На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Путь Ширака по карьерной лестнице. Основные достижения его внешней и внутренней политики. Формирование политических взглядов. Феномен Жака Ширака как политического деятеля. Анализ его реформаторской деятельности в области образования и здравоохранения.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: История. Добавлен: 18.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
ВВЕДЕНИЕ
За Францией утвердилась репутация одной из наиболее динамично развивающихся стран капиталистического мира.
Одной из особенностей социально-экономического развития Франции является исторически сформировавшийся консенсус по поводу необходимости и законности определяющей роли государства в области социальной политики. В последние десятилетия во Франции наблюдается тенденция к уменьшению государственного вмешательства в экономику. Однако, с другой стороны, роль государства возрастает в установлении социальных и цивилизационных рамок, сегодня слишком зависящих от рынка и многих других факторов. Здесь государство в значительной степени опирается на публичные институты, которые получили приоритеты в решении многих задач. Государство во Франции постоянно реформируется для достижения общественного блага, преодоления апатии избирателей и завоевания их доверия [9,c.30].
По конституции Франция является президентской республикой. Центральная фигура государственной власти - Президент Республики. Он глава государства и главнокомандующий, «гарант» национальной независимости, «арбитр», обеспечивающий нормальное функционирование государственных органов и преемственности государства.
Президент Франции обладает широчайшими полномочиями. Он назначает и увольняет премьер-министра, и, - по его представлению, - других членов правительства, осуществляет назначения на все высшие военные и гражданские должности, подписывает и публикует законы, может вернуть закон на повторное рассмотрение в парламент или вынести его на референдум.
Высшим органом законодательной власти является парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание принимает законы, утверждает бюджет, программу и состав правительства. Если Национальное собрание не одобряет правительственную программу, правительство обязано подать президенту заявление об отставке. В этом случае президент должен уволить правительство или распустить Национальное собрание.
Объектом исследования данной работы является Жак Ширак. Предмет исследования - основные направления в политике Жака Ширака.
В своей курсовой работе автор подробно останавливается на изучении деятельности Жака Ширака в качестве президента Франции. Учитывая актуальность, научную и практическую значимость избранной для изучения проблемы, автор курсовой работы ставит перед собой цель проанализировать основные направления в политике Жака Ширака и его самого как президента страны.
В связи с поставленной целью требуется решить следующие задачи:
1. Проследить путь Жака Ширака по карьерной лестнице.
2. Отразить феномен Жака Ширака как политического деятеля.
3. Проанализировать основные достижения его внутренней и внешней политики.
4. Проанализировать его реформаторскую деятельность.
Для успешного выполнения поставленных задач были использованы следующие методы научного анализа: сравнительный и системный. Сравнительный метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве и времени и выявление сходства и различия между ними. Системный метод позволяет раскрыть внутренние механизмы объекта. Работа построена на принципах историзма и объективности, благодаря которым возможно увидеть развитие объекта в пространстве и во времени, посмотреть на проблему объективно.
Практическая значимость полученных материалов заключается в том, что они могут быть использованы на уроках по всемирной истории, при чтении лекций по истории новейшего времени, спецкурсов по проблемам развития ведущих стран Западной Европы в современный период.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава содержит обзор и анализ источников и литературы по данной теме исследования. Во второй главе освещается феномен Жака Ширака как политического деятеля. Третья глава посвящена конкретной деятельности Жака Ширака на посту президента Франции. В заключении сформулированы выводы и обобщения автора.
ГЛАВА 1.
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В российской, белорусской и западной исторической науке проблемы политики Франции нашли определенное отражение. К тому же расширяющийся информационный обмен между государствами пространства и «заграницей», доступ к иностранным источникам и литературе по тематике способствуют появлению в России и Беларуси исследований социальной политики Франции.
Основным источником при разработке, избранной автором темы являются материалы монографий, периодической печати, СМИ, работы, оформленные в составе обобщающих трудов.
Данную тему рассматривали широкий круг исследователей и анналистов. В данной работе имеются главы, для освещения которых используются разные источники, соответствующие названию этих глав и отображающие их суть.
При изучении биографии Жака Ширака автор использовал статьи Арзаканяна М. и Калмыкова М.. В статьях освещается полная биография Жака Ширака и влияние на него политиков того времени. Также очень подробно описывается детство и юность Жака Ширака, его дальнейшая судьба и выбор профессии.
Из статей Морозова Н. «Жак Ширак. Болезнь и политика», Ермакова Н. «Франция обручилась с Шираком» и Сабова А. «Третий лидер голлизма» автор использовал материалы для освещения вопроса о Жаке Шираке и его приходе в активную политическую деятельность. Эти статьи являются очень важными, так как из них мы узнаём, как Ж. Ширак поднимался по карьерной лестнице и кто ему способствовал в этом.
Непосредственной деятельности Жака Ширака в качестве президента Франции посвящены статьи Бальшакова В. «Пятый президент пятой республики», Коваленко О. «Ж. Ширак - пятый президент пятой республики», Романова А. «Президент велел взрывать», Прокофьева В. «Новый хозяин Елисейского дворца».
При рассмотрении системы образования в современной Франции были использованы статьи Гриншпун С. [6], и других авторов. Данные статьи можно найти в журналах «Педагогика», «Адукацыя i выхаванне», «Дошкольное воспитание», «Перспективы». Обширный материал о развитии образования во Франции представлен в изданной посольством Франции в России книге «Система образования во Франции и организация ее администрации». В этом издании, основанном на документальных материалах, изложены основные принципы, на которых зиждется система образования во Франции, а также очень подробно и детально описана структура французской системы образования. При изучении этого вопроса были использованы статистические данные из книги Харитоновой С.В. «Франция как она есть».
Обширный материал о развитии образования во Франции представлен в изданной посольством Франции в России книге «Система образования во Франции и организация ее администрации». В этом издании, основанном на документальных материалах, изложены основные принципы, на которых зиждется система образования во Франции, а также очень подробно и детально описана структура французской системы образования. При изучении этого вопроса были использованы статистические данные из книги Харитоновой С.В. «Франция как она есть».
При подготовке к написанию вопроса о здравоохранении автор использовал книгу «Общие сведения о системе здравоохранения во Франции».
В ней указывается, что именно на государство возлагается задача по выработке политики в области здравоохранения, имеющей целью гарантировать по возможности наилучшее состояние здоровья населения в настоящем и будущем. В данном издании описывается система организации и контроля государством сферы здравоохранения.
Определенный интерес представляет книга под названием «Крик горгульи», посвященная отношениям между властью и обществом в современной Франции. Ее автор, Доминик де Вильпен, имел все основания высказать на сей счет свое мнение: в течение последних семи лет он занимал ключевой пост генерального секретаря Елисейского дворца, то есть руководителя администрации президента Ж.Ширака. Эта книга - размышления известного политика, облеченные в форму политико-философского эссе, отличаются редкой для профессионального чиновника эрудицией и блестящим литературным стилем. Неудивительно, что книга сразу же вошла в список бестселлеров.
Таким образом, главными источниками для курсовой работы служат материалы периодических изданий. Однако при использовании таких источников по данной теме необходимо учитывать тот факт, что они не всегда в полной мере объективно отражают существующую ситуацию.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что научный интерес к Жаку Шираку и политике правительства не угасает.
ГЛАВА 2
ФЕНОМЕН ЖАКА ШИРАКА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

2.1 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЖАКА ШИРАКА

29 ноября 1932 года в Париже в семье Марии Луизы и Франсуа Шираков родился единственный сын. Его назвали Жак. Франсуа Ширак в 20-е годы работал служащим в банке, в начале 30-х он познакомился с двумя крупнейшими французскими авиапромышленниками М. Дассо и А. Потезам. Вскоре после рождения сына бывший банковский служащий становится генеральным директором авиастроительной фирмы Потеза.
Летнее время Ж. Ширак проводит в департаменте Коррез (Центр. Франция) в городке Сент-Фереоль. Там жили оба его деда. И тот и другой были преподавателями средней школы. В 1940, вскоре после начала второй мировой войны, Мария Луиза и Ж. Ширак уезжают в Сент-Фереоль, а в 1942 году переезжают в городок Рейоль в департаменте Вар на юге страны. В Париж они возвращаются через 2 года. Жак начинает учиться в лицее Карно, а затем в самом привилегированном среднем учебном заведении Франции - лицее Людовика Великого.
Юный Ж. Ширак не остаётся равнодушным к бурным переменам в общественно-политической жизни послевоенной Франции. Победа антифашистской коалиции в войне коренным образом изменила соотношение классовых сил в стране. В 1944 году было образовано временное правительство во главе с генералом де Голлем, который в глазах многих французов был освободителем. Временное правительство восстановило в стране демократические свободы, национализировала ряд отраслей промышленности и провело прогрессивные реформы, улучшающие жизнь трудящихся. Однако в январе 1946 года де Голь покинул пост премьер-министра, разойдясь во взглядах по основным внутриполитическим вопросам с представителями левых партий.
Генерал де Голь вскоре после своей отставки выступил с резкой критикой государственной системы. В апреле 1947 года он объявил о создании движения «Объединение французского народа». Основной целью организации провозглашалась отмена конституции 1946 года и установление «сильной власти» в лице президента республики. Именно в это время сложилась идеология голлизма.
Первоначально РПФ имело большой успех. В конце 1947 года она насчитывала почти миллион человек. Не избежал соблазна вступить в его ряды 15-летний Жак Ширак. ещё через 2 года молодой Ширак подписал в числе миллионов людей всей планеты знаменитое Стокгольмское воззвание, требующее запрещения атомного оружия.
После получения степени бакалавра, свидетельствующей об окончании среднего образования, 17-летний Ширак стал перед выбором дальнейшего пути. Летом 1950 он нанимается матросом на торговое судно, но после нескольких недель странствования по морям, возвращается в Париж и решает поступать в высшую школу политических наук - одно из самых известных и престижных учебных заведений. Именно оно в течение десятилетий готовило французскую интеллектуальную элиту. Многие политические деятели республики были его выпускниками. Ширак выдержал вступительные экзамены и осенью стал студентом.
Учеба в Высшей школе продолжается четыре года. Она дается Жаку довольно легко. Товарищи прозвали его «вертолетом», так как он внезапно появляется повсюду. Он всех поражал своей трудоспособностью и простотой, с которой поглощал любую тему за один вечер. В глазах некоторых он выглядел шалопаем, не очень то интересующимся политическими науками. Но все были уверены, что он будет преуспевать. Жак очень много читает. Любит политические романы, но также не пропускает ни одного произведения Сатра и А.Камю. Он специально изучает русский язык, чтобы прочитать в подлинности и перевести на французский роман Пушкина «Евгений Онегин».
В 22 года Ширак закончил Высшую школу политических наук, и решил продолжать образование в Национальной школе администрации «ЭНА». Она была создана 1945году по инициативе де Голля и призвана готовить высших государственных чиновников. Очень быстро она стала играть важную роль в формировании французского правительства. Прежде чем преступить к занятиям, Ширак должен был пройти военную службу, обязательную в то время. Он выбирает военную школу в Сомюре и обучается там в течение года, затем в сентябре 1955 года, в должности младшего лейтенанта отправляется служить в Западную Германию, но его очень влечёт в Алжир.
В конце 1954 Франция начала там войну, так как алжирский народ поднялся на борьбу против колонизаторов. В течение долгих десятилетий многим поколениям французов со школьной скамьи, что Алжир является неотъемлемой частью страны, и что защита её интересов в Алжире - патриотический долг каждого гражданина в Республике. Через полгода он добился перевода в действующую французскую армию в Алжире. В марте 1956 года Жак покидает ФРГ и едет сначала в Париж, где женится на Борнадетт Шодрон де Курсель. Он познакомился с ней ещё в годы учёбы в Высшей школе политических наук Он начал свою деловую карьеру в 1957 году, а всего через пять лет, на пороге тридцатилетия, уже стал сотрудником администрации премьер-министра Жоржа Помпиду. Дальше карьера развивалась столь стремительно, что одно перечисление должностей и постов, на которые его забрасывала судьба (он сам, не будем лукавить, весьма ей способствовал в этом), заняло бы не одну страницу. Оставаясь неизменно в правительстве Пьера Мессмера, Ширак трижды менял портфель. Начав с министра по связям с парламентом, он вскоре стал министром сельского хозяйства, потом министром внутренних дел, а потом и сам, как глава победившей на выборах партии республиканских демократов, оказался во главе правительства.
Тем временем в политической жизни Франции происходили политические перемены. В 1958 вернулся к власти де Голь. Он совместно со своими соратниками создал новую конституцию IV Республику сменила V. Отныне первостепенную политическую роль в стране стала принадлежать президенту. Де Голь воплотил в жизнь свою идею сильной власти. Большой подъём переживала и голлистское движение. Его сторонники объединились в партию «Союз за новую Республику» (ЮНР), которая очень быстро стала ведущей политической силой Франции.
У Ширака в то время ещё не было активного интереса к политике. Он одобрительно отнёсся к смене власти в стране. По окончанию ЭНА, Ширак поступает на работу в счётную палату и опять попадает в Алжир. Его распределяют в филиал этого учреждения в алжирской столице.
В 1961 году возвращается в Париж. Он преподаёт в Высшей школе политических наук. Но карьера преподавателя Ширака не прельщает. Как только он узнает, что советник по экономике в генеральном секретариате правительства Т. - А. Бьютер ищет секретаря, тут же предложил ему свои услуги и был принят на работу. В обязанности Жака входило всего-навсего вести протокол по межминистерским заседанием, посвящённым экономическим вопросам.
Через 6 месяцев, в самом конце 1962 года, у Ширака появилась возможность устроиться на место секретаря в кабинете премьер-министра. Он занимался досье, которые приходили из разных министерств в кабинет премьера. Ширак подшивал дела по снабжению, строительству, общественных работах и транспорту. Этой технической должностью он занимался до 1964 года. Именно тогда Ширак обрёл своего настоящего учителя и наставника. Им стал Помпиду. И Жак избрал политическую карьеру. Для Ширака начинается новая жизнь. Свою работу Ширак любит. Он обладает всеми качествами, чтобы исполнять её. Его отличали огромное трудолюбие и трудоспособность, отличная память, и самое главное непреодолимая жажда познать все тайны в политике.
Помпиду и Ширак постепенно сближались. Премьер-министр видел в Шираке своего твёрдого приверженца. В 1965 году Ширак впервые был избран муниципальным советником в Коррезе. В 1966 Ширак баллотируется в депутаты в Национальное собрание в департамент Коррез, где проводит агитационную предвыборную компанию и в 1967 году он был избран депутатом.
Помпиду в процессе формирования своего нового кабинета в1967 году он назначил Ширака на пост государственного секретаря по занятости. Ширак стал самым молодым членам кабинета. Этот пост он занимал около года.
В ряде городов в 1968 году начинаются выступления студентов, а вскоре и рабочих. В связи с этим де Голь выразил недовольство политикой правительства. В окружении президента начались изменения. На пост премьер-министра был выбран другой человек, настроен более реформистский. Им стал М.Кув де Морвиль. Так в 1968 году Помпиду оказался просто частным лицом.
Жак решил покинуть занятый им пост. Но ему не позволили это сделать, и он остался на посту государственного секретаря по финансам.
В 1969 году - новые перемены в политическую историю Франции. Де Голь посчитал нужным сложить с себя полномочия президента.
Уже на июнь были назначены внеочередные президентские выборы. Голлистская партия единодушно выдвинула Помпиду на пост главы государства. Предвыборная компания проводилась в спешном порядке. Её финансовой стороной руководил Ширак. 20 июня 1969 года Помпиду стал президентом Республики.
В 1970 Ж. Ширак назначается министром по связи с парламентом. Именно здесь начинаются трудности. Оказалось, что такую роль необходимо выполнять очень деликатно. Что никак не вязалось с характером и темпераментом нового министра. Для этого нужно было прекрасно знать, что такое Национальное собрание, а Ширак не успел провести в Бурбонском дворце и нескольких сессий.
В годы президентства Помпиду заметную роль в его окружении стали играть П. Тюйе и М. - Ф. Гаро. Оба были чиновниками по особым поручениям, но фактически являлись ближайшими советниками президента. Они возглавляли одно из идейных направлений кабинета, без сомнения, консервативное. К другому, либеральному, относились секретарь канцелярии, впоследствии министр иностранных дел Франции Т.Тобер и директор канцелярии президента Э. Балладюр, которые так же пользовались влиянием. Ширак предпочёл примкнуть к первому лагерю.
В 1972 году было переформировано правительство, что позволило Шираку получить новое назначение. Теперь он получил пост министра сельского хозяйства.
Эксперты вскоре пришли к выводу, что Ширак по настоящему не разбирается в проблемах сельского хозяйства. Зато он сразу смог завоевать симпатию крестьян, рьяно защищая их интересы.
В марте 1974 года Помпиду назначил Ширака на более высокий пост - министра внутренних дел. Президент явно хотел продвинуть его всё выше к верхушке пирамиды власти, что, скорее всего, было вызвано стремлением представить Ширака как своего преемника. Ещё в середине 1973 года здоровье Помпиду заметно ухудшилось. Он всё реже и реже стал появляться в публичных местах. В правительстве поползли слухи, что президент серьёзно болен. Это очень многих насторожило. Но официальных сообщений о состоянии здоровья не было. Ширак упорно не хотел верить слухам. Но 2 апреля 1974года вечером,все програмы французкого телевидения были прерваны экстренным сообщением: призидент республики скоропостижно скончался.
Для Ширака это была котострофа. Он потерял учителя и наставника и самого близкого друга.
2.2 ПРИХОД ЖАКА ШИРАКА В АКТИВНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

После смерти Помпиду вспыхнул острый внутренний конфликт, который давно назрел и олицетворял борьбу либералов и консерваторов в голлистском движении. Тюйе, Гаро и Ширак очень хотели, чтобы официальным кандидатом голлистов в президенты и всех правых стал Месслер. Но тот решительно отказался баллотироваться. Тогда свою кандидатуру выдвинул Шабан-Дельмас, которого поддерживало руководство партии. Ширак и его сторонники решили выступить против этого. От «независимых республиканцев» баллотировался Тискар Д`Эстен. Его - то и решил поддержать молодой министр внутренних дел.
Президентом Республики 19 мая 1974 года стал Тискар Д`Эстен, победив Миттерана во втором туре выборов с минимальным преимуществом. Сразу после вступления на пост главы государства, он заявил, что назначит премьер-министром Жака Ширака. Президент хотел видеть на этом месте челов., который поддерживал его кандидатуру на выборах и имеет значительный опыт работы в правительстве. Президент явно рассчитывал с помощью Ширака подчинить себе голлистов, так как эта партия оставалась самой многочисленной по числу представителей в Национальном собрании. Ширак твёрдо знал, что для того чтобы играть самостоятельную роль при президенте, ему нужно, прежде всего, подчинить себе голлистское движение, стать во главе партии. Он быстро сумел добиться поста секретаря ЮДР.
Президент Республики надеялся, что с помощью Ширака он сможет «тискардизировать» ЮДР, но тот предпочёл её «ширакизировать». Тем не менее, это не помогло ему утвердится на своём посту. Очень быстро между Д`Эстеном и Шираком возникли серьёзные разногласия по важнейшим политическим вопросам. Премьер - министр считал слишком «либеральной» социально-экономическую политику президента. Ширак был лишён некоторых привилегий, например, права финансового арбитража. «В отличие от своих предшественников он не мог вмешиваться в споры между министерствами относительно распределения между ними бюджетных средств. Потеря этой важной прерогативы фактически сводило на нет влияние главы правительства на министров».
Эти обстоятельства привели вскоре к развязке. Ширак всё время чувствовал себя как бы со «связанными руками». В результате Ж. Ширак после исполнения двухлетней службы на посту премьер-министра в июле 1976 года подал в отставку.
Руководство ЮДР одобрило решение своего лидера. Отныне две главные партии буржуазного лагеря превратились, по существу, в соперничавшие между собой группировки. Ширак решил продолжать борьбу за власть. Первым долгом он решил «возродить» голлизм, чтобы опираться на сильную партию, играющую самостоятельную роль в партийно-политической системе Франции. Так в октябре 1976 года рождается идея преобразования ЮДР в «Объединение в поддержку Республики» (ОПР).
Провозглашение ОПР состоялось на чрезвычайном съезде в Париже 5 декабря 1976 года. Собралось более 60 тысяч голлистов. Они восторженно приветствовали своего нового лидера. Все основные решения Ширак принимал только совместно со своими ближайшими советниками.
Избрание мэра столицы в 1977 году стало главным событием муниципальных выборов. Левые силы выставили единого кандидата Т. Сара. «Независимые республиканцы» с согласием и при поддержке президента Республики выдвинули кандидатуру М. Д`Орнако. Тогда в качестве претендента на первую мэрию страны предложил себя и Ширак. Борьба за пост мэра сразу превратилась в открытое состязание двух политических направлений в правящем блоке - реформистского тискаровского и более консервативного - шираковского. С 1977 по 1995 Ж. Ширак бессменный мэр столицы.
В следующем году вышли две книги Ширака - «Отблески надежды» и «Речь для Франции в час выбора». Именно в этих произведениях он высказал свои внутриполитические, социально-экономические. И внешнеполитические взгляды. По его мнению, на азе французской Конституции 1958г создан, бесспорно, лучший государственный строй из всех, существовавших во Франции на протяжении веков.
1978-1980 годы прошли для Жака Ширака и его партии под знаком борьбы за утверждение самостоятельности в правительственной коалиции. На этом пути их ждали серьёзные испытания. В ходе подготовки к парламентским выборам1978г. важнейшей целью голлистов была победа над левыми силами. В то время они рассчитывали утвердить своё преобладающее положение в коалиции правых партий. Ширак всё чаще позволял себе критику правительства, в основном он порицал его социально-экономическую политику. Пред выборами партия президента республики объединилась с Социал-демократическим центром, Республиканской партией радикалов-социалистов и Движением социал-демократов в избирательный картель Союз за французскую демократию (СФД). Тискар Д`Эстен и его сторонники рассчитывали таким образом создать в Национальном собрании фракцию, по крайней мере равноценную голлистской. Но им это не удалось.
На выборах в феврале 1978г. ОПР получила 155 мандатов, тогда как СФД - только 119. Такая расстановка сил в Национальном собрании явилась для Ширака отправным пунктом для ещё более жестокой критики своего партнёра по коалиции.
Председатель ОПР и его сторонники в ЦК взяли курс на то, чтобы «на предстоящих президентских выборах 1981г. выступить как самостоятельная политическая сила, не только противостоящая левым, но и подчёркивающая свою альтернативность политики тискаровцев». Однако провести этот курс в жизнь Шираку не удалось, потому что он так и не смог добиться единства в партийных рядах. Многие голлисты были разочарованы деятельностью создателя ОПР, в том числе Тюйе и Гаро. Дебре и Гаро заявили о намерении выставить свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. В столь сложной ситуации Шираку всё же удалось добиться того, что съезд именно его выдвинул официальным кандидатом в президенты. Для него это были первые президентские выборы.
Лидер голлистов понимал, что почти не имеет шансов победить своих соперников Д` Эстена и Миттерана. Но он твёрдо решил баллотироваться на пост президента республики, чтобы подтвердить тем самым существование ОПР как самостоятельной политической силы и не дать голлистскому об'еденению в ближайшем будущем просто плыть по течению. Первый тур выборов состоялся 26 апреля 1981г. Ни для кого не явилось неожиданностью, что вперёд вышли Тискар Д` Эстен и Миттеран (соответственно 28,3 % і 25,8 % голосов. Шірак сумел набрать 18 %, Дебре - 1,6 %, Гаро - 1,3 % голосов).
В результате 10 мая президентом республики был избран социалист Миттеран. На последовавших сразу за президентскими досрочных парламентских выборах Социалистическая партия, получив 285 мандатов, добилась значительного превеса над правыми. Впервые в истории Республики она образовала левое большинство в Национальном собрании и левое правительство.
Тискар Д`Эстен и Ж. Ширак на этот раз оба проиграли. Экс - президент постепенно начал отходить от активной политической деятельности. Ширак же, напротив, вновь энергично берётся за дело. Сдаваться - не в его характере. Для начала ему необходимо было сколотить себе новую «команду», не в его стиле работать в одиночку.
Ширак разыскал Балладюра, бывшего директора канцелярии Помпиду, который после смерти патрона ушёл работать в промышленную фирму. Крепли его деловые связи с соратниками по ОПР Паска и Моно. В круг его ближайших сотрудников стали входить также Т. Тубон, Ф. Сеген и другие. Многие отмечали, что несколько изменился характер и самого Ширака. Он стал более сдержанным, осмотрительным, терпеливым.
С 1983 года политика руководства страны начала вызывать разочарование в широких массах, связавших с приходом к власти левых сил большие надежды на улучшение своего положения. В результате правые партии начали отвоёвывать свои позиции. Первым свидетельством тому стали муниципальные выборы 1983г. - ОПР и СФД провели своих мэров 440 городах из 519 с населением свыше 9 тысяч человек. Большого успеха добился сам Ширак. Он вновь был избран мэром Парижа.
После муниципальных выборов Ширак активно включается в борьбу за власть. Следующим её этапом стали парламентские выборы 1986 года. На парламентских выборах правые партии действительно получили большинство, хотя и незначительное. ОПР и СФД располагали теперь 291 мандатом из 577. И президент республики предложил сформировать новый кабинет Шираку. Таким образом, сложилась беспрецедентная в Республике ситуация. Во главе государства стоит левый президент, а правительство правое.
Ширак принял смелое решение, поставив своей целью «штурм» Елисейского дворца не из аппозиции, а с поста премьер - министра. Но ведь прийти к власти из аппозиции порой бывает легче, чем просто сохранить её. К тому же по французской конституции президент республики обладает огромными полномочиями, выполняет функцию арбитра, гаранта национального единства. У премьер-министра куда менее завидная роль. Он проводит конкретную политику, несёт ответственность за неё и в случае недовольства ею становится первой мишенью для нападок. И всё-таки Ширак взялся за исполнение такой роли, рассчитывая за два года доказать французам, что предложенный им курс является наилучшим для страны.
Ширак и его сторонники очень энергично взялись за проведение реформ. Главной в политике правительства стала её социально-экономическая программа. Прежде всего, речь шла денационализации. Вторым элементом явилось сокращение налогов.
Политика правительства Ширака была направлена на борьбу с преступностью, терроризмом, решение «проблемы эмигрантов», реформу высшего образования. Однако попытка проведение последней вызвала взрыв негодования студентов по всей стране. Кабинету пришлось уступить и отменить законопроект.
Во внешней политике Ширак отметил приверженность своей страны к союзу с США. Особо подчеркнул, что он приветствует договорённость СССР и США, основанную на принципе полной ликвидации их ядерных сил средней дальности.
За два года своей деятельности правительство Ширака три раза ставило перед Национальным собранием вопрос о доверии. Голосами депутатов правых партий оно было получено. Но по мере приближения к президентским выборам 1988 года силы, составлявшие правительственную коалицию, размежевались.
Уже в конце 1987 года стало ясно, что правое парламентское большинство будет представлено на предстоящих выборах двумя главными кандидатами - Шираком и Баром. Их самым серьёзным противником был президент республики, который в конце марта официально объявил о своём намерении остаться в Елисейском дворце ещё на одно семилетие.
Ж. Шираки его команда активнейшим образом включилась в битву за высший государственный пост. В ход были пущены все методы: реклама, поездки по стране, радио и телевидение. Приближённые премьер - министра без конца твердили о его достоинствах. Статьями о нём и интервью с ним в первые месяцы 1988 года буквально пестрела буржуазная пресса.
Однако эта реклама не помогла лидеру ОПР добиться желанного успеха. 24 апреля в первом туре выборов наибольшее число голосов (34,1 %) получил Миттеран, Ширак набрал 19,9 %, Барр - 16,5 %. Хотя Ширак и прошёл во второй тур, но решающей победы над Миттераном одержа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.