На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические мысли по вопросу национального развития. Англосаксонская модель развития американской нации. Идеологическая основа движения за ограничение иммиграции. Концепция англосаксонского превосходства. Механизмы в проведении политики американизации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 09.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Парадигмы этнического развития США

Как всем явлениям в природе и обществе, этническим процессам присуще сочетание общего и особенного. Важнейшим проявлением этой закономерности выступают две взаимосвязанные тенденции, одна из которых имеет интегрирующий, другая - дифференцирующий характер. Действие этих тенденций является универсальным явлением для всей этнической истории человечества с древнейших времен до наших дней, включая современные национальные процессы.
Соотношение двух основных тенденций менялось в разных странах на разных этапах их исторического развития, то преобладала одна, то другая. Взаимодействие тенденций интеграции и дифференциации проходило и через всю историю США, пронизывало отношения этнических групп, национальных меньшинств, что находило свое отражение в различных теориях и концепциях. При этом интегрирующая тенденция в конечном счете выступала как доминирующая, однако, как мы убедимся, она прокладывала себе путь в диалектическом и подчас остро противоречивом взаимодействии с дифференцирующей тенденцией.
В теоретической и общественной мысли США по вопросу национального развития господствующими были теории "англо-конформизм", "плавильный котел" и "культурный плюрализм". Именно эти теории пытались объяснить уникальность американской цивилизации и американской нации. Эти три идеологические или концептуальные модели существовали в разное время, в разные периоды истории США, но иногда и одновременно. Одни описывали, что происходило в прошлом, то есть являлись описательными моделями, другие - претендовали на роль перспективных моделей, предлагали рецепты на будущее.
Итак, англоконформизм. Что означает этот термин? Существуют различные дефиниции и нет необходимости их все приводить. Обратимся лишь к обобщенному определению, которое сделал известный американский социолог М. Гордон: "Англоконформизм -это обобщенное понятие, используемое для объяснения различных точек зрения на ассимиляцию и иммиграцию; все они предполагают требование поддержания английских институтов (определенных американской революцией), английского языка и английских культурных образцов как господствующие и стандарт в американской жизни".
Англоконформизм был возведен в ранг государственной политики в конце XIX - начале ХХ века, когда в США прибывали потоком иммигранты из Южно- и Восточно-европейских стран. Но появилась эта теория гораздо раньше - в XVII в. в связи с английскими поселенцами, преуспевавшими в установлении своего образа жизни как доминанты.
Какова была политика молодого государства к вновь прибывавшим в страну? Ее четко сформулировали основатели государства - прибывающие в страну иммигранты должны отказаться от своего языка, образа жизни, системы ценностей и принять английский язык, англосаксонские нормы, традиции и приспосабливаться к существующим институтам и порядкам. Так, первый американский президент Джордж Вашингтон говорил в своей речи: "Иммигрант должен ассимилироваться с нашими обычаями, порядками, законами и составить один народ". "Справедливость" слов президента поддержал вице-президент Джон Адамс: "Для иммигрантов, не приспособившихся к моральным, политическим и другим ценностям этой страны, Атлантический океан всегда открыт, они в любое время могут вернуться в свою страну". Слова о том, что иммиграция в конечном результате приведет к разрушению общественной прочности, "заболотит" национальную культуру и подвергнет опасности чувство общности истории и единства, принадлежат великому американскому просветителю Бенджамину Франклину, для которого любимой мишенью для критики являлась иммиграция в страну немцев.
Так были даны ориентиры складывающейся американской идентичности, главным, определяющим которой выступало единство, достигаемое путем максимально возможного единообразия. В национальном единообразии виделся залог национального единства, государственно-территориальной целостности.
Англосаксонская модель развития американской нации реализовывалась на практике на протяжении длительного исторического времени, причем определяющая роль отводилась системе образования, суть которой довольно четко выразил один из ее представителей Э. Кабберли в книге "Изменение концепции образования", опубликованной в начале ХХ в.:"Везде люди поселялись группами или колониями и устанавливали свои национальные обычаи, традиции и обряды. Наша задача - разбить эти группы и поселения, ассимилировать и смешать этих людей как часть нашей американской расы и внедрить в их детях, как только возможно, англосаксонскую концепцию справедливости, закона и порядка, народного правительства и пробудить в них уважение к нашим демократическим институтам".
Сторонники англосаксонской модели представляли американскую культуру как свободолюбивую, развитую, созданную белыми американцами англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания. Культура же иммигрантов рассматривалась как неполноценная из-за бедности и необразованности, несовершенства и "разрушительных ценностей". Намеренно игнорировался факт, что, если американская нация сформировалась из переселенцев различных этнических общностей, так и американская культура возникла путем слияния различных национальных культур, результатом которого было образование качественно новой культуры. Вслед за англичанами ирландцы, немцы, скандинавы, затем славяне, итальянцы, евреи, мексиканцы и другие народы развили и обогатили американскую культуру. Вклад в развитие американской культуры внес и негритянский народ.
Англоконформистская социальная доктрина, отмечается в американской социологической и политологической литературе, особенно стала популяризироваться в обществе в конце XIX - начале ХХ века и явилась теоретической основой политики ограничения "новой" иммиграции. Как указывалось в работе "Коренные и чужестранцы. Этнические группы и создание Америки", "с прибытием огромных людских масс в Америку все громче стали звучать голоса фанатизма. Предубежденность и предрассудки нашли свое отражение в "научных" теориях, изысканиях, доказывавших врожденное превосходство старожильческого ядра белых американцев. Нетерпимость проявлялась в насилии, так же как и в социальной законности и экономической дискриминации". Типичным было высказывание по поводу "новой" иммиграции, сделанное уже упоминавшим Э.Кабберли: "Неграмотные, послушные, не уверенные в себе, безынициативные, не обладающие англотевтонской концепцией закона, порядка и правительства, их приезд послужил выхолащиванию нашего национального фонда и нарушению гражданской жизни". Аналогичную характеристику мы находим и в работе президента В.Вильсона "История американского народа", где он определил представителей "новой" иммиграции людьми, не обладающими ни квалификацией, энергией, инициативой, ни умственными способностями".
С целью научного обоснования причин ограничения притока "неполноценных" народов, какими считались "новые" иммигранты, Конгресс США обратился к докладу генетика, эксперта ряда правительственных комиссий по вопросам иммиграции Г.Лауфлину "Анализ современного плавильного котла", в котором он подводил итоги изучению биологических аспектов иммиграции. В докладе прямо утверждалось, что "новые" иммигранты принадлежат к низшему порядку, что "существовали естественные, врожденные, наследственные умственные и моральные различия". И хотя реакция на доклад была довольно резкой, тем не менее он оказал существенное влияние на последующее законодательство.
Стоит назвать также нашумевшую в то время работу под названием "Старый мир в новом", опубликованную в 1914 г., известного американского социолога Е.Росса, где автор представил "новых" иммигрантов людьми иной расы, иного поведения и менталитета. Он рьяно отстаивал идею их врожденной неполноценности.
Подобное содержалось и в книге "Конец великой расы", изданной в 1916 г. Ее автором был влиятельный адвокат М.Грант, происходивший из старой колониальной семьи, корни которой восходили к первым переселенцам из Англии. Наблюдая за прибытием людей из Южной и Восточной Европы в начале в ХХ в., он заявил, что "это враждебное нашествие" разрушает "нордическую расу", а для того, чтобы сохранить Америку "чистой", защитить от "враждебного нашествия", необходимо изгнать "неполноценные расы" из американского общества. Таковыми он считал поляков, итальянцев, китайцев, черных и др. Симптоматично, что М.Грант являлся вице-президентом Лиги ограничения иммиграции, основанной в 1894 г. в Бостоне. Деятельность Лиги была закономерным продолжением процесса нарастания реакционных, шовинистических тенденций в общественно-политической жизни США, отмеченного на протяжении XIX и в начале XX в. (В 40 - 50-х годах XIX в. острие шовинизма было направлено против ирландцев и немцев).
Идеи превосходства белой англосаксонской расы отстаивали такие националистические организации, как "Дочери американской революции", "Общество колониальных дам", "Сыны американской революции" и другие организации, самой могущественной из которых была организация Ку-клукс-клан, контролировавшая в конце XIX в. жизнь многих штатов. Ведущий исследователь из университета штата Аризона, специалист в области расовых и этнических отношений С.Либерзон писал, что расовые идеи получили официальную правительственную поддержку, и что разница между "старой" и "новой" иммиграцией заключена не в биологических причинах, а в уровнях социально-экономического и образовательного развития. Широкая антииммигрантская кампания, развернутая в стране, завершилась принятием в 20-х годах ограничительного иммиграционного законодательства, поставившего преграду на пути въезда в США "нежелательных" "новых" иммигрантов. Это была одна из главных причин последующего сохранения европейской иммиграции на относительно низком по сравнению с началом XX века уровне.
Итак, идеологическую основу движения за ограничение иммиграции составили концепции теоретиков школы англоконфор-мизма, которая была представлена многими историками, социологами и этнологами той поры, включая EXmura, Э.Кабберли и др. Особый вклад в разработку доктрины англоконформизма внес Г.Фейрчайлд.
В его работах наиболее полно отражены были волновавшие в то время общественность проблемы: иммиграция и американизация; единство и сплоченность общества; англоконформистская модель национального развития и др. Так, касаясь вопроса иммиграции, Г.Фейерчайлд писал в одной из своих работ, опубликованной в 1925 г., следующее: "Если мы хотим, чтобы нация была сохранена, мы обязаны все, как коренные жители, так и иностранцы, подписаться под неизбежной истиной, что ее единство может быть сохранено только путем полного пожертвования чуждыми национальными чертами со стороны иностранного элемента". Как видно из приведенного высказывания, Г.Фейерчайлд указывал на опасность иммиграции для национального единства Соединенных Штатов и предлагал рецепты сохранения этого единства. У него была несколько иная точка зрения на "новую" иммиграцию, чем у большинства других теоретиков англоконформизма, и заключалась она в том, что "расы из Южной и Восточной Европы не были низшими по сравнению с расами Северной и Западной Европы. Они просто несовместимы и несопоставимы. И поэтому не может быть расового смешения с точки зрения позитивного результата". Главное, что нужно сделать, - писал Г.Фейерчайлд, - это избежать иммиграции. Развивая свой тезис о невозможности образования сложной национальной идентичности - американского народа, ученый указывал на то, что попытки смешать национальности имеют своим результатом не создание нового типа сложной национальности, а разрушение всей национальности. Непреложным и отправным для него являлось положение, что только определенные типы иммигрантов могут быть ассимилированы, а именно, близкие к англосаксонскому типу. В этом суждении сконцентрированы основные аргументы, позволившие Фейерчайлду сделать вывод: "У Америки нет иного выхода, как установление жестких ограничительных мер в интересах спасения американской нации от разрушения".
Аргументы Г. Фейерчайлда и в целом англоконформистской школы оказали влияние на целый ряд американских исследователей той поры. Отрицательно настроенные к "новым" иммигрантам, они указывали на их невысокую степень ассимилированности. Это действительно имело место и на это были объективные причины. Одна из них заключалась в том, что переселенцы из Восточной и Южной Америки пробыли в США незначительное время и не успели адаптироваться к новым условиям жизни. Кроме того, на процесс национального сближения оказывали воздействие плохое знание английского языка и расовая дискриминация, предубеждения и предрассудки. Но препятствия к ассимиляции исходили и от самих иммигрантов, которые порой стремились к обособлению и замкнутости, пытаясь сохранить национальную идентичность, свои культурные, бытовые и религиозные особенности. Ассимиляция замедлялась и постоянно прибывавшими новыми переселенцами, поток которых непрерывно нарастал до Первой мировой войны.
Как уже отмечалось выше, концепция англосаксонского превосходства подводила необходимую теоретическую базу под принципиальные изменения законодательства о межрасовых и межэтнических отношениях. Но полиэтнический состав американского общества был реальностью, и англоконформистская модель развития предполагала американизировать иммигрантов - ускорить принудительную ассимиляцию иммигрантов, что означало, наряду с приобретением ими прав гражданства, усвоение английского языка, новых обычаев, привычек, всего того, что составляло понятия "американского образа жизни". Американизация задумывалась как однолинейный процесс - от иммигранта требовалось как можно быстрее принять ценности, нормы и обычаи доминирующих белых англосаксов.
В движении американизации англоконформизм получил свое наиболее полное выражение. Возникло оно в конце XIX в. и приняло в основном форму образовательной кампании, в которой английскому языку отводилась роль важнейшего средства американизации. Английский язык рассматривался как пропуск, дававший переселенцу право на вхождение в американское общество. Во главу угла национальной политики начала ХХ в. была поставлена политика насильственной ассимиляции. Она реализовывалась с помощью комплекса мероприятий правительства, а также местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленные на подавление или стеснение языка и культуры национальных меньшинств, давления на их самосознание и т. д. Так, во время президентства Т.Рузвельта (1901 - 1909 гг.), когда в США прибыло огромное количество иммигрантов, это расценивалось им как положительный фактор, умножавший мощь Америки, давший рабочую силу ее заводам, шахтам и пополнивший ее армию. Вместе с тем, Рузвельт не приветствовал этнического разнообразия, настаивая на полной американизации иммигрантов. Он писал: "Мы свободно протягиваем руку приветствия любому мужчине и любой женщине, вне зависимости от их убеждений или места рождения, всем тем, кто прибывает с честным намерением стать хорошим гражданином Америки". Одновременно президент требовал, чтобы иммигранты оставили все то, что связывало их со старым миром, и они обязаны были изучать английский язык. "Мы верим, - продолжал президент, что только на английском и ни на каком другом языке должны работать все школы...". В американской литературе существуют различные определения понятия "американизация". Так, Кливлендский комитет по американизации дал следующее определение: "Американизация означает ассимиляцию общности в американскую жизнь... Основным принципом американизации является изучение языка нашей страны... Американизация - это совместный процесс, с помощью которого многие народы в нашем городе и в Америке становятся одной нацией, объединенной языком, работой, домашними узами и гражданством...". При всех различиях в определениях понятия "американизация", подчеркивал один из теоретиков англоконформизма EXmra в своей статье, опубликованной в 1919 г., главное ударение делалось на овладении английским языком, принятии американского гражданства, а также на усвоении американских привычек, стандартов и образа жизни или, другими словами, американизация определяется как процесс, в котором чужестранец приобретает наш язык, гражданство, привычки и идеалы.
Отношение в обществе в начале XX в. к кампании американизации было различным. Одна часть искренне верила в то, что американизация - единственный путь создания объединенной нации, объединенного народа. Так, прогрессивные реформаторы в школах, на рабочих местах, в районах проживания обучали иммигрантов английскому языку для получения американского гражданства и приобретения приличной работы, придавали большое значение воспитанию веры в американские ценности и институты. Другая часть считала, что американизации могут поддаваться не все национальности, а только определенный тип, близкий к англосак-сонскому. Возможность успеха американизации вообще отрицали англосаксонские расисты, считавшие, что иммигранты представляют "иной вид расового материала".
В школе видели основной механизм в проведении политики американизации. В городах с большим числом иммигрантского населения стали открываться вечерние школы для обучения английскому языку. Вопросы образования занимали и сейчас занимают особое место в американском обществе, к ним всегда был повышенный интерес. На это есть причины, о них говорил историк Д.Ревич в статье, опубликованной в журнале "Американский ученый" летом 1990 г.: "В нашей истории школы были не только учреждениями, где обучались молодые люди умению и знаниям, но и ареной борьбы интересов различных групп за сохранение своих ценностей, пересмотр сути истории, а также проведения фундаментальных социальных перемен... Школы проводили политику, основанную на расе, религии и этничности".
В соответствии с общей установкой процесс обучения проводился по англосаксонскому образцу. По отношению к культуре национальных меньшинств и иммигрантов культивировались пренебрежение и цинизм. В школьных учебниках по истории, например, совершенно игнорировалась роль иммигрантов и других этнических групп в жизни американского общества. В них, в частности, указывалось, что все значимое было сделано людьми, говорящими по-английски, старожилами - американцами. Черные же, индейцы, мексиканцы и иммигранты, прибывшие в Америку после раннего заселения, были невидимыми людьми американской истории, представляли безликое сборище, толпу и "изобилующие отбросы".
Если одни сторонники американизации настаивали на проведении соответствующей образовательной подготовки, то другие считали, что военная служба - это единственный путь, чтобы "выбить деф3и5 с" из итальянцев и других неассимилированных ино-странцев. Приближалась Первая мировая война, и в США чувствительность этнического фактора многократно усилилась. По словам американских исследователей, "Первая мировая война дала нам почувствовать, что наш многорасовый характер является угрозой безопасности общества". С началом войны в стране дебаты о национализме стали увязываться с вопросами лояльности, что профессор Р.Боурне назвал "тонко замаскированной паникой, именующей себя патриотизмом".
На государственную политику США в сфере межэтнических и межрасовых отношений большое влияние оказал также внешний фактор - Февральская и Октябрьская революции в России, рост национального самосознания и национальных движений во многих странах мира, а также образование новых национальных государств.
Это касалось прежде всего государств, возникших вследствие распада Австро - Венгрии - Австрии, Венгрии, Чехословакии, Королевства Сербов, хорватов и словенцев. Ряд государств возник также на территории Российской империи - Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония. Подъем национально-освободительного движения происходил как в Европе (достаточно назвать Ирландию), так и в Азии. Национально-освободительное движение охватило даже такие сравнительно спокойные ранее районы колониальной империи, как Арабский Восток и тропическая Африка. Учитывая внутренние и внешние обстоятельства, американское правительство взяло курс на принудительную американизацию иммигрантов и национальных меньшинств.
В целом движение американизации в своем развитии прошло три этапа: с конца XIX в. до 1914 г., годы Первой мировой войны и послевоенные годы. Все эти этапы были отмечены ростом американского национализма. Привязанность иммигрантов к своим отечествам рассматривалась как опасность для Америки. В данной связи О.Хендлин писал: "В годы войны (Первой мировой - З.Ч.), когда каждый гражданин должен был доказывать свою преданность 100-процентному американизму, было опасно говорить о своем иностранном происхождении".
Религиозные, образовательные, политические институты, наряду с патриотическими организациями, были мобилизованы с целью ускорить американизацию иммигрантов и национальных меньшинств. Была поставлена заранее задача добиться 100-процентной американизации тех групп иммигрантов, которые высаживались в американских портах. "Стопроцентный американизм, - писал М.Гордон, - стал криком времени, и сразу же федеральные органы в лице бюро образования, бюро натурализации, Комитета общественной информации, властей штатов, муниципалитеты и множество частных организаций объединили свои усилия, чтобы принудить иммигранта изучать английский язык, получить натурализационные документы, покупать облигации военного займа, забыть свое происхождение и отдаться целиком потоку патриотической истерии". Мнение М.Гордона разделяет авторитетный американский историк Дж.Хайем: "Путем угроз и риторики, - подчеркивал Дж.Хайем, - сторонники стопроцентной американизации открыли фронтальное наступление на иностранное влияние в американской жизни. Они атаковали иммигрантов с целью обращения их в полноценных граждан США, принятия ими английского языка, безусловного благоговения перед существующими американскими институтами. Они домогались от них полного отказа от лояльности Старому Свету, обычаев и воспоминаний. Они применили тактику
высокого давления, парового катка. Они обхаживали и приказыва-
40
ли".
В 1915 г. в процесс американизации включились Бюро по образованию и Бюро по натурализации, а после 1917 г. и Комитет общественной информации. К ним присоединились многочисленные частные группы, торговые палаты, специальные организации, наиболее важным и влиятельным из которых был Национальный комитет по американизации (НАК), образованный в 1915 г. Директором последнего была назначена известная своими националистическими взглядами Френсис А.Келлор, под чьим руководством Комитет взял курс на 100-процентную ассимиляцию иммигрантов. В своей книге, опубликованной в 1916 г., под заголовком "Строгая Америка", она писала, что военная подготовка, промышленная модернизация и американизация были жизненно необходимы для страны. Кроме проведения курсов по изучению английского языка и гражданства, НАК занимался распределением иммигрантов по различным отраслям промышленности.
Комитетом были сформулированы следующие задачи:
разъяснение американских идеалов, традиций, стандартов и институтов гражданам иностранного происхождения;
овладение английским языком;
универсализация ценностей всех этнических групп в Америке с целью объединения их под одним флагом;
борьба с антиамериканской пропагандой и подавление попыток к мятежу;
овладение американскими стандартами жизни, включая привыкание к американской кухне и метод ухода за детьми;
- воспитание национальной гордости и любви к Америке и желания иммигрантов остаться в Америке, иметь дом и поддерживать американские институты и законы. Как считает автор коллективного труда "Этнические отношения в Америке" историк С.Тернстром, "быть стопроцентным американцем означало быть англоамериканцем". Следующим образом охарактеризована атмосфера в стране в годы Первой мировой войны в статье Г.Герстла: "Свобода, принуждение и создание американцев": "...Правительство одобряло кампанию стопроцентного американизма, начатую частными группами по запрещению иностранных культур и политических традиций, которые, как многим казалось, питают антивоенные и антиамериканские настроения. Эти усилия явились причиной подъема уродливого американизма...".
В число сторонников принудительной ам и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.