На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Преобразования Петра I затронули все сферы общественной жизни на перспективу пути развития страны. Петровские реформы направлены на централизацию управления государством. Расправная палата по судебным делам и Сенатская канцелярия по вопросам управления.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 13.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


20
Реферат
Особенности развития самодержавия в XVIII веке
СОДЕРЖАНИЕ
    1. Реформы Петра I 3
      2. Эпоха дворцовых переворотов 5
      3. Царствование Елизаветы Петровны и Петра III 5
      4. Правление Екатерины II 5
      5. Павел I 5
    Используемая литература 5

1. Реформы Петра I

Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в жесткой регламентации. Новая государственно-административная система, в отличие от предшествующей, строилась на принципах унификации и дифференциации функций госаппарата.

В 1711 г. вместо Боярской думы, фактически прекратившей свою деятельность к концу XVII в. и замененной Петром I сначала Ближней канцелярией, а затем "Консилией министров", был учрежден Правительствующий Сенат в составе девяти сенаторов. Он стал высшим совещательно-распорядительным органом, действовавшим по указаниям: царя и обладавшим одновременно известной самостоятельностью в реализации предписаний свыше. С 1722 г. окончательно определились принципы персональных назначений в Сенат: сенаторами могли стать по распоряжению царя те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями конкретных ведомств, в силу чего были застрахованы от узковедомственного подхода к рассматриваемым вопросам.

В составе Сената оформились два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская канцелярия по вопросам управления. Кроме того, Сенат имел вспомогательные органы: рекетмейстерскую службу, осуществлявшую, прием жалоб на коллегии и канцелярии в случаях волокиты, неправедных решений и т.п., и герольдмейстерскую контору, занимавшуюся составлением списков всех дворян, регистрацией служебных назначений, перемещений.

Отдельное место в системе сенатских учреждений занимали институты фискалитета и прокуратуры, выполнявшие функции государственного надзора. В обязанность фискалов, должности которых были учреждены в 1711 г. как на местном, так и на центральном уровне, входило "проведывать и доносить про все то, что во вред государственному интересу быть может". Институт прокуратуры во главе с генерал-прокурором Сената должен был предупреждать возможные и выявлять состоявшиеся нарушения законов 3уев М.Н., История России: Учебник для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2000. - 37 с.

. Генерал-прокурор, пост которого был учрежден Петром I в 1722 г., являлся, по определению царя, "оком" и "стряпчим о делах государственных". Одновременно генерал-прокурор направлял работу Сената.

В 1718-1720 гг. вместо многочисленных приказов и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом создаются новые центральные ведомства государственного управления - коллегии. Важнейшими, "государственными" являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства; Штатс-контор-коллегия - за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословных коллегии - Вотчинная и Главный магистрат - управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

Особое место в системе государственного управления занимал Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. В 1718 г. он был преобразован в Тайную канцелярию.

Главным отличием новой системы от старой, приказной, являлось четкое разграничение сфер управления, высокая степень централизации и специализация деятельности чиновников при коллегиальной проработке наиболее важных вопросов. Согласно штатному расписанию коллегию составляли президент и вице-президент, 4 советника, 4 коллежских асессора (заседателя), секретарь, актуариус (чиновник, регистрировавший поступающие документы и разносивший их исполнителям), нотариус (чиновник, ведавший протоколами заседаний коллегии), регистратор (чиновник, ответственный за оформление исходящих документов), переводчик и подьячие (мелкие канцелярские служители). Коллегии руководствовались в своей деятельности Генеральным регламентом (1720 г), определявшим процессуальную сторону бюрократической работы.

В 1708 - 1709 г. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний (позже их количество увеличилось до 10). Во главе каждой губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть и подчинявшийся только коллегиям, Сенату и царю.

Губернатор опирался на вспомогательный орган - губернскую канцелярию 3уев М.Н., то же - 38 с.. В ее состав входили: ландрихтер, или губернский судья (с 1719 г. эта должность была заменена надворным судьей); обер-комиссар, ведавший финансами; обер-провиантмейстер, заведовавший хлебными: запасами для армии; управитель дворцовых имений. Кроме того, для усиления властных позиций губернатора образовывался Совет ландратов из 8 - 12 чел., избираемых дворянством данной губернии. При голосовании губернатор имел в Совете два голоса.

В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводами, при которых образовывалась земская канцелярия. В свою очередь провинции делились на уезды во главе с земским комиссаром, избираемым из местных дворян, или отставных офицеров. Таким образом, оформилось трехуровневое административно-территориальное деление страны.

Изменилось управление в городах. С 1699 г. посадским населением управляли Ратуша в столице и ее органы на местах - земские избы. С 1720 г. вводятся Главный и городовые магистраты - органы, призванные собирать "рассыпанную храмину" российского купечества. Члены магистратов избирались пожизненно из наиболее состоятельных посадских граждан и за успешную службу могли быть пожалованы в дворянство.

Реформы Петра 1 привели к появлению бюрократии - социальной группы профессиональных управленцев. Как государственный институт, бюрократическая система отличалась строгой иерархией учреждений и должностных лиц, единообразием структуры и штатов учреждений, исполнением обязанностей в строгом соответствии с уставами и регламентами верховной власти. Итог формирования бюрократической системы подвела Табель о рангах, принятая в 1722 г.

Табель о рангах ввела иерархическую лестницу государственных должностей из 14 чинов (рангов). Она предоставляла возможность служащему в зависимости от проявленных способностей, знаний и усердия подняться от низших до самых высоких ступеней служебной карьеры. Кроме того, Табель о рангах открывала доступ к дворянским титулам для служащих из низших сословий: всякий, достигший первого офицерского чина на военной или морской службе и чина коллежского асессора (восьмого класса) на гражданской службе получал потомственное дворянство. Так, к концу Северной войны около 14% офицеров русской армии было выходцами из недворянских сословий 3уев М.Н., то же - 39 с..

Активная внешняя политика Петра и проводимые в стране реформы требовали усиленного притока денежных средств в казну. Постоянный дефицит государственного бюджета не покрывался многочисленными пошлинами и налогами с крестьян и посадских людей, вводившихся по предложениям специальных чиновников - прибыльщиков (с извозчичьих хомутов, перевозов, речных судов, дубовых гробов и т.п.). Поэтому В 1718-1724 гг. в стране была проведена перепись (ревизия) с целью наиболее полного учета мужского населения страны для фискальных нужд. В итоге было зафиксировано 5,6 млн. душ мужского пола.

Отныне объектом налоговой политики государства стала ревизская душа, на которую в год начислялась сумма в 74 коп. для владельческих крестьян, а для государственных крестьян и посадских жителей - до 1 руб.20 коп. Разница в размере платежей образовывалась за счет так называемых оброчных сумм, которые рассматривались в качестве эквивалента феодальной ренты. В результате введения подушной подати произошло увеличение суммы налогов на 16%. При этом для владельческих крестьян налоговое бремя возросло на 62%.

Важнейшей опорой политической системы и инструментом осуществления петровской политики являлась регулярная армия. После стрелецкого бунта 1698 г. и расформирования показавших себя ненадежными стрелецких полков началось создание регулярных частей. Местом обучения офицерских кадров стали Бомбардирская и Преображенская военные школы, основанные в 1698-1699 гг. В 1701 г. была учреждена Навигацкая школа, а позднее - Морская, Инженерная, Медицинская и другие военные школы. В 1715 г. в Петербурге для обучения морских офицеров была открыта Морская Академия.

В 1705 г. окончательно оформилась рекрутская система. Ее суть состояла в том, что правительство по мере надобности призывало в армию и на флот годных к воинской службе людей от определенного количества крестьянских и посадских дворов - 50, 100 или 200 - в зависимости от потребности в рекрутах. Служба в армии была пожизненной: она продолжалась до тех пор, пока солдат мог находиться в строю. Больные и увечные воины определялись в монастыри или, если желали, возвращались на прежнее место жительства. Сданный в рекруты, его жена и дети, родившиеся после рекрутации, выбывали из прежнего сословия и включались в состав сословия солдат или солдатских детей. С 1699 по 1725 гг. по стране было проведено 53 рекрyтcких набора, давших армии и флоту 280 тыс. чел 3уев М.Н., то же. - с.40..

С фактическим упразднением в 1700 г. патриаршества в России (после смерти патриарха Адриана) и передачей церковных земель под управление Монастырского приказа Русская Православная Церковь оказалась под жестким надзором государства. Для управления делами Церкви в 1721 г. по образцу других коллегий был создан Святейший Правительствующий Синод, для надзора за деятельностью которого Петр I ввел должность обер-прокурора. Члены Синода назначались царем из числа церковных иерархов, пользующихся его доверием. Фискальные обязанности в этой области выполнял институт инквизиторов.

Превращение церковного управления в придаток административно-бюрократической системы навсегда лишило духовную власть политических притязаний.

Проведенные Петром I преобразования послужили основой для установления неограниченной, или абсолютной монархии.

В 1721 г. после завершения Северной войны Петр I принял титулы Императора Всероссийского, Отца Отечества и Великого. В 1722 г. был принят новый закон о престолонаследии, по которому назначение наследника престола объявлялось вопросом личного усмотрения царя.

Режим неограниченного единоличного правления, введенный Петром I, отражал новые представления о власти, зафиксированные в 1715 г. в Артикуле Воинском: "Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".

Обоснование неограниченной власти самодержца над госудapcтвенным общественным порядком строилось на использовании разнообразных приемов: сакрализации царской власти и присвоении ей особой харизмы, насаждения личного культа императора, теоретических выкладках главного идеологического документа петровского времени "Правды воли монаршей" об обязанности подданных "без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемая творити".

2. Эпоха дворцовых переворотов

После смерти Петра Великого, который не оставил прямого наследника, Российская империя вступает в эпоху дворцовых переворотов. За период в 1725 по 1762 гг. на российском престоле сменилось шесть самодержцев. Огромное значение в управлении империей приобрели всесильные фавориты и временщики. Особенно сложным был период 1725-1741 гг. - время упадка политического влияния России после пережитого ею при Петре I невиданного взлета великодержавия. В эти годы частные эгоистичные цели придворных кланов возобладали над интересами государства и нации 3уев М.Н. то же,- с.41..

Основным инструментом в придворной борьбе выступали гвардейские полки, комплектовавшиеся в основном (вплоть до 1735 г) из дворян. Политическая роль гвардии резко возросла после издания Указа о престолонаследии в 1722 Г., когда в борьбе за власть оформились две группировки - старой боярской знати и новой петровской аристократии.

Петр I не оставил после себя сыновей и не назначил своего преемника. Ближайшее окружение царя - преобразователя, возглавляемое светлейшим князем А. д. Меншиковым, стремилось передать престол жене Петра I - Екатерине Алексеевне. Родовитая аристократия, выразителями интересов которой выступали князь Д.М. Голицын и князья Долгорукие, прочила на царствование сына казненного царевича Алексея - Петра.

28 января 1725 года при поддержке Преображенского и Семеновского гвардейских полков императрицей была провозглашена Екатерина I (1725-1727), а фактически правителем России стал Меншиков.

Указом 8 февраля 1726 г. был учрежден новый высший орган - Верховный тайный совет "как для внешних, так и для внутренних государственных важных дел", подчиняющий себе Сенат, Синод и коллегии. В его состав вошли сторонники Екатерины I (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, А.Н. Остерман) и представители старой родовитой знати (Д.М. Голицын). Продворянская направленность политики правительства Меншикова проявилась в облегчении службы дворян, разрешении им организовывать мануфактуры для переработки "домашних товаров", а также в подчинении городского самоуправления губернаторам и воеводам.

Созданная Петром I система местных отраслевых органов оказалась неэффективной и потребовала больших финансовых затрат. Поэтому в 1726 - 1728 гг. вся полнота власти в губерниях была передана губернатору, а в провинции и уезде - воеводам, что способствовало росту взяточничества и своеволия чиновников.

После смерти Екатерины I в мае 1727 г., согласно ее завещанию, императором был провозглашен одиннадцатилетний царевич Петр Алексеевич (внук Петра Великого).А.Д. Меншиков надеялся стать регентом, обручив с Петром II свою дочь. Однако соотношение сил между дворцовыми группировками изменилось, и власть перешла в руки представителей аристократических фамилий - Долгоруких и Голицыных. В сентябре 1727 г.А.Д. Меншиков был арестован и со всей семьей сослан в Сибирь, где в 1729 г. скончался 3уев М.Н., то же - с. 42..

Родовая знать пыталась вернуть дореформенные порядки. Императорский двор переехал в Москву, туда же были переведены некоторые коллегии. Было остановлено строительство военно-морского флота, нарушилась система комплектования регулярной армии.

Внезапная смерть Петра II в январе 1730 г. вновь поставила вопрос о наследнике престола. С Петром II прекратилась династия Романовых по мужской линии. "Верховники" остановили свой выбор на дочери старшего брата Петра I Анне Ивановне. Вдова герцога Курляндского, она жила в Митаве и не имела в России сторонников, на которых могла бы опереться.

По инициативе Д.М. Голицына Верховный тайный совет принял решение избрать Анну Ивановну на определенных условиях ("Кондициях"), которые ограничивали бы самодержавную власть императрицы. Она должна была править вместе с Верховным тайным советом, без его согласия не объявлять войны, не заключать мира, не расходовать государственных сумм, не выходить замуж и не назначать своего преемника. Кроме того, она не должна была привозить с собой в Россию своего фаворита Э.И. Бирона. Были также некоторые другие ограничения. В случае нарушения "Кондиций" Анна Ивановна лишалась российской короны.

Подписав в Митаве "Кондиции", Анна Ивановна 15 февраля прибыла в Москву. Там ей поднесли челобитные дворяне, недовольные "Кондициями" (историк В.Н. Татищев, КН.А.М. Черкасский, поэт и дипломат Антиох Кантемир, архиепископ Феофан Прокопович), в которых призывали расширить права дворян и обеспечить им участие в органах центрального и местного управления.

Убедившись в поддержке дворян и гвардии, Анна 25 февраля 1730 г. отказалась от данных "верховникам" обещаний и "разодрала Кондиции".4 марта 1730 г. Верховный тайный совет был упразднен, Долгорукие сосланы и впоследствии (в 1739 г) казнены, а Д.М. Голицын умер в заточении в казематах Шлиссельбурга.

Царствование Анны Ивановны (1730-1740) началось под лозунгом возврата к петровским порядкам. Сенат вновь получил наименование "Правительствующего". Но 12 октября 1731 г. появился Указ об учреждении Кабинета министров "для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел", в который вошли граф Г.И. Головкин, граф А.И. Остерман и князь А.М. Черкасский. Кабинет министров постепенно стал верховным органом управления, а с 1735 г. подписи трех его членов, трех кабинет-министров, могли заменить подпись и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.