На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Политико-правовые нормы казахского государства. Внутренняя политика казахских ханов в XVIXVII в. Укрепление верховной власти при Тауке хане. Социально-экономические отношения в Казахстане XVIXVIII в.в. Социальная стратификация в казахском обществе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 01.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Политико-правовые нормы казахского государства
1.1. Внутренняя политика казахских ханов в XVI - XVII веках
1.2. Укрепление верховной власти при Тауке хане. «Жетi Жар?ы»
Глава 2. Социально-экономические отношения в Казахстане XVI - в начале XVIII веков
2.1.Территория и население
2.2. Социальная стратификация в казахском обществе
Заключение
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Решающее влияние на процесс формирования господствующих в обществе представлений и стереотипов (в том числе и тех, которые определяют взаимодействие людей в качестве представителей той или иной этнической общности) оказывают условия для развития государства. Эти условия зависят от характеристик социальной среды.
В каждом обществе в ходе его исторического развития формируются как критерии, следование которым предполагает "нормальное" поведение, не угрожающее существованию общества, как целого, так и специальные институты, ответственные за выработку и поддержание таких определений реальности, которые задают параметры вышеупомянутых критериев.
Процессы общественного развития труда и социально-экономической дифференциации казахского общества влекли за собой дальнейшую специализацию в осуществлении общественных функций и вследствие этого приводили к процессам оформления особых институтов в структуре социальных отношений номадов.
Вторая половина XV века знаменуется образованием Казахского ханства. Именно с этого времени начинается история кочевого народа. Данная проблема имеет место в истории Казахстана, так как, изучая быт, культуру, обычаи и нормы казахского общества, мы познаем всю сущность великого кочевого народа, таким образом, из этого следует актуальность данной проблемы.
Цель данной курсовой работы: ознакомиться с общественным строем казахов, выявить особенности социальной структуры казахского общества и рассмотреть правовые обычаи, вызванные потребностями политической и социальной жизни казахского народа XVI - XVIII веков.
Для рассмотрения данной проблемы следует решить следующие задачи:
- выяснить социально-экономические отношения в Казахстане XVI - в начале XVIII веков;
- дать характеристику внутренней политики казахских ханов в данный период;
- выявить значение законов Тауке хана в развитии казахского общества.
Как известно, все современные историки, рассматривая ту или иную проблему, опираются на предшествовавшие источники. К таким можно отнести: «Жами ат-таварих» Кадыргали Жалаири, «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммад Хайдара, сочинения Низам ад-дина Шами, Шараф ад-дина Йазди, Му' ин ад-дина Натанзи, Абд ар-Раззака Самарканди, Хайдара Рази, не менее известный дневник А.И. Тевкелева и др. Именно в этих источниках рассматривается материал по общественному строю казахов.
В XVIII в. продолжалось накопление русскими исследователями известия о казахах этого периода, главным образом этнографических - о быте, хозяйстве, обычаях, верованиях, родоплеменном составе жузов, расселении, изучались легенды о происхождении народа. Эти материалы дают характеристику положения казахов, отражают жизнь народа в предшествующие столетия.
Первым фундаментальным монографическим исследованием по географии, истории и этнографии казахского народа является труд А.И. Левшина. В первой части книги освещены природные условия жизни казахского народа, во второй - собраны исторические сведения о казахах с древнейших времен до конца XVIII века. [16; 5]
Среди имен русских востоковедов видное место занимает Ч.Ч. Валиханов, первый казахский ученый историк, востоковед, этнограф, географ. Он исследовал вопросы истории Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и других народов. В ряде работ дает историко-этнографическую характеристику казахского общества. [7;25]
В монографии С.Д. Асфендиярова «История Казахстана (с древнейших времен)» отвергнута концепция о неисторичности кочевых народов, их отсталости, оценка их общественного строя как родового. Общественная структура казахского кочевого общества показана как классовая, феодальная, присущая и другим народам, оседлым и кочевым [3; 45].
В России со второй половины XIX века исследование истории Казахстана приобретает прочную базу - восточные источники. Этот период связан и именами В. В. Вельяминова-Зернова и Ч.Ч. Валиханова. В.В. Вельяминов-Зернов впервые в своем четырехтомном историческом труде обратился к истории Казахстана XV - XVI века. Автор предложил свое понимание факта разделения казахов на жузы, отнеся его к XVII веку и объяснив хозяйственной, социально-экономической особенностью образа жизни разных групп народа: полуоседлых, обитавших в районе Туркестана и Ташкента, и кочевых на остальной территории. [8;18]
Также следует отметить сочинения поэтов и философов - Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева. Последний в свою очередь пытался воссоздать историю образования казахского народа на родном языке, опираясь на труды своих предшественников.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена политическому развитию Казахстана, а именно взаимоотношению с соседними государствами с целью расширения территории и одновременно ее защиты от иноземных захватчиков. Больше внимание уделяется внутренней политики ханов того периода и правовым нормам, действовавших в обществе.
Вторая глава содержит уже информацию о социально-экономическом развитии Казахстана, если быть точнее, то это территориальное и классовое деление казахского общества. Также в главе рассматривается проблема отношений в казахском обществе и их деление на классы. В главе содержится информация о расположении казахских жузов.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСКИХ ХАНОВ В XVI - XVII ВЕКАХ
Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права адат (?дет). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников-скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке-хане (1680-1718 гг.). Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий - судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положения нескольких биев (ереже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие ереже становились источниками права.
Посредством судебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.
Узбекское ханство в Казахстане достигло наибольшего могущества при Абулхаир-хане (1428-1468). Но многие племена и их вожди были недовольны ростом налогового гнета и повинностей. Главы ряда уделов - султаны Жанибек, Керей и др. - создали оппозиционную коалицию племен и откочевали в Семиречье, в долины р. Чу и Талас, где в 1465 образовали отдельное ханство во главе с Кереем. Отколовшиеся племена называли «казахами», т.е. «свободными».
Узбекское ханство после смерти Абулхайра распалось на уделы, затем объединилось вновь под главенством Мухаммеда Шейбани-хана, а в 1498-1500 возглавляемые им племена переселились в Мавераннахр, на территорию современного Узбекистана. Освободившиеся районы в низовье Сырдарьи заняли казахи. В 1511 казахские племена объединил хан Касым (1511-1523), который и считается создателем первого настоящего Казахского государства. Численность населения новой страны достигала 1 млн. человек. Касым воевал с узбекскими наследниками Шейбани-хана за Ташкент, после его смерти в стране начались усобицы между ханами. Многие племена откочевали из-под власти хана Тагира (1523-1533). Сын Касыма, Хакк-Назар (1538-1580) восстановил единство, успешно воевал с Ногайской ордой на востоке, но в 1560-х потерпел поражение от правителя Моголистана, после чего утратил власть над Семиречьем. В середине 16 в. к Казахскому ханству после распада Ногайской орды, Сибирского ханства и Моголистана примкнули некоторые новые племена. Тевеккель (1586-1598) продолжал воевать за Ташкент с Шейбанидами, и Есим (1598-1628) заключил с Бухарой мирный договор, по которому признавалась власть казахского хана над Ташкентом.
Казахское ханство оказалось рыхлым образованием, и уже при правлении Хакк-Назара в нем выделились три отдельные орды со своими районами кочевок. Общеказахские ханы существовали до 1716, когда умер последний правитель Тауке-хан, успевший составить свод норм обычного права «Жеты-Жаргы».
В районе Семиречья образовался Старший жуз, объединивший племена усуней, канглы, дулатов, албаней, жалаиров и др. Его население занималось кочевым скотоводством и торговлей с местными земледельческими и ремесленными поселениями. Правители ханств, возникших на территории Старшего жуза, в 16-18 вв. воевали между собой и с соседними государствами - Хивой, Кокандом и Китаем.
В северном, центральном, северо-восточном и восточном Казахстане сложился Средний жуз, в который вошли племена кипчак, аргын, найман, керей, уак, конграт. Основным занятием было скотоводство, но на окраинах развивалась активная торговля с окрестными земледельческими территориями - Средней Азией, Россией и Сибирью. Ханства Среднего жуза враждовали друг с другом и боролись с правителями Джунгарии.
В западном Казахстане возник Младший жуз (племена жети-ру, алим-улы и бай-улы). Он объединил скотоводов, кочевавших в низовьях рр. Сырдарья и Урал, в районе слияния рр. Иргиз и Тургай, в верховьях р.Тобол и в Мугоджарских горах. Казахи Младшего жуза поддерживали экономические связи с оседлым населением Поволжья. Политическая структура состояла из нескольких периодически появлявшихся и распадавшихся ханств.
В социальном отношении в казахском обществе господствовал кочевой феодализм. Пастбищами распоряжалась знать (ханы, султаны, бии, батыры, баи, ходжи), от которых фактически зависели рядовые скотоводы (шаруа). Патриархальных рабов (кулы) было немного. Рос слой формально свободных лиц, не имевших собственного скота (кедеи) и вынужденных работать на знать.
Основную внешнюю угрозу для казахов представляли вторжения с востока монгольских племен. Возникшее в конце 16 - начале 17 вв. западно-монгольское государство - Джунгарское ханство усиливало натиск на казахские земли. В 1620-1630-х через территорию Казахстана прошла на запад, в Поволжье, монгольская группа калмыков. Несмотря на ожесточенное сопротивление, в 1652-1680 казахи оказались в зависимости от джунгар. В 1710, 1728 и 1729 ополчения казахских племен разбили джунгарские армии, но набеги с востока продолжались, превратившись в «великое бедствие». В этих условиях правители стали искать поддержки у России.
Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Жанибек и Керей стремились в первую очередь утвердить права на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак и другие. Но главной причиной того, что борьба ханов - джучидов за власть над Восточным Дешт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона. Присырдарьинские города были важными центрами торгово-экономических связей для населения степных районов; превосходными для своего времени крепостями и могли выдержать длительную осаду. Традиционно они являлись административно-политическими центрами предшествующих государственных образований на территории Казахстана. Земли нижнего и среднего течения Сырдарьи были необходимы казахским кочевым племенам как ценные зимние пастбища. Однако использовать эти пастбища можно было, лишь владея ключевыми пунктами этой территории -- городами-крепостями Туркестаном и Каратау.
Отмеченные причины, побудившие казахских ханов в первые же годы после создания ханства вести борьбу за Присырдарьинские города и Туркестан в целом, относятся полностью и к их противнику Мухаммаду Шайбани, когда он пытался восстановить власть Шайбанидов в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В свою очередь, Тимуриды Мавераннахра отстаивали захваченные ими когда-то у Ак-Орды города, превращенные в оборонные крепости против кочевников степных районов. Вмешались в борьбу и могульские ханы Юнус и его сын Султан Махмуд, пытавшиеся в условиях упадка Могулистана и ухода из-под их власти казахского Семиречья и киргизских районов Притяньшанья заполучить города в районе юга Казахстана.
Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладали несомненной реальной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был прочный тыл в Семиречье, их нередко поддерживали городские власти и население в Туркестане. Удачными были шаги по привлечению в союзники других претендентов на власть в степи и в Туркестане. Им удалось привлечь на свою сторону и эмира из Ногайской Орды, Муса-мирзу, прежде обещавшего поставить Мухаммада Шайбани «ханом Дешт-и Кыпчака» [3; 125].
В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений -- под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухаммад Шайбани, победы и поражения выпадали на долю обеих враждующих сторон. В одном из сражении погиб сын Жанибек-хана Махмуд-султан. Он был владетелем Сузака, в то время как его брат Иренчи занимал Сауран. Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын Керей-хана (правившего примерно до 1456-73 гг.) Бурундук. Во время правления Бурундука приобрел известность сын Жанибек-хана Касым (род. ок. 1455) (годы правления 1511 - 1518). Он был удачливым полководцем, предводителем конницы, участвовал во многих битвах.
В 80--90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки - шайбаниды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев. Один из эпизодов борьбы завершился сдачей Сыгнака, в котором Мухаммад Шайбани оставил часть своего войска. В другой раз Сауран был сдан Бурундук-хану его жителями; казахам был выдан и находившийся в городе брат Мухаммада Шайбани со всем его окружением. Осада Отрара в конце 90-х гг. закончилась перемирием между Мухаммадом Шайбани и Бурундук-ханом.
Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммад Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясь на которые, а также на поддерживавшие его узбекские племена Дешт - и Кыпчака, он смог добиться победы над Тимуридами Мавераннахра. У Мухаммада Шайбани для борьбы за власть в степи не оказалось реальных сил, фактически он был вынужден ограничиться лишь борьбой за присырдарьинскую территорию, так как в первые же годы потерял всякую возможность утвердить свою власть в бывших владениях своего деда Абулхаира в степных просторах Казахстана.
Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы их государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана. Многие Джучиды удалились с территории Казахстана искать удачи в Астраханское, Сибирское, Казанское ханства. Под власть казахских ханов переходили все новые и новые казахские роды и племена; в тесный союз с ними вступили ногайцы. Фактически к началу XVI в. Казахское ханство занимало территорию своей предшественницы.
Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал политическую ситуацию в Средней Азии. Борьба потомков Мухаммада Шайбани с Тимуридом Захир ад-Дин Мухаммад Бабуром отвлекла внимание Шайбанидов от Туркестана. Ряд его южных городов признал власть Бабура. В Сайрам и его окрестности он назначил наместником Катта-Бека. Но вскоре, в 1512г., Шайбанид Убайдаллах-султан одержал верх над Бабуром; наместники последнего были изгнаны из их владений. Осажденному в Сайраме Катта-беку удалось оказать сопротивление узбекам; он продержался в крепости всю зиму, а ранней весной 1513 г. позвал на помощь Касым-хана, находившегося на зимовке на Караталс, обещав сдать ему крепость. Касым принял предложение; Катта-бек уговорил Касым-хана выступить против Шайбанида Суйундж-ходжи, правившего в то время в Ташкенте. Разграбив окрестности города, казахи возвратились в Сайрам.
Касым поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан Саидом. Могульский хан предлагал Касым-хану организовать совместный поход на Ташкент в конце лета этого же года, однако Касым уклонился от предложения, сославшись на необходимость «подумать о зимовках, так как [сбор] и построение войска в это время неосуществимы» [11;203].
Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. Уход Султан Сайда в 1514 г. в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен переживавшей кризис Ногайской Орды. Границы ханства расширились до бассейна р. Яик. На юге владения Касым-хана доходили до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На севере и северо-востоке владения Касыма простирались далеко за Улутау и оз. Балхаш.
Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречья. Число подданных хана Касыма современники (Мухаммад Хайдар-мирза) определяли миллионом человек. При нем узнали о казахском государстве и в западных странах. Начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Крымский хан в переписке с турецкими властями высказывал беспокойство по поводу расширения владений казахов в западном направлении.
В 20-х гг., после смерти Касыма, междоусобицы султанов - джучидов на время ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник Касыма Мамаш-хан. К неблагоприятным факторам жизни ханства относится сложившийся против казахов союз узбекских и могульских правителей. Были потеряны присырдарьинские города. Туркестанский вилайет оказался в подчинении Шайбанида Убайдаллах-султана. Казахский хан Тахир (1523--1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской Ордой, безуспешно пытался отвоевать сырдарьинские города. Распри заставили Тахира бежать в Семиречье, где в союзе с киргизами он отражал попытки могульского хана Султана Сайда восстановить свою власть в этом районе. При хане Буйдаше, брате Тахира, казахи были разбиты в 1537 г. могульским ханом Абд ар-Рашидом.
По другим известиям он погиб в битве с узбеками под Сайрамом в 1559 г. Вместе с ним погибли еще 20 казахских султанов. Кадыргали Джалаири отметил, что узбеков в этой битве возглавлял Дервиш-хан, сын шайбанидского правителя Туркестана и Ташкента Барака (Нау-руз-Ахмед-хана). Практически до конца XVI в. присырдарьинские города Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (так стал называться с XVI в. город Ясы) и другие входили в состав государства Шайбанидов Мавераннахра. Казахское ханство было ограничено в этот период с юга по линии низовий Сырдарьи и Каратау. Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети XVI в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538--1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом.
Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русское государство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского. В казанские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, ойраты (джунгары). В какой-то период казахские власти контролировали лишь территории к югу от Улутау, на Сарысу, в Северном Приаралье, Каратау, в Западном Семиречье, примерно в пределах, показанных в «Книге Большому Чертежу». Границы ханства менялись, таким образом, не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, но, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В то же время часть казахов оставалась в местах своего обитания, и попадала в подчинение соседних государств и правителей. Казахи, проживавшие на территории Туркестана, подчинялись узбекскому хану Бараку, его сыну Баба-султану. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях Восточного Казахстана и Джунгарии в зависимости от военных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе.
Процесс включения в состав Казахского государства западных земель, входивших после распада Золотой Орды в состав Ногайской Орды, был сложным и длительным. В середине XVI в. на Эмбе освободилась от Ногайской Орды, находившейся в состоянии упадка и разброда, и фактически была самостоятельной до начала XVII в. Хакк-Назар-хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства, препятствием для их расширения стало Русское государство.
В южном Казахстане Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание на право владения несколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам, же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов, в том числе двух сыновей Хакк-Назара. Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.
Ханом казахов стал Шигай (1580--1582), потомок хана Жанибека. Он со своими сыновьями также оказал поддержку узбекскому хану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Тауекелем сыном Шигая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Казахским же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства.
В 1586 г. Тауекель захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Тауекель-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Средней Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Тауекель-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том, же году в Ташкенте. По договору нового казахского хана Есима (1598--1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.) [12;128]. Казахские правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами.
Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент.
Длительные войны на территории присырдарьинских городов вели к разорению местного населения, упадку городского хозяйства, разрушению ирригационной системы, сокращению земледелия. Военные действия, грабительские набеги противников нарушали торговлю и отрицательно сказывались на экономическом положении в степных скотоводческих районах. С вхождением Южного Казахстана как развитого хозяйственно-культурного региона в состав единого государства предоставилась возможность преодолеть эти негативные явления.
В XVII в. внутриполитическая жизнь в Казахстане не отличалась стабильностью. Казахское ханство все более распадалось на части, усиливались феодальные распри. Различные группы кочевой знати соперничали между собой. На юге фактически утвердились два хана. Преемник Тауекеля хан Есим сделал своей столицей город Туркестан. В Ташкенте объявил себя независимым ханом Турсун-Мухаммад, сын султана Джалима (родословная его неизвестна). Постепенно в каждом из трех жузов появились самостоятельные ханы. Осложнилось внешнее положение Казахского ханства, на всех его рубежах, особенно на южных и восточных. Бухарский хан Имамкули пытался отобрать Ташкент, поддерживал сепаратизм отдельных султанов. В 1612 г., в ответ на набеги казахских войск на окрестности Бухары, Имамкули-хан предпринял поход на казахские земли, прошел Туркестан «до крайних пределов Ашпары и Каратау», разграбив несколько городов и селений. В Ташкенте он поставил наместником своего сына, который был, вскоре свергнут, и убит. В ответ Имамкули устроил кровавую резню в городе. В своих притязаниях на Ташкент он пользовался враждой двух казахских ханов. В 1627 г. Турсун-Мухам-мад был убит Есим-ханом. Есим умер годом позже. Бухарские войска вновь заняли Ташкент. Однако наследнику Есим-хана, его сыну Джангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза для отражения общей опасности с востока -- нашествия ойратов. [5;117]
С образованием в 1635 г. Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Теснимые Цинской империей, в поисках пастбищ и выхода к торгово-ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии, они не ослабляли давления на казахские земли. Уже в 20-х гг. XVII в. большие массы ойратов кочевали по Оми, Тоболу, Ишиму, Иртышу. На Или и Таласе ойраты располагались на зимовки. Казахи были потеснены в южном и западном направлении, где пришли в столкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В 1644 г. хан Джангир, который выступил совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром, разбил один из джунгарских отрядов. В 80-х гг. XVII в. джунгарская армия под командованием хунтайджи Галдана вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. Были разгромлены несколько казахских улусов, захвачено девять городов; среди них источники называют Сайрам, Манкент, Карасман, Шымкент, Ташкент и др. Жители Сайрама оказали достойное сопротивление; был убит оставленный Галданом наместник, что вызвало повторное вторжение ойратской армии в Южный Казахстан. Сайрам был взят и разрушен; часть его жителей была уведена в Джунгарию и Восточный Туркестан [17;135].
Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680--1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгар на казахские земли. Во время их нападения в 1680 г. на Южный Казахстан только город Туркестан не был разграблен джунгарами, так как в нем находился с войсками хан Тауке. Джунгарские погромы были одной из существенных причин постепенного угасания жизни городов на юге Казахстана. Набеги джунгар перерезали важные торговые пути, наносили большой ущерб хозяйству мирного населения.
Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии. Состояние раздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировок аристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, для эффективной защиты с ее помощью коренных земель народа. Хану Тауке удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. При не и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.