На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Творчество Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком. Всепоглощающее стремление к истине. Живопись - царица искусств. Утраченные шедевры. Тайная вечеря. Джоконда. Уединённое созерцание. Философская мысль эпохи Возрождения.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
Ми-ни-стер-ст-во об-ра-зо-ва-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции
Став-ро-поль-ский го-су-дар-ст-вен-ный уни-вер-си-тет
К А Ф Е Д Р А И С Т О Р И И
КОН-ТРОЛЬ-НАЯ РА-БО-ТА
по дис-ци-п-ли-не: Ис-то-рия сред-них ве-ков
на те-му: «Ес-те-ст-вен-но-на-уч-ные взгля-ды Ле-о-нар-до да Вин-чи».
Вы-пол-нил: экс-терн
ПИ-НЯ-ГИН С.В.
Про-ве-рил: про-фес-сор

КРАС-НО-ВА И.А.

Став-ро-поль - 2002

ПЛАН:
Введение ___

«Я по-до-шел ко вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру…» ___
Твор-че-ст-во Ле-о-нар-до да Вин-чи. «Ма-дон-на с цвет-ком». ___
Все-по-гло-щаю-щее стрем-ле-ние к ис-ти-не ___
Живопись - царица искусств ___
Утраченные шедевры ___
«Тайная вечеря» ___
«Джоконда» ___
Уединённое созерцание ___

Спи-сок ис-поль-зуе-мой ли-те-ра-ту-ры ___

Введение

Фи-ло-соф-ская мысль эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния бы-ла тес-но свя-за-на с раз-ви-ти-ем ес-те-ст-во-зна-ния. Наи-бо-лее яр-кое и по-сле-до-ва-тель-ное вы-ра-же-ние но-вой тен-ден-ци-ей фи-ло-соф-ской мыс-ли на-шли в твор-че-ст-ве од-но-го из ве-ли-чай-ших ес-те-ст-во-ис-пы-та-те-ля эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния - Ле-о-нар-до да Вин-чи.
Ти-та-ни-че-ская фи-гу-ра Ле-о-нар-до да Вин-чи ( ро-дил-ся в 1452 г. в го-род-ке Вин-чи, близ Фло-рен-ции, ра-бо-тал во Фло-рен-ции, Ми-ла-не, Ри-ме, по-след-ние го-ды жиз-ни - во Фран-ции, где умер в зам-ке Клу, око-ло г. Ам-буа-за, в 1519 г.) спра-вед-ли-во рас-смат-ри-ва-ет-ся как наи-бо-лее пол-ное во-пло-ще-ние ре-нес-санс-но-го ге-ния, реа-ли-за-ция идеа-ла “Ге-рои-че-ско-го че-ло-ве-ка“.
Для ис-то-рии фи-ло-соф-ской мыс-ли эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния фе-но-мен Ле-о-нар-до ин-те-ре-сен пре-ж-де все-го как про-яв-ле-ние оп-ре-де-лен-ных тен-ден-ций ее раз-ви-тия.
Раз-роз-нен-ные за-мет-ки об-ще-фи-ло-соф-ско-го и ме-то-до-ло-ги-че-ско-го ха-рак-те-ра, за-те-рян-ные сре-ди ты-сяч столь же раз-роз-нен-ных за-пи-сей по са-мым раз-но-об-раз-ным во-про-сам нау-ки, тех-ни-ки, худ. твор-че-ст-ва, ни-ко-гда не пред-на-зна-ча-лись не толь-ко для пе-ча-ти, но и для сколь-ко-ни-будь ши-ро-ко-го рас-про-стра-не-ния. Сде-лан-ные в са-мом точ-ном смыс-ле “для се-бя“, зер-каль-ным по-чер-ком, ни-ко-гда не при-во-див-шие-ся в сис-те-му, они так и не ста-ли дос-тоя-ни-ем не толь-ко для со-вре-мен-ни-ков, но и бли-жай-ших по-том-ков, и лишь сто-ле-тия спус-тя ока-за-лись пред-ме-том уг-луб-лен-но-го на-уч-но-го ис-сле-до-ва-ния.
Фи-ло-соф-ские воз-зре-ния Ле-о-нар-до су-ще-ст-вен-ны, та-ким об-ра-зом, не в све-те ис-то-ри-че-ской пер-спек-ти-вы, а пре-ж-де все-го как яв-ле-ние сво-его вре-ме-ни, рас-смат-ри-вае-мое в сво-ем ис-то-ри-че-ском кон-тек-сте в ка-че-ст-ве осо-бо-го , ори-ги-наль-но-го вы-ра-же-ние глав-ней-ших тен-ден-ций ре-нес-санс-ной мыс-ли Ле-о-нар-до сфор-ми-ро-вал-ся вне профессиональной университетской на-уч-но-фи-ло-соф-ской сре-ды кон-ца 15 в. Глав-ным ис-точ-ни-ком фор-ми-ро-ва-ния на-уч-ных и фи-ло-соф-ских ин-те-ре-сов мо-ло-до-го Ле-о-нар-до бы-ла не-со-мнен-но бот-те-га - мас-тер-ская. Близ-кое зна-ком-ст-во Ле-о-нар-до со мно-ги-ми его со-вре-мен-ни-ка-ми - уче-ны-ми, ма-те-ма-ти-ка-ми, мас-те-ра-ми, строи-те-ля-ми, ме-ди-ка-ми, ар-хи-тек-то-ра-ми, ас-тро-но-ма-ми, в со-че-та-нии с на-пря-жен-ным ин-те-ре-сом к са-мым ост-рым и важ-ным про-бле-мам на-ук о при-ро-де по-зво-ли-ло ему быть в кур-се со-вре-мен-но-го со-стоя-ния зна-ний о ми-ре.
Стрем-ле-ние ох-ва-тить все бо-гат-ст-во и раз-но-об-ра-зие при-род-ных яв-ле-ний в сво-их на-блю-де-ни-ях, все по-нять, про-ана-ли-зи-ро-вать, не под-чи-няя их в то же вре-мя при-выч-ной ус-то-яв-шей-ся схе-ме, при-во-ди-ло к то-му, что Ле-о-нар-до и не ста-вил пе-ред со-бой за-да-чи соз-да-ния не-кое-го все-объ-ем-лю-ще-го сво-да. Для све-де-ния во-еди-но ма-те-риа-ла, им ли-хо-ра-доч-но со-би-рае-мо-го, не мог-ло хва-тить и де-сят-ка та-ких бо-га-то за-пол-нен-ных непрестанной ра-бо-той жиз-ней. Глав-ное в не-за-вер-шен-ных по-ис-ках Ле-о-нар-до - по-пыт-ка соз-да-ния но-во-го ме-то-да по-зна-ния.
«За-ни-ма-ясь фи-ло-со-фи-ей яв-ле-ний при-ро-ды, - рас-ска-зы-ва-ет о Ле-о-нар-до да Вин-чи ав-тор зна-ме-ни-тых «Жиз-не-опи-са-ний» Джорд-жо Ва-за-ри, - он пы-тал-ся рас-по-знать осо-бые свой-ст-ва рас-те-ний и на-стой-чи-во на-блю-дал за кру-го-вра-ще-ни-ем не-ба, бе-гом лу-ны и вращением солн-ца. Вот по-че-му он соз-дал в уме сво-ем ере-ти-че-ский взгляд на ве-щи, не со-глас-ный ни с ка-кой ре-ли-ги-ей, пред-по-чи-тая быть фи-ло-со-фом, а не хри-стиа-ни-ном». Ми-ро-воз-зре-ние его бы-ло вра-ж-деб-но ка-то-ли-че-ской ор-то-док-сии и схо-ла-сти-че-ско-му бо-го-сло-вию.
За-яв-ляя, что «все на-ше по-зна-ние на-чи-на-ет-ся с ощу-ще-ний», Ле-о-нар-до ре-ши-тель-но от-верг иное, не опи-раю-щее-ся на не-по-сред-ст-вен-ное изу-че-ние при-ро-ды, зна-ние - будь то по-лу-чен-ное из от-кро-ве-ния и из Свя-щен-но-го пи-са-ния
Зна-ние бо-го-сло-вов.
Зна-ние, не опи-раю-щее-ся на ощу-ще-ние и опыт, не мо-жет пре-тен-до-вать на ка-кую-ли-бо дос-то-вер-ность, а дос-то-вер-ность есть глав-ней-ший при-знак ис-тин-ной нау-ки. Тео-ло-гия не име-ет под-лин-ной опо-ры в опы-те и по-то-му не мо-жет пре-тен-до-вать на об-ла-да-ние ис-ти-ной.
Дру-гой, по Ле-о-нар-до, при-знак не-ис-тин-ной нау-ки - раз-но-го-ло-си-ца мне-ний, оби-лие спо-ров.
По-зи-ция Ле-о-нар-до есть, в сущ-но-сти, от-ри-ца-ние тео-ло-гии. Зна-ние, ос-но-ван-ное на от-кро-ве-нии, на «наи-тии», на Свя-щен-ном пи-са-нии - не-дос-то-вер-но и по-то-му не мо-жет при-ни-мать-ся во вни-ма-ние; дав свое на-ту-ра-ли-сти-че-ское объ-яс-не-ние при-ро-ды че-ло-ве-че-ской ду-ши, Ле-о-нар-до пре-неб-ре-жи-тель-но от-зы-ва-ет-ся о тео-ло-ги-че-ской трак-тов-ке «брать-ев и от-цов» - мо-на-хов и свя-щен-ни-ков.
К зна-нию по наи-тию Ле-о-нар-до при-рав-ни-ва-ет и лож-ные по-строе-ния, ос-но-ван-ные на том, что име-ну-ет «сно-ви-де-ния-ми». Лож-ны-ми нау-ка-ми, про-ти-во-ре-ча-щи-ми опы-ту и не под-твер-жден-ны-ми дос-то-вер-ны-ми до-во-да-ми и до-ка-за-тель-ст-ва-ми, Ле-о-нар-до счи-тал «про-ри-ца-тель-ную» ас-т-ро-ло-гию (от ко-то-рой он от-ли-чал в сво-их за-пи-сях «на-блю-да-тель-ную» ас-т-ро-ло-гию), ал-хи-мию (опять же вы-де-ляя в ней прак-ти-че-ски не-ос-по-ри-мую часть, свя-зан-ную с опы-та-ми по по-лу-че-нию со-еди-не-ний при-род-ных эле-мен-тов), по-пыт-ки соз-да-ния веч-но-го дви-га-те-ля и осо-бен-но некромантию, и раз-лич-ные ви-ды кол-дов-ст-ва, опи-раю-щие-ся на ис-поль-зо-ва-ние «ду-хов». Ле-о-нар-до не толь-ко оп-ро-вер-гал ос-но-ва-ния прак-ти-ки “нек-ро-ман-тов” и дру-гих кол-ду-нов и ма-гов, но и под-ры-вал ве-ру в чу-де-са и ве-дов-ст-во.
Ос-но-ван-ное на ощу-ще-ни-ях, и пре-ж-де все-го на зре-нии, по-зна-ние ми-ра - един-ст-вен-ное дос-туп-ное че-ло-ве-ку зна-ние - про-ти-во-сто-ит мис-ти-че-ско-му по-сти-же-нию бо-же-ст-ва. Ле-о-нар-до ос-па-ри-ва-ет мне-ние тех, кто счи-та-ет, что «зре-ние ме-ша-ет со-сре-до-то-чен-но-му и тон-ко-му ду-хов-но-му по-зна-нию, ко-то-рое от-кры-ва-ет дос-туп к нау-кам бо-же-ст-вен-ным»; на-про-тив, под-чер-ки-ва-ет он, имен-но глаз, «как по-ве-ли-тель чувств, вы-пол-ня-ет свой долг, ко-гда соз-да-ет по-ме-ху для пу-та-ных и лжи-вых рас-су-ж-де-ний».
Дру-гой по-ме-хой к ис-тин-но-му зна-нию яв-ля-ет-ся власть тра-ди-ции, книж-ной уче-но-сти, пре-неб-ре-гаю-щей не-по-сред-ст-вен-ным на-блю-де-ни-ем и опы-том.
Об-ра-ще-ние к опы-ту как ис-точ-ни-ку по-зна-ния - не дек-ла-ра-ция. Ско-рее на-про-тив - оно яв-ля-ет-ся вы-во-дом по-сто-ян-ной и по-все-днев-ной прак-ти-ки Ле-о-нар-до - на-блю-да-те-ля, ху-дож-ни-ка, экс-пе-ри-мен-та-то-ра, ме-ха-ни-ка, изо-бре-та-те-ля. Са-мо мно-го-об-ра-зие его на-уч-ных ин-те-ре-сов, од-но-вре-мен-ное изу-че-ние мно-же-ст-ва раз-но-об-раз-ных яв-ле-ний при-ро-ды по-ро-ж-де-ны стрем-ле-ни-ем са-мо-стоя-тель-но про-ве-рить все на-уч-ные ис-ти-ны, по-знать ис-тин-ный об-лик ве-щей, про-ник-нуть в их под-лин-ную при-ро-ду.
В сво-их за-пи-сях и ри-сун-ках Ле-о-нар-до по-сто-ян-но воз-вра-ща-ет-ся к уже сде-лан-ным на-блю-де-ни-ям и опы-там. Ри-сун-ки иг-ра-ют осо-бую роль в его на-уч-ных изы-ска-ни-ях.

«Я по-до-шел ко вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру…»

«Под-чи-ня-ясь жад-но-му сво-ему вле-че-нию, же-лаю уви-деть ве-ли-кое мно-же-ст-во раз-но-об-раз-ных и стран-ных форм, про-из-ве-ден-ных ис-кус-ной при-ро-дой, блу-ж-дая сре-ди тем-ных скал, я по-до-шел к вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру. На мгно-ве-ние я ос-та-но-вил-ся пе-ред ней по-ра-жен-ный… Я на-кло-нил-ся впе-ред, что-бы раз-гля-деть, что про-ис-хо-дит там, в глу-би-не, но ве-ли-кая тем-но-та ме-ша-ла мне. Так про-был я не-ко-то-рое вре-мя. Вне-зап-но во мне про-бу-ди-лось два чув-ст-ва: страх и же-ла-ние; страх пе-ред гроз-ной и тем-ной пе-ще-рой, же-ла-ние уви-деть, нет ли че-го-то чу-дес-но-го в ее глу-би-не».
Так пи-шет о се-бе Ле-о-нар-до да Вин-чи. Не за-пе-чат-лен ли в этих стро-ках жиз-нен-ный путь, ум-ст-вен-ная уст-рем-лен-ность, гран-ди-оз-ные по-ис-ки и ху-до-же-ст-вен-ное твор-че-ст-во это-го че-ло-ве-ка, од-но-го из ве-ли-чай-ших ге-ни-ев ми-ро-вой ис-то-рии?
По сви-де-тель-ст-ву Ва-за-ри, он «сво-ей на-руж-но-стью, яв-ляю-щей выс-шую кра-со-ту, воз-вра-щал яс-ность ка-ж-дой опе-ча-лен-ной ду-ше». Но во всем, что мы зна-ем о жиз-ни Ле-о-нар-до, нет как бы са-мой лич-ной жиз-ни: ни се-мей-но-го оча-га, ни сча-стья, ни ра-до-сти или го-ря от об-ще-ния с дру-ги-ми людь-ми. Нет и гра-ж-дан-ско-го па-фо-са: бур-ля-щий ко-тел, ко-то-рый пред-став-ля-ла со-бой то-гдаш-няя Ита-лия, раз-ди-рае-мая про-ти-во-ре-чия-ми, не об-жи-га-ет Ле-о-нар-до да Вин-чи, как буд-то бы ни-как не тре-во-жит ни серд-ца его, ни дум. А ме-ж-ду тем нет, быть мо-жет, жиз-ни стра-ст-ной, бо-лее ог-нен-ной, чем жизнь это-го че-ло-ве-ка.
По-знать и в по-зна-нии ов-ла-деть миром, ви-ди-мым и не-ви-ди-мым, тем, что кро-ет-ся в тем-ной пе-ще-ре. Ибо че-ло-век уни-вер-са-лен. По-знать опы-том и ов-ла-деть в твор-че-ст-ве, ибо для че-ло-ве-ка не-бо не «слиш-ком вы-со-ко», а центр зем-ли не «слиш-ком глу-бок» и че-ло-век дол-жен упо-до-бить-ся сам той си-ле, той энер-гии, ко-то-рую в по-кор-ном не-ве-де-нии он так дол-го на-зы-вал бо-гом. Власть че-рез по-зна-ние. Ка-кая упои-тель-ная меч-та, пья-ня-щая страсть! Этой стра-стью был одер-жим Ле-о-нар-до, и в серд-це его и в уме она всту-па-ла, ве-ро-ят-но, в еди-но-бор-ст-во со сму-ще-ни-ем, по-ро-ж-дае-мым тем-ны-ми глу-би-на-ми чу-дес-ной пе-ще-ры. Че-ло-ве-ку су-ж-де-но по-тре-во-жить их. Но не по-гло-тят ли они его са-мо-го за та-кую дер-зость?
Ле-о-нар-до да Вин-чи соз-на-вал все-объ-ем-ле-мость сво-его ума и ху-до-же-ст-вен-но-го ге-ния. Шаг за ша-гом, под-чи-ня-ясь сво-ему вле-че-нию, его ис-сле-до-ва-тель-ская мощь про-кла-ды-ва-ла се-бе путь во всех об-лас-тях зна-ния, сре-ди тем-ных скал к та-ин-ст-вен-ной пе-ще-ре. Бес-ко-неч-но пле-ни-тель-но ис-кус-ст-во Ле-о-нар-до, на ко-то-ром ле-жит пе-чать тай-ны.
Ле-о-нар-до да Вин-чи ро-дил-ся в 1452г. в се-ле-нии Ан-киа-но, око-ло го-ро-да Вин-чи, у под-но-жия Ал-бан-ских гор, на пол-пу-ти ме-ж-ду Фло-рен-ци-ей и Пи-зой.
Ве-ли-че-ст-вен-ный пей-заж от-кры-ва-ет-ся в тех мес-тах, где про-те-ка-ло его дет-ст-во: тем-ные ус-ту-пы гор, буй-ная зе-лень ви-но-град-ни-ков и ту-ман-ные да-ли. Да-ле-ко за го-ра-ми - мо-ре, ко-то-ро-го не вид-но из Ан-киа-но. За-те-рян-ное мес-теч-ко. Но ря-дом и про-сто-ры, и высь.
Ле-о-нар-до был вне-брач-ным сы-ном но-та-риу-са Пье-ро да Вин-чи, ко-то-рый сам был вну-ком и пра-вну-ком но-та-риусов. Отец, по-ви-ди-мо-му, по-за-бо-тил-ся о его вос-пи-та-нии.
ДА-ВИД
Ис-клю-чи-тель-ная ода-рен-ность бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го мас-те-ра про-яви-лась очень ра-но. По сло-вам Ва-за-ри, он уже в дет-ст-ве на-столь-ко пре-ус-пел в ариф-ме-ти-ке, что свои-ми во-про-са-ми ста-вил в за-труд-ни-тель-ное по-ло-же-ние пре-по-да-ва-те-лей. Од-но-вре-мен-но Ле-о-нар-до за-ни-мал-ся му-зы-кой, пре-крас-но иг-рал на ли-ре и «бо-же-ст-вен-но пел им-про-ви-за-ции». Од-на-ко ри-со-ва-ние и леп-ка боль-ше все-го вол-но-ва-ли его во-об-ра-же-ние. Отец от-нес его ри-сун-ки сво-ему дав-ниш-не-му дру-гу Ан-д-реа Вер-рок-кио. Тот изу-мил-ся и ска-зал, что юный Ле-о-нар-до дол-жен все-це-ло по-свя-тить се-бя жи-во-пи-си. В 1466г. Ле-о-нар-до по-сту-пил в ка-че-ст-ве уче-ни-ка во фло-рен-тий-скую мас-тер-скую Вер-рок-кио. Мы ви-де-ли, что ему су-ж-де-но бы-ло очень ско-ро за-тмить про-слав-лен-но-го учи-те-ля.
Сле-дую-щий эпи-зод, под-роб-но опи-сан-ный Ва-за-ри, от-но-сит-ся к на-чаль-но-му пе-рио-ду ху-до-же-ст-вен-ной дея-тель-но-сти Ле-о-нар-до.
Как-то отец при-нес до-мой круг-лый щит, пе-ре-дан-ный ему при-яте-лем, и по-про-сил сы-на ук-ра-сить его ка-ким-ни-будь изо-бра-же-ни-ем по сво-ему вку-су, что-бы дос-та-вить это-му при-яте-лю удо-воль-ст-вие. Ле-о-нар-до на-шел щит кри-вым и ше-ро-хо-ва-тым, тща-тель-но вы-пря-мил и от-по-ли-ро-вал его, а за-тем за-лил гип-сом. За-тем он на-тас-кал в свою уе-ди-нен-ную ком-на-ту ве-ли-кое мно-же-ст-во ха-ме-ле-о-нов, яще-риц, сверч-ков, змей, ба-бо-чек, ома-ров, ле-ту-чих мы-шей и дру-гих при-чуд-ли-вых жи-вот-ных. Вдох-но-вив-шись зре-ли-щем этих тва-рей и вос-поль-зо-вав-шись об-ли-ком ка-ж-дой в са-мых фан-та-сти-че-ских со-че-та-ни-ях, он соз-дал для ук-ра-ше-ния щи-та не-кое страш-ное чу-ди-ще, «ко-то-рое за-ста-вил вы-пол-зать из тем-ной рас-ще-ли-ны ска-лы, при-чем из пас-ти это-го чу-до-ви-ща раз-ли-вал-ся яд, из глаз вы-ле-тал огонь, а из ноз-д-рей - дым».
Ра-бо-та над щи-том так ув-лек-ла Ле-о-нар-до, что «по ве-ли-кой сво-ей люб-ви к ис-кус-ст-ву» он да-же не за-ме-чал жут-ко-го смра-да от по-ды-хав-ших жи-вот-ных.
Ко-гда поч-тен-ный но-та-ри-ус уви-дел этот щит, он от-шат-нул-ся в ужа-се, не ве-ря, что пе-ред ним все-го лишь соз-да-ние ис-кус-но-го ху-дож-ни-ка. Но Ле-о-нар-до ус-по-ко-ил его и на-зи-да-тель-но по-яс-нил, что эта вещь «как раз от-ве-ча-ет сво-ему на-зна-че-нию…» Впо-след-ст-вии ле-о-нар-дов-ский щит по-пал к ми-лан-ско-му гер-цо-гу, ко-то-рый за-пла-тил за не-го очень до-ро-го.
Мно-го лет спус-тя, уже на за-ка-те жиз-ни, Ле-о-нар-до, по сло-вам то-го же Ва-за-ри, на-це-пил яще-ри-це «кры-лья, сде-лан-ные из ко-жи, со-дран-ной им с дру-гих яще-риц, на-ли-тые рту-тью и тре-пе-тав-шие, ко-гда яще-ри-ца дви-га-лась; кро-ме то-го, он при-де-лал ей гла-за, ро-га и бо-ро-ду, при-ру-чил ее и дер-жал в ко-роб-ке; все дру-зья, ко-то-рым он ее по-ка-зы-вал, от стра-ха пус-ка-лись нау-тек».
Он хо-чет по-знать тай-ны и си-лы при-ро-ды, под-час зло-ве-щие, смер-то-нос-ные. Че-рез пол-ное по-зна-ние при-ро-ды хо-чет стать ее вла-сти-те-лем. В сво-их по-ис-ках он пре-одо-ле-ва-ет от-вра-ще-ние и страх.
Страсть к фан-та-сти-че-ско-му ха-рак-тер-на для Ле-о-нар-до да Вин-чи - от от-ро-че-ских лет и до са-мой смер-ти. И ко-гда эта мощь на-пол-ня-ла все его су-ще-ст-во, он тво-рил ве-ли-кие де-ла.

Твор-че-ст-во Ле-о-нар-до да Вин-чи. «Ма-дон-на с цвет-ком».

Ху-до-же-ст-вен-ное на-сле-дие Ле-о-нар-до да Вин-чи ко-ли-че-ст-вен-но не-ве-ли-ко. Вы-ска-зы-ва-лось мне-ние, что его ув-ле-че-ния ес-те-ст-вен-ны-ми нау-ка-ми и ин-же-нер-ным де-лом по-ме-ша-ли его пло-до-ви-то-сти в ис-кус-ст-ве. Од-на-ко ано-ним-ный био-граф, его со-вре-мен-ник, ука-зы-ва-ет, что Ле-о-нар-до «имел пре-вос-ход-ней-шие за-мыс-лы, но соз-дал не-мно-го ве-щей в крас-ках, по-то-му что, как го-во-рят, ни-ко-гда не был до-во-лен со-бой». Это под-твер-жда-ет и Ва-за-ри, со-глас-но ко-то-ро-му пре-пят-ст-вия ле-жа-ли в са-мой ду-ше Ле-о-нар-до - «ве-ли-чай-шей и не-обык-но-вен-ней-шей… она имен-но по-бу-ж-да-ла его ис-кать пре-вос-ход-ст-ва над со-вер-шен-ст-вом, так что вся-кое про-из-ве-де-ние его за-мед-ля-лось от из-быт-ка же-ла-ний».
Уже пер-вый фло-рен-тий-ский пе-ри-од дея-тель-но-сти Ле-о-нар-до, по-сле окон-ча-ния уче-ния у Вер-рок-кио, от-ме-чен его по-пыт-ка-ми про-явить свои да-ро-ва-ния на мно-гих по-при-щах: ар-хи-тек-тур-ные чер-те-жи, про-ект ка-на-ла, со-еди-няю-ще-го Пи-зу с Фло-рен-ци-ей, ри-сун-ки мель-ниц, сук-но-валь-ных ма-шин и сна-ря-дов, при-во-ди-мых в дви-же-ние си-лою во-ды. К это-му же пе-рио-ду от-но-сит-ся его ма-лень-кая кар-ти-на «Ма-дон-на с цвет-ком».
Ко-гда Ле-о-нар-до пи-сал ее, ему бы-ло два-дцать шесть лет. К это-му вре-ме-ни ху-дож-ник об-рел уже со-вер-шен-ное мас-тер-ст-во в ве-ли-ком ис-кус-ст-ве жи-во-пи-си, ко-то-рое он ста-вил вы-ше всех про-чих.
«Ма-дон-на с цвет-ком» - это хро-но-ло-ги-че-ски пер-вая ма-дон-на, об-раз ко-то-рой внут-рен-не ли-шен ка-кой-ли-бо свя-то-сти. Пе-ред на-ми все-го лишь юная мать, иг-раю-щая со сво-им ре-бен-ком. Веч-ная пре-лесть и по-эзия ма-те-рин-ст-ва. В этом бес-ко-неч-ное оча-ро-ва-ние кар-ти-ны.

Все-по-гло-щаю-щее стрем-ле-ние к ис-ти-не

Гер-цен очень хо-ро-шо ска-зал о под-виж-ни-ках юной нау-ки эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния, ко-то-рые в борь-бе с пе-ре-жит-ка-ми сред-не-ве-ко-вья от-кры-ли че-ло-ве-че-ско-му уму но-вые го-ри-зон-ты:
«Глав-ный ха-рак-тер этих ве-ли-ких дея-те-лей со-сто-ит в жи-вом, вер-ном чув-ст-ве тес-но-ты, не-удов-ле-тво-рен-но-сти в замк-ну-том кру-ге со-вре-мен-ной им жиз-ни, во все-по-гло-щаю-щем стрем-ле-нии к ис-ти-не, в ка-ком-то да-ре пред-ви-де-ния».
Здесь ка-ж-дое сло-во при-ме-ни-мо к Ле-о-нар-до да Вин-чи. Не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли его жиз-ни ис-пы-ты-ва-ли под-час сму-ще-ние. Как этот ге-ний мог пред-ла-гать свои ус-лу-ги и соб-ст-вен-ной ро-ди-не - Фло-рен-ции, и ее злей-шим вра-гам? Как мог слу-жить при этом Це-за-рю Борд-жиа, од-но-му из са-мых жес-то-ких вла-сти-те-лей то-го вре-ме-ни? Не нуж-но за-ту-ше-вы-вать этих фак-тов, хо-тя слож-ность и шат-кость по-ли-ти-че-ско-го уст-рой-ст-ва то-гдаш-ней Ита-лии как-то объ-яс-ня-ют та-кую не-ус-той-чи-вость Ле-о-нар-до. Но этот же че-ло-век сло-ва-ми, ды-ша-щи-ми не-от-ра-зи-мой ис-крен-но-стью, так оп-ре-де-лял сам це-ли и воз-мож-но-сти, от-кры-ваю-щие-ся то-му, кто то-го дос-то-ин:
«Ско-рее ли-шить-ся дви-же-ния, чем ус-тать... Все тру-ды не спо-соб-ны уто-мить... Ру-ки, в ко-то-рые по-доб-но снеж-ным хлопь-ям, сы-п-лют-ся ду-ка-ты и дра-го-цен-ные кам-ни, ни-ко-гда не ус-та-нут слу-жить, но это слу-же-ние толь-ко ра-ди поль-зы, а не ра-ди вы-го-ды...»
Он знал, что при-ро-да сде-ла-ла его твор-цом, пер-во-от-кры-ва-те-лем, при-зван-ным по-слу-жить мощ-ным ры-ча-гом то-му про-цес-су, ко-то-рый мы ны-не на-зы-ва-ем про-грес-сом. Но что-бы пол-но-стью про-явить свои воз-мож-но-сти, ему над-ле-жа-ло обес-пе-чить для сво-ей дея-тель-но-сти наи-бо-лее бла-го-при-ят-ные ус-ло-вия в уде-лен-ный ему для жиз-ни срок. Вот по-че-му он сту-чал-ся во все две-ри, пред-ла-гал ус-лу-ги ка-ж-до-му, кто мог по-мочь ему в его ве-ли-ких де-лах, уго-ж-дал и «сво-им», италь-ян-ским ти-ра-нам, и чу-же-зем-ным го-су-да-рям; ко-гда на-до бы-ло - под-ла-жи-вать-ся под их вку-сы, ибо вза-мен рас-счи-ты-вал на под-держ-ку в сво-ем дей-ст-вен-ном и «все-по-гло-щаю-щем стрем-ле-нии к ис-ти-не».
Так слу-чи-лось уже в ран-ний пе-ри-од дея-тель-но-сти Ле-о-нар-до да Вин-чи. Фло-рен-ция то-го вре-ме-ни не да-ла ему то-го, на что он мог рас-счи-ты-вать. Как мы зна-ем, сам Ло-рен-цо Ве-ли-ко-леп-ный и его двор пре-вы-ше все-го це-ни-ли жи-во-пись Бот-ти-чел-ли. Мощь и сво-бо-да Ле-о-нар-до сму-ща-ли их сво-ей но-виз-ной. А за-мыс-лы его в гра-до-строи-тель-ст-ве и ин-же-нер-ном де-ле ка-за-лись слиш-ком сме-лы-ми, не-сбы-точ-ны-ми. По-хо-же, что Ло-рен-цо бо-лее все-го це-нил в Ле-о-нар-до му-зы-кан-та, дей-ст-ви-тель-но на-сла-ж-да-ясь его иг-рой на ли-ре.
И вот Ле-о-нар-до об-ра-ща-ет-ся к дру-го-му вла-сти-те-лю - Лю-до-ви-ку Мо-ро, ко-то-рый пра-вит Ми-ла-ном. Ми-лан ве-дет в это вре-мя вой-ну с Ве-не-ци-ей. И по-то-му Ле-о-нар-до в пер-вую оче-редь ста-ра-ет-ся убе-дить ми-лан-ско-го гер-цо-га, что мо-жет быть по-ле-зен ему в во-ен-ном де-ле.
По сви-де-тель-ст-ву со-вре-мен-ни-ков, Ле-о-нар-до был пре-кра-сен со-бой, про-пор-цио-наль-но сло-жен, изя-щен, с при-вле-ка-тель-ным ли-цом. Оде-вал-ся ще-голь-ски, но-сил крас-ный плащ, до-хо-див-ший до ко-лен, хо-тя в мо-де бы-ли длин-ные оде-ж-ды. До се-ре-ди-ны гру-ди нис-па-да-ла его пре-крас-ная бо-ро-да, вью-щая-ся и хо-ро-шо рас-че-сан-ная. Он был об-во-ро-жи-те-лен в бе-се-де и при-вле-кал к се-бе че-ло-ве-че-ские серд-ца.
Да-же ко-гда он срав-ни-тель-но ма-ло за-ра-ба-ты-вал, все-гда дер-жал ло-ша-дей, ко-то-рых лю-бил боль-ше всех дру-гих жи-вот-ных.
Мы зна-ем так-же, что он по-сто-ян-но ри-со-вал и за-пи-сы-вал.
До нас дош-ло око-ло се-ми ты-сяч стра-ниц, по-кры-тых за-пи-ся-ми или ри-сун-ка-ми Ле-о-нар-до.
Один из пер-вых ис-сле-до-ва-те-лей этих ру-ко-пис-ных со-кро-вищ от-ме-чал в изум-ле-нии: «Здесь есть все: фи-зи-ка, ма-те-ма-ти-ка, ас-тро-но-мия, ис-то-рия, фи-ло-со-фия, но-вел-лы, ме-ха-ни-ка. Сло-вом - это чу-до, но на-пи-са-но на-вы-во-рот, так дья-воль-ски, что не один раз я тра-тил це-лое ут-ро, что-бы по-нять и ско-пи-ро-вать две или три стра-нич-ки».
Де-ло в том, что Ле-о-нар-до пи-сал спра-ва на-ле-во, так что чи-тать его тру-ды нуж-но в зер-ка-ле. По не-ко-то-рым сви-де-тель-ст-вам, он был лев-шой, по дру-гим - оди-на-ко-во вла-дел обеи-ми ру-ка-ми. Как бы то ни бы-ло, та-кое его пись-мо еще усу-губ-ля-ет тот оре-ол та-ин-ст-вен-но-сти, ко-то-рым он ок-ру-жал се-бя и ко-то-рым от-ме-че-но все его твор-че-ст-во.
Пи-сал не по-ла-ты-ни, как про-слав-лен-ней-шие гу-ма-ни-сты, его со-вре-мен-ни-ки, ко-то-рые в сво-ем лю-бо-ва-нии клас-си-че-ской древ-но-стью не-ред-ко те-ря-ли связь с дей-ст-ви-тель-но-стью, а жи-вым, соч-ным, об-раз-ным, по-рой про-сто-на-род-ным италь-ян-ским язы-ком.
Да, эти ма-ну-ск-рип-ты - под-лин-ное чу-до. Ге-ни-аль-ны-ми ри-сун-ка-ми, пе-ред ко-то-ры-ми у нас, точ-но так-же как не-ко-гда у со-вре-мен-ни-ков, дух за-хва-ты-ва-ет от вос-хи-ще-ния, Ле-о-нар-до да Вин-чи ил-лю-ст-ри-ро-вал ве-ли-кие мыс-ли, ост-рей-шие на-блю-де-ния, глу-бо-кие, изум-ляю-щие нас про-ви-де-ния.
Ле-о-нар-до уга-дал мно-гое, что не зна-ли еще лю-ди, ко-то-рые в XIX в. ста-ли изу-чать его за-пи-си. Он знал, что че-ло-век по-ле-тит, и сам, по-ви-ди-мо-му, рас-счи-ты-вал со-вер-шить по-лет с Мон-те Че-че-ри (го-ры Ле-бе-дя).
«Иде-аль-ный го-род» - од-на из тем мно-гих ри-сун-ков и за-пи-сей Ле-о-нар-до. В та-ком го-ро-де, ука-зы-вал он, ули-цы долж-ны быть про-ло-же-ны на раз-ных уров-нях, при-чем толь-ко по ниж-ним бу-дут ез-дить по-воз-ки и про-чие гру-зо-вые те-ле-ги, а от не-чис-тот го-род бу-дет очи-щать-ся по под-зем-ным про-хо-дам, про-ло-жен-ным от ар-ки до ар-ки.
Лю-бо-пыт-ст-во его бы-ло без-гра-нич-но. Он до-ис-ки-вал-ся при-чи-ны вся-ко-го яв-ле-ния, да-же не-зна-чи-тель-но-го, ибо и та-кое мог-ло от-крыть но-вые про-сто-ры по-зна-нию.
Ка-ко-вы же бы-ли ре-зуль-та-ты всех этих во-про-сов, на-блю-де-ний упор-ней-ших по-ис-ков при-чи-ны и след-ст-вия, ра-зум-но-го ос-но-ва-ния, т.е. за-ко-но-мер-но-сти яв-ле-ний?
Ле-о-нар-до пер-вым сде-лал по-пыт-ку оп-ре-де-лить си-лу све-та в за-ви-си-мо-сти от рас-стоя-ния. Его за-пис-ки со-дер-жат пер-вые воз-ник-шие в че-ло-ве-че-ском уме до-гад-ки о вол-но-вой тео-рии све-та.
Най-ден-ные им, под-час на вы-со-ких го-рах, ос-тат-ки мор-ских жи-вот-ных яви-лись для не-го до-ка-за-тель-ст-вом пе-ре-ме-ще-ния су-ши и мо-ря, и он пер-вый ка-те-го-ри-че-ски от-верг биб-лей-ское пред-став-ле-ние о вре-ме-ни су-ще-ст-во-ва-ния ми-ра.
Ле-о-нар-до вскры-вал тру-пы лю-дей и жи-вот-ных, и его мно-го-чис-лен-ные ана-то-ми-че-ские этю-ды по-ра-жа-ют нас сво-ей точ-но-стью, бес-при-мер-ны-ми в те вре-ме-на по-зна-ния-ми. Он пер-вый оп-ре-де-лил чис-ло по-звон-ков в кре-ст-це у че-ло-ве-ка. Он хо-тел знать, как на-чи-на-ет-ся и как кон-ча-ет-ся жизнь, и про-де-лы-вал опы-ты с ля-гуш-ка-ми, у ко-то-рых уда-лял го-ло-ву и серд-це и про-ка-лы-вал спин-ной мозг. А не-ко-то-рые его за-ри-сов-ки фик-си-ру-ют бие-ние серд-ца сви-ньи, про-ко-ло-то-го длин-ной шпиль-кой.
Его ин-те-ре-со-ва-ла под-виж-ность че-ло-ве-че-ско-го ли-ца, от-ра-жаю-щая под-виж-ность че-ло-ве-че-ской ду-ши, и он стре-мил-ся изу-чить во всех под-роб-но-стях эту под-виж-ность. Он пи-сал: «Тот, кто сме-ет-ся, не от-ли-ча-ет-ся от то-го, кто пла-чет, ни гла-за-ми, ни ртом, ни ще-ка-ми, толь-ко бро-вя-ми, ко-то-рые со-еди-ня-ют-ся у пла-чу-ще-го и под-ни-ма-ют-ся у смею-ще-го-ся».
Но это на-блю-де-ние опять-та-ки на-до бы-ло про-ве-рить опы-том. И вот что, по до-шед-ше-му до нас сви-де-тель-ст-ву, де-ла-ет Ле-о-нар-до.
Од-на-ж-ды, за-ду-мав изо-бра-зить смею-щих-ся, он вы-брал не-сколь-ко че-ло-век и, близ-ко сой-дясь с ни-ми, при-гла-сил их на пир-ше-ст-во со свои-ми друзь-я-ми. Ко-гда они со-бра-лись, он под-сел к ним и стал рас-ска-зы-вать им са-мые не-ле-пые и смеш-ные ве-щи. Все хо-хо-та-ли, а сам ху-дож-ник сле-дил за тем, что де-ла-лось с эти-ми людь-ми под влия-ни-ем его рас-ска-зов, и за-пе-чат-ле-вал все это в сво-ей па-мя-ти.
По-сле ухо-да гос-тей Ле-о-нар-до да Вин-чи уда-лил-ся в ра-бо-чую ком-на-ту и вос-про-из-вел их с та-ким со-вер-шен-ст-вом, что ри-су-нок его за-став-лял зри-те-лей сме-ять-ся не мень-ше, чем смея-лись жи-вые мо-де-ли, слу-шая его рас-ска-зы.
Но, изу-чая че-ло-ве-ка как ана-том, как фи-ло-соф, как ху-дож-ник, как от-но-сил-ся к не-му Ле-о-нар-до? Страш-ней-шие фор-мы урод-ст-ва изо-бра-же-ны в его ри-сун-ках с та-кой по-ра-зи-тель-ной си-лой, что кажется, п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.