Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная История возникновения первых политических образований на территории современной Чехии. Укрепление привилегированного статуса Чехии королем Карлом IV. Общая характеристика и основные положения Золотой Буллы. Предпосылки и последствия гуситских войн.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
Содержание
Введение
1. Признание статуса Чехии
2. Укрепление статуса Чехии Карлом IV
3. Гуситские войны. «Табориты»
4. Правотворческая деятельность в Чехии XV - XII вв.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Большой и плоский глобус политической карты мира скрывает от чуткого глаза, ныне небольшую, страну с странным и таким близким именем - Чехия. Готические замки узких шпилей и подъемных мостов, романские ротонды, пещерные заповедники, кривые каменные улочки, Гашек, Кафка, Сметана, Карл IV - это тоже Чехия.
Чехия (Богемия, Моравия) прежде всего история, история не захватнических войн, а последовательного возвышения славянского государства с его самобытной культурой и традициями над всеми государствами Европы (о колониях и говорить не приходится). Удача и великий правитель - вот что потребовалось достаточно маленькой Чехии для сильнейшего рывка вперед.
В 1346-1347 гг. наследник древнего чешского королевского рода Пржемысловичей (см. приложение) и второй представитель династии Люксембургов в Чехии Карл IV почти одновременно получил титулы чешского короля и императора Священной Римской империи. Войдя на торн, он предпринял направленные действия по возвышению Чехии. Это коснулось, как полит. положения, так и культурной, и экономической позиции королевства. Какие шаги предпринял Карл IV, что ему удалось, какое влияние это оказало на культуру чешского народа и будет описано далее.
В 1343 году Карл IV поехал в Авиньон и попросил у Климента VI учредить пражское архиепископство. В 1344 году пражское архиепископство было учреждено, а 4 ноября 1344 г. на пражском Граде Ян Люксембург в присутствии сыновей Карла IV и Яна Йиндржиха заложил первый камень собора св. Вита, строительство которого будет окончательно законченно лишь спустя ~600 лет.
Также с разрешения папы Климента VI, 7 апреля 1348 года Карл IV закладывает в Праге университет. "...Чтобы не надо было нашим верным жителям королевства, неустанно алчущим плодов знаний, просить милостыню в чужой земле, но чтобы они находили в королевстве стол, гостеприимно для них приготовленный" - не правда ли звучит патриотично..
В том же 1348 году Карл IV заложил в Праге огромный новый район - Новый город. (подробнее далее), 10 июня 1348 Карлом IV была начата еще одна постройка - замок Карлштейн в 50 км к юго-западу от Праги.
Карл IV старался создать государство в котором бы светская власть была надежно подкреплена духовной. Одним из средств возвышения духовной власти чехии были так называемые реликвии Страстей Христовых. Часть этих реликвий передавалась по имперской линии в составе инсигний (сокровища, святыни Священной Римской Империи, передаваемые от императора к императору). В 1350 году сокровища прибыли в Прагу, а в 1357 году Карл получает разрешение от папы на показ их на рыночной площади Нового Города. В ~1357 году они переезжают в Карлштейн (специально для того построенный и укрепленный по последнему слову фортификационной науки того времени) в капеллу Страстей Христа. Относительно сокровищ, там были: копье св. Лонгина, большой кусок дерева креста Христова (на нем были видны дыры от гвоздей), корона Карла Великого и другие инсигнии германских императоров. Также, Карл IV самостоятельно ищет и выкупает реликвии Страстей: губка (приобретена в 1354 году в Мантуе в бенедиктинском монастыре св. Андрея), кусок древа креста Господня (получен в наследство от двоюродного деда, трирского архиепископа Балдуина), два терна из тернового венца Христа (хранились в Сент-Шапель, дар фр. короля Иоанна Доброго) Алексеев С.С, Государство и право, М. 1996 г.. Полученные реликвии Карл IV заключил в огромный золотой крест из чистого золота, украшенный камнями (закончен к марту 1357 года). Сооружая крест Карл IV, как бы показывал всему миру, что у чешских королей есть реликвии не менее ценные, чем те, которыми владели испокон веков германские императоры (крест выставлялся (с согласия папы) раз в году в Карлштейне, и всем, кто приходил на него смотреть, выдавались индульгенции)
1346 год, предвидя скорый приход к власти Карл IV повелевает изготовить новую чешскую королевскую корону. Она была сделана из чистого золота и украшена камнями и жемчугом. Но интересна полученная форма, объединяющая традиции пржемысловской и (что характерно для Карла) французской королевской корон. Для чешских корон было характерно наличие двух перекрещивающихся дуг наверху, и расположенная под ними епископская митра (право на ношение митры некогда получил от римского папы князь Спитгнев II (1055-1092) Колесницкий «История средних веков» М. изд. «Мысль» 2000 г.. В то же время внешняя часть короны, обруч с четырьмя лилиями по верхнему краю, воспроизводила форму французской королевской короны середины XIII века, Людовика Святого (образец в Сен-Дени). Также, в центре короны, на перекрестии двух дуг укреплен золотой крестик, и в его середину вставлен сапфир (гемма византийской работы) с вырезанным на его поверхности распятием. Сапфир заключал в себе реликвию страстей Христа - терн из тернового венца. Само обращение к устаревшей форме французской королевской короны, было сделано для того, чтобы показать, что престиж власти чешского короля равен престижу власти короля французского, причем давно. Основаниями для таких амбиций у Карла IV было его убеждение, что род Люксембургов, как и род французских королей, восходит к Карлу Великому (768-814, см приложение). Реликвия тернового венца, святыни, со времен Людовика Святого принадлежавшей французским королям, должна была послужить дополнительным доказательством этого равенства. Одновременно реликвия повышала значимость чешской короны и делала её из регалии святыней. Мало того, Карл IV объявил корону собственностью св. Вацлава и стала называться с тех пор святовацлавской. После коронации короля она должна была увенчивать собой реликварный золотой бюст св. Вацлава, хранящий в себе его череп, и пребывать на нем постоянно.
1.Признание статуса Чехии
Древнейшее из известных науке политических образований на территории современной Чехии и в ближайших землях -- это так называемое княжество Само, получившее название по имени своего правителя Само (623 -- 658). Оно представляло собой объединение нескольких племенных княжеств, сложившееся и расширившиеся в ходе борьбы с внешними врагами -- аварами и франками. О судьбе объединения после 658 г. -- года смерти князя Само -- нет сведений. По-видимому, обширный, но непрочный союз чешско-моравских, панновских и других славянских племен вскоре распался.
Полтора столетия спустя примерно в этом же регионе возникла Великоморавская держава. Правомерно предположить, что она генетически связана с племенным союзом VIII в. Внутренний строй Великой Моравии IX В. уже может быть охарактеризован как раннефеодальный. Все IX столетие прошло для Великой Моравии в постоянных схватках с немецкими феодалами. Между ее частями не было прочного единства, и по мере социально-экономического роста отдельных областей естественно усиливались центробежные тенденции. Наконец, смертельный удар ей нанесло в 904 -- 906 гг. венгерское вторжение.
С распадом Великоморавской державы большинство ее земель вошло в состав соседних государств. Так, Словакию подчинило Венгерское королевство, и до 1918 г. ее правовое развитие идет в русле венгерской государственности. Самостоятельное государственное существование могла обеспечить себе только Чехия.
В чешских землях, часть которых политически обособились еще с конца IX в., развернулась борьба за первенство между областями. Победу одержала Прага (по европейским меркам X в. большой город) и пражская княжеская династия Пржемысловичей. Объединение Чехии завершилось к 995 г.
Молодое чешское государство было объектом постоянного нажима со стороны германских императоров. Но Чехия, хотя и вошла в состав священной Римской империи, фактически сохранила свою внутреннюю независимость.
Период феодальной раздробленности здесь наступил со второй половины IX в. Усобицы и борьбу за княжеский престол не предотвратил порядок, установленный Бржетиславом I (1034 -- 1055), по которому престол должен был принадлежать старшему в роде Пржемысловичей. Светская и духовная знать, чьи земельные владения неуклонно росли настойчиво притязала на политическую независимость, находя поддержку у германского императора. Фридрих I Барбаросса, поощряя такой сепаратизм, в 1182 г. признал Моравию (Восточную Чехию) маркграфством. Маркграф, как императорский князь, был неподвластен чешскому государю. Через пять лет права имперского князя получил от императора и пражский епископ, глава чешской католической церкви Глиняный «История государства и права зарубежных стран».
Тем не менее удельная система в стране не получает развития. К концу XII в. моравский маркграф и пражский епископ вынуждены были снова признать свое подчинение чешской короне. Раздробленность проявила себя не столько в прямом распаде государства на политически обособленные части, сколько в росте привилегий аристократии и всего дворянства. Феодалы закрепили за собой наследственные права на земли, расширили иммунитетные привилегии и пр. Больше всего уступок вырвала у центральной власти католическая церковь: подчинение духовенства лишь церковному суду, право на десятину и т.д.
Индикатором возросшего веса Чехии в международных делах было получение князем королевского титула в 1158 г. Верховная власть императора над чешским королем была минимальной. Отношения складывались по-разному -- от союзов до военных конфликтов, которые шли с переменным успехом. Но в целом они больше напоминали взаимоотношения партнеров, чем сюзерена и вассала. Императорская Золотая булла 1212 г. признала особый статус Чехии и Священной Римской империи: чешским представителям вменено в обязанность присутствовать только на тех рейхстагах, которые собираются вблизи границ королевства; если угаснет династия, чехи вправе сами избрать короля, без вмешательства извне, и т.д. С XIII в. королевство выдвигается на одно из первых мест в империи. Пржемысл II Оттокар (1253-1278) активно вмешался в борьбу за императорский трон. Однако, недовольные централизаторской политикой короля паны (крупные феодалы), поддержав Габсбургов, сорвали эти планы. Преемники Пржемысла были вынуждены считаться с могущественным панством.
После того, как в 1306 г. угасла династия Пржемысловичей чешские феодалы избрали королем Яна Люксембурского (1310-1346), добившись от него ряд новых привилегий, в том числе освобождение от регулярных податей. В 1317 г. были расширены и упрочены полномочия сложившегося на исходе XIII в. сословного представительства -- сейма, в котором были представлены дворянство, духовенство и города.
2. Укрепление статуса Чехии Карлом IV
Своеволие феодальной аристократии было несколько укрощено в правлении Карла (1346 -- 1378), когда союз королевской власти с городами принес свои плоды, облегчив правительству нажим на непокорных панов. Богатство и политический вес Чехии помогли королю приобрести императорский скипетр. В качестве германского императора Карла IV он издал знаменитую Золотую буллу 1356 г. Этот акт, узаконивший политическое раздробление империи, в то же время упрочил привилегированный статус Чехии. Чешский король стал первым среди светских курфюрстов-князей, избиравших германского императора.
В 1348 году Карл IV закладывает новый город, который собственно так и назывался - Новый город (NOVE MESTO). В предварительном проекте города было заложено расположение пяти монастырских комплексов, образующих в плане крест. На концах одной ветви располагаются монастыри св. Екатерины и сервитов, на концах другой - Карлов и Славянский монастыри. В средокрестии монастырь св. Аполлинария (сказать честно - я до сих пор не могу найти этот крест на карте..) Крест хорошо был виден с Вышеграда. Знак креста, должен был внушать каждому мысль, что Пражский Новый город находится под покровительством неба. Интересно, Карл IV, будучи еще моравским маркграфом (1346) получил от Климента VI разрешение основать монастырь с богослужением на славянском языке (Славянский монастырь). Этим жестом он хотел показать свою приемственость великоморавских традиций (латынь вытеснила старославянский в X веке). Также Карл IV надеялся вызвать симпатии к своей политике у соседних могущественных славянских правителей. Возможно это ещё была и попытка устранить раскол между восточной и западной церквями.
В декабре 60 года, через 20 лет после начала строительства Нового города были срыты крепостные валы, засыпаны рвы и снесены стены в районе разделяющем новый и старый город. В этот период два города содержали в себе 17 монастырей, 18 школ, несколько госпиталей. Произошло полное объединение двух городов, ставших равноправными районами, управляемыми общим городским советом Праги Глиняный «История государства и права зарубежных стран».
В 1358 году Карл издал указ о заложении садов и виноградников (шириной в три мили) на всех холмах вокруг Праги. Желающих заниматься виноградарством и садоводством, освобождались, как и жители Нового города, на 12 лет от земельного налога.
Всё, что ни делал Карл IV для своего народа и своей страны было направленно на созидание и объединение (впрочем порой, как это бывает у людей, силой) сильного государства, хотя и условно входящего в состав Священной Римской Империи. Одним из таких действий было объединение районов Старого города с Малой стороной (см. карту недалеко от Градчан). В 1342 году паводком был унесен существовавший с 11 века мост Юдифи через Влтаву (в честь жены Владислава I (1158-1172), при котором он был построен). Спустя несколько лет начали строить новый мост. При церемонии заложения (9 июля 1357) Карл IV сам, как и при основании Нового города, установил первый камень. 519 метров в длину, 9.5 м. в ширину, мост представляет собой достаточно массивное сооружение с 16 арками, опирающихся на мощные пилоны. Мост слегка выгнут навстречу течению реки, что помогает противостоять напору воды. Мост Карла IV ничем бы и не выделялся относительно своих, порой больших собратьев в Авиньоне, Дрездене, Вероне, если бы не уникальное сооружение башни со стороны Старого города. Эта башня отличается от остальных средневековых сторожевых башен, громадностью своих размеров и стильным скульптурным декором, характерным для публичных строений официальных архитектурных ансамблей Карла IV, который должен был прославлять королевскую и императорскую власть. Мост, окружающие его районы, ныне являются главными туристскими достопримечательностями, создающими образ Праги за пределами Чехии. Стоит отметить, что скульптурные композиции по обеим сторонам моста создана несколько позже (в основном 1706-1714) с привлечением лучших художников того времени. Мостовая башня представляет собой самый поздний памятник "монументальной пропаганды" королевской и имперской власти Карла IV, замыкающий собой развитие искусства его эпохи. Как я полагаю - эпохи расцвета Чехии Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие общества. М.; Л., 1968..
Но не стоит забывать и о "Великой Моравии" - государстве, предшествующем Чехии. В V-VII веках славяне начинают заселять долины рек Влтавы, Лабы, Дыи, Моравы, Вага, Дуная. Из-за военного давления аваров славянские племена начинают создавать сеть оборонительных поселений-городищ. В 623-658 году реализуется первая попытка создания славянского государства, так называемого "государства Само" (по имени князя Само). Уже тогда центром "государства Само" была моравия. В 830ых годах создается раннефеодальное государство мораван - "Великая Моравия", где правила династия Моймировичей. Сначала Великая Моравия подвергалась сильному влиянию франкского государства.. это проявлялось, как в сфере светской, так и в духовной (мораване как бы должны были считать своим духовным главой - папу, а светским - короля франков). Первый из известных моравских князей Моймир I (начало IX века) мирился с этим положением, но государство крепло и на политическую арену выходит князь Ростислав (846-869), сумевший силой добиться независимости Великой Моравии. Стремление совсем задавить влияние франков заставляет его в 863 году обратится в Константинополь. И Византия незамедлительно высылает на помощь в борьбе против Восточнофранкского государства, папской курии двух миссионеров - Кирилла и Мефодия (известные в то время теологи, дипломаты, ученые). Итак, Византия предоставляет моравянам привилегию богослужения на старославянском языке и использования глаголического письма, разработанного Кириллом. В результате: Великая Моравия сразу входит в русло европейской политической жизни, старославянский язык стал третьим мировым языком в Европе, наряду с латинским и греческим, и создал основу для дальнейшего развития культуры всех славянских народов Комаров С.А. Общая теория государства и права - М.,1998. После Ростислава, трон занимает князь прозападной ориентации Святополк (870-894). В этот период Великая Моравия достигает наивысшего могущества, но уже в начале X века она начинает переживать внутренний кризис: отделение Чехии, нападение с юга венгерских кочевых племен, противодействие баварским феодалам. Первое государство западных славян перестало существовать в первом десятилетии X века и долго оставалось в легендах чехов и словаках..
3. Гуситские войны. «Табориты»
Феодальная раздробленность германии и Чехии была закреплена «Золотой Буллой» изданной Германским императором и Чешским королем Карлом IV 1356 г., согласно этому документу император германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признание земли закрепленной в их владениях и обязывались не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей империи вести войны против друг друга, запрещались только войны вассалов против сеньоров, В числе прав представленных курфюрстам, была регалия, т.е. исключительное право добычи, драгоценных металлов, а так же чеканка монеты.
Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль.
«Золотая булла» воспретила союзы городов. Решение важных дел передавалось коллегии курфюрстов которая должна созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получили все права самостоятельных властителей. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство.
Коллегия имела право суда над императором и его смещение. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам. «Золотая булла» закрепила управление Германией в руках семи курфюрстов: трех Архиепископов - Майницского, Кельнского, Трирского, а так же макграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфольцграфа Рейнского.
Ежегодно в течении месяца проводился съезд коллегии для обсуждения государственных дел.
Расцвет феодальной Чехии, вынесший ее на авансцену хозяйственной и политической жизни империи, естественно сопровождался резкие обострением социальных противоречий в стране. Положение деревни ш исходе XIV -- в начале XV в. ухудшалось, несмотря на смягчение некоторы> форм крестьянской зависимости (местами отмирало или выкупалось праве господина на выморочное имущество подданного) и на реальное снижение фиксированного денежного оброка из-за происходившей порчи монеты Помещики с лихвой возмещали свои потери чрезвычайными поборами, кое-где вводили барщину. Государственные подати и церковная десятина, дополненная всякого рода поборами, отнимали у крестьянина всю большую долю урожая. В городах самоуправство патрициата ожесточало против неге плебс и средние слои бюргерства. Знамение надвигавшегося социального кризиса было распространение в XIV в. еретических течений в деревне и городе.
Ненависть народа, прежде всего, концентрировалась на католической церкви. Та своим авторитетом освящала царившие притеснения и произвол. Сама она была богатейшим землевладельцем -- ей принадлежало до трети всех возделываемых земель. Поборы с паствы, доходы от имений приносили церкви огромные суммы; часть их ежегодно уходила за рубеж, папской курии. Против высшего духовенства с его богатствами и с его пороками зрел протест не только в простом народе. Недовольство, подогреваемое завистью, охватывало также дворян и зажиточных горожан.
В высшем клире Чехии были сильны позиции немцев. Немцы преобладали в патрициате Праги и других крупных городов. Это придало социальному конфликту форму борьбы против немецкого засилья в стране.
Между различными слоями общества, цементируемыми общей враждой к прелатам и стремлением избавиться от засилья немцев, не затухали классовые противоречия. Не гасли и внутриклассовые конфликты.
Немаловажную роль в событиях гуситской поры сыграли раздоры между панами и мелким рыцарством, тем более, что имущественное оскудение рыцарей (земанов) форсировалось прямым насилием со стороны знати. Е этом смысле типична биография будущего гуситского полководца -- рыцаре Яна Жижки (1378-1424), чью родовую деревушку захватил могущественные сосед пан Рожмберк.
Выразителем охватившего общества негодования явился профессор пражского университета Ян Гус (1369-1415), вокруг которого сплотилась оппозиция. Казнь Гуса, осужденного вселенским собором в Констанце, всколыхнула Чехию. Гуситы -- последователи Гуса -- заявили протест против решения собора. Они стали прогонять поставленных епископатом священников. Начались захваты церковных имуществ. К лету 1419 г. движение переросло в открытую гражданскую войну.
Оплотом революционного крыла в гуситских войнах станет воздвигнутая ранней весной 1420 г. на одном из южночешских холмов крепость Табор. Таборитам, среди которых доминировали крестьяне, городской плебс, мелкие ремесленники, отнятие земель у католической церкви и изгнание немецкого патрициата рисовалось лишь как первый шаг к установлению всеобщего равенства. Табориты говорили, что "все должны быть братьями, а панов чтобы не было и чтобы человек не подчинялся человеку, и потому они приняли имя братьев, говорят, что отныне не будет больше ни податей, ни оброков, ни тех, кто принуждает их платить". "... Пусть на Таборе не будет ничего моего и ничего твоего, но пусть всего у всех будет поровну; отныне все у всех и всегда должно быть общим" -- учили их проповедники, поднимая народ на беспощадную борьбу против господ. Комаров С.А. Общая теория государства и права - М.,1998
На Таборе действительно ввели общность имущества и равенство потребления. Но долго так не могло продолжаться. Утвердить принципы равенства и братства в условиях XV в. было, разумеется, немыслимо.
Неизбежная имущественная и социальная дифференциация разъедала примитивный, потребительский коммунизм крестьянско-плебейского лагеря. К 1421 г. таборитское войско теряет свой первоначальный характер народного ополчения. Часть ополченцев, использовав свою долю военной добычи для обзаведения хозяйством, вернулась к мирному труду. Другие остались в войске -- уже как профессионалы; так сложились "полевые войска", в которых росло влияние рыцарства. "Царство божие на земле", которое хотели построить табориты, понемногу отодвигалось куда-то в туманную даль.
Тем не менее и после 1421 г. Табор и близкие ему по духу общины будут опорой демократических сил. Им придется выдержать долгую борьбу не только с императорско-католическим лагерем, но и с умеренными гуситами (чашниками).
Правое крыло гуситов, объединившее зажиточные слои города и дворян (преимущественно рыцарство, х и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.