На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Общественный строй древнего Рима в царский период, в период республики, в период империи. Социальный состав населения. Правовой статус населения в Древнем Риме. Правовое положение римских граждан, латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников, колонов.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 23.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Российский Государственный Социальный Университет.
Контрольная работа
по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»
на тему: «Общественный строй, социальный состав населения и его правовой статус в Древнем Риме»

Студента 2-го курса заочного отделения
специальности «Юриспруденция»
Москва 2007
Содержание

Введение 3
1.Общественный строй древнего Рима 4
1.1 Общественный строй Древнего Рима в царский период 4
1.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики 5
1.3 Общественный строй Древнего Рима в период империи 7
2.Социальный состав населения 9
3.Правовой статус населения в Древнем Риме 12
3.1 Правовое положение римских граждан 12
3.2 Правовое положение латинов 14
3.3 Правовое положение перегринов 14
3.4 Правовое положение рабов 15
3.5 Правовое положение вольноотпущенников 15
3.6 Правовое положение колонов 16
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение

История древнего Рима - это последний этап в развитии древнего мира, который охватывает время с начала I тысячелетия до н.э. (754/3 гг. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в. н.э. (476г. н.э. - падение Западной Римской империи).[4;78]
Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простиралась от Британии на севере до Северной Африки на юге и от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке.
История Римского государства делится на три периода:
· царский (середина VIII в. до н.э. - 509г. до н.э.);
· республиканский (509 - 27 гг. до н.э.);
· имперский (27г. до н.э. - 476г. н.э.).
В VШ - Ш вв. до н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в. до н.э. - П в. н.э было его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. В Ш в. н.э. наступил экономический, социальный и политический кризис Римского государства, который в IV - V вв. н.э. сменился периодом продолжительного упадка.[3;90]
Древнейший период римской истории, то есть период от образования римской общины до установления республики принято называть царским. Согласно античной традиции, которая подтверждается археологическими находками, древнеримская община сложилась из трех этнических групп: латинян, сабинян (и те и другие - италийские племена) и этрусков (создателей древнейшей цивилизации на Аппенинском полуострове, происхождение которых неизвестно) путем слияния трех поселений.
Первые римские цари были италийцами, затем в Риме утвердилась этрусская династия, что привело к резкому возвышению царской власти и расширению воздействия этрусской цивилизации на древний Рим. К этому периоду относится образование римского полиса.
Изучение истории римского общества, прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только Древнему Риму черт имеет особый интерес. Ведущие факторы древней истории получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.
В целом Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1.Общественный строй древнего рима

1.1 Общественный строй Древнего Рима в царский период

Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой земельный надел. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составлявшими общенародную собственность (agerpubliens).
Самолично, начиная с Ромула, раздавали они землю отдельным воинам, а не через посредство курий.
Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в которых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патриции, так и плебеи.[6;78]
Таким образом, Сервий Туллий перемещал римское население, как это сделал в Афинах Клисфен. Этому же царю приписывается перераспределение земель между богатыми и бедными.
Цари принижали значение патрицианской знати также путем установления общеримских культов и жреческих коллегий. Наряду с почитанием богини огня Нумы в каждом родовом подразделении был воздвигнут общий храм на форуме. Нуме же относят учреждение общеримской верховной коллегии жрецов-понтификов.
В связи с увеличением населения и ростом в его среде имущественной дифференциации римляне постоянно ощущали потребность в новых землях и вели за них войны. Все цари, кроме Нумы, расширяли римские владения, порой основывали в завоеванных частях Лация колонии.
Военные акции осуществлялись силами родовых отрядов, поэтому важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий совершенно изменил самый принцип комплектования войска.
Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее чем в 100 000 медных ассов (монет); ко 2-му - те, чье имущество оценивалось, как минимум, в 75 000 ассов; к 3-му - в 50 000; к 4-му - в 25 000; к 5-му - в 11500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles).[1;80]
Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц, центурий (сотен): 1-й разряд -80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий конницы, всего 98 центурий; 2-й - 22; 3-й - 20; 4-й- 22; 5-й - 30 центурий и 6-й разряд - 1 центурию, в целом 193 центурии.[1;80]
Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой. Но реформа Сервия Туллия имела не только военное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народных собраний - центуриатные комиции, где центурия была голосующей единицей. Фактическое число людей в центуриях было различным: в пролетарской - несколько сотен, а в перворазрядной - по нескольку десятков.
Если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет ясным, что дела в центуриатных собраниях решались голосами наиболее богатых, как патрициев, так и плебеев. Несмотря на тимократический принцип, реформа Сервия Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав populus, превращавшегося из совокупности членов гентильных единиц в коллектив граждан.
Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план куриатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, связанные с родовыми культами. Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.
В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древности ряд установлений более позднего времени. Но, безусловно, признается учреждение им:
1) территориального деления Рима;
2) цензового принципа деления общества;
3) общего войска из патрициев и плебеев.
Усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овладевали троном без избрания. Оно выражалось также в атрибутах царей, заимствованных у этрусков: золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев; сиденье, украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой золотом; расписном плаще. Особое значение имели фасции - пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Их несли шедшие перед царем служители-ликторы. Это был символ власти карающей, аппарата насилия, появившегося для подавления эксплуатируемых и недовольных.
Традиция донесла до нас эхо волнений, вызванных социальными противоречиями. Недовольны были разные люди: и немногочисленные еще рабы, и бедняки, терявшие землю, а с ней и связи с родом, и родовая знать, утрачивавшая с усилением царей свои привилегии, и плебеи, ущемленные в правах.
Цари, укрепляя свое влияние, лавировали между разными общественными группами. Интересы обедневших патрициев, а также плебеев, особенно богатых, учитывал Сервий Туллий. Тарквиний Гордый эксплуатировал простолюдинов на тяжелых строительных работах, но одновременно привлекал их раздачами из военной добычи и возможностью участвовать в заморской торговле. О ее развитии говорит заключение первого торгового договора с Карфагеном. Вместе с тем он терроризировал родовую знать и совершенно отстранил сенат от управления, правил с помощью помощников-префектов и приближенных. Это привело в 510 г. до н.э. к заговору аристократов против Тарквиния и изгнанию его из Рима. Античная традиция, отражавшая чаяния родовой знати, неточно изобразила эти события как общенародное демократическое дело.
История царского Рима являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от начавшейся дифференциации и появления патриархального рабства в пределах родоплеменного строя до формирования архаических классов-сословий патрициев и плебеев и образования государства. Цари с их помощниками, телохранителями и ликторами, а также центуриатные комиции представляли собой публичную власть, не совпадавшую как с организующим себя populus, так и с широким кругом плебейства.
По признанию многих современных ученых, власть последних римских царей аналогична раннегреческой тирании.
В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развившейся в республиканский период типично античной социально-политической структуры, римского полиса. Полис определяется как античный город-государство, а точнее - как гражданская община с античной формой собственности. Коллектив гражданства и специфический компонент двойственной античной формы собственности складывались в Риме царского времени.
1.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики

509г. до н.э. - установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась. Сочетались аристократические и демократические черты.
На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.
Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.
Высшим государственным органом считается народное собрание. У народного собрания было три вида комиций:
- куриатные;
- центруриатные;
- трибутные комиции.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III века до н.э. - предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.
Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.
Сенат контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении. Состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов.[3;104]
Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления - сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.
Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий - полгода, и консула во время ведения военных действий).
Власть магистратов: военная власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению; право суда и назначения наказания - у диктатора, консула и претора. Диктатор мог приговорить к смертной казни без права на обжалование. Приговор консула мог быть оспорен в центуриатном собрании.
Консулы - 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал; они набирали армию и командовали ею, назначали военачальников, заключали перемирия, распоряжались военной добычей.
Преторы - исполняли судебную власть. Преторы (городской и перегринский) руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III-II вв.). 2 цензора избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для распределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и издавали соответствующие эдикты.
Квесторы - помощники консулов ведали государственной казной, хранили государственные архивы, т.е. распоряжались финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел.
Эдилы - (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия.
Коллегии "26 мужей" (5 коллегий) надзирали за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Плебейские трибуны сначала защищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за законностью, защищали несправедливо обиженных граждан, обладали правом вето на действия любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные комиции.
Армия - народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии (командовали центурионы), легионы (командовали военные трибуны), отряды конницы (командовали декурионы).
Постепенно различие в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики.
Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали законы и выбирали высших должностных лиц.
Важнейшее значение имели трибутные комиции, которые в ранний период были собранием только плебеев, а затем всех граждан данной трибы. К ним перешло издание законов.
Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристократии, исполнительная власть принадлежала магистрам.
Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер. В ведении сената находились финансы, внешняя политика, военное дело, вопросы культа. Римские магистры были выборные, коллегиальные, краткосрочные (обычно годичные) и безвозмездные. Кроме обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась вся верховная военная и гражданская власть сроком на 6 месяцев.
1.3 Общественный строй Древнего Рима в период империи

После победы Октавиана, внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями (и преподнес ему почетный титул августа). В Риме и провинциях установился государственный строй, который называли принципатом. "Принцепс сенатус" называли в предшествующие времена первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Принцепс Август - это "первый гражданин римского государства", а в соответствии с неписаной римской конституцией это означало пост императора.
Чтобы понять, что представляла собой Римская империя в период принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую очередь на вопросе гражданства.
Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях (всего провинций было 18) стало распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена его преемниками.[9;85]
В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Империи. Этот знаменательный шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Но к этому времени положение свободных людей в Риме и Империи значительно отличалось от того, что было при республике.
Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV-III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати.
При империи нобили - господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета стал сенат. Высокопоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управители завоеванных территорий, проконсулы, пропреторы, легаты принадлежали к нобилитету.
При императоре Августе (63 до н.э. - 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе.
Из сословия всадников - финансовой знати империи с цензом в 4 000 000 сестерциев выходили ответственные чиновники и офицеры.[9;47]
Управление городами империи осуществлялось декурионами - сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.
На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. При Августе с целью защиты интересов рабовладельцев были введены специальные меры, отличавшиеся крайней жестокостью. В частности, были резко сокращены возможности предоставления рабам воли, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь.
В одном из источников описан случай такого рода, когда, несмотря на недовольство народа, сенат и император предали казни 400 рабов. Римские юристы находили оправдание этому жестокому закону: ни один дом не может быть в безопасности (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни.
Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов. Ни надсмотрщик, ни наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо и не более того, и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. В Риме прогресс техники как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный цеп, которым выбивают зерно из колосьев, не были известны в Риме и его провинциях.
Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии, т.е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную заранее долю продукта (обычно половину урожая). Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения урожая. Но для того чтобы пекулиатные отношения принесли заметный результат, их следовало надежно оградить от злоупотреблений, дав им более или менее широкую правовую защиту. Однако старое римское право запрещало производить рабу от своего имени (не хозяина) и для своей же пользы все виды торговых и займовых операций, а также подавать иск и отвечать в суде. Эти запреты были преградой для развития пекулии как специфической формы арендных отношений, поэтому их следовало смягчать, модифицировать, отменять, что осуществлялось весьма медленно.
Одновременно с этим в Римской империи совершается такой немаловажный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика - колона. Развитие колоната было прямым следствием никогда не останавливавшегося грабежа крестьян, непосредственно связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за уменьшения военной мощи империи и усиления оказываемого ей сопротивления.
Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. В первый период колоната аренда была краткосрочной, но это было невыгодно арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить в колоне стремление к улучшению земли, повышению урожайности и пр.
Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Колоны, самовольно покинувшие поместья, возвращались силой. В то же время закон запрещал прогонять колонов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным. Так в еще рабовладельческом Риме зарождается феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается.
Ремесленники, организованные по коллегиям, т.е. сообществам, должны были "навсегда оставаться в своем состоянии", что значило для них ни что иное, как насильственное потомственное прикрепление к своим профессиям.[4;91]
2.СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.
Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II--I вв. до н.э.- более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000).[10;49]
Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля -- покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что, несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда, в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.
Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась.
Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство раба -- приобретается для господина".[9;62] Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.
Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда.
Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.
Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако, развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому в 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную, правоспособ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.