На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Россия в царствование Екатерины Великой. Воспитание и образование. Начало царствования. Царствование Екатерины II. Итоги царствования Екатерины II. Двести с лишним лет назад завершилось правление императрицы, ещё при жизни названной Великой.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«История Отечества»
«Екатерина II - личность и государственный деятель»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент I курса на базе с/о
Белоус П. Н.
ПРОВЕРИЛ:
Цветков М. И.
Архангельск-2005
План

I. Россия в царствование Екатерины Великой…………………………………..3
II. Воспитание и образование…………………………………………………….5
III. Начало царствования………………………………………………………...12
IV. Царствование Екатерины II…………………………………………………15
V. Итоги царствования Екатерины II…………………………………………..20
VI. Список литературы………………………………………………………….26
«Любить мой народ и быть матерью
его - обязанность моя».
(Слова Императрицы ЕкатериныII.)1

I. Россия в царствование Екатерины Великой.


«Золотой век» Екатерины Второй - один из интереснейших этапов российской истории - в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета», много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», о в свершениях второй половины XVIII в., по определению С.М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое». Суть происходивших перемен образно передал видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой в словах, обращенных к императрице: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Другое отличие от петровских преобразований, особо отмечаемое рядом современников, было также не менее существенным: Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно». И в этом одна из основ той стабильности общества, которая отличала царствование Екатерины II. Как писал Н.М. Карамзин, следствием очищения самодержавия от «примесов тиранства» были «спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума».
Между тем в течение семи десятилетий после октября 1917 г. история
1Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.: Панорама, 1991г. - стр. 3
России второй половины XVIII., история царствования Екатерины II, преподносилась предвзято. Впрочем, негативные характеристики Екатерины II берут свое начало с давнего времени. Ее младший современник, А.И. Рибопьер, касаясь литературы непосредственно послеекатерининской поры, писал, что «Екатерина, столь могущественная, столь любимая, столь любимая, столь восхваленная при жизни, была непростительно поругана до смерти. Дерзкие сочинения, ядовитые памфлеты распространяли на ее счет ложь и клевету». Известна и пушкинская характеристика Екатерины - «Тартюф в юбке и короне». Полагаем, что подобные суждения имеют в одних случаях эмоциональную, а не фактическую основу, а в других - сильно политизированный умысел и исходят от недругов императрицы за
рубежами страны, недовольных жестко проводимым ею внешнеполитическим курсом России, последовательным отстаиванием национальных интересов.
Екатерина II ещё при жизни делами своими снискала титул «Великая». Разумеется, советская историография не принимала эту оценку, и только в конце 80-х гг. XX заговорили о признании ее выдающейся роли в истории
России. Обращаясь ко времени правления Екатерины II, историки
справедливо выделяют два момента: эпоха глазами современников и конкретные результаты ее деятельности, сказавшиеся и на последующем развитии страны.
По поводу первого ограничимся искренним восклицанием Н.М. Карамзина: «И я жил под ее скипетром! И я был счастлив ее правлением!»1
Что касается успехов правления Екатерины, подчеркнем главное: осуществленные почти во всех сферах жизни огромного государства преобразования не несли в себе ни грана «революционного» начала и в своей основе были направлены на всемирное укрепление абсолютистского государства, дальнейшее упрочение господствующего положения
1 История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - стр. 767
дворянства, законодательное закрепление неравноправного сословного деления общества, когда «правовой статус всех других сословий был подчинен интересам государства и сохранению господства дворянства». В.О. Ключевский имел все основания утверждать, что императрица «не трогала исторически сложившихся основ государственного строя». Как доказывает современный исследователь О.А. Омельченко, реальный смысл реформ в России века «просвещенного абсолютизма» состоял в прочном утверждении «законной монархии», которая единственно способна реализовывать общественные потребности «в блаженстве и благополучии каждого». Истинное содержание приведенной формулы заключено в известной екатерининской Жалованной грамоте дворянству 1785г., которая удовлетворила практически все ранее высказываемые притязания этого сословия, поставив точку в длительном процессе законодательного оформления его прав и привилегий. Этот законодательный акт окончательно возвысил дворян над другими сословиями и слоями и слоями общества. Екатерининская эпоха поистине стала «золотым веком» для них, временем наивысшего торжества крепостничества.
II. Воспитание и образование.
Родословная восходит к Христиану I - королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому. Родной дядя (по материнской линии) Адольф-Фридрих был королем Швеции. Потомки его и сейчас занимают шведский престол.
Ни мать, ни отец не замечали в своей старшей дочери ни особых
достоинств, ни большого ума, потому что она их не демонстрировала. До 15
лет её звали Софья Фредерика Августа, а ребёнком родители и друзья
называли её Фике или Фикхен. Она выросла в скромной семье незначительного принца, строгого протестанта и отца, Екатерина получила некоторое образование, увеличенное собственной её наблюдательностью
и восприимчивостью. В детстве она много путешествовала по Германии, много видела и слышала. Уже тогда она своей живостью и способностями обращала на себя внимание наблюдательных лиц.
Никто из её учителей и воспитателей не отметил в ней особого дарования или чего-либо необыкновенного. Однако некоторые качества, характерные и в будущем для Екатерины, были ими тогда уже отмечены. Её воспитательница мадемуазель Кардей жаловалась на некоторую её своенравную строптивость и недостаток почтения. Умная француженка обратила также внимание на привычку, характерную и для юной принцессы, и для императрицы - «слушать одно и думать при этом о другом». Равным образом уже тогда проявились некоторые мужские черты её характера; как заметила её воспитательница, Фике особенно любила мальчишеские игры. К огорчению немецкого учителя музыки, она была не только совершенно немузыкальна, но и абсолютно не понимала музыку - без сомнения, характерный штрих. Камеристка её матери, баронесса фон Принтцен, которая до отъезда принцессы постоянно её сопровождала и по праву могла утверждать, что знает Софью как никто другой, характеризовала её как «обычное явление», как молодую девушку «с серьезным, расчетливым, холодным рассудком», который, однако, «был далёк от всего выдающегося, блестящего, а также от всего того, что могло считаться заблуждением, чудачеством и легкомыслием».
Её молодая, эгоцентричная и слегка авантюристичная мать, как считают позднейшие историки, на благо дочери мало заботилась о её воспитании и предоставляла ей весьма много свободы. Так что четырнадцатилетняя дочь прусского генерала и принцесса никогда не воспитывалась для той роли, которую она должна была играть в громадной Российской империи, но она оказалась неплохо к этому подготовленной. Что угодно, только не избалованная, привыкшая приспосабливаться к обстоятельствам и при этом полагаться на себя, восприимчивая к новым впечатлениям, но не попадающая наивно и беззащитно в зависимости от них, она имела хотя и скромный, но для тех условий, в которые она попала, вполне достаточный образовательный уровень.
Когда Екатерину с матерью вызвали в Россию, для неё не была секретом цель поездки, и бойкая девочка сумела с большим тактом сделать свои первые шаги при русском дворе. Отец её написал ей в руководство ряд правил благоразумной сдержанности и скромности. Екатерина к этим правилам присоединила свой собственный такт и замечательное практическое чутьё и обворожила Елизавету, завоевала симпатии двора, а затем и народа. Не старше 15-ти лет, она вела себя лучше и умнее, чем её руководительница мать. Когда мать ссорилась и сплетничала, дочь старалась приобрести общее расположение. Она усердно занялась русским языком и православным вероучением. Блестящие способности позволили ей оказать в короткое время большие успехи, и при церемонии крещения она так твёрдо прочла символ веры, что всех этим удивила.
Первая встреча с будущим супругом (троюродным братом) произошла в замке епископа Любекского, где принцесса услышала первые нелестные отзывы о нем. Тетушки говорили, что этот одиннадцатилетний мальчик «упрям и вспыльчив» и «уже напивается с лакеями...»
После объявления Петра наследником русского престола, Король Фридрих II раньше всех подумал о том, что русскому двору вскоре понадобится невеста. Ему нужна была такая принцесса, которую не жаль было бы отправить в варварскую Россию, но которая соблюдала бы его интересы. На Фике выбор пал потому, что он хорошо знал ее мать и был осведомлен о симпатиях Елизаветы к Голштинскому роду. Приглашение приехать в Россию пришло зимою 1744 и 10 января принцесса Фике с матерью тайно, под именем графинь Рейнбек выехали в Россию. С собобыли привезены несколько сорочек, три платья и медный кувшин для умывания.
Венчание состоялось через полтора года, когда невесте было шестнадцать, жениху - семнадцать. Обоим предстояло стать русскими. Первые семь-восемь лет брак был формальным. За эти годы между ними возникло не только отчуждение, но и взаимная неприязнь. Петр, пытаясь скрыть свое унижение за шутовством и бравадой, все больше злился на жену за то, что она знала тайну и была снисходительна к нему. Елизавета забила тревогу и призвала на помощь врачей, которые констатировали целомудренность Екатерины и неспособность ее мужа изменить данное положение. Петр Федорович имел врожденное несовершенство, которое сам считал неизлечимым, но которое возможно было исправить хирургическим путем, называемым у восточных народов обрезанием. Необходимая операция была сделана, что круто изменило его жизнь, но не взаимоотношения супругов. У Екатерины одна за другой следуют две беременности, окончившиеся неудачно, но в третий раз беременность протекает нормально и 20 сентября 1754 года Елизавета получает долгожданного внука. Очень долго общество волновал вопрос о том, кто же истинный отец ребенка - Петр Федорович или Сергей Салтыков, который был в это время любовником Екатерины. Ей не дали возможности стать настоящей матерью для своего сына, его унесли сразу же после рождения и за год показали всего три раза. Даже во время болезни, когда младенец едва не умер от молочницы, ее не допустили к нему.
Не любя ни мужа, ни Елизаветы, Екатерина тем не менее держала себя в отношении их очень хорошо. Она старалась исправлять и покрывать все выходки мужа и не жаловалась на него никому. К Елизавете же она
относилась почтительно и как бы искала её одобрения. В придворной среде она искала популярности, находя для каждого ласковое слово, стараясь примениться к нравам двора, стараясь казаться чисто русской набожной женщиной. В то время, когда её муж оставался голштинцем и презирал русских, Екатерина желала перестать быть немкой и отказалась после смерти родителей от всяких прав на свой Ангальт-Цербст. Её ум и практическая осмотрительность заставляли окружающих видеть в ней большую силу, предугадывать за ней большое придворное влияние. И действительно, с годами Екатерина заняла при дворе видное положение; её знали с хорошей стороны даже в народной массе. Для всех она стала виднее и симпатичнее своего мужа.
Екатерина была умна и наблюдательна и рано сделала вывод, что если нуждаешься в ком-то, то полезнее замечать не слабые стороны другого человека, чтобы ими воспользоваться, а сильные, чтобы на них опереться. В отличие от «русских барынь» она была трудолюбива, с удовольствием сама себя обслуживала, например, стирала, варила себе кофе, могла растопить камин, любила работать в саду, искусно вышивала, иногда занималась резьбой по слоновой кости. Пока ее муж развлекался дрессированием собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи и т.д. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок. Екатерина сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей, что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстейрше: полно ее учить, она и без того умна».
Императрица просыпалась обычно в шесть часов утра, натирала щеки льдом, пила в кабинете крепкий кофе со сливками и печеньем и садилась до девяти часов за работу. Затем возвращалась в спальню и принимала докладчиков. В будние дни императрица носила простое платье и не надевала драгоценностей. На обед в будни, продолжавшийся около часа, приглашалось человек двенадцать. Любимым блюдом была вареная говядина с солеными огурцами, а в качестве напитка употреблялся смородиновый морс. В последние годы жизни Екатерина выпивала рюмку мадеры или рейнвейна. На десерт предпочтение отдавалось яблокам и вишням. Рабочий день заканчивался в четыре часа и наступало время отдыха. Любимым местом был Эрмитаж, где она любила рассматривать новые коллекции, играть в биллиард. «Приемы в Эрмитаже были большие, средние и малые. На первые приглашалась вся знать и весь дипломатический корпус. Балы сменялись спектаклями. Завсегдатаями малых приемов были только члены императорской фамилии и лица, особенно близкие императрице: не больше двадцати человек. На стенах висели правила: запрещалось вставать перед государыней, даже если бы она подошла к гостю и заговорила бы с ним стоя. Запрещалось быть в мрачном расположении духа, оскорблять друг друга» (граф Хорд). В десять часов Екатерина удалялась во внутренние покои. Ужин подавался только в парадных случаях, но и тогда императрица садилась за стол лишь для виду. Вернувшись к себе, она уходила в спальню, выпивала большой стакан кипяченой воды и ложилась в постель.
Екатерина сознавала, что нравится мужчинам и сама была неравнодушна к их красоте и мужественности. «Я получила от природы великую чувствительность и наружность, если не прекрасную, то во всяком случае привлекательную. Я нравилась с первого раза и не употребляла для этого никакого искусства и прикрас». В первые годы своей женской жизни Екатерина вела себя очень сдержано. Возможно потому, что ее чувственность еще не пробудилась, возможно, ее сковывали моральные принципы, привитые воспитанием. Но так или иначе к тридцати годам женщина в ней начинает властно заявлять о себе. Она уже не может жить без любви, без мужского поклонения и сохранит эту потребность до последнего своего часа. «Человек не властен в своем сердце, он не может по произволу сжимать его в кулак и потом опять давать ему свободу» - оправдывалась она перед собой и перед потомками.
В своей личной жизни Екатерина начинает отстаивать право на свободу после появления на свет своего первенца. Екатерина вовсе не была ветреной или развратной: многие ее связи длились годами. При том, что императрица не была равнодушна к чувственным удовольствиям, духовное общение с близким мужчиной было для нее не менее важным. Первой пробой пера был был Станислав Понятовский. В 1760 она обращает свое внимание на графа Григория Орлова. Позже Екатерина вспоминала: "Орлов всюду следовал за мною ... его страсть ко мне была публична". Эта неординарная личность станет самой долгой и яркой любовью Екатерины. С первых же дней воцарения она открыто признает его своим официальным фаворитом, но, почувствовав вкус высшей власти, он желает для себя большего, он хочет стать ее супругом, встать с ней на одну ступень, чтобы государыня и императрица подчинялась ему как мужу. Она отказывает, но предоставляет Орлову все внешние атрибуты супруга, но только невенчанного.
На счету сорокатрехлетней женщины было лишь два неудачных брака (с Петром III и Григорием Орловым, с которым она была вместе одиннадцать лет, и два увлечения Сергеем Салтыковым и Станиславом Понятовским). Но после сорока трех лет число фаворитов значительно увеличивается.
После смерти Орлова отношение Екатерины к мужчинам меняется. Слишком большое значение придавала она государственным делам, чтобы неурядицы в ее личной жизни мешали этой работе. По своей природе она не могла стать аскетичной и отказаться от радостей жизни, но эту сторону жизни она решила подчинить своим правилам. Она создает институт фаворитизма, в котором молодые красивые мужчины состоят при государыне с одной целью - обеспечить ее комфортное существование, необходимый жизненный тонус, с тем, чтобы императрица могла более плодотворно трудиться на пользу своему государству. За службу молодые люди получали вознаграждение, но должны были подчиняться определенным правилам: они не имели права покидать свои покои во дворце без разрешения императрицы, им запрещалось без ее ведома принимать приглашения, все свое время они должны были посвящать только государыне.
Если фаворит переставал интересовать императрицу, она давала отставку без всяких церемоний. Нового претендента вызывали во дворец и подвергали испытанию на соответствие в выполнении прямых интимных обязанностей фаворита императрицы. Обряд, через который прошли все екатерининские любовники, был передан А. М. Тургеневым: "По осмотре предназначенного в высший сан наложника матушке-государыне лейб-медиком Роджерсоном и по удостоверению представленного годным на службу относительно здоровья препровождали завербованного к Анне Степановне Протасовой на трехнощное испытание. Когда нареченный удовлетворял вполне требованиям Протасовой, она доносила всемилостивейшей государыне о благонадежности испытанного. На другой день после первого свидания с императрицей, новопоставленного наложника вели в приготовленные для него чертоги, где ему докладывали о назначении флигель-адъютантом, подносили мундир с бриллиантовым аграфом и 100 000 рублей карманных денег. Митрополит приезжал к фавориту на другой день для посвящения его и благословлял святой водой.
III. Начало царствования.

Незаконность восшествия на престол Екатерины, как это ни парадоксально, имела свои несомненные плюсы, особенно в первые десятилетия царствования, когда она «должна была тяжким трудом, великими услугами и пожертвованиями…искупать то, что цари законные имеют без труда…эта самая необходимость и была отчасти пружиною великих и блистательных дел ее». Так считал (и не один) Н.И. Греч, выражая мнение образованной части общества. В.О. Ключевский, говоря о программе деятельности Екатерины II, взявшей власть, а не получившей ее по закону, упор также делал на том же моменте: «Власть захваченная всегда имеет характер векселя, по которому ждут уплаты, а по настроению русского общества Екатерине предстояло оправдать разнообразные и несогласные ожидания».1 Вексель, как показало время, был погашен в срок.
Исследователи не раз отмечали, что Екатерина II, в отличие от своих предшественниц и предшественников на троне после Петра I, взошла на него, имея сложившуюся политическую программу и общественного устройства, как можно судить по единственной сохранившейся черновой записке, не выходили за пределы традиционно декларируемых в «век Просвещения» общих установок и не содержали каких-либо конкретных разработок:
«1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать
общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его
изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим
уважение соседям».
Императрице известно, как следует воплощать «план» в жизнь: «Спешить не нужно, но нужно трудится без отдыха и всякий день стараться понемногу устранять препятствия по мере того, как они будут появляться; выслушивать всех терпеливо и дружелюбно, во всем высказывать чистосердечие и усердие к делу, заслужить всеобщее доверие справедливостью и непоколебимою твердостью в применении правил, которые признаны необходимыми для восстановления порядка, спокойствия, личной безопасности и законного пользования собственностью; все споры и процессы передать на рассмотрение судебных палат, оказывать покровительство всем угнетенным, не иметь ни злобы на врагов, ни пристрастия к друзьям. Если карманы пусты, то прямо так и говорить: «Я бы рад вам дать, но у меня нет ни гроша». Если же есть деньги, то не мешает при
1 История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - стр. 768
случае быть щедрым».1 Екатерина была уверена, что при неукоснительном руководстве этими правилами успех будет обеспечен. В этой связи небезынтересен ответ императрицы на вопрос Л.-Ф. Сегюра, как ей удается так спокойно царствовать. «Средства к тому самые обыкновенные, - отвечала Екатерина. - Я установила себе правила и начертала план: по ним я действую, управляю и никогда не отступаю. Воля моя, раз выраженная, остается неизменною. Таким образом все определено, каждый день походит на предыдущий. Всякий знает, на что он может рассчитывать, и не тревожится по-пустому».2
Способ же достижения «начертанных планов» у «собирательницы
русских земель», как называл Екатерину II С.М. Соловьев, один: «делать так,
чтоб люди думали, будто они сами именно хотят этого…» «И действительно,
- заключал Н.И. Греч, - Екатерина умела употреблять это правило в совершенст и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.