Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Особенности развития сельского хозяйства. Социальные отношения в деревне. Клановые отношения, культ предков. Политика государства относительно ремесленой деятельности. Административно-политическое развитие. Социальная стратификация китайского общества.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 25.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6
Реферат по истории Китая
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ КИТАЯ НАКАНУНЕ ВТОРЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ХІХ В.
ПЛАН

1. Особенности развития сельского хозяйства.
2. Социальные отношения в деревне.
3. Политика государства относительно ремесленой деятельности.
4. Административно-политическое развитие.
5. Социальная стратификация китайского общества.
6. Литература.
1. Особенности развития сельского хозяйства.

После маньчжурского завоевания характер социально-экономических отношений в Китае не претерпел кардинальных изме-нений. Это в равной мере можно отнести к сфере как городской экономики, так и аграрного строя. В этом смысле можно говорить о едином минско-цинском периоде в истории Китая. Для этого времени, с точки зрения функционирования экономических и социальных институтов, характерно действие тех же тенденций, которые сложились в стране в послесунский период. Они харак-теризовались возрастанием значения интенсивного поливного рисоводства, прогрессирующим увеличением численности насе-ления, деградацией технологической основы сельскохозяйствен-ного производства.
В соответствии с традицией и в цинский период все земли делились на две категории: народные (минь) и чиновничьи или государственные (гуань). Основой экономической и социальной жизни в деревне продолжала оставаться китайская клановая об-щина, покоившаяся на совместном владении землей и родствен-ных связях, объединявших общинников. Земли, находившиеся в коллективном владении, как правило, обрабатывались совместно, а также сдавались в аренду членам общины или жителям сосед-них деревень. Арендная плата, собиравшаяся с общинной земли, принадлежала всему деревенскому коллективу. По установившейся традиции коллективные земли, реально принадлежавшие общи-не, включались в категорию гуань, т.е. с них, как и с других земель, входивших непосредственно в казенный фонд, поземель-ный налог не собирался.
На характер использования доходов от земли указывало само название той или иной формы коллективного землевладения. Получили распространение, например, «училищные» земли, до-ход от которых шел на содержание деревенской школы, оплату услуг учителя, помощь талантливой молодежи, желавшей про-должить образование, испытать себя на государственных экзаме-нах, если у родителей не было средств.
Доходы от «храмовых» земель использовались для религиоз-ных церемоний в деревенском храме предков, а от «благотвори-тельных» -- предназначались для помощи наименее обеспечен-ным членам общины. Перечисленные категории земель в соот-ветствии с нормами обычного права запрещалось продавать и покупать без согласия всех общинников.
Коллективная земельная собственность под разными названия-ми была распространена во всем Китае. Однако особенно замет-ную роль она играла в провинциях центрально-южного Китая, где преобладало поливйое рисоводческое земледелие. В некото-рых провинциях коллективные земли составляли около полови-ны всего земельного фонда. Особенно велика была роль кол-лективного землевладения в таких провинциях, как Гуандун, Фуцзянь и Чжэцзян. Помимо коллективного владения пахотной землей община контролировала невозделанные угодья, лесные, неудобные для обработки земли.
В китайской деревне важная роль принадлежала и совместному труду. В особенности это характерно для поливного рисоводства, когда в период посева рисовой рассады, весьма непродолжитель-ный, несколько соседних семей объединяли свои трудовые уси-лия. Большую роль играла также коллективная деятельность по поддержанию в порядке систем искусственного орошения, харак-терная для большинства сельских районов Китая. Наличие кол-лективной земельной собственности, совместная работа -- все это было истинным фундаментом деревенской жизни, сплачивало чле-нов общины, препятствовало росту социальной дифференциации.
Кроме коллективного в общине существовало также индиви-дуальное землевладение. Частные земли разрешалось продавать и сдавать в аренду, однако обычное право обязьшало землевладельца перед продажей земли предварительно заручиться согласием на это членов общины и предложить землю для покупки сначала кому-нибудь из них. В деятельности этого института проявлялись владельческие притязания общины на индивидуальное землевла-дение и стремление сохранить в неприкосновенности земельный фонд общины в качестве единого целого.
2. Социальные отношения в деревне.

Еще одной важной чертой китайской общины являлись род-ственные связи, объединявшие, как правило, всех жителей де-ревни. Основной формой этих связей продолжал оставаться пат-ронимический клан - группа родственных семей, происходив-ших от одного предка придерживавшихся обычая экзогамии. В организации клановых отношений между северными и южными районами Китая существовали определенные отличия: к северу от Янцзы деревня состояла из нескольких кланов, к югу -- клан и деревня чаще всего совпадали.
Клановые отношения получали воплощение в культе предков и сопутствовавших ему религиозных церемониях и социальных институтах. Центром религиозной деятельности в деревне были храмы, чаще всего посвященные духам предков. Здесь в соответ-ствии с традицией проводились церемонии, посвященные пред-кам -- основателям патронимии, здесь же собирались все жители деревни или представители групп, составлявших ее, для реше-ния общедеревенских проблем.
Иногда храмы предков использовались как школьные здания, в которых выходцы из клана, получившие образование, давали уроки грамоты своим юным сородичам. Храмы были и штабами, руководившими местными отрядами самообороны, предназна-ченными для защиты клана от разбойничьих шаек, вооруженных отрядов соседних кланов, а в некоторых случаях и от вторжения правительственных войск.
Всеобщее распространение общинно-клановых связей, являв-шихся подлинной основой социальных институтов китайской империи, не противоречило наличию внутри общины (клана) различных форм господства и подчинения, эксплуатации. Основ-ной формой этой эксплуатации в деревне была аренда-издоль-щина. Возникавшие внутри общинного коллектива арендные от-ношения маскировались принадлежностью эксплуататора и экс-плуатируемого к одному клану. Нередко (особенно в южных районах) роль арендодателя играл богатый и могущественный клан, эксплуатировавший более слабую общину. В этом случае верхи и низы одной клановой группы объединялись, пытаясь удержать в повиновении подчиненную общину. В источниках за-фиксированы многочисленные примеры борьбы между домини-рующими кланами или же между сильной и слабой коалициями
общин. Победа, одержанная одним из враждующих кланов в кро-вопролитных сражениях, обеспечивала присоединение новых зе-мель, контроль над водными источниками, а также центрами местной торговли.
Сельская верхушка в китайской деревне состояла из двух ос-новных групп. Первая -- землевладельцы, происходившие в ос-новном из разбогатевших общинников, сдававших землю в аренду. Часто, эксплуатируя арендаторов, они сами с помощью членов своих семей обрабатывали часть принадлежавшей им земли. Их образ жизни мало отличался от той жизни, которую вела основ-ная масса крестьян-землевладельцев, о чем можно судить по ма-териалам местных хроник. Весьма типичной была следующая си-туация. Ранним утром отец отдавал распоряжения своим сыновьям: один должен был пахать в поле землю, другой отправлялся на рынок в соседнее большое село, третий, самый способный, оставался дома и целиком посвящал себя изучению древних книг, готовясь к сдаче экзаменов на получение ученого звания.
Вторая доминирующая социальная группа -- землевладельцы, составлявшие образованную часть китайского общества, облада-тели ученых званий и чиновничьих рангов. К этой группе отно-сились также выходцы из общин (разумеется, чаще из могуще-ственных кланов), которым удалось получить образование и сдать экзамен на получение ученого звания, что было стандартным путем, открывавшим доступ к чиновничьей карьере. Они имено-вались шэньши (т.е. «имеющие пояс», что являлось внешним при-знаком принадлежности к образованной страте общества), образ жизни, поведение и одежда сильно отличали их от основной массы сельского населения. Те шэныии, которые являлись землевладель-цами, также сдавали землю в аренду. Барская запашка и связан-ное с ней хозяйство помещичьего типа, как и крепостническая система, не получили в традиционном Китае сколько-нибудь широкого распространения..
Однако далеко не все шэньши были достаточно крупными зем-левладельцами, чтобы жить на земельную ренту. В этом случае источником их основных доходов являлось занятие «интеллигент-ным» трудом: они становились школьными учителями, репети-торами, готовившими соискателей к государственным экзаменам, руководили сельскими общественными работами, возглавляли отряды местной самообороны. Те, кто стали чиновниками и по-ступили на государственную службу, получали казенное жалова-нье и имели некоторые «побочные» источники доходов. В целом доходы группы шэньши от земельных владений вряд ли превыша-ли одну треть от всех совокупных доходов этого социального слоя.
Доходы от службы, земельных владений и предпринимательства распределялись соответственно как 3:2: 1.
Несмотря на родственные связи, объединявшие верхи и низы общины, эксплуатация в деревне бьиа жестокой. Арендная плата в зависимости от формы аренды колебалась от 30 до 70% урожая, составляя в среднем по стране 40%. Широко были распростране-ны обременительные залоги за взятую в аренду землю, подноше-ния землевладельцам при заключении арендного договора. Вмес-те с тем существовали и нормы традиционного обычного права, свидетельствовавшие о том, что не только арендатор, но и зем-левладелец нес определенные обязательства перед теми, кому он передавал для обработки свою землю. Эти нормы обязывали арен-додателя в случае неурожая и стихийных бедствий снижать аренд-ную плату или отменять ее вовсе, если урожай погибал полностью.
В позднеимператорский период в Китае подавляющую часть населения составляли самостоятельные крестьяне-землевладель-цы, что являлось весьма существенной чертой аграрного строя страны. В целом же господствовало мелкое и среднее землевладе-ние. Большинство арендодателей владели 50--100 му земли (3--6 га), а крестьяне имели в среднем 1 0 -- 2 0 му (0,6--1,2 га). Крупные зем-левладения, насчитывавшие сотни или тысячи му, были исклю-чением и не определяли характер аграрных отношений. Как пра-вило, землевладельцы-арендодатели занимались в деревне рос-товщичеством, а сама ростовщическая эксплуатация наряду с арендой являлась вторым важнейшим источником процветания деревенских верхов.
Самостоятельное крестьянство владело более чем половиной пахотных земель и составляло более половины всего сельского населения. Хозяйства таких крестьян-землевладельцев были наи-более широко распространены к северу от Янцзы, где роль аренд-ных отношений была неизмеримо менее значительной, чем на юге.
Все землевладельцы обязаны были платить налоги. Основным являлся единый подушно-поземельный налог, введенный в пер-вой половине XVIII в. Его величина исчислялась в зависимости от количества и качества земли, находившейся во владении того или иного двора. Вносить налог за землю были обязаны все кате-гории землевладельцев, включая и те группы, которые можно отнести к господствующему классу. Не делалось исключения и для шэньши, которые освобождались только от трудовых повин-ностей, но за ними сохранялось их главное обязательство перед государством -- служить ему, исполняя труд ученого-книжника или чиновника-бюрократа.
Подушно-поземельный налог являлся одной из форм ренты-налога и свидетельствовал о том, кто же являлся верховным и истинным собственником земли в императорском Китае. Таким собственником было государство, в сущности, сдавшее землю в аренду тем, кто фигурировал в налоговых реестрах в качестве владельцев. С этой точки зрения между шэньши, землевладель-цем-арендодателем и рядовым крестьянином не было существен-ных отличий -- все они были всего лишь держателями государе-вой земли.
Часть пахотных земель (примерно 1 0 % ) принадлежала непо-средственно императорской фамилии, а кроме того, маньчжурс-кой аристократии, офицерам и солдатам маньчжурских войск. Земли императорских поместий обрабатывались прикрепленными к ним крестьянами. Так же обрабатывались и земли служивших в «восьмизнаменных»- войсках маньчжуров, которые помимо этого ши-роко использовали труд многочисленных рабов, захваченных ими в период борьбы за завоевание Китая. «Восьмизнаменные» земли были расположены главным образом в районах Северного Китая и вокруг 72 городов, признанных стратегически важными цент-рами. В них размещались маньчжурские гарнизоны, солдатам и офицерам которых в первые годы правления маньчжурской ди-настии были переданы земли, конфискованные у местного ки-тайского населения.
Как и в минский период, в цинском Китае была распростра-нена еще одна форма казенного землевладения -- военные посе-ления, земли которых обрабатывались воинами пограничных гар-низонов. Однако эти отношения, привнесенные в Китай завоева-телями-кочевниками, не могли сколько-нибудь существенно изменить традиционный общественный строй. На протяжении XVIII -- начала XIX вв. рабство все в большей мере приобретало черты крепостных отношений, а особый статус «восьмизнамен-ного» землевладения был ликвидирован в середине XIX в.
Процесс социальной дифференциации, естественным обра-зом протекавший в клановых общинах, приводил к формирова-нию на одном полюсе общинных богатых верхов, на другом -- малоземельного и безземельного бедного крестьянства. Эти явле-ния, отчетливо наблюдаемые на всем протяжении истории им-ператорского Китая и подчиненные закономерности цикличес-кого движения, так и не привели к разложению общинно-клановой основы социальной жизни китайского общества. Этому препятствовало государство, заинтересованное в сохранении тра-диционной социальной структуры и являвшееся высшим собствен-ником земли. Этому процессу оказывали противодействие и сами общинные институты, тормозившие процессы имущественной дифференциации между верхами и низами общины при помощи системы взаимопомощи, благотворительности и т.д.
3. Политика государства относительно ремесленой деятельности.

В организации городского ремесла на протяжении XVII--XVIII вв. также не произошло глубоких перемен по сравнению с перио-дом правления минской династии. Торговое и ремесленное насе-ление объединялось в корпоративные организации (хан), при соз-дании которых важную роль играли клановые и земляческие свя-зи. Характерной чертой китайских городских корпораций (впрочем, как и в подавляющем большинстве других стран Востока) было господство цехо-гильдий, когда ремесленник, как правило, яв-лялся и продавцом собственной продукции, что свидетельствова-ло о незавершенности процесса отделения торговли от ремесла.
Торгово-ремесленные корпорации, обладавшие правами внут-реннего самоуправления, являлись, по существу, организация-ми, предназначенными для сбора налогов и отбывания повин-ностей в пользу казны. Частное ремесло (сы), как и частное зем-левладение (минь), было обложено многочисленными налогами и повинностями. Подобно крестьянину, частный ремесленник был беззащитен перед властями, имевшими право привлечь мастера из самой отдаленной провинции к работе на столичных казен-ных предприятиях. При этом только на дорогу могло уйти не-сколько месяцев. Власти придирчиво контролировали частные ремесленные предприятия, перераспределяли его доходы в пользу государства, производя «закупки» ремесленной продукции по ценам, значительно уступавшим рыночным.
Как и в предшествующие эпохи, маньчжурское правительство продолжало руководствоваться традиционной теорией, согласно которой земледелие являлось основным, а торговля и промыш-ленность -- вспомогательным занятием подданных. Процветаю-щий предпр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.