На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Возможности промышленного и сельскохозяйственного производства в предвоенные годы, система распределения национального дохода и капитальных вложений. Уровень обеспечения рабочих и колхозников. Тяжелое положение с материальным обеспечением армии.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 08.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Материальное положение населения и военнослужащих в довоенные годы

Рост национального дохода в СССР - наиболее обобщенного показателя уровня развития экономики государства - в предвоенные годы характеризовался достаточной интенсивностью. С 1928 г. по 1940 г. он увеличился в 5,1 раза и составлял: в 1928 г. - 25 млрд. руб., в 1937 г. - 96,3 млрд. руб. и в 1940 г. - 128,3 млрд. руб. При этом жесткий государственный курс на индустриализацию народного хозяйства четко обусловил тенденцию подчинения задач удовлетворения материальных потребностей населения интересам ускоренного развития индустрии. Для обеспечения быстрого подъема промышленности для национального дохода, изъятого из потребления и направляемого для накопления, за несколько лет увеличилась с 1/10 до 1/3 - 1/2. Такая направленность экономического развития, естественно, не могла обеспечить улучшение материальных условий жизни населения.
Кроме того, с середины 30-х гг. в СССР постоянно росли расходы на оборону, которые занимали все более значительное место в государственном бюджете (см. табл. 1).
Отвлечение значительных средств на военные цели не могло не отразиться на благосостоянии населения, в том числе работающего, хотя внешних статистических проявлений проблемы вроде бы не было, особенно по оплате труда. С середины 30-х гг. в стране начала внедряться новая, эффективная для того времени система материального стимулирования труда в промышленности. В 1938-1939 гг. с учетом полученного опыта были введены новые тарифные ставки и должностные оклады, пересмотрены нормы выработки и установлен минимум заработной платы, который в 1939 г. составлял 110-115 руб. Причем материалы ежемесячных бюджетных обследований, проводившихся органами Госплана СССР, свидетельствуют о том, что в 1938-1940 гг. в различных регионах страны зарплата продолжала расти. Так, за 1938-1939 гг. среднегодовая зарплата рабочих и служащих на предприятиях Ленинграда увеличилась на 41%, Москвы - более чем на 30%, на Украине - на 28%.
Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих в 1940 г. составляла: в целом по народному хозяйству - 331 руб., в промышленности 341 руб., (в т.ч. инженерно-технических работников - 696 руб.), в строительстве - 363 и на транспорте - 348 руб. Денежный заработок имел доминирующую роль в совокупном доходе горожан. Структура доходов семьи промышленного рабочего в 1940 г. выглядела так (в %):
Таблица 1
Рост военных расходов в СССР (по официальным статистическим данным)
Год
Сумма расходов на оборону (млрд руб.)
Удельный вес расходов на оборону в сумме расходов госбюджета (%)
1935
8,2
12,3
1937
17,5
18,6
1938
23,2
18,7
1939
39,2
25,6
1940
56,7
32,6
40-х гг. заработки горожан позволяли им оплатить примерно то же или чуть большее количество товаров, какое они могли купить на свою зарплату в конце 20-х гг.
- выплаты и льготы из общественных фондов потребления (пенсия, пособие, стипендия, включая бесплатное образование и медицинскую помощь) 14,5
доход от личного подсобного хозяйства 9,2
доход из других источников 5,0
Однако при относительно общей структуре доходов уровень заработной платы рабочих и темпы ее роста в различных отраслях экономики имели существенные различия. Так, в легкой и пищевой промышленностях, удовлетворявших основной спрос населения, зарплата была ниже средних показателей по всей промышленности. Работники совхозов и подсобных сельхозпредприятий имели заработок около 220 руб. в месяц - также значительно ниже, чем в других отраслях материального производства.
В еще более трудном положении находились работники сельскохозяйственного производства. До войны оплата труда в колхозах состояла из двух частей - натуральной и денежной. Преобладала натуральная оплата трудодней колхозников. В 1938-1940 гг. в среднем колхозный двор получал по 8-9 центнеров зерна, а весь среднемесячный трудовой доход полностью занятого колхозника в сравнительно благополучном 1940 г. равнялся, по официальным данным, примерно 20 руб. Правда, в районах выращивания таких интенсивных культур, как, например, хлопок, заготовительные цены на который были достаточно высокими, денежные доходы колхозников значительно превышали средний общесоюзный уровень. Но во многих колхозах страны показатели денежной оплаты труда оставались низкими. Так, в 1940 г. 12,3% колхозов вообще не выдавали денег на трудодни. До 20 коп. на трудодень выдавали 25,3% колхозов; от 20 до 40 коп. - 18,2%; от 40 до 60 коп. - 11,3%; от 60 до 80 коп. - 7,4%; от 80 коп. до 1 руб. - 5,5% 1940 г. в связи с войной с Финляндией и последующим увеличением численности Вооруженных Сил.
Такое положение с оплатой труда в сельском хозяйстве отражалось на структуре доходов колхозников, в которой основную долю представляли доходы от личного подсобного хозяйства. Так в 1940 г. эта структура имела следующие показатели (в%):
доход от колхоза 39,7%
заработная (денежная) плата членов семьи 5,8%
выплаты и льготы из общественных фондов потребления (пенсия, пособия, стипендии, включая бесплатное образование и медицинскую помощь) 4,9%
доход от личного подсобного хозяйства 48,3%
доход из других источников 1,3%финансовые расходы на продовольственное обеспечение военнослужащих и создание запасов продовольствия
В целом социально-финансовая политика государства вносила серьезную напряженность в материальное положение народа и моральную атмосферу города и деревни. Как же соотносились между собой потребности населения и расходы на армию, в какой степени удовлетворялись их основные материальные запросы?
Расходы на оборону СССР в предвоенные годы делились на три раздела: затраты на финансирование плана заказов вооружения и боевой техники, затраты по содержанию армии и флота и затраты на капитальное строительство и капитальный ремонт. Потребность в денежных средствах по этим разделам определялась годовой сметой.
По закону о Государственном бюджете СССР на 1940 г. исполнительная смета Наркомату обороны была утверждена в сумме 46,5 млрд руб. Кроме того, в связи с увеличением численности армии и объема заготовок военного имущества на текущее снабжение, созданием мобилизационных запасов, развертыванием сети складов, баз и предприятий были произведены дополнительные назначения средств на сумму 9,7 млрд руб.на военное время резко возросли, равно как и натуральной продукции. При сохранении норм довольствия в Фактические расходы за 1940 г. по НКО составили 98% окончательно назначенных сумм. Основные статьи их приведены в табл. 2.
Таблица 2
Распределение основных расходов на материально-технические цели по смете НКО в 1940 г.удовлетворении нужд армии и населения мог разразиться очередной кризис. Тогда по решению
Израсходовано
Доля в общей сумме
Наименование расходов
млрд руб.
расхода,%
1
2
3
Заказы вооружения и боевой
техники (без имущества связи,
инженерного, химического и др.)
13,889
29,9
Заказы на горючее и смазочные
материалы
1,487
3,2
1
2
3
Заказы на технические средства
ГСМ
0,061
0,1
Заказы на заготовку продовольствия
и фуража
7,844
16,9
Заказы на вещевое имущество
4,996
10,7
Ассигнования на транспортные
расходы
1,349
2,9
Ассигнования на капитальное
строительство
2,342
5,0
Около 14,98 млрд. руб. было израсходовано на выплату денежного содержания военнослужащих и другие статьи по содержанию Вооруженных Сил (на культпросвет работу, социальные нужды, боевую подготовку, командировочные расходы и т.д.). Установленные постановлением СНК СССР оклады денежного содержания в ноябре 1938 г. (которые действовали до начала войны) разделялись на 31 Тарифный разряд. Рядовому красноармейцу по первому году службы платили 8 руб. 50 коп. в месяц, оклады среднего начальствующего состава составляли 120-360 руб., старшего начальствующего состава - 360-650 руб. Высокие оклады денежного содержания в войсковом звене имели командиры частей и соединений, в частности, месячный оклад командира дивизий составлял 1600 руб., командира полка - 1200 руб. Еще выше были оклады высшего комсостава. особенно центрального аппарата.
Значительная доля расходов по исполнительной смете НКО СССР - 27,6% против 29,9% на заказы вооружения и боевой техники - приходилась на заготовку продовольствия, фуража и вещевого имущества, то есть на те материальные средства, которые в народном потреблении составляли основу благосостояния населения. Обеспечение ими и народа, и армии в предвоенные годы осуществлялось весьма болезненно.
Финансовая неустойчивость в закупках продовольствия, а вместе с ней нестабильность снабжения Вооруженных Сил продолжались с 1918 г. до середины 30-х гг. Ситуация усложнялась и тем, что кроме текущего довольствия, необходимо было создавать систему запасов на случай войны. Особые трудности в продовольственном обеспечении армии и флота представляла хлебная группа продуктов. Принятая в 1923 г. и просуществовавшая в целом вплоть до 1941 г. общая норма снабжения красноармейцев хлебом уступала его нормированной выдаче в русской армии периода первой мировой войны. При этом суточная разница в даче хлеба составляла около 300 граммов.
Реввоенсовет СССР неоднократно издавал приказы об экономии хлебопродуктов. На снабжение войск поступал суррогатный хлеб. Только в 1939 г. по приказу наркома обороны было разрешено введение на довольствие красноармейцев крупы, вырабатываемой из пшеницы. До этого ассортимент круп в пайке главным образом состоял из овсянки и пшена.
На низком уровне в предвоенные годы находилось и само котловое довольствие красноармейцев. Сказывались и скудный ассортимент пайка, и обученность поварского состава. На качество пищи в красноармейских столовых повлияла и искусственно созданная в стране обстановка политического недоверия и «шпиономании». По приказу наркома обороны в 1938 г. было категорически запрещено использование на кухнях и столовых РККА вольнонаемных рабочих и работниц. Опытные специалисты-повара из числа гражданских лиц были уволены, а коки и повара-военнослужащие, прошедшие подготовку на соответствующих курсах, не обладали достаточными профессиональными навыками, да к тому же их численность далеко не удовлетворяла потребности Вооруженных Сил. Правда, в апреле 1941 г. удалось открыть курсы по подготовке военных поваров-инструкторов, однако их первые выпуски были сделаны уже в ходе войны. А накануне ее укомплектованность Красной Армии младшими специалистами продовольственной службы (поварами и хлебопеками) не превышала 18%.
В целом же продовольственное обеспечение текущего довольствия для основного контингента военнослужащих в предвоенные годы существенных изменений не претерпело. При незначительном расширении ассортимента и продуктов денежная стоимость (с учетом курса рубля) и энергетическая ценность пайка поддерживались почти на одном уровне, что видно из приводимой ниже табл. 3.
Таблица 3
Нормы суточного довольствия красноармейцев по основному пайку на одного человека (в граммах)
Наименование продуктов
1918-1921 гг.
1924-1935
гг.
1936-1940
гг.
1941 г. июнь
Хлеб ржаной
820
1000
600
550
Хлеб пшеничный
-
-
400
300
Крупа разная
102
150
150
140
Макароны
-
-
10
30
Мясо
205
135
175
150
Рыба
-
135
75
100
Жир животный
34
35
20
30
Масло растительное
-
-
30
20
Сахар
34
35
35
35
Соль
34
30
30
30
Картофель
256
256
735
820
и овощи
Чай
3
3,4
1,6
1,2
Экономического Совета при СНК СССР в июне 1941 г. были введены новые нормы снабжения красноармейцев с одновременным введение вегетарианских дней. Естественно, это отражалось на качестве питания. Кроме того, из-за падения производства мясной и рыбной продукции в стране нормы суточного довольствия красноармейцев мясом и рыбой были снижены. Вместе с тем введение вегетарианских дней и некоторое изменение в ассортименте продуктов давали, по расчетам специалистов Главного интендантского управления КА, ежегодную экономию государственных средств в размере 658 млн. руб.
Несколько раньше Экономический Совет при СНК СССР принял жесткое решение о расширении выпуска сухарей и пищевых концентратов. В результате срочных мер производство сухарей для Красной Армии с февраля 1940 г. по февраль 1941 г. возросло с 9 тыс. тонн до 32 тыс. тонн в месяц, но опять-таки за счет снижения нормы довольствия красноармейцев хлебом.
Параллельно правительство принимало меры по регуляции потребления продовольствия на внутреннем рынке путем искусственного или принудительного снижения спроса на продовольственные товары. В справке «Основные постановления правительства СССР о ценах на предметы личного потребления за 1938-1940 гг.», хранящейся в фонде Госплана СССР, довольно четко прослеживаются изменения в ценовой политике государства. Так, в течение 1940 г. постановлениями Экономсовета от 22 января 1940 г. были повышены цены на мясо, птицу, дичь, мясные консервы, кондитерские изделия, картофель; по постановлению от 8 апреля повысились цены на животное масло, маргарин, рыботовары, мясо и мясопродукты, сыры, майонезы, мороженое, торты, кексы, пирожные, безалкогольные напитки и др.
Тем не менее, при полном напряжении пищевых отраслей промышленности и сельского хозяйства, в ущерб котловому довольствию военнослужащих и благосостоянию населения, к лету 1941 г. по основным видам продовольствия все-таки были созданы определенные запасы для Вооруженных Сил на случай войны. Исходя из принятой Наркоматом обороны расчетной потребности РККА на год войны, они составляли: по муке, сухарям и зерну (вместе с запасами текущего довольствия) - всего на 5 месяцев и 5 дней; по мясу и рыбопродуктам - на 2 месяца и 12 дней; по жирам - на 2 месяца и 27 дней; по сахару - на 4 месяца и 11 дней; по соли - на 4 месяца и 7 дней.
При этом наличие неприкосновенных запасов в войсках западных приграничных округов по некоторым видам продовольствия далеко не везде соответствовало установленным нормам. Так, для Западного особого военного округа по состоянию на 4 июня 1941 г. на хранении в НЗ не доставало: круп разных - 47%, сахара -15%, жиров животных - 43%. И только с учетом переходящих фондов можно было гарантировать обеспечение войск продовольствием и фуражом на первые 5-6 суток боевых действий. Но для этого требовались в достаточном количестве транспортные средства, наличие которых в большинстве соединений и частей не превышало 40% от штатной потребности.
Наличие и состояние мобилизационных запасов в приграничных военных округах также разительно отличалось от общих показателей.
Из-за недостаточного количества складских емкостей в ведении НКО СССР основными фондодержателями продовольствия длительного хранения являлись базы и склады наркоматов пищевой промышленности, заготовок и Управления государственными материальными резервами, которые с началом войны предполагалось передать в распоряжение НКО. Двойственное положение гражданских организаций относительно выполнения функциональных задач влияло на сроки и размеры накопления запасов продовольствия для военных округов. Например, мобилизационный фонд для Зап. ОВО в Белоруссии, установленный Управлением продовольственного снабжения Главного интендантского управления Красной Армии, мог удовлетворить потребности войск, дислоцированных в западных областях, всего на 10 суток, а частей тыла на один месяц, что являлось весьма заниженным расчетным показателем. Но имевшиеся запасы по видам продовольствия не соответствовали даже этим требованиям. В апреле 1941 г. в гражданских организациях Белорусской ССР не обеспечивалось содержание муки пшеничной на 23%, масла растительного на 37%, консервов мясных на 35%.
К этому времени в Киевском особом военном округе по линии Управления госрезервов не было заложено на хранение: консервов мясных - 14%, рыбы - 17%, консервов рыбных - 22%, чая - 28%. А в западных областях Украины в мобфондах полностью отсутствовали мука, крупа, жиры, рыба и овес.
В целом по состоянию на 1 мая 1941 г. мобзапас КОВО обеспечивал потребности войск по муке и зерну всего на 42 суток, по крупе - на 60 суток, по мясу и рыбе (в том числе консервам) - на 25 суток, по макаронам -на 18 суток, а по пищевым концентратам лишь на 5,5 суток. Для войск Прибалтийского особого военного округа мобилизационные запасы по наркоматам заготовок прибалтийских республик вообще не были созданы, так как мобфонды для них были утверждены правительством перед самым началом войны.
Недостающее количество продовольствия мобилизационного фонда в приграничных военных округах намечалось заложить на хранение во втором полугодии 1941 г. - начале 1942 г. Однако этот план вызывал глубокие сомнения в возможности его реализации. Решить задачи по полному удовлетворению потребностей в продовольствии Красной Армии в предвоенные годы так и не удалось, поскольку обеспечение войск даже в существовавшем объеме отразилось неимоверно тяжелым бременем для населения. Низкий уровень эффективности сельскохозяйственного производства в стране не позволял полноценно решать ни стратегические, ни социальные задачи. Питание рабочих и колхозных семей было недостаточным как поценности пищи, так и по количественным параметрам потребления. Ниже приводятся показатели годового потребления продовольствия на душу населения в предвоенные годы в СССР по сравнению с некоторыми развитыми капиталистическими странами (см. табл. 4). Из приведенных данных видно, насколько жизненный уровень трудящихся Советского Союза разительно отличался от уровня жизни в ведущих буржуазных государствах.
Таблица 4
Потребление на душу населения продовольственных товаровОб общем обеднении населения свидетельствует и высокий удельный вес расходов на питание из общей суммы доходов. Так, в 1940 г. он составлял: у рабочих - 53,8%, у колхозников - 67,3%. Одной из основных причин такого положения явились изменения в пропорциях распределения продовольствия между рыночными (предназначенными для продажи населению) и внерыночными (для обеспечения армии и др. государственных ведомств) товарными фондами в пользу последних.
В условиях дефицита на многие виды продовольствия для населения были введены нормы отпуска некоторых товаров в одни руки, ограничена продажа из торговой сети предприятиям и учреждениям. В 1939 г. была введена закрытая форма торговли для работников цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности, электроэнергетики, ряда отраслей машиностроения и металлообработки. Причем главную роль в снабжении рабочих и служащих, их семей играла государственная торговля, которая в общем товарообороте страны составляла 62,7, а на кооперативную торговлю приходилось 23%. Значительное место в снабжении города занимала также колхозная торговля.
Наименование продуктов
СССР
Рабочие Колхозники
193-
' г.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.