Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Творчество Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком. Всепоглощающее стремление к истине. Живопись - царица искусств. Утраченные шедевры. Тайная вечеря. Джоконда. Уединённое созерцание. Философская мысль эпохи Возрождения.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Год: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


19
Ми-ни-стер-ст-во об-ра-зо-ва-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции
Став-ро-поль-ский го-су-дар-ст-вен-ный уни-вер-си-тет
К А Ф Е Д Р А И С Т О Р И И
КОН-ТРОЛЬ-НАЯ РА-БО-ТА
по дис-ци-п-ли-не: Ис-то-рия сред-них ве-ков
на те-му: «Ес-те-ст-вен-но-на-уч-ные взгля-ды Ле-о-нар-до да Вин-чи».
Вы-пол-нил: экс-терн
ПИ-НЯ-ГИН С.В.
Про-ве-рил: про-фес-сор

КРАС-НО-ВА И.А.

Став-ро-поль - 2002

ПЛАН:
Введение ___

«Я по-до-шел ко вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру…» ___
Твор-че-ст-во Ле-о-нар-до да Вин-чи. «Ма-дон-на с цвет-ком». ___
Все-по-гло-щаю-щее стрем-ле-ние к ис-ти-не ___
Живопись - царица искусств ___
Утраченные шедевры ___
«Тайная вечеря» ___
«Джоконда» ___
Уединённое созерцание ___

Спи-сок ис-поль-зуе-мой ли-те-ра-ту-ры ___

Введение

Фи-ло-соф-ская мысль эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния бы-ла тес-но свя-за-на с раз-ви-ти-ем ес-те-ст-во-зна-ния. Наи-бо-лее яр-кое и по-сле-до-ва-тель-ное вы-ра-же-ние но-вой тен-ден-ци-ей фи-ло-соф-ской мыс-ли на-шли в твор-че-ст-ве од-но-го из ве-ли-чай-ших ес-те-ст-во-ис-пы-та-те-ля эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния - Ле-о-нар-до да Вин-чи.
Ти-та-ни-че-ская фи-гу-ра Ле-о-нар-до да Вин-чи ( ро-дил-ся в 1452 г. в го-род-ке Вин-чи, близ Фло-рен-ции, ра-бо-тал во Фло-рен-ции, Ми-ла-не, Ри-ме, по-след-ние го-ды жиз-ни - во Фран-ции, где умер в зам-ке Клу, око-ло г. Ам-буа-за, в 1519 г.) спра-вед-ли-во рас-смат-ри-ва-ет-ся как наи-бо-лее пол-ное во-пло-ще-ние ре-нес-санс-но-го ге-ния, реа-ли-за-ция идеа-ла “Ге-рои-че-ско-го че-ло-ве-ка“.
Для ис-то-рии фи-ло-соф-ской мыс-ли эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния фе-но-мен Ле-о-нар-до ин-те-ре-сен пре-ж-де все-го как про-яв-ле-ние оп-ре-де-лен-ных тен-ден-ций ее раз-ви-тия.
Раз-роз-нен-ные за-мет-ки об-ще-фи-ло-соф-ско-го и ме-то-до-ло-ги-че-ско-го ха-рак-те-ра, за-те-рян-ные сре-ди ты-сяч столь же раз-роз-нен-ных за-пи-сей по са-мым раз-но-об-раз-ным во-про-сам нау-ки, тех-ни-ки, худ. твор-че-ст-ва, ни-ко-гда не пред-на-зна-ча-лись не толь-ко для пе-ча-ти, но и для сколь-ко-ни-будь ши-ро-ко-го рас-про-стра-не-ния. Сде-лан-ные в са-мом точ-ном смыс-ле “для се-бя“, зер-каль-ным по-чер-ком, ни-ко-гда не при-во-див-шие-ся в сис-те-му, они так и не ста-ли дос-тоя-ни-ем не толь-ко для со-вре-мен-ни-ков, но и бли-жай-ших по-том-ков, и лишь сто-ле-тия спус-тя ока-за-лись пред-ме-том уг-луб-лен-но-го на-уч-но-го ис-сле-до-ва-ния.
Фи-ло-соф-ские воз-зре-ния Ле-о-нар-до су-ще-ст-вен-ны, та-ким об-ра-зом, не в све-те ис-то-ри-че-ской пер-спек-ти-вы, а пре-ж-де все-го как яв-ле-ние сво-его вре-ме-ни, рас-смат-ри-вае-мое в сво-ем ис-то-ри-че-ском кон-тек-сте в ка-че-ст-ве осо-бо-го , ори-ги-наль-но-го вы-ра-же-ние глав-ней-ших тен-ден-ций ре-нес-санс-ной мыс-ли Ле-о-нар-до сфор-ми-ро-вал-ся вне профессиональной университетской на-уч-но-фи-ло-соф-ской сре-ды кон-ца 15 в. Глав-ным ис-точ-ни-ком фор-ми-ро-ва-ния на-уч-ных и фи-ло-соф-ских ин-те-ре-сов мо-ло-до-го Ле-о-нар-до бы-ла не-со-мнен-но бот-те-га - мас-тер-ская. Близ-кое зна-ком-ст-во Ле-о-нар-до со мно-ги-ми его со-вре-мен-ни-ка-ми - уче-ны-ми, ма-те-ма-ти-ка-ми, мас-те-ра-ми, строи-те-ля-ми, ме-ди-ка-ми, ар-хи-тек-то-ра-ми, ас-тро-но-ма-ми, в со-че-та-нии с на-пря-жен-ным ин-те-ре-сом к са-мым ост-рым и важ-ным про-бле-мам на-ук о при-ро-де по-зво-ли-ло ему быть в кур-се со-вре-мен-но-го со-стоя-ния зна-ний о ми-ре.
Стрем-ле-ние ох-ва-тить все бо-гат-ст-во и раз-но-об-ра-зие при-род-ных яв-ле-ний в сво-их на-блю-де-ни-ях, все по-нять, про-ана-ли-зи-ро-вать, не под-чи-няя их в то же вре-мя при-выч-ной ус-то-яв-шей-ся схе-ме, при-во-ди-ло к то-му, что Ле-о-нар-до и не ста-вил пе-ред со-бой за-да-чи соз-да-ния не-кое-го все-объ-ем-лю-ще-го сво-да. Для све-де-ния во-еди-но ма-те-риа-ла, им ли-хо-ра-доч-но со-би-рае-мо-го, не мог-ло хва-тить и де-сят-ка та-ких бо-га-то за-пол-нен-ных непрестанной ра-бо-той жиз-ней. Глав-ное в не-за-вер-шен-ных по-ис-ках Ле-о-нар-до - по-пыт-ка соз-да-ния но-во-го ме-то-да по-зна-ния.
«За-ни-ма-ясь фи-ло-со-фи-ей яв-ле-ний при-ро-ды, - рас-ска-зы-ва-ет о Ле-о-нар-до да Вин-чи ав-тор зна-ме-ни-тых «Жиз-не-опи-са-ний» Джорд-жо Ва-за-ри, - он пы-тал-ся рас-по-знать осо-бые свой-ст-ва рас-те-ний и на-стой-чи-во на-блю-дал за кру-го-вра-ще-ни-ем не-ба, бе-гом лу-ны и вращением солн-ца. Вот по-че-му он соз-дал в уме сво-ем ере-ти-че-ский взгляд на ве-щи, не со-глас-ный ни с ка-кой ре-ли-ги-ей, пред-по-чи-тая быть фи-ло-со-фом, а не хри-стиа-ни-ном». Ми-ро-воз-зре-ние его бы-ло вра-ж-деб-но ка-то-ли-че-ской ор-то-док-сии и схо-ла-сти-че-ско-му бо-го-сло-вию.
За-яв-ляя, что «все на-ше по-зна-ние на-чи-на-ет-ся с ощу-ще-ний», Ле-о-нар-до ре-ши-тель-но от-верг иное, не опи-раю-щее-ся на не-по-сред-ст-вен-ное изу-че-ние при-ро-ды, зна-ние - будь то по-лу-чен-ное из от-кро-ве-ния и из Свя-щен-но-го пи-са-ния
Зна-ние бо-го-сло-вов.
Зна-ние, не опи-раю-щее-ся на ощу-ще-ние и опыт, не мо-жет пре-тен-до-вать на ка-кую-ли-бо дос-то-вер-ность, а дос-то-вер-ность есть глав-ней-ший при-знак ис-тин-ной нау-ки. Тео-ло-гия не име-ет под-лин-ной опо-ры в опы-те и по-то-му не мо-жет пре-тен-до-вать на об-ла-да-ние ис-ти-ной.
Дру-гой, по Ле-о-нар-до, при-знак не-ис-тин-ной нау-ки - раз-но-го-ло-си-ца мне-ний, оби-лие спо-ров.
По-зи-ция Ле-о-нар-до есть, в сущ-но-сти, от-ри-ца-ние тео-ло-гии. Зна-ние, ос-но-ван-ное на от-кро-ве-нии, на «наи-тии», на Свя-щен-ном пи-са-нии - не-дос-то-вер-но и по-то-му не мо-жет при-ни-мать-ся во вни-ма-ние; дав свое на-ту-ра-ли-сти-че-ское объ-яс-не-ние при-ро-ды че-ло-ве-че-ской ду-ши, Ле-о-нар-до пре-неб-ре-жи-тель-но от-зы-ва-ет-ся о тео-ло-ги-че-ской трак-тов-ке «брать-ев и от-цов» - мо-на-хов и свя-щен-ни-ков.
К зна-нию по наи-тию Ле-о-нар-до при-рав-ни-ва-ет и лож-ные по-строе-ния, ос-но-ван-ные на том, что име-ну-ет «сно-ви-де-ния-ми». Лож-ны-ми нау-ка-ми, про-ти-во-ре-ча-щи-ми опы-ту и не под-твер-жден-ны-ми дос-то-вер-ны-ми до-во-да-ми и до-ка-за-тель-ст-ва-ми, Ле-о-нар-до счи-тал «про-ри-ца-тель-ную» ас-т-ро-ло-гию (от ко-то-рой он от-ли-чал в сво-их за-пи-сях «на-блю-да-тель-ную» ас-т-ро-ло-гию), ал-хи-мию (опять же вы-де-ляя в ней прак-ти-че-ски не-ос-по-ри-мую часть, свя-зан-ную с опы-та-ми по по-лу-че-нию со-еди-не-ний при-род-ных эле-мен-тов), по-пыт-ки соз-да-ния веч-но-го дви-га-те-ля и осо-бен-но некромантию, и раз-лич-ные ви-ды кол-дов-ст-ва, опи-раю-щие-ся на ис-поль-зо-ва-ние «ду-хов». Ле-о-нар-до не толь-ко оп-ро-вер-гал ос-но-ва-ния прак-ти-ки “нек-ро-ман-тов” и дру-гих кол-ду-нов и ма-гов, но и под-ры-вал ве-ру в чу-де-са и ве-дов-ст-во.
Ос-но-ван-ное на ощу-ще-ни-ях, и пре-ж-де все-го на зре-нии, по-зна-ние ми-ра - един-ст-вен-ное дос-туп-ное че-ло-ве-ку зна-ние - про-ти-во-сто-ит мис-ти-че-ско-му по-сти-же-нию бо-же-ст-ва. Ле-о-нар-до ос-па-ри-ва-ет мне-ние тех, кто счи-та-ет, что «зре-ние ме-ша-ет со-сре-до-то-чен-но-му и тон-ко-му ду-хов-но-му по-зна-нию, ко-то-рое от-кры-ва-ет дос-туп к нау-кам бо-же-ст-вен-ным»; на-про-тив, под-чер-ки-ва-ет он, имен-но глаз, «как по-ве-ли-тель чувств, вы-пол-ня-ет свой долг, ко-гда соз-да-ет по-ме-ху для пу-та-ных и лжи-вых рас-су-ж-де-ний».
Дру-гой по-ме-хой к ис-тин-но-му зна-нию яв-ля-ет-ся власть тра-ди-ции, книж-ной уче-но-сти, пре-неб-ре-гаю-щей не-по-сред-ст-вен-ным на-блю-де-ни-ем и опы-том.
Об-ра-ще-ние к опы-ту как ис-точ-ни-ку по-зна-ния - не дек-ла-ра-ция. Ско-рее на-про-тив - оно яв-ля-ет-ся вы-во-дом по-сто-ян-ной и по-все-днев-ной прак-ти-ки Ле-о-нар-до - на-блю-да-те-ля, ху-дож-ни-ка, экс-пе-ри-мен-та-то-ра, ме-ха-ни-ка, изо-бре-та-те-ля. Са-мо мно-го-об-ра-зие его на-уч-ных ин-те-ре-сов, од-но-вре-мен-ное изу-че-ние мно-же-ст-ва раз-но-об-раз-ных яв-ле-ний при-ро-ды по-ро-ж-де-ны стрем-ле-ни-ем са-мо-стоя-тель-но про-ве-рить все на-уч-ные ис-ти-ны, по-знать ис-тин-ный об-лик ве-щей, про-ник-нуть в их под-лин-ную при-ро-ду.
В сво-их за-пи-сях и ри-сун-ках Ле-о-нар-до по-сто-ян-но воз-вра-ща-ет-ся к уже сде-лан-ным на-блю-де-ни-ям и опы-там. Ри-сун-ки иг-ра-ют осо-бую роль в его на-уч-ных изы-ска-ни-ях.

«Я по-до-шел ко вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру…»

«Под-чи-ня-ясь жад-но-му сво-ему вле-че-нию, же-лаю уви-деть ве-ли-кое мно-же-ст-во раз-но-об-раз-ных и стран-ных форм, про-из-ве-ден-ных ис-кус-ной при-ро-дой, блу-ж-дая сре-ди тем-ных скал, я по-до-шел к вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру. На мгно-ве-ние я ос-та-но-вил-ся пе-ред ней по-ра-жен-ный… Я на-кло-нил-ся впе-ред, что-бы раз-гля-деть, что про-ис-хо-дит там, в глу-би-не, но ве-ли-кая тем-но-та ме-ша-ла мне. Так про-был я не-ко-то-рое вре-мя. Вне-зап-но во мне про-бу-ди-лось два чув-ст-ва: страх и же-ла-ние; страх пе-ред гроз-ной и тем-ной пе-ще-рой, же-ла-ние уви-деть, нет ли че-го-то чу-дес-но-го в ее глу-би-не».
Так пи-шет о се-бе Ле-о-нар-до да Вин-чи. Не за-пе-чат-лен ли в этих стро-ках жиз-нен-ный путь, ум-ст-вен-ная уст-рем-лен-ность, гран-ди-оз-ные по-ис-ки и ху-до-же-ст-вен-ное твор-че-ст-во это-го че-ло-ве-ка, од-но-го из ве-ли-чай-ших ге-ни-ев ми-ро-вой ис-то-рии?
По сви-де-тель-ст-ву Ва-за-ри, он «сво-ей на-руж-но-стью, яв-ляю-щей выс-шую кра-со-ту, воз-вра-щал яс-ность ка-ж-дой опе-ча-лен-ной ду-ше». Но во всем, что мы зна-ем о жиз-ни Ле-о-нар-до, нет как бы са-мой лич-ной жиз-ни: ни се-мей-но-го оча-га, ни сча-стья, ни ра-до-сти или го-ря от об-ще-ния с дру-ги-ми людь-ми. Нет и гра-ж-дан-ско-го па-фо-са: бур-ля-щий ко-тел, ко-то-рый пред-став-ля-ла со-бой то-гдаш-няя Ита-лия, раз-ди-рае-мая про-ти-во-ре-чия-ми, не об-жи-га-ет Ле-о-нар-до да Вин-чи, как буд-то бы ни-как не тре-во-жит ни серд-ца его, ни дум. А ме-ж-ду тем нет, быть мо-жет, жиз-ни стра-ст-ной, бо-лее ог-нен-ной, чем жизнь это-го че-ло-ве-ка.
По-знать и в по-зна-нии ов-ла-деть миром, ви-ди-мым и не-ви-ди-мым, тем, что кро-ет-ся в тем-ной пе-ще-ре. Ибо че-ло-век уни-вер-са-лен. По-знать опы-том и ов-ла-деть в твор-че-ст-ве, ибо для че-ло-ве-ка не-бо не «слиш-ком вы-со-ко», а центр зем-ли не «слиш-ком глу-бок» и че-ло-век дол-жен упо-до-бить-ся сам той си-ле, той энер-гии, ко-то-рую в по-кор-ном не-ве-де-нии он так дол-го на-зы-вал бо-гом. Власть че-рез по-зна-ние. Ка-кая упои-тель-ная меч-та, пья-ня-щая страсть! Этой стра-стью был одер-жим Ле-о-нар-до, и в серд-це его и в уме она всту-па-ла, ве-ро-ят-но, в еди-но-бор-ст-во со сму-ще-ни-ем, по-ро-ж-дае-мым тем-ны-ми глу-би-на-ми чу-дес-ной пе-ще-ры. Че-ло-ве-ку су-ж-де-но по-тре-во-жить их. Но не по-гло-тят ли они его са-мо-го за та-кую дер-зость?
Ле-о-нар-до да Вин-чи соз-на-вал все-объ-ем-ле-мость сво-его ума и ху-до-же-ст-вен-но-го ге-ния. Шаг за ша-гом, под-чи-ня-ясь сво-ему вле-че-нию, его ис-сле-до-ва-тель-ская мощь про-кла-ды-ва-ла се-бе путь во всех об-лас-тях зна-ния, сре-ди тем-ных скал к та-ин-ст-вен-ной пе-ще-ре. Бес-ко-неч-но пле-ни-тель-но ис-кус-ст-во Ле-о-нар-до, на ко-то-ром ле-жит пе-чать тай-ны.
Ле-о-нар-до да Вин-чи ро-дил-ся в 1452г. в се-ле-нии Ан-киа-но, око-ло го-ро-да Вин-чи, у под-но-жия Ал-бан-ских гор, на пол-пу-ти ме-ж-ду Фло-рен-ци-ей и Пи-зой.
Ве-ли-че-ст-вен-ный пей-заж от-кры-ва-ет-ся в тех мес-тах, где про-те-ка-ло его дет-ст-во: тем-ные ус-ту-пы гор, буй-ная зе-лень ви-но-град-ни-ков и ту-ман-ные да-ли. Да-ле-ко за го-ра-ми - мо-ре, ко-то-ро-го не вид-но из Ан-киа-но. За-те-рян-ное мес-теч-ко. Но ря-дом и про-сто-ры, и высь.
Ле-о-нар-до был вне-брач-ным сы-ном но-та-риу-са Пье-ро да Вин-чи, ко-то-рый сам был вну-ком и пра-вну-ком но-та-риусов. Отец, по-ви-ди-мо-му, по-за-бо-тил-ся о его вос-пи-та-нии.
ДА-ВИД
Ис-клю-чи-тель-ная ода-рен-ность бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го мас-те-ра про-яви-лась очень ра-но. По сло-вам Ва-за-ри, он уже в дет-ст-ве на-столь-ко пре-ус-пел в ариф-ме-ти-ке, что свои-ми во-про-са-ми ста-вил в за-труд-ни-тель-ное по-ло-же-ние пре-по-да-ва-те-лей. Од-но-вре-мен-но Ле-о-нар-до за-ни-мал-ся му-зы-кой, пре-крас-но иг-рал на ли-ре и «бо-же-ст-вен-но пел им-про-ви-за-ции». Од-на-ко ри-со-ва-ние и леп-ка боль-ше все-го вол-но-ва-ли его во-об-ра-же-ние. Отец от-нес его ри-сун-ки сво-ему дав-ниш-не-му дру-гу Ан-д-реа Вер-рок-кио. Тот изу-мил-ся и ска-зал, что юный Ле-о-нар-до дол-жен все-це-ло по-свя-тить се-бя жи-во-пи-си. В 1466г. Ле-о-нар-до по-сту-пил в ка-че-ст-ве уче-ни-ка во фло-рен-тий-скую мас-тер-скую Вер-рок-кио. Мы ви-де-ли, что ему су-ж-де-но бы-ло очень ско-ро за-тмить про-слав-лен-но-го учи-те-ля.
Сле-дую-щий эпи-зод, под-роб-но опи-сан-ный Ва-за-ри, от-но-сит-ся к на-чаль-но-му пе-рио-ду ху-до-же-ст-вен-ной дея-тель-но-сти Ле-о-нар-до.
Как-то отец при-нес до-мой круг-лый щит, пе-ре-дан-ный ему при-яте-лем, и по-про-сил сы-на ук-ра-сить его ка-ким-ни-будь изо-бра-же-ни-ем по сво-ему вку-су, что-бы дос-та-вить это-му при-яте-лю удо-воль-ст-вие. Ле-о-нар-до на-шел щит кри-вым и ше-ро-хо-ва-тым, тща-тель-но вы-пря-мил и от-по-ли-ро-вал его, а за-тем за-лил гип-сом. За-тем он на-тас-кал в свою уе-ди-нен-ную ком-на-ту ве-ли-кое мно-же-ст-во ха-ме-ле-о-нов, яще-риц, сверч-ков, змей, ба-бо-чек, ома-ров, ле-ту-чих мы-шей и дру-гих при-чуд-ли-вых жи-вот-ных. Вдох-но-вив-шись зре-ли-щем этих тва-рей и вос-поль-зо-вав-шись об-ли-ком ка-ж-дой в са-мых фан-та-сти-че-ских со-че-та-ни-ях, он соз-дал для ук-ра-ше-ния щи-та не-кое страш-ное чу-ди-ще, «ко-то-рое за-ста-вил вы-пол-зать из тем-ной рас-ще-ли-ны ска-лы, при-чем из пас-ти это-го чу-до-ви-ща раз-ли-вал-ся яд, из глаз вы-ле-тал огонь, а из ноз-д-рей - дым».
Ра-бо-та над щи-том так ув-лек-ла Ле-о-нар-до, что «по ве-ли-кой сво-ей люб-ви к ис-кус-ст-ву» он да-же не за-ме-чал жут-ко-го смра-да от по-ды-хав-ших жи-вот-ных.
Ко-гда поч-тен-ный но-та-ри-ус уви-дел этот щит, он от-шат-нул-ся в ужа-се, не ве-ря, что пе-ред ним все-го лишь соз-да-ние ис-кус-но-го ху-дож-ни-ка. Но Ле-о-нар-до ус-по-ко-ил его и на-зи-да-тель-но по-яс-нил, что эта вещь «как раз от-ве-ча-ет сво-ему на-зна-че-нию…» Впо-след-ст-вии ле-о-нар-дов-ский щит по-пал к ми-лан-ско-му гер-цо-гу, ко-то-рый за-пла-тил за не-го очень до-ро-го.
Мно-го лет спус-тя, уже на за-ка-те жиз-ни, Ле-о-нар-до, по сло-вам то-го же Ва-за-ри, на-це-пил яще-ри-це «кры-лья, сде-лан-ные из ко-жи, со-дран-ной им с дру-гих яще-риц, на-ли-тые рту-тью и тре-пе-тав-шие, ко-гда яще-ри-ца дви-га-лась; кро-ме то-го, он при-де-лал ей гла-за, ро-га и бо-ро-ду, при-ру-чил ее и дер-жал в ко-роб-ке; все дру-зья, ко-то-рым он ее по-ка-зы-вал, от стра-ха пус-ка-лись нау-тек».
Он хо-чет по-знать тай-ны и си-лы при-ро-ды, под-час зло-ве-щие, смер-то-нос-ные. Че-рез пол-ное по-зна-ние при-ро-ды хо-чет стать ее вла-сти-те-лем. В сво-их по-ис-ках он пре-одо-ле-ва-ет от-вра-ще-ние и страх.
Страсть к фан-та-сти-че-ско-му ха-рак-тер-на для Ле-о-нар-до да Вин-чи - от от-ро-че-ских лет и до са-мой смер-ти. И ко-гда эта мощь на-пол-ня-ла все его су-ще-ст-во, он тво-рил ве-ли-кие де-ла.

Твор-че-ст-во Ле-о-нар-до да Вин-чи. «Ма-дон-на с цвет-ком».

Ху-до-же-ст-вен-ное на-сле-дие Ле-о-нар-до да Вин-чи ко-ли-че-ст-вен-но не-ве-ли-ко. Вы-ска-зы-ва-лось мне-ние, что его ув-ле-че-ния ес-те-ст-вен-ны-ми нау-ка-ми и ин-же-нер-ным де-лом по-ме-ша-ли его пло-до-ви-то-сти в ис-кус-ст-ве. Од-на-ко ано-ним-ный био-граф, его со-вре-мен-ник, ука-зы-ва-ет, что Ле-о-нар-до «имел пре-вос-ход-ней-шие за-мыс-лы, но соз-дал не-мно-го ве-щей в крас-ках, по-то-му что, как го-во-рят, ни-ко-гда не был до-во-лен со-бой». Это под-твер-жда-ет и Ва-за-ри, со-глас-но ко-то-ро-му пре-пят-ст-вия ле-жа-ли в са-мой ду-ше Ле-о-нар-до - «ве-ли-чай-шей и не-обык-но-вен-ней-шей… она имен-но по-бу-ж-да-ла его ис-кать пре-вос-ход-ст-ва над со-вер-шен-ст-вом, так что вся-кое про-из-ве-де-ние его за-мед-ля-лось от из-быт-ка же-ла-ний».
Уже пер-вый фло-рен-тий-ский пе-ри-од дея-тель-но-сти Ле-о-нар-до, по-сле окон-ча-ния уче-ния у Вер-рок-кио, от-ме-чен его по-пыт-ка-ми про-явить свои да-ро-ва-ния на мно-гих по-при-щах: ар-хи-тек-тур-ные чер-те-жи, про-ект ка-на-ла, со-еди-няю-ще-го Пи-зу с Фло-рен-ци-ей, ри-сун-ки мель-ниц, сук-но-валь-ных ма-шин и сна-ря-дов, при-во-ди-мых в дви-же-ние си-лою во-ды. К это-му же пе-рио-ду от-но-сит-ся его ма-лень-кая кар-ти-на «Ма-дон-на с цвет-ком».
Ко-гда Ле-о-нар-до пи-сал ее, ему бы-ло два-дцать шесть лет. К это-му вре-ме-ни ху-дож-ник об-рел уже со-вер-шен-ное мас-тер-ст-во в ве-ли-ком ис-кус-ст-ве жи-во-пи-си, ко-то-рое он ста-вил вы-ше всех про-чих.
«Ма-дон-на с цвет-ком» - это хро-но-ло-ги-че-ски пер-вая ма-дон-на, об-раз ко-то-рой внут-рен-не ли-шен ка-кой-ли-бо свя-то-сти. Пе-ред на-ми все-го лишь юная мать, иг-раю-щая со сво-им ре-бен-ком. Веч-ная пре-лесть и по-эзия ма-те-рин-ст-ва. В этом бес-ко-неч-ное оча-ро-ва-ние кар-ти-ны.

Все-по-гло-щаю-щее стрем-ле-ние к ис-ти-не

Гер-цен очень хо-ро-шо ска-зал о под-виж-ни-ках юной нау-ки эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния, ко-то-рые в борь-бе с пе-ре-жит-ка-ми сред-не-ве-ко-вья от-кры-ли че-ло-ве-че-ско-му уму но-вые го-ри-зон-ты:
«Глав-ный ха-рак-тер этих ве-ли-ких дея-те-лей со-сто-ит в жи-вом, вер-ном чув-ст-ве тес-но-ты, не-удов-ле-тво-рен-но-сти в замк-ну-том кру-ге со-вре-мен-ной им жиз-ни, во все-по-гло-щаю-щем стрем-ле-нии к ис-ти-не, в ка-ком-то да-ре пред-ви-де-ния».
Здесь ка-ж-дое сло-во при-ме-ни-мо к Ле-о-нар-до да Вин-чи. Не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли его жиз-ни ис-пы-ты-ва-ли под-час сму-ще-ние. Как этот ге-ний мог пред-ла-гать свои ус-лу-ги и соб-ст-вен-ной ро-ди-не - Фло-рен-ции, и ее злей-шим вра-гам? Как мог слу-жить при этом Це-за-рю Борд-жиа, од-но-му из са-мых жес-то-ких вла-сти-те-лей то-го вре-ме-ни? Не нуж-но за-ту-ше-вы-вать этих фак-тов, хо-тя слож-ность и шат-кость по-ли-ти-че-ско-го уст-рой-ст-ва то-гдаш-ней Ита-лии как-то объ-яс-ня-ют та-кую не-ус-той-чи-вость Ле-о-нар-до. Но этот же че-ло-век сло-ва-ми, ды-ша-щи-ми не-от-ра-зи-мой ис-крен-но-стью, так оп-ре-де-лял сам це-ли и воз-мож-но-сти, от-кры-ваю-щие-ся то-му, кто то-го дос-то-ин:
«Ско-рее ли-шить-ся дви-же-ния, чем ус-тать... Все тру-ды не спо-соб-ны уто-мить... Ру-ки, в ко-то-рые по-доб-но снеж-ным хлопь-ям, сы-п-лют-ся ду-ка-ты и дра-го-цен-ные кам-ни, ни-ко-гда не ус-та-нут слу-жить, но это слу-же-ние толь-ко ра-ди поль-зы, а не ра-ди вы-го-ды...»
Он знал, что при-ро-да сде-ла-ла его твор-цом, пер-во-от-кры-ва-те-лем, при-зван-ным по-слу-жить мощ-ным ры-ча-гом то-му про-цес-су, ко-то-рый мы ны-не на-зы-ва-ем про-грес-сом. Но что-бы пол-но-стью про-явить свои воз-мож-но-сти, ему над-ле-жа-ло обес-пе-чить для сво-ей дея-тель-но-сти наи-бо-лее бла-го-при-ят-ные ус-ло-вия в уде-лен-ный ему для жиз-ни срок. Вот по-че-му он сту-чал-ся во все две-ри, пред-ла-гал ус-лу-ги ка-ж-до-му, кто мог по-мочь ему в его ве-ли-ких де-лах, уго-ж-дал и «сво-им», италь-ян-ским ти-ра-нам, и чу-же-зем-ным го-су-да-рям; ко-гда на-до бы-ло - под-ла-жи-вать-ся под их вку-сы, ибо вза-мен рас-счи-ты-вал на под-держ-ку в сво-ем дей-ст-вен-ном и «все-по-гло-щаю-щем стрем-ле-нии к ис-ти-не».
Так слу-чи-лось уже в ран-ний пе-ри-од дея-тель-но-сти Ле-о-нар-до да Вин-чи. Фло-рен-ция то-го вре-ме-ни не да-ла ему то-го, на что он мог рас-счи-ты-вать. Как мы зна-ем, сам Ло-рен-цо Ве-ли-ко-леп-ный и его двор пре-вы-ше все-го це-ни-ли жи-во-пись Бот-ти-чел-ли. Мощь и сво-бо-да Ле-о-нар-до сму-ща-ли их сво-ей но-виз-ной. А за-мыс-лы его в гра-до-строи-тель-ст-ве и ин-же-нер-ном де-ле ка-за-лись слиш-ком сме-лы-ми, не-сбы-точ-ны-ми. По-хо-же, что Ло-рен-цо бо-лее все-го це-нил в Ле-о-нар-до му-зы-кан-та, дей-ст-ви-тель-но на-сла-ж-да-ясь его иг-рой на ли-ре.
И вот Ле-о-нар-до об-ра-ща-ет-ся к дру-го-му вла-сти-те-лю - Лю-до-ви-ку Мо-ро, ко-то-рый пра-вит Ми-ла-ном. Ми-лан ве-дет в это вре-мя вой-ну с Ве-не-ци-ей. И по-то-му Ле-о-нар-до в пер-вую оче-редь ста-ра-ет-ся убе-дить ми-лан-ско-го гер-цо-га, что мо-жет быть по-ле-зен ему в во-ен-ном де-ле.
По сви-де-тель-ст-ву со-вре-мен-ни-ков, Ле-о-нар-до был пре-кра-сен со-бой, про-пор-цио-наль-но сло-жен, изя-щен, с при-вле-ка-тель-ным ли-цом. Оде-вал-ся ще-голь-ски, но-сил крас-ный плащ, до-хо-див-ший до ко-лен, хо-тя в мо-де бы-ли длин-ные оде-ж-ды. До се-ре-ди-ны гру-ди нис-па-да-ла его пре-крас-ная бо-ро-да, вью-щая-ся и хо-ро-шо рас-че-сан-ная. Он был об-во-ро-жи-те-лен в бе-се-де и при-вле-кал к се-бе че-ло-ве-че-ские серд-ца.
Да-же ко-гда он срав-ни-тель-но ма-ло за-ра-ба-ты-вал, все-гда дер-жал ло-ша-дей, ко-то-рых лю-бил боль-ше всех дру-гих жи-вот-ных.
Мы зна-ем так-же, что он по-сто-ян-но ри-со-вал и за-пи-сы-вал.
До нас дош-ло око-ло се-ми ты-сяч стра-ниц, по-кры-тых за-пи-ся-ми или ри-сун-ка-ми Ле-о-нар-до.
Один из пер-вых ис-сле-до-ва-те-лей этих ру-ко-пис-ных со-кро-вищ от-ме-чал в изум-ле-нии: «Здесь есть все: фи-зи-ка, ма-те-ма-ти-ка, ас-тро-но-мия, ис-то-рия, фи-ло-со-фия, но-вел-лы, ме-ха-ни-ка. Сло-вом - это чу-до, но на-пи-са-но на-вы-во-рот, так дья-воль-ски, что не один раз я тра-тил це-лое ут-ро, что-бы по-нять и ско-пи-ро-вать две или три стра-нич-ки».
Де-ло в том, что Ле-о-нар-до пи-сал спра-ва на-ле-во, так что чи-тать его тру-ды нуж-но в зер-ка-ле. По не-ко-то-рым сви-де-тель-ст-вам, он был лев-шой, по дру-гим - оди-на-ко-во вла-дел обеи-ми ру-ка-ми. Как бы то ни бы-ло, та-кое его пись-мо еще усу-губ-ля-ет тот оре-ол та-ин-ст-вен-но-сти, ко-то-рым он ок-ру-жал се-бя и ко-то-рым от-ме-че-но все его твор-че-ст-во.
Пи-сал не по-ла-ты-ни, как про-слав-лен-ней-шие гу-ма-ни-сты, его со-вре-мен-ни-ки, ко-то-рые в сво-ем лю-бо-ва-нии клас-си-че-ской древ-но-стью не-ред-ко те-ря-ли связь с дей-ст-ви-тель-но-стью, а жи-вым, соч-ным, об-раз-ным, по-рой про-сто-на-род-ным италь-ян-ским язы-ком.
Да, эти ма-ну-ск-рип-ты - под-лин-ное чу-до. Ге-ни-аль-ны-ми ри-сун-ка-ми, пе-ред ко-то-ры-ми у нас, точ-но так-же как не-ко-гда у со-вре-мен-ни-ков, дух за-хва-ты-ва-ет от вос-хи-ще-ния, Ле-о-нар-до да Вин-чи ил-лю-ст-ри-ро-вал ве-ли-кие мыс-ли, ост-рей-шие на-блю-де-ния, глу-бо-кие, изум-ляю-щие нас про-ви-де-ния.
Ле-о-нар-до уга-дал мно-гое, что не зна-ли еще лю-ди, ко-то-рые в XIX в. ста-ли изу-чать его за-пи-си. Он знал, что че-ло-век по-ле-тит, и сам, по-ви-ди-мо-му, рас-счи-ты-вал со-вер-шить по-лет с Мон-те Че-че-ри (го-ры Ле-бе-дя).
«Иде-аль-ный го-род» - од-на из тем мно-гих ри-сун-ков и за-пи-сей Ле-о-нар-до. В та-ком го-ро-де, ука-зы-вал он, ули-цы долж-ны быть про-ло-же-ны на раз-ных уров-нях, при-чем толь-ко по ниж-ним бу-дут ез-дить по-воз-ки и про-чие гру-зо-вые те-ле-ги, а от не-чис-тот го-род бу-дет очи-щать-ся по под-зем-ным про-хо-дам, про-ло-жен-ным от ар-ки до ар-ки.
Лю-бо-пыт-ст-во его бы-ло без-гра-нич-но. Он до-ис-ки-вал-ся при-чи-ны вся-ко-го яв-ле-ния, да-же не-зна-чи-тель-но-го, ибо и та-кое мог-ло от-крыть но-вые про-сто-ры по-зна-нию.
Ка-ко-вы же бы-ли ре-зуль-та-ты всех этих во-про-сов, на-блю-де-ний упор-ней-ших по-ис-ков при-чи-ны и след-ст-вия, ра-зум-но-го ос-но-ва-ния, т.е. за-ко-но-мер-но-сти яв-ле-ний?
Ле-о-нар-до пер-вым сде-лал по-пыт-ку оп-ре-де-лить си-лу све-та в за-ви-си-мо-сти от рас-стоя-ния. Его за-пис-ки со-дер-жат пер-вые воз-ник-шие в че-ло-ве-че-ском уме до-гад-ки о вол-но-вой тео-рии све-та.
Най-ден-ные им, под-час на вы-со-ких го-рах, ос-тат-ки мор-ских жи-вот-ных яви-лись для не-го до-ка-за-тель-ст-вом пе-ре-ме-ще-ния су-ши и мо-ря, и он пер-вый ка-те-го-ри-че-ски от-верг биб-лей-ское пред-став-ле-ние о вре-ме-ни су-ще-ст-во-ва-ния ми-ра.
Ле-о-нар-до вскры-вал тру-пы лю-дей и жи-вот-ных, и его мно-го-чис-лен-ные ана-то-ми-че-ские этю-ды по-ра-жа-ют нас сво-ей точ-но-стью, бес-при-мер-ны-ми в те вре-ме-на по-зна-ния-ми. Он пер-вый оп-ре-де-лил чис-ло по-звон-ков в кре-ст-це у че-ло-ве-ка. Он хо-тел знать, как на-чи-на-ет-ся и как кон-ча-ет-ся жизнь, и про-де-лы-вал опы-ты с ля-гуш-ка-ми, у ко-то-рых уда-лял го-ло-ву и серд-це и про-ка-лы-вал спин-ной мозг. А не-ко-то-рые его за-ри-сов-ки фик-си-ру-ют бие-ние серд-ца сви-ньи, про-ко-ло-то-го длин-ной шпиль-кой.
Его ин-те-ре-со-ва-ла под-виж-ность че-ло-ве-че-ско-го ли-ца, от-ра-жаю-щая под-виж-ность че-ло-ве-че-ской ду-ши, и он стре-мил-ся изу-чить во всех под-роб-но-стях эту под-виж-ность. Он пи-сал: «Тот, кто сме-ет-ся, не от-ли-ча-ет-ся от то-го, кто пла-чет, ни гла-за-ми, ни ртом, ни ще-ка-ми, толь-ко бро-вя-ми, ко-то-рые со-еди-ня-ют-ся у пла-чу-ще-го и под-ни-ма-ют-ся у смею-ще-го-ся».
Но это на-блю-де-ние опять-та-ки на-до бы-ло про-ве-рить опы-том. И вот что, по до-шед-ше-му до нас сви-де-тель-ст-ву, де-ла-ет Ле-о-нар-до.
Од-на-ж-ды, за-ду-мав изо-бра-зить смею-щих-ся, он вы-брал не-сколь-ко че-ло-век и, близ-ко сой-дясь с ни-ми, при-гла-сил их на пир-ше-ст-во со свои-ми друзь-я-ми. Ко-гда они со-бра-лись, он под-сел к ним и стал рас-ска-зы-вать им са-мые не-ле-пые и смеш-ные ве-щи. Все хо-хо-та-ли, а сам ху-дож-ник сле-дил за тем, что де-ла-лось с эти-ми людь-ми под влия-ни-ем его рас-ска-зов, и за-пе-чат-ле-вал все это в сво-ей па-мя-ти.
По-сле ухо-да гос-тей Ле-о-нар-до да Вин-чи уда-лил-ся в ра-бо-чую ком-на-ту и вос-про-из-вел их с та-ким со-вер-шен-ст-вом, что ри-су-нок его за-став-лял зри-те-лей сме-ять-ся не мень-ше, чем смея-лись жи-вые мо-де-ли, слу-шая его рас-ска-зы.
Но, изу-чая че-ло-ве-ка как ана-том, как фи-ло-соф, как ху-дож-ник, как от-но-сил-ся к не-му Ле-о-нар-до? Страш-ней-шие фор-мы урод-ст-ва изо-бра-же-ны в его ри-сун-ках с та-кой по-ра-зи-тель-ной си-лой, что кажется, п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.