Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Крупнейший историк России, академик Михаил Николаевич Тихомиров: основные биографические вехи. Студенческое время, пребывание в Самаре. Исторический труд Псковский мятеж XVII века. Сферы деятельности: вклад в развитие археографии и архивоведения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "История архивной мысли России"
По теме: М.Н. Тихомиров (1893-1965) - выдающийся историк-архивист; его труды в области архивоведения в России в 30-60-е годы XX в.
Выполнила:
студент 3 курса гр. и - 32
Муминова Р.Т.
Проверил: ассистент кафедры истории России
Путинцева М.А.
КРАСНОЯРСК 2008
Содержание
    Введение
      1. Студенческое время, пребывание в Самаре
      Возвращение в Москву
      3. Сферы деятельности
      4. Вклад в развитие археографии и архивоведения
      5. Последние годы
      Заключение
      Список использованной литературы

Введение

Академик Михаил Николаевич Тихомиров родился в 19 мая 1893 года. Крупнейший в середине прошлого века историк России заявил о себе в науке сразу книгой "Псковский мятеж XVII века", написанной в 1917 г. и изданной в 1919 году.

Тихомиров - историк очень широкого диапазона, однако основная сфера его исследовательских интересов - отечественная история с IX по XIX века, история славянских народов и Византии, специальные исторические дисциплины: источниковедение, историческая география, палеография, археография и текстология, историография.

Именно Тихомиров показал, что средневековая Русь была страной высокоразвитой городской жизни, первым обобщил сведения о народных движениях в Древней Руси и о городских восстаниях середины XVII века на северо-западе Руси, написал капитальное исследование по исторической географии "Россия в XVI столетии", характеризующее особенности социально-экономического и политического развития отдельных регионов огромной страны. Много его трудов посвящено деятельности государственных учреждений (земским соборам, приказному делопроизводству), международным связям (особенно с южнославянскими народами), внешней политике России и русским полководцам, происхождению названий "Русь" и "Россия", месту Российского государства во всемирной истории. Видное место в творчестве учёного занимали проблема истории культуры: труды о городской письменной культуре Древней Руси, "Слово о полку Игореве", исследования об Андрее Рублёве, о роли Новгорода и Москвы в развитии мировой культуры, библиотеке московских государей XVI в., о начале книгопечатания на Руси, о М.В. Ломоносове и основании Московского университета, о русских историках (В.Н. Татищеве, В.О. Ключевском, Б.Д. Грекове и др.).

Отличительная черта трудов учёного - сочетание собственного исторического и источниковедческого исследования. Некоторые из них написаны в чисто источниковедческом плане: книга "Исследование о "Русской правде", незавершённая монография о начале русского летописания, многие статьи и предисловия к публикациям памятников письменности.

Многообразная творческая деятельность учёного была высоко оценена. В 1946 г. Тихомиров стал членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1953 г. - академиком. Тогда же его избрали академиком-секретарём Отделения исторических наук и членом президиума Академии. В том же году в "Вестнике Московского университета" (он преподавал в МГУ с 1934 г., в 1946 - 1948 гг. был деканом исторического факультета) опубликован список печатных трудов учёного к 60-летию со дня его рождения. В 1963 г. В академической серии "Материалы к библиографии учёных СССР" вышла книга "Михаил Николаевич Тихомиров" со вступительной статьёй В.И. Шункова. К 70-летию академика Тихомирова были изданы четыре сборника трудов в его честь (единственный случай в отечественной исторической науки!).

Пожалуй ни об одном советском историке не писали так много, как о Тихомирове. И оценка совершённого им не воспринималась бы столь однозначно положительно (конечно, не отдельных выводов и наблюдений, вызывающих споры и несогласия, а направлений и основных результатов творческой деятельности в целом).

1. Студенческое время, пребывание в Самаре

Михаил Николаевич очень рано почувствовал не только радость от непосредственного познания первоисточников исторических знаний, но и испытывал от этого эстетическое наслаждение. И уже пожилым прославленным учёным вспоминал какое незабываемое впечатление произвели на него, 17-летнего, слова Б.Д. Грекова о древнерусской письменности, показанный им альбом древнерусской скорописи; и выпускник коммерческого училища решил твёрдо посвятить себя занятиям историей. В Московском университете он долго и упорно проходил школу изучения источников по истории отечественной и всеобщей, что помогло ему впоследствии подходить к явлениям истории нашей страны в панораме всемирной истории и пользоваться сравнительно-историческим методом в анализе свидетельств о прошлом. Основой его диссертации стало обращение к документам МГАМИД, где он работал несколько месяцев. В студенческие же годы он серьёзно знакомится с многообразной исторической литературой и системой её библиографии, с музеями и визуально со многими памятниками культуры Москвы и Подмосковья, изучает историю русского искусства (особенно иконописи и архитектуры).

В годы пребывания в Самаре (1919 - 1923) Тихомиров спасал, выявлял, описывал, изучал памятники письменности, начал преподавать в высшей школе, продолжал овладевать навыками углубленного изучения древней письменности, обучаясь у академика В.Н. Перетца и В.П. Адриановой-Перетц.

Возвращение в Москву

После закрытия в Самаре университета учёный возвращается в Москву и работает в средних учебных заведениях преподавателем географии и обществоведения. Он интенсивно включается в краеведческую работу и начинает последовательно изучать и описывать старинный рукописи, прежде всего летописи, хранившиеся в Историческом музее.

М.Н. Тихомиров открывает в хранилищах Москвы много ранее неизвестных или малоизвестных памятников письменности, описывает их, готовит к печати (изредка удаётся что-то публиковать), начинает составлять свод сведений о летописных произведениях. Такая научная работа продолжалась без оплаты несколько лет. Талант и преданность делу археографии были замечены крупнейшими в ту пору знатоками памятников древнерусской письменности академиками А.И. Соболевским и М.Н. Сперанским (а ранее и В.Н. Перетцем), и сам Тихомиров вскоре входит в сонм этих знатоков. А затем учёного пригласили уже на штатную должность; несколько лет он заведовал отделом рукописей Исторического музея. Там Тихомиров существенно обогащает знания о первопечатной книге и затем на протяжении десятилетий будет публиковать исследования о начале русского книгопечатания. Так, Тихомиров ещё в 1920-е годы углубляется в проблемы описательной археографии, развитие которой он возглавит в нашей стране через 30 лет. Ещё тогда вырабатывалась и методика овладения специальными историко-филологическими дисциплинами, прежде всего палеографией, которая затем найдёт воплощение в педагогической практике учёного и в его учебных пособиях.

Для Тихомирова история прошлого не столько концепция исторического процесса, сколько конкретная событийность и каждодневность и сама методика исторического исследования. Тихомиров уклонялся от теоретических дискуссий, особенно по поводу того или иного слова в сочинениях теоретиков марксизма-ленинизма не только потому, что первоначально для него это могло быть и небезопасно (младший брат Борис - погиб в годы сталинского террора), но прежде всего от того, что не имел вкуса к такого рода размышлениям. Он не был историком-эмпириком, но мыслил - и в трудах широкомасштабных, обобщающего типа, и в близких к краеведческой тематике - всегда конкретно, учитывая воздействие не только определяющего фактора развития, но и сочетание частных обстоятельств, характерных именно для данного времени и места, данного исторического деятеля. И выявление подобных обстоятельств доставляло учёному наибольшую радость. И это своё мастерство, так же как умение быстро датировать рукопись по палеографическим признакам, определять по немногим деталям стиль архитектурного здания, имитировать язык приказного документа, он сам особенно ценил. Такое отношение как бы отражало меткое выражение А.П. Чехова: профессионализм - это главное качество интеллигентного человека.

С середины 1930-х годов учёный старается прежде всего обобщить и продолжить научные изыскания предшествовавших десятилетий в книгах и монографического типа статьях. Однако когда академик Б.Д. Греков привлёк его к подготовке академического издания Русской правды, то он подготовил к печати не только около половины сохранившихся списков этого памятника, но также статьи, учебное пособие по нему и докторскую диссертацию.

3. Сферы деятельности

Для всех сфер творчества Тихомирова-исследователя, профессора, организатора науки характерна особая просветительская направленность. Это обусловлено, видимо, не только демократическими традициями русской науки, литературы и искусства, близкими душе его, но и опытом близкой служебной деятельности: в музее, библиотеке, средней школе. Тихомиров всегда имел в виду интересы и возможности восприятия широкой аудитории, её возрастающую потребность узнать о первоисточниках знаний и о приёмах выявления такой информации.

Возможно, именно потому Тихомиров в своих трудах старался отвечать не только на вопросы "где, когда, что произошло? Кто в этом участвовал?", но и каким путём это узнано, насколько можно доверять привлечённым им данным, и соответственно направить мысль воспринимающих его слово, подтолкнуть их к самостоятельным дальнейшим изысканиям и связать с ранее известным.

Тихомиров-учёный не находился в полной зависимости от архивных и печатных материалов, не был учёным кабинетн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.