На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Конфессиональные школы и их роль в просвещении Туркестанского края и Кыргызстана в конце XIX-начале XX вв. Особенности мектебов и медресе, использование новометодного обучения. Специфика светского обучения в Туркестане (на материалах Кыргызстана).

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 29.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
КГНУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв.
Выполнила:
студентка 4 курса
факультета истории и
регионоведения
Фаткуллина Лариса
Бишкек 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§ 1. Конфессиональные школы и их роль в просвещении Туркестанского края и Кыргызстана в конце XIX начале XX вв.
а) Мектебы
б) Медресе
в) Новометодные школы
§ 2. Светское обучение в Туркестане (на материалах Кыргызстана)
а) Русско-туземные школы
б) Дореволюционные русские школы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение: таблицы
ВВЕДЕНИЕ
Научное освещение истории школ дореволюционного Кыргызстана имеет большое теоретическое и познавательное значение.
Но, к сожалению, на сегодняшний день у нас еще нет ни одной работы на русском языке, посвященной этой теме и написанной не с позиции марксизма-ленининзма, с новой, современной точки зрения, - когда мы сможем более объективно оценить то, что является нашей историей.
Актуальность этой темы проявляется в том, что в последнее время возникла настоятельная необходимость пересмотра устаревших взглядов, гипотез, концепций о школах в дооктябрьском Кыргызстане, решить вопрос о том, какой вклад внесли в дело просвещения кыргызского народа, какие ставили они цели и задачи, и чего они смогли достигнуть в деле просвещения дореволюционного Кыргызстана.
Изучение дореволюционной истории школ на территории Кыргызстана имеет свои особенности и трудности.
По этой теме очень много работ дореволюционных авторов: С.М. Граменицкого, Н.А. Бобровникова, Н.П. Остроумова, В.П. Наливкина, а также политика просвещения колониальной и туркестанской администрации нашла свое отражение в трудах К.П. Кауфмана, и А.Н. Куропаткина, А.Талызина, К.К. Палена. В них содержится огромное количество фактического материала, но они освещают историю просвещения в Туркестанском крае объективистски, в отрыве от социально-экономических условий, при этом почти не касаются состояния народного образования непосредственно на территории современного Кыргызстана. Весь этот материал требует дополнительной переработки и изложения этих данных на современном уровне. В послеоктябрьский период изучением актуальных проблем просвещения дореволюционного Кыргызстана как части Средней Азии занимались следующие научные организации и учреждения:
Туркестанский университет (позже Среднеазиатский, затем Ташкентский) возник в 1920 г.
Туркестанский комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы - Туркомстарис, а с 1924 по 1928 гг. Средазкомстарис. Создан в 1920 г.
Киргизская народная комиссия, организованная в 1925 г, при отделе народного образования Киргизской автономной области.
Центральный музей Киргизии, открыт в 1927 г., в доме, где жил М.В. Фрунзе.
Киргизское общество краеведения, основано в 1926 г. во Фрунзе, на его основе создается в 1928 году Кирг. НИИ Краеведения при СНК Кирг. ССР, в 1936 году, их него выделился институт языка и письменности, впоследствии был реорганизован в ИЯЛИ (институт языка, литературы, истории).
Исторический факультет Киргизского педагогического института, основанного в 1932 г.
Комитет наук при СНК Кирг. ССР, созданный в 1937 г, его деятельность была направлена на создание новых научных учреждений, подготовки научных кадров.
Эти учреждения накопили со временем большой фактический материал, и выпустили компетентных научных специалистов, внесших большой вклад в изучение проблем истории Кыргызстана.
Дореволюционной и советской литературой поднят немалый пласт фактического материала по истории дореволюционного Кыргызстана, в этом плане очень ценны аннотированные библиографические указатели дореволюционной и советской литературы по истории, археологии и этнографии Кыргызстана, разработанные выдающимся ученым З.А. Амитиным-Шапиро, его работа оказала неоценимую помощь в подборе литературы по данной теме.
Подводя итоги к вышеизложенному, нельзя не подчеркнуть, что в изучении истории школ Кыргызстана в дореволюционный период можно заметить, что в лучшем случае это было накопление сырых фактов, отрывочно избранных и отображение отдельных сторон исторического процесса.
Для историографии просвещения дореволюционного Кыргызстана характерно:
1. отсутствие планомерного и систематического изучения.
2. игнорирование социально-экономического развития региона Негативная сторона.
3. ознакомление мира с нравами и обычаями, бытом и культурой коренного населения и историко-социологическими памятниками Туркестанского края - позитивная сторона.
Вопросы в просвещения дореволюционном Кыргызстане ставились и в советское время. Так в книге А.Э. Измаилова «Очерки истории советской школы в Киргизии за 40 лет (1917-1957)» дается краткое освещение истории школы и просвещения в дореволюционный период, т. к. данное исследование посвящено только истории советской школы, опять же все факты подаются с марксистской позиции, подгоняются под большевистское понимание истории.
С позиции марксизма-ленинизма написана и книга Д.О. Айтмамбетова «Дореволюционные школы в Киргизии», но он очень подробно и на основе большого количества материала дает сведения о всех типах школ в дореволюционном Кыргызстане, но, не всегда верно дает оценку событиям того времени.
Не нашла сколь-нибудь подробного освещения истории дореволюционных школ и в фундаментальном труде коллектива института истории АН Кирг. ССР (История Киргизии т. 2.). Там этому вопросу посвящено лишь несколько страниц. Некоторые другие исследователи истории Кыргызстана в своих работах также вскользь касались истории дореволюционных школ.
Целью настоящей работы является попытка представить сжатое и систематизированное изложение истории дореволюционных школ в Кыргызстане. В работе ставятся следующие задачи: краткое освещение истории возникновения дореволюционных школ в Кыргызстане. Раскрытие содержания обучения, дается характеристика мектебов и медресе.
Появившиеся во 2 п. XIX в. новометодные школы, не изменяя религиозного содержания обучения, давали учащимся некоторые элементы светских знаний, но в целом эти школы были подвержены влиянию панисламизма и пантюркизма, поэтому не могли внести много нового в дело просвещения, так как во многом они придерживались старых методов обучения. В последней части этой работы дана характеристика русско-туземных школ, которые в 80-х годах XIX в начали возникать в Кыргызстане. При всех своих недостатках они имели прогрессивное значение - знакомили кыргызскую молодежь с русским языком, и через него и с русской, а затем и мировой культурой.
Там же рассматривается история дореволюционных русских школ в Кыргызстане, которые были созданы для детей переселенцев, но там обучались и дети кыргызов, хотя и в незначительном количестве. Этим объясняется тот факт, что процент грамотности в национальной среде был очень низким - около 2%, а среди женщин азбучную грамотность знали лишь единицы.
Эта работа должна показать состояние народного образования на территории современного Кыргызстана в дореволюционный период.
Но сама работа не претендует на исчерпывающее освещение истории дореволюционных школ и требует дальнейших исследований.
§ 1. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОСВЕЩЕНИИ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ И КЫРГЫЗСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

а) Мектебы

Первые исторические сведения о мектебе и медресе относятся к VIII в. По данным В.В. Бартольда, у мусульман с момента утверждения ислама были известны два типа школ: - начальная школа и медресе - высшая духовная школа.

Мектеб - в буквальном смысле означает «место, где пишут». Медресе, как место, где проводили лекции знатоки ислама, возникли у арабов еще в VII-VIII вв. при халифах-омейядах. По мере распространения ислама, при некоторых мечетях образовывались своего рода богословские факультеты - из них наиболее известна школа при мечети Азхар в Каире (Х в.), а также при Каабе (в Мекке). Позднее начали строить специальные здания для учебных занятий, с кельями студентов и аудиториями для лекций. Эти школы получили название «медресе» - «место учения» (от глагола «дараса» - «изучать»). Ислам быстро распространяется из Аравии на восток и запад, а вместе с ним, распространяются медресе и мектебы. «Мектебы и медресе, - писал директор Казанской учительской семинарии Н.А. Бобровников, - до недавнего времени были во всем мусульманском мире, от Марокко до Китая, одной застывшей в неподвижных формах организацией. Еще 25 лет назад, входя в мектебу или медресе в Алжире, Константинополе или Бруссе, я чувствовал себя как бы перенесенным в приволжские местности: до такой степени общая картина была тождественна. Эта однородность организации школ в столь взаимно отдаленных странах была обусловлена безраздельным господством религиозных начал над умами и сердцами мусульман и их полным подчинением авторитету прочно сложившихся традиций»

Первые сведения о медресе в Средней Азии относятся к Х в. Большое распространение они получили в XV-XIX вв. Такие крупные медресе, как медресе Улугбека в Самарканде, Мир-Араб в Бухаре и др., были основаны в XV-XVI в. на территории же современного Кыргызстана медресе возникли значительно позже - в основном во второй половине XIX в медресе создавались там, где проживало оседлое население, а кочевники-кыргызы обучали своих детей в юртах». Англичанин Дж. Вуд, в верховьях реки Оксуса (Аму-Дарьи) в 30-х гг. XIX в. описывает так киргизскую юрту-мектеб «В одной юрте дети занимались уроками под наблюдением муллы: одни учились писать, другие бормотали над истрепанными листами засаленных экземпляров Корана…» У кыргызов-кочевников мектебы обычно не имели определенного места: они помещались в юртах кочевников или под большими деревьями - чинарами или карагачем.

Очень сложно было подсчитать точное количество мектебов у кочевников-кыргызов. Так, например, в рапорте Токмакского уезда Семиреченской области от 12-13 декабря 1891 года в канцелярию степного генерал-губернатора сказано: «Киргизы кочуют небольшими аулами юрт в 10-15, таких соседних аулов иногда собираются до двух-трех сотен. Между ними появляется мулла из своих же киргиз, а иногда из узбеков. Каждый желающий обучать своих сына или дочь, входит в частное соглашение с муллой об оплате и приводит ученика. Если собирается 10-15 учеников, то начинается обучение. Число таких школ определить весьма трудно, ибо они определенного характера не имеют. По отчетам за последние три года на уезд приходится у кыргыз в среднем выводе 50 школ с учениками, а население уезда по переписи 1891 года - 84522 душ обоего пола.

Киргизы как кочевники определенных сел и деревень не имеют, случайная ссора может увеличить, или уменьшить аул и потому отношение школ к аулам определить нельзя». Из сообщений начальника Ошского уезда за 1888 год следует, что в Гульчинской, Алайской и Ак-Бууринской волостях нынешних школ вообще не было. Такое положение объясняется тем, что никакой не было записи учащихся в мектебе, следствие перекочевок аулов, в результате переходов самих мулл на другое место, число учеников постоянно менялось. Наиболее организованные мектебы на территории Кыргызстана были в оседлых поселениях - на юге Кыргызстана, где преобладали узбеки, и на севере - в городах Токмаке, Пишпеке, Пржевальске. Условия обучения в мектебе были очень тяжелые. В кочевых районах это были обычные юрты.

Мектеб в оседлых поселениях - обыкновенная постройка, очень пыльная, часто антисанитарные условия вызывали у учеников глазные и накожные заболевания. Обучение начиналось с изучения арабского алфавита, очень сложного для изучения и употребления после запоминания арабского алфавита ученик переходил к заучиванию абджада - 8 вымышленных слов - абдажд, гавваз, хутти, кальман, сагфас, карашат, саххасс, саззага - в эти слова включен весь арабский алфавит, и только потом ученик приступал к чтению по словом «Хафтьяка». «Хафтьяк» - сборник избранных мест из Корана, посвященных основным положениями вероучения.

Следующий этап - изучение Корана, затем, «Чар-Китеб» («четверокнижия») - описание мусульманских обрядов - при чтении «Чар-Китеба» ученик обучался к письму. Учителя мектебов не упражняли своих учеников в письменных работах. Даже те лица, которые прошли медресе, не умели писать литературно вообще, а на родном языке - в особенности. Арифметике не обучались, арифметические действия производили с помощью камешков. Курс обучения в мектебе продолжался в среднем четыре года. Закончившие его могли лишь читать механически знакомые книги, выводить буквы, списывать с оригинала. А нередко не умели и этого. После всего этого очень немногие одаренные ученики в возрасте не менее 14 лет поступали в медресе.

б) Медресе

В Кыргызстане не получило особого распространения. Это объясняется тем, что здесь влияние мусульманского духовенства не было столь сильным как, например, в соседнем Узбекистане. По данным 1892, было всего 7 медресе, но уже в 1904 г. их только в Ошском уезде насчитывается 88 с 1178 учащихся. Медресе готовили мелких духовных лиц - служителей мечетей и мулл для мектебов. Содержание медресе обеспечивалось вакуфом (вакф) - имуществом, доходы с которого на вечные времена посвящались какому-либо религиозному учреждению. Следует указать, что в северной части Кыргызстана вакуфов не было, так как согласно с т. 100-й «Степного положения» вакуфы не допускались. Видимо, экономические условия кочевой жизни кыргызов не позволяли установить вакуф в пользу медресе, и это явилось одной из причин отсутствия медресе у северных кыргызов.

Конкурса при поступлении не было, условием поступления служило получение кельи (худжры), а значит и доли вакуфного дохода. Учащиеся жили артелями, под руководством старшего ученика. Сами готовили себе пищу, пекли хлеб и пр. Медресе представляло собой четырехугольник, огороженный высокой кирпичной стеной, к внутренней части которой пристраивались худжры где жили учащиеся (муллы), а иногда и преподаватели (мударрисы), дарс-хана - классные комнаты для занятий, мечеть. По середине двора - маленькая комната для омовений (даарат-хана), а за стеной - баня для зимних омовений. Передний фасад наружной стены медресе украшался куполом, расположенным над главными входными воротами. Устава медресе не существовало. Учебная часть медресе была отделена от хозяйственной. Первую вели мударрисы, вторую - мутавали. Принятые в медресе учебные программы в общих чертах были выработаны около 10 веков назад. Учебный год начинался в октябре и заканчивался в апреле. Занимались в субботу, воскресенье, понедельник, вторник в остальные дни не учились. Кроме того занятия не проводились вовремя поста и в праздники Рамазан (у кыргызов называют Орозо-айт) и Курбан-айт, и в летние каникулы - с мая по октябрь. Ученики медресе по степени подготовки разделялись по трем разрядам: младший (адна), средний (аусат) и старший (ала). Ученики были в младшем разряде до тех пор, пока не изучали книги Акаид, в среднем разряде - до перехода к книге Мулла-джалял, начав ее они переходили в старший разряд. В определенное время ученик изучал одну книгу, и переходил к другой, никаких экзаменов при переходе из одного отделения в другое не было. Обучение в медресе, по традиции, состояло из трех главных разделов:

Грамматика арабского языка - курс изучался в течении 2.5-4 лет, кроме этого учащие знакомились с изложением мусульманского и гражданского права.

Курс масаля (фикх) - прохождение книг заключающих в себе полное мусульманское право.

Курс мушкилят (логика) состоял в прохождении на арабском языке отвлеченного богословия из древнегреческой мудрости, в отрывках, часто искаженных.

3 курс был настолько трудным и непонятным, что только то, кто рассчитывал в дальнейшем стать казием или муфтием, проходил его.

Из общеобразовательных предметов изучали: ильм-и-хисаб - науку исчислений, медицину на крайне примитивном уровне, географию по книге на фарси - Маглюмат-уль-фан. Учащие, закончившие медресе, выходили с ничтожным багажом знаний, сущность воспитания в медресе заключалось в систематическом и настойчивом приучении к внешней дисциплине и порядочности, к тому, чтобы во всех случаях сообразовываться, прежде всего с изученными и общепринятыми правилами так называемой благопристойной жизни, а не соображениями собственного разума. Поэтому слащавая вежливость, молчаливость и напускное смирение, стремление говорить только приятное для собеседника, употребление книжного языка и цитирование какого-нибудь автора заменяли собой естественную живость, наблюдательность и общительность учащихся в медресе. Все эти, вначале напускные качества с течением времени превращались в естественные свойства характера.

в) Новометодные школы

Капиталистический путь развития России, политические события в стране во второй половине XIX в и особенно в ХХ в. привели в движение все слои общества и дали небывалый толчок развитию политической и культурной жизни. В это время татарская национальная буржуазия Поволжья и Крыма решила стать просветителем «своих» туркестанских единоверцев. Эти реформаторы мусульманской жизни стремились в первую очередь взять в свои руки школы, чтобы, не меняя религиозного содержания приспособить школу к новым реалиям исторической действительности. Эти задачи были положены в основу так называемых новометодных школ - «усули-джадид». Учредителями и первыми учителями были, в основном, приволжские татары, проводившие в жизнь идеи джадидистов. Программы для этих школ были выработаны на мусульманских съездах 1905 и 1906 гг. в Нижнем Новгороде. Реформа мусульманских учебных заведений была тесно связана с буржуазно-националистической нарождающейся мусульманской буржуазии. Джадидисты старались включить в учебный план школ некоторые светские дисциплины, используя их в помощь богословию и с целью подготовки миссионеров для укрепления ислама. На территории Кыргызстана новометодные школы стали распространяться в начале ХХ века. Начиная с 1901-1902 3 школы в г. Пржевальске, 2 школы в г. Пишпеке, одна школа в Токмаке перешли на новый метод обучения. Позже они появились в отдельных районах Кыргызстана, где учителями были кыргызы, окончившие медресе в городах Уфе, Казани. Новометодные школы начали с замены буквослогательного способа обучения грамоте звуковым, и введения в курс обучения объяснительного чтения. Кроме того, имелись в этих школах парты, доски, географические карты и столы для учителей. Типичный новометодный мектеб «Экбаль» был в Токмаке, там обучались дети разных национальностей. Так, например, в 1904 г. обучалось татар - 36, узбеков - 30, дунган - 9, кашгарцев - 5, кыргызов - 200. В этом мектебе работало 8 учителей. Срок обучения 4 года, учащиеся делились на 3 класса. Учение шло по следующей программе:

1 класс - одногодичный. Чтение и письмо по звуковому способу. Учебники Максудова «Мугаллим авваль» («Начальный учитель») и «Мугалим сани» (2 часть) для чтения арабского текста. Затем книга «Тарбияли бала» («Воспитанное дитя») Фахруддинова. Затем первоначальные сведения о религиозных обрядах (ибадат исламия). Писание цифр до 100.

2 класс - одногодичный. Чтение по книге Максудова «Акиат исламия» (вероучение). Чистописание (язу). Арифметика (Хисяб зегни) - четыре арифметических действия: джам - сложение, тарх - вычитание, зарб - умножение, таксим, тафрик - (деление) чисел до 1000 и более. По родному языку (кырати тюркия) - объяснительное чтение по книге Зубаирова «Раабар-и-сыбьян» - «Руководитель детей». Священная история «Тариху анбия» по учебнику Зубаирова. Чтение Корана с тадживидвом (учение о правильном произношении слов). Начальные сведения о географии (джаграфии).

3 класс - двухгодичный. Грамматическое правописание под диктовку (иила). Чтение и пересказ (маглуматы-шафагия). Чтение корана с тадживидвом. Догматическое вероучение (зарурату диния). История ислама (тарихи ислами) Идрисова. История народа (тарихи милли) - тоже Идрисова. Арабский язык (араб лиссани) Максудова. География Хариса «Джаграфия» при помощи глобуса и карт. Логика (мантык). Стилистика (инша). Арабская литература (магат-бадиг-баян) Саддудина. Арифметика на 4 действия (маджгуль). Геометрия (ашкаль). Гигиена (хифзу сиха) - как сохранить здоровье. Весь этот материал проходился частью по учебникам, частью во время бесед.

Окончившим курс выдавался диплом на татарском языке.

В 1914 году программа изменилась: учащиеся уже делились на 5 отделений, на старших отделениях преподавались новые предметы: анатомия, география России и др. Постепенно мектеб «Экбаль» в Токмаке сделался центром подготовки мусульманских деятелей для всей Северной Киргизии. Здесь учились многие учителя (для местных мектебов) и подготавливались учащиеся для поступления в медресе Казани и Уфы. Позднее, новометодные школы начинают распространяться в отдаленных районах Кыргызстана. Например, в 1909 году в Чон-Кемине открылась новометодная школа «Шабдания» в помещении, построенном сыном Шабдана, она просуществовала только до 1912 г. В 1912 г. открылся мектеб манапа Канаата в Кочкорке: 1914 г. - манап Калпа-ажы на Куртке открывает свой мектеб, а также возникают много других мектебов в разных районах Кыргызстана. Как мы видим, под влиянием татарских просветителей кыргызские манапы стали их последователями в школьном деле - они открывали школы, оплачивали учителей для обучения своих детей, и детей своих сородичей по новому методу, где детей учили читать, писать, считать, давая наряду с религиозным воспитанием сведения по истории и географии других стран. Но, несмотря на эти прогрессивные достижения новометодных школ их конечная цель заключалась в том, чтобы сделать школу орудием объединения мусульман на почве религиозно национальной идеологии.

§ 2. СВЕТСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ТУРКЕСТАНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ КЫРГЫЗСТАНА)

а) Русско-туземные школы

После присоединения Туркестанского края к России, царская администрация приступила к организации школ для совместного обучения русских детей и детей «инородцев». Согласно проекту, предполагалось открыть, во-первых, уездные народные училища с 4 летним общеобразовательным курсом и ремесленным классом, и во-вторых, начальные школы грамотности. Первый тип школ предназначался для уездных городов и вообще пунктов с оседлым населением, а второй для детей русских «простолюдинов» и кочевого населения.

Школы грамотности соответствовали младшему отделению уездной школы - то есть ограничиваются обучением чтению и письму на русском и местном языках и счету. А в программу уездных школ входило преподавание закона божьего (для русских), русского языка, землеописания, счета целых, простых, дробных и десятичных чисел, элементарное черчение в применении к ремеслам, и «туземный язык» для детей местного населения.

При уездных школах должно было быть по 20 вакансий для детей кочевников - будущих учителей степных школ.

Но вначале лишь незначительное число детей из числа местных жителей поступало в эти школы. Одна их главных причин этого заключается в том, что в русских учебных заведениях не преподается ни языка, ни религий туземцев, а потому киргизы предпочитают для обучения своих детей туземной грамоте обратятся к муллам из киргиз, узбеков и татар, имеющихся в волостях, муллы эти кочуют с аулами11 Граменицкий С. Положение инородческого образования в Сыр-Дарьинской области. Ташкент. 1916. С. 113.. Другая причина заключалась в том, что родителям-кочевникам трудно было содержать своих детей в городе или поселке. Для устранения этого положения администрацией Туркестанского края было предложено военным губернаторам областей позаботиться об устройстве в уездных городах за счет местных средств приготовительных пансионов для кыргызских детей. Устройство такого пансиона и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.