На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Статья Идея создания христианских буферных государств. История образования Гарабагского ханства и время правления первого правителя. Существование проекта по созданию Армянского царства в планах русского двора. Процесс создания марионеточных государств.

Информация:

Тип работы: Статья. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


8

Гадиров Вилаят

Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.

Азербайджан всегда притягивал внимание русских своими торговыми доходами и геополитическим расположением, что привело к тому, что российское правительство уже с XVIII века начало проводить активную политику в этом регионе. Петербург для осуществления своих планов намеревался использовать христианский фактор, что должно было оправдать, на первом этапе, деятельность по созданию христианских буферных государств на границах с мусульманскими державами. Идея создания "христианских буферных" государств была направлена на закрепление той системы отношений, которая была достигнута после подписания Кучук-Кайнарджийского мирного договора. Поэтому надо отметить, что петровская политика в "армянском вопросе" была целенаправленно продолжена Екатериной II, которая выразила свое согласие на создание "Армянского" государства под покровительством России (7, 300).

Однако, данные проблемы следует рассматривать через призму внешней политики существовавшего тогда, которое имело удобное геополитическое положение и сильную Шушинскую крепость. Это, а также наличие хорошего государственного деятеля как Панахали хан, сделали азербайджанское Гарабагское ханство достаточно сильным, а при его сыне Ибрагимхалил хане, ханство это достигло своего наивысшего развития. Историю образования Гарабагского ханства и время правления первого правителя, достаточно детально рассмотрены в трудах других исследователей (1; 2; 4; 6; 8). Между тем на фоне активной внешней политики Ибрагимхалил хана (1759/61-1805) (2, 219) наблюдалось некоторое оживление сепаратизма, проявляемое со стороны христианских меликств. Эти мелики хотели своими действиями ослабить и расчленить Гарабагское ханство. Поэтому, используя стремление Российской империи утвердиться в регионе путем создания марионеточных христианских государств на Южном Кавказе, гарабагские мелики пытались добиться независимости. Подобные взгляды, пожалуй, разделяли и в русском дворе. В целом на наиболее полезной позиции к русской политике стояли армяне, что и заставило правительство Екатерины II продолжить политику водворения армян и вообще христиан, в Предкавказье и на Северном Кавказе (10, 18, 83, 86, 106, 112). Поэтому в переселении христиан, и в частности армян, из Крымского полуострова на Кавказские рубежи следует видеть начало претворения в жизнь политики русского двора по созданию христианских буферных государств - "Албанского государства" и "Армянского царства" на границах с мусульманским миром. Подобным образом, полагали в Петербурге, лучше всего можно отгородиться от "непредсказуемого" Востока.

Не желая дистанцироваться от сути проблемы отметим, что именно Прикаспийские области планировалось включить в "Албанское государство", а "Армянское царство" должно было состоять из Гарабагского и Гарадагского ханств (13; 16). Хотя, в то же самое время нужно отметить, что о планах включения в различные времена Гарабагского и Гарадагского ханств в состав "Албанского государства" писали в своих трудах некоторые исследователи (5, 90; 15, 625; 17, 32). Принимая в качестве территории "Албанского государства" Прикаспийские области, можно предположить, что в начале 80-х годов из двух существующих проектов планировалось реализовывать именно план, связанный с созданием "Албанского государства". К тому же в Петербурге прекрасно понимали, что интересующий их регион не является армянским исторически (письма меликов и гандзасарского патриарха) (22, 162, 166-167; 15, 317, 327-329).

Отметим также и то, что политиков в Петербурге в это время занимала мысль об укреплении русской (выделено нами - К. В) торговли с восточными странами. Хотя, со времен Петра I русские "ласкали" армян в своих пределах, то есть старались создавать условия для их деловой деятельности, все же с другой стороны армяне явно являлись конкурентами русских купцов. Процесс закрепления армянского торгового капитала на российском рынке имел еще в ту пору более чем вековую историю. Это, в конечном счете, и привело, как отмечал Семенов А. "…на стеснения от производимой армянами персидской торговли, на что жаловались русские торговые люди…" (19, 164-165). Таким образом, не стоит наивно полагать, что русские на основных торговых путях, которые проходивших в обход Османской империи именно через Прикаспийские области позволили бы создать "Армянское царство" потому что в таком случае, даже зависимое от Петербурга в политическом отношении "Армения" оказывала бы экономическое влияние на своего "Северного хозяина", что, несомненно, не входило в планы российского правительства. Отсюда можно сделать вывод о том, что представило бы будущее "Албанское государство" будь оно создано в то время. Думается, что Абдуллаев Г.Б. имел именно этот момент ввиду, когда писал что "Этим актом (то есть созданием "Албании" - К. В) правительство Екатерины II хотело овладеть Каспийской торговой магистралью имевшей важное значение в торговле с Индией, и закрепиться в Закавказье" (5, 90).

Однако, в планах русского двора существовал и проект по созданию "Армянского царства" - это неопровержимый факт. Возникновение и существование подобного проекта, по вышеизложенным аргументам, должно было составить суть имеющего в то время парадокса. Дело в том, что все эти проекты держались в строжайшей тайне, и должны были осуществиться поэтапно, и поэтому возникновение "Армянского проекта" можно связать, если не полностью, то, по крайней мере, в определенной степени с деятельностью армянских политиканов.

Итак, Потемкин Г.А. и Суворов А.В. для расширения круга своих знаний о регионе посчитали нужным встретиться и обговорить будущие планы с армянскими политиканами Аргутинским И. и Лазаревым И. (13, 21; 18, 49). На настойчивую просьбу армян по поводу создания армянского государства князь Потемкин Г.А. дал ответ, что это возможно при условии, если в официальной форме будет сделано соответствующее ходатайство Проще говоря, Петербург старался создать для своих деятельности правовую основу. Однако беспокоиться русским тогда было не о чем, так как у армян к тому времени был накоплен большой опыт в подобных "обращениях", в которых они по большой массе в самых грязных формах выражали свои территориальные притязания к историческим землям Азербайджана, в частности к Гарабагу.

Армяне с самого начала активно участвовали в этом мероприятии, а тот факт, что их письма в виде приложения, то есть в оригинале доходили через Суворова А.В. до Потемкина Г.А., а, следовательно, и императрице, говорит о степени их вовлеченности в "дело" и влиянии на ход событий. Многое проясняет содержание этих бумаг, которые были опубликованы в ряде изданий. Так в одной записке говорится, что якобы, Арменией завладели "Турки" и "Персияне", а "малая же часть, то есть, Карабахцы и поныне остаются в независимости" (20, 68). Армяне безбожно пытались представить Гарабаг частью мифической Армении, ссылаясь на проживание здесь незначительной части христиан, и существование христианских меликств. А приписываемая этим меликствам независимость явная фальсификация и имеет собой цель еще более заинтересовать российское правительство в намечающемся предприятии, а также придать ему армянскую направленность. С другой стороны это свидетельствует тому, что армяне не только притязали на территорию Гарабага, а видели в ней ядро будущего армянского государства. В этом легко убеждаешься, когда читаешь следующее: "…но в случае какого-нибудь начальника из своей нации, весьма легким способом Армения может паки возстановиться…" (20, 68-69).

Конечно же, этот "начальник" из армян должен был посажен на азербайджанский ханский престол, что особенно примечательно в том смысле, что армяне притязали не только на определенную часть Гарабага, то есть ту, где в мизерном количестве проживала христианская община, а в целом на весь Гарабаг. Подобного рода документов в истории было немало, и хотя они несколько различаются по своему содержанию, все же в сути своей они направлены на определенную цель - отторгнуть Гарабаг от остальной части Азербайджана (хотя, в общих чертах амбиции армян имели более широкий охват). В другом приложении также имеется информация о Гарабаге. Этот документ является ярким примером армянской фальсификации. Так в самом начале Гарабаг описывается как чисто армянская область притом "самовластная". По словам автора этого документа это так называемое "самовластие" осталось от армянского государства прекратившего свое существование после шах Аббаса. Здесь мы находим также совершенно беспочвенные слова об Албанской автокефальной церкви и его патриархе: "Над ними удельный патриарх Иоаннес по армянскому названию катуликус с прилагательным титлом: Авганский, каковым именем древле Армения называлась …" (Подчеркнуто нами - К. В) (18, док.1, стр.263). Как видим здесь ставится знак равенства между Албанией и Арменией. Кажется, все и без слов ясно. Автор тем самым пытался выставить культуру, историю и все, что связно с Гарабагом, в качестве армянского наследия. Абсурдным является также и то, что якобы албанский патриарх всю свою историю рукополагался армянским католикосом. Подобные документы служат доказательством того, что отдельные армянские политиканы выставляли историческое прошлое, азербайджанского народа в искаженном свете, что, кстати, отвечало также интересам царской России. Автор данного документа беспардонно пишет о якобы имеющем место передаче Шуши Панах хану меликом Шахназаром, в то время как эта крепость была заложена самим Гарабагским ханом, что очень легко проверить по всем достоверным источникам (3, 40). На фоне этих событий как было выше отмечено в самом Гарабагском ханстве происходила борьба Ибрагимхалил хана с христианскими меликами. В это время методы большой политики довольно удачно стал использовать в решении внутригосударственных проблем Ибрагимхалил хан. Дальновидный и опытный хан Гарабага вне всякого сомнения понимал на какие внешние факторы опирались сепаратистские элементы. Поэтому в борьбе с центробежными силами он умело использовал сталкивающиеся интересы и отдельные личностные амбиции, имеющие место в христианской общине Гарабага. Таким образом, можно заключить, что русско-грузино-армянская деятельность, направленная на ослабление Гарабагского ханства путем поддержки центробежных элементов, не могла пользоваться тотальным успехом, потому что ложная идея о якобы "армянской солидарности" христиан Гарабага, на чем в основном базировались армянские территориальные притязания к этой области, разбивались вдребезги об умелые политические мероприятия Ибрагимхалил хана.

Армяне, как известно, не имея своей государственности, связывали его создание как с намеченными походами русских на Восток, так и с усилением влияния Ираклия II, то есть в форме некоего гибрида "Великого Грузино-Армянского царства". Причем армяне являлись, в виду уникальности своих позиций, единственной стороной, не терявшей ничего при любом исходе дел. Эта уникальность их позиций дала понять русским, что они идеально подойдут на роль основного форпоста Петербурга в регионе. Из всего этого можно заключить, что главные притязания армян были направлены на Гарабаг, потому что, во-первых, для реализации своих планов Ираклию II придется столкнуться именно с Гарабагским ханством, а во-вторых, русские могли остановить расползание грузинского влияния на Кавказе именно в Гарабаге, создав, по мнению Аргутинского и прочих армян, "Армянское царство".

Итак, видя готовность Петербурга совершить военное вторжение на азербайджанские земли и установить здесь свое господство, а также связанный с этим особый интерес к Гарабагу, как центру Азербайджана, его военно-стратегическое положение и политическое состояние Гарабагского ханства, армяне пытались воспользоваться этим в максимальной степени, что означало реализацию фантастических идей, таких как создание мифического "Армянского царства" на исторической территории Азербайджана, за счет попирания естественных прав азербайджанского народа - этнического и культурного доминанта в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.