На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Сущность и особенности политического строя Московского государства в XVI веке. Фундаментальные основы политической власти в России, особенности и порядок их взаимодействия. Сущность опричнины, порядок ее проведения, причины и последствия осуществления.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 20.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет Экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тверской филиал

Кафедра гуманитарных и
социально-экономических наук

Контрольная работа

по Отечественной истории

на тему: «Политический строй московского государства в XVI веке»

Тверь, 2008
План
    1. Боярская дума 3
    2. Земский собор
    10
    3. Введение опричнины, её сущность
    12
    Выводы
    18
    Литература
    19
1. Боярская дума

На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных основах: общине (мире), самодержавии и православии. Безусловным лидером в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать самодержавие с его национальными особенностями и закономерностями складывания.
В системе представлений о монархической власти в России существенным является вопрос о ее возникновении и условиях формирования, однако гораздо больше сомнений и споров у историков вызывает дополнительный элемент политической системы России XVI века - институт земского сословного представительства и других органов государственной власти русского централизованного государства.
Целью настоящей работы является характеристика той формы правления, которая сложилась в России к середине XVI века, в частности в результате реформ государственного управления, проведенных при Иване Грозном. Можно ли назвать Россию сословно-представительной монархией? Сложились ли в России в исследуемый период времени сословия и что представляли из себя реформы государственного управления? Эти вопросы мы попытаемся осветить, учитывая, по возможности, те исторические исследования, которые появились за последние годы.
Политическая история XVI в. привлекает к себе внимание многих исследователей, но между ними не существует единства мнений по вопросам той формы правления, которая сложилась в России в процессе ликвидации феодальной раздробленности.
Дореволюционные историки, как правило, отрицали существование в нашей стране сословно-представительной государственности в XVI веке. Мнения историков советского периода по этому вопросу расходятся, причем заметна тенденция - от скептического отношения к признанию российского сословного представительства в дореволюционной России - к осторожным высказываниям о ней в период 30-40 гг., затем - через абсолютное признание безусловности наличия в России сословно-представительского управления, сходного с подобными органами в западноевропейских странах, - к полному отрицанию такового в последние годы.
Некоторые из советских историков форму русской государственности времен Ивана Грозного определяют как самодержавие с боярской думой и боярской аристократией. Именно такую концепцию в 30-40 гг. предложил Смирнов И.И. Основными чертами развития монархии в России он считал борьбу феодальной знати, отстаивающей политические порядки и традиции периода феодальной раздробленности “против царской власти и централизованного государства”, а наиболее прогрессивной формой централизации - “создание буржуазного строя, основанного на бюрократических началах” и опирающегося на местное дворянство - “главную опору власти”. По мнению другого советского историка - Н.Е. Носова - всякая позитивная роль земских сословных органов, а тем более боярской думы при такой постановке вопроса полностью исключается.
Другие исследователи считают, что русское государство XVI в. было самодержавной монархией с аристократической боярской думой лишь до определенного времени - в частности до земского собора 1566 г., а затем пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию. По мнению А.А. Зимина, например, Россия первой половины XVI века представляла собой сословную монархию, а с 1549 г., когда был созван так называемый “собор примирения”, превратилась в сословно-представительную монархию. Согласно концепции Н.Е. Носова, в 50-х годах XVI века - в период избранной рады - в России сложились устои сословно-представительной монархии и в годы опричнины в стране установился режим военно-феодальной диктатуры дворян-крепостников. С.О. Шмидт полагает, что первые сословные учреждения в России XVI в. (земские соборы) формируются тогда же, когда становятся заметными первые признаки абсолютизма. В подобном ходе событий он видит аналогию с историей Западноевропейских стран, где укрепление абсолютистских начал в государственном строе сопровождалось развитием парламентаризма. Одновременно Шмидт отмечает прочность традиций “сословного представительства в России”, отдаленным предшественником которого он считает древнерусский княжеский “снем”.
Сторонником теории складывания в России сословно-представительной монархии является и Л.В. Черепнин, который считает к тому же, что процесс формирования сословно-представительной монархии начинается задолго до середины XVI века, когда появились первые соборы. Этот процесс он ведет с конца XV в., указывая на генетическую связь земских соборов с институтами предшествующего времени.
Среди историков бытуют также самые различные мнения относительно сроков формирования в России монархического строя. Одни исследователи связывают его зарождение с личностью Ивана III (и таких большинство), другие ведут монархические начала на Руси со времен Рюрика, третьи - с его потомков, в частности - с Дмитрия Донского, четвертые - со времен Ивана IV, когда “вместо раздробленных масс” было создано единое “государственное тело”.
Более подробно позиции отечественных историков - как советского периода, так и современных - будут рассмотрены непосредственно в тексте работы.
Центром политического и культурного единения северо-восточных русских земель стала Москва. Этому немало способствовала огромная роль, принадлежавшая Московскому княжеству в избавлении от монголо-татарского ига. При Иване ІІІ и Василии Ивановиче начался процесс централизации и формирования русского абсолютизма. Во главе державы стоял Князь (позже - царь; первым этот титул, происходивший от слова цезарь, принял Иван ІV Грозный) и Великий Государь Всея Руси. При нем существовал постоянно действующий совет знати - Боярская дума; ее члены назначались на основе местнических правил.
В состав Боярской думы водили две категории людей:
Лица из худородных фамилий, которые служили в основном в качестве думных дворян и думных дьяков. Они были введены в состав Думы по решению Иоанна Грозного в середине 16 века.
Лица старых аристократических фамилий, которые занимали высшие должности в Боярской думе. Правда, как известно, прежде чем получить боярский чин, необходимо было с детства служить царскому двору (сначала царице, при дворе, а с достижением совершеннолетия - государю). И все же лишь к концу 17 века чин на Московской службе становится все в большую и большую зависимость не от родовитости кандидата, а его служебных качеств. Именно к 17 веку относятся случаи пожалования боярства людям из среднего служилого слоя (Матвеев или Ордин-Нащокин при царе Алексее Михайловиче).
В состав Думы помимо бояр входили окольничие и дьяки. Эти чины давались по “жалованию” царя. Дьяки и окольничие пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, хотя, как уже выше сказано, были и исключения. Число бояр и окольничих не превышало 50 человек. Кроме того в состав думы входило несколько думных дворян и трое или четверо думных дьяков, секретарей и докладчиков думы.
Следует отметить, в состав думы также входили судьи - главы важнейших приказов. Иногда это были дьяки, чаще всего бояре. На заседаниях думы присутствовал патриарх, иногда вместе с освященным собором.
Служба бояр, окольничих и думных людей не ограничивалась “сидением” в думе. Они назначались послами к иностранным государям, начальниками (“судьями”) важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в наиболее важные города. Кстати, первоначально в думе выделяется так называемый ближний круг, наиболее доверенных и близких людей.
С развитием внутриполитических задач, связанных, прежде всего, с управлением Московским государством, Дума начинает создавать различные вспомогательные органы. Таким органом была Ответная палата, дававшая ответ иностранным послам. Известна также Золотая Расправная палата. Это был специальный орган апелляционного производства. В состав Думы входила и Золота палата, решавшая дела о местничестве.
Наряду с палатами Дума создавала другие вспомогательные органы - комиссии. Таковой являлась комиссия, составленная для кодификационной работы над Уложением. Другим примером специальной комиссии Думы может быть комиссия князя В.В. Голицина 1681 года по пересмотру ратного дела.
Боярская Дума представляла собой высший орган управления Москвой на время отсутствия царя. Во время отсутствия государя Земской приказ выступал в качестве специального комитета Боярской думы.
Из совещательного, собиравшегося эпизодически с непостоянным составом княжеского совета («думы») Боярская дума московских государей превратилась в высший государственный орган, став де-факто постоянно действующим учреждением, хотя и не имела своего юридического статуса. Делопроизводства не велось, заседания не протоколировались. Законодательная деятельность думы выражалась в совместном с царем обсуждении и принятии новых законов, что закреплялось формулой («уложил с бояры», «поговоря с бояры», «царь указал а бояре приговорили»). В условиях отсутствия развитых государственных органов управления в центре и на местах Боярская дума неизбежно должна была соединять в своей деятельности функции совещательного органа с функциями законодательными и управленческими. Санкционирование думой новых законов облегчало их проведение на территории всей страны. Во главе с монархом дума обсуждала и решала важнейшие хозяйственные, административные, судебные, военные и внешнеполитические вопросы. Члены думы участвовали в текущем управлении в так называемых думских комиссиях (например, Боярская комиссия по управлению Москвой на время отъезда из нее царя). Состав думы был невелик - 5-10 человек и не отличался постоянством. В середине 16 в. их насчитывалось свыше 50. Назначение («сказывание»), или пожалование в думные и иные чины стало объектом местнических споров и борьбы между соперничающими группировками знати. Бояре рассматривали свое участие в думе как неоспоримое право - привилегию. В дальнейшем из ближайших советников монарха могли образовываться неофициальные “ближние думы” из наиболее доверенных лиц - официальный «частный совет государя», присутствие в котором зависело от близости к монарху, от связи их служебной «специализации» с характером рассматривавшихся в «ближней думе» вопросов. «Ближняя дума» была своеобразной думской комиссией для рассмотрения вопросов, которые царь считал необходимым перед внесением в думу обсудить в узком кругу бояр. В начальный период правления Ивана ІV образовался кружок единомышленников, так называемая Избранная рада - интеллигенция того времени: незнатный, но одаренный дворянин Алексей Адашев, поп Сильвестр, князь Алексей Курбский и многие другие. Не будучи официальным государственным учреждением, Избранная рада 13 лет фактически была русским правительством. С упрочением царской власти государи начинали тяготиться необходимостью считаться с мнением Боярской думы: формула “Царь повелел, а бояре приговорили” стала лишь формальностью.
Источники XVI в. не позволяют толковать о каком-либо серьезном ограничении власти государя. Бояре при Иване III или Василии III не образовывали какого-либо самостоятельного государственного учреждения; нет сведений и о заседании думы в полном составе в то время, а также о принятых ею решениях. Бояре по традиции были лишь советниками государя (именно так они и именуются в ряде источников), причем он сам решал, кого именно позвать на совещание. В частности в статье 98 Судебника 1550 г. речь идет о процедуре принятия законов - “с государева докладу и со всех бояр приговору”. Однако в законе не говорится, что решения могут приниматься только таким способом: естественно, как и прежде, государь мог решить любое дело и без совета с боярами. В принципе, практически все законы второй половины XVI в. оформлялись либо как царские указы, либо как приговор царя с боярами - строгой системы не было. Появление же термина “боярский приговор”, вошедшей в употребление в 40-е XVI века, по мнению отечественного историка М. Крома, свидетельствует не о покушении бояр на прерогативы монархической власти, а о превращении думы в центральное правительственное учреждение, координировавшее работу государственного аппарата. Эти функции дума приняла на себя в годы малолетства Ивана IV, когда монарх был, в сущности недееспособен. Но те же функции боярская дума сохранила и в последствии, на протяжении 2-ой половины XVI века, ибо управление огромной страной требовало создания такого высшего органа, который бы контролировал деятельность центральных учреждений.
Следовательно, когда знатные “московиты” называли себя холопами государя, это не было преувеличением вроде европейского “ваш покорный слуга”. Бояре со всем своим имуществом и семьями всецело находились в царской власти. Ликвидировав или подчинив местную политическую элиту, как это произошло в Новгороде, Москва могла делать с покоренной областью все, что угодно: переселять ее жителей, вводить любые налоги и повинности, перекраивать земельные владения. Хотя бы только на этом основании боярскую думу нельзя отождествлять, как это делают некоторые советские историки с парламентом в Великобритании или с Генеральными штатами во Франции: никаких форм самоорганизации бояр в отдельных землях Руси в период образования централизованного государства уже не существовало.
Значение боярской думы во времена Ивана IV начало падать именно потому, что русская знать не была объединена ни в какие корпорации, а поодиночке бояре и князья были бессильны перед верховной властью.
Несмотря на ряд полномочий (управленческая, законодательная функция) боярскую думу в 16 веке нельзя было считать самостоятельной политической силой. Процесс становления монархии приводил к уменьшению полномочий бояр и превращению боярской думы в совещательный и исполнительный орган.

2. Земский собор

Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XIV в. - единому государству, должны были соответствовать и новые социальные институты - сословия и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. О.И. Чистяков пишет, что характерным органом сословно-представительной монархии в России были земские соборы.

Земские соборы собирались нерегулярно. Первый из них, созванный в 1549 г. и заседавший до 1550 г., принял “Судебник” 1550 г. и сформировал программу реформ середины XVI века. Последни и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.