Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 07.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: "Итоги Второй Мировой войны для СССР"
Введение
Актуальность темы. История Второй мировой войны и ее итоги для человечества не утратили своей актуальности и в наше время. Остаются уроки, которые мировое сообщество извлекло из событий более чем полувековой давности. Два года назад весь мир отмечал 60-летие Победы и во многих странах развернулись острые дискуссии на эту тему. Причем зачастую это были не просто споры о трактовке того или иного события времен войны, а совершенно противоположные нравственные оценки ее итогов, которые имеют непосредственное отношение к современной европейской и мировой политике. Ведь история - это политика, обращенная в прошлое.
Вот почему, обсуждая эту тему, мы несем немалую моральную ответственность и перед теми, кто своей жизнью заплатил за разгром нацизма, и перед новыми поколениями, узнающими о войне из учебников, литературы и кинофильмов. Это - ответственность за то, чтобы не только отстоять историческую правду о войне, но и закрепить в общественном сознании правильность понимания ее уроков с точки зрения современного мирового развития.
Вторая мировая война стала глобальным сражением, превосходившим по своим масштабам все предшествующие вооруженные конфликты в мировой истории. В ней столкнулись не просто различные интересы государств и даже не столько различные идеологии, сколько диаметрально противоположные подходы к самим основам существования человечества. Впервые в истории ставкой в этой борьбе было сохранение жизни целых народов. И те, кто сегодня ставит под сомнение роль и значение нашей страны в ней, забывают, что без России этих стран и на карте могло бы не быть.
Главный пропагандистский тезис, используемый при этом, заключается в том, что с освобождением их стран от фашизма пришла не свобода, а оккупация, за что нынешняя Россия должна извиниться. Совершенно очевидно, что обвинять Россию исповедующим этот подход политическим деятелям сейчас просто выгодно. Во-первых, они рассчитывают на расположение тех, кто в последнее время нещадно критикует Россию по каждому поводу. А во-вторых, требование извинений, равнозначное признанию вины, влечет за собой уже требование финансовой компенсации, территориальные претензии и так далее.
Суть попыток искажения военной истории заключается и в стремлении принизить роль Советского Союза в победе над фашизмом. Конечно, никто в России не снимает ответственности за содеянное сталинским режимом, но и хотелось бы напомнить, что именно в СССР и новой России были разоблачены преступления того периода. Главный итог войны - не просто победа одной коалиции государств над другой. По существу это победа сил созидания и цивилизации над силами разрушения и варварства, победа жизни над смертью.
Война обернулась величайшей трагедией для народов Европы и мира, независимо от того, на чьей стороне воевали их государства. Долг историков - сказать правду об этой трагедии, но она не должна служить предметом политических спекуляций. В оценках итогов войны нельзя допустить смещения нравственных ориентиров. Выступая 27 января 2005 года в Освенциме, президент Владимир Путин назвал глубоко аморальными попытки переписать историю войны, уравнять в правах жертв и палачей, освободителей и оккупантов. Историю нельзя переписывать в угоду политикам.
Цель работы - в данном исследовании мы хотим определить, как повлияла Вторая мировая война на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы; как в условиях огромных демографических и экономических потерь развивалась внутренняя и внешняя политика государства. Данный вопрос актуален и в наше время, потому что многие проблемы, возникающие сегодня у России во внутренней и внешней политике своими корнями уходят в послевоенный период истории СССР.
Задачи - для выполнения заданной темы мы должны изучить следующие вопросы:
- как сложились отношения СССР и стран союзников после войны;
- выяснить, какие экономические и демографические потери понес Советский Союз в этой войне;
- как шел процесс восстановления и развития экономики и хозяйства СССР;
- узнать, какова была внутренняя политика государства и партии;
- как отразилась победа на жизни обычных людей в СССР.
Краткая характеристика источников. При написании этой работы основные данные я получила из книги французского историка и журналиста Н. Верта «История Советского государства. 1990-1991». Данная книга привлекла меня тем, что она написана независимым исследователем, который неоднократно писал работы, посвященные истории России. При написании своей книги он использовал не только российские источники, но работы английских, американских и французских авторов. Многие работы российских авторов, которыми пользовался Н. Верт, были изданы в современное время, поэтому данные, получаемые оттуда, были намного меньше искажены идеологией и цензурой. Кроме того, к моменту издания книги Н. Верта, были открыты архивы и данные о реальных фактах и событиях, происходивших во время войны, поэтому они нашли отражение в его книге.
Большую ценность представляют мемуары маршалов Советского Союза Жукова Г.К. и Василевского А.М. Единственным их недостатком является то, что они подвергались жесткой цензуре, и поэтому авторы не могли в них указать реальные промахи и потери СССР во время войны, не могли во всеуслышание оценить стратегию и действия противника. Критика поведения Сталина и советского правительства в тактике ведения войны тоже не могла найти в их мемуарах места. Кроме того, при написании данной работы мне требовались статистические данные и хронология событий и переговоров конца войны, а этих мемуарах такие данные практически отсутствуют.
1. Международные отношения в мире после конца войны. Положение СССР на мировой арене в этот период

1.1 Расстановка и соотношение сил в мире в конце войны

Главным итогом шестилетней кровопролитной войны, в которой участвовало 61 государство с населением 1700 миллионов человек, т.е. ? всего человечества, стала победа демократических сил объединенных в антифашистский блок государств различных социально-экономических систем. [14, с. 319] Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке, в соотношении сил на мировой арене. Представители наиболее реакционных сил - итальянский и германский фашизм, а также японский милитаризм, потерпели крах. Они были разгромлены объединенными усилиями несовместимых, но одинаково ненавидимых ими советских коммунистов и буржуазных демократов.
Послевоенная обстановка в мире резко изменилась. Германия, Италия, Япония были не просто разгромлены, а в этих странах предстояли коренные преобразования всей структуры общественной и экономической жизни, связанные с деидеологизацией, демилитаризацией, заменой властных органов и официального руководства. Дальнейшие их союзнические взаимоотношения исключались международными обязательствами стран антигитлеровской коалиции.
Великобритания и Франция были экономически ослаблены войной, и необходимо было время для восстановления их былого престижа на мировой арене. К тому же в этих странах и их колониях обострились классовые противоречия. Быстро росла организованность и сознательность рабочего класса, усиливалось влияние профсоюзов и коммунистических партий на широкие слои населения.
Разгром агрессоров, ослабление колонизаторов, усиление социализма способствовали борьбе народов за национальную независимость. До второй мировой войны в колониальных и полуколониальных странах проживало 1,5 миллиарда человек, т.е. 65% всего населения. К началу пятидесятых годов от колониального ига освободились 1,2 миллиарда человек. [14, с340] Самостоятельными государствами стали Бирма, Индия, Индонезия, Иордания, Ливан, Пакистан, Сирия, Филиппины, Цейлон и другие.
Изгнание оккупантов из Польши, Чехословакии, Франции, Бельгии, Голландии, Югославии, Албании, Греции, Китая, Кореи, Вьетнама и других стран избавило многие народы от иноземного владычества. В Болгарии, Румынии, Венгрии, Италии, Финляндии, которые были союзниками гитлеровской Германии, произошли кардинальные изменения, поставившие народы перед выбором дальнейшего пути своего развития.
США, укрепившие свои позиции и обогатившиеся, были полны амбиций на мировое господство. Монопольное владение атомной бомбой усиливало их претензии.
Международное положение СССР поле войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Положение в соотношении сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире, однако в области некоторых видов военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого понес огромные потери.
Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, несмотря на то, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью.
В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сферы советского влияния. Эти два взаимоисключающих подхода отражались в позициях, дискутирующихся в партийном руководстве. Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход возобладал в первые месяцы после Ялтинской конференции, - вероятно, при личном содействии Сталина, который полностью поддерживал концепцию зон влияния, ободренный успехами в Польше, Румынии и Чехословакии и желавший добиться окончательного признания СССР в качестве сверхдержавы.
В условиях все более поляризующегося мира эта политика привела в последующие годы к образованию блоков и конфронтации. Впрочем, усиление напряженности всегда умело дозировалось и с одной, и с другой стороны в зависимости от того, как каждый лагерь видел свою сферу влияния и оценивал свою волю к сопротивлению.
Таким образом, мировое сообщество вновь было разобщено, как и после первой мировой войны, но отчетливо намечались два противоположных социально-политических лагеря во главе с США и СССР. Предстояло не просто идеологическое противостояние, а самая ожесточенная борьба за союзников и сферы жизненных интересов
1.2 Ялтинская и Потсдамская конференции 1945 года

В начале 1945 года, когда близость победы над Германией уже не вызывала сомнений, союзники решили встретиться, чтобы в свете новой политической и военной ситуации окончательно определить основные черты послевоенного мирового устройства. Эти вопросы стали предметом переговоров на Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 г.). В течение недели был решен ряд фундаментальных вопросов:
- на конференции было принято решение о создании Организации Объединенных Наций для поддержания мира и обеспечения безопасности народов;
- было принято решение о восточной границе Польши, столь важной для Советского Союза;
- договорились о принципах и формах осуществления безоговорочной капитуляции Германии и оккупации ее территорий; было решено разрушить вертмах, ликвидировать или взять под контроль германскую военную промышленность; судить всех военных преступников; распустить фашистские организации и их учреждения;
- было принято решение о взыскании с Германии военных убытков в размере 20 миллиардов долларов. [4, с. 327]
Сталин ловко играл на противоречиях между англичанами и американцами и на доверии, которое питал к нему Рузвельт. На этой конференции Сталин добился для Советского Союза желаемых результатов. Не вызвал споров принцип военной оккупации Германии, но при этом СССР отклонил предложение США и Англии по разделу Германии на три-семь государств. Было принято решение рассматривать Германию как единое государство. В обмен на открытие через три месяца после капитуляции Германии СССР военных действий против Японии, к нему присоединялись Курильские острова и южный Сахалин, а также право на аренду Порт-Артура и эксплуатация железнодорожного комплекса в Маньчжурии.
И, наконец, западные союзники признали обоснованность требований по репарациям - 10 миллиардов долларов (половина от всей суммы) доставались СССР. Получение репарации состояло бы в вывозе товаров и капиталов с территории Германии, а также использование рабочей силы.
Ялтинская конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе», предусматривающую проведение согласованной политики трех держав в освобожденных европейских странах, образование демократических учреждений, создание условий внутреннего мира, оказание помощи освобожденным народам.
Атмосфера на Потсдамской конференции была гораздо прохладнее, чем на Ялтинской. Центральное место в работе занял вопрос о Германии. Были подписаны «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Верховную власть в Германии должен был осуществлять Контрольный Совет в составе главнокомандующих оккупационными вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции. Контрольный Совет должен был осуществить полную демилитаризацию Германии, ликвидировать промышленность, которая могла быть использована для военного производства. Предусматривалась ликвидация всей системы нацистского государства, фашистской партии и всех ее организаций, средств нацистской милитаристической пропаганды. Военные преступники подлежали аресту и суду.
Конференция рассмотрела ряд территориально-политических вопросов. СССР передавался Кенигсберг, территория Польши значительно расширялась на западе за счет Германии. Были заложены основы для подписания серии мирных договоров, учитывающих геополитические интересы СССР и подтверждавших его границы, сложившиеся в 1939 году.
Решения Потсдама были выполнены лишь частично, так как в конце 1945 г. - начале 1946 г. произошло значительное расхождение бывших союзников. С 1946 года в международных отношениях началась эра холодной войны - появился так называемый «железный занавес», обостренное противостояние между двумя общественно-политическими системами.
Одним из главных результатов Ялтинской и Потсдамской конференций было установление географических границ государств в Восточной Европе. Эти границы были подтверждены в 1975 году Хельсинским соглашением.
1.3 Нюрнбергский процесс

Еще в ходе войны союзники поставили вопрос о необходимости наказания руководителей фашистской Германии, развязавших Вторую мировую войну. Этот вопрос был подтвержден на Ялтинской конференции. В связи с этим решением после капитуляции Германии в Нюрнберге состоялся суд над руководителями Третьего рейха, проходивший с декабря 1945 года по октябрь 1946 года. Он осуществлялся специально созданным Международным военным трибуналом стран-победительниц.
Суду были преданы политические и военные руководители фашистской Германии - Геринг, Гесс, Риббентроп, Кальтенбруннер, Кейтель и другие. Было предъявлено также обвинение крупнейшим промышленникам - Шахт, Шпеер, Круп, сыгравшим видную роль в поддержке фашизма. Всем им вменялись в вину организация и осуществление заговора против мира и человечности, развязывание тотальной войны, убийство военнопленных и жестокое обращение с ними в концлагерях, разграбление общественной и частной собственности, в целом - совершение тягчайших военных преступлений.
Обвинение было выдвинуто также против организаций и их членов: национал-социалистической партии, штурмовых (СА) и охранных (СС) отрядов, службы безопасности, тайной полиции (гестапо). На суде были рассмотрены письменные свидетельские показания и тысячи документальных доказательств о злодеяниях фашистов.
В начале октября 1946 года был оглашен приговор. Фактически все подсудимые были признаны виновными в осуществлении заговора для подготовки и ведения агрессивных войн, в преступной агрессии против многих стран. Главные виновники были приговорены к смертной казни, остальные - к пожизненному заключению. Трибунал признал преступными организациями СС, гестапо, СД и руководящий состав нацистской партии.
Нюрнбергский процесс - первый в мировой истории суд, признавший агрессию тягчайшим уголовным преступлением, наказавший как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн. Страны - союзники в данном процессе действовали вместе и выполнили одно из решений многочисленных послевоенных конференций.
1.4 СССР и страны-победители в решении германского вопроса

Важнейшей и сложнейшей проблемой послевоенного мирного урегулирования, дальнейших взаимоотношений великих держав являлся германский вопрос. Его решение осложнялось тем, что Германия была разделена на четыре зоны оккупации.
Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная конференция, проходившая в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 год, были посвящены главным образом
В первой половине 1948 года в Лондоне состоялся ряд совещаний представителей США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, которые завершились принятием решения о создании Федеративной Республики Германии и проведении там выборов. В знак протеста против этого решения советская сторона вышла из союза по контролю за Берлином, что привело к ликвидации четырехсторонней администрации Берлина. Западные страны ответили на это выпуском новой денежной единицы - марки, общей для их трех зон. В свою очередь, СССР через несколько дней ввел новую денежную единицу в своей зоне, заявив, что она будет иметь хождение во все Берлине. 24 июня 1948 года СССР устанавливает полную сухопутную блокаду западных секторов Берлина, снабжение которых вплоть до мая 1949 года будет проводиться по воздушному мосту.
23 мая 1949 года было объявлено о создании Федеративной Республики Германия. В ответ на это созванное в Восточном Берлине Народное собрание приняло Конституцию «демократической неделимой Германии». 7 октября 1949 года, была провозглашена Германская Демократическая Республика, которой Советский Союз передал все гражданские полномочия.
Сепаратные, раскольнические действия великих держав покончили с единством Германии и привели к резкому обострению международной обстановки.
1.5 Образование мировой системы социализма во главе с СССР

Освобождение стран Восточной Европы Красной Армией проходило с участием национально-патриотических сил, что обусловило во многих из них победу народно-демократических революций. Революционные преобразования в странах Европы, а так же в Китае, Корее и Вьетнаме проходили в сложной внутренней и международной обстановке, в условиях ожесточенной классовой борьбы в каждой стране и постоянного вмешательства в их внутренние дела со стороны мировых держав. Борьба шла по коренному вопросу - дальнейший путь политического и социально-экономического развития.
Освобождение несло большое политическое влияние. При поддержке советским командованием коммунистических и рабочих партий в ряде стран начались социалистические преобразования со всеми негативными последствиями советского опыта. Начал формироваться новый политизированный блок государств социалистического содружества, что закономерно вело к обострению противоречий бывших союзников по антигитлеровской коалиции в разделе сфер влияния.
В Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Югославии и Чехословакии к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Их руководители провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.
В 1947 году представители коммунистических партий Восточной Европы создали Коммунистическое Информационное Бюро (Коминформбюро). В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - империалистический и демократический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов руководства СССР.
В 1949 году в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами Восточной Европы была создана экономическая организация - Совет Экономической Взаимопомощи. (СЭВ). Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.
Однако уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия. По мнению руководителей некоторых стран, советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление СССР к утверждению модели советской системы развития привел к советско-югославскому конфликту. Югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. В августе 1949 года СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Последствия разрыва были тяжелы для Югославии. Так как все ее экономические соглашения с восточноевропейскими странами были аннулированы, она оказалась в блокаде.
В других странах восточной Европы, под контролем «советников» из сталинского МГБ, прошли две волны чисток. Первая была направлена против национальных политических лидеров, замененных на «москвичей» - людей, своим прошлым более тесно связанными с СССР. Вторая ударила по коммунистам преимущественно еврейской национальности; их основное преступление состояло в том, что, будучи в прошлом членами интербригад или работая в Коминтерне, они были свидетелями сталинских методов «чистки» конца тридцатых годов, примененных теперь в коммунистических партиях восточноевропейских стран. Ежедневная критика «гитлеро-фашистского титоизма», охота за уклонистами всех мастей должны были показать невозможность любого другого пути к социализму, кроме избранного СССР.
Так сколачивался союз государств социалистической ориентации коммунистически-сталинского типа. К тому же наиболее слабые политические режимы были подкреплены присутствием советских войск в Румынии, Венгрии. Польше, Чехословакии и ГДР. Политическое и военное давление усугублялось экономическим влиянием СССР.
1.6 Начало «холодной войны»

В развитии основных проблем международной жизни в послевоенные годы наиболее ясно проявилось противостояние блоков во главе с США и СССР, которое переросло в «холодную войну». «Идеологическим манифестом» этого процесса явилась речь Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне, штат Миссури, США в присутствии президента Трумена. Впервые после войны на мировом уровне провозглашался «крестовый поход» против коммунизма и выдвигалась программа американо-английского мирового господства.
Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 году в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.
1949-1950 года стали кульминацией «холодной войны». Англичане опасались за судьбу своей колониальной империи, американцы были полны решимости ограничить сферу советского влияния, обеспечить свои действия по расширению политического, экономического и военного господства США.
Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 году по инициативе Англии был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств в Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.
1949 год был крайне опасным годом, поскольку СССР уже не сомневался, что американцы надолго останутся в Европе. Но все же он принес советским руководителям и удовлетворение: 26 сентября 1949 в Советском Союзе была испытана атомная бомба, а 20 августа 1953 года - водородная. [14, с. 350] Таким образом, СССР стал обладателем самого мощного смертоносного оружия.
Так противостояние двух противоположных социально-экономических систем перерастало в вооруженную конфронтацию, в основе которой лежала не только классовая неприязнь, но и неспособность дипломатии консолидировать миролюбивые демократические силы и остановить организаторов «холодной войны». К тому же человечество еще не осознавало смертельную глобальную угрозу ракетно-ядерного вооружения.
2. Восстановление и реконструкция экономики в СССР после войны. Оценка потерь Советского Союза
2.1 Экономические и демографические потери СССР во Второй Мировой войне

Возвращение к мирной жизни предполагало, прежде всего, восстановление экономики и ее переориентацию на мирные цели. Нанесенные войной человеческие и материальные потери были очень тяжелы. Их масштаб определялся не только жестокостью нацистов по отношению к населению, состоящего, по их мнению, из представителей низших рас, грабежом обширных территорий, находившихся под немецкой оккупацией в отдельных случаях до трех лет, но и ошибками советского командования, приведшим к гибели и пленению миллионов солдат.
В отношении людских потерь итог войны может быть определен только приблизительно, путем сопоставления различных статистических выкладок. Точных данных на до сих пор: приблизительно общин потери убитыми оцениваются в 27 млн. человек. [4, с. 329] это число включает в себя солдат и офицеров действующей армии, военнопленных, лиц. угнанных на принудительные работы, и жертвы среди гражданского населения. В 1946 году население СССР составляло 172 млн. человек; это едва превышало уровень 1939 года, накануне включения в Советский Союз территорий с населением около 23 млн. человек. [4, с. 329] Потери составили шестую часть активного населения, в котором доля женщин после войны достигла 56%. [4, с. 329]
Потери союзников были в десятки раз меньше: США потеряли 405 тысяч, Англия - 375 тысяч своих граждан. Разница огромная, и в несоизмеримых человеческих потерях СССР нельзя обвинять только фашистскую Германию. [14, с. 319]
Потери в экономическом потенциале подсчитаны более точно. 13 сентября 1945 года газета «Правда» опубликовала сообщение Чрезвычайной государственно комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Оккупанты разграбили, разрушили и сожгли на территории СССР 1700 городов, более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова 35 миллионов человек. Было выведено из строя около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей, 13 тысяч железнодорожных мостов, 16 тысяч паровозов, свыше 400 тысяч вагонов. Были разграблены и разорены 98 тысяч колхозов, около 2 тысяч совхозов, 3 тысячи машинно-тракторных станций. [14, с. 324] За годы войны сельское хозяйство СССР лишилось 137 тысяч тракторов, поголовье лошадей сократилось на 50%, свиней на 65%, крупного рогатого скота - на 20%. [4, с. 329]
В сентябре 1945 года сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 миллиардов рублей [4, с. 329] Если же учесть расходы нашей страны на перестройку промышленности на военный лад, ведение войны и потери доходов районов, захваченных фашистами, то ущерб составлял 2 трлн. 596 млрд. рублей. Для сравнения - все доходы государственного бюджета в 1940 году равнялись 180 млрд. рублей. [14, с. 325]
В результате понесенных потерь народное хозяйство было отброшено назад: по производству цемента и выделке деловой древесины до уровня 1928-1929 гг., по выпуску угля, стали, черных металлов до уровня 1934-1938 гг., то есть не менее, чем на 10 лет. [14, с. 325]
Исключительную остроту представляла проблема кадров. Так, по сравнению с довоенным периодом, общая численность рабочих и служащих сократилась более, чем на 5 млн. человек (с 33,9 млн. в 1940 году до 28,6 млн. в 1945 г.), в том числе в промышленности - на 15%, на транспорте - на 9%, в сельском хозяйстве - на 15%. Основную долю рабочей силы составляли женщины, старики и подростки. Резко ухудшился и состав занятых на производстве. Так, численность инженерно-технических рабочих в промышленности в 1945 году была на 126 тыс. меньше, чем в 1940 г. [14, с. 326]
Помимо огромных разрушений война обуслов и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.