На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Социально-экономическое развитие Марийского края. Земледельческая практика марийцев. Природно-географические условия мест проживания марийцев. Развитие домашних промыслов. Изменения в материальной культуре и в быту. Развитие духовной культуры в крае.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 10.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
Марийский государственный педагогический институт им.Н.К.Крупской
Реферат по отечественной истории на тему:
«Культура и быт Марийского края в XIX веке»

Выполнила:
Панова Анна
Студентка 11 группы ФПП
Научный руководитель:
А.Я.Антипин
г. Йошкар-Ола 2007г
План:
Введение
1. Социально-экономическое развитие Марийского края
2. Изменения в материальной культуре и в быту
3. Развитие духовной культуры в крае
Заключение
1. Социально-экономическое развитие Марийского края

Земледельческая практика марийцев вначале основывалась на подсечно-огневой и переложной системах с культивированием яровых хлебов и конопли. Переход к паровой трехпольной системе земледелия с культивированием еще и озимых хлебов начался у марийцев не ранее конца XVI -- начала XVII веков, когда русские крестьяне начали селиться на территории Марийского края. Однако из-за преобладания лесистых местностей трехполье нередко сочеталось с подсекой и перелогом, в отдельных местах практикуемых и в XIX веке. Использование старых систем земледелия, улучшающих плодородие почвы, избавляло марийцев от особой заботы об удобрении полей. В старину, когда они сеяли только яровые культуры, навоз вывозили в поле поздней осенью или ранней зимой, до образования снежного покрова. Весной навоз запахивали и сеяли зерно в удобренную почву. При трехпольной системе, по примеру русских крестьян, марийцы стали вносить навоз летом на паровое поле (свободное от посевов), где предполагалось сеять осенью озимые (рожь, позднее пшеницу) для урожая будущего года. Под яровые навоз не вносили, но исключение делали для старой традиционной культуры -- конопли. Ее старались удобрять ежегодно, тогда, как остальные поля при трехпольном севообороте получали навоз раз в три года, причем при недостатке скота навоза на всю паровую площадь не хватало.
Орудием обработки почвы издавна было пахотное орудие типа сохи с одним или двумя сошниками. Первый вид назывался «марла шога» (марийская соха), второй -- «маска кутан» (медвежий зад). Наиболее употребительной стала русская соха с двумя сошниками и перекладной полицей.
Сев производился вручную разбрасыванием зерна горстью из севалок --лукошек (плетеных из бересты или гнутых из осины). Убирали урожай в основном серпами. Снопы после предварительной сушки в бабках-суслонах свозили на гумно и складывали в скирды -- кладухи. Последние возвышались на помосте для предохранения от сырости и мышей. Чтобы мыши не проникли в скирду, столбы под помостом гладко обстругивали или делали в них глубокую круговую выемку с крутым верхним краем. Для марийцев было характерно хранение хлеба не в закромах в виде зерна, а в скирдах в виде снопов, иногда в течение нескольких лет. Старые кладухи «тошто каван» на гумне усадьбы были предметом гордости домохозяина, показателем состоятельности его хозяйства. Обмолот производился по мере необходимости. Для посева озимой ржи и для питания семьи нужное количество обмолачивали во время или после завершения уборки ржи. Основную массу урожая молотили глубокой осенью и в начале зимы. Самый распространенный способ -- молотьба цепами вручную. Рожь для посева предпочитали молотить хлыстанием /обивание снопов колосьями о бревно, раму бороны и др./, чтобы не поранить зерна. Горные марийцы кроме цепа использовали для обмолота снопов каток -- молотуху «моска арва» /обрубок бревна с деревянными шипами на его поверхности, вращающийся на оси, с парой оглоблей для запрягания лошади/. Изредка среди восточных марийцев практиковался способ обмолота путем топтания снопов лошадьми, встречавшихся у тюркских соседей. Молотьбу производили на открытых токах /идым чара/ или в крытых сараях /идым леваш/.
Сушка снопов для обмолота в ненастье и в осеннее-зимнее время производилась в овинах /авун, ан/. Традиционным для марийцев был ямный овин с остовом из конически установленных жердей /марла авун/, сохранившийся до конца XIX века в отдельных общинах с минимальным наделом земли Козьмодемьянского и Чебоксарского уездов. Самым распространенным среди марийцев повсеместно был срубный ямный овин /по традиции его иногда называли «марла авун», т. е. «марийский овин», чаще же употребляли термин «порт авун», т. е. «овин -- изба»/. Срубный верховой овин получил среди марийцев меньшее распространение, встречаясь в основном на севере Марийского края, в местах более ран -- них тесных контактов марийцев с русскими. Не случайно он называется «рушла авун», то есть русский овин.
Наиболее ранними полевыми культурами, возделываемыми марийцами, были овес, ячмень, полба, просо, конопля. В XVII--XVIII веках распространились рожь, пшеница, лен, горох, в XIX веке -- гречиха, картофель. К концу XIX -- началу XX веков наибольшую площадь посевов занимала озимая рожь. В яровом поле более половины площади занимал овес как продовольственная и кормовая культура. Заметное место отводилось ячменю, а среди горных марийцев -- пшенице. Остальные культуры засевались в меньших количествах, но входили в число необходимых. Из технических преобладала конопля, но на севере края часть марийцев отдавала предпочтение льну, менее трудоемкому в переработке.
Огородничество у марийцев больше имело внутрисемейное потребительское значение. Основными огородными культурами являлись лук, капуста, редька, брюква, репа, свекла, морковь, хмель. Репа использовалась и как полевая культура, ею засевали новорасчищенные поля. Огородной культурой преимущественно был картофель. Позднее популярными стали огурцы, бобы, тыква, подсолнух.
Садоводство с начала XIX века стало распространяться среди горных марийцев в правобережье Волги. В основном они культивировали яблони и вишни, а также ягодные кустарники /смородина, крыжовник, малина/. В левобережье садоводство появилось сравнительно поздно и широкого распространения не получило.
Животноводство хотя и играло подсобную роль в хозяйстве марийцев, тем не менее, имело важное значение в жизнедеятельности каждой семьи, обеспечивая продуктами питания, сырьем для изготовления одежды и других частей костюма, поставляя удобрение для полей, служа тягловой силой и др. Марийцы издавна содержали лошадей /как рабочий скот/, крупный и мелкий рогатый скот, свиней /как продуктивный скот/, а также кур, гусей и уток. Почти все перечисленные виды домашних животных и птиц (исключая свиней и коз) использовались в качестве жертвы языческим божествам. Свиньи и козы, как неугодные им животные (юмын пурыдымо вольык), содержались марийцами неповсеместно.
Для марийцев, жителей лесной местности, длительное время был характерен вольный выпас скота в специально огороженных поскотинах. В них скот вместе с молодняком находился весь пастбищный сезон. Для защиты полей от потравы огораживались полевые наделы. На дойку коров ходили домохозяйки или кто--либо другой из семьи. В отдельных общинах и деревнях коров приучали приходить домой на доение. Каждая семья обычно метила свой скот. В ближайших водоемах летом содержались утки и гуси.
С ростом народонаселения и сокращением пастбищно-сенокосных угодий во многих общинах, особенно в малолесных районах края, содержать изгороди поскотин и полевые для предохранения от потрав становилось накладно, дорого и невыгодно. Постепенно в конце XIX века марийцы стали переходить на практику пастьбы скота с помощью наемных пастухов.
Зимой скот содержался в хлевах, предпочтительно отдельных для каждого вида скота. Недостаток сенокосных угодий в большинстве районов расселения марийцев не обеспечивал необходимых запасов сена -- главного корма скоту, что сказывалось на его продуктивности. Обычно марийцы старались запастись грубыми кормами.
Природно-географические условия мест проживания марийцев благоприятствовали длительному сохранению и развитию таких древних занятий, как охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. В практике этих занятий еще в XIX веке применялись старые традиционные способы, орудия и инвентарь. Так, марийцы -- охотники использовали стрелы с тупым наконечником для охоты на белок, длинные сети для загонной охоты на лисиц и зайцев, настороженные ловушки или капканы на зверей, силки, петли и корзины с подвижной крышкой на оси для ловли водоплавающей и боровой дичи. Уток ловили сетями -- перевесами, натянутыми поперек просеки близ озер и рек. Рыболовы пользовались острогой и смоляным факелом для ночного лучения крупной рыбы. Многие рыболовные способы и снасти унаследованы от древности. Пчеловоды в лесных районах наряду с колодными ульями держали естественные и искусственные борти.
Для эксплуатации бортей они использовали старинный инвентарь: плетеные кожаные или пеньковые бортные веревки и железные лапы-когти для подъема на дерево, дощечку-сиденье с крюком для подвески и удобства работы пчеловода с бортью, деревянный нож для вырезания сот, долбленую кадушку для их сбора и др.
У марийцев с древности получили развитие различные домашние промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, кожи, шерсти, глины, металлов и др. В эпоху капитализма многие виды промыслов приобрели товарное значение. Особенно массовое распространение получили углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетеных изделий, поступавших на широкий рынок. В марийской среде пользовались большим спросом изделия бытового назначения, нередко с определенной этической спецификой: вышитые вещи, украшения, резная посуда, музыкальные инструменты, плетеная утварь и посуда и др. Изделия марийских кустарей систематически поступали на кустарно -- промышленные выставки /губернские и всероссийские/, неоднократно удостаиваясь дипломов и наград. Экспонаты с марийской вышивкой из Царевококшайского уезда имели большой успех на Международной выставке в г. Чикаго /США/ в 1892 году, организованной в связи с 400-летием открытия Америки X. Колумбом. На марийские вышивки, вышитые изделия поступили заказы ценителей искусства.
Промышленность в Марийском крае до революции развивалась
медленно, доля ее продукции в общем объеме продукции народного
хозяйства в начале XX века составляла лишь 2--3%. На территории края
имелось около тридцати небольших предприятий лесной, деревообрабатывающей /лесопильные, сплавные/, легкой /кожевенно-рукавичные,полотняные/, пищевой /винокуренные/ отраслей промышленности, а также стекольные заводы и судоремонтный. Однако доля марийцев в фабрично-заводской промышленности была незначительна. Они были заняты в основном на лесоразработках /рубка, возка и сплав леса/, да и то преимущественно зимой и весной, в сезон, свободный от сельскохозяйственных работ.
2. Изменения в материальной культуре и в быту.

Природно-климатические условия края наложили определенный отпечаток на специфику материальной культуры марийцев: на их поселения, жилища и постройки, одежду и другие части костюма, пищу и утварь, средства передвижения и транспортировки. Для марийцев издавна характерен приречно-овражный тип расселения. Помимо важности в быту самой воды, к ней вынужден был приютиться человек лесной зоны и потому, что здесь, на берегу реки, озера всегда находилось место для жилья, свободное от сплошного леса. В прошлом локальные группы марийцев получали свое название от реки, возле которой проживали. Название многих марийских деревень содержат в себе конкретный или абстрактный водный источник /река, ручей, родник, озеро, болото/. Значительная группа деревень содержит в себе имя первопоселенца. Немало деревень получило название от характера леса, возле которого они возникли /ельник, березняк, дубрава и др./. Поселения марийцев небольшие, даже в конце XIX -- начале XX веков у них пре -- обладали мелкие деревни /менее 50 дворов/. Вплоть до середины XIX века в марийских деревнях не было улиц. Их деревни представляли собой беспорядочно расположенные несколько групп усадеб, между которыми извивались тропы и дороги. Каждая группа -- это отдельная семья в несколько поколений по отцовской линии. Такое кучевое расположение усадеб отражало древний принцип расселения марийцев родственными группами. Очевидно, селения марийцев в прошлом являлись поселениями-- усадьбами каких --либо родственных групп. Следы существования поселения -- усадьбы, все население которого было связано родственными узами, сохранились в названиях деревень типа Якай -- сурт, Янки- илем, носящих имя первопоселенца--родоначальника. Между группами всегда оставалось известное расстояние, учитывая дальнейшее прибавление и рост семьи, что предполагало расширение усадьбы, прибавление строений и др. При излишнем разрастании семьи /несколько поколений, несколько супружеских пар/, когда в пределах усадьбы становилось тесно, а место для расширения исчерпано, одна из супружеских пар шла на выдел /младший брат или старший сын домохозяина/. Коренная семья помогала выделенцам обустроиться на новом месте.
Перепланировка деревень, их застройка по уличному плану, проводимая административным путем в нерусских деревнях государственных крестьян с 40-х годов XIX века, затянулась почти до его конца. Дома ставились на линии улицы, фасадом к ней, дворовые строения примыкали к жилому дому. Усадьба приобретала прямоугольное очертание.
В старинной традиционной усадьбе дворовые постройки ставились произвольно, разбросанно, поэтому в плане она была неправильна. Она кругом огораживалась. Помимо дворовых строений на усадьбе был огород, хмельник, гумно, рощица для семейных молений, баня. Деревья и кустарники -- непременный атрибут марийского двора и усадьбы. Обилие зелени в марийской деревне подчеркивали многие очевидцы.
Традиционное жилище марийцев -- срубная изба с двускатной крышей, как и у других народов лесной полосы. В прошлом изба не имела сеней, перед входной дверью ставился навес из жердей и досок. Вместе с перепланировкой селений происходили изменения во дворе и жилище, выражающиеся в их более компактном и связанном расположении. Сени и крыльцо постепенно становятся распространенным явлением. Преобладали два типа жилища: изба + сени и изба + сени + изба. В интерьере избы значительное место занимала печь /глинобитная, позднее кирпичная/, вдоль стен -- массивные неподвижные лавки, используемые для сна, стол, полки для посуды, перекладины и крюки для одежды, вышитые полотенца на стенах. Над шестком печи подвешивался котел для варки пищи. По соседству с русскими у марийцев избы были с кухонной перегородкой, русской печью и полатями. В татарском окружении марийская изба имела другой интерьер: печь с вмазанным котлом, широкие нары вдоль передней стены, занавес вместо кухонной перегородки, малые занавески на стенах и других частях жилища. Печь в марийской избе ставилась обычно у входной /задней/ стены, на некотором расстоянии от обеих стен. Устьем печь обычно обращалась к фасадной /передней/ стене, к окнам, выходящим на улицу. Избы с такой планировкой являлись у марийцев преобладающими. Среди горных марийцев встречалась обратная планировка жилища, где печь ставилась, отступя от задней стены, но устьем обращалась к ней, что было характерно для мордвы.
Из дворовых построек марийцев повсеместно необходимыми являлись амбар или клеть, погреб, хлева, сарай. Оригинальной постройкой является двухэтажный амбар -- клеть с галереей на уровне второго этажа, аналогичная «кеносу» удмуртов. Одной из старых традиционных по -- строек является летнее жилище -- кухня--«кудо». Это легкое срубное строение без пола и потолка с открытым очагом и подвесным котлом. В прошлом здесь проводились семейно -- родовые моления и обряды. Верхний этаж амбара--клети служил хранилищем имущества и летней спальней молодых супругов, в нижнем хранили зерно и продовольствие. К числу архаических построек относились ямные сооружения -- погреб и овин. Их коническое в прошлом покрытие из жердей сменилось срубом.
Декор /украшение/ жилища и построек в прошлом отличался простотой, выполняя магически -- охранительные и эстетические функции. У ворот усадьбы и возле избы ставились шесты с резными скульптурными изображениями птиц. Изображениями головы коня или птицы украшались охлупни крыши избы. В XIX веке украшение жилищ и построек становилось более разнообразным. С перепланировкой селений по уличному плану, когда на улицу стали обращаться фасады домов и дворовые ворота, крестьяне стали больше обращать внимание на их декор. Марийцы, знакомые с техникой долбленой или углубленно- выемчатой резьбы, которой они украшали посуду и утварь, переносили ее на детали жилища и других строений. Ногтевидными, трехгранно- выемчатыми и другими порезками они украшали наличники окон, подкарнизные доски, столбы и полотнища ворот. Преобладающий орнамент--геометрический, с древности характерный для искусства финно-угров. Использовались также стилизованные элементы зооморфного /животного/ орнамента /фигуры водоплавающей птицы, оленя, коня, головы животных и др./. Растительный орнамент чаще изображался в виде розетки, елочки или колоска. Нередко встречались солярный /в виде солнечного круга с лучами/ и шнуровой /изображение веревочки/ орнаменты. С конца XIX века в украшении марийских изб стали использоваться виды русской резьбы -- рельефная и прорезная или пропильная.
В костюме марийцев отразились стремление соответствия экологическим особенностям региона, сложные многовековые этнокультурные связи с соседями и социально -- экономические изменения. Все это определило формирование локальных различий марийского костюма.
Основными компонентами женского костюма были холщовые туникообразная рубаха, распашной прямоспинный или отрезной сборчатый кафтан, передник, в прошлом без нагрудника, штаны, шерстяной тканый пояс. Рубаха, кафтан и передник украшались вышивкой, а празднично -- обрядовая одежда еще блестками, бисером, тесьмой и др. У восточных мариек распространилась пестрядинная рубаха с широким сборчатым подолом, которую часто носили без пояса. Вышивка у них заменилась ткаными узорами.
Верхней одеждой мариек являлись прямоспинные и отрезные сборчатые кафтаны из домашнего или фабричного сукна. Праздничные и свадебные кафтаны отделывались позументом, бисером и блестками. Зимой надевали кафтаны на подкладке и шубы нагольные и крытые. Подпоясывали верхнюю одежду самоткаными или фабричными кушаками. Обувью служили лапти, кожаные сапога, валенки. Долгое время бытовал обычай обертывать голени ног черными суконными онучами.
Головные уборы мариек были разнообразны. Девушки носили убор -- налобную повязку, имеющий аналоги с рядом народов Поволжья, Прибалтики и Севера. Женский головной убор был трех типов: конусовидный колпак с затылочной лопастью, головное полотенце и венец с жестким прямоугольным верхом /сорока/. Все они изготовлялись из холста и украшались вышивкой. Ранее марийки всех групп носили высокий убор «шурка» на берестяном каркасе, обтянутый холстом, украшенный вышивкой, бусами, раковинами --ужовками, блестками и др., сходный с
убором мордовок и удмурток.
Женский костюм дополняли съемные украшения из бисера, блесток, раковин, пронизок и монет. Глубоко традиционны и длительное время бытовали ушные подвески, серьги , нередко в сочетании с шейным украшением, нагрудные застежки -- сюльгамы, накосники, браслеты, кольца и перстни, поясные подвески и др. Получили распространение заимствованные виды от тюркских соседок: головное, массивный нагрудник, чересплечное и др.
В результате длительной эволюции, этнокультурных взаимовлияний, степени сочетания традиционных и заимствованных форм складывалась локальная специфика марийского костюма. К концу XIX -- началу XX веков четко различались пять костюмных комплексов у различных территориальных и этнических групп марийцев. Одним из основных признаков выделения является форма женского головного убор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.