На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Военные поражения Китая. Политика реформ. Назревание реформаторских тенденций в китайском обществе. Особенности развертывания политики самоусиления. Трансформация государственных преобразований. Формирование иностранного сектора в китайской экономике.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Реферат на тему
ПОЛИТИКА САМОУСИЛЕНИЯ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ В
КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
ПЛАН

1. Назревание реформаторских тенденций в китайском обществе.
2. Особенности развертывания политики «самоусиления».
3. Трансформация государственных преоразований.
4. Формирование иностранного сектора в китайской экономике.
5. Литература.
1. Назревание реформаторских тенденций в китайском обществе.

Череда военных поражений Китая в столкновениях с запад-ными державами, приведших к утрате страной полноты государ-ственного суверенитета (установление иностранного контроля над таможенной системой, консульская юрисдикция, экстерритори-альность, создание сеттльментов), явилась побудительным мо-тивом к поиску путей выхода из создавшегося положения. Таким выходом могла быть только политика реформ. Она получила на-звание «движение по усвоению заморских дел» (янъу юньдун) или «политика самоусиления» (цзы цян) и проводилась на протяже-нии 1860--1890-х гг. Ее завершением принято считать события японо-китайской войны, результаты которой продемонстриро-вали большую эффективность реформ в Японии по сравнению с «самоусилением» в Китае.
Пытаясь разобраться в причинах побед Запада и поражений Китая, идеологи политики преобразований прежде всего обра-щали внимание на те сферы, где превосходство европейских дер-жав было наиболее очевидным, в первую очередь на военно-тех-ническую мощь иностранных держав. Именно это отмечал один из выдающихся ученых и политических деятелей Китая середи-ны XIX в. Вэй Юань (1794--1856). Наибольшую известность полу-чил его энциклопедический труд, содержавший обширные све-дения по географии, экономике, политическим институтам за-рубежных государств. Написанная на основе многочисленных китайских и иностранных источников, эта книга содержала также и некоторые собственные рекомендации автора, связанные с мерами, которые следовало принять цинскому правительству для разрешения проблем, возникших перед китайской державой. Предложения Вэй Юаня включали строительство арсеналов для производства современного оружия, верфей для сооружения па-ровых судов, реорганизацию армии, учреждение организаций, предназначенных для сбора сведений о западном мире, включая переводы иностранной литературы, реформу системы подготов-ки офицеров армии и флота.
В публикациях Фын Гуйфэня (1809--1875), известного педаго-га и исследователя своего времени, была поставлена проблема взаимосвязи конфуцианской традиции и новых веяний, связан-ных с приобщением Китая к западным ценностям. Надо отме-тить, что постановка вопроса о восприятии достижений чуждой культуры была революцией для китайского сознания. Цивилиза-ция, сделавшая передачу основ своей культуры принципом взаи-модействия с окружающим миром, нуждалась в обосновании са-мой возможности заимствования извне. Иначе говоря, эта воз-можность требовала легитимизациина основе конфуцианской традиции. Данная проблема была решена Фын Гуйфэнем следу-ющим образом.
С его точки зрения, превосходство морально-этических прин-ципов, заложенных конфуцианством, было несомненным. Поэто-му, допуская заимствование паровых судов и современного огне-стрельного оружия, следовало сохранять верность конфуцианско-му учению. В китайской мысли второй половины XIX в. это было сформулировано следующим образом: «...восточное учение -- ос-новное; западное учение -- прикладное» (чжун сюе вэй бэнь, си сюе вэй юн). Впоследствии именно эта проблема (соотношение «вос-точного» и «западного» учений) стала одной из доминант китайс-кой мысли не только в XIX в., но и на всем протяжении XX в.
После поражения Китая во второй «опиумной» войне в полеми-ку о путях выхода из создавшегося положения были вовлечены выс-шие сановники империи, входившие в ближайшее окружение им-ператора, правившего под девизом Сяньфын. Су Шунь, фаворит императора, глава налогового приказа, известный своим корысто-любием, объединил вокруг себя противников нововведений, выс-тупавших за восстановление изоляции Китая. Этой группе противо-стояли сановники во главе со сводными братьями императора -- князьями Гуном и Чунем. В январе 1861 г. на имя императора был направлен меморандум за подписью князя Гуна. В нем предлагалось создать специальный орган в системе высших государственных ве-домств для разработки политики, призванной найти пути выхода из кризиса в отношениях Китая с внешним миром. Канцелярия по управлению делами заморских стран (так было предложено назвать этот орган, сокращенно Цзунли ямынь) должна была в первую оче-редь наладить сбор современной и достоверной информации об иностранных державах и организовать в торговых портах сбор пошлин с иностранных товаров. Впоследствии в функции этого ведом-ства вошли также вопросы производства современных вооружений, паровых судов, боеприпасов, машинной техники, телеграфных и железнодорожных линий. Таким образом, создание Цзунли ямыня ознаменовало, в сущности, начало проведения пусть ограничен-ных, но важных реформ, в ходе которых подспудно создавались условия для возникновения в Китае новых экономических институ-тов, заимствованных у стран Запада.
2. Особенности развертывания политики «самоусиления».

Позиции сторонников нововведений при дворе упрочились после государственного переворота, происшедшего осенью 1861 г. После смерти императора Сяньфыня в августе 1861 г. Су Шунь стал во главе регентского совета, призванного править от имени малолетнего наследника престола Тунчжи. Он был сыном импе-ратрицы Цыси (1835--1908). Волевая, властолюбивая женщина, она строила далеко идущие честолюбивые планы захвата верхов-ной государственной власти. Цыси удалось достичь согласия со сводными братьями покойного императора и, воспользовавшись тем, что государственная печать находилась в ее руках, органи-зовать арест членов регентского совета во главе с Су Шунем. Цыси образовала совместное регентство со старшей женой покойного правителя Китая бездетной императрицей Сяо Чжэнь. При этом особая роль принадлежала Гуну, получившему титул «князя-со-ветника по государственным делам». В 1865 г. князь Гун был ли-шен этого звания, после чего Цыси могла принимать решения по важнейшим государственным делам практически единолично. Через некоторое время при не вполне выясненных обстоятель-ствах скоропостижно скончалась вдовствующая императрица Сяо Чжэнь, что означало устранение последнего препятствия, отде-лявшего Цыси от безраздельной власти.
Субъективно цели сторонников «самоусиления» состояли в укреплении в первую очередь военного потенциала Китая, что должно было явиться главным условием подавления внутренней смуты, оказания достойного сопротивления иностранным дер-жавам и укрепления пошатнувшейся власти цинской династии. Однако вскоре сторонники курса реформ вполне естественно пришли к выводу о необходимости осуществить не только пере-подготовку войск, но и их перевооружение, а для этого необхо-димо было наладить собственное производство современных ви-дов оружия. В одном из меморандумов князя Гуна говорилось: «При всестороннем исследовании политики самоусиления ста-новится очевидным, что главным в ней является подготовка войск, а подготовку войск в свою очередь необходимо начинать с производства оружия».
Но создание современного военного производства было не-возможно без использования индустриальных технологий. Наи-более отчетливо эта мысль была выражена в одном из меморан-думов крупнейшего деятеля эпохи «самоусиления» Ли Хунчжа-на, писавшего: «Сегодня главным средством обороны от врагов и основой самоусиления является производство машин».
Итак, стремясь найти пути к укреплению системы восточного деспотизма в Китае, выглядевшей во второй половине XIX в. весь-ма архаической, сторонники реформ пришли к осознанию необ-ходимости создания современной по своей технологической форме промышленности в первую очередь усилиями самого деспоти-ческого государства. С этой точки зрения годы «самоусиления» явились временем создания условий для формирования китайс-кого капитализма «сверху» путем усилий, предпринимавшихся самим государством, предпочитавшим пока сохранять незыбле-мыми устои традиционной политической системы.
Важно отметить, что наиболее активными практическими дея-телями реформ стали организаторы подавления антиправитель-ственных движений середины XIX в., создатели местных воинских формирований -- Ли Хунчжан, Цзэн Гофань и Цзо Цзунтан. Имен-но они и основали первые в Китае арсеналы, использовавшие со-временную западную технику для производства вооружений. Пер-вый современный арсенал был создан Цзэн Гофанем в 1861 г. в г. Аньцин. Затем арсеналы, а впоследствии и механические заводы и верфи появились в Сучжоу, Шанхае, Нанкине, Тяньцзине, Сиа-не, Гуанчжоу, Чэнду и других крупнейших городах Китая.
Характерной чертой этого вида промышленности и военных формирований было то, что они контролировались центральны-ми правительственными ведомствами лишь номинально. В дей-ствительности и арсеналы, и армии, образованные в ходе подав-ления тайпинов, оставались в руках региональных военачальни-ков. Это свидетельствовало о начавшемся упадке традиционной государственности. По форме эти процессы весьма напоминали явления, свойственные концу династийного цикла, обычно от-меченному децентрализацией власти. Но в условиях включения Китая в мировую капиталистическую систему династийный кри-зис был связан с возникновением тенденций, которые можно охарактеризовать как начальную фазу генезиса капитализма. Это в свою очередь создавало предпосылки для разрыва с прежним циклическим ходом китайской истории.
На протяжении I860--1890-х гг. в Китае в рамках казенного сектора было создано около 20 промышленных предприятий, свя-занных с военным производством, на которых было занято примерно 10 тыс. рабочих. Технологически это была современная про-мышленность, основанная на применении машин, однако с точки зрения социальной организации ее было трудно охарактеризо-вать как буржуазное предпринимательство. Продукция, произво-димая на этих фабриках, минуя рынок, шла непосредственно на снабжение армий. Таким образом, здесь отсутствовал один из основных мотивов капиталистического производства -- стремле-ние получить прибыль. Положение рабочих подчас было близко статусу государственных крепостных, а не свободной наемной рабочей силы. Тем не менее нельзя недооценивать усилия, пред-принятые китайскими милитаристами второй половины XIX в. в связи с созданием основ современного промышленного произ-водства в Китае.
Необходимость обеспечения государственной промышленности сырьем и транспортными структурами заставляла лидеров регио-нальных группировок браться за решение и этих проблем. Государ-ство контролирует угледобывающее производство, строит железные дороги. В 1881 г. для перевозки угля от мест добычи к побережью в Северном Китае построена первая железная дорога.
3. Начиная с 80-х гг. XIX в. экономическая сторона политики «са-моусиления» претерпевает некоторые существенные изменения. На-чинают строиться не только военные, но и гражданские предприя-тия (главным образом в текстильной промышленности), к участию в которых допускается национальный капитал. Правда, и в этот пе-риод государство продолжает исповедовать прежнюю идеологию по отношению к частному предпринимательству, которое рассматри-вается как потенциальная угроза общественным устоям. Например, в 1882 г. китайским коммерсантам было запрещено в течение 10 лет строить современные частные предприятия. Единственной формой участия их в современном предпринимательстве в связи с этим было вложение средств в казенную промышленность.
После того как гражданская часть казенной промышленности оказалась связанной с рынком, выявилась низкая эффективность казенного управления, к которому начинают привлекаться и част-ные вкладчики капитала. В результате возникли две системы уп-равления государственно-частными предприятиями: «контроль чиновников, предпринимательство торговцев» и «совместное предпринимательство чиновников и торговцев». В сущности, пе-реход к подобным методам управления промышленностью озна-меновал постепенное движение к полноценному частнокапита-листическому предпринимательству на основе приватизации ка-зенной промышленности.
Это движение и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.