На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Роль личности Курманжан в истории Кыргызстана. Изменения в общественно-политической жизни Кыргызстана во второй половине XIX века. Политическая деятельность Курманжан-датки в 60-90-х годах, её прогрессивный характер. История жизни потомков Курманжан.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 29.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
Содержание
    Введение
      Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
      Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
      Заключение
      Список используемой литературы:

Введение

Её открыли все, кто причастен к появлению двух замечательных изданий, соприкасающихся с великой личностью "матери кыргызской нации", овеянной легендами и оставшейся в веках благодаря историческим хроникам и записям тех, кто имел счастье видеть ее и общаться с этой подлинной "Царицей гор".

Первая книга "Горная царица "Курманжан и ее время" издана благотворительным фондом, носящим имя Курманжан датки, и вышла она в издательстве "Илим" под редакцией академиков А. Какеева и В. Плоских. Издание это замечательно иллюстрировано, и все его разделы. Представляют собой как бы новый экскурс в какую-то иную ипостась неведомый уголок жизни и свершений этой выдающейся государственной деятельницы, тонкого дипломата, удивительной матери, феноменальной личности и мудрой провидицы. И её появление на исторической арене, как горянки-мусульманки, алайской царицы, Президент А. Акаев в предисловии к изданию называет явлением уникальным и в то же время глубоко органичным. Она явление национальной истории уже потому, что сама активно сию историю творила и вершила. Женщина, сумевшая достичь высот государственной власти тех непростых лет и как бы предвидевшая драматизм своей судьбы, пошла на это, не ведая страха, так как сжигала себя лишь одним, но воистину государственным желанием в условиях жестокого века защитить свой народ и вывести его на путь правды, веры, самососознания себя в мироустройстве той далекой поры.

Разделы книги "Соприкосновение с памятью предков", "Эпоха Курманджан датки", "В зените", "От забвения к славе" - это дань памяти единственной женщине в последний двухтысячелетний период истории Азии, сделавшей невероятный политический взлет и добившейся величайшего признания и права вписать свое благородное и гордое имя на скрижалях всеобъемлющей матери-истории, оставив себя в ней как царицу Алая.

Издание удачно дополняет раздел, где свои мысли о роли Курманжан датки оставили люди, которые немало сделали, чтобы книга состоялась: постоянный координатор ООН в Кыргызстане Ежи Скуратович, глава представительства Всемирного банка в республике Мохиндер Мудахар, руководитель Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане Урс Херрен. В книге, которая, мы уверены, будет подарочным изданием, опубликована хроника жизни и правления алайской царицы, издана библиография (что чрезвычайно важно) литературы о самой Курманжан датке самых разных жанров и стилей.

Миниатюрное издание "Курманжан", вышедшее в издательстве "Шам" на трех языках - кыргызском, русском и английском и великолепно исполненное мастерами из Кыргызполиграфкомбината, также инициировано фондом Курманжан датки - это как бы историко-творческий путеводитель в замечательную жизнь выдающейся дочери кыргызского народа. В нем использованы материалы В. Плоских и Ж. Жолдошевой "Курманжан-датка, царица Алая", С. Мамытова "Поэтическое творчество Курманджан", поэтические вещи царицы Алая в периодах М. Рудова и статья самого переводчика "За началом - продолжение" экземпляров.

Вышло, что старшее поколение Курманжан датку "не проходило", а дети о яркой исторической личности сочинения пишут. Жылдыз Джолдошова, сегодня - председатель благотворительного фонда имени Курманжан датки, впервые услышала это имя от... финнов. Жили *они тогда, в 1982-м году, с мужем в Прибалтике, "отрабатывали дипломы" после окончания московских вузов и пользовались возможностью смотреть телепрограммы из Финляндии. Вот финны и рассказали историю о "царице Алая" (так назвал ее, оказывается, генерал царской армии Скобелев) о ее встрече с маршалом Карлом Маннергеймом. Да-да, тем самым - отказавшимся возглавить борьбу белофиннов против большевиков, предвидя победу последних, за что вскоре Финляндия получила независимость прямо из рук большевистского правительства. А еще позже, в 1939-м, именно оборонная "линия Маннергейма" остановила Красную Армию". Так вот, Маннергейм, тогда еще полковник Генштаба российской армии, путешествуя в течение двух лет верхом через северный Китай и Японию, начал свою экспедицию в 1906 году с южной Киргизии, с Алая...

История жизни Курманджан датки этой выдающейся женщины Востока, незаурядного государственного деятеля Центральной Азии достаточно хорошо изучена по устным преданиям ее современников, родственников и детей. Легенды и были о ней бережно передавались из поколения в поколение. Слишком уж феноменальным было это явление женщины-предводителя на Восток Русские и зарубежные путешественники Генералы штаба России, другие деятели и чиновники колониальных властей, посещавшие юг Киргизии, непременно наносили визит Курманджан датке. Им было важно знать позицию влиятельной правительницы "беспокойных", вольнолюбивых южных киргизов.

Эта тема всегда была и останется актуальна, Курманджан датка всегда будет жить в наших сердцах, кыргызский народ всегда будет помнить тот вклад, который она внесла в развитие кыргызской культуры. Эта великая женщина - пример нашему и будущим поколениям. Мы всегда будем любит и почитать эту необычную женщину, передавать знания о ней нашим детям и внукам, ведь без знания своего прошлого невозможно построить прекрасного будущего.

Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века

В 1865 году крупными военными силами русских под предводительством генерала М.Г. Черняева был осаждён и взят Ташкент. Отныне власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро-алая. Ограничения территории вызвало сокращение доходов казны, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с оставшегося населения. Тяжесть двойного гнёта: кокандских налогов и повинностей собственным феодалом, бесконечные кровавые родо-племенные и дворцовые междоусобицы разоряли народные массы, подрывали экономику края, уносили множество человеческих жизней.

В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать о присоединении к России. Этому способствовали и успехи русского оружия в борьбе с Кокандом. Россия не вмешивалась во внутриэкономическую политику ханства и признавала Худояр-хана суверенным государём. Туркестанский генерал - губернатор Кауфман, исходя из интересов Российской империи, даже взял под защиту Худояр-хана и старался оградить его от внутренних смут. Это существенно осложнило политическое положение южных кыргызов и пошло не на пользу тем, кто держал ориентир на России, что особенно сказалось в ходе анти - кокандского восстания 1873 - 1876 г. г. его участники, борясь против ханского гнета, искали поддержки и помощи у России и изъявляли желание принять её подданство.

Весной 1874 года часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратилась генерал-губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское подданство. В апреле того же года восставшие кыргызы, число которых составляло - по их собственному подсчету - более 200 тысяч, в письме, адресованном российскому поданному Журабеку (бывшему в близких отношениях с Туркестанским генерал-губернатором и владевшему русским языком), просили его ходатайствовать о принятии их в подданство России.

Повстанцы, в частности, писали: "Как Вам известно, все кыргызы, подведомственные Коканду, считаются подданными Худояр-хана, Притеснения, гонения, страшные казни, как-то: сажание на кол, которым подвергаемся мы со стороны хана, и наказания палками, принудили нас отпасть от хана и принять враждебное положение в отношении его Рода обозначенных кыргызов: мундуз, кушчи. утуз-оглы. туялас, наймаи, кызыл-аяк, нуйгут, кыргыз-кыпчаки, адыгене. ахтачи, бури и барги. за исключением автобачн; численность кыргызов и кыпчаков доходит до 200 тысяч кибиток. Если будет возможность и не составит для Вас труда, доложите обо всем вышеизложенном гснерал-губернатору. При согласии его превосходительства, мы, несчастные кокандские подданные, могли бы извиться от тиранства Худояр-хана и найти спокойствие".

С осени 1875 г. царская администрация Туркестана открыто и полностью поддержала власть кокандских ханов и даже оказывала им вооруженную помощь в подавлении восстаний. Стихийные и разрозненные выступления повстанцев охватывали все новые и новые районы ханства, особенно южную часть Кыргызстана. Движущую силу восстания составляли рядовые кыргызы-скотоводы и узбеки-земледельцы. Выступлениями кыргызов руководили выходцы из народа - Мамыр Мергенов, Момун Шамырканов и мулла Исхак Хасан уулу, известный под именем Пулат-хан. Восставшие боролись теперь не только против хана, но и против его защитника - царизма.

Предводитель повстанцев Пулат-хан пытался установить связи с туркестанской колониальной администрацией, направлял своих посланцев к генерал-губернатору К.П. Кауфману. Однако царские власти арестовали членов его делегации (14 человек во главе с Ахун-Дамуллой-Мир-Бадал-Муляви) и тем самым выказали свое отношение к повстанцам. Пулат-хан старался привлечь на свою сторону и некоторых русских военнопленных, Но и тут не имел успеха. После бегства кокандского хана под защиту русских на территории ханства шли военные действия против повстанцев под руководством Скобелева. А на стороне повстанцев оказалось немало представителей феодальной знати, которые, естественно, преследовали свои корыстные интересы.

В этих условиях восстание, не теряя своей антифеодальной сущности, приобрело и антиколониальный, антирусский характер. Действия восставших все более направляются против царских властей, взявших под военную защиту свергнутых кокандекских ханов Худояра и Насредди-на и направивших карательные отряды для подавления восстания. На этом этапе восстание в известной степени приобрело религиозную окраску, появились лозунги газавата ("войны с неверными"). Однако в целом изменить народный характер восстания не могли и действия таких его руководителей, таких, как Абдурахман Автобачи, Иса-Аулие, и других феодалов, пытавшихся направить наступление повстанцев как против русских вообще.

Жестокость царских войск при подавлении восстания в Фергане вызывало яростное сопротивление кыргызов и узбеков. Но силы не были равны. Преследуемые царскими войсками, повстанцы отступили к городу Ош, а затем в районы Кара су и Узгена.10 сентября 1875 года Ош был занят русскими войсками. Полковник Скобелев потребовал от жителей выдачи предводителей восстания, сдачи имевшегося у них оружия и наложил контрибуцию продовольствия. Такие же условия были предъявлены и населению Узгена.

19 февраля 1876 года территория Кокандского ханства (а следовательно, и подвластных ему южных кыргызов) царским манифестом объявляется присоединенной к России и преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Первым военным губернатором области стал её завоеватель Скобелев. Однако горные районы южного Кыргызстана, в частности, Алай, оставались непокорёнными. при продвижении отрядов Скобелева в кыргызские кочевья им оказывалось вооружённое сопротивление.

Абдулла-бек, Оморбек, Маматбек, Асанбек - сыновья Алымбека - датхи и "алайской царицы" Курманжан-датхи - начали борьбу против всупивших в их пределы русских воск. Используя горную местность, повстанцы пытались сдержать продвижение русских войск на Алай.1500 джигитов заняли труднодоступные позиции в высокогорной местности Жанырык в 25 ерстах от Гульчи.25 апреля 1876 года они оказали упорное сопротивление русским войскам. Бой продолжался целый день. Отряду Скобелева удалось вытеснить кыргызов с занимаемых позиций, они понесли большие потери. Русским оказал значительную помощь сарыбагышский манап Шабдан Джантаев. Его джигиты активно во главе с Баяке-батыром Кумтугановым активно действовали против Алайских повстанцев, оказавших сопротивление русским войскам.

Курманжан-датха, страшась нашествия капыров, откочевала со своими аилами в долину Кок су, в пределы Кашгара. Однако здесь беззащитные аилы Курманжин были разгромлены. Потеряв большую часть стад, датха возвратилась на Алай и оттуда предприняла ещё одну попытку - уйти в Афганистан.

Джигиты Шабдана 29 июля вышли на Курманжан-датху и окружили её. Зная большое влияние царицы на алайских кыргызов, князь Витгенштейн проводил Курманжан с почётом, а не как пленницу в штаб Скобелева в Маргелан. Здесь её ожидала встреча, соответсвовавшая её положению среди кыргызов. Скобелев попросил её передать сыновьям его предложение о замерении - пусть возвращаются в аилы со всеми бежавшими джигитами, наступает пора мирной жизни. Датха обещала, но в ответ потребовала не преследовать восставших, освободить пленных. Курманжан сдержала слово. Она направила послания сыновьм: вону нужно кончать, сыновьям обещаны не только помилования, но и назначение волостными управителями. Датха была уверена в правильности своего выбора.

Роль личности Курманжан в истории Кыргызстана велика и вместе с тем неоднозначна. Будучи крупным родоправителем, она в то же время на определённом этапе являлась выразителем политических интересов масс. Имеющиеся первоисточники не умаляют роли её как сильной незаурядной личности - представителя своего класса и своего времени. Она была феодалом со всеми вытекающими отсюда последствиями, но нельзя не признать, что Алайская царица была умной и дальновидной представительницей своего народа. В своей работе я хотела бы рассказать, о великой женщине привлекающие внимание своей смелостью, и мужеством перед самыми трудными проблемами того времени.

Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер

Курманжан датка - Курманжан Маматбай кызы (1811-1907) - происходила из ответвления баргы рода мунгуш, населявшего окрестности Оша. Пренебрегая законами и традициями, убежала от первого мужа, навязанного ей сватами и годившегося по возрасту юной девушке в деды. Три года после этого жила у родителей. Второй раз вышла замуж по любви за правителя Алая Алымбека датку. Прожила с ним 29 лет, родила пятерых детей, была неизменной помощницей и советчицей мужу, обладала не только редкой красотой, но и острым умом, и дипломатическими способностями, и поэтическим даром. Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991

Роль личности в истории Кыргызстана велика и уже достойно оценена. "Алайская Царица" была умной и дальновидной представительницей своего народа. Она выделялась независимостью и оригинальностью политического мышления на фоне жесточайшего ханского деспотизма и мусульманского фанатизма.

Биография Курманжан по-своему романтична, что привело даже к некоторой идеализации ее образа в художественной литературе. На восемнадцатом году ее выдали замуж за человека, которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился, и она, вопреки традициям и религиозным установлениям, осталась жить в юрте отца. В 1832 г. энергичный родоправитель Алымбек, получивший от кокандского хана титул датки и всех кыргызов Алая в управление, освободил Курманжан от "брачного контракта" и сам на ней женился. Молодая жена стала хорошей помощницей мужу, в его частое отсутствие (он вскоре стал приближенным, а затем и первым визирем ханства) управляла Алаем. После смерти мужа в 1862 г. она г. взяла власть в свои руки, ее признали бухарский эмир Муззафар и кокандский Худаяр-хан, присвоившие ей почетное звание датки (полковник в царской армии), "снабдив ее надлежащим ярлыком и одарив подарками".

После смерти мужа, павшего жертвой дворцового заговора в Кокандском ханстве в 1862 году, взяла в свои руки бразды правления Алаем. Бухарский эмир Музафар пожаловал ей, женщине, титул датка.

Курманжан датка успешно урегулировала родовые споры горных киргизов, осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Эта же политика проводилась в период интервенции русских войск в Ферганскую долину, но времена менялись. Чтобы избежать кровопролитий и сохранить свой народ, чтобы дать ему шанс развиваться дальше, в 1876 году Курманжан датка объявила о присоединении алайских киргизов к России, за что царское правительство России присвоило ей чин полковника.

Из письма-послания Курманжан датки военному губернатору М. Ионову:

"Когда мусульманское государство в Фергане (Кокандское ханство) не подчинялось России, и я противостояла и спорила с Вами...

... Теперь, в это спокойное время, хочу сказать следующее: весь мой народ и я сама и мои родственники против Вас никогда не замышляли выступить. С нашей стороны никакого вреда нет. Если мой народ сделает плохо, сделает измену, я самым строгим образом накажу виновных, а сама до скончаний моих дней в жизни буду терпеть муки угрызения... Маматбай кызы Курманжан датка.

Говорят, эта незаурядная женщина прекрасно понимала значение Великого Шелкового пути и была чем-то вроде первой таможни, вначале посылая своих людей навстречу каравану для устрашения, а затем, когда купцы обращались к, ней как к правительнице за помощью и защитой, Курманжан называла свою цену безопасного следования путешественников.

Говорят, двое сыновей царицы Алая были замешаны в убийстве пограничников. Один сослан за это в Сибирь на каторжные работы, другой - публично казнен, и Курманжан датка присутствовала при казни, ободряла сына. Не стала прятать его, мстить за него, сохраняя таким образом хрупкий мир, так необходимый ее народу. И только потом уехала верхом далеко от людей и дала волю слезам и причитаниям, да так, что надолго потеряла и голос, и зоркость. От царя-батюшки пришло помилование сыну, но оно непоправимо запоздало.

Говорят... Впрочем, не говорят, а пишут, это - документ правительница Алая за свои несомненные заслуги перед Россией была пожалована пожизненно 300 рублями ежегодно и золотыми часами.

Все это и очень многое другое отражено в книге "Горная царица Курманжан датка и ее время", которую написал коллектив очень известных в республике именитых историков: В. Плоских, А. Какеев, Ж. Джунушапиев, Т. Кененсариев, Б. Абытов, С. Мамытов. При финансовом содействии швейцарского Бюро по сотрудничеству в Кыргизстане, ПРООН и Всемирного банка книга выйдет на двух языках, английском и русском, будет хорошо издана и иллюстрирована и наверняка удовлетворит запросы любого интересующегося историей и этнографией Киргизии человека. Это - один из основных сегодняшних проектов фонда. Книга вышла в свет к саммиту, посвященному Году гор.

А еще отправлено от фонда письмо Людмиле Путиной с просьбой посодействовать экранизации книги о царице Алайской к 200-летию Курманжан датки (2011 г). Совместной экранизации, киргизско-российской. И будто бы получено предварительное согласие.

А в центре Бишкека, у Киргизского театра драмы встанет памятник миротворице, поэтессе (она была очень образованной для своего времени) и просто мощной личности Курманжан датке. Конкурс на лучшее ее изображение в камне или металле уже объявлен, а в Иссык-Кульской области в селе Чон-Сары-Ой будет построен мемориальный комплекс и разбит огромный (на 6 гектаров) фруктовый сад в память царицы Алая. При чем тут Иссык - Куль? А как же! Туристы - иностранцы, жители Чуйской долины до Оша, возможно, так и не доедут, а до Иссык-Куля наверняка. Приобщатся к истории. В саду будут работать иссыккульцы, разве плохо? Молодожены за

История несправедлива. Ни к великим, ни к их потомкам. Курманжан-датка, ныне известная каждому школьнику, удостоена отдельной главки в кыргызских учебниках. Женщины постсоветского Востока почитают ее за идеал, походить на который мечтают едва ли не все. А вот повторить ее судьбу решились бы вряд ли.

Датке довелось пережить мужа и детей. Больше всего, утверждает народная молва, ей резанула по сердцу казнь любимого сына - правителя Оша. Он был обвинен царскими властями, говоря языком современным, в сепаратизме. Процесс о попытке отколоть юг Туркестана от Российской империи окончился повешением Камчибека.

Усадьба ошского правителя, в которой перед казнью он находился под арестом, кстати, по сию пору исполняет когда-то навязанную ей роль следственного изолятора. С той лишь разницей, что ныне апартаменты южного аристократа занимают уголовники.

Воспитанием внуков алайская царица занялась сама. Ласки хватало всем. Однако особым вниманием Датки пользовался маленький Кадырбек. Царица говорила, что он очень похож на отца. Мальчик с благоговением слушал наставления и советы бабушки. Для него она была самым близким человеком Газиев А. Курманжан-датха - некоронованная царица Алая. Бишкек, 1991.

Современники царицы, судя по историческим данным, считали, что Курманжан-датке удалось привить Кадырбеку много добродетелей, в том числе благородство и отвагу. Эти качества помогли внуку алайской властительницы заслужить авторитет в среде дехкан и представителей советской власти.

Когда прогремел выстрел "Авроры", для 35-летнего Кадырбека Камчибекова не существовало вопроса "G кем быть?" Отношение к царскому, режиму определили казнь отца и жестокое подавление восстания в 1916 году. Так потомок великой Датки оказался в центре революционной борьбы на юге Кыргызстана.

Годы гражданской войны пришли сюда с бандами басмачей. Советская власть прочно укрепилась лишь в крупных населенных пунктах и вдоль железных дорог. А за бандами стояла мощь Англии. Через границу на помощь басмачам переправлялись британские военные инструкторы и диверсанты, шли обозы с оружием. Бандиты нападали на аилы, хозяйничали на дорогах, жгли хлопкоочистительные заводы. Дехкан облагали данью - в общем, процветал рэкет по-алайски. Разоренное население голодало и училось ненавидеть.

Новая власть отобрала у Кадырбека имения, но авторитет - не смогла. Южане выбрали внука алайской царицы главой волостного Совета. Основным направлением работы Камчибекова стала организация милиции. "Горная царица Курманжан датка и ее время" А. Какеева

Потомок властителей вступил в компартию. И как коммунист взялся укреплять власть Советов весьма рьяно. Вскоре милицейский отряд Камчибекова успешно громил басмачей в горах.

"Красному беку" активно помогали местные жители. Дехкане и горцы выходили против вооруженных бандитов с палками и камнями. Басмачей такая сплоченность пугала. Поддержка действий отряда Камчибекова южанами стала настолько массовой, что главари грабителей в конце концов просто отказывались вступать с внуком Датки в бой, боясь морального разложения в собственных шайках.

Предводители банд, из-за массового дезертирства подчинённых сдавались на милость советских властей. Гибель басмачества ныне неразрывно связана с именем потомка великой властительницы Юга.

Впрочем, ни членство в КПСС, ни подвиги на милицейском, посту не смогли смыть с Камчибекова "пятно" благородного происхождения. Дом Кадырбека сотрясали частые обыски. Его постоянно подозревали в пособничестве врагам социалистического строя. Сажали, выпускали, сажали снова. Он был чист; но поверить в это чекисты оказались неспособны. Близилась массовая чистка советского народа в лагерях...

Официальная история стыдливо умалчивает о том, как и где погиб внук великой царицы. Все, впрочем, довольно красноречиво объясняет дата смерти Камчибекова - 1937 год.

В те годы Ош был самым большим городом на территории Кыргызстана. Не случайно именно здесь, где и рабочих было сосредоточено больше всего, в 1907 году завершились выступления участников Первой российской революции на кыргызстанской территории.

В 1907 году в городе у подножья Сулейман-горы была разгромлена последняя остававшаяся тогда в Кыргызстане социал-демократическая группа: она действовала при Ошской ссыльной роте. Руководителя группы с редкой фамилией особо арестовали, ссыльную роту расформировали, а командира роты разжаловали.

Верховный сюзерен, бухарский эмир, утвердил ее даткой (нечто вроде генерал-губернатора) труднодоступного Алая. В новой истории кыргызстанских земель другие женщины такого титула никогда не имели. После завоевания Алая Россией генерал Скобелев подтвердил титул Курманджан. А российские газеты и журналы конца XIX века переводили ее титул просто: царица. О Курманжан-датке писали ташкентские "Туркестанские ведомости" и санкт-петербургский "Исторический вестник", верненские "Семиреченские областные ведомости" и ташкентские 'Известия Туркестанского отделения императорского Русского географического общества", многие другие газеты и журналы.

Монарх женского пола пользовался большой популярностью не только в прессе. Есть сведения, что самый знаменитый манап севера Кыргызстана Шабдан Джантаев сватался к овдовевшей царице. В результате предполагавшегося династического брака впервые могли объединиться юг и север Кыргызстана Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1998.

Сам же Алымбек-датка, кстати, только благодаря природному уму и незаурядному дару предвидения Курманджан, избег печальной участи, когда в 1845 году, во время стихийного, совершенно не подготовленного мятежа алайских кыргызов против Кокандского ханства, ввязался в целый ряд военных авантюр. Хотя для многих мятежников, которым на прозорливых жен повезло гораздо меньше, это закончилось плачевно: пленников увезли с собой отряды кокандского тысячника-минбашы Мусурманкула.

Но полтора десятилетия спустя беда все же настигла Алымбека. По одним сведениям, в 1861 году он был убит в боевой стычке. По другим - в 1863 году был отравлен. Так или иначе, пятидесятилетняя Курманжан овдовела.

С этой поры она стала безраздельной владычицей края, являя собой и редчайший образец царицы-военачальницы. И когда после присоединения к Российской империи северных кыргызов настал черед Юга, оказалось, что овдовевшая байбиче умеет управляться не только с шумовкой в казане. И хотя владычица Курманджан не водила в каждую атаку своих джигитов лично, с боевым клинком она была знакома не понаслышке. Но больше всего боевым отрядам, возглавляемым ее же многочисленными сыновьями, пригодился ее талант стратега и полководца.

И нужно было быть либо безрассудным героем, чтобы бесконечно долго и открыто противостоять натиску могущественной державы, либо безропотно покориться без малейшего намека на сопротивление. Царственная горянка не сделала ни того ни другого. Окончательно убедившись в бессмысленности дальнейшего противодействия, а главное - сделав в военном отношении все от нее зависящее, властительница Алая выразила безусловную лояльность российскому самодержцу. Но в то же время датка дала понять, что не собирается отречься от собственной власти...

В начале 19-го века Туркестан переживал далеко не лучший период своего существования. Перманентная борьба за титул кокандского хана, столкновения с войсками российской империи, кровавая межродовая борьба тяжким бременем ложились на плечи кочевого и оседлого населения

Тяжело приходилось Южной и Северной Киргизии. Нужно было отражать набеги соседних кочевых племен, платить огромную дань кокандскому хану.

Попытки объединить крупные племена были. И наполовину они удались знаменитому. Алымбеку-датке, мужу Курманжан хороший воин и неплохой стратег, он сумел сплотить вокруг себя Южную Киргизию и заставил считаться с собой правителей из Коканда.

Пытался Алымбек договориться и с севером. Мечтал о едином кыргызском ханстве. Но, увы. Переговоры ни к чему не привели. Известные манапы Байтик, сыновья Джантая, Ормон-хан, соперничая между собой, делили несуществующий еще трон. Судьба распорядилась так, что в спор грозных мужей вмешалась женщина. И она заставила прислушиваться к своему мнению многих. Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1998.

Чуть позже началась колонизация Южной Киргизии Россией. Появились первые русские отряды. Кокандские правители, не желая терять большую часть богатой Ферганской долины, выступили против. Так, в 1860 году Мадали-хан отправил свои войска против отряда Калпаковского. Бой произошел в местности Узунагач.

ДЗняв доводам своей жены, Алымбек увел свой отряд с поля боя, хотя и не был сторонником России. В следующем году кокандский хан опять стал собираться идти и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.