На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Политико-правовое регулирование процесса немецкой колонизации, ее экономические и культурные цели. Общественно-политические организации и союзы. Судьба этнических немцев в годы тоталитарного режима. Немцы Украины на пути национального возрождения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 25.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. У истоков немецкой колонизации Одесского края
2. Политико-правовое регулирование процессов немецкой колонизации
2.1 Социально-экономическое положение
2.2 Культура и образование
2.3 Общественно-политические организации и союзы
3. Судьба этнических немцев в годы тоталитарного режима
4. Немцы Украины на пути национального возрождения
Заключение
Литература
Введение

Национальный состав жителей Одесской области отличается от других областей Украины. Сегодня здесь проживают люди более 100 национальностей и народностей, которых свыше 45 процентов, в то время как по Украине в целом, этот показатель составляет 26,4 процента. Среди многочисленных национальностей - русские, болгары, молдаване, евреи, гагаузы и немцы, которых на сегодняшний день насчитывается около семи тысяч. Такой разносторонний состав населения области объясняется историческими условиями.

История немецкой колонизации Одессщины насчитывает более двухсот лет. Ударение на том, что это были колонисты, мы используем с той целью, чтобы подчеркнуть не только добровольность переселения сюда людей из своих родных стран, но и то, что сюда их приглашало царское правительство, предоставляя им определенные социально-экономические льготы, наделяя плодородными земельными угодьями.

Государство гарантировало им, кроме экономических и социальных льгот, сохранение языка, разрешение на создание национальных школ, запрещение языковых ограничений со стороны российских чиновников, ведение государственной документации на национальном языке.

Известный украинский поэт Павел Молчан как-то заметил, что мы живем не только в физическом времени, но и в историческом времени, которое выходит за собственные границы и становится вечностью. Именно оттуда к нам доходят сигналы о справедливости, о равенстве всех сущих, о правде и об истине…

Попробуем проследить за истиной и справедливостью на примере историко-правовых аспектов проживания этнических немцев в Одесской области.

Основой работы послужили многочисленные публикации известной исследовательницы Э.Г. Плесской-Зебольд и статьи других авторов, посвященных жизни и деятельности немцев на территории нашей области.

1. У истоков немецкой колонизации Одесского края

Присоединенные к России в последней четверти ХVІІІ-ХІХ вв. южные степные пространства нуждались в скорейшем хозяйственном освоении. Россия была не в состоянии сделать это своими силами. Этому мешало существовавшее крепостное право, которое лишало крестьян возможности свободно переселяться на пустующие земли. Екатерина ІІ решает пригласить для этой цели колонистов из-за границы.

В июле 1763 года она издает Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Кроме различных экономических и политических прав, Манифест давал гарантии сохранения их национальной самобытности: компактные поселения, свободу вероисповедания, полное самоуправление с тем, «что наши начальники во внутренних распорядках никакого участия иметь не будут».

С 1797 года все существовавшие в России колонии были подчинены вновь созданной при Правительствующем Сенате Экспедиции государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства под ведомством генерал-прокурора. В том же году Экспедиция предприняла ряд мер, касающихся иностранных поселений на Волге. Установив, что управление колониями не соответствует их положению и правам колонистов, обещанным при поселении, она воссоздала Саратовскую Контору опекунства иностранных. В результате саратовские колонии были исключены из общей структуры гражданского управления и колонисты получили самоуправление.

По типу Саратовской Конторы была создана Новороссийская Контора, которая должна была осуществлять общее управление всеми иностранными колониями в крае.

С 1803 года началось интенсивное переселение на юг России немцев, греков, болгар, меннонитов, швейцарцев, евреев и казенных переселенцев из внутренних губерний России.

С того же 1803 года, можно говорить об образовании Одесского водворения иностранных поселенцев, поскольку по высочайшему указу 17 октября 1803 года, данному Одесскому градоначальнику Э.О. Ришелье, колонистам было разрешено селиться м в окрестностях Одессы.1 Тем самым, все переселенцы подлежали разделению: те, кто намеревался селиться под Одессой, принимались в ведение герцога Ришелье, остальные - Конторы опекунства. Конторе вменялось в обязанность содействовать Э.О. Ришелье во всех вопросах.

Наибольший отклик призыв Екатерины получил в Германских государствах, население которых постоянно разорялось многочисленными и многолетними войнами.

То, что принял в марте 1803 года Дюк Ришелье, городом назвать было нельзя. Он нашел здесь разрозненные, плохо выстроенные дома, в большинстве своем, крытые соломой. Население состояло главным образом из купцов, посредников, агентов. Избалованные цивилизацией иностранные негоцианты не могли обустроить свой быт. В городе существовали только казино и питейные заведения. Купцы считали свое пребывание в городе временным и поселяться здесь не собирались.

Несколько ремесленников, присланных из Петербурга по просьбе Ришелье, не могли решить бытовых потребностей растущего города.

Это беспокоило герцога Ришелье и беспокойство его было доведено до сведения императора Александра І. Этим историки объясняют появление в Программе заселения Причерноморья пункта ІХ, который предоставлял Ришелье право селить в Одессе ремесленников «ныне из Германии прибывших».

Решению задачи способствовала Программа колонизации северного Причерноморья согласно которой, через Одессу пролегал путь вызываемых из-за границы немецких колонистов, среди которых ожидались ремесленники.

Ремесленные городские колонисты водворялись на общих для всех переселенцев условиях, сохраняя их привилегии. Им гарантировалось, кроме свободы веры, освобождение от всяких повинностей на десять лет, освобождение от воинской и гражданской службы.

Пункт 12 Правил для водворения иностранных колонистов разрешал заводить «фабрики и другие нужные ремесла, торговать, вступать в гильдии и цехи, и везде в империи продавать свои ремесла».

24 августа 1803 года в Дубоссарский карантин прибыл первый транспорт с немецкими переселенцами. Среди них были и ремесленники. А уже восьмой транспорт, прибывший в Дубоссары, состоял почти из одних ремесленников (учителя, мастера чулочных, шляпных, перчаточных дел; кузнецы, булочники, мельники, портные и многие другие.

Таким образом, в 1803 году было положено начало немецкой колонии в Одессе.

2. Политико-правовое регулирование процесса немецкой колонизации

2.1 Социально-экономическое положение

23 февраля 1804 года, герцог Ришелье был назначен Главноуправляющим новороссийскими колониями, а Контора опекунства передана под его начало. Это был комплекс мер, направленный на подготовку, дальнейший прием поселенцев и упорядочение процесса колонизации.
Для надзора за водворением управления колонистами в окрестностях Одессы была учреждена особая Канцелярия Одесского водворения, состоявшая из одного члена Конторы опекунства, под начальством Ришелье.
Смотрители колоний также состояли под ведомством Конторы опекунства. Они жили в колониях и являлись посредниками между Конторой и колонистами, их обязанности определялись Главным судьей.
Самоуправление колонистов осуществляли окружные и сельские приказы.
Сельский (колониальный) приказ учреждался в каждой колонии и состоял из шульца (старосты), двух бейзицеров (заседателей) и по одному десятскому на каждые 10 дворов.
Все колонии разделялись Конторой на округи. Окружной приказ утверждался в каждом округе и был представлен обер-шульцем и двумя бейзицерами.
Обер-шульцы, шульцы и бейзицеры определялись по результатам выборов от общества и утверждались Конторой.
Обер-шульц избирался на 3 года, а окружные бейзицеры на 2 года от всех колоний округа и под надзором смотрителя колоний.
Колонисты каждой колонии составляли общество, в котором созывался мирской сход (собрание), состоящий из представителей - по одному хозяину от каждого двора.
В понятии «колония» имелась особенность: первоначально «колонией» именовали как одну (отдельную) деревню, так и несколько деревень, одна из которых носила название, давшее имя колонии. Со временем группа таких деревень стала именоваться колонистским округом с наименованием в некоторых случаях, отличным от названий составляющих его поселений (Кучурганский округ, Березанский округ и другие), а в других случаях - совпадающим с названием одной из входящих в него колоний (Либентальский округ, Глюкстальский округ и др.).
Одесса очень быстро разрасталась и этот рост привел к тому, что земли отмежеванные для особой ремесленной колонии стали частью городской территории.
Оказавшись в черте города, ремесленные колонисты сохранили за собой привилегии. Под застройку дома им выделялись городские земельные участки. На строительство дома выдавалась беспроцентная ссуда. В случае смерти колониста, его земельный участок с домом, «построенным от казны» передавался другому колонисту, если тот был в состоянии уплатить казенный долг, числившийся за умершим.
Прежде, чем удовлетворить ходатайство о передаче участка, военный губернатор запрашивал городскую думу о платежеспособности претендующего на участок колониста.
В Одессе строили себе дома не только колонисты, но и подданные различных немецких государств. «Желая иметь собственную оседлость» в Одессе, они подавали прошения в строительный комитет о разрешении строительства дома на избранном участке.
При положительном решении вопроса комитет выдавал просителю временное свидетельство, в котором подтверждался отвод земли, его точное расположение и размеры участка. До постройки дома проситель не считался собственником отведенной под строительство земли и не имел права на его продажу.
Чтобы обеспечить выполнение обязанностей просителям, строительный комитет предписывал ему внести залог в Одесский коммерческий банк. По окончанию строительства проситель получал Открытый лист на владение и ему возвращался денежный залог.
Если обязательства не выполнялись, и в течение двух лет строительство не было закончено, денежный залог обращался в пользу городских доходов.
2.2 Культура и образование

Кроме политической и экономической целей, иностранная колонизация преследовала и культурные цели, которые заключались в том, чтобы создавать наглядные примеры иного сельского быта и иного хозяйствования, чем те, которые имели место в России в то время. Поэтому правительство вначале было заинтересовано в изолированной жизни колонистов, чтобы они смогли сохранить и укрепить в своих колониях европейскую бытовую и хозяйственную культуру. В первые десятилетия оно скорее препятствовало, чем поощряло изучение русского языка в колониях. Вся официальная переписка и документация велась на немецком языке. Изолированность и консервативный уклад способствовали сохранению в полном объеме языка и обычаев, привезенных с родины.
Расширение хозяйственных и торгово-экономических связей нарушало обособленную жизнь колоний и расширяло сферы общения. К 50-м годам колонисты стали ощущать потребность в изучении русского языка, незнание которого лишало колонистов уверенности и самостоятельности вне пределов колоний. Имеются сведения, что в некоторых колониях появились в эти годы частные преподаватели русского языка.
Были предприняты и другие попытки. Отдельные волостные правления, в частности колонии Гофренталь, отправляли по нескольку человек в качестве учеников писаря в Одессу, в канцелярию Попечительского комитета. Главная их цель была - научиться русскому языку. Один из них, Карл Клейн, до глубокой старости учительствовал в молочанских лютеранских колониях. Был среди них и меннонит Иоган Теве, будущий переводчик книги Клауса «Наши колонии».
К 60-м годам ХІХ века школьные проблемы обострились. Среди них можно назвать узость школьных программ и отсутствие квалифицированных учителей, и переполненность классов.
Вопрос о школе все настойчивей поднимался в печати. Чтобы сохранить эффективность хозяйств, необходимо было усовершенствование сельскохозяйственного труда, чего нельзя было сделать без повышения уровня школьного образования.
Для решения этих проблем в колониях стали открывать центральные училища. Одно из таких училищ было открыто в 1844 году в Сарате. Его целью было «образовать из колонистских мальчиков способных учителей для сельских школ и писарей для приказов, а равно землемеров и архитекторов, посредством которых распространить в колониях русский язык».
Интересно, что русское правительство считало необходимым подчинять такие училища надзору и руководству духовенства, хотя настаивало на решении такими училищами светских задач. Но колонистское общество, которое ставило более духовно-конфессиональные, чем светские цели, само признало необходимым устранить излишнее влияние пастора.
В конце 60-х - начале 70-х годов, когда реформы Александра ІІ ликвидировали устав о колонистах, перед ними встала проблема вхождения в политико-социальный строй России.
В 1868 году в Одессе состоялся съезд колонистских обществ южного края России, который затронул и проблему образования. Он разработал педагогическую систему, которая должна была связать сельскую школу, имеющуюся в каждой колонии, центральные училища, уже существующие или планируемые на один или несколько колонистских округов, и учительскую семинарию в Одессе.
В 80-е годы согласно реформам Александра ІІ и руссификационной политике Александра ІІІ все колонистские школы должны были быть выведены из подчинения сельским обществам, хотя оставались на их содержании. Это влекло за собой коренные изменения в немецкой школе.
В 1888 году министру народного просвещения был отправлен проект программы курса колонистских школ Одесского учебного округа. Проект предусматривал параллельное изучение немецкого и русского языков, и в нем подчеркивалось, что обучение русскому языку имеет чисто практические цели.
К концу ХІХ века в России сложилась новая экономическая ситуация, связанная с необходимостью овладения интенсивной обработки земли. И с 1905 г. в немецких колониях появляются новые учебные заведения, которые готовили не только учителей, но и давали профессиональное образование, необходимое для интенсивного ведения сельского хозяйства.
Остановимся на истории некоторых учебных заведений в Одессе. Центрами образования, как уже говорилось выше, были церкви.
Уже в 1825 году при лютеранском соборе Святого Павла было открыто двуклассное училище, дающее начальное образование. Имела свое училище и римско-католическая церковь. Евангелическо-реформатская община возникла позже, в 1842 году. При ней было открыто трехклассное училище, в котором программа была уже достаточно объемной.
Вскоре приходская школа уже не отвечала требованиям быстро развивающейся экономики, и при лютеранском приходе открывается немецкое реальное училище Святого Павла, которое давало прекрасное гимназическое образование. Его программа в 60-е годы учитывала особенность Одессы как многонационального коммерческого города и включала в себя кроме общеобразовательных предметов, изучение четырех языков (русского, немецкого, французского и итальянского), а также коммерцию, бухгалтерию и стенографию.
Уже в конце 50-х - начала 60-х годов образование входит в число основных ценностей немецких колонистов. Они стремятся получить гимназическое или высшее образование, а своим дочерям дать институтское.
В начале ХХ века совершенствуется начальное образование, расширяется и углубляется его программа, и соответственно увеличивается срок обучения в традиционной немецкой школе. В эти годы она ставит целью не только научить детей читать, писать и считать, но и дать детям колонистов и германско-подданных «хорошую подготовку для практической деятельности в области торговли и промышленности. Гимназическое образование можно было получить в 11-классной немецкой реальной мужской гимназии Святого Павла и 10-классной женской немецкой гимназии Святого Павла, где были торговые классы.
Устав всех этих учебных заведений предусматривал обучение в них детей немецких колонистов, германских подданных и детей других национальностей.
Не все немецкие учебные заведения были связаны с религиозными общинами. В 1908 году Южно-Русское немецкое общество учреждает в городе женское коммерческое училище с 8-ми летним курсом обучения. Немцы открывали и специальные учебные заведения. Так в 1892 году Демьян Францевич Фон-Россель открывает в Одессе музыкальные классы, утвержденные министерством внутренних дел, где , кроме игры на струнных, духовых и ударных инструментах, преподавалась теория музыки, композиция, гармония, т.е. давалось специальное музыкальное образование. В 1899 году Федор Карлович Роте на собственном участке открыл практическую школу садоводства. Здесь получали знания по садоводству, огородничеству и виноградарству.
Программы перечисленных учебных заведений говорят о демократичности и высоком уровне среднего образования, которое давали немецкие учебные заведения и который соответствовал европейскому стандарту того времени.
Высшее образование немцы колонисты получали в пределах России или в Новороссийском университете на русском языке, или в университете Дорпата (Дерпта) на немецком.
Немцам удалось сохранить свое право получать образование на родном языке и после революции 1917 года. Во дворе лютеранского собора размещалась средняя немецкая школа №38, немецкий сельскохозяйственный техникум.
Для немцев Украины, проживающих комп и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.