На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Ускорение социально-экономического развития страны. Перемены в политическом курсе страны. Представители советской интеллигенции и отношение к ним. Отношение интеллигенции к государственной власти. Активная или пассивная борьба интеллигенции со властью.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 04.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Контрольная работа №1
студента I курса, 1 группы,
ОЗО Юридического факультета
Иванченко Д. С.
По истории на тему «Интеллигенция в годы перестройки»
«Понимание необходимости реформ было выношено, я бы сказал, выстрадано обществом. И задача реформаторов состояла не столько в том, чтобы сочинять новые модели и навязывать их обществу, сколько в том, чтобы снять ограничения, тормоза, избавить общество от несвободы и дать возможность для дальнейшего развития в рамках общецивилизационных процессов. Ведь мы через большевистскую модель по сути дела выключили Советский Союз и Россию из этого общецивилизационного процесса.
Я убежден, что реформы были жизненно необходимы. Другое дело - что в результате получилось…»
М. Горбачев о необходимости реформ.
11 марта 1985 года состоялся внеочередной Пленум ЦК КПСС, на котором избрали нового Генерального секретаря - Михаила Горбачева. Совсем скоро на апрельском Пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил с заявлением о необходимости преобразований в жизни Советского Союза. В качестве основного направления он обозначил «ускорение социально-экономического развития страны». Предполагалось совершить масштабную и быструю технологическую модернизацию, переоснащение народно-хозяйственного комплекса, а вместо строительства новых предприятий, направить государственные бюджетные средства на реконструкцию старых. В стране начались серьезные перемены. В мае 1985 года было издано постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Согласно этому постановлению, были введены жесткие ограничения на продажу алкогольной продукции, а ее производство должно было существенно сокращаться каждый год. Однако, как мы знаем теперь, антиалкогольная кампания не принесла ожидаемых результатов. Наоборот, вместо положительных последствий, наступили негативные: с 1985 по 1987 года казна потеряла примерно 70 млрд. рублей! В итоге, кампания была свернута.
Свое последующее развитие новый курс на «ускорение» получил на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986 года. На съезде заявили, что уже к 2000 году экономика страны должна удвоиться, а уже к 1990 году (всего лишь за неполных четыре года) СССР должен достигнуть уровня наиболее передовых стран. Также вводилась новая государственная программа «Жилье-2000», согласно которой каждая советская семья к 2000 году должна была получить отдельную квартиру или дом.
Коренные перемены в политическом курсе страны не могли не отразиться на представителях советской интеллигенции. Небезынтересен вопрос, что и в какую сторону изменилось в их жизни в годы перестройки?
Раскроем для начала значение понятия «интеллигенция» и определим, кто же к ней относится. Само слово «интеллигенция» в своем современном понимании имеет русское происхождение. В качестве термина это понятие стали употреблять с 60-х годов XIX века. Автором термина «интеллигенция» считается русский писатель П. Д. Боборыкин. В 1870 году вышел в свет его роман «Солидные добродетели», в котором Боборыкин и ввел в обиход термин «интеллигенция» истолковав его следующим образом: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века». В. Даль в своем «Толковом словаре» определял термин «интеллигенция» немного точнее - «Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Схожее мнение по поводу определения термина было и у В. И. Ленина. Рассматривая интеллигенцию со стороны особенностей ее деятельности, Ленин интерпретировал этот термин как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.
Отношение к интеллигенции было неоднозначным. Равно как и ее положение в социальной структуре общества. Противоречивые отношения интеллигенции как с властью, так и с простым народом, явились причиной тому, что некоторые ученные России начала XX века считали интеллигенцию новым эксплуататорским классом. Интеллигенцию считали новой эксплуататорской общественной силой. Ей приписывали хищнические черты, и видели в ее действиях нацеленность на возвышение своего социального статуса с последующим классовым господством.
Одно из современных определений термина «интеллигенция» заключается в следующем: «интеллигенция - это крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом».
К интеллигенции можно отнести довольно широкие массы людей. Это и ученные, и религиозные деятели, и писатели, и художники, и музыканты и многие другие посвятившие себя так или иначе умственному труду, если и не состоящему целиком и полностью из творчества, то неразрывно с ним связанному.
Представителями интеллигенции являются люди с совершенно различным образованием, духовным миром и социальным положением. Вместе с тем, говоря об интеллигенции как об определенном общественно-социальном виде людей, нельзя относить к ней людей в произвольном порядке, на основании собственного мнения или идейных убеждений. Современная социальная наука сформировала несколько признаков, являющихся общими для всех интеллигентов. Основными из них считаются:
1)ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идеи справедливости;
2)единство духовного мира интеллигента с духовным миром людей, интересы которых он выражает;
3)верность народу, патриотизм, творческая одержимость;
4)личностное начало для интеллигента - высшая ценность, он стремится к независимости, к свободе вообще, и к свободе самовыражения в частности;
5)непоколебимость в отстаивании своих позиций, вызванных совестью и убеждением;
6)своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма.
Такое выделение общих признаков представителей интеллигенции позволяет лучше понять, кто в действительности к ней принадлежит. И в самом деле, к интеллигенции традиционно относят, например, писателей и деятелей науки. Писателям само собой присущи все вышеперечисленные черты, но так же не лишены их и ученые. Хотя в данном случае уместно, пожалуй, сделать небольшую оговорку - признаками интеллигенции обладают в полной мере лишь те ученые (впрочем, как и писатели), которые занимаются своим делом не столько ради собственной выгоды, удовлетворения собственной алчности, сколько ради самого дела. Как говориться, «наука - ради науки».
Что касается русской интеллигенции, то она всегда считалась интеллигенцией особой. Н. Бердяев в своей книге «Русская идея» высказывался о ней так: «Русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее духовно-социальное образование. … Интеллигенция была идеалистическим классом, классом людей. Целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем. … Интеллигенция была русским явлением и имела характерные русские черты, но она чувствовала себя беспочвенной».
На самом деле, если говорить именно о русской интеллигенции, то не все так просто с определением относящихся к ней категорий людей. В России определение понятия «интеллигенция» связана не только с особенностями профессии человека, но и в значительной степени с его духовной организацией. Представителями русской интеллигенции могут выступать не только высокообразованные люди, занимающиеся умственным трудом. Ввиду национальных особенностей русского народа, в России интеллигент это не только определение рода профессии человека, но, прежде всего, состояние его души. Нравственный настрой, духовная красота, нетерпимость к любым отступлениям от всяких этических норм, трезвая самооценка своей личности, способность понимания человеческого в человеке, способность ощущать трагедии, переживаемые человечеством в целом - вот, пожалуй, главные отличительные черты русского интеллигента.
Интеллигенция всегда была мощной движущей силой во всех сферах социально-общественной жизни. Согласно убеждениям некоторых современных ученых-историков именно сила интеллигенции явилась подлинной причиной перестройки. Ученые утверждают, что «верхушка» советской интеллигенции разочаровалась в идеологии «развитого социализма», формировавшей государственный строй в Советском Союзе и разрушила его при помощи реформ перестройки, продиктованных курсом на «ускорение».
Отношение самой интеллигенции к государственной власти всегда было и остается весьма неоднозначным. В большей степени интеллигенция относится к власти все же непримиримо оппозиционно. История знает немало примеров, когда во главе активных движений направлявших свои силы на борьбу с действовавшей властью, становились люди, которых можно причислить к разряду интеллигентов своих времен.
Активная или пассивная борьба интеллигенции со властью вряд ли когда-либо прекратится. Нет ни одного политического режима, и не может быть ни одного политического курса, который устраивал бы абсолютно всех граждан страны, в которой они установлены. Это наглядно подтверждают любые выборы в Государственную Думу, например, прошедшие 2 декабря 2007 года. Большинство избирателей (более 60 %) проголосовали за представителей политической партии «Единая Россия», а, следовательно, и за их политический курс. Но были среди избирателей и те (более 30%), кто голосовал за представителей других партий, фактически выражая в общей массе несогласие с курсом «Единой России». Вот и получается, что хоть большинство граждан и устраивает в той или иной степени действующий государственный строй, все же имеется немалая часть населения несогласная с ним. Среди представителей интеллигенции, несомненно, найдутся те, кто поддержит и встанет на своего рода защиту интересов того меньшинства, которое против действующей политики.
Вернемся теперь к вопросу о влиянии событий перестройки на представителей русской интеллигенции. Для того чтобы лучше понять сущность этого влияния рассмотрим конкретные примеры. Изменения, произошедшие в жизни русской интеллигенции вследствие перестроечных преобразований, нельзя назвать однозначно положительными или однозначно отрицательными.
В январе 1987 года была объявлена «Политика гласности». Она ликвидировала множество ограничений, запретов на критику, существовавших ранее. Также была существенно уменьшена цензура в средствах массовой информации. Были реабилитированы некоторые литературные деятели, обвиняемые ранее в антисоветской пропаганде. Также начали допускать к открытой печати многие литературные произведения, находившиеся под строжайшим запретом.
Коренные изменения претерпели отношения власти с религией. Простоявший очень долгое время принцип, высказанный В. И. Лениным, «Религия - опиум для народа», как будто отодвинули на задворки. И даже не просто отодвинули, а, быть может, и вообще упразднили.
Еще в начале перестройки, вскоре после объявления «Политики гласности», прошли встречи М. Горбачева с патриархом Российской Православной Церкви Пименом. Кроме того, Горбачев проводил беседы и с представителями других религиозных конфессий.
В 1988 году в Советском Союзе прошли мероприятия, посвященные тысячелетнему юбилею крещения Руси. Разрешили организацию новых религиозных общин, которые прошли официальную регистрацию. В стране открылись духовные учебные заведения и были увеличены тиражи издаваемой религиозной литературы.
Верующим начали возвращать культовые здания, отобранные и закрытые или приспособленные под другие нужды, в годы антирелигиозной политики советского правительства. Коренной перелом взаимоотношений власти с церковью произошел еще и в том, что вместо прежнего повального уничтожения храмов, дали разрешение на строительство новых.
Нескольких особо выделяющихся церковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет СССР.
Как ни старались в свое время предыдущие главы страны уничтожить в России религию, она никогда не исчезала из душ русских людей. А с введением новой государственной политики, люди перестали бояться выражать свои религиозные убеждения. Таким образом, люди получили право на свободное вероисповедание, которое позднее было закреплено в новой конституции.
Перемены в годы перестройки произошли в жизни многих известных людей. Так, например, произошло с известным русским писателем Александром Солженицыным. 13 февраля 1974 года развернутая некоторое время назад в прессе кампания против Солженицына достигла своего пика. Солженицын был арестован и заключен в изолятор Лефортово. Тогда же его лишили советского гражданства и выслали из страны. Еще в самом начале перестройки его продолжали обвинять «предательской деятельности». Однако благодаря «Политике гласности», снимавшей многие ограничения, отношение власти к Солженицыну стало меняться. В Советском Союзе стали печатать его произведения. В конце 1988 года шестнадцать деятелей культуры и писателей к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.Горбачеву с протестом против задержки публикации в журнале «Новый мир» книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В тоже время другая группа писателей Советского Союза предложила Секретариату правления союза писателей СССР восстановить Солженицына в рядах Союза.
Окончательно ситуация поменялась в 1990 году. Вышел в свет полный текст книги «Архипелаг ГУЛАГ». В журнале «Новый мир» начинаются публикации романа «В круге первом». А 16 августа указом президента СССР Солженицын был восстановлен в советском гражданстве. В том же году Солженицыну присудили государственную премию за «Архипелаг ГУЛАГ», от которой он отказался, сказав: «Эта книга - о страданиях миллионов, и я не могу собирать на ней почет».
Перемены также коснулись и представителей музыкального творчества. Были разрешены исполнители, которых слушали и раньше, но «из подполья». Среди них известный русский рок-исполнитель Игорь Тальков. Много интересного связано с этим именем. Ему вроде бы и разрешили петь, разрешили выступать на концертах, но, тем не менее, недовольство советским правительство его творчеством не уменьшилось. Но это и понятно. Во многих своих песнях Тальков прямо высказывался против многих существующих гранях советского строя. Вспомнить хотя бы некоторые из его известных песен «КПСС», «Глобус» и «Россия». Их тексты не могли не вызывать у действовавшего тогда правительства резко негативные отклики. Например, в песне «Глобус» есть такие строки:
«Покажите мне такую страну,
Где герои-ветераны войны живут хуже рабов…»
«Не вращайте глобус, люди -
Вы не найдете.
На планете земля
Стран таких не отыскать,
Кроме той роковой,
В которой вы все не живете.
Не живете, потому что нельзя
Это жизнью назвать…»
В песне «КПСС» высказывались прямые нелестные реплики в адрес «машины с дьявольским названием КПСС». Удивительно, что Тальков не был объявлен предателем страны. До сих пор в народе ходит версия, что смерть Игоря Талькова никакой не несчастный случай. Многие считали и считают, что имело место политическое убийство.
В годы перестройки были значительно ослаблены политические гонения на известную рок-группу «Машина времени» и ее солиста Андрея Макаревича. В конце перестройки на российском телевидении появилась кулинарная телепередача «Смак», ведущим которой стал Макаревич.
Большое развитие именно во время перестройки получила авторская (бардовская) песня. Проходили концертные выступления многих известных бардов - Булата Окуджавы, Юрия Визбора и многих других. Помимо концертов были также фестивали бардовской песни. Самым известным из них стал Грушинский фестиваль. Он проходил под Куйбышевым (ныне Самара). Сотни простых людей съезжались к сцене выполненной в форме гитары послушать любимых исполнителей-бардов, посидеть у костра с гитарой. В отличие от концертов, на Грушинский фестиваль не продавались билеты, и не взималась никакая другая плата. Это был как туристический поход.
Изменения произошли и на телевидении. В эфире каналов центрального вещания начали появляться интересные телепередачи. Открылась дорога в свет многим молодым журналистам-телевизионщикам. В числе открывавшихся в то время телепередач были и передачи, в которых обсуждались темы политики. При чем они не были абсолютно «гладкими». Обсуждались не только позитивные с точки зрения действовавшей в то время власти вопросы и не только с положительной стороны, но и негативные моменты различных вопросов, да и полностью негативные вопросы.
В числе таких новых телепередач была программа Владислава Листьева «Час пик». В ней как раз затрагивались и политические вопросы. Не редко на обсуждение в этой передаче выносились даже весьма острые и противоречивые элементы советского строя. Это, конечно, было в новинку советскому человеку.
Появились и телепередачи, рассказывающие о жизни простых рабочих людей. И опять же в них говорилось не только о хороших элементах человеческой жизни, но и о не совсем приятных.
Не все, конечно, стало сдвигаться только в лучшую сторону. Некоторые довольно популярные и любимые народом телепрограммы были закрыты в годы перестройки.
Коренные перемены наступили и в принципе передачи новостей. В доперестроечные годы, следя за выпусками отечественных новостей, могло сложиться впечатление, что в Советском Союзе никогда не происходило и не происходит ничего опасного. Обо всех катастрофах, происходивших в пределах СССР, старательно умалчивали. Сообщалось о них только в тех случаях, когда ввиду обстоятельств, не представлялось возможным скрыть от общественности информацию о таком происшествии.
Именно в годы перестроечной «Политики гласности» система подачи информации в новостных телепередачах изменилась. Она стала гораздо более полно отражать действительную реальность. А в реальности в Советском Союзе были все те же явления антропогенного, т и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.