На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные причины пауперизации населения Англии в XVI веке и позиция английской монархии в отношении пауперов. Анализ основных причин неэффективности социальной адаптации. Пауперы как класс английского общества и пауперизм как основной источник дохода.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 15.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ. В.Г. БЕЛИНСКОГО
Реферат
Причины неэффективности социальной адаптации пауперов в Англии XVI века

Выполнил: аспирант
первого курса Шабаев А.Н.
Пенза 2010
Содержание

Введение

1. Основные причины пауперизации населения Англии в XVI веке и позиция английской монархии в отношении пауперов

Основные причины пауперизации населения

Позиция английской монархии по отношению к пауперам

2. Основные причины неэффективности социальной адаптации пауперов

Пауперы как класс английского общества

Пауперизм как основной источник дохода

Заключение

    Список использованной литературы и источников

Введение

Актуальность темы: Проблема нищенства и бродяжничества всегда была одной из самых острых на протяжении всей человеческой истории. Соответственно, те социальные проблемы, которые существуют сегодня, вытекают из более ранних периодов и находятся в генетической зависимости от них, следовательно, изучая социальную историю прошлого, мы можем лучше понять проблемы современного мира. Особенно актуальной в этом отношении является проблема неэффективной адаптации пауперов в Англии XVI века: - происходившее в этот период массовое разорение английского населения в какой то степени можно сопоставить с сегодняшними массовыми увольнениями и сокращением доходов людей, вызванных последствиями экономического кризиса.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной работы является моргинализация или пауперизация английского общества, происходившая на протяжении XVI веке. В качестве предмета исследования выступают бытовая жизнь и психология английских моргинализированых слоёв населения.

Цель работы. Целью данной работы является ответить на вопрос, по какой причине пауперов не удавалось вернуть в нормальную общественную жизнь

Задачи работы. Из выше поставленной цели вытекаю следующие частные задачи работы:

· Выяснить, почему и как происходила пауперизация населения, и почему все попытки английской монархии повернуть этот процесс вспять оканчивались крахом

· Определить, насколько большую роль в неэффективности социальной адаптации сыграла психология морганализированного населения

Степень изученности данной проблемы. Необходимо отметить, что вплоть до сегодняшнего дня данная тема изучалась только историками, в основном обращавшими в пауперизации населения на социально-экономические причины данного процесса. Первым учёным, сделавшим акцент на проблему разорения населения и массового нищенства, стал К. Маркс, отразивший её в своём «Капитале».

Позднее тема пауперизации населения получила развитие в работах профессора В.Ф. Семёнова, который затронул проблему пауперизации населения в своей статье «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство Тюдоров по вопросу о пауперах», сделав основной акцент на изучении пауперов как социальной группы и, главное, на мерах английской монархии по борьбе с нищенством.
Как не парадоксально, но эта небольшая статья до сих пор является основной работой по данной тематике, и в последующие десятилетия она лишь дополнялась сведениями, содержащимися в работами исследователей средневековой Англии и учёными из смежных дисциплин. Среди них можно выделить такие имена, как В.П. Митрофанов (Из истории пауперизма в Англии второй половины 16-ого-середины 17-ого веков»), А.С. Щеглова («Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии») и польский учёный Б. Геремек («О процессе становления светской системы благотворительности в странах Западной Европы в XVI-XVII вв.») и В. П. Винокурова («Нищие в малых городах юго-западной Англии в 16 - 17ом веках»).
В целом, можно отметить, что данная тема является малоизученной и нуждается в дальнейших исследованиях.
Научная новизна работы. Новизна работы состоит в том, что проблема пауперизации в Англии впервые рассматривается не только в социально-экономическом аспекте, но и в аспекте личностной и массовой психологии людей.
Научно-практическая значимость работы. Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть использована при подготовке студентов к семинарским занятиям по психологии и социальной истории, при составлении докладов и рефератов в университетах и других образовательных учреждениях.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основные причины пауперизации населения Англии в XVI веке и позиция английской монархии в отношении пауперов

Основные причины пауперизации населения

XVI век - это время, когда в Англии происходят глубокие и необратимые изменения, затронувшие все сферы жизни. Суть этих изменений состояла в том, что средневековая структура общества деформировалась и видоизменялась, порождая внутри себя новые отношения, которые впоследствии станут основой новой формации - капиталистической. В экономике это выражалось, прежде всего, в развитии новых видов хозяйства - фермы и мануфактуры. Одновременно с этим (и во многом под влиянием этого) происходят изменения внутри самого общества - появляются новые социальные группы, постепенно деформируются и исчезают старые. Это был сложный процесс, порождавший в обществе множество противоречий и всевозможных последствий, негативно отражающихся на общественной жизни.

Одним из таких последствий стала пауперизация или массовое обнищание населения. Уже к середине XVI века в стране появилось огромное количество людей, лишённых жилья и элементарных средств существования. Поскольку организованного учёта пауперов не велось, об общей численности бродяг и нищих можно было догадываться лишь приблизительно. В частности, мэр Лондона в 1594 году заявил, что в Лондоне находится 12 тысяч нищих и бродяг. Однако некоторые наблюдатели называли и куда большие цифры - до 50 тыс., то есть едва ли не четверть населения города. По данным английского историка Гаррисона, во времена Эдуарда было казнено 72 тыс. бродяг и нищих: хотя данная цифра явно преувеличена, она всё-таки заставляет заду3маться, особенно если учесть, что население Англии в начале 16-ого века 2,5 - 3 млн. человек, а к концу его - 4,1 млн. Дмитриева О.В. Социально-экономическое развитие Англии в XVI веке. М.: Изд-во МГУ, 1990. С-7

Какими же конкретными причинами было вызван этот негативный процесс и какие социальные группы он затронул? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно уяснить, что к началу 16-ого века Англия, как и все остальные государства, была аграрной страной. Соответственно, изменения, происходившие в английской деревне, были определяющими для жизни всего общества. А суть этих изменений состояла в том, что начиная с конца 15-ого века, в Европе стремительно повышается спрос на шерсть. В результате этого многие английские джентри и зажиточное крестьянство начинают огораживать пахотные участки и превращать их в пастбища. Этот процесс, получивший в научной литературе название огораживаний, вёл к разрушению домов и хозяйственных строений крестьян-держателей, а затем и к их сгону с земли.

Одновременно с этим в Англии, как и в других странах Западной Европы, происходит быстрый рост, к концу века выросших в 2-3 раза. С одной стороны, этот процесс способствовал разорению населения, с другой - вёл к росту расходов английских аристократов, тративших колоссальные суммы Весьма интересны данные, которые приводит Штокмар. «Костюмы придворного дворянства и знати отличались необычайной роскошью и стоили очень дорого: вышитые и богато разукрашенные штаны стоили от 7 до 100 фунтов стерлингов, чулки -- от 15 шиллингов и выше, рубашки от 10 шиллингов до 5 фунтов, башмаки от 4 до 10 фунтов. Эти цифры станут особенно выразительными, если учесть, что годовой доход с небольшого поместья равнялся 10-15 фунтам». Стремясь компенсировать свои траты, лендлорды прибегали к следующим способам:

1.) постоянно увеличивали крестьянскую ренту за пользование землёй

2.) сдавали землю в долгосрочную аренду фермерам, которые были одними из наиболее активных огораживателей

И в том и другом случае это вело к разорению крестьянских хозяйств, обнищанию сельского населения и его последующей маргинализации.

Если сам процесс разорения английского крестьянства не вызывает сомнений, то вопрос о масштабах этого процесса является в научной литературе дискуссионным. Тем не менее, большинство историков сходятся во мнении, что огораживания и экспроприация сельского населения носили массовый характер. Так, по подсчётам американского исследователя Э. Гэя, в центральных английских графствах за тридцать лет (1485-1517 гг.) было огорожено 71 634 акров пахотной земли, т.е. 16% всей пахотной площади, а также разрушено 1404 крестьянских хозяйств. При этом от огораживаний пострадало 671 селение, а 5851 домохозяев подверглись эвикции и, потеряв свои хозяйство, превратились в бродяг Семенов В. Ф. «Раннее капиталистическое фермерство в Англии в первой половине 16 - первой половине 17-ого веков»// сборник «Генезис капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, М: 1965, С-184.

Приблизительно такую же картину можно было наблюдать в других графствах Англии, из чего становится очевидным, что уже в начале XVI-ого века значительная часть английского крестьянства превратилась в деклассированный элемент. Если учесть, что в последующий период количество огораживаний только увеличивается, можно смело говорить о разорении десятков и даже сотен тысяч крестьян, составлявших, таким образом, основной «контингент» армии бродяг и нищих.

Вместе тем, пауперизации в этот период подвергались и другие группы английского общества. XVI век - время быстрого разорения многих ремесленников, попадавших во всю большую зависимость от купцов и перекупщиков. Так, в 1539 году лорд хранитель королевской печати получил жалобу от ткачей Сеффолка и Эссекса, в которой они жаловались на произвол скупщиков и богачей, указывая, что «плата так мала, что ваши просители ткачи не могут своим трудом поддержать свое бедное хозяйство, хотя они и работают непрестанно…» Хрестоматия «История средних веков». ред. Степанова. М: «Просвещение», 1981. С-265 . Начавшийся в этот же период процесс замыкания цехов вёл к тому, что значительная часть учеников и подмастерьев потеряла возможность стать мастерами и была низведена до положения наёмных рабочих, трудившихся в крайне тяжёлых условиях. По свидетельствам современников, нередко ученики бросали работу в мастерских и отправлялись на поиски случайного заработка, в результате чего, английские города были буквально переполнены людьми без постоянного источника дохода. По подсчётам историков, ежегодный доход среднего лондонского обывателя колебался от 3 до 6,5 фунта в год, или от 6 до 9 пенсов в день. В то же время на самое скромное пропитание для одного человека требовалось 2-3 пенса Тревельян Дж М. «Социальная история Англии». Изд-во иностранной литературы, 1969,С-136. Если учесть, что среднестатистический англичанин был обременён семьёй и платил многочисленные налоги, то становится очевидным, что большая часть населения балансировала на грани бедности, а порой и переходила эту грань.

В провинциальных городах, где доходы были значительно скромнее, ситуация была ещё более сложной. Весьма показательна в этом отношении ситуация, сложившаяся в конце XVI века в небольшом городке Солсбери. В конце века несколько плохих урожае вели к росту цен, вследствие чего в 1604 году местные власти были вынуждены признать, что около пятой части населения города нуждается в помощи. В дальнейшем проблемы сохранились: в 1620-е гг. городские власти сделали вывод, что до половины населения города пауперизировано, и число бедняков в городе составило 3 тысячи человек, из них больше тысячи не имели работы. Тогда же из города было выслано несколько сотен бродяг, среди которых наряду с пришлыми крестьянами оказалось больше сотни разорившихся и потерявших жильё горожан. Появлению в городах новых нищих бродяг также способствовала и политика властей по борьбе с перенаселением городских домов, нередко даже выселяя из них родственников домовладельцев. Так, в 1563 году лондонцу Эндрю Хэму было приказано удалить из своего дома сестру под угрозой штрафа в 40 шиллингов Митрофанов В. П. «Из истории пауперизма в Англии второй половины 16-ого - середины 17-ого веков»// сборник «Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского». Нижний Новгород, 2007, С-84.

Ещё одним источником пауперизации стала проведённая при Генрихе VII секуляризация. В период с 1536 по 1539 годы в Англии было закрыто 376 монастырей Мортон А. Л. «История Англии» М: Издательство иностранной литературы 1950, С-365

. И, как свидетельствует английский историк Мортон тысячи монахов потеряли крышу над головой, превратились в бездомных бродяг, фактически исчезнув как самостоятельный слой общества. Такая же участь постигла и многочисленный бедный люд, получавший от монастырей материальную поддержку. По приказанию того же Генриха VII аристократы распустили свои многочисленные феодальные дружины. Вследствие этого на улицу оказалась выброшена многочисленная группа людей, которая, в отличие от монахов, ещё и не была приучена к физическому труду. А если учесть, что дружинники не знали никакого другого дела, кроме, военного, то вряд ли стоит удивляться, что по ходу XVI века в Англии увеличилось количество разбойничьих банд, занимавшихся вооружённым грабежом.

Позиция английской монархии по отношению к пауперам

Количество бродяг, заполонивших улицы городов и дороги Англии, была настолько велико, что вызывало беспокойство у правящей элиты, побуждая, таким образом, государство к решительным мерам. Следствием этого стали так называемые законы о бедных. Первые законодательные акты, связанные с бродяжничеством, выходят ещё в конце XVI века или, точнее говоря, в 1495 году. Впоследствии подобные акты стали выходить десятками, что позволят говорить, что проблема борьбы с нищенством и бродяжничеством была одним из важнейших направлений английского законодательства.

Анализируя законодательные акты, в них можно выделить 2 основные стороны: позитивную и репрессивную. Репрессивная сторона особенно ярко проявлялась в ранних актах (1530, 1536 и 1547 года). Суть заключалась в том, что государство пыталось прикрепить бродяг к одному месту и принудить трудоспособных пауперов заниматься трудом под угрозой различных наказаний, подчас очень жестоких. Например, согласно акту от 1530 года задержанного нищего наказывали следующим образом. Его приковывали к телеге, которая ехала через город или селение и на протяжении пути наносили удары плетью до тех пор, пока «тело не покрывалось кровью». После этого с паупера брали клятву, что он вернется на свое прежнее место жительства (место рождения или то место, где он прожил не менее трех лет) и займется работой Семенов В. Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство Тюдоров по вопросу о пауперах»// сборник «Средние века», выпуск 4, М: 1953, С-215. Каждому наказанному бродяге выдавалось удостоверение, в котором указывалось, что он действительно был наказан в таком-то месте и в такое-то время. Если нищего вновь ловили не в той местности, где ему было приписано жить, то он вновь подвергался той же процедуре. Не меньшей жестокостью отличался акт 1547 года, по которому на его груди следовало выжигать букву «V», после чего его отдавали на два в рабство года к состоятельному соседу или тому лицу, которое донесет на нищего. Если бродяга пытался бежать, и его ловили, то его секли плетьми и на лбу у него выжигалась буква «S», он превращался в раба пожизненно. В случае, если раб бежал в третий раз или отказывался от работы, то его надлежало казнить. К. Маркс «Первоначальное накопление капитала»//«Капитал», книга 1. М: Издательство политической литературы, 1983, с. 745

Одновременно с этим английские власти начинали осознавать, что только одними репрессиями этой проблемы решить нельзя. В результате, начиная с 1536 года, в государственных актах о отчасти признается, что часть пауперов стали таковыми вне зависимости от своей воли и, значит, имеют право на помощь со стороны государства. Согласно акту 1547 года во всех приходах устанавливалась обязательная помощь нищим и бездомным беднякам. В этом же году был проведен первый сбор в Лондоне в пользу бедных. Сборщикам предписывалось «мягко просить и требовать платы». Однако лондонские жители особенного сочувствия к обездоленным не испытывали, и попытки сбора денег подобным образом всегда заканчивались провалом. По ходу 16-ого века эти сборы эволюционировали от добровольных взносов до обязательного налога, что было окончательно зафиксировано статутами 1597 и 1601 года.

Одновременно с этим продолжала развиваться благотворительность. В частности, возле общественных мест часто выставлялись специальные ящики для сбора пожертвований. Около таких ящиков обычно стояло двое престарелых нищих, которые были должны «опустив глаза, скорбным, но достойным тоном повторять фразу: «Умоляем вас, ради Бога, не забывайте бедных» Винокурова В. П. Нищие в малых городах юго-западной Англии в 16 - 17ом веках»// сборник «Средние века», выпуск 59, с. 43

.

Другим важным направлением в политике государства стало создание рабочих мест для пауперов на местах. Ряд статутов предписывали отдавать нищих и их детей в услужение к состоятельным жителям прихода. Кроме того, статуты 1572 и 1576 годов предписывают создание «работных» домов, куда заключались «злостные и ленивые» бродяги. Официально заявлялось, что эти меры преследуют цели дать нищим возможность содержать себя и приучить их к труду, причем основным «инструментом обучения» была, как правило, плеть.

В целом же, нужно констатировать, что социальное законодательство этого периода так и не решило поставленных перед собой основных задач. Разумеется, социальная политика английской монархии не всегда была оптимальной, однако ее нельзя обвинить в полной пассивности и нежелании решить в данный вопрос. Решить данную проблему в тот временной период было невозможно в принципе, так как аграрная революция в Англии и экспроприация населения продолжались, единственное, что могла делать английская монархия, это удерживать количество бродяг на определенном уровне и ослаблять социальную напряженность, с чем она по ходу 16-ого - середины 17-ого века в целом справлялась.

Однако если говорить о результатах в плане социально адаптации пауперов, то результаты были весьма печальны: в дошедших до нас источниках нет ни одного упоминания или примера, где говорилось бы, что паупер покончил со своим антисоциальным образом жизни и стал добропорядочным членом общества.

2. Основные причины неэффективности социальной адаптации пауперов

Пауперы как класс английского общества

Почему политика английской монархии, проводимая на протяжении более чем ста лет, оказалась настолько неэффективной? Несомненно, это было предопределено рядом сложных экономических и социальных процессов. Однако во всех государственных актах наряду с этим указывалась ещё одна причина - нежелание «злостных» бродяг и нищих заниматься честным трудом. Обоснованно это утверждение? На первый взгляд кажется, что не особенно - из предыдущей главы достаточно очевидно, что подавляющая часть пауперов оказывались на этом поприще отнюдь не добровольно. До того, как стать бродягами, они жили в рамках общества, занимая там какую-то социальную нишу, имели жильё и определённый доход, и вернуться ко всему этому должно было быть верхом их мечтаний.

Однако в действительности значительная доля нищих не желала слышать о возврате к нормальной жизни не под каким видом. В качестве примера можно привести отчёт одного из бейлифов города Ньюкасл, относящегося ко второй половине XVI века Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки.- 2001.- №5, С-156. Там местные власти провели своего рода социальный эксперимент: нескольким десяткам трудоспособных бродяг в предместьях города были выделены небольшие участки и жильё, а также необходимые для сельхозработ инструменты и жильё. Предприняв это, представители власти рассчитывали, что пауперы смогут обеспечивать себя пропитанием и постепенно приучатся к труду. Результаты, однако, оказались совершено иными. Не прошло и 2 месяцев, как часть «земледельцев» исчезла в неизвестном направлении, а те, кто остался, вместо того, чтобы работать, предпочитали шататься по окрестностям или выпрашивать у чиновников какую-то дополнительную помощь Там же, С-157.

Весьма показателен в этом отношении и другой пример, относящийся, правда, уже к XIX веку. Тогда некое «Общество коммерсантов» предложило трудоустроить всех лондонских нищих на трехдневную работу. Из 727 трудоустроенных нищих только 174 человека явились на работу, из них 37 проработали до полудня, взяли половину суммы и исчезли, 68 проработали до вечера, 51 -- два дня и лишь 18 человек трудились все три дня, после чего получили постоянную работу Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии “негативной адаптации” // Социологические исследования. 1999. № 4

.

Почему же пауперы не захотели жить работать? Очевидно, ответ на этот вопрос следует искать в психологии этих людей. Тот образ жизни, который они вели, несомненно, накладывал отпечаток на их образ мышления, формируя в их психике ряд характерных черт. Одна из них - негативное отношение к труду - которое, по мнению современных психологов, формируется у большинства бродяг после полугода проживания на улице. Фактически с этого момента начинается деградация личности, пауперы уже стремятся не к тому, чтобы заработать блага, а к тому, чтобы получить их ничего не делая, стараются искать «халяву», то есть бесплатное питание, одежду и обувь.

Нужно, отметить, что негативное отношение к физическому труду во многом формировалось под влиянием проводимой государством политики. В качестве наиболее яркого примера можно взять «исправительные» или работные дома, (house of corretion) куда помещались бродяги, которые побирались, отказывались от предлагаемой работы или выполняли ее плохо и небрежно. Несмотря на то, что в законе всячески подчеркивалось, что главная цель «исправительного дома» - перевоспитание нищих и приучение их к труду - это едва ли соответствовало действительности. Помещённые (хотя было бы вернее сказать «заключённые») в работный дом пауперы, в среднем, трудились 13 часов в сутки зимой и 15 часов - летом. Предусматривалось лишь два перерыва: 30 минут на обед и 15 минут на молитву Семенов В. Ф. «Пауперизм в Англии 16-ого века и законодательство…, С-219. За любые проступки, даже самые мелкие, нищие строжайшим образом наказывались плетьми, а в рабочем доме в Винчестере этой процедуре сразу подвергались все вновь прибывшие «воспитанники», видимо, в целях профилактики. На содержание одного нищего в день выделялся всего 1 пенс, что было явно недостаточно (в середине 16-ого века на содержание одного человека требовалось 2-3 пенса в день, а к концу века цены значительно выросли). Если паупер пытался бежать, то его наказывали плетьми, а затем приковывали к рабочему месту цепями там же, С-221.

Очевидно, что после такой «педагогики» у людей было только одно желание - поскорее выбраться из этой тюрьмы, а шансы, что бродяга вернётся к нормальной жизни и станет работать, равнялись нулю. Вдобавок к этому, выходящие или сбежавшие из работного пауперы были серьёзно озлоблены на общество, подсознательно противопоставляли его и себя. Это чувство ещё более усиливалось негативным отношением к пауперам не только государства, но и осёдлого населения. Хотя стоит отметить, что в последнем случае всё было далеко не так однозначно. С одной стороны, жители городов действительно смотрели на бродяг как на чужеродный элемент, как на источник повышенной опасности, от которого неплохо избавиться. Особенно в этом отношении были показательны северные графства и Шотландия, почти не затронутые в XVI веке огораживаниями: местное население рассматривало пришлых с юга бродяг не только как чужаков, но ещё и как источник дешёвый рабочей силы, серьёзно сбивавший расценки на рынке труда Штокмар В. В. «Очерки по истории Англии». Издательство Ленинградского университета, Л. 1962, с. 160. А введённый повсеместно налог в пользу бедных давал повод населению (к слову, отнюдь не рвавшегося его платить) смотреть на пауперов ещё и как на нахлебников, паразитов на теле общества.

Вместе с тем, отношение к пауперам, зачастую, сильно дифференцировалось. Обычно люди относились более снисходительно к нетрудоспособным нищим, малолетним детям, старикам. Кроме того, практика того времени показывала, что жители любого города предпочитали поддерживать своих, а не пришлых нищих и бедняков. Так, в одном из приходов Лондона хлеб и небольшие суммы раздавались только тем, кто прожил в городе не менее 7 лет и полностью утратил трудоспособность Геремек Б. О процессе становления светской системы благотворительности в странах Западной Европы в XVI-XVII вв.. М.: Просвещение 1990, С-458. Кроме того, помощь оказывалась некоторым местным рабочим, зависевшими от сезонных работ и также периодически нуждавшихся в социальной помощи. Подобные раздачи всегда происходили в присутствии стражи и чиновников, которые наблюдали за порядком и следили за тем, чтобы помощь получали лишь те, кто занесен в списки.

В исключительных случаях нищим предоставлялся шанс не только получать милостыню, но и завести собственное дело. Так, в конце XVI века, по инициативе группы пуританской элиты, город Солсбери город привлек женщин к работе в торговле, а также предоставил кредит на два года нескольких дюжинам молодых бедняков при условии предоставления ими работы другим беднякам в качестве ремесленников, установил, что работный дом должен стать не только исправительным заведением, но и местом обучения торговле детей бедноты Там же, С-502.

Однако оба вышеперечисленных примеры не являются типичными для Англии XVI века. Вдобавок к этому, категории, которым общественность оказывала поддержку, не являлась настоящими маргиналами в полном смысле этого слова. Большая часть нищих и бродяг, скитавшихся по Англии, не относилась к вышеперечисленным категориям, и, следовательно, не могли рассчитывать на подобное отношение. Их уделом обычно было гипертрофированное чувство свободы и независимости, а также отчуждение от враждебного социального мира, бравирование бесполезностью своего существования: дескать «сами живем - казне дохода не даем; сами умрем - и казна нас похоронит». У большинства пауперов со временем формировалось гипертрофированное чувство стабильности - достигнув самого дна, человек осознавал, что опускаться ниже просто некуда, и хуже уже не будет.

Большинство бродяг также были склонны не говорить о своём прошлом, а придумывать о себе «легенду», оттачивая её с каждым днём всё более и более, до такой степени, что порою сами начинают в неё верить. Часто это делалось с тем, чтобы защитить себя от возможных нападок других бродяг Бутовская М. Л., Дьяконов И. Ю., Ванчатова М. А. Бредущие среди нас. Нищие в России и странах Европы, история и современность, М.: «Научный мир», 2007, С-65.

Два вышеуказанные черты пауперов - нега и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.