На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Книга как предмет исторического изучения, ее происхождение. Препосылки возникновения и развития книгопечатания, анализ его распространения в Европе, России и Эстонии. Общая харакетеристика и особенности основных способов изготовления книг в древности.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 20.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра общих дисциплин
Реферат
Учебная дисциплина: «Основы научной деятельности»
ПЕРВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
Выполнила
Елена Мегерян
Группа 120
Руководитель:
Наталья Валентиновна Морохова, преподаватель
Консультант:
Алла Владимировна Тимофеева, преподаватель
Нарва
2009 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Книга как предмет исторического изучения 4
1.1 Происхождение слова «книга» 4
1.2 Предпосылки книгопечатания 5
1.2.1 Древнейший способ оттискивания с помощью штампов 5
1.2.2 Набойка тканей 6
1.2.3 Ксилография 6
1.2.4 Формы, составленные из подвижных литер 7
1.2.5 Отдельные буквенные штампы 8
1.3 Иллюстрации печатной книги 9
1.3.1 Гравюра на дереве 9
1.3.2 Гравюра на меди 10
Глава 2. Распространение книгопечатания 12
2.1 В Европе 12
2.2 В России 14
2.3 В Эстонии 17
Заключение 19
Список литературы 20
Введение
Книга развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Книга, как продукт, созданный в сфере материального производства, имеет вещественную форму, отличающуюся своеобразием и индивидуальностью элементов, характерных для каждого исторического отрезка времени. Вместе с тем она оказывает воздействие на самую тонкую сферу человеческой личности - на его духовный мир. Под влиянием книги у каждого индивида возникают различные идеи, образы, мысли, которые в процессе бытования формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного сознания. Несмотря на дуализм, заложенный в природе книги, она является единым целостным организмом, имеющим своеобразную, характерную для каждой эпохи эстетику, воплощенную в художественно-графических формах.
Исторические закономерности развития книги с точки зрения ее производства, обращения и бытования, основные этапы эволюции ее форм, содержания, особенности формирования тематики и типов, факторы культурно-исторического воздействия книги являются важными аспектами истории книги. (2)
Глава 1. Книга как предмет исторического изучения
1.1 Происхождение слова «книга»
В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову «книга» придается три значения. Первое - «сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента» (то есть формальный образ книги как материального предмета), второе - «писание, все, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия). И, наконец, третье - «раздел, отдел в обширном письменном сочинении».
Исторически сложилось так, что в европейских и переднеазиатских языках содержание термина (его понятие, смысл) одинаково. Греческое «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», подобно славяно-балтийскому трактуются одинаково: 1) предмет, 2) произведение, 3) часть сочинения. Раз появившись, как бы давно это ни было, термин этот сохраняет свою корневую неприкосновенность и до наших дней.
В русской письменности слово "книги" встречается впервые в Остромировом Евангелии, самом раннем из датированных рукописных памятников, и употребляется во множественном числе, что позволяет давать ему расширительное толкование - скорее знание вообще, чем просто книга. Употребление слова "книга" в единственном числе зафиксировано у нас значительно позже, в 1263 г., у одного из монастырских писцов.
Бытует, однако, и мнение о неславянском, даже вообще неевропейском происхождении слова "книга". Термин выводили из древнекитайского, угро-финского, ассирийского, тюркского языков, не затрудняясь доказательствами.
Нам представляется, что не позже 863 г. (времени знаменитого путешествия св. Кирилла в Корсунь, после чего он взялся за изобретение алфавита), в языках славян и прибалтов уже имелся древнейший, устойчивый и совершенно определенный термин "книга". Удивляет здесь только то, что наши отдаленные предки не использовали с этой целью лексику ближайших культурных народов, которая им, конечно, была знакома: "библио", "либер", "манускрипт", "хартия", "грамота", а предпочли словообразование от праславянского "кнети", то есть "знать". Впрочем, упомянутые термины активно применялись и применяются в качестве синонимов.
История изучает, каким образом в определенной, веками выработанной последовательности взаимодействуют составляющие процессы: наука, литература, искусство - формы творчества, как воплощаются они в книге, как возникают и трансформируются физико-технические и химико-технологические способы изготовления книги, как рождаются и вырастают столь специфические действия, как, допустим, иллюстрирование, переплет, библиографическое описание, реклама, наконец, потребление, собирание, хранение и т. д. В итоге перед нами сквозь толщу веков возникает образ книги, этого действительно чудеснейшего из достижений человека. (2)
1.2 Предпосылки книгопечатания
1.2.1 Древнейший способ оттискивания с помощью штампов
Еще в ранний период развития месопотамской и египетской культур был известен древнейший способ оттискивания рельефных изображений текстов с помощью штампов. В Месопотамии уже в шумеро-аккадский период (начало третьего тысячелетия до н. э.) использовались гравированные штампы-ролики, оттиски которых, например, удостоверяли личность владельца. Использовались также штампы для маркировки кирпичей. На их передней стороне находилось рельефное изображение, к задней была прикреплена рукоятка. В Египте наряду со штампами-роликами из камня применялись печатки в виде скарабеев (скарабей - навозный жук, считавшийся в Египте священным), на нижней плоскости которых гравировались надписи. Штампы и печатки, известные с древнейших времен, употребляются для различных целей вплоть до настоящего времени.(3)
1.2.2 Набойка тканей
Это ремесло также родилось на древнем Востоке. В Европу набойка тканей была завезена во времена крестовых походов. Способ предназначен для отделки тканей. Узор вырезается на деревянной доске, которую затем покрывают слоем краски. Форму с нанесенной на нее краской прижимают к туго натянутой материи. Набойка тканей используется и в настоящее время.(3)
1.2.3 Ксилография
В основе печатания с гравированных деревянных досок, или ксилографии, лежит тот же принцип, что и в основе способа набойки тканей. С помощью ксилографии размножаются рисунки и тексты, зеркальное рельефное изображение которых гравируется на деревянной доске. Полученная таким образом форма покрывается слоем краски, на нее накладывается лист увлажненной бумаги, который рукой или с помощью подушки из кожи или ткани, набитой конским волосом, с силой притирается с доске. Оттиски изготавливались так вплоть до XV века, когда появились печатные станки. Печатать с деревянных досок первыми стали в VII веке китайцы, которые размножали этим способом рисунки и тексты.
В Европе печатание с деревянных досок началось примерно в XIV веке. Способ применялся в основном для размножения рисунков религиозного содержания; печатались этим способом также игральные карты. Самыми старыми из сохранившихся ксилографий считают «Брюссельскую Мадонну» (1418 г.) и «Святого Христофора» (1423 г.); последняя гравюра уже снабжена подписью с датой. Вскоре этот способ стал применяться для изготовления так называемых ксилографических книг. Такая книга содержала только рисунки с краткими сопроводительными текстами (т. н. хироксилографические книги). В процессе притирания листа тампоном отпечатки продавливались так сильно, что их уже нельзя было запечатывать с оборота (т. н. анопистографические отпечатки). Чтобы получить книгу, страницы которой были запечатаны с двух сторон, отпечатки склеивали попарно оборотными сторонами. При печатании на станке можно было уже использовать как лицевую, так и оборотную сторону страницы (т. н. опистографические отпечатки). Такой способ изготовления книг просуществовал недолго. Самые старые из сохранившихся ксилографических книг были изготовлены приблизительно в 1460 году, некоторые исследователи датируют их 1430 года. Ксилографическая печать применялась, пожалуй, еще до того, как появилось книгопечатание, однако она не могла долго конкурировать с ним, так как была технически несовершенной. Деревянные формы слишком быстро изнашивались. Способом ксилографии вплоть до 1530 года печаталась предназначенная для распространения в народе религиозная, нравоучительная и поучительная литература, например, «Искусство умирать», «Зерцало спасения человеческого», «Библия бедных» и другие. Изобразительная часть играла в них главную роль, однако встречались и чисто текстовые ксилографические книги.
1.2.4 Формы, составленные из подвижных литер
Ксилографическое печатание обеспечивало возможность воспроизведения текстов, вырезанных на поверхности деревянной доски и прочно связанных с ней. Впервые попытка печатать отдельными подвижными штампами была предпринята уже во втором тысячелетии до н. э. на Крите. На изготовленном около 1600 года до н. э. в Фесте глиняном диске нанесена расположенная по спирали идеографическая надпись, которая выдавлена отдельными штампами. В 1040-1048 годах до н. э. китайский кузней Пи Шеен использовал своеобразный наборный процесс. Он вырезал иероглифы на брусочках глины, обжигал их, составлял их них текст на металлической пластине, прикрепляя их к этой пластине смолой. Однако глиняные литеры быстро изнашивались и не давали четкого отпечатка. Этот способ не нашел распространения, ибо китайское письмо характеризуется сложностью и многочисленностью иероглифов. В 1392 году корейцы достигли больших успехов, применив для размножения текстов медные литеры. В 1403 году император Тай Тзунг в целях улучшения народного образования приказал печатать корейские книги с помощью таких литер. Возможности печатного дела того времени характеризуют следующие цифры: в 1434 году было отлито 200 000 знаков, с помощью которых печатали по 40 страниц в день. Но и этот корейский способ печати отдельными литерами не получил широкого распространения.(3)
1.2.5 Отдельные буквенные штампы
Подвижные литеры, из которых можно произвольно составлять слова, а затем разбирать их, в гораздо большей степени пригодны для алфавитных систем письма, использующих ограниченное количество буквенных знаков, чем для иероглифических систем, в которых каждому знаку соответствует слово. Уже в античные времена отдельные литеры применяли для учебных целей. В Германии пытались применить буквенные штампы. В 1119 году в монастыре Прюфенинг близ Регенсбурга этим способом была выдавлена углубленная надпись в глиняной дощечке. Гравированием штампов и штампованием текстов отдельными литерами занимались особенно широко чеканщики монет и золотых дел мастера. С XV века отдельные металлические штампы, на которых буквы были вырезаны рельефно или углубленно, стали использовать для отделки переплетов. Так с 1433 года работал нюрнбергский переплетчик Конрад Форстер. Известны и другие примеры, относящиеся к XV веку. В те времена мастер использовал вырезанный им же самим штамп. Способ тиражирования таких штампов путем отливки изобрел Иоганн Гуттенберг. Этим он создал важнейшие предпосылки для развития книгопечатания.(3)
1.3 Иллюстрации печатной книги
1.3.1 Гравюра на дереве
Гравюра на дереве - старейший графический способ иллюстрирования печатных изданий. Одновременно это и старейшая техника иллюстрационной печати, начавшая развиваться в Германии ориентировочно в конце XIV столетия.
Гравюра на дереве была известна издревле. Ее использование для размножения изображений связано с одним из атрибутов буржуазной культуры конца средневековья - дешевой картинкой-обетом, который каждый стремился иметь у себя в доме. Первоначально изготовлялись однолистки (гравюры, напечатанные на отдельных листах) с изображениями святых и сцен распятия. Они продавались на ярмарках, во время паломничества и церковных праздников.
Этот обычай нашел особенно широкое распространение после того, как вместо дорогого и редкого пергамента стала применяться более дешевая и доступная бумага.
Гравюры на дереве изготавливали следующим образом: рисунок с оригинала переносили на доску, распиленную вдоль волокон дерева (лубочная доска) или рисовали прямо на ней. Гравер обрезал линии этого рисунка, вынимал дерево между ними так, что печатающие участки изображения образовывали на доске рельеф. На доску накатывали краску и тампоном притирали к ней бумагу. В результате получили оттиск, который раскрашивался от руки иллюминатором.
Так как в гравюре на дереве печатающими элементами являются возвышенные части рельефа, то она, как и печать с набора, является высоким способом печати. Поэтому напрашивалась мысль использовать ее для иллюстрирования печатных изданий, так как в этом случае возможно печатать совместно изображения и текст.(3)
1.3.2 Гравюра на меди
Несмотря на то, что техника гравюры на меди была разработана ненамного позже, чем техника ксилографии, она стала достаточно широко применяться для книжной иллюстрационной печати лишь со второй половины XVI века. Объясняется это тем, что гравюра на меди - один из способов глубокой печати; ее нельзя использовать одновременно с печатанием текста, воспроизводимым методом высокой печати.
Для гравюры на меди используют отполированную медную пластинку (а в настоящее время и другие металлы) и вырезают на ней рисунок грабштихелем. Этот инструмент представляет собой стальную пластинку, один конец которой скошен и заточен, а другой вправлен в деревянную рукоятку. Можно использовать также офортную и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.