На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Народ Киевской Руси IX- начала XIII в. внес ценный вклад в мировую культуру, создав немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Культура народа. Городская культура. Просвещение. Литература Киевской Руси. Слово о полку Игореве.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

ПЛАН

    ВВЕДЕНИЕ
    1. Культура народных масс. Язычество
    2. Городская культура. Просвещение
    3. Литература Киевской Руси. Былины.
    Летописание. «Слово о полку Игореве»
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сложившееся в IX в. древнерусское феодальное государство (называемое истори-ками также Киевской Русью) возникло в ре-зультате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистиче-ские классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XIV--XVII вв. стремилась искусственно свя-зать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Евро-пы -- скифами, сарматами, аланами; счита-лось, что имя Русь происходит от сармат-ского племени роксаланов.
В XVIII в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, высокомерно отно-сившихся ко всему русскому, создали предвзя-тую теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на не-достоверную часть русской летописи, переда-ющую легенду о призвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев -- Рюрика, Синеуса и Трувора, варягов, норман-нов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны (отряды сканди-навов, разбойничавших в IX в. на морях и реках) были создателями Русского государ-ства. «Норманисты», плохо изучившие рус-ские источники, полагали, что славяне в IX--Х вв. были дикими людьми, которые будто бы не знали ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам, самое имя Русь связывали только с варягами.
История культуры является интересней-шим разделом исторической жизни каждого народа. Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет тому назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Развитие культуры в эпоху Киевской Руси и в XII -- начале XIII в. представляло собой единый поступательный процесс, прерванный татар-ским нашествием; поэтому рассматривать его целесообразно именно в рамках IX -- нача-ла XIII в.

1. Культура народных масс. Язычество

В каждом классовом обществе следует разли-чать культуру трудящихся и культуру господ-ствующего класса. Применительно к Древней Руси это культура деревни и культура городов и замков. Сохранность элементов культуры в обоих случаях различна -- городская, княжеско-боярская культура известна нам значи-тельно лучше, чем деревенская.
Однако знание народной культуры очень важно. Археология знакомит нас с матери-альной культурой древнерусской деревни, с ее хозяйством и бытом, а также с погребальны-ми обрядами (подтверждая слова летописи о погребальных кострах), долгое время сохра-нявшими языческий характер. Для получения более полного представления о народных обычаях, песнях, хороводах, вышивках и пр. применяется метод экстраполяции, заключа-ющийся в следующем: если какое-либо явле-ние возникло задолго до Киевской Руси и до-жило до XIX--XX вв., то независимо от того, отразилось оно в источниках эпохи Киевской Руси или не отразилось, мы имеем право распространить, эстраполировать его и на Киевскую Русь.
Неисчерпаемые богатства народной куль-туры собраны и изучены этнографами в XIX--XX вв.: сказки, былины, песни, заго-воры, пословицы, загадки, языческие обряды (частично переродившиеся в детские игры), красочные наряды и головные уборы, выши-тые полотенца, резная деревянная утварь и архитектурный декор, множество напевов и танцевальных мелодий. Историко-культур-ный анализ этих сокровищ народной культу-ры показал, что многие их элементы весьма архаичны и сохраняют (иногда уже бессозна-тельно) черты мировоззрения древних славян языческой поры, сложившегося задолго до Киевской Руси. Фольклор донес до нас некоторые сюжеты, возникшие еще в ка-менном веке (медвежий праздник "комоедицы") или эпоху подсечного земледелия (игра «а мы просо сеяли»); в вышивках на полотенцах-набожниках мы находим чрезвычайно архаичный облик языческих богинь -- рожаниц -- и Макоши, богини урожая и блага вообще. Метод экстраполяции должен быть применен и к языку: все то, что в современных русских, белорусских и украинских говорах восходит к древнему общеславянскому языку, сложившемуся за две-три тысячи лет до Киевской Руси, все это характеризует язык, а следовательно, и культуру самой Киевский Руси. Применив этот метод, мы получим дополнение к языку литературных произведе-ний народный лексикон, отразивший хозяй-ство, быт, военное дело, семейные отноше-ния, представления об окружающей природе (названия различных видов ландшафтов, трав, цветов, деревьев, зверей, птиц), о при-родных явлениях и т.д.
Сумма данных, полученных методом осторожной, научно обоснованной экстрапо-ляции, очень важна, ибо свидетельствует о достаточно высоком уровне русской народной культуры, на основе которой создавалась и культура феодальных верхов Киевской Руси.
Картина мира тогдашнего славянина основывалась на геоцентрическом восприятии Вселенной: Земля неподвижна, а планеты и звезды вращаются вокруг нее; ночью Солнце проплывает по предполагаемому подземному океану. В языческих верованиях объединились представления различных этапов первобыт-ности. В одном из поучений XII в., напра-вленных против язычества, так описана исто-рия верований: в древности люди верили в то, что миром управляют безликие злые и доб-рые силы (вампиры и «берегины»), которых следует задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц -- двух богинь плодовитости и плодородия, а еще позже -- вера в верховное божество не-ба и Вселенной -- в Рода, от которого зависит жизнь и благополучие всего живо-го в природе. Рода приравнивали к египет-скому Озирису, библейскому Ваалу, и хрис-тианскому богу-творцу: вера в него (Рода), вызывавшая гнев церковников, держалась до XIV -- XV вв.
Последним этапом язычества в поучении считалась вера в Перуна- громовержца (княжеско-дружинный культ воинственного бога грозы). Схема поучения близка к истине. Очень важно отметить, что во время его написания все виды верований, возникшие на протяжении многих тысячелетий, сосуще-ствовали у современников этого поучения, они прослеживаются в пережитках у русского крестьянства XIX в. Кроме верховных божеств, верили в леших, водяных, домовых (кутный бог) и русалок; считалось, что последние помогают орошать нивы. Важным богом был Велес (Волос), древнее божество зверей, скота и богатства.
Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Прине-сение жертв было как бы совместной трапе-зой с божеством -- часть уделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру. Существовал устойчивый календарь годовых языческих аграрных в основе молений. В но-вогодние «святки» (с 25 декабря по 6 января) молились всем богам, устраивали пиры, маскарады (рядились в звериные шкуры), гадали о предстоящем годе и заклинали судьбу сделать год счастливым и урожайным. Девушки гадали о своих женихах.
Весною в день равноденствия справляли праздник солнца (бога Хорса), пекли в его честь блины, скатывали с гор горящие колеса, праздновали пробуждение медведя от зимней спячки. Ряд обрядов сопровождал пахоту и сев. Во время созревания хлебов происходили «зеленые святки», прославление раститель-ной силы («Ярило») и моления к русалкам о дожде. Главным летним праздником был день Купалы (24 июня), когда разжигали большие костры и прыгали через них. 20 июля приносили кровавые жертвы Перуну, чтобы грозы не побили почти созревшие хлеба. Осенью было несколько праздников урожая, из них важнейших два -- один после уборки снопов с поля (15 августа) и другой после обмолота, когда были закончены все работы (8 сентября); это были праздники в честь Макоши и рожаниц. Языческие праздники отмечались хороводами, песнями, общими пиршествами. Праздничная одежда была ще-дро украшена цветной вышивкой с различны-ми, архаичными, символическими узорами. В зимнее время, когда женщины пряли лен и шерсть, в деревнях устраивались «посиде-лки», «беседы», во время которых пелись песни, рассказывались сказки, передавались древние сказания, молодежь соревновалась в разгадывании загадок.
Важным разделом народной культуры были эпические и мифологические сказания, передававшиеся из поколения в поколение. В них прослеживаются мифы о первых кузне-цах, о начале пашенного земледелия (I тыся-челетие до н.э.), о давних битвах со степны-ми кочевниками, олицетворенными в обра-зе жестокого и кровожадного Змея Горыныча.
До времен феодальной раздробленности дожили народные сказания о реальных исто-рических событиях II--VI вв. н.э. Автор «Слова о полку Игореве» упоминает о «веках трояних» (время расцвета славянской жизни во II--IV вв. н.э.), о «времени Бусовом» (по-ражение славян в битве с готами около 375 г.) и о движении славян на Балканы в VI в. н.э., когда путь славян-колонистов лежал «в тропу Траяню» -- к низовьям Дуная, где стоял грандиозный сорокаметровый памятник рим-скому императору Траяну («Тропеум Траяни»).
На основе народной культуры у славян в процессе сложения государственности начи-нает складываться культура княжеско-боярских верхов. Меняются внешний быт, пос-тройки, одежда, оружие. Ежегодные экспеди-ции киевских князей в наиболее развитые страны тогдашнего мира -- в Византию, в Халифат (Багдад, Балх, Рей) -- знакомили русских людей с укладом жизни, достижения-ми в развитии ремесла, роскошью Востока; многое из утвари, оружия и тканей князья покупали и привозили домой.

2. Городская культура. Просвещение

Фео-дальная культура полнее всего проявилась в городах. Но следует помнить, что средневе-ковый город не был единым -- его население составляли феодалы, богатые купцы и духо-венство, с одной стороны, и простые посад-ские люди -- городские низы (мастера, мел-кие торговцы, матросы «корабельных пристаниц», работные люди) -- с другой. Руками горожан, их умом и художественным вкусом создавалась бытовая часть феодаль-ной культуры: крепости и дворцы, белока-менная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах и бармах, корабли с носами «по-звериному», серебряные брасле-ты с изображением русальных игрищ. Масте-ра гордились своими изделиями и подписыва-ли их своими именами.
Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать. Именно горожане--мастера и куп-цы, воины и мореплаватели -- видоизмени-ли древнее понятие крошечного сельского мира (в один день пути!), раздвинув его рамки до понятия «весь мир».
Именно здесь, в городах, посадские люди увлекались веселыми языческими игрищами, поощряли скоморохов, пренебрегая запрета-ми церкви. Здесь создавалась сатирическая поэзия, острое оружие социальной борьбы, рождались свободолюбивые идеи еретиков, поднимавших свой голос против монастырей, церкви, а порой и против самого бога. Посадские «черные люди» исписывали в XI--XII вв. стены киевских и новгородских церквей веселыми, насмешливыми надпися-ми. Эти рисунки и письмена разрушают легенду о повсеместном распространении ре-лигиозности во времена средневековья.
Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот XI--XV вв. Целый новый мир открылся исследователям при их изучении. Торговые сделки, частные письма, записки, посланные с нарочным, отчеты о выполнении хозяйственных работ, донесения о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают нам эти ценные документы.
У древних славян в XI в. после принятия христианства появились две азбуки: глаголи-ца и кириллица. На Руси в X--XIII вв. обе они были известны, но глаголица применялась изредка лишь для тайнописи, а кириллицей, упрошенной Петром Великим, мы пользуемся до сих пор, устранив (в 1918 г.) излишние буквы (). В основе кириллицы лежала греческая азбука. К сожалению русские люди заимствовали у греков и их неудобную цифровую систему, возникшую еще задолго до нашей эры. Неудобство греческой цифровой системы заключалось в том, что в ней отсутствовал нуль и цифры обозначались буквами. Арифметические действия были крайне затруднены и требовали специального прибора, который на Западе полу и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.