египта. Наиболее интересна, на мой взгляд, работа М. А. Коростовцева « Религия Древнего Египта», так как в ней прекрасно описываются и объясняются с научной точки зрения египетские погребальные обряды и связанные с ними религиозные воззрения. Нужно также отметить, что эта книга справедливо считается лучшей отечественной монографией, посвященной религии Египта.

Большой интерес представляет труды Е. А. Уоллиса Баджа «Египетская религия», «Египетская магия» и «Египетская книга мертвых". Это ученый с мировым именем. В своих работах он опирается на источники, дает очень подробные характеристики предметам своих исследований, причем религиозно мифологическая система Египта - основная его специализация.

В качестве полного исторического обзора здесь использовался труд известных египтологов Д. Бредстеда и Б. Тураева «История Древнего Египта». Он охватывает всю историю Египта, начиная с доисторических времен и заканчивая арабским завоеванием. Авторы подчеркнули специфику развития страны, учитывая особенности ее географического положения, национального характера, влияние внешних и внутренних факторов.

Глава 1. Древнеегипетская Книга мертвых



1.1 История создания «Книги мертвых».


Языческое египетское богословие -- явление поистине величественное: оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,-- более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения,-- огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании храма египетских культов, таинств и обрядов.
Все, что было высказано великими учителями других народов после угасания египетской цивилизации, меркнет в сравнении со светом древнейшего учения египетских посвященных. Все позднейшие учения последователей Моисея, Иисуса, Адонирама и Мухаммеда -- лишь невнятные недомолвки; вся позднейшая обрядность -- лишь неловкое приспособление древнего ритуального наследия; все таинства -- лишь подобие или даже профанация.[4]
Многие учения обильно черпали из озера божественного знания Египта имена, сюжеты, мифы, концептуальные понятия, фундаментальные положения и целые текстовые фрагменты. Гак поступали орфики, ближе всех стоявшие к первоистокам. Так поступал Моисей, создавая свое Пятикнижие. Давно известно все «египетское» в христианстве. Остаются незамеченными иные египетские влияния в эклектичных доктринах Мухаммеда и вольных каменщиков, но их опознание -- лишь дело времени.[8]
Египетская мифология вовсе не нуждается в «научной реконструкции генезиса и древнейшего своего состояния». Все лежит на поверхности, обо всем имеются ясные указания и пояснения как самой египетской, так и других древних традиций. И при всем этом конкретные формы возникновения и развития египетской религии далеко не ясны европейским ученым-египтологам. Возникновение и ранние этапы развития многих мифов и культов теряются во тьме веков додинастического периода Египта.
Погребальные действия доисторических аборигенов Нила (меламподов) коренились в их инстинкте социальной привязанности. Поэтому общая линия развития форм погребения в долине Нила шла от стремления сохранить тело умершего (через мумификацию) к хранению его поблизости своего жилья сначала в обычной полуземлянке, пещере или в земляной могиле, а затем в специальном склепе.
Позднейшая практика мумификации породила и развитие особых видов урн для хранения внутренностей умершего (так называемые каноны) и особых футляров для хранения самой мумии (так называемые саркофаги).[2]
Осмысление и словесное сопровождение этих погребальных действий в течение веков превратились в особый погребальный культ Древнего Египта.
Древние египтяне имели прочно укоренившийся обычай хоронить вместе с умершим произведения заупокойной литературы (Саху), целью которой было обеспечить умершему блаженное существование в мире ином.
С конца III династии (около 2625 г. до н. э.) жрецы заупокойного культа читали по свитку папируса панихиды, а следовательно, уже существовал письменный канон заупокойной службы.
Фараоны V и VI царских домов (2355--2155 гг. до н. э.) повелели начертать художественно исполненными иероглифами, окрашенными в зеленый цвет, заупокойные тексты на стенах внутренних помещений их пирамид.
Полагают, что стремление обеспечить себе заупокойный культ магическими надписями внутри пирамиды возникло у фараонов, ощущавших признаки распада Древнего царства и ненадежность существовавшего заупокойного культа.[18]
Свод всех заупокойных царских панихид Древнего царства получил условное название «Тексты Пирамид».
Первый период междуцарствия и раздробленности Египта (2150--2040 гг. до н. э.) породил новый канон заупокойных магических текстов, предназначенных для местной знати и удельных правителей различных округов-номов. Он получил наименование «Тексты Саркофагов». Эти тексты содержат некоторое количество речений из «Текстов Пирамид», но в основном состоят из сочинений жрецов того времени, как правило, в форме диалогов.[10]
Магические тексты, открывавшие умершему потусторонние обители и сообщавшие ему, как правильно обрести бессмертие, начали записывать на папирусе при фараонах Среднего царства (около 2010--1785 гг. до н. э.).
Со стенок саркофагов тексты панихид перешли на свитки папирусов, которые клали внутрь гроба. Заупокойные тексты Нового царства (1550--1070 гг. до н. э.), записанные на папирусах, и получили наименование «Книга Мертвых».
«Книга Мертвых» включает древнейшие речения из «Текстов Пирамид», речения со стенок саркофагов и речения жрецов заупокойного культа Нового царства. Таким образом, свод «Книги Мертвых» создавался приблизительно с 2325 по 1700 гг. до н. э., а ее окончательная редакция, дошедшая до наших времен, относится к эпохе Саисской династии (663--525 гг. до н. э.).[3]
С учетом того, что традиционные заупокойные речения существовали в устной и даже письменной форме задолго до их фиксации на стенах царских пирамид, «Книга Мертвых» отражает развитие египетской заупокойной службы III -- первой половины I тысячелетия до н. э. и является одной из самых долгоживущих книг магического и божественного содержания в мире.
«Книга Мертвых» создавалась преимущественно в округах Среднего и Нижнего Египта жречеством Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклеополя, Мемфиса, Ге-лиополя, Бусириса и Буто. Фиванские жрецы не имели отношения к ее созданию, так как имя Амона в ней прямо не упоминается.
«Книга Мертвых» разделяется приблизительно на четыре крупных раздела:
Первый раздел включает главы с 1 по 16, сопровождавшие шествие погребальной процессии к некрополю, молитвы о «выходе (умершего) днем» и гимны богам Ра и Осирису.
Второй раздел (главы 17--63) содержит описание обрядов «выхода (умершего) днем» и возрождения его, победу над силами тьмы, обессиливания врагов умершего, приобретения им власти над стихиями.
Третий раздел (64--129 главы) включает описание следующих обрядов, сопровождавших «выход (умершего) днем»: превращение умершего в божество, приобщение его к Ладье Миллионов Лет, познание различных таинств, возвращение в гробницу и Загробный Суд.
Четвертый раздел охватывает главы с 130 по 162, где описываются магические обряды, имевшие целью обезопасить мумию, а также приводятся поминальные тексты, прославляющие имя умершего. Эти речения читались в течение года после смерти в определенные праздники и в дни подношения даров умершему.[2]
Со временем «Книга Мертвых» была вытеснена новыми заупокойными сводами типа книги «Амдуат»4 («[Книга] о том, что в Дуате»), «Книги Врат» и т. п. Все они были начертаны на стенах царских скальных гробниц XVI--XIII вв. до н. э. Заупокойная литература Египта развивалась и позже, в персидские, македонские, эллинистические и римские времена. Помимо «Книги Мертвых» появилось немало более кратких и стройных заупокойных книг, но авторитет «Книги Мертвых» сохранялся до времен Клеопатры, Антония и Цезаря.[20]

1.2 Человек и его семь оболочек


Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных Египта о человеке.
Посвященные Древнего Египта считали, что человек -- это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования.
Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) -- его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек.
Главное назначение оболочки Сах -- входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.
По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.
Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, а загрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные полагали, что загрязнения в духовных оболочках в конце концов проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов.
Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т. п.
Египтяне дорожили сохранностью тела умершего. Более всего они заботились о сохранности головы -- «седалища жизни». Обезглавливание и сожжение считались в Египте страшной участью. Не менее отвратительным представлялось быть растерзанным шакалами. Этого желали только врагам богов.[4]
Тело покойного тщательно омывали, очищали солями натрия, умащали и бальзамировали. Первые, еще несовершенные попытки мумификации тел имели место уже при царях первых династий (начало III тысячелетия до н. э.).
Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения его Сах, египтяне устанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, в которые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.
Считалось, что боги также имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело. Помимо тел, созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками, изготовленными людьми -- изваяниями, священными предметами и изображениями в храмах.
Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин «биополе».
Ка -- это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой -- Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.
Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.
Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника -- многие видят своих двойников перед смертью.)
После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимает энергетические двойники-Ка яств и напитков, ладана и проч.)[17]
Уже в гробницах вельмож Древнего царства ставились каменные или деревянные портретные изваяния умершего, которые в случае уничтожения или повреждения его мумии должны были стать пристанищем для Ка умершего. Портретное сходство изваяния было очень важно, чтобы душа-Ка узнала его и вселилась в него.
Боги также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка -- по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).
Третья оболочка человека (др.-егип. Би, поз/7.-егип. Ба, Бэ) -- сущность человека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют «астральным телом».[2]
Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущении, чувств, желаний и мыслей.
В Древнем царстве считалось, что Ба обладают только боги, цари и первосвященники, то есть великие посвященные.
Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Б а изображалось в виде сокола с головой человека. Полагали также, что Ба -- это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).
Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.
Вместе с тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего, мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.
Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.[19]
В «Книге Мертвых» говорится о вселении Ба умершего в божественного золотого ястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею.
Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Ра обладал даже семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер -- Ба Гора и Ба Сета, Сатурн -- Ба быка Гора.
Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) -- Ба Исиды. 36 звездных деканов воплощали Ба определенных богов.[22]
Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах Ба Нуна, Апис -- Ба Птаха, Сокарис -- Ба Осириса.
Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) -- душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие «ментальное тело»).
Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобра-зами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб -- это бессмертная душа.[15]
Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда -- единое именование для двух понятий: «ментальное тело» и «сердце». После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику -- Эб бога Осириса.
Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.[23]
«Книга Мертвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать на Загробном Суде против умершего.
В процессе мумификации тела в него нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался и над сердцем мумии. Эб-скарабей должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде.[3]
Данная символика иносказательно описывает Эб как энергию Солнца, ведь скарабей -- символ бога Хепри (одна из ипостасей Ра -- бог восходящего Солнца).
Пятая оболочка человека -- также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: «причинное или кармическое тело»). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.[16]
Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.
Шестая оболочка человека -- также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.[7]
Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мысле-образами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уажат) воспринять поверхность Земли.
Седьмая оболочка человека -- дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветленный, освещенный, блаженный».
Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.[11]
Ах -- один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний,-- перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.
Дух-Ах есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).
Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.
Таким образом, при обращении с живым или мертвым человеком надо было принимать во внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвященные уделяли и подлинному имени (др.-егип. Рин, позд.-егип. Рен) и тени (др.-егип. Шуит) человека.
Началом древнеегипетского похоронного обряда считали мумификацию первой оболочки (Сах) умершего.
Стремление предохранить тело от разложения привело египтян к изобретению мумификации -- своего рода консервации тела при сохранении его целостности.[17]
Поначалу мумификация достигалась путем бинтования всех членов и торса пеленами льняной ткани.
Затем процесс работы с Сах покойного усложнился. Из полостей тела удалялись внутренности. Для сохранения тела использовали различные минеральные и растительные средства, прежде всего соли натрия, ароматические смолы кедра, кипариса, кассии и т. п.
Наивысшего совершенства искусство мумификации достигло в XVI--XIII вв. до н. э.
Позднее, во времена Семи греческих мудрецов и Пифагора, мумификация производилась примерно так.
Умершего приносили к бальзамировщикам, которые показывали родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения усопших. При этом мастера называли самый лучший способ бальзамирования, который, как считалось, некогда применяли Исида и Нефти-да к Осирису.
Это был наиболее дорогостоящий способ. Существовал и второй, более простой и дешевый способ бальзамирования. Наконец, имелся и третий способ -- самый дешевый.[19]
Потом бальзамировщики опрашивали родных усопшего, каким способом и за какую цену те желали бы мумифицировать умершего. Договорившись о цене, родственники возвращались домой, а мастера немедленно и самым тщательным образом принимались за работу.
Три способа бальзамирования в ново- и позднеегипетский периоды выглядели приблизительно следующим образом.[5]
Первый способ. Сначала железным крючком через ноздри из тела Сах извлекали мозг. Таким способом удаляли только часть мозга; остальную часть выводили путем впрыскивания растворяющих растворов. Затем острым эфиопским камнем делали разрез в паху и очищали всю брюшную и грудную полость от внутренностей (кроме сердца!), которые собирали в четыре специальных сосуда -- канопа.
На крышке каждого канопа было изображено «дитя Гора» (сыновья бога Гора): Имеет (Амсет) -- хранитель канопа с печенью; Хани -- хранитель канопа с легкими; Дуамутеф -- хранитель канопа с желудком; Кебехсенуф -- хранитель канопа с кишечником.
Вычистив полость и промыв ее пальмовым вином, мастера вновь прочищали ее растертыми благовониями. Наконец полость тела наполняли чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и зашивали.
После этих операций тело клали на 70 дней в натровый щелок, ведь Исида тоже в течение 70 дней собирала тело своего мужа Осириса и мумифицировала его.
По истечении этого срока тело обмывали, высушивали особым образом, обвязывали пеленами из разрезанного на бинты очень тонкого полотна виссона и скрепляли повязки камедью вместо клея.
Считалось, что все материалы, используемые бальзамировщиками, получены из слез Исиды и Нефтиды по убитому мужу-брату Осирису. 11елены для мумии должны были изготовить бог ткачества Хедихати и богиня Таитет. Бог виноделия Шесему должен был дать
Анубису и сыновьям Гора масла и притирания для бальзамирования.
После этого родственники забирали тело, изготавливали деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещали туда мумию. Этот саркофаг хранили в семейной усыпальнице, где приставляли его стоймя к стене.
Таким способом бальзамировали своих умерших состоятельные и знатные люди.
Второй способ. Если родственникам из-за дороговизны первого способа пришлось выбрать более дешевый, то мастера поступали так.
С помощью трубки для промывания впрыскивали в брюшную полость покойного кедровое масло, не разрезая при этом паха и не извлекая внутренностей. А затем, плотно закрыв все отверстия тела, чтобы масло не вытекло, клали тело в натровый щелок на 70 дней.
На больший срок, однако, оставлять тело в щелоке было нельзя. В последний день выпускали масло из тела. Масло это действовало столь сильно, что разлагало все внутренности, которые вытекали вместе с маслом. Натровый щелок разлагал жир, так что от усопшего оставались лишь кожа да кости.
Затем, тщательно омыв и просушив тело, его возвращали родственникам, больше уже ничего с ним не делая. Аоронили покойника в яме, иногда в глиняном гробу или большом сосуде.
Третий способ. Третий способ бальзамирования, применявшийся к беднякам, был прост и дешев. В брюшную полость вливали сок редьки и клали тело в натровый щелок на 70 дней. После чего, омыв и высушив тело, возвращали его родным для похорон в обычной земляной могиле.[5]
Если для совершения действий над Сах покойного достаточно было навыков и умелости рук, то для воздействия на остальные, неощутимые и невидимые энергетические оболочки человека, требовались другие способы и приемы. Тут невозможно было обойтись без действенного слова. Отсюда и начинается наш путь к правильному толкованию «Книги Мертвых».

1.3 Магия и и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.