На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Экономическое положение и социально-психологический облик российского дворянства, крупной буржуазии, крестьянства, рабочего класса, мещанства, казачества. Съезды представителей промышленности и торговли. Политические партии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 19.12.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


77
Содержание:
Экономическое положение и социально-психологический облик российского дворянства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Экономическое положение и социально-психологический облик крупной буржуазии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Экономическое положение и социально-психологический облик крестьянства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Экономическое положение и социально-психологический облик рабочего класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Экономическое положение и социально-психологический облик мещанства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Экономическое положение и социально-психологический облик казачества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Экономическое положение и социально-психологический облик российского дворянства.
Изменение законодательства Николаем I: увеличение имущественного ценза для участия в выборах (1831г.), повышение требований Табели о рангах (1845 г.), учреждение заповедных имений. Личные и имущественные права дворянства. Система дворянского образования. Корпоративные организации.
Политика Николая I в крестьянском вопросе. Реакция дворянства на предложения правительства. Роль дворянства в местном и государственном управлении. Общественные настроения в дворянской среде накануне освобождения крестьян. Дворянская публицистика.
Быт и традиции русского дворянства в первой половине XIX века
Столица и провинция: быт и нравы русского дворянства. Быт дворянской аристократии. Развлечения: балы, маскарады и музыкальные вечера. Театральные представления. Приемы и званые обеды. Экономическое пространство усадьбы. Стиль сельской жизни дворянства: система ценностей и культура повседневности. Сокровища духовной культуры дворянских усадеб. Быт провинциальных помещиков. Губернские города как центры провинциальной жизни России.
Внутрисословные взаимоотношения: социально-психологические аспекты. Отношения дворянства с самодержавием. А.С. Пушкин о дворянстве. Кодекс чести. Взаимоотношения дворянства с другими сословиями. Отношение дворянства к крестьянскому сословию. Образы помещиков в литературе XIX века. «Война и мир» Л. Н.Толстого как опыт понимания менталитета русского дворянства начала XIX века. Дворянское самосознание.
Дворянство в пореформенной России
Состав и численность сословия. Социально-экономический и политический статус российского дворянства. Дворянское предпринимательство. Дворянство и государственная служба. Расслоение высшего сословия. Корпоративная организация: состав, условия участия. Основные направления деятельности.
Участие дворянства в подготовке и проведении крестьянской и земской реформ. Дворянские комитеты. Редакционные комиссии. Дворянство и реализация крестьянской реформы. Петиционная деятельность дворянских собраний 1860-1870-х гг. Роль дворянства в местном управлении. Мировые институты, дворянство в земстве. Влияние реформ на судьбу дворянского сословия.
Дворянство и правительственная реакция 80-х- 90-х годов XIX века. Российский консерватизм: М.Н.Катков, К.П.Победоносцев, А.Д.Пазухин. Дворянство и сословный вопрос. Введение института земских начальников. Правительственная опека. Дворянский Земельный банк. Особое совещание по делам дворянского сословия. Попытки создания общероссийской дворянской организации.
Социальная психология дворянства во второй половине XIX века
Мемуары и дневники как источник для изучения истории дворянства России второй половины ХIХ-ХХ вв. Авторы, время создания, публикации, проблематика дневников и мемуаров. Быт, культура, общественные настроения столичного дворянства накануне отмены крепостного права. Изменение быта, нравов, занятий дворянства под влиянием реформ 1860-1870-х гг. Быт, культура, образование дворян Петербурга и Москвы в эпоху Александра III. Общественные настроения и культура столичного дворянства на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Изменения в понятии «сельская дворянская усадьба» в пореформенное время. Хозяйство, промышленные и культурные заведения в помещичьей усадьбе. Старое и новое в облике помещика и быте усадьбы пореформенного периода.
Власть и дворянство в начале ХХ века
Социальная эволюция дворянства: стратификация и социальная мобильность. Проблема убыли дворянского землевладения. Капитализация помещичьих хозяйств. Внутрикорпоративные задачи и способы их решения
Формирование экономической программы поместного дворянства. Петиционная деятельность дворянских собраний в конце XIX - начале ХХ веков. Участие дворянства в работе местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Полемика о роли дворянства в местном самоуправлении. Съезды предводителей дворянства. Земско-либеральная оппозиция. «Союз освобождения» и земцы - «шиповцы».
Власть и дворянство в годы первой русской революции
Реакция дворянства на революционные события. Политические требования поместного дворянства в 1905 году. Совещания предводителей дворянства. Манифест 17 октября 1905 г. Создание партий. Участие дворянства в выборах и работе I Государственной Думы. Выборгское воззвание.
Процесс консолидации поместного дворянства в 1906-1907гг. Союз землевладельцев. I-III съезды уполномоченных губернских дворянских обществ. Дворянство и аграрный вопрос. Полемика о будущем государственном устройстве. Дворянские и земские собрания в годы революции: основные направления деятельности. Трансформация социального поведения поместного дворянства.
Российское дворянство в годы проведения столыпинской реформы
Влияние дворянства на правительственные реформы. Поместное дворянство и правительственная программа «обновления России» - поддержка и противодействие. Инициативные экономические проекты поместного дворянства в 1907-1914 гг. (В.И. Гурко, С.Ф.Шарапов, Н.А.Павлов, В.Н.Снежков).
Отношение дворянства к реформе местного управления. Дискуссия о роли предводителей дворянства, земских начальников. Дворянство в III Государственной Думе. Дворянство и политические партии. Черносотенство (Н.Е.Марков). Роль Постоянного Совета объединенных дворянских обществ. Власть и поместное дворянство в годы первой мировой войны. Всероссийский дворянский Союз помощи больным и раненым воинам. Отношение дворянства к «Прогрессивному блоку». XII съезд объединенного дворянства. Столичное и провинциальное дворянство накануне 1917 года: политическая позиция и внутренние конфликты.
Социальная психология дворянства в начале ХХ века
Дворянское образование и воспитание. Преобладающий тип русского дворянина. Дворянская усадьба в начале ХХ века. Образ крестьянского сословия в сознании дворянства. Инновации моделей экономического поведения.
Трансформация сознания и моделей поведения дворянства. Эволюция общественно-политических взглядов. Представления дворянства о своей роли в общественной жизни. Общественная оценка сословия. Отношение дворянства к буржуазии. Власть и дворянство: отношение дворянства к императору, правительству, психологический конфликт дворянство-бюрократия. Распад монархического сознания. Дворянские лидеры.
Дворянское сословие после 1917 года
Отношение дворянства к падению самодержавия и деятельности Временного правительства. Дворянство в 1917 году. Антидворянское законодательство первых лет Советской власти. Идеология Белого движения. Дворянство в Гражданской войне. Судьбы дворянства в Советской России. «Лишенцы». Репрессии. Судьбы русской дворянской усадьбы. Практическая работа по охране усадеб в 1917-1924 гг. Музеи-усадьбы.
Эмиграция. Политические объединения, культурные союзы, периодическая печать. Роль дворянства в создании культуры «русского зарубежья». Мемуары как итог осознания судьбы России и дворянства.
Попытка реанимации сословия в современной России. Дворянские собрания сегодня: общественно-политическая, культурная, издательская деятельность.
Экономическое положение и социально-психологический облик крупной буржуазии.
В настоящее время, когда вопросы лоббирования интересов различных промышленных и финансовых группировок на разных уровнях законодательной и исполнительной власти, влияния крупного капитала на экономическую политику страны вызывают не только чисто научный интерес, но являются проблемами сегодняшнего момента, изучение форм и методов представительства интересов российской буржуазии в начале ХХ века приобретает особую актуальность.
К началу XX века представительство интересов торгово-промышленного класса в России осуществлялось многочисленными и разнообразными организациями. Всего в стране в это время существовало около 150 предпринимательских объединений, в той или иной степени выполнявших представительные функции . Все их можно разбить на пять групп: 1) купеческие управы, 2) комитеты торговли и мануфактур, 3) биржевые общества и возглавлявшие их биржевые комитеты, 4) отраслевые и территориальные объединения -- съезды и совещательные конторы промышленников и торговцев и 5) общества заводчиков и фабрикантов. Купеческие управы, учреждения, носившие чисто сословный характер, выглядели в начале XX века атавизмом и не играли сколько-нибудь заметной роли в деле представительства торгово-промышленных интересов и в торгово-промышленной жизни в целом. Что касается Совета торговли и мануфактур, его московского отделения и провинциальных комитетов торговли и мануфактур, то и они с момента организации и на протяжении всей своей истории не отвечали требованиям, предъявляемым к представительным учреждениям. Основной недостаток центральных органов в Москве и Петербурге заключался в том, что их члены не выбирались из торгово-промышленной среды, но назначались министром финансов. Эти учреждения целиком зависели от правительства и по сути сами были полуправительственными органами, не пользовались поэтому влиянием и авторитетом в предпринимательской среде, и, самое главное, практически бездействовали. Провинциальные же комитеты не получили широкого распространения, поскольку их основание производилось по желанию местных городских или купеческих обществ, а участие в них не было обязательным. Финансирование же комитетов проводилось за счет городских общественных сумм или добровольных взносов купечества. Естественно, что на таких условиях комитеты торговли и мануфактур были основаны не во многих городах, да и некоторые из возникших так и остались на бумаге (всего к началу XX века в России было 15 комитетов). Кроме того, возникновение и состав комитетов торговли и мануфактур было зачастую довольно случайным. Так же как Совет торговли и мануфактур и его московское отделение, большинство провинциальных комитетов, за редким исключением, не занимались активной деятельностью и не имели никакого веса среди торговцев и промышленников. Самой многочисленной группой представительных организаций были биржевые общества и биржевые комитеты. А.А.Вольский в докладе на первом Съезде Союза торговых и промышленных предприятий в январе 1906 года говорил о существовании в России на 1905 год около 55 бирж . Л.Е.Шепелев приводит цифру 85 . Точное количество определить весьма трудно, поскольку многие биржи в небольших городах существовали только на бумаге, имели место также случаи функционирования биржевых комитетов при отсутствии всякой биржевой деятельности, -- то есть такой комитет изначально организовывался только для представительства интересов местного купечества. Подобная практика, видимо, была достаточно распространена, поскольку отдел торговли министерства финансов счел нужным в объяснительной записке к проекту Положения о выборных учреждениях торгово-промышленного класса и о биржевом устройстве специально оговорить подобный случай . Так или иначе число биржевых комитетов было довольно значительным, а их представительная деятельность достаточно активной. Вообще говоря, сферой их компетенции являлось заведование биржевой торговлей, однако ввиду отсутствия в России нормального порайонного представительства торгово-промышленных интересов, биржевые комитеты на практике стали осуществлять функции совещательных учреждений, выполняя роль, для которой собственно создавались комитеты торговли и мануфактур. В 1903 году на Совещании о нуждах торгово-промышленного класса и биржевой реформе констатировалось, что “из числа общественных торгово-промышленных организаций биржевые установления оказались наиболее жизненными и наиболее приближающимися к типу представительных выборных учреждений” . Главным достоинством биржевых обществ как представительных учреждений было то, что в них в большей степени, чем в любых других организациях уравновешивались и согласовывались интересы торговли и промышленности и их различных отраслей.
Основной задачей данной работы является изучение форм, методов и основных направлений представительной деятельности организаций крупной буржуазии на примере одного из наиболее крупных предпринимательских объединений -- Московского биржевого комитета (МБК). Некоторые другие представительные организации торгово-промышленного класса затрагиваются в работе для того, чтобы не остались в стороне те формы и методы представительной деятельности, которые не применялись Московским биржевым комитетом.
Хронологические рамки работы -- 1905--1914 гг., от первых попыток создания общероссийской представительной организации торгово-промышленного класса до начала первой мировой войны.
Представительной деятельности Московский биржевой комитет уделял большое внимание. В рассматриваемый период представительство становится главной функцией МБК. По свидетельству П.А.Бурышкина, собственно биржевая работа выполнялась автоматически и биржевой комитет в нее практически не вмешивался . Надзор за биржевыми артелями и разбор дел о несостоятельности хотя и требовали большего внимания, но основная часть работы выполнялась аппаратом комитета. Механизм этот был хорошо отлажен, и роль самого комитета сводилась в основном к контролю.
Основным методом представительной деятельности МБК являлась работа в комитетах и комиссиях при биржевом комитете.
Поступивший на рассмотрение вопрос в зависимости от его важности, сложности и спешности либо направлялся биржевым комитетом в соответствующую постоянную комиссию (или комитет) при Московском биржевом комитете, либо для обсуждения этого вопроса создавалась специальная комиссия. “По вопросам менее сложным, а также в экстренных случаях, биржевой комитет дает заключения и делает представления не обращаясь к помощи комитетов и комиссий” .
В 1905 -- 1914 годах при Московском биржевом комитете работало несколько постоянных комитетов и комиссий. Так называемая Постоянная комиссия “была как бы сконцентрированным, более интимным собранием выборных” . Комиссия состояла из председателя и старшин комитета и 25 лиц, избираемых выборными из своего числа и была создана “для предварительного рассмотрения исключительных вопросов, вносимых на рассмотрение собрания выборных” . По словам П.А.Бурышкина, эта комиссия считалась и была самой важной. “Там иногда предварительно, иногда окончательно рассматривались самые важные вопросы” . Кроме Постоянной комиссии при биржевом комитете действовало шесть регулярно работавших комитетов и комиссий: юридическая комиссия, комитет по железнодорожным делам, хлопковый комитет, прядильно-ткацкий комитет, лесопромышленная комиссия и банковская.
Кроме постоянно действующих комитетов и комиссий при Московском биржевом комитете работало большое количество комиссий, созданных специально для рассмотрения того или иного вопроса. По окончанию работ такие комиссии обычно прекращали свое существование. В специально созданных комиссиях рассматривались практически все наиболее важные вопросы торгово-промышленной жизни.
Материалы работ комиссий и комитетов (журналы заседаний, доклады, заключения, справки) предоставлялись на обсуждение самого биржевого комитета, после его одобрения отправлялись уже как заключение МБК в соответствующие инстанции.
Вообще, основная тяжесть представительной работы в МБК переносилась в комитеты и комиссии. Бросается в глаза тот факт, что все постоянные комитеты и комиссии МБК, кроме постоянной и железнодорожного, были созданы в 1906 -- 1910 гг. Увеличение числа случаев создания специальных комиссий также приходится на период после 1905 года. С одной стороны, это было естественным процессом в том плане, что Постоянная комиссия из 25 человек могла собираться легче и чаще чем кворум собрания выборных, а комитеты и комиссии являлись еще более мобильными органами. В комиссиях вопросы подготавливались и разбирались более детально, доклады подробно аргументировались, и, следовательно, работа была более эффективной. С другой стороны, стремление МБК к повышению эффективности своей представительной деятельности обусловлено возросшими претензиями крупной московской буржуазии на реальное влияние на экономическую политику страны. Именно поэтому, МБК не довольствовался просто отзывом на министерский законопроект или даже поправками к нему, но часто вырабатывал свой собственный проект, сопровождая его подробной аргументацией, статистическими материалами, ссылками на законодательство стран Западной Европы, социальной демагогией. Для такой работы требовался более серьезный подход. Поэтому создание в 1906-1910 гг. ряда новых постоянных специализированных комитетов и комиссий, практику передачи отдельных вопросов во временные, для данного вопроса учрежденные комиссии, привлечение к работе специалистов из интеллигенции (юристов, статистиков), командировки в Европу для ознакомления с зарубежным законодательством надо рассматривать ни в коем случае не как случайность, но как следствие и показатель отчетливой тенденции к росту понимания буржуазией необходимости отстаивать свои классовые интересы, и причем делать это более энергично, чем в предшествующий период.
С другой стороны, революция 1905-1907 гг., тяжелое финансовое положение после революции и проигранной войны подтолкнули правительство к решению многих давно назревших, но игнорировавшихся десятилетиями проблем. Аграрная реформа, планы широкого рабочего законодательства, изменения промыслового обложения, проект введения подоходного налога, поиски путей улучшения финансового положения земств и городов, реорганизация системы представительных организаций торгово-промышленного класса -- наиболее важные из разрабатывавшихся правительством вопросов. (Многие из этих реформ не были осуществлены или были выполнены лишь частично.) Большинство из них затрагивало интересы буржуазии, и естественно желание торговцев и промышленников максимально эти интересы защитить. Тем более, что правительство совершенно очевидно собиралось решить некоторые вопросы за счет буржуазии. Таким образом, изменения в представительной деятельности диктовались и увеличением объема работ -- в рассматриваемый период число рассматриваемых МБК вопросов значительно выросло в количественном отношении.
Другой формой представительной деятельности крупной буржуазии были съезды и совещания. Московский биржевой комитет являлся членом двух предпринимательских объединений -- Съездов представителей промышленности и торговли и Съездов представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. После создания Съездов представителей промышленности и торговли в 1906 г. съезды этой организации проходили ежегодно (кроме 1910 года, зато в 1911 было созвано два -- очередной и экстренный). На этих съездах собравшиеся члены организации заслушивали доклады, подготовленные Советом Съездов, затем, после прений и обмена мнениями, по этим докладам принимались резолюции, исполнение которых возлагалась на Совет Съездов. Основной задачей съездов являлось согласование мнений различных группировок буржуазии, примирение противоречий и выработка общей позиции для отстаивания ее перед правительством. Резолюции съездов, таким образом, представали мнением не отдельных предприятий, организаций или группировок, но всей торговли и промышленности, что придавало им больший вес. Кроме того, съезды эффективно доводили мнения и позиции буржуазии до правительства, ибо на съездах всегда присутствовали представители (и достаточно высокопоставленные) министерств и ведомств. Например, на IV очередном Съезде представителей промышленности и торговли присутствовали председатель Совета министров и министр финансов. В.Н.Коковцев и министр торговли и промышленности В.И.Тимирязев.
Кроме съездов представителей промышленности и торговли периодические съезды проводились другой организацией, объединяющей главным образом биржевые комитеты -- Съездами представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. Проходили съезды и совещания буржуазии и вне этих двух организаций. Так, например, в 1910 году МБК организовал в Москве Всероссийский съезд представителей русской торговли и промышленности по вопросу о мерах к развитию торговых сношений с Ближним Востоком. Часто организация совещаний была приурочена к правительственным совещаниям: получив приглашение к участию в последних, Московский биржевой комитет созывал предварительное совещание представителей заинтересованных отраслей и районов для более полного выяснения нужд торговли и промышленности и согласования разных позиций. Подобные предварительные совещания имели место перед работами комиссии по вопросу о таможенном объединении России с Финляндией в 1910 году, в том же году перед совещанием Иркутского генерал-губернатора по вопросу торговли с Монголией и т.д. Организовывал предварительные совещания и Совет Съездов представителей промышленности и торговли, причем принимать в них участие могли не только члены Съездов, но часто приглашались все заинтересованные в данном вопросе лица.
Представительство интересов торгово-промышленного класса осуществлялось в нескольких формах. Во-первых, представители МБК принимали участие в работе различных государственных органов, членами которых они являлись на основании действующих законов и уставов или положений этих органов. Представитель МБК был членом Совета Государственного банка, назначенные комитетом лица защищали интересы промышленности и торговли во всеобщем присутствии Московской Казенной Палаты, Московском столичном раскладочном присутствии, Особом по промысловому налогу присутствии. С 1912 года представитель МБК входил в состав Совета Добровольного Флота. Кроме того, представители МБК, наряду с представителями других биржевых комитетов, принимали участие с правом совещательного голоса в Общих тарифных съездах железных дорог, Совете по тарифным делам, Центральном и порайонных комитетах по регулированию перевозок массовых грузов. Помимо работы в органах, членство в которых представителей торговли и промышленности обеспечивалось законодательно, лица, делегированные Московским биржевым обществом (не обязательно из своей среды), участвовали в разнообразных и многочисленных ведомственных и межведомственных совещаниях и комиссиях, куда приглашались наряду с представителями других совещательных по торговле и промышленности учреждений. И, наконец, на первом месте по объему в представительной деятельности стояли отзывы на спускаемые правительством законопроекты, касающиеся торговли и промышленности, записки, мнения и ходатайства, предоставляемые в соответствующие министерства или другие центральные или местные органы власти.
Направленность представительной деятельности организаций крупной буржуазии была следующей: во-первых, правительственные органы, во-вторых, органы законодательные -- Государственная Дума и Государственный Совет, в-третьих, органы судебные (в первую очередь Сенат) и в-четвертых, общественное мнение.
На первом месте (и по объему, и по важности) стояло представительство в правительственных органах. Согласно сложившейся практике, большинство планируемых правительством мер и мероприятий, касающихся торговли и промышленности, предварительно предлагалось к обсуждению в совещательных по торговле и промышленности учреждениях. Если мнение комитета запрашивалось каким-то конкретным центральным или местным органом власти или местного самоуправления, то отзыв шел в запрашивающее ведомство. Если ходатайство возбуждалось по собственной инициативе, то оно направлялось в тот орган, в ведении которого находился рассматриваемый вопрос. В тех случаях, когда было не вполне ясно к компетенции какого именно ведомства принадлежит затрагиваемый вопрос, ходатайство шло через министерство торговли и промышленности, в ведении которого находилось все совещательные по торговле и промышленности учреждения. Большинство ходатайств возбуждалось именно перед министерством торговли и промышленности, сюда же направлялась большая часть отзывов на правительственные законопроекты, собственные варианты законопроектов и т.д. Это и понятно, ведь именно в министерстве торговли и промышленности готовилась и разрабатывалась основная масса законопроектов и мероприятий, касающихся торговли и промышленности. Два других министерства, с которыми активно работали и Московский биржевой комитет, и Съезды представителей промышленности и торговли -- это министерство финансов (основными проблемами здесь были налогообложение промышленности и торговли и таможенные тарифы) и министерство путей сообщения (здесь главной проблемой являлась железнодорожная политика). В остальные министерства обращались гораздо реже, хотя и исключениями подобные случаи назвать нельзя. Например, перед министерством внутренних дел ходатайствовали об изменении правил о рабочих организациях, об улучшении работы почт и телеграфов, по поводу применения законов об охране окружающей среды и т.п. Перед министерством иностранных дел -- о расширении компетенции консульской службы (буржуазия стремилась заручиться поддержкой чиновников МИДа в деле зарубежной торговли), перед Главным управлением земледелия и землеустройства -- по поводу орошения земель в Средней Азии и Закавказье под посевы хлопка и т. п.
Московский биржевой комитет почти не занимался активной работой с законодательными органами и с общественным мнением, ограничиваясь, в основном, представительством перед правительством и местными властями. Однако можно привести примеры подобной работы других предпринимательских организаций.
Так, в деятельности Совета Съездов представителей промышленности и торговли работе с Государственной Думой и Государственным Советом отводилось немалое место. Большое внимание уделялось анализу работы Государственной Думы -- и на съездах, и на страницах журнала Съездов представителей промышленности и торговли “Промышленность и торговля” (который также рассылался бесплатно членам Государственной Думы и Государственного Совета, так же как правительственным чиновникам и редакторам крупнейших газет), и в специальном издании “Промышленность и торговля в законодательных учреждениях”, целиком посвященном работе Думы и Госсовета (всего вышло 3 тома).
Члены Государственной Думы, интересующиеся экономическими вопросами, приглашались принять участие в работе съездов. Неоднократно присутствовали и выступали на Съездах представителей промышленности и торговли, например, ведущий оратор кадетов по торгово-промышленным вопросам А.И.Шингарев, председатель комиссии по рабочему вопросу III Думы барон Е.Е.Тизенгаузен, председатель финансовой комиссии Г.Г.Лерхе. Затем, по внесении правительством в Думу какого-либо законопроекта, с которым представители буржуазии были не согласны или не вполне согласны, Совет Съездов представителей промышленности и торговли отпечатывал и рассылал всем членам Государственной Думы и Государственного Совета свой вариант законопроекта вместе с аргументацией поправок. На практике почти все без исключения законопроекты, касающиеся торговли и промышленности, сопровождались собственным вариантом Совета Съездов представителей промышленности и торговли. Имелись случаи совместной работы думских комиссий и комиссий Совета Съездов. Так, в 1911 году постоянная комиссия по юридическим и налоговым вопросам при Совете Съездов приступила к обсуждению проекта положения о государственном подоходном налоге по поручению Комитета Совета Съездов и “согласно просьбе председателя финансовой комиссии Государственной Думы Г.Г.Лерхе”. Далее работы двух комиссий велись параллельно и журналы заседаний комиссии Совета Съездов регулярно сообщались. Г.Г.Лерхе с комментариями и объяснениями .Надо сказать, что доклад об этой совместной деятельности двух комиссий был воспринят Советом Съездов с большим удовлетворением. Были случаи и совместной работы с правительственными органами: например, в 1908 году разработанный Горным департаментом проект изменений и дополнений в действующие правила о нефтяных промыслах был передан по инициативе министерства финансов для рассмотрения в Совете Съездов, для чего последний организовал совещание, в котором участвовали представители нефтедобытчиков, перевозчиков нефти и чиновники Горного департамента.
Большое внимание уделял Совет Съездов представителей промышленности и торговли работе с общественным мнением. В 1908 году журнал Совета Съездов с сожалением констатировал, что “широким общественным кругам России промышленность и торговля представляются, или в качестве какого-то паразитарного придатка к земледельческой основе русского народного хозяйства, или в качестве источника неблаговидной наживы для сравнительно небольшого числа, непременно кровожадных, капиталистов” . Основной своей задачей Совет Съездов видел преодоление такого рода взглядов и борьбу с господствующими в обществе предрассудками и недоброжелательным отношением к промышленной и торговой деятельности вообще. “Мы будем добиваться для нашей промышленности и торговли того почетного положения в глазах русского общества, какое эта отрасль народного труда везде в мире занимает перед лицом культурного человечества,” -- заявляла “Промышленность и торговля” . Главным инструментом в этой борьбе был журнал Совета Съездов “Промышленность и торговля”, издававшийся с 1908 года. Журнал выходил два раза в месяц. Издание было постоянно убыточным, чем вызывало недовольство у некоторой части членов Съездов представителей промышленности и торговли. Однако большинство Съездов считало выпуск собственного журнала безусловно необходимым, несмотря на ежегодный дефицит, а отдельные члены Совета Съездов вообще называло издаваемый журнал главной задачей и заслугой Совета Съездов . Кроме журнала Совет Съездов издавал большое количество других материалов -- книг, брошюр, докладов и т. п. (К 1912 г., то есть за пять лет работы, Совет Съездов опубликовал 144 непериодических издания.) По мнению самих промышленников эта деятельность приносила плоды. Г.А.Крестовников указывал на “распространение в массе населения, в сферах, не близко соприкасающихся с промышленностью и торговлей,.. в нашей повседневной прессе более ясных и более правильных понятий по экономическим вопросам” . (Впрочем, здесь Г.А.Крестовников выдавал желаемое за действительное.)
В заключение нельзя не остановиться на проблеме эффективности вышеперечисленных форм и методов представительной деятельности российской буржуазии. Во-первых, необходимо отметить неудовлетворительность самой системы представительных организаций буржуазии. Несмотря на немалое число предпринимательских объединений, в той или иной мере занимавшихся представлением нужд торговли и промышленности, на практике ни одна из них не отражала интересы всей местной буржуазии, но лишь отдельных ее групп. Необязательность участия предпринимателей в существующих организациях, и, как следствие, случайный характер подбора их состава -- вот основной недостаток всех перечисленных учреждений. Целые отрасли промышленности, транспорта, торговли не получали вообще практически никакого отражения и защиты своих нужд, не имея собственных организаций. “Торговля небиржевая -- магазинная, лавочная, розничная, торговля небиржевыми товарами, хотя бы и крупная, вся промышленность, не вырабатывающая биржевой товар, и вся ремесленная промышленность никакой организации в смысле представительства не имеет, никаких профессиональных собраний или союзов этих лиц до сего времени, за весьма редким исключением, не было,” -- читаем в заключении соединенной комиссии Московского биржевого комитета и Московского отделения Совета торговли и мануфактур на проект “Положения о выборных учреждениях торгово-промышленного класса и о биржевом устройстве” . Существовавшие представительные организации имели немало других недостатков. Среди них следует указать на финансовую слабость многих организаций. Сама структура представительных учреждений, созданных в разное время без какой-либо связи друг с другом, подчиненных разным ведомствам, служила причиной отсутствия всякой планомерности и согласованности в их работе, дублированию одних вопросов и выпадению других из поля зрения. Недаром буржуазия неоднократно ходатайствовала о реформе представительных организаций.
Во-вторых, не удовлетворяли буржуазию и формы представительной деятельности. В многочисленных ведомственных и межведомственных совещаниях представители промышленности и торговли имели лишь совещательный голос, окончательное же решение принималось чиновниками. Кроме того, не на все совещания, в которых промышленники хотели бы принять участие, их звали. С той же проблемой сталкивались представители предпринимательских организаций в государственных органах, заседать в которых они имели право по закону -- их голос был только совещательным, а участие, следовательно, неравноправным. Нельзя сказать, что с этим мирились. Ясно прослеживается стремление буржуазии добиться более действенного представительства в этих органах. Например, предоставление делегатам от промышленности и торговли права решающего голоса в тарифных учреждениях железных дорог было лейтмотивом многочисленных ходатайств. Но этого права буржуазия так и не добилась.
Не удовлетворяла буржуазию и основная форма ее представительной деятельности -- ходатайства перед различными правительственными органами, главным образом из-за низкой их действенности. “Мы все и все время о чем-то ходатайствуем, -- заявлял. Ю.П.Гужон, -- ходатайствуем по разнообразнейшим вопросам, но все время ходатайствуем безрезультатно, к нам не прислушиваются” . Однако другого, более эффективного способа воздействия на правительство буржуазия найти не смогла. (Сам Гужон, считая, что министерства не могут разрешить стоящие перед промышленностью вопросы и что, поэтому и обращаться к ним бесполезно, предлагал обратиться напрямую к императору. Понятно, что это вряд ли дало бы больший эффект.)
Вообще, в представительной деятельности буржуазии в целом не было планомерности и систематичности. Порядок постановки вопросов на обсуждение зависел от правительства -- несмотря на то, что МБК и Съезды представителей промышленности и торговли, и другие совещательные по торговле и промышленности учреждения имели право возбуждать ходатайства по собственной инициативе, на практике, они рассматривали главным образом те вопросы, которые разрабатывались министерствами. “Не было никакой планомерности, не было заранее установленной программы, и вся деятельность носила случайный характер. Редко бывали проявления собственной инициативы, но по большей части -- “отзывы”, “замечания”, “поправки”, и реже -- “переработки” представленного проекта” . Как уже указывалось выше, количество правительственных проектов, так или иначе касающихся торговли и промышленности, было столь велико, что и с ними представительные организации крупной буржуазии не успевали порой разобраться, где уж тут говорить о выработке собственной целостной программы необходимых для русской промышленности мер. “Столько на нас в последнее время валится вопросов, -- отмечал на Экстренном съезде представителей промышленности и торговли в 1912 году Г.А.Крестовников, -- что нет ни сил, ни средств, ни времени сразу ко всему быть готовым: то в Нижнем сбор, то в Москве, то рабочее законодательство, то праздничный отдых служащих и т. д.”. Надо принять во внимание и указание П.А.Бурышкина на то, что “по правде говоря, мало кто был готов к разработке вопросов самого общего характера” К тому же разработка общих вопросов неминуемо привела бы к обсуждению проблем не только экономических, но и политических, чего буржуазия избегала. “Поэтому говорили о торговых палатах, о тарифной политике, о регулировании сахарной промышленности, о пересмотре положения о промысловом налоге, но не ставили вопросов о том, что нужно для развития производительных сил страны и роста русского народного хозяйства. Не ставили отчасти и потому, что ответ знали заранее: нужно изменить общие условия русской жизни -- и политической и социальной” .
Экономическое положение и социально-психологический облик крестьянства.
Основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества. Поэтому по мере развития капитализма обострялись противоречия между старым и новым, а на определённой стадии новое вступало в непримиримый конфликт со старым и требовало его ликвидации.

     Территория и население. В первой половине ХIХ в. Российская империя являлась одной из крупнейших европейских держав. Её территория включала огромные пространства Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь, Кавказ), Северную Америку (Аляска). В это время к России были присоединены Финляндия, Центральная Польша, Бессарабия, Кавказ, Закавказье, Казахстан, Приамурье и Приморье. Её территория расширилась с 16 млн. до 18 млн. кв. км; население возросло с 37 млн. в начале ХIХ в. до 74 млн. чел. в середине ХIХ в. Территория Российской империи делилась на губернии, области, уезды.
     Россия являлась абсолютистским и крепостническим государством. Во главе Российской империи стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Население России делилось на сословия. Самым состоятельным, образованным, привилегированным и господствующим сословием было дворянство. Важнейшей привилегией дворянства было владение крепостными крестьянами. Дворянство было освобождено от всех податей и повинностей, от обязательной службы, имело преимущество в получении наград, в занятии должностей в гражданской и военной службе. В начале 30-х гг. ХIХ в. насчитывалось около 500 тыс. чел. дворян (примерно 1% населения страны). К числу наиболее привилегированного сословия относилось и духовенство. Рядом важных привилегий обладало купечество. Оно было освобождено от некоторых податей и от рекрутского набора.
· Купцы в зависимости от размеров капитала делились на три гильдии:
o купцы первой гильдии (самые богатые) имели право крупной внутренней и внешней торговли;
o купцы второй гильдии обладали рядом привилегий в крупной внутренней торговле;
o купцы третьей гильдии - в мелкой торговле.
· Непривилегированным сословием было мещанство:
o городские ремесленники;
o мелкие торговцы;
o наёмные работники.
· Самой многочисленной непривилегированной категорией населения было крестьянство. Крестьянство подразделялось на три основные категории:
o владельческие (помещичьи);
o государственные или "казённые";
o удельные (принадлежали императорской фамилии).
Самой многочисленной группой были помещичьи крестьяне: перед отменой крепостного права (1861 г.) их насчитывалось около 25 млн. чел. обоего пола (40% от всего населения страны). Формы и размеры феодальной эксплуатации в значительной мере определялись экономическим обликом региона. В нечернозёмных и промышленных регионах (Ярославская, Костромская и др. губернии) наибольшее распространение получил оброк, выплачиваемый как натуральным продуктом, так и деньгами. Здесь на оброке находилось от 65 до 90% крестьян. В земледельческих губерниях (Литва, Украина, Белоруссия) крестьяне преимущественно находились на барщине (обработка помещичьей земли крестьянами), где ею были охвачены 3/4 крестьянских хозяйств. В целом по стране к середине ХIХ в. на барщине находилось до 71%. Государственных крестьян к середине ХIХ в. насчитывалось около 18 млн. чел. обоего пола. Положение государственных крестьян было несколько легче, чем помещичьих. Они официально считались "свободными сельскими обывателями". Государство предоставляло им в пользование земельные наделы, за которые они обязаны были нести государственные подати и сборы, а также нести феодальные повинности (денежный оброк). Удельных крестьян накануне отмены крепостного права насчитывалось около 2 млн. чел. Удельными стали называть бывших дворцовых крестьян, после того как в 1797 г. для управления землями и крестьянами, принадлежащими к царскому дому, был создан Департамент уделов. Они платили государственную подушную подать, отбывали натуральные повинности и несли оброк в пользу царской семьи.
     В крестьянстве особым, привилегированным сословием было казачество - 1,5 млн. чел. В середине XIX в. в России существовало 9 казачьих войск: Донское (самое крупное), Оренбургское, Черноморское (позже Кубанское), Терское, Астраханское, Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское. Атаманом всех казачьих войск по традиции считался наследник престола. Ещё в XVIII в. правительство ликвидировало казачью вольницу и установило в казачьих частях армейские порядки. Казачий демократизм сохранился только на низшем уровне: во главе каждого войска стоял наказной (назначенный) атаман, станичные атаманы избирались на станичных сходах. В мирное время казачество использовалось для охраны государственных границ.
     С ходом времени сословный строй постепенно себя изживал. Купечество уже не контролировало всю торговлю. В городах мелкой торговлей стали заниматься мещане и крестьяне. Среди городского населения образовывались новые классы - буржуазия и пролетариат. В рядах буржуазии оказывались многие дворяне, купцы, разбогатевшие мещане, крестьяне. Среди рабочих преобладали крестьяне и городская беднота.

     Сельское хозяйство. В первой половине ХIХ в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства. Крестьянство составляло 95% населения страны, и сельское хозяйство являлось ведущей отраслью экономики. Среди сельскохозяйственных культур преобладали "серые" хлеба - рожь, ячмень, овёс.
· В центрально-чернозёмных губерниях, Среднем Поволжье и южно-степной полосе выращивалась преимущественно пшеница. Здесь она превратилась в товарную культуру и большей частью шла на продажу на внутренний и внешний рынок.
· В центральных губерниях, Литве, Белоруссии с 40-х гг. расширились посевы картофеля, который стал здесь "вторым хлебом".
· В центральных, северных и северо-западных губерниях основной выращиваемой культурой был лён, а в чернозёмных - конопля. Это были доходные рыночные культуры.
Господствующей системой земледелия оставалось всё то же трёхполье - яровые, озимые, пар. Урожайность в течение всей первой половины ХIХ в. оставалась невысокой: "сам - два" (при посеве двух пудов собиралось четыре), "сам - три".
     Другой важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. Оно в основном носило натуральный характер, т.е. скот разводился "для домашних потребностей", а не на продажу. Товарное животноводство получило определённое развитие только в ряде губерний - Тверской, Ярославской, Вологодской, Прибалтике, степной полосе России. В общем, и в первой половине ХIХ в. в русской деревне продолжала существовать нехватка, порой острая, скота для домашнего потребления. Крестьяне мясо потребляли очень редко. В деревне питались в основном хлебом, картофелем, рыбой, грибами, капустой, ягодами.
     С начала XIX в. сельское хозяйство продолжало развиваться, и в нём появились новые сдвиги. Более интенсивно стали осваиваться юг Украины, Заволжье, степное Предкавказье. С начала и до середины ХIХ в. площади посевов расширились на 53%. Расширились посевы технических культур: льна, конопли, табака. Стали внедряться более совершенные орудия труда: молотилки, сеялки, веялки, жатки и др. В земледелии росло применение наёмного труда. Статистические данные XIX в. свидетельствуют о том, что в 50-х гг. в южные степи, Заволжье, частично в Прибалтику, заволжские губернии уходило до 700 тыс. сезонных рабочих. Увеличилась аренда и покупка земли крестьянами. В первой половине ХIХ в. на имя помещиков в 9 центральных губерниях помещичьими крестьянами было приобретено до 270 тыс. десятин; около 140 тыс. десятин купленной земли принадлежало 17 тыс. удельных крестьян.
· В европейской части России складываются очаги торгового земледелия и скотоводства:
o в степной части юга России - зернового хозяйства и тонкорунного овцеводства;
o в Крыму и Закавказье - виноградарства и шелководства;
o в Ростовском уезде Ярославской области - торговое огородничество;
o вокруг Москвы - центры хмелеводства, луководства, табаководства, птицеводства.
Кризис крепостничества. Во второй четверти ХIХ в. в классическом помещичьем хозяйстве, основанном на крепостном труде, отчётливо проявляются кризисные черты.
· Во-первых, помещичье хозяйство всё более теряло натуральный характер и всё более втягивалось в товаро-денежные отношения.
· Во-вторых, в центрально-промышленных губерниях помещики всё чаще переводили крестьян на оброк. К середине века такие крестьяне составляли здесь от 65 до 90% крестьян. Крестьяне всё чаще уходили на фабрики и заводы.
· В-третьих, всё больше помещики переводили крестьян на месячину, когда по причине расширения барщины крестьян вовсе лишали земли, выдавая им паёк продуктами и одеждой, тем самым, крестьянина - производителя отрывали от земли.
· В-четвёртых, это проявилось в падении производительности труда в помещичьих имениях. В чернозёмных губерниях помещики стали стремиться всё больше производить товарного хлеба, поэтому барщина здесь увеличивалась.
Многие помещики видели негативные стороны подневольного труда и более высокую производительность наёмного труда. Однако в этот исторический период рынок рабочей силы был ещё мал, и наём требовал от помещика больших затрат. Поэтому пока было выгодно использовать крепостной труд, а не более дорогой - наёмный. Крестьянское хозяйство также всё более превращалось из натурального в мелкотоварное. Крестьянин всё более тяготился барщиной и доступными ему средствами стал бороться за более благоприятные условия своего хозяйствования. "Нерадение", "лень" крестьянина на помещичьем поле, порча хозяйских инструментов проявлялись всё чаще, производительность труда падала. Крестьянина уже невозможно было заставить работать на помещика так же хорошо, как на себя.
· Отдельные помещики пытались увеличить доходность имений за счёт применения новых методов ведения сельского хозяйства:
o внедрялся многопольный севооборот;
o привлекались зарубежные специалисты-фермеры;
o использовались дорогие сельскохозяйственные машины, удобрения, новые сорта семян и породы скота и др.
Но всё это было возможно лишь самостоятельным хозяевам. Использование прогрессивных методов ведения сельского хозяйства при существовании старых, феодальных основ было бесперспективным.
     Подтверждением кризисного состояния помещичьего хозяйства в I-й пол. XIX в. явился рост задолженности помещичьих имений. Так, в начале века в залоге находилось не более 5% крепостных крестьян, к 30-м гг. - 42%, в пореформенные 2 года - 65%. Перед отменой крепостного права долги помещиков государственным кредитным учреждениям составили более 425 млн. руб., что в 2 раза превышало годовой доход в государственном бюджете.

     Промышленность. В первой половине XIX в. промышленное развитие в России было невысоким. В основном была широко распространена мелкая, преимущественно крестьянская, промышленность. Она располагалась в центрально-промышленных губерниях России - Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской губерниях. Здесь практически в каждом селении крестьяне сочетали земледелие с каким- либо видом ремесла: ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением домашней утвари, посуды, одежды и обуви. Образовались целые промысловые округа, в которых эти занятия играли главную роль, и занятие земледелием зачастую отсутствовало. Мелкая крестьянская промышленность служила базой для становления крупного капиталистического производства в виде мануфактуры. Вначале это выражалось в раздаче мануфактуристом работы рассеянным по деревням надомникам, затем соединения работников в одном заведении, где при сохранении ручной техники вводилось детальное разделение труда между работниками.
     В центрально-промышленном районе происходит рост неземледельческих занятий крестьян. В конце XVIII в. промысловый отход крестьян здесь принял массовый характер. Промысловый отход служил важным фактором для складывания рынка рабочей силы для промышленности и роста городского населения. Число промышленных предприятий с 1800 по 1860 гг. возросло с 2 тыс. до 15 тыс., число рабочих на них увеличилось с 211 тыс. до 560 тыс. В промышленности началась конкуренция между крепостным трудом и вольнонаёмным. Крепостной труд использовался на старых уральских заводах и в помещичьих мануфактурах. Вольнонаёмный труд применялся на мелких, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане, разбогатевшие крестьяне. К середине ХIХ в. доля вольнонаёмных рабочих в русской промышленности составляла около половины от всего числа работающих. Кадры потомственных вольнонаёмных рабочих были невелики. Горнодобывающая и металлургическая промышленность размещались на Урале, Алтае, Забайкалье. Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губернии. Но в целом отечественная промышленность не удовлетворяла потребностей населения в промышленных товарах. В начале ХIХ в. Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.
Начало промышленного переворота.
· В 30 - 40-е гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Он имел две стороны:
o техническую - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
o и социальную - формирование промышленной буржуазии и пролетариата.
Промышленный переворот раньше всего начался в текстильной промышленности (в первую очередь, хлопчатобумажной, где было занято около 30% всех рабочих), позже всего в 80-90-е гг. XIX в. охватил горнодобывающую промышленность.
· В становлении и развитии промышленного процесса выделяются 3 последовательные стадии:
o мелкое товарное производство;
o капиталистическая мануфактура;
o фабрика (крупная машинная индустрия)
Мелкое товарное производство основывалось на ручной примитивной технике, узком местном рынке. В результате расслоения кустарей оно перерастало в мануфактурное производство, которое было основано на эксплуатации наёмного труда и требовало широкого рынка. В промысловых сёлах шли процессы социального расслоения крестьянства - выделялись предприниматели и работавшие у них по найму односельчане.
     Капиталистическая мануфактура в первой пол. XIX в., являясь основой крупной промышленности, возникла на базе мелкой промышленности. В среднем на одно предприятие приходилось по 40 рабочих, хотя некоторые мануфактуры насчитывали сотни и даже тысячи человек.
     Фабрика была крупным машинным производством, которое нуждалось в постоянных кадрах наёмных рабочих, и потому отделяла промышленность от земледелия, отрывала работника от средств производства.
     Широкое применение машинной техники требовало перехода к наёмному труду, так как только свободный рабочий с более высокой профессиональной подготовкой мог освоить передовую технику. Доля наёмного труда постоянно растёт. В связи с переходом к машинной технике производительность труда уже к 50-м гг. выросла в три раза, и на долю машинного производства приходилось уже 2/3 продукции всей крупной промышленности.
     Важным показателем промышленного переворота в первой половине ХIХ в. стало появление новых социальных групп - буржуазии и пролетариата. Буржуазия капиталистической эпохи была представлена преимущественно гильдейским купечеством и "торгующими крестьянами" - богатыми крестьянами, получившими специальные свидетельства ("билеты") на право торговли. Удельный вес собственно промышленной буржуазии был ещё невелик. Наёмные рабочие первой половины ХIХ в. существенно отличались от пролетариата пореформенного времени. Это были преимущественно помещичьи и государственные крестьяне, ушедшие на оброк, но всё ещё находящиеся в феодальной зависимости и связанные с сельским хозяйством. Помещик мог их в любой момент вернуть обратно в деревню и посадить на барщину. Государственный крестьянин также не мог распоряжаться собой, так как был прикреплён к наделу и связан с общиной. Наёмные рабочие дореформенного времени испытывали двойной гнёт: со стороны помещика и со стороны фабриканта.
· Промышленный переворот России имел свои специфические черты, к числу которых можно отнести следующие:
· начался и завершился гораздо позже, чем в европейских странах;
· проходил в условиях существования феодально-крепостнических отношений;
· промышленный переворот в России до отмены крепостного права проявлялся только в технической области, а другие составляющие (например, появление новых классов - буржуазии и пролетариата) появились позднее.
К концу I-й половины ХIХ в. промышленный переворот еще не мог привести к преодолению технического отставания Российской империи от ряда стран Европы. К середине XIX в. отставание России от Европы приняло угрожающие размеры. Занимая в XVIII в. первое место по производству и вывозу чугуна, Россия к середине XIX в. переместилась на восьмое место; по выплавке металла Англия превосходила её в 12 раз.

     Города. В связи с ростом промышленного производства в первой половине ХIХ в. наблюдался рост городов и городского населения. В начале ХIХ в. в России насчитывалось 630 городов, в середине века - 1032. Городское население в этот период выросло вдвое: с 2,8 млн. до 5,7 млн., но удельный вес городского населения тем не менее был невелик - всего 8% по отношению ко всему населению страны. Самыми крупными городами были Петербург (335 тыс. чел.), Москва (270 тыс. чел.), Вильно (56 тыс. чел.). Рост городского населения происходил за счёт притока крестьян, приходивших на заработки. Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных предприятий. Провинциальные города имели аграрный характер.

     Торговля. Рост добывающей, текстильной промышленности привел к интенсификации внутренней и внешней торговли. Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были сельскохозяйственная продукция и изделия крестьянских промыслов. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами оставались ярмарки, которые устраивались на пересечении торговых путей. В то время в России насчитывалось до 4 тыс. мелких сельских ярмарок и 64 крупных ярмарки с годовым оборотом свыше 1 млн. руб. Самой крупной являлась Нижегородская ярмарка с торговым оборотом в середине ХIХ в. в 70 млн. руб. В 1816 г. сгорел волжский городок Макарьев, и знаменитая Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Ежегодно в июле - августе сюда стекалось множество товаров из Европы и Востока. Основными предметами торга были ткани, металл, краски, хлопок, шёлк. Общая сумма проданного товара достигала 70 млн. руб. в год. Кожами, пушниной, чаем славилась Ирбитская (Урал) ярмарка, являвшаяся связующим звеном между европейской частью России и Сибирью. Также крупными ярмарками были: Ростовская в Ярославской губернии, Контрактовая в Киеве и Коренная близ Курска. В городах стала развиваться постоянная (магазинная) торговля ремесленными товарами. В первой половине ХIХ в. в нескольких крупных городах были построены богатые гостиные дворы, В Москве и Петербурге - модные магазины. Широкое развитие в стране получила торговля вразнос. Предприимчивые торговцы (коробейники) закупали на ярмарках ткани, галантерею, мелкие предметы домашнего обихода и уезжали с этими товарами в самые глухие места, реализуя товар и за деньги, и путём обмена за лён, полотно и другие товары. Значительное развитие получила внешняя торговля. Импорт в Россию с Запада в основном состоял из машин и инструментов, предметов роскоши; с востока импортировали шёлк, хлопок, пряности, сахар, фрукты. Вывозила Россия сырьё и сельскохозяйственную продукцию, на восток - изделия металлургической и текстильной промышленности. Среднегодовой вывоз из России за 1800 - 1860 гг. вырос в четыре раза (с 60 млн. до 230 млн. руб.), а ввоз в пять раз (с 40 до 210 млн. руб.). Баланс внешней торговли России имел активный характер, т.е. экспорт превышал импорт.

     Транспорт. В начале ХIХ в. слабым местом в экономике России были пути сообщения. Основными видами транспорта были водный путь и гужевой. Летом преобладал водный путь, зимой - гужевой. Основной поток грузов внутри страны двигался по рекам. Главной водной артерией была река Волга. В грузопотоке преобладал хлеб, который везли из приволжских губерний в Москву и Петербург. В XVIII в. была построена Вышневолоцкая система каналов, связывавшая с Петербургом реки Волжского бассейна. В 1810 г. открылся путь в том же направлении - Мариинская система. На следующий год стала действовать Тихвинская система. Но всё же пропускная способность этих водных систем была невысокой. Первый пароход появился на Неве в 1815 г., а в 1817 г. на Волге и Каме. К 1860 г. на водных путях России насчитывалось уже около 340 пароходов. В южных губерниях страны, где не было такого переплетения рек и озёр, товары перевозились по грунтовым дорогам. В середине XIX в. в России началось строительство шоссейных дорог. Они соединили Москву и Петербург с другими важнейшими городами России. В 1837 г. была построена первая в России Царскосельская железная дорога, связавшая Петербург и Царское Село. В 1851 г. началось движение по Николаевской железной дороге, связавшей Москву и Петербург. В 1859 г. Варшавская железная дорога соединила Петербург с Варшавой. К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось к тому времени 15 тыс. км. Слабое развитие железных дорог в России существенно сдерживало развитие торговли и промышленности.
     В целом, в первой половине Россия сохранила своё традиционное экономическое и социальное устройство. Экономика страны продолжала развиваться, но она существенно отставала от темпов развития экономики западноевропейских государств. Всё более необходимой становилась потребность модернизации экономики России. Однако крепостническая система, плохое состояние путей сообщения - всё это ограничивало развитие производительных сил страны.
Экономическое положение и социально-психологический облик рабочего класса.
Чрезвычайно сложные и многоплановые проблемы объединены понятием "рабочий вопрос" в России. К ним относятся формирование рабочего класса, численность и структура, состав, условия труда и уровень жизни рабочих, правовое и политическое положение и др. С учетом исследовательских задач монографии, автором очерка поставлена триединая задача: исследовать взаимоотношения между правительством - предпринимателями - рабочими, ибо политика, проводимая государственной властью, была одним из существенных рычагов, регламентирующих отношения предпринимателей и рабочих (главным образом, через фабрично-заводское и трудовое законодательство). Социальная политика, осуществляемая владельцами предприятий, являлась не только регулятором их взаимоотношений с рабочими, но и важной сферой предпринимательской деятельности1.
Власть, предприниматели и рабочие в 1860-1870-х гг.
60-70-е годы XIX века - начало больших перемен в стране. Это было и время интенсивного старта в попытках решения "рабочего вопроса". Падение крепостничества явилось одним из величайших событий в истории России XIX века. С реформой 1861 г. были связаны коренные изменения в политической и социально-экономической жизни страны. Одним из важнейших ее итогов было образование свободного рынка наемного труда людей, лишенных средств производства и живущих исключительно продажей своей рабочей силы.
Система наемного труда стала основой развития народного хозяйства России. Быстрое развитие капитализма в пореформенный период умножало ряды наемных рабочих, превращало их в класс российского общества. Последнее было неразрывно связано и с промышленной революцией, происходившей в стране в 50-90-е годы XIX века2.
В ходе промышленной революции в России была создана и утвердилась крупная машинная индустрия, и сложился новый социальный тип постоянных рабочих, концентрировавшийся на крупных предприятиях в ведущих промышленных центрах страны (о численности рабочего класса России см. табл. 1). Шло формирование рабочего класса, основу которого составляли постоянные рабочие, лишенные средств производства, разорвавшие связь с землей и собственным хозяйством и весь год трудившиеся на фабриках и заводах.
Таблица 1. Численность рабочего класса России с 1860 по 1900 г. (в млн. человек)*
Категории рабочих
1860 г.
1880 г.
1890 г.
1900 г.
Рабочие крупных капиталистических предприятий
0,72
1,25
1,50
2,81
В том числе:
   фабрично-заводские
   горнозаводские и горные
   транспортные (железнодорожники и судорабочие пароходств)

0,49**
0,17
0,06

0,72
0,28
0,25

0,84
0,34
0,32

1,70
0,51***
0,60
Строительные
0,35
0,70
1,00
1,40****
Рабочие мелкой, кустарно-ремесленной (городской и сельской) промышленности
0,80
1,50
2,00
2,75
Чернорабочие, поденщики, грузчики, возчики, землекопы, лесные рабочие и пр.
0,63
1,20
2,00
2,50
Сельскохозяйственные
0,70
2,70
3,50
4,54*****
Итого:
3,20
7,35
10,00
14,00
* Рабочий класс России от зарождения до начала XX в. М., 1989. С. 273.
   ** Включены и мануфактурные рабочие.
   *** Без учета вспомогательных рабочих
   **** данные за 1897 г.
   ***** Без учета рабочих Финляндии, общая численность которых в 1900 г. достигала 150 тыс. человек.
К началу 1860-х годов в обрабатывающей промышленности России большинство рабочих, бывших, как правило, оброчными крестьянами, принимались на фабрики на условиях вольного найма. В горнозаводских производствах также начал применяться вольнонаемный труд. Вместе с тем в российской промышленности был еще широко распространен и принудительный труд. Так, накануне реформы 1861 г. из общего числа всех российских рабочих (800 тыс. человек) треть составляли крепостные. В первые пореформенные; годы сократилась численность рабочих на вотчинных и посессионных мануфактурах за счет ухода их в деревню3.
Предшественниками пролетариата капиталистической эпохи были как крепостные, так и вольнонаемные рабочие. Но генетическим, непосредственным предшественником фабрично-заводского пролетариата являлись, в первую очередь, вольнонаемные рабочие, выросшие вместе с капиталистической индустрией из "купеческого заведения". Уже накануне реформы 1861 г. такие рабочие составляли подавляющее большинство на промышленных предприятиях, и, прежде всего, на текстильных фабриках центра страны.
Обычно, вплоть до 1880-х годов, маем рабочих на фабрично-заводские предприятия практиковался на основе "словесного" или письменного договора сроком! на год, чаще всего "от Пасхи до Пасхи". До истечения установленного срока у рабочих забирались в контору паспорта, и они фактически лишались свободы, не имея права требовать досрочного расчета. Произвол предпринимателей ничем не ограничивался, хотя правительство и предпринимало некоторые шаги в направлении "попечения" о рабочих4.
Типичными в это время были правила внутреннего распорядка Московского металлического завода Гужона. В них было записано: "Воспрещается оставлять фабрику до истечения договорного срока без согласия на то хозяина или требовать от него до того срока какой-либо прибавки платы сверх установленной. За стачку между работниками прекратить работу прежде истечения установленного с хозяином срока для того, чтобы принудить его к возвышению" получаемой ими платы, виновные подвергаются наказаниям, определенным "Уложением о наказаниях" (ст. 1358, изд. 1866 г.)"5.
В то же время предприниматели имели право по своему усмотрению уволить рабочего в любое время за "дурную работу" или за "дерзкое поведение". Регламентировался не только их труд, но и личная жизнь: на многих предприятиях рабочие обязаны были в принудительном порядке покупать товары в хозяйственной лавке по завышенным ценам; проживавшие в фабричных казармах отлучались в определенные сроки. Рабочие не были защищены от издевательств и оскорблений со стороны хозяина и его подручных. В Москве, например, даже в начале 90-х годов XIX в. на фабрике "Карл Тиль и К°" применялись розги6.
Однако уже к концу 1850-х годов в правительственных кругах среди наиболее либеральных их представителей зрело понимание того, что с освобождением крестьян уже нельзя сохранять прежние законы о рабочих, что необходимость разработки фабрично-заводского законодательства очевидна7. В периодической печати всех направлений раздавались голоса с призывами к решению "рабочего вопроса" с умеренно-либеральных позиций. С этого времени различными российскими ведомствами стали создаваться одна за другой особые комиссии. Первая из них была образована в 1859 г. в Петербурге при столичном генерал-губернаторе. В ее работе активное участие принимали петербургские предприниматели. На комиссию была возложена задача провести обследование фабрик и заводов Петербурга (и его уезда) - крупнейшего торгово-промышленного центра, где было сконцентрировано и наибольшее число рабочего населения.
Итогом работы комиссии стала подготовка "Проекта правил для фабрик и заводов в С.-Петербурге и уезде", регламентировавших условия труда рабочих и ответственность предпринимателей.
Проектом сохранялись известные нормы традиционной регламентации фабричной жизни (определение размера заработной платы, штрафов за те или иные проступки, распределение рабочих часов и т.п.). Однако по новым правилам запрещалось применение труда детей до 12-летнего возраста, ночная работа несовершеннолетних (12-16 лет), а также ограничивалось 10 часами рабочее время детей 12-14 лет. Проект намечал установить определенные санитарные нормы на фабриках и в жилых помещениях и впервые - ответственность предпринимателей за несчастные случаи с рабочими. Надзор за исполнением этих правил возлагался на фабричную инспекцию из чиновников. Ей предоставлялось право в любое время обследовать фабрики и требовать сведения о зарплате рабочих, условиях найма и пр.8
Проектируемые правила высоко оценивались российскими чиновниками. Они считали возможным распространить их действие на всю империю. Проект был разослан для ознакомления губернской администрации и предпринимателям.
Оценки и мнения о нем были неоднозначны и во многом противоречивы и в среде промышленников, и в среде местной администрации. Большинство крупных петербургских фабрикантов признали его "удовлетворительным", а законодательное регулирование работы малолетних - выгодным для себя. Несмотря на то, что на предприятиях С.-Петербурга, в сравнении с другими промышленными центрами страны, трудилось значительно меньше детей до 12 лет, однако и здесь нашлись открытые противники ограничения труда малолетних. В этой части законопроект оценивался ими как "не вполне положительный". Напротив, многие заводчики и фабриканты Центрально-промышл и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.