На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Политическое и общественное положение Соединенных Штатов в послевоенное время. Реконструкция Юга в 18651877 гг. Позолоченный век в истории США, политический курс демократической администрации Б. Гаррисона и Г. Кливленда. Испано-американская война.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


42
Содержание

Введение
1. Послевоенное время
1.1 Реконструкция Юга (1865-1877)

1.2 Внешняя политика администрации Э. Джонсона

1.3 Окончание периода Реконструкции. Правление У. Гранта

1.4 Политика Р. Хейса

2. «Позолоченный век»

2.1 Администрация Ч. Артура

2.2 Внутриполитическая ситуация

2.3 Политический курс демократической администрации

2.4 Администрация Б. Гаррисона

2.5 Вторая администрация Г. Кливленда

2.6 Расцвет США. Президентство У. Маккинли

2.7. Испано-американская война 1898-1899 гг.

2.8 Политика «Открытых дверей»

2.9 Незавершенное президентство. США в начале ХХ в.

Заключение

Библиография

Введение

Тема данной курсовой работы - политическое развитие США после Гражданской войны в 1861 г.

Эта тема и по сей день является актуальной, так как именно в это время происходит переход Соединенных Штатов Америки к индустриальному обществу. Что оказало огромное влияние на последующее развитие страны.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политического развития США в последней трети ХIХ века, выявления особенностей и закономерностей развития внутренней и внешней политики, создание общей картины политической жизни страны в данный период времени.

Объектами исследования выступают администрации политических деятелей, реформы и законы, утвержденные в последней трети ХIХ века, политические и экономические отношения между США и другими странами.

Последняя треть ХIХ века характеризуется высоким уровнем экономического, политического, социального и интеллектуального развития американского общества. Существует несколько факторов, влияющих на развитие США в последней трети ХIХ века. Прежде всего это Гражданская война и победа Севера над Югом. Также немаловажное влияние оказало крушение рабовладельческого строя. Рабство в стране было отменено бесповоротно - в виде 13-й поправки к Конституции, которую сенат утвердил в апреле, а 3/4 штатов - в декабре 1865 г.

К реконструкции Юга приступили сразу же после смерти А. Линкольна. Новый президент США, Эндрю Джонсон, в основу своего плана положил план А. Линкольна. Но между новым президентом и конгрессом обострились разногласия. Издав в мае 1865 г. указ об амнистии, который восстанавливал плантаторов у гражданских, политических и собственнических правах (кроме права иметь рабов), он взял на себя тяжелую ответственность. На Юге запахло новой гражданской войной - уже между плантаторами и освобожденными рабами. В июле 1866 г. конгресс принял 14-ю поправку к Конституции США. Она лишала лидеров Конфедерации права занимать государственные должности, а негров уравнивала в правах с белыми. В 1870 году вступает в силу также очень важная поправка, гласившая о праве голоса каждого американца, независимо от цвета кожи. Негры стали избираться на выборные должности.

За последние десятилетия ХIХ века значительно увеличилась площадь территории США. В марте 1867 г. Госсекретарем США Уильям Стюардом был подписан Договор о продаже Соединенным Штатам Русской Аляски. Общий размер уступаемой Россией территории составлял 1519 тыс. км2, вместе с которой Соединенным Штатам передавались все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы.

На выборах в ноябре 1868 г. около 73% членов Коллегии выборщиков отдали свои голоса в пользу У. Гранта. В годы его правления произошло разделение отношений к Гражданской войне индейских племён. После окончания Гражданской войны индейские племена, независимо от того, на чьей стороне они были в военные годы, были вытеснены федеральными войсками в еще более ограниченные по размерам резервации. В 1887 г. Конгрессом США был принят Закон Дауэса о распределении земли (Dawes General Allotment Act).

Внешнеполитическая деятельность была главным образом посвящена решению жизненно важных для США вопросов: экономической экспансии на рынки стран Латинской Америки и поиску новых рынков сбыта американской продукции на других континентах. Эта особенность исторического периода протяженностью более чем в двадцать лет, начиная с 1877 г., имела и другое объяснение. Президенты США последней трети XIX в. практически не имели опыта государственной деятельности в области международных отношений. Не обладали таким опытом и политические назначенцы, как правило, из числа провинциальных политиков, оказавшиеся по воле этих президентов во главе внешнеполитического ведомства страны (за исключением лишь Дж. Блейна, возглавлявшего Государственный департамент США в годы администраций Дж. Гарфилда в 1881 г., Ч. Артура в 1881-1885 гг. и Б. Гаррисона в 1889-1893 гг.). В эти годы власть в стране дважды переходила от одной партии к другой, что отражалось на подходах к решению тех или иных международных проблем и не способствовало последовательному внешнеполитическому курсу. Вместе с тем в области внутренней политики для администраций этого периода была характерна более четко прослеживаемая изначальная определенность их решений и действий.

В 1873-1876 гг. американское общество переживает экономический кризис, который сопровождается рядом социальных проблем. Как писал американский социалист Моррис Хилквит: «В Америке началась эра - эра архимиллионеров и денежных королей неслыханной роскоши и великолепия и в то же время эра ужасающей бедности и суровой нищеты». Укрепление бизнеса носило социально - дарвинистский характер, люди жили по принципу «выживает сильнейший». Представители крупного бизнеса стали оказывать огромное влияние на жизнь американского общества и на политическое развитие США. Особой популярностью пользовался Конгресс, в частности Сенат.

В 70-80-е годы возникли различные фермерские и рабочие партии, с помощью которых они хотели решить свои проблемы (Рабочая партия Соединенных Штатов (Workingmen's Party of the United States), Социалистическая рабочая партия Северной Америки (Socialist Labor Party of North America), Прогрессивная рабочая партия (Progressive Labor Party).

В 1878 г. Формируется союз рабочих «Рыцари труда» (Knights of Labor). К 1886 г. в нем насчитывалось уже от 500 тыс. до 800 тыс. человек. Однако затем начался упадок союза, многие его члены стали покидать его, переходя в созданную в 1881 г. Американскую федерацию труда (American Federation of Labor).

В 1890 г., во время правления Бенджамина Гаррисона, по инициативе Белого дома Конгресс США принял четыре важных закона, сохранявших свое значение на протяжении нескольких следующих десятилетий. Первым из них стал Антитрестовский закон Шермана (Sherman Antitrust Law). В интересах владельцев серебряных рудников был принят Закон Шермана о закупке серебра (Sherman Silver Purchase Act). Также были приняты меры в защиту интересов производителей промышленности, Протекционистский Закон Маккинли о тарифах (McKinle Tariff Act). И наконец, Закон о пенсиях (Dependent Pension Act).

Последнее десятилетие XIX в. вошло в историю как период активной империалистической экспансии крупнейших государств мира. Европейские державы приступили к разделу Африканского континента и начали ожесточенную борьбу за сферы политического влияния и приложения капитала, а также рынки сбыта производимых ими товаров в Азии.

На протяжении ряда предшествующих лет в политических и предпринимательских кругах США при активной поддержке прессы периодически поднимался вопрос об интервенции на Кубу с целью захвата острова и изгнания Испании из Западного полушария, что в 1898 году приводит к Испано-американской войне. Продолжавшаяся преимущественно на море 100-дневная «отличная маленькая война» (Splendid Little War) окончилась легкой победой над Испанией, в результате которой в июне-августе 1898 г. в заливе Сантьяго на Кубе и в Манильском заливе на Филиппинах был уничтожен испанский флот, захвачена столица Филиппин Манила, оккупирован Пуэрто-Рико и аннексированы Гавайские острова.

На рубеже веков США предприняли попытку сформировать англосаксонское единство в борьбе со «славянской экспансией» в Северном Китае, которая была названа серьезной угрозой англо-американским торгово-экономическим интересам в регионе и провозглашена политикой «открытых дверей».

Важную роль в развитии США сыграл также и миграционный поток. За период с 1890 по 1910 г. в США иммигрировало около 12 млн. человек. Американские демографы отличают эту иммиграционную волну от 8-миллионной волны иммиграции 1850-1880 гг. из Северной и Западной Европы, Англии, Ирландии, Скандинавских стран, а также из Китая и Японии.

1. Послевоенное время

1.1 Реконструкция Юга (1865-1877)

Практически все шаги, предпринятые в период первого президентства Линкольна, были в той или иной мере связаны с Гражданской войной. Экономически свободный и независимый Юг представлял собой серьезнейшую угрозу интересам Севера - гаранта дальнейшего экономического прогресса всей американской нации. Вопрос о рабстве занимал в претензиях отделившихся штатов также важное место.

Рабство в стране было отменено бесповоротно - в виде 13-й поправки к Конституции, которую сенат утвердил в апреле, а 3/4 штатов - в декабре 1865 г. Нерешенными оставались однако конкретные вопросы дальнейшего существования Юга - условия допуска бывших штатов Конфедерации в союз, положение бывших рабовладельцев и освобожденных рабов, устройство власти и др. В правящих кругах США на этот счет не было единого мнения. Еще при жизни Линкольна против его миротворческого курса выступила группа влиятельных конгрессменов-республиканцев во главе, с Тадеушем Стивенсом и Чарлзом Самнером. Они настаивали на военной диктатуре над Югом, лишении активных участников мятежа против союза гражданских прав и на предоставлении их неграм.

После смерти Линкольна разногласия между президентом и конгрессом обострились. Претворять в жизнь предначертания Линкольна стал новый президент Эндрю Джонсон, бывший вице-президент. Он не обладал ни славой, ни авторитетом своего предшественника, и первые же практические результаты миротворческой политики обернулись против него. Издав в мае 1865 г. указ об амнистии, который восстанавливал плантаторов у гражданских, политических и собственнических правах (кроме права иметь рабов), он взял на себя тяжелую ответственность.

Конфискованные в годы войны плантации пришлось возвратить бывшим владельцам, которые силой и угрозами принуждали черное население работать на прежних хозяев. Появились разветвленные террористические организации, в том числе знаменитый ку-клукс-клан, зверски расправлявшиеся с непокорными неграми и сочувствовавшими им белыми. Получив власть, плантаторы проводили через законодательные собрания штатов «черные кодексы» - законы, лишавшие бывших рабов права собственности на землю, на свободу передвижения, свободу слова, митингов и собраний, на браки с белыми и т.п. Все это было чревато «ползучей реставрацией» прежней системы рабства.

На Юге запахло новой гражданской войной - уже между плантаторами и освобожденными рабами, которые начали организованное сопротивление старым порядкам, развернули борьбу за землю и гражданские права, действуя на основе юнионистских лиг (так назывались союзы черных в поддержку федерального правительства, возникшие еще в Гражданскую войну). В свою очередь, плантаторы провели выборы в конгресс США, и в декабре 1865 г. новые сенаторы и представители Юга прибыли в Вашингтон, причем среди них как ни в чем не бывало находился бывший вице-президент мятежной Конфедерации Александр Стефенс. Радикально настроенные члены конгресса добились решения не допускать их в зал заседаний, передать продолжение Реконструкции конгрессу и расследовать положение дел на Юге.

В июле 1866 г. конгресс принял 14-ю поправку к Конституции США. Она лишала лидеров Конфедерации права занимать государственные должности, а негров уравнивала в правах с белыми. Первый абзац поправки гласил, что все лица, рожденные в США или получившие там гражданство и подчиняющиеся законам страны, являются ее гражданами и гражданами того штата, где они проживают, и могут быть лишены права на жизнь, свободу и собственность только решением суда, а не изданием каких-либо ограничительных законов. Тем самым запрещались «черные кодексы».

Одержав победы на выборах, республиканцы получили в конгрессе более 2/3 голосов и приступили к радикальной Реконструкции. В 1867 г. на Юге было введено военное положение и отменены прежние конституции штатов. На основе 14-й поправки утверждались права черного населения. Впрочем, деление Юга на военные округа рассматривалось как временное - до ратификации штатами 14-й поправки. К июлю 1868 г. благодаря этим чрезвычайным мерам штаты Юга ее ратифицировали, и завоевания Гражданской войны были спасены.

Радикальная Реконструкция означала принудительную демократизацию жизни на Юге, с опорой на армию, введенную в южные штаты, но без развязывания террора и диктатуры якобинского толка. Все решалось законным путем: 14-я поправка к Конституции в 1870 г. была дополнена 15-й, которая специально оговаривала, что право голоса в США не ограничивается цветом кожи, расовой принадлежностью или рабским состоянием в прошлом.

Аграрный вопрос решался не перераспределением земли в пользу освобожденных негров, которые требовали предоставить каждой черной семье «40 акров и мула», а разрешением приобретать недвижимость, тем более что часть плантаций дробилась и распродавалась за долги. На южные штаты распространилось и действие закона 1862 г. о гомстедах. Разумеется, «стартовые возможности» негров были минимальными, и они в основной своей массе собственниками не стали, что надолго закрепило их неполноправное положение, однако вступление на скользкий путь передела собственности было не в духе американской политической традиции. Зато вполне ощутимыми стали достижения в области образования негров: к 1880 г. почти сплошная неграмотность среди них сократилась до 70%. К концу 60-х годов в штатах Юга действовали «правительства Реконструкции», негры активно использовали свои политические права и избирались на вы борные должности, в том числе в конгресс. Конституции южных штатов были пересмотрены, что явилось решающим условием приема их в союз на новой основе.

Тем самым радикальная Реконструкция выполнила свою основную задачу. В 1868 г. президент Джонсон был даже подвергнут импичменту, но для его осуждения и отстранения от должности не хватило одного голоса присутствующих сенаторов. На выборах того года президентом США стал бывший главнокомандующий армией Севера генерал У. Грант, при котором резко возросла предпринимательская активность в стране (сам Грант втянулся в операции на бирже). Заметно перерождался и класс плантаторов, которые чем дальше, тем больше приспосабливались к новым условиям хозяйствования, превращаясь из «земельных аристократов» в коммерсантов полностью буржуазного типа.

Бурно развивавшийся капитализм естественным, эволюционным путем нивелировал существовавшие различия между Севером и Югом, и в 70-е годы радикальная Реконструкция постепенно сошла на нет. Этому способствовала и смерть в 1868 г. ее самого непреклонного лидера Т. Стивенса, мечтавшего «сверху» наделить негров землей. «Правительства Реконструкции» в южных штатах одно за другим заменялись новыми, которые формировало южное крыло Демократической партии. Она усиливала свое влияние и в конгрессе. В этой обстановке поднимали голову реакционные силы, игнорировавшие 14-ю и 15-ю поправки к Конституции и вынашивавшие планы экономического и социального закабаления черных американцев. Запрет в 1876 г. деятельности ку-клукс-клана конгрессом оказался малоэффективным.

По мере того как Демократическая партия наращивала свою массовую базу, в том числе за счет части фермерства и белых бедняков Юга, Республиканская теряла былое влияние на массы, превращаясь из некогда радикальной, антирабовладельческой, «народной» в партию, руководимую крупным капиталом. Падению ее влияния способствовала, в частности, непопулярная финансовая политика, состоявшая в стабилизации денежного обращения путем замены бумажной наличности звонкой монетой, которой не хватало. «Удорожание денег» ударило по всем, кто брал кредиты и ссуды в банках и у частных лиц. Это вызвало серию банкротств и сильное недовольство фермеров, заинтересованных в выпуске «дешевых» бумажных долларов («гринбеков»). В США появились ассоциации «гринбекеров» - сторонников не ограниченного печатания денег, что, как они надеялись, облегчит выплату долгов.

В 1876 г. кандидат в президенты от демократов Сэмюэл Тилден (штат Нью - Йорк) получил больше голосов, чем республиканец Рутерфорд Б. Хейс из штата Огайо. Однако результаты выборов подверглись пересмотру, в ходе которого большинство голосов было приписано Хейсу. Так состоялась закулисная сделка лидеров обеих партий: президентом США стал, как и прежде, республиканец, но в обмен на обязательство вывести с территории Юга еще находившиеся там федеральные войска. Придя в 1877 г. к власти, Хейс ликвидировал этот последний элемент чрезвычайного положения на Юге, с помощью которого велась его радикальная Реконструкция.

1.2 Внешняя политика администрации Э. Джонсона

Изобилие острых внутренних проблем в годы президентства Э. Джонсона не означало абсолютного бездействия его администрации во внешнеполитической сфере. Госсекретарь США Уильям Стюард был убежденным экспансионистом или, как его назвал американский историк Т. Бейли, «экспансионистом с полуглобальным (т.е. ограниченным рамками Западного полушария. - Авт.) аппетитом». Оставаясь по возможности в стороне от внутриполитических склок, он продолжал внешнеполитическую линию американского государства, сформулированную «доктриной Монро». Ассоциация личности Стюарда с внешнеполитическими решениями двух американских администраций - А. Линкольна и Э. Джонсона - тем более правомерна, что эти два президента не обладали ни достаточным опытом внешнеполитической деятельности, ни необходимыми знаниями, чтобы возглавить это направление государственной политики.

С 1861 по 1868 г. внешняя политика Соединенных Штатов формировалась и осуществлялась под контролем и при непосредственном участии У. Стюарда. В 1867 г. в первую очередь его усилиями были аннексированы коралловые острова Мидуэй, расположенные в Тихом океане к северо-западу от Гавайских островов. В том же году правительство США настояло на выводе из Мексики французских войск, поддерживавших неугодный американцам режим императора Максимилиана, марионетки Наполеона III. Реализации подписанного в октябре 1867 г. договора с Данией о приобретении Соединенными Штатами за 7,5 млн долл. двух островов из архипелага Виргинских островов помешали землетрясение и ураган, практически разрушившие их (сенат отказался утвердить это приобретение). В 1868 г. был подписан американо-китайский Договор Берлингейма (по фамилии американского посланника в Китае), который уточнял американские права в Китае, регулировал вопросы двухсторонней торговли и гарантировал неограниченную китайскую иммиграцию в Соединенные Штаты.

Активный сторонник расширения владений США в Западном полушарии, Стюард считал, что латиноамериканцы, англичане и русские своей деятельностью в Северной Америке закладывают основы для будущего могущества его страны. «Стоя здесь и обращая свой взор к Северо-западу, - заявил он в одном из своих выступлений, - я вижу русского, который озабочен строительством гаваней, поселений и укреплений на оконечности этого континента как аванпостов Санкт-Петербурга, и я могу сказать: «Продолжай и строй свои аванпосты вдоль всего побережья вплоть даже до Ледовитого океана - они тем не менее станут аванпостами моей собственной страны, монументами цивилизации Соединенных Штатов на Северо-западе».

Стюард, руководствуясь торгово-экономическими интересами США, неизменно подчеркивал важное значение для американского государства тихоокеанского севера и обеспечения доступа «американского флага» в порты Сибири, Камчатки, Курильских и Алеутских островов.

В марте 1867 г. Стюардом и российским посланником в США Э.А. Стеклем, действовавшим по поручению российского императорского двора, был подписан Договор о продаже Соединенным Штатам Русской Аляски. В числе уступленных по договору Россией территорий в Северной Америке и в Тихом океане были: весь полуостров Аляска (по линии, проходящей по меридиану 141° з. д.); береговая полоса шириной в 10 миль южнее Аляски вдоль западного берега Британской Колумбии; архипелаг Александра; Алеутские острова с о. Атту; острова Ближние, Крысьи, Лисьи, Андреяновские, Шумагина, Тринити, Умнак, Унимак, Кадьяк, Чирикова, Афогнак; острова в Беринговом море: Св. Лаврентия, Св. Матвея, Нунивак и острова Прибылова - Сент-Пол и Сент-Джордж. Общий размер уступаемой Россией территории составлял 1519 тыс. км2, вместе с которой Соединенным Штатам передавались все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы. Местные жители получали право вернуться в Россию в течение трех лет или, по желанию, остаться в США.

Принимая решение о продаже Аляски Соединенным Штатам, российское правительство руководствовалось в первую очередь не финансовыми, а политическими соображениями. Александр II был твердо убежден в том, что этот акт устранит возможные будущие противоречия между Россией и США и будет содействовать укреплению фактического союза между ними. В оправдание заключенной сделки ее инициаторы в придворных кругах России ссылались на невозможность защитить далекие территории от агрессивных планов «владычицы морей» Великобритании и неизбежных посягательств на них американских золотодобытчиков и охотников.

Реакция как американской, так и российской общественности на заключение договора была неоднозначной. В обеих странах было немало политических деятелей и органов печати, выступавших с полярно противоположных позиций при оценке значения и последствий договора. Для американских противников приобретения Аляски характерными были заявления, подобные сделанному, в частности, еженедельником «Харперс»: «Нельзя было найти более неподходящего момента, чем этот, для территориальной экспансии Соединенных Штатов… эта территория станет в действительности дальней колонией с чуждым нам населением… В практическом плане вопрос заключается в следующем: разумно ли расширять нашу территорию в любом направлении такой ценой». В политических кругах северных штатов, т.е. сторонниками приобретения Аляски, высказывалось суждение, что США должны были отплатить России сторицей за ее поддержку в годы Гражданской войны. Под влиянием сообщений о задержке по вине Конгресса Соединенных Штатов выплаты России оговоренной суммы российское общественное мнение стало все больше склоняться к неприятию факта продажи Аляски.

Американский консул Ю. Скайлер, в частности, докладывал в Вашингтон: «Добровольная сдача части принадлежавшей России территории была осуществлена вопреки мнению всех россиян, и огромная масса русских была недовольна решением правительства отдать Аляску. Единственным утешительным обстоятельством было то, что она была приобретена Соединенными Штатами, к которым тогда существовало поистине дружеское отношение. Даже шесть месяцев назад предполагалось предоставить широкие льготы и возможности американцам, занятым предпринимательством здесь или приезжающим сюда. Но ситуация изменилась с тех пор, как конгресс задержал выплату денег».

Решение правительства о приобретении у России Аляски было негативно встречено в США критиками американского экспансионизма. Они находили в этой сделке много общего с тем, как были приобретены Западная Флорида и Техас. У. Стюард подвергался резкой критике со стороны ряда видных политических деятелей и органов печати США, а сама Аляска называлась «причудой Стюарда», «морозильником Стюарда» и «Мордовией». Однако более дальновидными оказались политики, которые распознали в Аляске «разводной мост» между Северной Америкой и Азиатским материком. С именем президента Джонсона приобретение Аляски никак не связывалось и на отношении к нему в политических и общественных кругах США ни в коей мере не сказалось.

1.3 Окончание периода Реконструкции. Правление У. Гранта

У Джонсона не осталось никаких шансов добиться выдвижения своей кандидатуры на второй президентский срок - он потерял поддержку Юга и не смог завоевать поддержку Севера. Никто другой не мог служить символом победы и возрождения Союза в большей степени, чем Грант, и на выборах в ноябре 1868 г. ему отдали свои голоса около 73% членов Коллегии выборщиков и около 53% рядовых избирателей.

В инаугурационной речи нового президента особо стояли два предложения, подчеркивавшие важность «правильного обращения с исконными жителями страны - индейцами» и напомнившие американцам о проблеме, отошедшей на второй план в годы Гражданской войны и Реконструкции, но остававшейся нерешенной в течение еще многих десятилетий.

Со времени пребывания у власти администрации Монро федеральные власти стремились отодвинуть границы обитания индейцев подальше от территорий, занятых белыми. Гражданская война нарушила реализацию целенаправленной политики оттеснения индейцев на запад континента. Подобно тому как произошел раскол во всей стране, разделились в своем отношении к Гражданской войне и индейские племена. Индейцы чокто, чиксо, крики, семинолы и чероки, практиковавшие рабство, поддержали Конфедерацию, направили своих представителей в Конгресс Конфедерации и даже пообещали пополнить армию конфедератов своими воинами. Они сохраняли верность Конфедерации на протяжении всей войны, а индейский вождь бригадный генерал Стэнд Уэйти официально капитулировал лишь через месяц после окончания войны. В то же время практически все индейцы равнин (Plains Indians) - арапахо, шайенны, пуни, кайова, команчи, навахо, уичита и часть чероки встали на сторону федеральных властей. Исключением стало индейское племя сиу, которое, начав с резни белых поселенцев в 1862 г., продолжало вести кровопролитные сражения с федеральными войсками вплоть до 1876 г.

Столкновения с белыми поселенцами продолжались с удвоенной силой после обнаружения золота на охотничьих землях в Дакоте, принадлежавших индейским племенам. Федеральные войска, направляемые Вашингтоном для защиты индейских охотничьих угодий от наплыва белых золотодобытчиков, обращали, как правило, свое оружие против индейцев. Самыми известными эпизодами войны с индейцами тех лет были: сражение на р. Литл-Бигхорн в Монтане, в результате которого индейцами был полностью уничтожен кавалерийский полк под командованием генерала Дж. Кастера (1876); войны с индейцами племени чирикауа (1885-1886) во главе с их вождем Джеронимо; бойня на р. Вундед-Ни в Южной Дакоте (1890), учиненная над индейцами сиу отрядом федеральных войск под командованием полковника Дж. Форсайта.

После окончания Гражданской войны индейские племена, независимо от того, на чьей стороне они были в военные годы, были вытеснены федеральными войсками в еще более ограниченные по размерам резервации. В 1887 г. Конгрессом США был принят Закон Дауэса о распределении земли (Dawes General Allotment Act). Согласно этому закону, из земель резерваций, находившихся в общинном пользовании индейских племен, стали выделять членам племен на правах временной индивидуальной собственности участки разных размеров в зависимости от их семейного положения и возраста. По истечении 25 лет владельцы этих участков получали их в полную собственность одновременно с предоставлением им американского гражданства. Оставшаяся нераспределенной земля объявлялась избыточной и передавалась в свободную продажу, а вырученные средства передавались в общественный фонд племен. В результате реализации казавшегося справедливым и прогрессивным закона из 138 млн акров земель, некогда принадлежавших индейцам, 90 млн акров оказалось в руках белых поселенцев, а общинная организация жизни индейских племен была окончательно разрушена.

На фоне невразумительной внутренней политики администрации У. Гранта выделялось стремление президента добиться успехов во внешнеполитической сфере. Под руководством деятельного госсекретаря Гамилтона Фиша был внесен вклад в нормализацию отношений с Великобританией и снята острота основных проблем, стоявших перед обеими странами, включая разногласия, вызванные сепаратистскими движениями в Канаде и Ирландии.

Заключенный в 1871 г. Вашингтонский договор поставил точку и на давних спорах Англии и Соединенных Штатов, касавшихся границ рыболовных зон вдоль Атлантического побережья и выплаты англичанами компенсации по «делу «Алабамы». В годы пребывания Гранта на посту президента США российско-американские отношения были омрачены субъективными причинами: Белый дом проявил «неуважение» к сыну Александра II великому князю Алексею Александровичу во время пребывания последнего в США в 1871 г. Однако «неудовольствие» российского императорского дома не привело к сколько-нибудь заметным негативным последствиям.

Грант так и не стал компетентным политиком и тем более не добился заметных успехов в политической или экономическое сфере американского государства. Но на выборах 1872 г. Грант вновь одержал победу, причем на этот раз даже более убедительную, получив 81,2% голосов выборщиков и 55,6% голосов рядовых избирателей. Кандидат демократов X. Грили и кандидаты еще восьми политических партий, принявших участие в выборах, не смогли оказать ему достойного сопротивления.

Второй президентский срок Гранта был еще менее успешным, чем первый. Спустя шесть месяцев после его инаугурации страну поразил серьезный экономический кризис и началась финансовая паника 1873 г., за которыми последовал продолжительный период экономического спада.

Демократическая партия, воодушевленная своей победой на промежуточных выборах в конгресс в 1874 г., активно готовилась сменить у власти действующую администрацию. Республиканцы столь же самонадеянно стремились удержать эту власть, размахивая «окровавленной рубашкой», т.е. напоминая своим соперникам об их ответственности за Гражданскую войну и называя их «партией предателей». Свою же партию республиканцы стали называть «Великая старая партия» (Grand Old Party - GOP).

Завершение президентства Гранта знаменовало окончание периода Реконструкции, длившегося немногим более десятилетия. Принятый в мае 1872 г. Конгрессом США Закон об общей амнистии (General Amnesty Act) восстановил всех граждан южных штатов (за исключением 500 наиболее активных сторонников сецессии) в гражданских правах. Политические деятели этих штатов стали постепенно отбирать ответственные посты в местных органах власти и отделениях Демократической партии у приезжих с Севера. Проблема рабства перестала привлекать внимание не только руководящих политических и экономических кругов страны, но и белой общественности северных штатов. Однако белыми расистами из легислатур южных штатов предпринимались попытки воспрепятствовать социальным реформам.

В эти годы на Юге страны (несмотря на объявленный в 1869 г. запрет) расширилась деятельность бывших конфедератов и сецессионистов, объединившихся в 1865 г. в тайную террористическую организацию Ку-клукс-клан (Ku Klux Klan). Возникли и другие подобные ей тайные объединения: «Рыцари белой камелии» (Knights of the White Camelia), «Общество белой розы» (Society of the White Rose), «Белое братство» (White Brotherhood), «Бледнолицые» (Pale Faces), «Гвардия Конституционного союза» (Constitutional Union Guards) и т.п. Террор в отношении местного чернокожего населения стал обычным явлением. Законодательные собрания южных штатов систематизировали старые надзаконные сегрегационные кодексы принятием «законов Джима Кроу», устанавливающих высокий налоговый избирательный ценз и повышенные требования к грамотности. Таким образом, значительная часть негритянского населения лишалась права участвовать в выборах, в работе местных органов власти. «Джимкроуизм» законодательно оформил запрет чернокожим посещать рестораны, парки, гостиницы и другие общественные места.

Принятые некоторыми южными штатами (в частности, Миссисипи и Южной Каролиной) «Черные кодексы» (Black Codes), имевшие своей целью обеспечить «переход от рабства к свободе», на деле ограничивали политические и экономические права бывших чернокожих невольников. В 1873 г. решением Верховного суда США было дано разъяснение, что XIV поправка к конституции предусматривала защиту прав чернокожих граждан в случае их нарушения властями штатов, но не предусматривала их защиту от дискриминации со стороны отдельных лиц и компаний. Бывшим рабам была формально дарована свобода, но действительного равенства им удалось добиться лишь во второй половине XX в.

Страна вступила в новую эпоху общественного развития, характерной чертой которой стал высокий уровень политического развития общества с неизбежно сопровождающим его ростом самосознания и активности широких народных масс.

2. «Позолоченный век»

2.1 Администрация Ч. Артура

В 1873 г. в США вышел в свет первый роман Марка Твена (1835-1910) «Позолоченный век» (The Guilded Age), в котором в лице главного персонажа полковника Селлерса был выведен сатирический образ беспринципного дельца, одержимого всепоглощающей идеей «делать деньги» и ради этой цели готового на любые преступления. В полковнике угадывались «бароны-разбойники», обретшие в те годы огромные состояния, нефтяной магнат Джон Д. Рокфеллер и стальной магнат Эндрю Карнеги. Название романа стало применяться ко всему периоду американской истории 70-80-х гг. XIX в., характерной чертой которого стал внешний блеск американского общества в условиях наличия множества подспудно существующих проблем и в обстановке всеобщего падения нравов.

Обращаясь к личностям государственных деятелей, занимавших пост президента США, историки реже всего вспоминают Честера Артура, воздавая должное лишь его мастерству элегантно одеваться и подобающей джентльмену манере поведения. Даже несколько вето, наложенных им на выполнение ряда решений прежних администраций, были успешно преодолены конгрессом, часто конфликтовавшим с республиканским президентом. Опасения американских трудящихся по поводу растущего притока дешевой рабочей силы иммигрантов из Китая дали основание Конгрессу США принять в 1882 г. закон, полностью запрещающий иммиграцию из Китая в течение ближайших 10 лет. Президент, вынужденно подписав этот закон, вызвал ликование на Западе страны и негодование у политических деятелей и прессы северо-восточных штатов, усмотревших в этом решении нарушение демократических традиций американского государства.

Расхождения между президентом и конгрессом по вопросу о китайских иммигрантах были не единственным случаем несовпадения взглядов по вопросам внешней политики. Артур провел переговоры о заключении договора о строительстве канала по территории Никарагуа, но сенат отказался от его ратификации. Он приступил к осуществлению программы взаимного сокращения таможенных тарифов с Мексикой и Испанией, но и эта инициатива не была реализована. Конгресс проигнорировал и его рекомендации по пересмотру генеральных тарифов и установил в 1883 г. тарифы, сохранившие исключительно высокие протекционистские ставки.

За годы президентства Артуру, однако, удалось использовать накопившиеся к тому времени от получения высоких тарифов средства, осуществив выплаты по национальному долгу и предложив новую программу строительства военно-морского флота. В числе немногих свершений его администрации заслуживают упоминания также запрет полигамии, объектом которого были мормоны из штата Юга, и принятие Закона Пендлетона о гражданской службе (Pendleton Civil S и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.