На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Общественное положение и темпы развития промышленности Кубы в 70-х первой половине 80-х годов. Проблемы обеспечения Кубы стратегическими материалами после развала СССР, приоритет социальной сферы среди других. Борьба с коррупцией начала 90-х годов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 18.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
по истории
на тему:
"Куба: обострение трудностей"
2009
Своими специфическими особенностями среди других стран Латинской Америки отличалась Куба, остававшаяся единственной страной континента, которая избрала путь построения альтернативного капитализма социалистического общества.
Во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов на Кубе продолжалось начавшееся в предыдущий период упорядочение государственного управления экономикой. В декабре 1975 г. на 1 съезде Коммунистической партии Кубы были одобрены директивы по первому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1976-1980 гг. В январе 1976 г. началось внедрение единой системы управления и планирования экономики, учрежден комитет по ценам. С 1978 г., впервые после 1966 г., возобновилось составление ежегодных госбюджетов.
Среднегодовые темпы роста экономики Кубы в 1976-1980 гг. оказались ниже запланированных. Стали сказываться трудности нового этапа развития, требовавшего большей интенсификации производства, роста капиталовложений. Ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура - упали цены на сахар. Эти проблемы усугублялись неэффективностью самой командно-административной системы, господствовавшей на Кубе, как и в других социалистических странах. Но имелись и достижения. В полтора раза - до 10 млрд. кВт * ч - возросло производство электроэнергии, на 72% - продукции машиностроения. За пятилетку среднегодовое производство сахара-сырца выросло на 25% и составило 7 млн. т. Механизированная уборка сахарного тростника в 1980 г. составила 45%.
Во второй пятилетке, основные направления которой были одобрены на II съезде партии в декабре 1980 г., среднегодовое производство сахара достигло 8 млн. т. Механизированная уборка тростника в 1985 г. поднялась до 62%. За 5 лет удалось сократить число рубщиков тростника с 350 тыс. до 72 тыс. человек. В целом среднегодовые темпы роста экономики Кубы за 1976-1985 гг. превышали 5%.
В сельском хозяйстве государственный сектор сосредоточил с 70-х годов 80% угодий и поставлял основную массу товарной продукции. 20% угодий осталось в распоряжении почти 200 тыс. крестьянских хозяйств, объединенных в Национальную ассоциацию мелких землевладельцев. На их долю в середине 80-х годов приходилось 50-75% урожая табака, кофе, какао, овощей, 18% сахарного тростника, 25% скота. Среди них развивались разнообразные формы кооперации и кооперативных связей с государством. Со второй половины 70-х годов заметное распространение получила производственная кооперация, ранее практически отсутствовавшая. В 1985 г. уже имелось 1378 производственных кооперативов, объединивших 82 тыс. семей и располагавших 1 млн. га. К 1989 г. коллективным хозяйствам принадлежало 12% земельных угодий. 8% земли осталось в руках нескольких десятков тысяч самостоятельных семейных хозяйств. Размеры кооперативов были невелики: в среднем на каждый из них в 1985 г. приходилось 50 семей и 800 га земли. Это были объединения крестьянских семей для совместной деятельности, получавшие помощь от государства. В первой половине 80-х годов им удалось повысить урожайность и доходность своих хозяйств.
Много значили для Кубы экономические связи с другими социалистическими странами в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. К концу 80-х годов 85% внешней торговли острова приходилось на социалистические государства, в том числе 70% - на СССР. Куба постоянно получала из Советского Союза на безвалютной основе, часто в кредит, необходимые ей нефть, черные металлы, удобрения, трактора, грузовики, зерно. Взамен Куба обеспечивала 1/3 потребления сахара в СССР, поставляла цитрусовые и другую продукцию. СССР покупал кубинский сахар по стабильным преференциальным ценам, значительно превышавшим мировые рыночные цены. Помощь Кубе оказывали советские специалисты. СССР и другие социалистические страны помогли Кубе в подготовке собственных квалифицированных кадров. В конце 80-х годов в СССР обучались 8 тыс., кубинских студентов. С участием Советского Союза на острове были построены или реконструированы сотни предприятий. рамках Комплексной программы СЭВ, принятой в 1985 г., Куба специализировалась на развитии электроники и биотехнологии. В 81 г. на Кубе с помощью Советского Союза началось строительство первой атомной электростанции "Хурагуа", затянувшееся, правда, вплоть до 90-х годов и оставшееся незавершенным. В 80-е годы был лажен выпуск продукции электронной промышленности. Куба стала ставить в СССР дисплеи. В 1986 г. был открыт Центр генной инженерии и биотехнологии.
Приоритетное внимание уделялось социальной политике. Куба стала страной всеобщей занятости и грамотности, с обязательным бесплатным 6-летним образованием. К прежним нескольким техническим школам прибавились сотни новых. Количество университетских студентов за 30 послереволюционных лет увеличилось с 15 тыс. до 200 тыс. Численность научных работников превысила 40 тыс. Особенно заметных успехов Куба достигла в здравоохранении. Количество врачей возросло с 6 тыс. до 31 тыс., детская смертность сократилась с 6 до 1,2%, средняя потенциальная продолжительность жизни достигла 74 лет. По обоим показателям Куба обогнала остальные страны Латинской Америки. Большой интерес в ряде стран вызвал опыт Кубы по введению обслуживания населения "семейными врачами", с закреплением определенных семей за конкретными врачами.
В феврале и ноябре-декабре 1986 г. состоялись две сессии III съезда Компартии Кубы, принявшего программу партии, рассчитанную на построение социализма, и директивы по третьему пятилетнему плану на 1986-1990 гг., по которому предусматривались среднегодовые темпы роста экономики - 5% и производительности труда - 3,5%.
Однако выполнить эти задания не удалось. В 80-е годы в развитии кубинской экономики выявились серьезные трудности и недостатки. Углубились хозяйственные диспропорции. Все очевидней становилась неэффективность сложившейся системы хозяйствования, что было общим явлением для всех социалистических стран. Большие средства были вложены в капитальное строительство, не приносившее отдачи из-за растянутых сроков его завершения. В то же время недоиспользовались уже имевшиеся производственные мощности. В строительстве остро ощущалась нехватка рабочей силы, тогда как занятые в народном хозяйстве трудящиеся и их рабочее время использовались часто непродуктивно. Падала дисциплина труда. Рост заработной платы намного опередил темпы повышения производительности труда. Централизованное управление огосударствленной экономикой становилось все более громоздким и неповоротливым. Чрезвычайно разросся административно-управленческий аппарат, достигший в 1984 г. полумиллиона человек, тогда как все население Кубы к концу 80-х годов насчитывало 10 млн. человек. Процветали расточительство, бесхозяйственность, потребительские, иждивенческие настроения. Прогрессировала коррупция.
Напряженные отношения с США побуждали Кубу много внимания и средств уделять обороне. Помимо хорошо обученных и оснащенных регулярных вооруженных сил численностью до 300 тыс. человек Куба в 80-е годы имела 1,5 млн. человек в составе территориального резервного народного ополчения. Большие средства расходовались на социальную политику, на экономическую и военную помощь развивающимся странам. Условия жизни населения оставались скудными. Сохранялась введенная еще в начале 60-х годов карточная система распределения основных продуктов и товаров широкого потребления. Правда, в отличие от остальных латиноамериканских стран, определенный скромный уровень потребления и социальной защищенности, образование, занятость были гарантированы для всего населения, что поддерживало веру масс в преимущества социализма.
После 1975 г. Куба воспользовалась отменой ограничений ОАГ на связи с островом других государств континента и получила кредиты на приобретение новой технологии, оборудования и другие цели, с тем, чтобы с помощью полученных средств ускорить создание конкурентоспособного производства на экспорт. Вырученной затем от экспорта валютой предполагалось расплатиться за кредиты. Однако на этом пути Кубу постигла та же участь, что и другие латиноамериканские страны. Расчеты на выполнение намеченной программы создания новых конкурентоспособных производств и на рост доходов от экспорта не оправдались. В основной отрасли - производстве сахара, дававшего более 70% выручки от экспорта, темпы роста оказались гораздо меньше предусмотренных, причиной чему помимо общей неэффективности экономики были засухи и ураганы 1983-1986 гг. К этому добавились падение цен на мировом рынке на сахар и другие товары кубинского экспорта, увеличение импорта нефти и нефтепродуктов. В связи с ростом потребления внутри страны, Кубе даже пришлось часть валюты затратить на закупку на мировом рынке недостающего сахара, с тем, чтобы выполнить договорные обязательства по поставкам сахара в СССР и другие страны. А тем временем с начала 80-х годов условия кредитования в мире ужесточились. Подскочили проценты и соответственно выплаты Кубы по внешней задолженности, достигшей к 1987 г. 5,7 млрд. долл. Куба оказалась вынужденной сократить расходы на импорт и прибегнуть к экономии получаемых из СССР нефтепродуктов и их частичному реэкспорту на мировой рынок ради получения дефицитной валюты. Выплата по процентам в 1986 г. превысила поступление на Кубу новых валютных средств.
Принадлежа к мировой социалистической системе и восприняв вслед за СССР и другими ее членами при их содействии образец государственно-бюрократического социализма, Куба на новом витке мирового развития оказалась втянутой вместе с ними в полосу растущих трудностей и проблем, завершившихся на рубеже 80-х и 90-х годов глубоким кризисом "реального социализма" и развалом социалистического содружества. Для Кубы это повлекло особенно тяжкие последствия ввиду чрезвычайной зависимости всей ее экономики от внешних факторов, от связей с СССР и другими социалистическими государствами, которые осложнились и стали свертываться.
Возникшие проблемы подверглись острому обсуждению на июльском пленуме ЦК Компартии Кубы в 1986 г. и на второй сессии III съезда партии, принявших решения о начале процесса "исправления ошибок". Главное внимание в экономике обращалось на повышение эффективности труда, преодоление бюрократизма. Разрабатывались меры по совершенствованию хозяйственного механизма, экономии ресурсов, налаживанию дисциплины, сокращению административно-управленческого персонала, борьбе с бесхозяйственностью и хищениями.
Принятые меры не затрагивали основ командно-административной системы и "государственного социализма". Более того, кубинское руководство видело выход из осложнений и неудач в дальнейшем укреплении и развитии централизованной государственной собственности и директивных методов управления, контрольных функций, в недопущении частной собственности, свободного рынка и розничной торговли как ведущих к реставрации капитализма. На первый план выдвигались борьба против корыстных и эгоистических интересов, индивидуализма, стимулирование настроений коллективизма, трудового энтузиазма и "пролетарского интернационализма", веры в коммунистические идеалы. Вновь стали возрождаться лозунги и традиции 60-х годов, в частности массового добровольного труда. В 1987 г. в Гаване свыше 400 тыс. человек безвозмездно отработали на стройках не менее 40 часов каждый.
Кубинское руководство настаивало на сохранении и укреплении Однопартийной политической системы с монополией на власть Коммунистической партии как выражающей интересы всех трудящихся. Компартия опиралась на сеть массовых организаций и являлась основой всей политической структуры общества. Она объединяла в своих рядах в начале 90-х годов свыше 600 тыс. коммунистов. В 1986 г. комсомольская организация насчитывала 600 тыс. членов, Профцентр трудящихся Кубы-3 млн., комитеты защиты революции - 6,5 млн. человек. Почти поголовное вовлечение жителей острова через эти и другие организации, через выборные органы власти в экономическую, социальную и политическую жизнь страны при господстве общегосударственной собственности на средства производства рассматривалось как подлинное народовластие в противоположность буржуазной представительной демократии, отстраняющей основные массы населения от реального участия во власти. В действительности же это была интеграция всего народа в структуры тоталитарного режима с жестко централизованным и бюрократизированным партийно-государственным руководством. Оппозиционная политическая деятельность на острове была запрещена как враждебная народной власти. Непререкаемым авторитетом и неограниченными полномочиями верховного вождя революции продолжал пользоваться глава партии, государства и правительства Фидель Кастро.
С октября 1990 г. стали создаваться народные советы в городских кварталах. В их состав включились делегаты от муниципальных органов власти, промышленных предприятий, общественных и профсоюзных организаций. Основной их задачей должна была стать мобилизация жителей по кварталам на решение конкретных локальных проблем, контроль за деятельностью местных предприятий, бытовых служб, благоустройство территории.
Новые тенденции наметились в отношении партии и государства к церкви и христианству. Была признана необходимость полного включения верующих в общественно-политическую жизнь, обращалось внимание на совпадение социалистических и христианских идеалов. В 1991 г. верующим было разрешено вступать в компартию.
Однако улучшить положение на острове не удалось. Задания третьей пятилетки не были выполнены. ВВП в 1986 г. вырос лишь на 1,4%, а в 1987 г. упал на 3,8%. В 1988-1989 гг. экономические показатели росли на 1-2% в год. В 1990 г. ВВП сократился на 3,6%. Производство сахара в 1990 г. осталось на уровне начала 80-х годов. Внешний долг в валюте к 1990 г. достиг 7,5 млрд. долл. С 1986 г. Куба вынуждена была приостановить выплату внешней задолженности из-за отсутствия наличных ресурсов. Приток новых кредитов практически прекратился. Куба пыталась стимулировать туризм, доход от которого в 1991 г. достиг 300 млн., в 1993 г. - 700 млн. долл. Но это не могло серьезно улучшить обстановку. Давала себя знать и экономическая блокада со стороны соседних США. Несмотря на льготные для Кубы условия товарооборота и экономического сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами, Куба оказалась не в состоянии покрыть расходы на импорт из этих стран и к 1991 г. задолжала Советскому Союзу 19 млрд. руб.
Особо тяжкие последствия для Кубы имел крах дружественных ей режимов в СССР и в Восточной и Центральной Европе в 1989-1991 гг. Россия и бывшие социалистические страны Европы резко сократили торгово-экономические связи с островом - до 7% от прежнего уровня в 1992 г. К тому же они перешли в торговле с Кубой на валютные расчеты по ценам мирового рынка. Для Кубы, экономика которой практически всецело зависела от внешнего рынка, главным образом от связей с данными государствами, это было катастрофическим ударом. Поставки нефти и нефтепродуктов на остров уменьшились с 13 млн. т в 1989 г. до 6 млн. т в 1992 г. В ноябре 1992 г. было подписано новое торгово-экономическо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.