Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Ускорение социально-экономического развития страны. Перемены в политическом курсе страны. Представители советской интеллигенции и отношение к ним. Отношение интеллигенции к государственной власти. Активная или пассивная борьба интеллигенции со властью.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 04.01.2009. Год: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Контрольная работа №1
студента I курса, 1 группы,
ОЗО Юридического факультета
Иванченко Д. С.
По истории на тему «Интеллигенция в годы перестройки»
«Понимание необходимости реформ было выношено, я бы сказал, выстрадано обществом. И задача реформаторов состояла не столько в том, чтобы сочинять новые модели и навязывать их обществу, сколько в том, чтобы снять ограничения, тормоза, избавить общество от несвободы и дать возможность для дальнейшего развития в рамках общецивилизационных процессов. Ведь мы через большевистскую модель по сути дела выключили Советский Союз и Россию из этого общецивилизационного процесса.
Я убежден, что реформы были жизненно необходимы. Другое дело - что в результате получилось…»
М. Горбачев о необходимости реформ.
11 марта 1985 года состоялся внеочередной Пленум ЦК КПСС, на котором избрали нового Генерального секретаря - Михаила Горбачева. Совсем скоро на апрельском Пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил с заявлением о необходимости преобразований в жизни Советского Союза. В качестве основного направления он обозначил «ускорение социально-экономического развития страны». Предполагалось совершить масштабную и быструю технологическую модернизацию, переоснащение народно-хозяйственного комплекса, а вместо строительства новых предприятий, направить государственные бюджетные средства на реконструкцию старых. В стране начались серьезные перемены. В мае 1985 года было издано постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Согласно этому постановлению, были введены жесткие ограничения на продажу алкогольной продукции, а ее производство должно было существенно сокращаться каждый год. Однако, как мы знаем теперь, антиалкогольная кампания не принесла ожидаемых результатов. Наоборот, вместо положительных последствий, наступили негативные: с 1985 по 1987 года казна потеряла примерно 70 млрд. рублей! В итоге, кампания была свернута.
Свое последующее развитие новый курс на «ускорение» получил на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986 года. На съезде заявили, что уже к 2000 году экономика страны должна удвоиться, а уже к 1990 году (всего лишь за неполных четыре года) СССР должен достигнуть уровня наиболее передовых стран. Также вводилась новая государственная программа «Жилье-2000», согласно которой каждая советская семья к 2000 году должна была получить отдельную квартиру или дом.
Коренные перемены в политическом курсе страны не могли не отразиться на представителях советской интеллигенции. Небезынтересен вопрос, что и в какую сторону изменилось в их жизни в годы перестройки?
Раскроем для начала значение понятия «интеллигенция» и определим, кто же к ней относится. Само слово «интеллигенция» в своем современном понимании имеет русское происхождение. В качестве термина это понятие стали употреблять с 60-х годов XIX века. Автором термина «интеллигенция» считается русский писатель П. Д. Боборыкин. В 1870 году вышел в свет его роман «Солидные добродетели», в котором Боборыкин и ввел в обиход термин «интеллигенция» истолковав его следующим образом: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века». В. Даль в своем «Толковом словаре» определял термин «интеллигенция» немного точнее - «Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Схожее мнение по поводу определения термина было и у В. И. Ленина. Рассматривая интеллигенцию со стороны особенностей ее деятельности, Ленин интерпретировал этот термин как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.
Отношение к интеллигенции было неоднозначным. Равно как и ее положение в социальной структуре общества. Противоречивые отношения интеллигенции как с властью, так и с простым народом, явились причиной тому, что некоторые ученные России начала XX века считали интеллигенцию новым эксплуататорским классом. Интеллигенцию считали новой эксплуататорской общественной силой. Ей приписывали хищнические черты, и видели в ее действиях нацеленность на возвышение своего социального статуса с последующим классовым господством.
Одно из современных определений термина «интеллигенция» заключается в следующем: «интеллигенция - это крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом».
К интеллигенции можно отнести довольно широкие массы людей. Это и ученные, и религиозные деятели, и писатели, и художники, и музыканты и многие другие посвятившие себя так или иначе умственному труду, если и не состоящему целиком и полностью из творчества, то неразрывно с ним связанному.
Представителями интеллигенции являются люди с совершенно различным образованием, духовным миром и социальным положением. Вместе с тем, говоря об интеллигенции как об определенном общественно-социальном виде людей, нельзя относить к ней людей в произвольном порядке, на основании собственного мнения или идейных убеждений. Современная социальная наука сформировала несколько признаков, являющихся общими для всех интеллигентов. Основными из них считаются:
1)ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идеи справедливости;
2)единство духовного мира интеллигента с духовным миром людей, интересы которых он выражает;
3)верность народу, патриотизм, творческая одержимость;
4)личностное начало для интеллигента - высшая ценность, он стремится к независимости, к свободе вообще, и к свободе самовыражения в частности;
5)непоколебимость в отстаивании своих позиций, вызванных совестью и убеждением;
6)своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма.
Такое выделение общих признаков представителей интеллигенции позволяет лучше понять, кто в действительности к ней принадлежит. И в самом деле, к интеллигенции традиционно относят, например, писателей и деятелей науки. Писателям само собой присущи все вышеперечисленные черты, но так же не лишены их и ученые. Хотя в данном случае уместно, пожалуй, сделать небольшую оговорку - признаками интеллигенции обладают в полной мере лишь те ученые (впрочем, как и писатели), которые занимаются своим делом не столько ради собственной выгоды, удовлетворения собственной алчности, сколько ради самого дела. Как говориться, «наука - ради науки».
Что касается русской интеллигенции, то она всегда считалась интеллигенцией особой. Н. Бердяев в своей книге «Русская идея» высказывался о ней так: «Русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее духовно-социальное образование. … Интеллигенция была идеалистическим классом, классом людей. Целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем. … Интеллигенция была русским явлением и имела характерные русские черты, но она чувствовала себя беспочвенной».
На самом деле, если говорить именно о русской интеллигенции, то не все так просто с определением относящихся к ней категорий людей. В России определение понятия «интеллигенция» связана не только с особенностями профессии человека, но и в значительной степени с его духовной организацией. Представителями русской интеллигенции могут выступать не только высокообразованные люди, занимающиеся умственным трудом. Ввиду национальных особенностей русского народа, в России интеллигент это не только определение рода профессии человека, но, прежде всего, состояние его души. Нравственный настрой, духовная красота, нетерпимость к любым отступлениям от всяких этических норм, трезвая самооценка своей личности, способность понимания человеческого в человеке, способность ощущать трагедии, переживаемые человечеством в целом - вот, пожалуй, главные отличительные черты русского интеллигента.
Интеллигенция всегда была мощной движущей силой во всех сферах социально-общественной жизни. Согласно убеждениям некоторых современных ученых-историков именно сила интеллигенции явилась подлинной причиной перестройки. Ученые утверждают, что «верхушка» советской интеллигенции разочаровалась в идеологии «развитого социализма», формировавшей государственный строй в Советском Союзе и разрушила его при помощи реформ перестройки, продиктованных курсом на «ускорение».
Отношение самой интеллигенции к государственной власти всегда было и остается весьма неоднозначным. В большей степени интеллигенция относится к власти все же непримиримо оппозиционно. История знает немало примеров, когда во главе активных движений направлявших свои силы на борьбу с действовавшей властью, становились люди, которых можно причислить к разряду интеллигентов своих времен.
Активная или пассивная борьба интеллигенции со властью вряд ли когда-либо прекратится. Нет ни одного политического режима, и не может быть ни одного политического курса, который устраивал бы абсолютно всех граждан страны, в которой они установлены. Это наглядно подтверждают любые выборы в Государственную Думу, например, прошедшие 2 декабря 2007 года. Большинство избирателей (более 60 %) проголосовали за представителей политической партии «Единая Россия», а, следовательно, и за их политический курс. Но были среди избирателей и те (более 30%), кто голосовал за представителей других партий, фактически выражая в общей массе несогласие с курсом «Единой России». Вот и получается, что хоть большинство граждан и устраивает в той или иной степени действующий государственный строй, все же имеется немалая часть населения несогласная с ним. Среди представителей интеллигенции, несомненно, найдутся те, кто поддержит и встанет на своего рода защиту интересов того меньшинства, которое против действующей политики.
Вернемся теперь к вопросу о влиянии событий перестройки на представителей русской интеллигенции. Для того чтобы лучше понять сущность этого влияния рассмотрим конкретные примеры. Изменения, произошедшие в жизни русской интеллигенции вследствие перестроечных преобразований, нельзя назвать однозначно положительными или однозначно отрицательными.
В январе 1987 года была объявлена «Политика гласности». Она ликвидировала множество ограничений, запретов на критику, существовавших ранее. Также была существенно уменьшена цензура в средствах массовой информации. Были реабилитированы некоторые литературные деятели, обвиняемые ранее в антисоветской пропаганде. Также начали допускать к открытой печати многие литературные произведения, находившиеся под строжайшим запретом.
Коренные изменения претерпели отношения власти с религией. Простоявший очень долгое время принцип, высказанный В. И. Лениным, «Религия - опиум для народа», как будто отодвинули на задворки. И даже не просто отодвинули, а, быть может, и вообще упразднили.
Еще в начале перестройки, вскоре после объявления «Политики гласности», прошли встречи М. Горбачева с патриархом Российской Православной Церкви Пименом. Кроме того, Горбачев проводил беседы и с представителями других религиозных конфессий.
В 1988 году в Советском Союзе прошли мероприятия, посвященные тысячелетнему юбилею крещения Руси. Разрешили организацию новых религиозных общин, которые прошли официальную регистрацию. В стране открылись духовные учебные заведения и были увеличены тиражи издаваемой религиозной литературы.
Верующим начали возвращать культовые здания, отобранные и закрытые или приспособленные под другие нужды, в годы антирелигиозной политики советского правительства. Коренной перелом взаимоотношений власти с церковью произошел еще и в том, что вместо прежнего повального уничтожения храмов, дали разрешение на строительство новых.
Нескольких особо выделяющихся церковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет СССР.
Как ни старались в свое время предыдущие главы страны уничтожить в России религию, она никогда не исчезала из душ русских людей. А с введением новой государственной политики, люди перестали бояться выражать свои религиозные убеждения. Таким образом, люди получили право на свободное вероисповедание, которое позднее было закреплено в новой конституции.
Перемены в годы перестройки произошли в жизни многих известных людей. Так, например, произошло с известным русским писателем Александром Солженицыным. 13 февраля 1974 года развернутая некоторое время назад в прессе кампания против Солженицына достигла своего пика. Солженицын был арестован и заключен в изолятор Лефортово. Тогда же его лишили советского гражданства и выслали из страны. Еще в самом начале перестройки его продолжали обвинять «предательской деятельности». Однако благодаря «Политике гласности», снимавшей многие ограничения, отношение власти к Солженицыну стало меняться. В Советском Союзе стали печатать его произведения. В конце 1988 года шестнадцать деятелей культуры и писателей к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.Горбачеву с протестом против задержки публикации в журнале «Новый мир» книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В тоже время другая группа писателей Советского Союза предложила Секретариату правления союза писателей СССР восстановить Солженицына в рядах Союза.
Окончательно ситуация поменялась в 1990 году. Вышел в свет полный текст книги «Архипелаг ГУЛАГ». В журнале «Новый мир» начинаются публикации романа «В круге первом». А 16 августа указом президента СССР Солженицын был восстановлен в советском гражданстве. В том же году Солженицыну присудили государственную премию за «Архипелаг ГУЛАГ», от которой он отказался, сказав: «Эта книга - о страданиях миллионов, и я не могу собирать на ней почет».
Перемены также коснулись и представителей музыкального творчества. Были разрешены исполнители, которых слушали и раньше, но «из подполья». Среди них известный русский рок-исполнитель Игорь Тальков. Много интересного связано с этим именем. Ему вроде бы и разрешили петь, разрешили выступать на концертах, но, тем не менее, недовольство советским правительство его творчеством не уменьшилось. Но это и понятно. Во многих своих песнях Тальков прямо высказывался против многих существующих гранях советского строя. Вспомнить хотя бы некоторые из его известных песен «КПСС», «Глобус» и «Россия». Их тексты не могли не вызывать у действовавшего тогда правительства резко негативные отклики. Например, в песне «Глобус» есть такие строки:
«Покажите мне такую страну,
Где герои-ветераны войны живут хуже рабов…»
«Не вращайте глобус, люди -
Вы не найдете.
На планете земля
Стран таких не отыскать,
Кроме той роковой,
В которой вы все не живете.
Не живете, потому что нельзя
Это жизнью назвать…»
В песне «КПСС» высказывались прямые нелестные реплики в адрес «машины с дьявольским названием КПСС». Удивительно, что Тальков не был объявлен предателем страны. До сих пор в народе ходит версия, что смерть Игоря Талькова никакой не несчастный случай. Многие считали и считают, что имело место политическое убийство.
В годы перестройки были значительно ослаблены политические гонения на известную рок-группу «Машина времени» и ее солиста Андрея Макаревича. В конце перестройки на российском телевидении появилась кулинарная телепередача «Смак», ведущим которой стал Макаревич.
Большое развитие именно во время перестройки получила авторская (бардовская) песня. Проходили концертные выступления многих известных бардов - Булата Окуджавы, Юрия Визбора и многих других. Помимо концертов были также фестивали бардовской песни. Самым известным из них стал Грушинский фестиваль. Он проходил под Куйбышевым (ныне Самара). Сотни простых людей съезжались к сцене выполненной в форме гитары послушать любимых исполнителей-бардов, посидеть у костра с гитарой. В отличие от концертов, на Грушинский фестиваль не продавались билеты, и не взималась никакая другая плата. Это был как туристический поход.
Изменения произошли и на телевидении. В эфире каналов центрального вещания начали появляться интересные телепередачи. Открылась дорога в свет многим молодым журналистам-телевизионщикам. В числе открывавшихся в то время телепередач были и передачи, в которых обсуждались темы политики. При чем они не были абсолютно «гладкими». Обсуждались не только позитивные с точки зрения действовавшей в то время власти вопросы и не только с положительной стороны, но и негативные моменты различных вопросов, да и полностью негативные вопросы.
В числе таких новых телепередач была программа Владислава Листьева «Час пик». В ней как раз затрагивались и политические вопросы. Не редко на обсуждение в этой передаче выносились даже весьма острые и противоречивые элементы советского строя. Это, конечно, было в новинку советскому человеку.
Появились и телепередачи, рассказывающие о жизни простых рабочих людей. И опять же в них говорилось не только о хороших элементах человеческой жизни, но и о не совсем приятных.
Не все, конечно, стало сдвигаться только в лучшую сторону. Некоторые довольно популярные и любимые народом телепрограммы были закрыты в годы перестройки.
Коренные перемены наступили и в принципе передачи новостей. В доперестроечные годы, следя за выпусками отечественных новостей, могло сложиться впечатление, что в Советском Союзе никогда не происходило и не происходит ничего опасного. Обо всех катастрофах, происходивших в пределах СССР, старательно умалчивали. Сообщалось о них только в тех случаях, когда ввиду обстоятельств, не представлялось возможным скрыть от общественности информацию о таком происшествии.
Именно в годы перестроечной «Политики гласности» система подачи информации в новостных телепередачах изменилась. Она стала гораздо более полно отражать действительную реальность. А в реальности в Советском Союзе были все те же явления антропогенного, т и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.