На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Реформаторская деятельность Петра I, ее основные направления. Особенности образовательного процесса того времени. Создание государственной системы образования. Навигационная и пушкарская школы - высшие учебные заведения, созданные по указу Петра I.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 23.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


17
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
по теме:
«Навигационная и пушкарская школы Петра І»
Оглавление

    Введение
    1. Петр I и его реформаторская деятельность
    2. Реформа образования. Навигацкая и Пушкарская школы.
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение

Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
М.Ломоносов

Эпоха Петра Великого - эпоха огромного перелома в жизни России. Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур - западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук.
Происходит серьезная перестройка системы образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений - специальные.
Весьма сложным является вопрос, существовал ли четкий план реформ. Некоторые авторы «почвеннического» толка (современные «славянофилы») утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков.
Противоположная точка зрения наиболее ярко была высказана в конце XIX в. известным историком П.Н.Милюковым. Он утверждал, что у Петра не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом - под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможно, сформулировать следующий компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное - усиление мощи России и ее «европеизация»). Это и составляет основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.
Российское образование не просто реформировано Петром, оно создано им. В настоящей работе будут рассмотрены особенности и основные направления петровских реформ. Высшие учебные заведения, созданные по указу Петра I, Навигацкая и Пушкарская школы, отражают все особенности образовательного процесса того времени. Рассмотрение этих особенностей поможет лучше понять сущность реформаторской деятельности Петра.
1.Петр I и его реформаторская деятельность

К концу XVII в. Россия в экономическом развитии существенно отстала от ведущих стран Запада. Немецкий ученый Г.В.Лейбниц, разрабатывая в 1670 г. план создания Европейского союза, призванного обеспечить Европе вечный мир, перечислил, какие земли могут стать колониями крупнейших стран Европы. России при этом отводилась роль шведской колонии.
Состояние России «поставило еще в допетровском поколении перед сколько-нибудь прогрессивно и самостоятельно мыслившими людьми грозный вопрос о возможности дальнейшего сохранения государственной безопасности и даже о национальном самосохранении ... если остаться при рутинном быте, политическом и общественном, при рутинной, непримиримо консервативной идеологии, при отказе от сколько-нибудь активной внешней политики», - считал российский историк академик Е.В.Тарле.
Россия нуждалась в немедленных радикальных преобразованиях. Они были осуществлены Петрам I за годы его правления (1689 - 1725).
И до него проводились реформы на Руси, но новое внедрялось медленно. Чтобы вывести Россию на уровень, достигнутый Петром I, двигаясь с привычной российской неспешностью, как, например, писал историк XVIII в. М.М.Щербаков в сочинении «О повреждении нравов в России», потребовалось бы 200 лет. При этом Петру I пришлось все делать одновременно - вести войну и реорганизовывать армию, создавать флот и заботиться о производстве оружия...
Для быстрейшего решения представших перед страной задач царь широко пользовался услугами зарубежных профессионалов, но, чтобы посеянное не осталось инородным явлением и приносило результаты в течение многих поколений, начал создавать кадры русских специалистов. Они, объединив западно-европейский опыт с российской практикой, должны были осуществлять реформы, выводящие страну на достойное место среди развитых стран мира. На руководящие посты Петр I, как правило, назначал россиян, а иноземцы были у них подчиненными. Так, флотом командовал адмирал Ф.М.Апраксин, а прекрасный специалист К.И. Крюйс был у него вице-адмиралом. Во главе армии были поставлены фельдмаршал Б.П.Шереметев и генерал-фельдмаршал А.Д.Меньшиков. Умелые и честные иноземцы долгие годы служили России, нерадивые, как например, фельмаршал Гольц или генерал-квартирмейстер фон Шиц, отстранялись от службы.
Можно выделить три этапа проведения реформ, при этом каждый этап характеризуется преобладанием того или иного направления деятельности.
Первый этап охватывает конец XVII и первые годы XVIII в. В это время проводились главным образом наиболее насущные меры, связанные с военными потребностями. В связи с Азовским походом (1695 г.) началось создания военного флота. В первые годы нового века проводятся особенно решительные меры по созданию регулярной армии: ликвидация стрелецкого войска, введение рекрутских наборов, подготовка офицеров. В это же время главным образом для военных нужд разворачивается массовое создание мануфактур. Всего их число превысило при Петре I 200 против 20 в конце XVII в. Выплавка железа выросла в 5,5 раз.
На рубеже веков и предпринимаются и наиболее неотложные культурные преобразования: широкая посылка молодых дворян для учебы за границу (начиная с «великого посольства») и массовое приглашение иностранных специалистов, создание начального светского образования («цифирные школы»), специального образования («школа математицких и навигацких наук»), первая русская газета «Ведомости», ломка быта (изменение костюма, запрет бороды, ассамблеи, новый календарь).
Второй период начинается после того, как обозначился перелом в ходе Северной войны (особенно после Полтавской битвы 1709 г.) и характеризуется проведением более систематических государственных реформ. Таким образом, теперь реформы все более проводились в соответствии с некоторым общим замыслом, а не под давлением неотложных нужд.
В 1708 происходит изменение территориального деления страны: учреждается 8 губерний, которые делились на 50 провинций.
В 1711 г. осуществляется первый крупный шаг в изменении структуры центрального управления: был учрежден высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе - Сенат во главе с генерал-прокурором («око государево») и штатом чиновников на местах. В 1717-1718 гг. упраздняются приказы и вместо них создаются коллегии. Из других крупных мер в 1714 г. издается указ о приравнивании вотчин и поместий.
Третий период охватывает последние годы правления Петра I. В 1721 Петр провозглашается императором. В том же году создается Духовная коллегия (Синод), происходит полное подчинение церкви государству (выборы патриарха не проводились с 1700 г.).
В 1722 г. принимается «Табель о рангах», который стал своего рода основным регулятором социально-сословного деления. Предусматривалось более резкое отграничение дворянства от непривилегированных сословий и в то же время упорядочивались пути попадания в него из других групп
В 1724 г. вводится новая система налогообложения - подушная подать.
Из других мер следует отметить более основательную попытку создания городского самоуправления - учреждение в 1720 г. главного и местных магистратов (первой такой попыткой было создание в 1699 г. «бурмистерской палаты»). В 1721 г. была предпринята важнейшая мера по обеспечению частных мануфактур рабочей силой: вышел указ о посессионных крестьянах. В области культуры определенным завершающим шагом стал указ о создании Академии наук (1724 г.).
2.Реформа образования. Навигацкая и Пушкарская школы

Благодаря деятельности Петра I Россия уже в начале XVIII века представляла собой обширное многонациональное государство, где утвердился абсолютизм. Усилению роли России на мировой арене способствовало ее военное могущество. Петровская реформа армии и флота создала условия для решения внешнеполитических проблем на всем протяжении XVIII века. Развитие рыночных связей потребовало не только осуществления реформ внутри страны, но и расширения экономических, политических, культурных связей России с западноевропейскими и восточными государствами.
Для осуществления экономических реформ Петру I были нужны обученные национальные кадры. Для этого он использовал два пути: подготовку специалистов из числа русских людей за границей и создание собственной государственной системы образования. Именно в этот период в России начали смотреть на Европу как на школу, в которой можно обучиться и науке и мастерствам.
Одной из ведущих задач государства Петр считал переустройство школьного дела. Уже в начале века появились светские государственные школы различных типов. Новые школы имели ярко выраженный характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном.
В 1701 г. В Москве открылась школа «математических и навигацких наук», которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей, мастеровых и т.п. Руководителем школы был Фарварсон, профессор Абердинского университета, приглашенный Петром из Англии. Вместе с ним в качестве преподавателей прибыли еще два человека. Позднее значительную роль в преподавании в Навигацкой школе играл Л. Ф. Магницкий, автор учебника «Арифметика, сиречь наука числительная...» (1703). Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».
В указе Петра I от 14 января 1701 года говорилось: «Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец…указал именным своим великого государя повелением…быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урожденным: математической - Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой - Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемые большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякие нужные в нем потребы, строить из доходов Оружейной палаты».
В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Для подготовки к обучению в школе были открыты два начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе обучалось не менее 200 человек, полный комплект учащихся определялся в 500 человек.
Учащиеся поступали в возрасте 12-17 лет, а иногда и в 20 лет. Определенного срока обучения не было. Учащиеся получали кормовые деньги (3-5 алтын в день)…жили частью в школе, частью поблизости в наемных квартирах… По указу 1701 г. За прогульные дни («неты») учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб. (очень крупная сумма по тем временам), за второй 10 руб., за каждый следующий по 15 руб. Штраф взыскивался при помощи правежа: публично били до тех пор, пока родители или товарищи не внесут денег. Если родители влад и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.