На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Период истории органов внутренних дел России и реформирование государственного строя советского государства, изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности системы правоохранительных органов. Образование нового государства - СССР.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 01.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра: государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: История органов внутренних дел.






РЕФЕРАТ

по теме: «ОВД Советского государства в 20-е 30-е годы XX века»


Подготовил:
Студент 221 группы
Абдулов Э.Э.
Белгород - 2008 г
План
Вступительная часть
1. Органы внутренних дел в период НЭПа.
2. Органы внутренних дел Советского государства в период коренной ломки общественных отношений (1930--1941)
Вступительная часть

Необходимо отметить, что рассмотрение данного периода истории органов внутренних дел России является достаточно актуальным, так как в рассматриваемый период происходит реформирование государственного строя советского государства, проведение Новой экономической политики и образование нового государства - СССР. Этот процесс сопровождается постоянными изменениями в системе ОВД. Также, характерной чертой данного периода является изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности правоохранительных органов. Особое внимание заслуживает вопрос об изменениях и тенденциях развития ОВД в предвоенные годы.
Органы внутренних дел в период НЭПа
Органы НКВД РСФСР

По завершении интервенции и гражданской войны важным ру-бежом в процессе организационного развития системы органов внут-ренних дел, оформления их правового статуса стало принятие перво-го «Положения о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР». Разработка его проекта велась с 1919 г. Однако сложная обстановка в стране и то обстоятельство, что компетенция и организационная струк-тура НКВД постоянно изменялись, тормозили принятие документа. К тому же многие формулировки его были нечеткими, расплывча-тыми, а нередко противоречивыми.
Проект обсуждался долго. Малый СНК РСФСР утвердил «По-ложение о НКВД РСФСР» 26 мая 1921 г., Президиум ВЦИК -- 10 июня 1921 г. и в тот же день оно было введено в действие. Оконча-тельно же документ был утвержден ВЦИК на следующий год, 24 мая 1922 г. В соответствии с ним Наркомат внутренних дел РСФСР продолжал выполнять очень широкий круг обязанностей.
В самом общем виде задачи, стоявшие перед наркоматом, формулировались следующим образом: а) наблюдение за организацией и деятельностью органов управления в качестве исполнительного ап-парата Президиума ВЦИК; б) наблюдение за исполнением поста-новлений и распоряжений центральной и местной власти админист-ративного характера и понуждение к их выполнению всеми имею-щимися в его распоряжении средствами; в) руководство организацией и развитием коммунального хозяйства.
Для выполнения этих задач в составе НКВД РСФСР были об-разованы Организационно-административное управление, Главное управление милиции. Главное управление принудительных работ. Центрачьное управление по эвакуации населения, Главное уп-равление коммунального хозяйства, в состав которого входил пожарный отдел. После ликвидации ВЧК на основании постановления ВЦИК от 6 февраля 1922 г. в НКВД РСФСР было образовано Государственное политическое управление (ГПУ). Тем самым впервые при советской власти были полностью объе-динены органы государственной безопасности и органы внут-ренних дел.
Как ни долго разрабатывалось и обсуждалось положение о НКВД, качество его так и осталось низким. На это прямо ука-зывали современники. В начале 1923 г. будущий нарком А.Г. Белобородов писал Ф.Э. Дзержинскому: «Положение о НКВД так составлено, что оставляет желать много лучшего и за все время своего действия полностью в жизнь не проводилось вслед-ствие большой путаницы, которую оно вводит в организацию наркомата, и полнейшей неясности и условности в формули-ровке задач наркомата». Поэтому уже вскоре началась подго-товка проекта нового положения об НКВД.
В это время продолжала проявляться тенденция сосредоточения в ведении НКВД функ-ций охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, исправления и перевоспитания осужденных.
Уже в 1922 г. стало ясно, что проблема пленных и беженцев близка к разрешению. Поэтому Центропленбеж НКВД РСФСР был ликвидирован. В связи с созданием ОГПУ при СНК СССР после образования Союза ССР органы государственной безо-пасности в ноябре 1923 г. были выведены из состава НКВД. В октябре 1924 г. из ведения Наркомата внутренних дел РСФСР была изъята функция приема иностранцев в гражданство РСФСР и выдачи разрешения на выход из российского гражданства.
С другой стороны, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. на НКВД и его местные органы (отделы управ-ления губисполкомов) была возложена задача утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извле-чения прибыли. Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 27 сентября 1922 г. передало в ведение НКВД РСФСР кон-войную стражу, а с сентября 1925 г. она была выделена в само-стоятельный вид войск, подчиненный Центральному управлению конвойной стражи СССР.
В изучаемый период на НКВД были возложены следующие функции: выдача разрешений на «фотосъемку внутренней жизни»; регистрация и учет охотничь-его оружия; регистрация религиозных обществ и союзов и не-которые другие.
Одним из важных направлений восстановления народного хозяйства переходом к нэпу стало развитие местного (комму-нального) хозяйства. В мае 1922 г. 3-я сессия ВЦИК IX созыва пришла к выводу о целесообразности сосредоточения всех ком-мунальных предприятий в ведении коммунхоза НКВД. Во ис-полнение ее решения вскоре коммунальным органам были пе-реданы шоссейные и грунтовые дороги местного значения, ме-стный транспорт, бойни, лесопилки, электростанции, переправы и т.д.
Реорганизация НКВД в 1923-1927 гг

«Положение о НКВД РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1927 г., отразило изменения в системе и структуре органов внутренних дел, произошедшие в изучаемый период. В со-ответствии с ним в состав наркомата входили: общее управление, Центральное административное управление, Главное управление мест заключения, Главное управление коммунального хозяйства. Однако уже в следующем году организационная структура НКВД вновь была подвергнута серьезным изменениям. Центральное администра-тивное управление (ЦАУ) было ликвидировано, а на его месте обра-зовано три самостоятельных отдела: административного надзора, ми-лиции уголовного розыска.
В течение довольно продолжительного времени управление внут-ренними делами составляло исключительную компетенцию союз-ных республик. Однако в то же время постоянно развивались и совершенствовались контакты между органами внутренних дел со-ветских республик, все четче обозначались тенденции объединения усилий в решении стоявших перед ними задач. Развитие этого со-трудничества прошло ряд этапов.
После объединения независимых республик в союзное государ-ство Договором об образовании СССР, а затем Конституцией Союза ССР 1924 г. управление внутренними делами было отнесено к ис-ключительной компетенции союзных республик. Народные комис-сариаты внутренних дел являлись республиканскими и были подчи-нены Советам Народных Комиссаров союзных республик. Однако в условиях единого союзного государства многие задачи охраны обще-ственного порядка нужно было решать согласованно в масштабе всей страны. В результате потребовались еще большие, чем раньше, коор-динация и объединение деятельности органов НКВД всех союзных республик. Поэтому после образования СССР основной формой со-трудничества органов НКВД стали всесоюзные совещания наркомов внутренних дел союзных республик, на которых происходил обмен опытом работы, вырабатывались совместные согласованные меры в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Хотя совещания носили консультативный характер, они ставили целью выработку единых форм и методов работы органов внутрен-них дел. Решения совещаний были обязательными, поскольку апро-бировались полномочными представителями НКВД (как правило, наркомами) каждой союзной республики.
В процессе сотрудничества органов внутренних дел советских республик были выработаны основы объединения сил и средств по многим направлениям деятельности, заложены предпосылки для пе-рехода к созданию единой общесоюзной системы органов внутрен-них дел.
Следует сказать, что в 20-е годы не утихали жаркие дебаты о НКВД. Вызваны они были прежде всего тем, что круг возложенных на это ведомство обязанностей был чрезвычайно широким. Нарко-маты объединяли в своем ведении разнородные функции, нередко дублировавшие обязанности других государственных органов.
Начало дискуссии положила статья секретаря Президиума ВЦИК Т.В. Сапронова в журнале НКВД РСФСР «Власть Советов», в кото-рой совершенно справедливо говорилось о том, что если в условиях войны еще можно было мириться с тем, что вопросами советского строительства занимается орган отраслевого управления -- НКВД, то обстановка мирного социалистического строительства от подобной практики заставляет решительно отказаться. Сапронов предлагал ру-ководство советским строительством передать в ведение органов об-щей компетенции -- исполкомов (и их президиумов) Советов соот-ветствующего уровня. Эта идея была реализована, как уже отмеча-лось, в конце 1923 г. Однако в данном случае важно обратить внимание на другие последствия инициативы Сапронова. Функция руковод-ства советским строительством с полным основанием рассматрива-лась как центральная, объединяющая все остальные функции нарко-матов внутренних дел. Поэтому сразу возник вопрос о судьбе НКВД. Идею его упразднения поддержало большинство наркоматов, ве-домств и местных исполкомов. Вопросом реорганизации НКВД за-нималось несколько комиссий, и он был даже внесен в повестку дня одной из сессий ВЦИК. Предложения сводились в основ-ном к тому, чтобы полномочия Наркомата внутренних дел распределить между другими государственными органами. Руко-водство местным (коммунальным) хозяйством предлагалось пе-редать в совнархозы. Исправительно-трудовые учреждения -- в Наркомат юстиции. Милицию и уголовный розыск -- в Наркомюст или в ОГПУ.
В последнем случае (а именно за передачу милиции в ОГПУ высказалось большинство участников дискуссии) это означало бы централизацию руководства милицией в общесоюзном мас-штабе, а следовательно, ущемление прав союзных республик в этой области. Но ведь совсем недавно был утвержден Союзный договор, только что принята Конституция СССР, которые ру-ководство внутренними делами, в том числе милицией, относи-ли к исключительной компетенции союзных республик. Это стало одной из причин того, что Политбюро ЦК РКП(б) в апреле 1924 года высказалось против идеи упразднения нарко-матов внутренних дел союзных и автономных республик. Воп-рос о реорганизации НКВД был снят с повестки дня сессии ВЦИК.
Некоторые изменения системы органов внутренних дел объясняются сменой руководства наркомата. В конце 1927 г. был снят должности наркома внутренних дел А.Г. Белобородов, возглавлявший НКВД с 1923 г. Белобородов имел значительный опыт партийной, советской, военной работы. В октябре 1921 г. он был назначен заместителем наркома внутренних дел, но, как уже отмечалось, в силу огромной загруженности Дзержинского другими обязанностями, по сути, выполнял обязанности наркома. Возможно, это во многом предопределило его назначение по рекомендации Ф.Э. Дзержинского наркомом внутренних дел в 1923 г.
В 1927 г. Белобородов оказался в оппозиции правящему режиму. Почти все из выступивших на XV съезде ВКП(б) не упустили возможности «заклеймить» Белобородова, за то, что, бывая в городах Урала, выступал на фабриках и заводах с призывами к активному сопротивлению проводимой политической линии.
Сменил Белобородова на посту наркома В.Н. Толмачев. Достаточного опыта для руководства сложной системой органов внутренних дел ему не хватало. Об этом, в частности свидетельствует тот факт, что он настойчиво пропагандировал и проводил в жизнь идею свертывания милиции как штатного государственного органа и введения вместо нее так называемой «милиционной повинности», т.е. возложения охраны общественного порядка на самих трудящихся. Это влекло за собой снижение эффективности деятельности милиции и в итоге лишь увеличивало число сторонников коренной реорганизации системы органов внутренних дел.
Подталкивали к радикальному решению вопроса о судье Наркомата внутренних дел и его местных органов состояние кадров, низкая эффективность их деятельности.
Что касается различных звеньев системы органов внутренних дел, то особо значимых изменений в рассматриваемый период не произошло. Постановлением СТО от 27 сентября 1922 г. ГПУ были переданы пограничные войска и конвойная стража, на него же была возложена охрана предприятий и учреждений Наркомфина, охрана ценностей при транспортировке. Согласно Положению о НКВД РСФСР от 24 мая 1922 г. лишь охрана промышленных предприятий и учреждений, имевших важное государственное значение, остава-лась за милицией. Конвойная стража передавалась в НКВД на ко-роткое время: с 26 июня 1924 по 30 октября 1925 г.
Таким образом, все основные звенья системы органов внутрен-них дел: милиция, исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), по-жарная охрана -- каждое по-своему -- обнаружили тенденцию к децентрализации, передаче соответствующих функций в другие ве-домства. Отсутствие объединяющего начала особенно хорошо было видно при рассмотрении системы органов внутренних дел в целом: наряду с подразделениями, призванными обеспечивать обществен-ный порядок и безопасность, бороться с преступностью в НКВД, сохранялись звенья, занимавшиеся местным хозяйством, общеорганизационными вопросами, выполняющие функции учета, контроля и т.п.
Органы милиции

С переходом к новой экономической политике существен-ные изменения претерпела система органов советской милиции. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная ми-лиция, упразднена следственно-розыскная милиция, прекрати-ли существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.
В «Положении о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР» от 24 мая 1922 г. содержался самостоятельный раздел о рабоче-крестьянской милиции, в котором определялись струк-тура и основные направления деятельности, функциональные обязанности Главного управления рабоче-крестьянской мили-ции, а также губернских, городских и уездных управлений ми-лиции.
Главное управление милиции состояло из трех отделов: ми-лиции, уголовного-розыска и материального отдела, ведавшего обеспечением милиции различного вида довольствием.
В августе 1923 г. вместо прежде существовавших Организа-ционно-административного управления, Главного управления милиции и Отдела уголовного розыска было создано Централь-ное административное управление (ЦАУ) НКВД РСФСР, в ре-зультате чего более чем вдвое были сокращены штаты и на 30% -- расходы на содержание аппарата.
ЦАУ состояло из административного отдела, отдела мили-ции, отдела уголовного розыска и секретариата. Администра-тивный отдел ЦАУ, в отличие от отдела милиции, наблюдал за правильностью применения мер административного воздействия к нарушителям обязательных постановлений. К его ведению были отнесены вопросы правового положения иностранцев, ру-ководство деятельностью органов ЗАГС.
В условиях мирного строительства несколько изменяется основное направление работы милиции. Необходимость в ее вое-низации отпадает. По «Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР» от 24 мая 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обес-печение проведения в жизнь декретов, законов и постановле-ний органов Советского государства, охрана гражданских уч-реждений, фабрик, заводов, рудников и т.д.
В последующем были утверждены следующие документы: «Дисциплинарный устав милиции»; «Инструкция участковому надзирателю»; «Инструкция волостному милиционеру»; «Инст-рукция постовому милиционеру»; «Инструкция о порядке со-ставления протоколов»; «Инструкция о порядке наложения ад-министративных взысканий» и др.
Во всех нормативных актах содержалось требование уваже-ния прав трудящихся. Так например, «Инструкция участковому надзирателю» требовала «строжайше соблюдать установленный законом порядок, допуская действия, стесняющие граждан, лишь в случаях, когда такие действия будут безусловно необходимы для выполнения возложенных на него обязанностей...».
Реформа местных органов внутренних дел, прежде всего ми-лиции, была проведена поэтапно. До 1923 г. они действовали на основании Положения об отделах управления, утвержденно-го СНК РСФСР в январе 1920 г. 7 июля 1923 г. Вторая сессия ВЦИК десятого созыва, приняла постановление о ликвидации отделов управления уездных исполкомов, передав администра-тивно-исполнительные функции в управления милиции. Вмес-то отделов управления в соответствии с декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 августа 1925 г. при губернских и областных ис-полнительных комитетах были созданы административные от-делы, состоявшие из подотделов: общего, милиции, уголовного розыска, инспекции мест заключения.
На уездном уровне аналогичная реформа была осуществлена в ноябре 1926 г. Вместо уездных управлений милиции при ис-полкомах были образованы административные отделы с подот-делами: общим, милиции и уголовного розыска. В 1926 г. в крупных городах начали создаваться городские органы мили-ции (управления, отделы).
Если численность общей (уездно-городской) милиции в вос-становительный период резко сократилась, то службы ведом-ственной милиции, наоборот, значительно пополнились новы-ми сотрудниками и расширились структурно. Продиктовано это было экономическими и социальными причинами. Губернские исполкомы стали активно формировать подразделения фабрич-но-заводской, горно-приисковой, промысловой, торгово-про-мышленной ярмарочной, портовой и других видов ведомствен-ной милиции. Опыт работы на местах был обобщен, и 6 февра-ля 1924 г. СНК РСФСР принял постановление о ведомственной милиции. Создавалась она на договорных началах с админист-рацией тех народнохозяйственных объектов, которые охраняла, и содержалась за их счет.
Основными задачами ведомственной милиции являлись ох-рана государственных предприятий, организаций и учрежде-ний; поддержание общественного порядка на их территории; производство дознания по уголовным делам, возникающим на охраняемых объектах.
Одной из самых острых проблем, стоявших перед органами внутренних дел РСФСР в рассматриваемый период, была про-блема кадров. Решение ее существенно затруднялось тем, что острейшая нехватка ресурсов не позволяла обеспечить отбор в органы внутренних дел людей, отвечавших необходимым тре-бованиям. Эта же причина делала невозможным создание школь-но-курсовой сети, адекватной потребностям практики. Един-ственный в тех условиях источник пополнения рядов органов внутренних дел сколько-нибудь квалифицированными сотруд-никами -- привлечение старых специалистов, бывших работни-ков МВД -- практически не использовался из-за крайне поли-тизированного подхода к данному вопросу.
В апреле 1922 г. был установлен порядок, по которому на работу в милицию могли приниматься лишь те служившие ра-нее в полиции и жандармерии лица, которые представят доку-менты о восстановлении их в правах гражданства. При этом особое внимание обращалось на необходимость максимально осторожно решать вопросы о восстановлении в правах граждан-ства указанных лиц, ибо «каждая ошибка в этом отношении будет дискредитировать Советскую власть в глазах широких трудя-щихся масс. Ввиду этого к более или менее ответственной советской работе могут быть допускаемы те из лиц, служивших в полиции при царском режиме, в отношении которых уже состоялось постановле-ние Президиума ВЦИК о восстановлении их в правах гражданства». В результате вместо привлечения «старых специалистов» стала про-водиться линия на их выявление и увольнение из органов внутрен-них дел. Общее число бывших служащих полиции оказалось нич-тожным. Так, в 1922 г. в уголовном розыске Крыма из 78 сотрудни-ков уголовного розыска только один ранее работал в полиции. На 1 октября 1924 г. в РСФСР (данные по 43 губерниям и областям) в уголовном розыске было 79 бывших служащих полиции, что состав-ляло 1,7% личного состава. Еще более поразительны данные о харак-тере их занятий: среди административного (руководящего) состава бывшие полицейские составляли 1%; инспектора и агенты уголовно-го розыска -- 1,7%; канцелярские служащие -- 1,4%; а среди вспомо-гательного состава (сторожа, курьеры, дворники и т.п.) -- 3%.
В 1921-1922 гг. численность милиции Российской Федерации была сокращена более чем в 2 раза -- на 60%. В 1922-1923 гг. основные звенья системы органов внутренних дел (пожарная охрана, ИТУ, милиция и др.) были переведены на местный бюджет. С этого времени финансовое и материальное положение органов внутренних дел в подавляющем большинстве регионов значительно ухудшилось, поскольку из-за острого дефицита бюджета на местах их потребнос-ти не могли быть удовлетворены. На протяжении 20-х годов суще-ствовала значительная разница в ставках зарплаты для одних и тех же категорий сотрудников органов внутренних дел соседних губер-ний и даже соседних уездов одной губернии. Тогда же возник и сохранялся в последующем большой разрыв в ставках зарплаты не только работников органов внутренних дел, но и других государ-ственных служащих, а также лиц, занятых на производстве. Повсе-местно наблюдалась несвоевременная выдача обмундирования, за-держки зарплаты, пайков и т.д.
Нарушение принципа социальной справедливости, выразившее-ся в неадекватной в сравнении с другими категориями занятого насе-ления оценкой труда работников органов внутренних дел, стало при-чиной ряда негативных явлений: снижение дисциплины, рост преступности среди сотрудников, большая текучесть кадров, хроничес-кий некомплект (несмотря на прогрессировавшую безработицу в стра-не, до 30% штатных мест в ИТУ были вакантными). Чтобы удер-жать в рядах милиции хотя бы часть сотрудников, на местах пошли по пути сокращения штатов милиции, чтобы увеличить оклады ос-тавшимся. В милиции РСФСР на 1 сентября 1923 г. насчитывалось строевого состава 74 240 чел., административного состава -- 18 056, на 1 мая 1924 г. -- соответственно 52 690 и 14 649, на 1 января 1926 г. - 39 842 и 9 011, на 1 января 1927 г. - 36 208 и 6 105. Кадры уголовного розыска сократились с 10500 чел. по состоянию на 1 мая 1923 г. до 5 151 на 1 октября 1925 г., а в 1929 г. -- до 4 722 чел. Однако в 1929 г. в открытой печати явно в идейно-пропагандистс-ких целях как о значительном достижении сообщалось, что штаты советской милиции составляют (с учетом прироста населения) 40% штатной численности царской полиции.
На деле же это привело к значительной перегрузке работников милиции (почти повсеместно «нормы обслуживания» -- 4-5 тыс. чел. населения на работника в сельской местности -- были превыше-ны в 2 и более раз) и, как следствие, к ухудшению состояния охраны общественного порядка и борьбы с возраставшей преступностью.
Неудовлетворительное состояние кадров органов внутрен-них дел и его основные причины не составляли секрета для высшего руководства. Об этом можно судить по одному из постановлений Оргбюро ЦК РКП(б) (апрель 1923 г.): «Обязать губкомы всемерно стремиться к искоренению наблюдающегося отвлечения внимания милиции от прямого своего долга на изыс-кание побочного заработка на почве их необеспеченности и свя-занных с этим проявлений взяточничества и иных преступле-ний по должности, путем всемерного улучшения материального положения строевого состава милиции, дабы реально прибли-зить размеры получаемого ими содержания к прожиточному минимуму...».
Однако именно в этом направлении было сделано явно не-достаточно. Укрепить кадры милиции пытались другими мера-ми. Прежде всего это партийные мобилизации, выдвиженче-ство («рабочих от станка, крестьян от сохи», как говорилось в печати), чистки личного состава милиции. В рассматриваемый период были приведены две общегосударственные чистки: в 1922-1923 гг. было уволено около 20% проверенных, в 1929-1930 гг. «вычищено» около 15% состава.
Это свидетельствовало о том, что на практике органы внут-ренних дел, и, прежде всего милиция, рассматривались как органы вспомогательные, второстепенные. В связи с этим уместно процитировать резолюцию XI съезда РКП(б) «О финансовой по-литике», на основании которой и был осуществлен перевод со держания органов внутренних дел на местный бюджет: «Необ-ходима жесткая урезка административного аппарата, сокращение правительственных учреждений в центре и на местах, отнесе-ние ряда расходов на местный бюджет, изгнание из государственного бюджета, всех расходов, которые не связаны с непос-редственным поддержанием существования пролетарского госу-дарства».
Большая работа была проделана по упорядочению штатной численности и укреплению кадров милиции. В августе 1921 г. пыл о издано постановление Совета труда и обороны о проверке численного состава милиции и разработке ее новых штатов. Ставилась задача: уменьшив количественно личный состав ми-лиции, добиться его качественного улучшения и более рацио-нального использования.
В ряду широкого круга мероприятий, проведенных в целях улучшения качественного состава кадров, особое место принад-лежит чистке рядов милиции, осуществленной в соответствии с декретом ВЦИК от 23 ноября 1922 г. «О пересмотре и доуком-плектовании личного состава милиции». В соответствии с дек-ретом в уездах, губерниях и областях были образованы специ-альные комиссии, в которые вошли представители НКВД, ВЦСПС, НКЮ, Наркомата труда РСФСР, партийных органов. Они тщательно проверили весь личный состав милиции, выя-вили и уволили нарушавших законность, дискредитировавших милицию, морально неустойчивых, недобросовестных, не отве-чающих предъявляемым требованиям лиц. Одновременно ве-лась работа по пересмотру и доукомплектованию личного со-става милиции со строго классовых позиций. Успех чистки, как говорилось в газете «Известия» 4 апреля 1923 г., обеспечивал «исключительно пролетарско-классовый подход». Поэтому ко-миссиями предписывалось в первую очередь выявлять и изго-нять из милиции бывших сотрудников полиции.
В подавляющем большинстве случаев комиссии после изу-чения личных дел и материалов оперативно-служебной деятель-ности сотрудников организовывали обсуждение личности каж-дого работника милиции в цехах фабрик и заводов, клубах, на сельских сходах. О подобных открытых заседаниях комиссий сообщалось в печати.
Типичными публикациями в газетах были сообщения при-мерно такого содержания. Тогда-то и там-то состоялось откры-тое заседание комиссии по чистке милиции. Рабочие привели убедительные факты пьянства и неэтичного поведения таких-то сотрудников и потребовали их увольнения как несоответ-ствующих своему назначению.
Часто трудящиеся высказывали мнение о необходимости по-вышения в должности работников милиции. На открытом засе-дании комиссии на табачной фабрике города Харькова рабочие и жители района отмечали добросовестное исполнение своих обязанностей милиционером Смирновым и ходатайствовали о повышении его в должности. Решение комиссии о назначении Смирнова участковым надзирателем рабочими было встречено одобрительно.
В результате чистки личный состав милиции был обновлен почти на четверть.
28 сентября 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «По-ложение о службе рабоче-крестьянской милиции». Закрепляя основные права и обязанности работников милиции. Положе-ние подчеркивало, что в осуществлении задач «по охране рево-люционного порядка и народного достояния и борьбе с посяга-тельствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавлива-ясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни».
Довольно распространенным видом правонарушений в 20-е годы было хулиганство, которому во многом способствовали пьянство и самогоноварение. Хулиганство нередко принимало дерзкие формы, сопровождалось поножовщиной, массовыми драками. Для эффек-тивной борьбы с ним усилий одной лишь милиции было недоста-точно.
С пьянством органы милиции вели самую решительную борьбу. Приведем несколько примеров из деятельности столичной милиции, о которых сообща-лось в газете «Рабочая Москва». Только за период с 1 ноября по 15 декабря 1922 г. Московской милицией «произведено в целях искоренения самогонки 5 807 обысков, из них более 3 тысяч с результатом (найден самогон и самогонные аппараты). За это время обнаружен целый ряд самогонных трестов» (18 января 1923 г.)- В ночь на 15 января 1923 г. оперативная группа проверила рестораны «Саратов» и «Ливорно». «При их появлении официанты начали прятать бутылки из-под самогонки, а сидевшие посетители кабинетов выбрасывали бутылки из форточек во двор. В подвалах ресторанов обнаружено 13 пустых метал-лических бидонов с запахом спирта, а также бутылки из-под коньяка и водки. Рестораны закрыты... В ресторане «Палиха найдено 4 бутылки спирта. Ресторан закрыт» (15 января 1923 г.). Некоторые самогонщики прибегали к хитроумным ухищрениям, чтобы замаскировать свою преступную деятель-ность. Тогда за дело брался уголовный розыск. Так, оперативным путем выявлен в поселке Реутово некий Левин, «производивший» до 15 ведер самогона в сутки (26 октября 1926 г.).
Важным условием повышения эффективности деятельности со-ветской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы. В 20-х годах милицейские посты и патрули были организованы во всех республиканских, крае-вых и областных центрах, а также в сравнительно крупных городах. В поддержание общественного порядка на улицах городов, в парках и пригородных зонах, во время проведения народных гуляний и празднеств участвовали конные подразделения милиции.
Большое место в деятельности милиции занимало обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов. Московский губер-нский административный отдел в 1928 г. ввел новую должность -- инспектор по регулированию уличного движения. На него возлага-лись следующие обязанности: рациональное распределение транс-портных потоков; установление мест стоянок такси; непосредствен-ное наблюдение за уличным движением и решение ряда других вопросов, связанных с обеспечением безопасности уличного движе-ния. Опыт москвичей был воспринят крупными городами страны.
Однако этого оказалось недостаточно. Для улучшения данной работы вскоре были учреждены инспекции по ре-гулированию уличного движения. В крупных центрах стра-ны образовывались специальные подразделения. Так, в Москве при Управлении милиции города был создан от-дельный отряд, в Харькове -- команда, в Баку и Тбилиси -- дивизионы регулирования уличного движения (РУД). В 1931 г. состоялось Всесоюзное совещание по вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пеше-ходов. Оно рекомендовало при всех управлениях мили-ции союзных и автономных республик, краев и областей создать отделы или отделения регулирования уличного дви-жения (ОРУД).

Органы внутренних дел Советского государства в период коренной ломки общественных отношений (1930--1941)

Органы НКВД РСФСР/СССР

Эффективность работы НКВД по всем основным направле-ниям оставляла желать лучшего. Именно плохие показатели де-ятельности органов внутренних дел являлись наиболее вескими доводами в пользу многочисленных предложений о передаче милиции в НКЮ или ОГПУ, ИТУ -- в НКЮ, пожарной охра-ны -- в военвед или ВСНХ, коммунхоза -- в ВСНХ и т.д. Кроме того, не только руководство НКВД оказалось в числе оппозиционеров, но и в целом органы внутренних дел, по оценке партийного и государственного руководства, оказались не на высоте во время проведения кампаний 1929-1930 гг. (ан-тирелигиозная, коллективизация).

Все это вместе взятое и предопределило ликвидацию народ-ных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных рес-публик и распределение их функций между другими ведом-ствами.

Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господству-ющей идея победы социализма в одной, отдельно взятой стра-не. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую рево-люцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализ-ма в Советском Союзе. В результате нэп стал сворачиваться и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства.

Первым звеном в проведении этой политики стала индуст-риализация, которая проводилась на основе сверхвысоких тем-пов. Чтобы обеспечить их, использовались такие средства, как получение непосильной «дани» с крестьянства, применение де-шевого труда большого числа спецпереселенцев и заключен-ных, создание в отдаленных местностях страны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР.

Происходило также свертывание товарно-денежных отно-шений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно-репрессивными.

Из госаппарата «вычищались» не только старая интеллиген-ция, но и коммунисты с большим стажем. Усилилась бюрокра-тизация аппарата. Резко возросло влияние партийных руково-ди и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.