Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ограниченные возможности анализа источника традиционными методами внешней и внутренней критики. Новый этап использования количественных (математических) методов. Атрибуция - определение автора исторического источника. Выявление скрытой информации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 17.12.2008. Год: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
РЕФЕРАТ
На тему:
"Изучение исторических источников на основе применения количественных методов и новых информационных технологий"
МИНСК, 2008
Ограниченные возможности анализа источника традиционными методами внешней и внутренней критики проявились в конце XIX - начале XX вв. в связи с кризисом позитивистской парадигмы, ориентированной на иллюстративность в подаче исторических фактов. Для более глубокого изучения источников потребовались новые аналитические методы, которые были заимствованы историками из других гуманитарных наук, в первую очередь из социологии.
Другой причиной обращения к новым методам было смещение интереса историков от описания индивидуальных явлений (идеографического подхода) к исследованию типичных явлений в истории (генерализирующему подходу). Это смещение было связано с проникновением в исторические исследования во второй половине XIX - начале XX вв. идей философских и политических направлений, которые были ориентированы на изучение деятельности макросоциальных групп (например, марксизм с интересом к классам и классовой борьбе). Уже в начале ХХ в. историки активно начали использовать методы дескриптивной (описательной) статистики при обработке исторических источников.
Новый этап активного использования количественных (математических) методов начался в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Количественные методы, по мнению И.Д. Ковальченко, представляют собой "обычный анализ явлений и процессов на основе системы количественных показателей", а математические - "это построение на основе системы численных данных формально-количественных, математических моделей этих процессов и явлений". Основной причиной, вызвавшей интерес историков к использованию количественных методов, было широкое введение в исследования массовых исторических источников, которые можно было эффективно обрабатывать только с помощью данных методов.
Массовыми, по мнению И.Д. Ковальченко, можно назвать "источники, характеризующие такие объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами". Наиболее распространенными видами массовых источников И.Д. Ковальченко считал: статистические материалы (переписи и обследования), материалы делопроизводства и личного учета, систематизированные справочные материалы, т. е. источники, которые позволяли изучать массовые процессы и явления, и в которых информация содержалась в агрегированной (обобщенной) форме. Б.Г. Литвак выделил иные признаки массовых источников (большое количество сохранившихся источников определенного вида, единый формуляр и др.), которые присущи преимущественно материалам делопроизводства.
Второй причиной активизации интереса к количественным методам было стремление исследователей повысить информативную отдачу источников. По мнению И.Д. Ковальченко, рассмотревшего источник в свете теории информации, извлекать данные из источника можно бесконечно. Это вызвано тем, что в источнике наряду с открытыми (явными) сведениями присутствует скрытая (структурная) информация (взаимосвязи между показателями, группировка исторических объектов и др.), которую можно извлечь только с помощью количественных методов. Преимуществом скрытой информации является ее большая объективность, так как она формируется независимо от позиции автора источника.
Процесс использования количественных методов значительно упростился в связи применением электронно-вычислительных машин (компьютеров), позволивших автоматизировать процесс расчета количественных показателей. Начиная с конца 1950-х - начала 1960-х гг., в источниковедческих исследованиях количественные методы применяются в сочетании с информационными технологиями.
Новые информационные технологии представляют собой методы работы с информацией, основанные на применении современных технических средств (компьютеров, сканеров, модемов и др.) и программного обеспечения. На основании применения количественных методов и компьютеров в 1960-е - 1980-е гг. появились такие перспективные направления как "новая политическая история", "новая экономическая история" (эконометрия), "новая социальная история" в США, квантитативная история (клиометрика) в странах Европы, школа по использованию математико-статистических методов и ЭВМ в исторических исследованиях под руководством И.Д. Ковальченко в СССР.
Процесс комплексного применения количественных методов и информационных технологий при обработке исторических источников прошел в своем развитии два основных этапа. Первый этап охватил 1960-е - первую половину 1980-х гг., получив по определению Л.И. Бородкина название "Эра больших ЭВМ". Он характеризовался использование больших ЭВМ с ограниченным объемом памяти и программным обеспечением, которое требовало при работе историка с компьютером присутствия посредника-программиста. Второй этап - время "микрокомпьютерной революции" конца 1980-х - 1990-е гг., предоставившей историкам персональный компьютер с дружественным интерфейсом и коммерческим программным обеспечением, что позволило практически исключить из "цепи исследования" посредника-программиста.
На первом этапе количественные методы и компьютеры наиболее интенсивно использовались при анализе письменных источников. Количественный анализ позволял:
Расшифровать источники, написанные на неизвестных "мертвых" языках. Подобные исследования в начале 1960-х гг. провели новосибирские ученые В.А. Устинов, Э.В. Евреинов и Ю.Г. Косарев, проанализировавшие Дрезденскую и Мадридскую рукописи, а также книги "Чилам Балам", написанные на языке майя. С помощью метода подсчета частоты слогов и слов, близкого к контент-анализу, и компьютера им удалось подтвердить мнение крупнейшего знатока письменности майя Ю.В. Кнорозова об иероглифическом характере письма древних майя, установить соответствие между языком рукописей и языком майя начального периода колонизации XVI-XVII вв., отождествить более 90% иероглифических комплексов Дрезденской и Мадридской рукописи со словами языка майя периода колонизации.
Провести атрибуцию, т. е. определить автора исторического источника. В середине 1970-х гг. Л.В. Милов, Л.И. Бородкин при помощи формального анализа особенностей стиля устанавливали авторство анонимных произведений ХV-XVI вв.
Выявить скрытую (структурную) информацию, заложенную в историческом источнике. Например, при помощи метода контент-анализа Л.М. Брагина в 1972 г. определила частоту встречаемости этических понятий в трактате "Об истинном благородстве" итальянского гуманиста XV в. К. Ландино. А затем использовала в комплексе с контент-анализом метод корреляционного анализа для определения тесноты связи между этими этическими терминами.
Обработать большие массивы информации, содержащиеся в массовых исторических источниках (писцовых книгах, описаниях помещичьих имений, материалах статистики и др.).
Построить генеалогические стеммы (древа) рукописных источников. В середине 1970-х гг. Л.В. Милов и Л.И. Бородкин построили генеалогическую стемму рукописного законодательного источника - "Закона Судного людем", что позволило классифицировать все списки памятника.
Проводить историко-типологические исследования источников методами автоматической классификации (кластер-анализа и др.)
Конкретные формы анализа источников позволили разработать на теоретическом уровне методику их обработки на основе количественных методов и информационных технологий. Для того, чтобы проанализировать источник на компьютере, его подвергали процедуре формализации и кодировки. При формализации весь текст источника структурировали, выделяя однородные исторические объекты (помещичьи имения, крестьянские хозяйства и др.) или одинаковые категории (этические понятия, социальные группы и др.). Затем на этапе кодировки выделенным объектам или категориям присваивали цифровые коды. Необходимость кодировки диктовалась тем, что "большие ЭВМ" обрабатывали информацию только в количественной форме.
На этапе "больших ЭВМ" возникали ограничения в применении количественных методов при анализе повествовательных источников, информация которых была слабо структурирована. При формализации подобных источников часть информации не удавалось перевести в количественную форму, и она терялась. Этот недостаток был устранен только в период "микрокомпьютерной революции", когда были разработаны полнотекстовые базы данных и основанный на их применении источнико-ориентированный подход. Эти новые компьютерные технологии позволили обрабатывать всю информацию повествовательного источника, проводить информационный поиск, и даже устанавливать лакуны (пропуски) и интерполяции (позднейшие вставки) в тексте источника.
Появление новых программных средств (мультимедийных систем, геоинформационных систем и др.) и технических средств (сканеров и др.) в период "микрокомпьютерной революции" позволило как найти новые методы анализа письменных источников, так и обрабатывать другие типы исторических источников (вещественные, изобразительные, картографические, кинофотодокументы, фонодокументы и др.). В настоящее время новые информационные технологии применяются при решении следующих источниковедческих проблем:
Представление письменных и изобразительных источников в виде графических файлов позволяет исследователю непосредственно работать с текстом или изображением источника и улучшить поврежденные страницы, иконы, картины.
Появление лазерных дисков (CD-ROMов) и использование информационных ресурсов глобальной компьютерной сети Internet предоставило исследователям прямой доступ к историческим источникам в электронной форме, находящимся в архивах, библиотеках и музеях других стран.
Применение в обработке данных источника новых теоретических концепций, пришедших из других отраслей науки (например, методов синергетики, теории хаоса или нелинейной динамики, разработанных бельгийским ученым И. Пригожиным, методов искусственного интеллекта и др.).
В 1990-е гг. возникли новые отрасли источниковедения - компьютерное и информационное источниковедение. Компьютерное источниковедение - это дисциплина, ориентированная на разработку методов анализа исторических источников с помощью компьютера, принципов их формализации и представления в электронной форме, а также общих подходов использования информационных и компьютерных технологий в историческом исследовании. Информационное источниковедение основано на изучении источника в свете теории информации.
Использование компьютеров и компьютерных сетей привело к появлению нового типа источников - электронных документов. Многие из них становятся “мультимедийными”, объединяя текст, компьютерную графику, видео, анимацию, звук. Для обработки подобных “мультимедийных” источников необходимо использовать новые методы анализа, и даже специальный язык (HTML-язык и гиперссылки на цитируемые WWW сервера).
Различные виды программного обеспечения предоставили возможность историкам изучать источники по следующим направлениям:
статистические пакеты (STATISTICA для Windows, Statgraphics, SPSS и др.) позволили анализировать как статистические источники, так и источн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.