Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Детство Европы. Государство и церковь. Власть и общество. Духовный мир средневековья. Европа на пороге нового времени. Истоки Европейского чуда. Рождение капитализма. В поисках новой личности. Ренессанс и реформация. Границы индивидуализма.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Год: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат по дисциплине «История мировых
цивилизаций»
на тему:
Западноевропейский вариант средневекового
общественного устройства

Научный руководитель:
Казань, 2006
Содержание
Введение
Глава 1. «Детство» Европы
Варварство против цивилизации
Разрушение или созидание?
Единство или многообразие Европы?
Глава 2. Государство и церковь
Идеал теократии
Церковь и мирская власть
Глава 3. Власть и общество
Западноевропейское общество в средние века
Диалоги власти и общества
Глава 4. Духовный мир средневековья
От веры к знанию
Церковь и массы
«Оппоненты» церкви
Глава 5. Европа на пороге нового времени
Когда закончилось средневековье?
Европа и мир: рождение глобальной цивилизации
К новым небесам и новой земле
Глава 6. Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма
Капитализм в городе и в деревне
Монолог власти
Условия для появления капитализма
Глава 7. В поисках новой личности: Ренессанс и реформация
Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма
Реформация: границы индивидуализма
Заключение
Список литературы
Введение

Западу, оскудевшему и варваризованному, суждено было на исходе Средневековья об-рести новые силы и вырваться на мировые просторы.
В истории цивилизации, как и в человече-ской жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.
Жак Ле Гофф, современный французский историк.
Глава 1. «Детство» Европы

«Детство» Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимых миров - мира варвар-ских германских племен и цивилизации Рима.
Варварство против цивилизации

Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена пере-шли через Рейн и пытались осесть в римской провин-ции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый реши-тельный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная, шли пограничные укреп-ления, которые назывались Римским валом.
Вся их жизнь проходит в охоте и военных заняти-ях: с раннего детства они (закаляются), приучаясь к тяготам, их сурового образа жизни.
Юлий Цезарь о воинственных германцах в I в. до н. э.

Германские племена, жившие бок о бок с римляна-ми, конечно, впитывали римскую культуру и были го-раздо более «цивилизованными» по сравнению с теми племенами, которые были удалены от границы. Это мирное сосуществование было нарушено уже во II-III вв. н. э., когда в движение пришли восточ-ногерманские племена - готы. Поселившись в При-черноморье, они совершали оттуда набеги на импе-рию. В IV в. началось Великое переселение народов - массовые перемещения германских и негерманских племен. Под натиском гуннов - кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе совре-менного города Тулузы, в 418 г. было создано первое варварское королевство на территории Римской импе-рии. В начале V в. в Галлию хлынули и другие герман-ские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовав-шиеся тем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы. Дикие и агрессив-ные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершать набеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорили богатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуостро-ва, а затем высадились в Северной Африке. Кроме германцев в том же V в. на территорию им-перии стали вторгаться гунны, во главе которых стоял знаменитый вождь Атилла, прозванный современни-ками «бичом Божьим». Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рей-не, после победы римлян над гуннами было частично переселено к Женевскому озеру. Там в 457 г. появи-лось новое Бургундское королевство, которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса. В этой бурной катастрофической обстановке прак-тически незамеченным прошло знаменательное собы-тие - в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование. Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть рим-ские императоры потеряли гораздо раньше. Между тем на территорию бывшей Западной Рим-ской империи продолжали вторгаться германские пле-мена. Одно за другим образовывались варварские ко-ролевства. В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись фран-ки, ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Гал-лии и Бургундии. С середины V в. германские племе-на стали активно осваивать Британию, воюя с мест-ным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских коро-левств. Образование варварских королевств не создало об-становки стабильности. Новые государства вели меж-ду собой постоянные войны, их границы были непо-стоянны, а жизнь, как правило, недолговечной. Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, кото-рые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и обра-зовали обширное Остготское королевство, включив-шее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Ил-лирии, а позднее - Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена дру-гим германским племенем - лангобардами. Эта довольно хаотичная картина дополнялась не-прерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государствен-ности. Волны варварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европе еще дол-го оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинст-венных норманнов - германских народов, населяв-ших скандинавские страны. В конце VII - начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела наступление на европейский мир и утвердила свое гос-подство над Северной Африкой и большей частью Ис-пании.
Разрушение или созидание?

На Западе появился новый мир, возникший благо-даря слиянию римского и варварского миров.
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Какую роль сыграли варвары в становлении новой цивилизации? Казалось бы, ответить на этот вопрос легко. Варвары разрушили цивилизацию Рима, а вместе с ней и тот уровень цивилизованности, который создавался на протяжении многих веков. Не случайно первые века после гибели империи называют «темны-ми». Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные про-изведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее су-ществования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень. Современники с ужасом описывали бедствия, обру-шившиеся на некогда процветавшие земли.
На Испанию набросились варвары; с немень-шей яростью обрушились заразные болезни... Голод свирепствует столь жестокий, что люди пожирают человечину... В городах, деревнях, виллах, вдоль до-рог и на перекрестках, здесь и там - повсюду смерть, страдание, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем по-жаре.
Современники о событиях V в.
Но, несмотря на эти страшные картины, название «темные века» не объясняет нам всего, что происходи-ло в ту эпоху, когда закладывался фундамент новой цивилизации. Степень варваризации была неодинако-ва; многое зависело от того, какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи. Например, вестготы, остготы, франки довольно долгое время жили на ее границах, и, разумеется, входили в контакты с местным населением, усваивая некоторые элементы цивилизованности. В Остготском королевстве продолжала действо-вать римская система образования, и варвары попол-няли ряды учащихся. Остготский король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и исто-рики. По приказу Теодориха в Риме, Вероне и Равенне были восстановлены многие древние сооружения и по-строены новые; возрождались цирковые и театраль-ные представления. Теодорих, очевидно, ощущал себя преемником, продолжателем римских традиций; он писал византийскому императору, что его единствен-ное желание - это сделать свое королевство «двойни-ком» «беспримерной» Византии. Остготское возрож-дение (так называют этот расцвет культуры историки) было уникальным для V-VI вв. и не слишком долго-временным явлением. Иначе к плодам цивилизации относились те варва-ры, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, не были готовы к усвоению античных достижений и потому последст-вия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в са-мой Италии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышались древние города, ук-рашенные храмами и статуями. Это пространство не могло исчезнуть сразу, как и старые социальные отношения, и законы, как и люди, вскормленные куль-турой Рима. Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени пере-нимали варвары. В эпоху ее детства произошел важ-нейший сдвиг - переход к феодализму. И этот слож-нейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и в Римской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые соци-ально-экономические отношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодей-ствие позднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализма называется синтезным. Каким образом происходил синтез? На террито-рии бывшей Римской империи частично были унич-тожены, а частично еще сохранялись большие по-местья римской знати. Но, как вы помните, их вла-дельцы в основном использовали труд колонов, а ра-бов сажали на землю и давали им возможность вести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посажен-ные на землю, фактически были арендаторами. Ря-дом с такими поместьями селились общины герман-цев. К V-VI вв. германская община уже начала рас-слаиваться: ее члены имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или заве-щать, т. е. пользоваться ими как частной собственно-стью. В коллективной собственности общины оставались только леса, пустоши и пастбища. Благодаря расслоению общины и возможности покупать и про-давать землю среди германцев росло крупное земле-владение. Так зарождались два класса феодального общества: феодалы - собственники земли, и крестьяне, полу-чавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне. Феодала и зависимого крестьянина связывало нечто вроде взаимного догово-ра: феодал не мог использовать свою землю без труда крестьянина, а тот не имел своей собственной земли, а, кроме того, остро нуждался в ту неспокойную эпоху в военной защите. Но феодализация общества проходила в разном темпе даже в тех регионах Западной Европы, где осу-ществился синтез римского и варварского миров. Бы-стрее всего становление феодализма шло там, где рим-ские и варварские начала были уравновешены (в Севе-ро-Восточной Галлии), медленнее - там, где варвары не сумели разрушить римские рабовладельческие вил-лы (Италия), и там, где римские начала были слиш-ком слабыми (Британия, Германия между Рейном и Эльбой) или отсутствовали вообще (Скандинавия). Соответственно в Северо-Восточной Галлии феодализм утвердился уже в VIII-IX вв., в Италии - к Х в., в Британии - к XI в., в Германии - только к XII сто-летию.
Единство или многообразие Европы?

Третья доля земли зовется, братья, Европой.
Много живет в ней племен: названьями, нравами, бытом,
Речью и верою в Бога они друг от друга отличны.
Средневековый поэт-монах Эккехарт, X в.
Западноевропейская цивилизация, какой мы зна-ем ее сейчас, - это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сло-жилась не сразу. На первых порах Западная Европа состояла из ря-да разобщенных и довольно неустойчивых варвар-ских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко от-личавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто при-нял христианство, продолжали верить в своих старых богов. И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано - на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством. Достигнув наивысшего расцвета при короле Кар-ле Великом (годы правления 768--814), который ак-тивно вел завоевательную политику, оно превра-тилось в огромную империю, объединившую различ-ные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке. Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непроч-ным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Ве-ликого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, вклю-чавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии. Еще одна попытка утвердить преемственность За-падной Европы от Римской державы была предприня-та германским королем Оттоном I (годы правления 936-973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме. Так была создана новая «Римская Империя», включавшая в свой состав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называться Священной Рим-ской империей. Это позволило германским императо-рам вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство, считать себя хо-зяевами Италии. Священная Римская империя была, по сути, доста-точно рыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Евро-пы - выделению самостоятельных национальных го-сударств. Это был длительный и мучительный про-цесс, сопровождавшийся войнами и переделами гра-ниц, процесс, который не завершился даже на исходе средневековья. И все-таки империи Карла Великого и Оттона I вы-полнили свою объединяющую роль, которая прояви-лась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевро-пейской цивилизации с ее великим предшественни-ком - Римом. Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием рим-ско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей па-ствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительно-стью вероисповедания. Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие цивилизационные основы: наследие античности и варвар-ского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культур-ные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации. Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинх-ронность помогали выправлять связи и даже само со-седство с теми странами, в которых быстрее зарожда-лись новые тенденции. Различные европейские стра-ны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом - одна из причин ее динамичности и долголетия. Западная Европа начала свою историческую жизнь в трудных условиях: экономика была разру-шена, уровень цивилизованности резко упал, старая централизованная государственность была уничто-жена. Попытки возродить Римскую империю при всем их значении не удались. Внутри отдельных ко-ролевств государственная власть долгое время оста-валась довольно слабой.
Глава 2. Государство и церковь

После того как христианство в 313 г. было при-знано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей со-братьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государ-стве Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутрен-няя организация. На вселенских соборах - высших «съездах» духовенства - разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укреп-ляло идейное единство церкви. Начиная с VI в. в Западной Европе стали появлять-ся монастыри. Первый был основан святым Бенедик-том (ок. 480 - ок. 547) в Монтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужил образцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полного аскетизма восточных монасты-рей, но также требовала от монахов соблюдения обетов бедности, целомудрия и послушания. Монастыри бы-ли на протяжении нескольких веков единственными центрами просвещения. Монастырские школы готови-ли священнослужителей; особое значение придава-лось переписыванию рукописей, и в результате благо-даря усилиям монахов до наших дней дошли и богос-ловские труды, и множество произведений античной литературы.
Идеал теократии

Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. От его решения зави-села ее дальнейшая судьба, та роль, которую ей предстояло сыграть в жизни западноевропейской ци-вилизации. Ответ был дан незадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыбле-мость и силу государства. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин (354-430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение «О Граде Божьем». История человечества для Августина - это посто-янная борьба сообщества праведников, составляющих Град Божий, и грешников - себялюбцев, забываю-щих в своем ослеплении о Боге, которые образуют Град Земной, В земной жизни, где оба «града» су-ществуют вместе и праведники смешаны с грешника-ми, только церковь в какой-то степени близка к воп-лощению Града Божьего. Поэтому именно ей Авгус-тин отводил роль высшего арбитра не только в делах веры, но и в управлении государством. Хотя земная власть, по его теории, тоже исходит от Бога, но стоит гораздо ниже церкви, ибо слишком эгоистична и не-насытна в своем стремлении к господству и обогаще-нию. Следовательно, светская власть должна беспре-кословно подчиняться духовному руководству церк-ви. Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная церковь из-брала иной путь во взаимоотношениях с государ-ством. По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превра-щался в центр западного христианства. «Вечный го-род», несмотря на все пережитые катастрофы, сохра-нил славу столицы некогда могущественной империи. Кроме того, Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Уже в конце IV - начале V в. римские епископы присвоили 'себе право назы-ваться папами, т. е. главами церкви, и воспринима-лись как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Земли, находившиеся в руках папы, станови-лись вотчиной Святого Петра, а сам папа - их свет-ским правителем. В результате несколько позже, в VIII в., образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского эк-зархата. Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десяти-на - налог, которым облагалось все европейское на-селение. Появление папства сплотило церковь; теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованная организация во главе со своим го-сударем» - папой.
Церковь и мирская власть

Вполне естественно, что на этом этапе она пред-ставляла собой гораздо большую силу, чем молодая, только зарождающаяся государственность. В неспо-койную эпоху варварских нашествий папы активно вмешивались в мирские дела. Например, Григорий Великий (годы правления 590-604), человек власт-ный и энергичный, взял в свои руки защиту Рима от нашествия лангобардов, снабжал население продо-вольствием.
...В хаосе варварских нашествий епископы и мона-хи... стали универсальными руководителями разва-ливающегося общества: к своей религиозной роли они прибавили политическую, вступая в переговоры с варварами, хозяйственную, распределяя продоволь-ствие и милостыню, социальную, защищая слабых от могущественных, и даже военную...
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Светская власть, когда это было необходимо, ис-пользовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Не случайно Карл Великий, стремясь воз-родить Римскую империю, короновался в Риме. Это произвело сильное впечатление на современников и как бы символизировало союз церкви и государства. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стреми-лась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотноше-ния церкви и государства в Западной Европе включа-ли в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации. После смерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык. Начи-ная с Оттона I императоры Священной Римской импе-рии стали по своему выбору назначать епископов и са-мих пап. Епископы и настоятели монастырей получа-ли от знати владения и иногда даже несли военную службу. Но церковь не смирилась с таким положением. Уже в X в. началась ее борьба за «очищение», за осво-бождение от влияния государственной власти. На-ибольших успехов церковь добилась в XI-XIII вв. Богатству пап могли позавидовать иные европейские короли. У церкви был свой суд, разветвленная бюрок-ратическая система. Папы римские активно вмешива-лись в дела европейских государств, а подчас и в лич-ную жизнь монархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В 1096-1270 гг. церковь организовала крестовые походы - религиоз-ные войны во имя освобождения Гроба Господня в Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказоч-ные богатства.
Папы римские надеялись превратить беспрестан-ные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. ...Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам... полу-чить одновременно средство господства на самом За-паде.
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Под лозунгом защиты христианского мира от «не-верных» шли войны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западные славя-не, венгры и жители Прибалтики. Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духо-венства часто напоминали ловких интриганов, а не ис-тинных служителей Бога. Осуждение многих верую-щих вызывала продажа индульгенций - отпущений грехов: получалось, что место в раю можно было ку-пить за деньги. О ненасытном стремлении церкви к власти и обогащению в то время говорили многие пи-сатели и поэты.
Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны Полон он, и скверною все полно безмерной, Ибо заразительно веянье порока, И от почвы гнилостной быть не может прока.
Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствует царствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае: Помни это всякий раз, к папе подступая.
Вальтер Шатилъонский, поэт, XII в.
Но и политическое могущество церкви было не слишком долгим. Уже в конце XIII и в XIV в. наби-рающая силу государственность дала отпор церкви. Начался закат папства. В XIV в. ослабление папства довершилось великой схизмой - расколом внутри католической церкви: из-за внутренних разногласий появились сначала два, а потом три папы, причем все они доказывали свои права на власть и объявляли друг друга антихриста-ми. После этого римско-католическая церковь уже не сумела вернуть прежние позиции, а на исходе средне-вековья, в XVI в., ей нанесла мощный удар Реформа-ция. Западная церковь, которая руководствовалась теократическим идеалом и сделала политику одной из важнейших сторон своей деятельности, была более «мирской» по сравнению с церковью православ-ной. Она создавала серьезный противовес государ-ству и вынуждала его идти на компромиссы. Бла-годаря церкви еще в раннем средневековье в Западной Европе начала создаваться обстановка диалога в политической жизни. А это было важней-шим условием для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужден-ной считаться с обществом и идти с ним на компро-миссы.
Глава 3. Власть и общество

Одно из важнейших достижений западноевропей-ской цивилизации - это современная демократиче-ская система. Многие историки считают, что ее осно-вы были заложены еще в средние века.
Западноевропейское общество в средние века

Средневековое европейское общество было иерархическим. Во главе его стоял король - вер-ховный сюзерен всех феодалов. На следующем уров-не располагались крупные светские и духовные фе-одалы - князья, графы, архиепископы и епископы, считавшиеся вассалами короля. Получая земли (не-редко это были целые области), они приносили прися-гу верности. Светские феодалы получали землю под условие несения военной службы и выполнения опре-деленных обязательств. Такие владения назывались феодами. Крупные феодалы могли, в свою очередь, иметь вассалов, отдавая свои земли феодалам более мелкого масштаба - баронам или рыцарям - на тех же усло-виях. Рыцари уже не имели своих вассалов, в их непо-средственном подчинении находились крестьяне, ко-торым они отдавали землю в держание. Феодальные крестьяне были главными производи-телями в эпоху средневековья и самым многочислен-ным классом средневекового общества. На получен-ных от феодалов наделах они вели собственное хозяй-ство, располагали собственными орудиями труда и скотом. Однако они не были собственниками земли, на которой трудились, даже в тех случаях, когда имели право передавать ее по наследству. «Расплатой» за землю была рента, которая су-ществовала в трех формах: в виде барщины, натураль-ного или денежного оброка. Означало ли это, что средневековый крестьянин в отличие, скажем, от раба был лично свободен? Си-туация складывалась по-разному в разные эпохи. В раннее средневековье поземельная зависимость крестьян постепенно дополнялась все более жесткими формами личной зависимости, ущемлением политиче-ских и гражданских прав. Феодал мог сам осуществ-лять суд над крестьянами, ограничивал их свободу в наследовании с помощью побора, который назывался право мертвой руки, взимал высокую брачную по-шлину, если невеста или жених принадлежали друго-му сеньору. С XII-XIII вв. формы личной зависимости стали смягчаться, барщина почти во всех странах Западной Европы уступала место оброку - сначала натурально-му, а потом и денежному. Но и в этот период крестьяне не были полностью лично свободными и юридически полноправными людьми. Еще одной прослойкой средневекового общест-ва, тоже противопоставленной феодалам, но гораз-до менее многочисленной по сравнению с крестьян-ством, были горожане. Многие средневековые горо-да располагались на землях феодалов и были вынуж-дены подчиняться им, т. е. являлись своего рода васса-лами. Таким образом, отношения между различными классами и слоями средневекового европейского обще-ства были сложными и чреватыми социальными конф-ликтами. Иерархическая структура общества затруд-няла переход с одной ее «ступени» на другую, хотя в принципе он был возможен. Однако в этом «разъединенном» обществе сущест-вовали крепкие связи внутри каждого социального слоя или класса. Средневековый человек всегда чувст-вовал себя частью целого, частью коллектива. Общ-ностей, которые объединяли людей по разным призна-кам, было великое множество. Общностями (еще их называют корпорациями) являлись сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинские дружины, монашеские и духовно-рыцарские ордена, членами которых были воины-монахи. В средние века сущест-вовали даже корпорации нищих и воров. Большой общностью, объединявшей в себе много других, более мелких, был город. У корпораций, как правило, была собственная каз-на, недвижимость, имелись уставы, часто - даже осо-бая одежда и значки. Жизнь корпораций основыва-лась на принципах солидарности, взаимоподдержки и демократизма. Все проблемы решались на общих со-браниях, больным и бедным оказывали помощь, уст-раивали совместные трапезы. Корпорации не разрушали феодальной иерархии (не было корпораций, которые объединяли бы крестьян и феодалов), но придавали силу и сплочен-ность различным слоям и классам средневекового общества. На основе корпоративизма сложились и особые, уникальные для той эпохи отношения влас-ти и общества.
Диалоги власти и общества

Наиболее крупные социальные общности (горожа-не, светские феодалы, духовные феодалы), которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав - юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, - образовы-вали сословие. В Западной Европе сформировались три сословия: духовенство, дворянство и городское со-словие. Положение их было неодинаковым: горожане не смогли уравняться в правах с дворянством. Что ка-сается крестьянства, то оно вообще не сумело стать со-словием, т. е. добиться признания своих прав на обще-государственном уровне. Как именно это происходило? Вернемся назад, к варварским королевствам, и посмотрим, как складывались отношения власти и общества с момента зарож-дения западноевропейской цивилизации. По мере того как уходило в прошлое общинное на-чало, на котором строилась жизнь германских пле-мен, возрастало значение королевской власти: король создавал законы, вводил налоги; его власть станови-лась наследственной и воспринималась как нечто свя-щенное. Уже на этом этапе у власти, как мы помним, был мощный соперник - церковь. Довольно скоро появи-лась и другая сила, оспаривавшая право первенства в государстве - феодалы. В Европе достаточно рано, с VIII-IX вв. (в регионах бессинтезного развития с IX-XI вв.), стала возникать крупная земельная собствен-ность. Крупные феодалы, формально подчинявшиеся королю как вассалы, на самом деле были вполне неза-висимы. Они имели право чеканить монету, вести вой-ны и нередко осуществлять суд в своих владениях. В их распоряжении были собственные вассалы. Пози-ции местной знати постепенно укреплялись, росли ее политическая независимость и военная сила, т. е. шел процесс, который неизбежно приводил к феодальной раздробленности и, следовательно, к ослаблению власти короля. Светская и духовная знать завоевывала все более прочные позиции в управлении государством, участ-вуя в королевском совете. Большие полномочия были у советов магнатов, которые собирались раз в год. Они давали согласие на налоги, имели законодатель-ные, а иногда и судебные права. Поэтому историки на-зывают раннефеодальные государства демократией знати. Но притягательность центральной власти не исчезала: крупные феодалы вели борьбу за трон, а пра-вящие династии всеми силами пытались сохранить принцип наследования, вплоть до того, что коронова-ли наследника при жизни отца. Между тем на политическую арену выходили го-рода. С X по XIII в. по всей Западной Европе нарастала волна городских движений, цель которых состояла в том, чтобы сократить поборы феодалов, получить тор-говые привилегии и, главное, добиться права на город-ское самоуправление. Интересно, что эта борьба не всегда выливалась в традиционные восстания; иногда городам удавалось за деньги выкупить привилегии, а сделка оформлялась в специальных городских хар-тиях. В то время вольности добились многие города Се-верной Франции (Авиньон, Бовэ, Суассон, Лан и др.); около ста лет был независимой аристократической республикой Марсель. В Италии, где центральная власть была крайне слабой, число городов-республик росло особенно быстро. Уже в IX-XII вв. стали неза-висимыми Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Равен-на и многие другие города. В Германии этот процесс шел с некоторым опозданием, но и там в XII-XIII вв. появились вольные города, лишь формально подчинявшиеся императору: Любек, Нюрнберг, Франк-фурт-на-Майне. Независимые города управлялись соб-ственными городскими советами, имели право объяв-лять войну, заключать союзы, чеканить монету. Они назывались коммунами. Одновременно с городскими развивались и сель-ские коммунальные движения, участники которых добивались расширения прав общины в отношениях с феодалом. Иногда сельские и городские коммуны объ-единялись в своей борьбе, и такие союзы приводили к большим успехам. Один из ярких примеров - победы сельских общин в Италии в конце XII в. При поддерж-ке городов они получали самоуправление и освобожда-лись от некоторых феодальных поборов. В XII-XIV вв. такие самоуправляющиеся общины избирали должностных лиц, создавали свой финансовый и судебный аппарат, издавали законы, регулировавшие их внутреннюю жизнь.
...Сельские и городские общины... были основаны на принципах, заставлявших трепетать весь фе-одальный мир.
Ж. Ле Гофф
Конечно, не все города и сельские общины получа-ли автономию, а получив ее, имели силы удержать до-стигнутое. Сельские коммуны обычно попадали в за-висимость к городам, а для городов вовсе не исключа-лась возможность снова оказаться под властью феодала. Тем не менее коммунальные движения пред-ставляли собой значительную силу. Активность общества оказала воздействие на поли-тическую структуру. Новый тип государства, который стал появляться в большинстве европейских стран в конце XII-XIV в., получил название сословно-представительной монархии. В ту эпоху резко усилилась централизация, но при этом власть провозглашала, что она выражает «общую волю» и обеспечивает «об-щее благо». В сущности, это означало, что король был вынужден признать политические права сословий. Это касалось в первую очередь феодалов и городского со-словия. Результатом соглашения между властью и со-словием стали представительные собрания: парла-мент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, риксдаг в Швеции. Сословные собрания обладали значительными правами, они мог-ли накладывать вето на дополнительные налоги и та-ким образом контролировать короля в финансовых вопросах. Кроме того, они участвовали в обсужде-нии государственных дел, редактировали проекты за-конов. В эпоху сословно-представительных монархий по-явилась знаменитая формула средневековой демокра-тии: «что касается всех, должно быть одобрено все-ми». Она не отражала, конечно, реального положения: истинного народоправства в сословных собраниях не было. Основную их часть составляли феодалы; кресть-янство обычно вообще не было в них представлено (только в кортесах Кастилии и в шведском риксдаге было достаточно много представителей крестьянства). И все-таки сословные собрания не давали центральной власти превратиться в деспотическую. С другой сторо-ны, сам король был заинтересован в поддержке сосло-вий и даже нуждался в ней. Итак, в появлении средневекового «демокра-тизма» большую роль сыграла особая ситуация, в которой оказалась европейская государственность. С самого начала ей приходилось сталкиваться с серьезными противниками - церковью, феодалами, городскими и сельскими коммунами. С этими про-тивниками или соперниками велась борьба или уста-навливалось сотрудничество; в результате основная линия развития состояла в постепенном ограниче-нии произвола власти.
Глава 4. Духовный мир средневековья

Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теоло-гия, которую считали «царицей» всех наук.
От веры к знанию

Теология была достоянием избранных - духовной элиты общества, отличавшейся от основной массы вы-сокой ученостью, хорошим знанием древних языков. Теологи обосновывали важнейшие догматы веры, ком-ментировали Священное Писание, объясняли мир с позиций христианства. Теология была тесно связана с философией, но они выступали не на равных правах: долгое время философия считалась «служанкой богос-ловия». Безусловными авторитетами для богословов были Писание и труды отцов церкви - основоположников христианской доктрины. Но помимо этого теологи За-пада обращались и к античной философии. Начало этой традиции было положено еще в пер-вые века христианства; отцы церкви были людьми, получившими блестящее римское образование. Изучение античных философов разрешалось, но использовать из их сочинений следовало только то, что не противоречило догматам христианства. В ре-зультате связь с античностью не была порвана. По-скольку языком церкви была латынь, доступ к антич-ной литературе и философии оставался открытым для образованных людей. Особое влияние оказывали на западных теологов идеи древнегреческого философа Аристотеля, кото-рый считал, что с помощью разума человек может пра-вильно познать окружающий его мир. В западноевро-пейском богословии рано появились идеи о том, что путь к Богу лежит через познание человека и при-роды.
...Важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины - сначала познать и возлюбить человеческую природу... ведь если человеческая приро-да не ведает, что совершается в ней самой, как она хочет знать, что обретается превыше ее?
Иоган Скот Эриугена, ирландский богослов, IX в.
Особое распространение они получили к XII в. Большую роль в этом сыграли арабские и еврейские философы, жившие в Испании: Авиценна (Ибн Сина, 980-1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198), Мо-исей Маймонид (1135-1204). В мусульманской Испа-нии в то время процветали науки и искусства, активно переводились античные классики: Платон, Аристо-тель, Евклид, Птолемей, причем не только на араб-ский язык, но и на латынь. В христианскую Европу проникали и переводы, и самостоятельные сочинения испанских философов-ра-ционалистов. Попытки объяснить мир с помощью раз-ума, конечно, вызывали сопротивление. Против вы-ступали в первую очередь богословы-мистики, кото-рые считали, что верить надо вопреки разуму, даже если какие-то догматы кажутся нелепыми или неверо-ятными.
Вера благочестивых верит, а не рассуждает.
Бернар Клервоский, богослов-мистик, XII в.
Но развитие рационализма было невозможно при-остановить. В XIII в. появилась теория о двух исти-нах, или двойственной истине, автором которой был выдающийся французский теолог Сигер Брабантскии (1240-1281/84), работавший в Парижском универси-тете. Суть этой теории заключалась в том, что истины богословские и истины, которые открывает человек с помощью своего разума, могут не совпадать и даже противоречить друг другу. И не стоит отказываться от одной истины в пользу другой: обе имеют право на су-ществование. Теория двух истин была осуждена цер-ковью. Но вопрос о том, как соотносить разум и веру, оставался открытым. Защитить религию, примирить веру и разум поста-вил своей целью знаменитый теолог Фома Акв и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.