На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Классовая и политическая сущность Пятой республики во Франции. Конституция 1958 года. Внутренняя политика де Голля. Распад колониальной империи Франции. Внешняя политика де Голля. Майско-июньский социально-политический кризис 1968 года, его последствия.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 14.12.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ПЛАН:
Введение.
1. Классовая и политическая сущность Пятой республики во Франции. Конституция 1958 года
2. Внутренняя политика де Голля
3. Распад колониальной империи Франции
4. Внешняя политика де Голля
5. Майско-июньский социально-политический кризис 1968 года, его последствия
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ

Голль Шарль Андре Жозеф Матье де (22.11.1890, Лилль - 9.11.1970), французский военный и государственный деятель, бригадный генерал (25.5.1940). Из дворян, сын преподавателя философии и литературы в парижском иезуитском колледже Непорочного зачатия Анри де Голля. Образование получил в колледже иезуитов, Сен-Сирском военном училище (1912) и Высшей военной школе (1924). Службу начал в пехотном полку (которым командовал А. Петэн). По убеждениям правый, «тоскующий монархист» (по собственным словам). Участник 1-й мировой войны, капитан (февр. 1915). Воевал в составе 33-го пехотного полка, был трижды ранен. 2.3.1916 г. в бою под Верденом был вновь ранен, его сочли убитым и оставили на поле боя, обнаружен немцами и взят в плен. Совершил 5 неудачных попыток побега. В 1920-21 гг. входил в состав французской военной миссии в Польше (начальник - ген. М. Вешан), участвовал в военных действиях во время советско-польской войны (1920), награжден польским орденом «Виртути милитари». С 1921 г. служил в штабе вице-председателя Высшего военного совета маршала Петэна. В конце 1929 г. переведен в штаб французских войск в Сирии и Ливане, затем преподавал военную историю в различных военных училищах. Выпустил книги «На острие шпаги» (1932) и «Армия будущего» (1934), посвященные вопросам военного строительства и перехода французской армии на профессиональный принцип комплектования, одновременно критиковал оборонительную политику Генштаба и строительство «линии Мажино». В 1932-36 гг. генеральный секретарь Высшего совета обороны. С 1937 г. командир 507-го бронетанкового полка в Меце. После начала 2-й мировой войны 2.9.1939 г. назначен командующим бронетанковыми войсками действовавшей в Эльзасе 5-й армии. После назначения премьер-министром его хорошего знакомого П. Рейта, Голль 26.4.1940 г. получил в командование 4-ю кирасирскую (бронетанковую) дивизию. Успешно командовал дивизией в боях при Лаоне 17-20.5.1940 г. 28 мая одержал победу при Камоне, став единственным французским командиром, которому во время Французской кампании удалось принудить германские части к отступлению. 6.6.1940 г. назначен заместителем военного министра (суб-секретарем) по вопросам национальной безопасности и командирован в Лондон в качестве офицера связи при британском правительстве. После разгрома англо-французских войск в Европе, когда стало ясно, что новое правительство Петэна склоняется к капитуляции, Голль 17.6.1940 г. вылетел в Лондон. 18 июня выступил по радио с обращением к французам, призвав военных на британской территории установить с ним связь, за что 24 июня официально уволен с занимаемой должности. 4.7.1940 г. французский военный трибунал в Тулузе приговорил Голля заочно к 4 годам тюремного заключения, на новом заседании 2.8.1940 г. Голлю был вынесен смертный приговор. 7.8.1940 г. создал Комитет «Свободной (с июля 1942 г. - Сражающейся) Франции» и стал его президентом. К середине авг. 1940 г. в его движении числилось 140 офицеров и 2100 солдат. 23-25.9.1940 г. участвовал в неудачной попытке захватить французский порт Дакар (однако верные правительству Виши части отказались капитулировать). Тем не менее о признании Голля своим главой объявила администрация ряда французских колоний (Чад, Конго, Убанги-Шари, Габон, Камерун), после чего Голль высадился в Камеруне и принял под свой контроль Французскую Экваториальную Африку. 24.9.1941 г. объявил о создании Французского национального комитета, который должен был являться правительством Франции в изгнании (комитет не был признан союзниками - прежде всего США), входившие в состав комитета комиссары наделялись функциями министров. В 1942 г. представители Голля установили связь с группами Сопротивления во Франции, а в дек. 1942 г. Голль заключил соглашение с коммунистами о совместных действиях против оккупантов. В мае 1943 г. представитель Голля - Ж. Мулен - создал во Франции Национальный совет Сопротивления (НСС). После высадки войск союзников в Алжире (куда Голль прибыл 30.5.1943 г.) 3.6.1943 г. был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО), и Голль вместе с геннралом А. Жиро (которого поддерживали США) стал его сопредседателем (с дек. 1943 г. по май 1944 г. был его единоличным председателем). В августе 1943 г. ФКНО был признан союзниками в качестве временного правительства Франции. Одновременно с 4.4.1944 г. главнокомандующий французской армией. 2.6.1944 г. возглавил временное правительство Французской республики. После высадки союзников во Франции подчиненные Голля войска приняли участие в боях и 24.8.1944 г. вступили в Париж. Сам Голль прибыл во Францию из Алжира 20.8.1944 г. (25 августа прибыл в Париж). В декабре 1944 г. посетил Москву и 10.12.1944 г. подписал советско-французский договор о союзе и взаимопомощи. Провел чистку государственного аппарата от коллаборационистов, национализировал шахты, авиационные заводы и автомобильные заводы Рено. 21 10.1945 г. во Франции прошли всеобщие выборы и 21.11.1945г. Голль возглавил новое коалиционное правительство. 20. 1.1946 г. подал в отставку в знак несогласия с планами коммунистов и социалистов по превращению Франции в многопартийную парламентскую республику. В апреле 1947 г. возглавил созданную им, Ж. Сустелем, М. Дебре и др. своими сторонниками партию Объединение французского народа. В 1953 г. Голль вышел из партии (в 1955 г. она распалась) и на некоторое время отошел от политической деятельности. В условиях военного мятежа в Алжире Голль под давлением армии 1.6.1958 г. был назначен премьер-министром. Провел 28.9.1958 г. референдум по вопросу изменения Конституции, добившись ограничения роли парламента и резкого усиления власти президента. По новой Конституции установившийся режим стал называться Пятой республикой (которая существует до сих пор). Победив 21.12.1958 г. на выборах, Голль 8.1.1959 г. стал президентом Франции. Пользуясь непререкаемым авторитетом среди населения Франции, установил режим личной власти. Его сторонники создали Союз за новую республику, получивший значительное количество мест в Национальном собрании Взяв курс на решение проблемы Алжира в 1962 г. санкционировал подписание Эвианских соглашений, предоставлявших Алжиру независимость, после чего несогласные с его политикой военные образовали подпольную террористическую организацию ОАС и развернули охоту на Голля. В 1962 г. добился пересмотра новой Конституции, что еще больше расширило компетенцию президента. 19.12.1965 г. переизбран на второй срок. В 1968 г. вынес на референдум законопроект о новом административном делении Франции и обновлении Сената, однако не был поддержан (52 % избирателей проголосовали против) и 28.4.1969 г. вышел в отставку, передав исполнение обязанностей президента А. Поэру.
КЛАССОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ.
КОНСТИТУЦИЯ 1958 ГОДА
Установив контроль над армией, де Голль приступил к подготовке новой конституции, которая должна была создать режим «сильной власти». Осенью 1958 г. Правительство вынесло на референдум проект конституции, который во многом повторял предложения, высказанные де Голлем в 1946 г. в речи в Байе. Как и в Конституции 1946 г., Франция объявлялась «неделимой, светской, демократической и социальной республикой», подчеркивалась ее приверженность «правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле Конституции 1946 года». Но система организации власти существенно менялась. Парламентская республика заменялась президентской. Если в Третьей и Четвертой республиках средоточием высшей власти был парламент, то в проекте новой конституции центральное место отводилось президенту.
Президент Республики, избиравшийся на семь лет двухстепенным голосованием коллегией выборщиков с участием членов парламента и органов местного самоуправления (а не только парламентом, как в Третьей и Четвертой республиках), наделялся широчайшими полномочиями. Он являлся гарантом национальной независимости и территориальной целостности Франции, верховным арбитром, обеспечивавшим «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства». Глава государства и вооруженных сил, президент назначал премьер-министра и (по его представлению) других членов правительства, осуществлял назначения на все высшие военные и гражданские должности. Президент подписывал и публиковал законы. Он пользовался правом вернуть любой закон на повторное рассмотрение или, минная парламент, вынести проект закона на референдум. Президент мог в любой момент распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. Статья 16 давала ему право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти, если он сочтет, что «установления Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ею международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено».
Парламент по-прежнему состоял из двух палат. Первая палата - Национальное собрание - избиралась прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием сроком на пять лет. Вторая палата, обладавшая правом «задерживающего вето», вновь стала называться Сенатом. Сенат избирался двухстепенным голосованием, обновляясь каждые три года на одну треть.
Особый раздел проекта конституции посвящался взаимоотношениям Франции с ее колониальными владениями. Признавая принцип «свободного самоопределения народов», проект предлагал населению «заморских территорий» образовать вместе с Францией единое сообщество, основанное «на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав». Члены Сообщества должны были пользоваться автономией во внутренних делах; внешняя политика, оборона, экономическая и финансовая политика, использование стратегического сырья находились в их общей компетенции.
Большинство одобривших Конституцию 1958 г. избирателей разочаровались в политической системе Четвертой республики. Многие считали, что в случае отклонения проекта конституции и вероятной в таком случае отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война. 40% сторонников Конституции 1958 г. объясняли свою позицию доверием к личности де Голля, в котором они видели вождя Сопротивления, противника перевооружения Германии, человека, способного защитить национальные интересы Франции и добиться мира в Алжире. Конституцию одобрили и многие ультраколониалисты, считавшие, что де Голль сумеет подавить повстанческое движение в Алжире. Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых и политических сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями.
4 октября 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Во Франции установился политический режим, получивший наименование Пятой республики.
Режим личной власти.
Принятие Конституции повлекло за собой серию выборов, необходимых для формирования высших государственных учреждений.
В ноябре 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание Пятой республики. Они проводились по новому избирательному закону, который восстановил существовавшую при Третьей республике мажоритарную систему голосования в два тура.
Отличительной чертой выборов 1958 г. стала поддержка правительства де Голля всеми главными партиями, за исключением компартии. Кроме коммунистов, против правительства выступали только Автономная социалистическая партия и пужадисты, причем ни те, ни другие не хотели сотрудничать с компартией.
Результаты выборов показали, что в стране произошли глубокие изменения. Ведущей политической силой стали голлисты, поддержанные «независимыми». Левые партии отступили, а радикалы вообще превратились во второстепенную силу. Коммунисты сохранили большое влияние среди избирателей, но из парламентское представительство свелось к уровню 1928 г. Вследствие свое малочисленности депутаты-коммунисты даже не имели права образовать собственную парламентскую фракцию и следовательно, полноценно участвовать в парламентской жизни.
В декабре 1958 г. состоялись выборы президента Республики. Победу одержал де Голль, которому только что исполнилось 68 лет. Он назначил премьер-министром одного из руководителей ЮНР, Мишеля Дебре. В правительство вошли «независимые», члены МРП и один радикал, но преобладали в нем члены ЮНР. Теперь в руках голлистов оказались все высшие органы власти: пост президента, правительство, Национальное собрание. Им не удалось овладеть лишь Сенатом. На выборах, проходивших в апреле 1959 г., сенаторами были избраны несколько коммунистов во главе с Ж. Дюклю, Ф. Миттеран, некоторые социалисты и радикалы. Большинство в Сенате составили центристские группировки.
Одной из особенностей правительства де Голля - Дебре было прямое участие в нем представителей крупного капитала. Почти все министры имели деловые или семейные связи с банками или промышленными группами. Премьер-министр Дебре являлся членом правления нескольких крупных фирм и был близок к семье де Ванделей. Министр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль состоял в правлении банка «Парижский союз - Мирабо», министром финансов был управляющий Французским банком В. Баумгартнер, затем - В. Жискар д'Эстен, женатый на внучке Шнейдера и через отца связанный с Индокитайским банком. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж. Помпиду, в прошлом - генеральный директор банка Ротшильда.
Произошли изменения в социальной структуре. Быстрый экономический рост повлек за собой существенные изменения в численности и структуре населения. В течение всех «тридцати славных лет» рождаемость оставалась высокой, а смертность благодаря успехам медицины постоянно уменьшалась. В результате население Франции с 1958 по 1968 г. увеличилось с 44,5 до 50 млн. человек. При этом численность сельскохозяйственного населения уменьшилась почти в 2 раза. В 1968 г. в сельском хозяйстве было занято только12% самодеятельного населения (все еще значительно больше, чем в США, Англии и ФРГ). Сельскохозяйственных рабочих оставалось менее 600 тыс. (2,9% самодеятельного населения). Более 66% французов проживало в городах.
Численность промышленных рабочих в 60-е гг. почти не менялась, оставаясь на уровне 7-8 млн. человек (37% самодеятельного населения). Основной прирост городского населения приходился на непроизводственную сферу (торговля, обслуживание, государственный аппарат, наука, образование и т.п.). К началу 70-х гг. там было занято до трети всего самодеятельного населения. В быстро развивавшейся экономике ощущался недостаток рабочей силы, и правительство продолжало привлекать иностранных рабочих - иммигрантов. Сначала среди них преобладали испанцы и португальцы, а затем - выходцы из различных стран Африки и Азии. С 1954 по 1968 г. количество иммигрантов увеличилось на 900 тыс. и достигло 2,6 млн. человек. Их труд использовался по преимуществу на тяжелых и низкооплачиваемых работах в промышленности и сельском хозяйстве.
Несмотря на сокращение роли ремесла и мелкой торговли, удельный вес традиционных средних слоев населения (ремесленников, торговцев, владельцев мелких мастерских) все еще был значительным. В 1968 г. из насчитывалось около 5 млн. человек (25% самодеятельного населения). Очень быстро росло число служащих. К 1968 г. их количество достигло 2,9 млн. человек (14,7% самодеятельного населения). Еще быстрее увеличивались ряды интеллигенции. С 1954 по 1968 г. число работников умственного труда выросло в 3 раза - с 1 до 3 млн. человек (15% самодеятельного населения). Количество инженеров увеличилось на 40%, техников - на 55%.
В 60-е гг. расширилось социальное законодательство и улучшилось материальное положение трудящихся. В 1962-1963 гг. почти повсеместно был введен четырехнедельный отпуск за счет предприятия. Кассы социального страхования компенсировали 80% расходов на лечение. Неоднократно повышался минимум заработной платы, размеры пособий по безработице и семейных пособий.
Реальная заработная плата с 1958 по 1968 г. выросла на 29%, однако 4 млн. трудящихся (большинство которых составляли иммигранты и женщины) получали не более 400 франков в месяц, что едва достигало уровня СМИГ. Хотя установленная законом продолжительность рабочей недели составляла 40 часов, многие работали сверхурочно, и фактически продолжительность рабочей недели в среднем составляла 46 часов.
Повышение уровня жизни основной части населения, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, улучшение жилищных условий породили новые потребности. Стали высоко цениться отдых и развлечения, занятия спортом; массовое распространение получил туризм. К концу 60-х гг. около половины французов уезжали в отпуск из городов. Нередко они отправлялись за границу, чаще всего в страны «Общего рынка», где таможенные и пограничные формальности были сведены к минимумуИстория Франции. Т.3. - М.,1973. - C. 458.
.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ДЕ ГОЛЛЯ
Главной целью своей деятельности де Голль считал восстановление величия Франции, ликвидацию ее зависимости от «старших партнеров» по Североатлантическому пакту - США и Англии. В 1959 г. он вывел из подчинения НАТО французский флот, базировавшийся на Средиземном море, и запретил размещать американское ракетно-ядерное оружие на территории Франции. Считая, что лишь обладание собственным ядерным оружием может гарантировать «величие нации», правительство де Голля предприняло огромные и дорогостоящие усилия для создания ядерных ударных сил. В феврале 1960 г., взорвав на одном из французских военных полигонов в Сахаре свою первую атомную бомбу, Франции вошла в «клуб атомных держав» наряду с США, СССР и Великобританией.
Стремясь к усилению военной мощи Франции, де Голль тем не менее понимал необходимость разрядки международной напряженности. Весной 1960 г. по его инициативе состоялся первый визит главы советского правительства Н.С. Хрущева во Францию, в ходе которого СССР и Франция пописали соглашение о готовности решать все неурегулированные вопросы «не путем применения силы, а мирными средствами». Подчеркнув, что развитие отношений между Франции и СССР будет «содействовать дальнейшему смягчению международной напряженности и укреплению мира в Европе и во всем мире», советское и французское правительства договорились о значительном расширении взаимных торговых и научных связей. В частности, были заключены соглашения о научном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.
Важнейшим направлением европейской политики де Голля в первые годы Пятой республики было примирение и сближение с ФРГ. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти страны решающей силой в Западной Европе, причем Франция, располагающая в отличие от ФРГ ядерным оружием, сравнительно крупной армией и традиционными связями с колониальными странами, будет играть ведущую роль. В сентябре 1958 г. состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ К. Аденауэром, во время которой оба лидера заявили о своем желании «навсегда положить конец прежней враждебности». В январе 1963 г. в Париже они подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи, названный по месту его подписания Елисейским договором.
Одновременно де Голль стремился расширить связи Франции и с другими странами «Общего рынка». В 1959 г. Франция ввела в действие Римский договор 1957г. об «Общем рынке». Между странами «Общего рынка» стало развиваться экономическое и политическое сотрудничество.
Основными задачами внутренней политики де Голль считал укрепление государственной власти, повышение экономической эффективности французской промышленности и ее модернизацию. Особо важное значение он придавал государственным планам, выполнение которых называл «пламенным долгом» французов. Целая система государственных кредитов, субсидий и других финансово-экономических мер, намеченных в Третьем (1958-1961) и Четвертом (1962-1965) планах экономического и социального развития, способствовала ускоренному развитию ведущих отраслей промышленности. Закон об ориентации сельского хозяйства 1960 г. предусматривал предоставление правительственных субсидий «жизнеспособных» (т.е. рентабельным) хозяйствам.
В 1958 г. была проведена пятнадцатая (с 1926 г.) девальвация франка, которая стимулировала французский экспорт. С 1 января 1960 г. правительство ввело новую денежную единицу - «тяжелый» франк, стоимость которого в 100 раз превы и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.