На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


методичка Процесс реставрации объекта. Ознакомление в подлиннике с выдающимися памятниками белорусской письменности. Сведения по истории русской письменности. Скоропись, числовые обозначения, перевод дат в современное летосчисление. Правила передачи старого текста.

Информация:

Тип работы: методичка. Предмет: История. Добавлен: 16.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


17
Министерство образования Республики Беларусь
УО "Брестский государственный политехнический колледж"
Утверждаю
Зам. директора по учебной работе
________________Н.В. Ратникова
"______"_____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы № 1 по дисциплине
"Основы реставрационной археологии и архитектуры"
для учащихся дневного отделения по специальности 2-70 02 01
"Промышленное и гражданское строительство"
специализация 2-70 02 01 33 "Реконструкция и реставрация зданий
и памятников архитектуры"
2008
Разработчик: Корделюк Е.А. - преподаватель учреждения образования "Брестский государственный политехнический колледж".
Методические указания разработаны на основании типовой учебной программы по дисциплине, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 25.06.2001г., образовательного стандарта "Среднее специальное образование специальность 2-70 02 01 "Промышленное и гражданское строительство", утвержденного Министерством образования Республики Беларусь 23.04.2004г., № 29.
Методические указания обсуждены и рекомендованы к использованию.
Пр. № ____ от "____"________________ 200___г.
Председатель _____________________Е.А. Миронюк

Практическая работа № 1 (4 часа)

Тема: "Работа с архивными документами. Чтение старославянских текстов"

Актуальность работы:

Извлечение из Постановления Министерства Культуры Республики Беларусь от 23 мая 2003 г. № 14.

Глава 3, п.15. В процессе производства работ, с учетом выявления ранее неизвестных качеств объекта, допускается разработка дополнительной рабочей документации и корректировка ранее принятых решений, подтвержденных соответствующими актами на дополнительные работы согласованными с государственными органами охраны историко-культурного наследия.

Глава 6, п.23. Научный руководитель имеет право прекратить производство отдельных видов работ при необходимости исследования и фиксации неисследованных или вновь выявленных частей и деталей ценности.

В процессе производства работ, по мере раскрытия материальной недвижимой историко-культурной ценности открываются артефакты, способные повлиять на дальнейший процесс реставрации объекта (доработка проекта реставрации, внесение изменения, коренное изменение концепции ревалоризации историко-культурной ценности). Это могут быть фрагменты архитектурного декора, архитектурные детали, фрагменты скрытых столярных изделий, эпиграфические памятники. Согласно инструкции при обнаружении таких находок мастер обязан прекратить дальнейшее производство работ и сообщить о находке научному руководителю. В случае с текстом важно его идентифицировать (поскольку научный руководитель может находиться в другом городе или даже в другом государстве), прочесть или хотя бы грамотно снять копию и передать по назначению. В данном случае от оперативных действий техника-строителя зависит время простоя людей и механизмов.

Цель работы:

Закрепление теоретических знаний по работе с архивными источниками.

Ознакомление в подлиннике с выдающимися памятниками белорусской письменности.

Воспитание чувства гордости за свою национальную культуру.

Результат. Учащийся умеет:

снять копию с незнакомого текста;

произвести транслитерацию;

прочесть текст.

Чтение старых документов требует некоторого минимума знаний из области так называемых вспомогательных исторических дисциплин, к которым, в частности, относятся палеография, изучающая развитие письменности, и историческая хронология, изучающая бытовавшие в прошлом системы летосчисления и календари. Задачи этих. дисциплин очень широки; для исследователя, работающего в архивах по сбору материалов о памятниках архитектуры, нужны, прежде всего, отдельные сведения чисто прикладного порядка.

Краткие сведения по истории русской письменности.

Древнейшие сохранившиеся русские рукописи восходят к XI в. Они написаны кириллицей - славянской азбукой, созданной на основе греческого алфавита. В богослужебных книгах и документах, рассчитанных на длительное хранение, материалом для письма служил пергамен ("харатья") - специально выделанные телячьи, козьи и бараньи кожи. С середины XIV в. появляется бумага, долгое время привозная, которая употреблялась наравне с пергаменом, постепенно его вытесняя (окончательно - в XVIII в). Старая бумага имеет специфическую фактуру, а нередко и водяные знаки ("филиграни"), по которым ее можно датировать, пользуясь специальными справочными изданиями.

Чернила старых рукописей особого состава, обычно коричневатого оттенка. Писцы пользовались заточенными гусиными перьями, дававшими сильно выраженный нажим.

Древнейшие рукописи написаны так называемым уставом - типом письма, при котором написание букв наиболее близко к позднейшему печатному. В XIV в. устав сменяется полууставом, для него характерно несколько более свободное написание букв, часто с наклоном. С XV в. появляется скоропись - наиболее свободный и вместе с тем сложный тип письма. Наивысшее развитие характерные черты скорописи получили в XVII в. и сохранились с некоторыми изменениями до конца XVIII в. Полуустав сравнительно долго продолжал существовать одновременно со скорописью, главным образом в церковном обиходе. При делопроизводстве применялась скоропись, поэтому ею написано подавляющее большинство текстов, могущих заинтересовать исследователя памятников русского зодчества. До конца XVII в. документы писались на отдельных листках ("склейках"), которые в зависимости от объема текста склеивались по длине в длинную полосу ("столбец", или "свиток") - от двух-трех листков до десятков, а иногда и сотен метров, свернутую в рулон. На местах соединений ставились пометы - "скрепы" дьяка или подьячего, на обороте грамоты писалось, кому адресован документ, а иногда давались и другие сведения. Только отдельные типы документов, например описи имущества, сшивались в книги. С начала XVIII а. в тетради стали сшивать все документы вообще. В книгах и тетрадях нумеровались не страницы, а листы.

Скоропись.

Характерная особенность скорописи - слитное написание части букв, а также вынесение некоторых из них над строкой ("выносные" буквы). Написание отдельных букв строго не регламентировано. Для некоторых букв применялось разное написание в зависимости от того, вписывались ли они в строку или были выносными. Чтение текстов затрудняется тем, что слова по большей части не разделялись между собой, и расчленять сплошной текст часто приходится по смыслу. Знаки препинания практически отсутствовали, заглавные буквы иногда ставились в начале текста, иногда вообще не были выражены.

Кроме букв, существующих в современном алфавите, в старых текстах употреблялись также некоторые другие: "зело" (читалось как "з"), "от" (читалось как "о"), "ять" (первоначально обозначала особый звук, позднее читалась как "е"), "кси" (читалась как "кс"), "пси" (читалась как "пс"), "фита" (читалась как "ф"), "ижица" (обычно читалась как "и", но иногда употреблялась вместо "в") Очень четких грамматических правил не существовало, поэтому "и" и "I", "е" и "ять", "ф" и "фита", а порой даже "с" и "з" свободно заменяют друг друга Твердый знак в конце слов ставился далеко не всегда, особенно часто он опускался после предлогов и после выносных согласных (последнее относится и к мягкому знаку) Иногда после выносных согласных опускалась и гласная, в частности в падежном окончании "го" Целый ряд слов принято было писать в сокращенном виде (этот способ написания идет еще от устава) В случае сокращения над словом полагалось ставить специальный знак - "титло" в виде волнистой линии ("ерик") или дужки ("камора")"Титло" означало, что в слове опущены пасные буквы, а иногда также одна или две согласных, например "кнзь" (князь), "кнга" (книга), "мнстрь" (монастырь), "дрквь" (церковь), "члвк" (человек), "нне" (ны-не), "млеть" (милость) и т п.

На рисунке приведены основные виды написания отдельных букв Специфическое написание выносных букв дано в конце каждой строки Охарактеризуем некоторые типы, наиболее часто встречающиеся и резко отличные от принятых в наше время буква "в" чаще всего писалась в виде квадрата, у которого нередко скруглен верх, в этом случае ее написание может приближаться к треугольнику. Нижняя черта иногда бывает вытянуто и слегка изогнутой, и тогда "в" легко спутать с "д";

выносная буква "г" у некоторых писцов изображалась "рогулькой", наподобие выносного "н"; в этом случае приходится различать их по смыслу текста;

наиболее характерное написание буквы "к" - двумя вертикальными чертами, иногда немного скругленными, но встречается и близкое к современному;

очень близко между собой пишутся выносные "л" и "н" в виде "рогулек";

для выносного "м" характерны два особых написания: в виде волнистой линии, отдаленно напоминающей обычное "м", и в виде косой наклонной линии, проведенной с нажимом;

выносное "р" обычно пишется наподобие греческой буквы "ро", но помещенной горизонтально;

"с" в строке чаще всего передается кортикальной, слегка скругленной чертой Сочетание букв "с" и "к" выглядит к три параллельные черты Над строки "с" пишется иногда в виде точки, обыденной сверху дужкой;

буква "т" пишется различно, от современного более всего отличается написание в виде "кнута", с переломом или же в форме плавной, но крутой дужки; в этом последнем случае она нередко сливается с "хвостом" предыдущей гласной, образуя вытянутое вверх подобие петли;

выносное "х" обычно выглядит как лежачее "у";

"ч" пишется очень близко к "г", и различать их обычно приходится по смыслу.

Необходимо учитывать, что каждый писец обладал своим почерком и некоторыми индивидуальными особенностями написания букв и их группировки. Поэтому для правильного прочтения необходимо сопоставлять неясные места с уже прочитанными частями того же текста. Все это дополнительно осложняет чтение документов, написанных скорописью, и требует от исследователя специфических навыков, приобретаемых главным образом с практикой.

Числовые обозначения.

Вплоть до конца XVII в. специальных цифровых обозначений в русском письме не было, числа передавались буквами, над которым! в этом случае ставилось титло. Арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас, были введены в 1700 г. по указу Петра I, но в церковной практике и после этого сохранялась старая буквенная система. Отдельными буквами алфавита обозначались числа от 1 до 9, другими буквами - десятки (от 10 до 90) и также отдельными буквами - сотни (от 100 до 900). Таким образом, в общей сложности для числовых обозначений служило 27 букв. Буквы эти в основном следуют порядку алфавита, но для чисел 9, 90, 900 и некоторых других этот порядок нарушается. Знака для нуля (как и самого такого понятия) не существовало, и в этом не было надобности, поскольку уже сама буква вне зависимости от места, где она поставлена, выражала всегда одну и ту же величину. Так, если требовалось пере и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.