На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Возникновение системы социальных учреждений русской императрицы Марии Федоровны во второй половине XVIII - начале ХIХ века. Создание и развитие системы образовательных и медицинских учреждений. Реорганизация Опекунского Совета, сеть сельских школ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 07.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ "
Кафедра социальной работы
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ
Марии Федоровны (1798-1848)
(курсовая работа)
Выполнила студентка 2 курса 1022 гр.
Зяблицкая Е.В.
________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Антонович И.В.
_________________________
(подпись)
Работа защищена
_________________2009 г.
Оценка
Барнаул - 2009
Содержание
    Введение
      Глава 1 Возникновение системы социальных учреждений императрицы Марии Федоровны
      Глава 2 Создание и развитие системы образовательных учреждений
      Глава 3 Развитие системы медицинской помощи и создание медицинских учреждений.
      Заключение
      Список используемой литературы

Введение

Данная работа отличается особой актуальностью. В советской исторической науке доминировала точка зрения, согласно которой члены императорской фамилии не заслуживали особого рассмотрения, а особенно деятельность женщин - императриц. Между тем фигура императрицы Марии Федоровны отличается особыми организаторскими способностями. Эта женщина внесла свой особый вклад в развитие социальной работы. Она руководила самой большой сетью благотворительных учреждений в дореволюционной России. Изучение ее опыта будет, несомненно, актуально для развития социальной работы в современной России.

Исходя из всего вышесказанного, ведущей целью представленной работы является необходимость изучить основные направления возникновения и развития системы социальных учреждений в царствование императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I. Данная цель включает в себя решение следующих задач. Первая из них связана с описанием этапа возникновения системы социальных учреждений Марии Федоровны. Вторая включает в себя освещение системы образовательных учреждений. Сферой решения третьей задачи является характеристика системы медицинских учреждений, созданных в рассматриваемый период.

Объект данной работы - система благотворительных учреждений, которая была создана в результате деятельности императрицы Марии Федоровны.

Предмет курсовой - благотворительная деятельность Марии Федоровны во второй половине XYII- начале ХIХ века.

Представленная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Содержание глав отражает решение поставленных задач перед исследованием.

В ходе работы нами использовались следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, системный. Описательный метод предусматривает конкретное историко-социальное исследование системы социальных учреждений, созданных императрицей Марией Федоровной с позиций ее сущности, возникновения и развития. С помощью этого метода исследуются важнейшие проблемы ее благотворительной деятельности с позиций противоборства между отжившим старым и нарождающимся новым. Сравнительно-исторический учитывает важную особенность исследования: важные исторические явления, как, например, благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны полнее раскрывает свое значение при сопоставлении ее с серией сходных явлений и фактов. Это ориентирует на изучение конкретных государственно-социальных явлений путем сопоставления их отдельных качеств, черт с показателями других однотипных явлений и процессов. Системный метод путем анализа структуры системы благотворительных учреждений, созданных Марией Федоровной составляющих ее элементов, присущих им взаимосвязей.

В процессе работы над данной темой нами была исследована соответствующая литература, которую, с достаточной степенью условности можно разделить по хронологическому принципу, а также по содержанию. Если работы биографического характера в большей степени однородны по своему содержанию и высказываемых в них суждениях, то работы отечественных исследователей можно разделить на работы исследователей, относящихся к советской историографии и научные произведения авторов современного периода.

В работах отечественных исследователей, относящихся к советскому периоду, отчетливо видна тенденция к негативной оценке царствования Павла I и благотворительной деятельности его супруги. В их анализе особо подчеркивается антинародный характер ее деятельности, делается сильный акцент на существовании громоздкой системы и существованием неравенства. Особенно ярко данные черты находить свое отражение в работах Никитина Никитин Е. Христианская благотворительность.- М.: Наука, 1967..

Отечественные исследователи современного периода. В данных работах содержится как богатый фактический материал, так и анализ деятельности Марии Федоровны на новых основах. Отказавшись от господствовавшего ранее в советской литературе доктринерского подхода, исследователи стремятся к использованию новых методов, в частности использования причинно-следственных связей.

Глава 1 Возникновение системы социальных учреждений императрицы Марии Федоровны

После эпохи Екатерины II в развитии общественного призрения стали общественные благотворительные общества и союзы. Система общественного признания была поставлена под государственный контроль. Члены императорской фамилии стали активно заниматься благотворительностью, создавать под патронажем государства общественные организации, то есть, фактически поставив милосердие на профессиональную основу.

Среди них особое место занимают "Учреждения императрицы Марии Федоровны"

12 ноября 1796 года императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением. На другой же день после своего назначения Императрица пожаловала обществу ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Сумма эта легла в основание так называемого кассетного капитала. Несмотря на ежегодные из него расходы капитал быстро возрастал и за время управления Марии Федоровны достиг 1,3 млн. рублей серебром. Мельников В. П., Холостова Е. И. история социальной работы в России.- М.: Издательско-книжный торговый центр «Маркетинг», 2001.- с.52.

2 мая 1797 года императрица, сохраняя в своем введении Воспитательное Общество и мещанское училище, приняла по воле Государя главное начальствование над Воспитательными Домами, Сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и положила начало Ведомству, впоследствии названному его именем.

Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Там же, с. 52.

Приступивши к своей работе, ознакомившись с деятельностью всех учреждений, находившихся в ее введении, императрица энергично приступила к их реорганизации. Прежде всего, она сочла негуманным слишком рано лишать девочек родительской ласки и подняла возраст для зачисления в институты благородных девиц с 5 до 8-9 лет. Для приема в Мещанские училища был установлен возраст в шесть лет.

Реформаторская деятельность Марии Федоровны коснулась и воспитательных домов. Ее беспокоила очень высокая смертность среди принятых на воспитание детей. За 30 лет из поступивших из них 65 тысяч младенцев в живых осталось только 7 тысяч. Мельников В. П., Холостова Е. И. история социальной работы в России.- М.: Издательско-книжный торговый центр «Маркетинг», 2001.- с.53. Императрица, в первую очередь заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт - Петербурге Государь пожаловал Воспитательному Дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. В этих зданиях Воспитательный Дом располагался вплоть до 1917 года.

Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству".

Так же было выяснено, что одной из главных причин болезненности и смертности младенцев воспитательных домов была также нехватка кормилиц. Мария Федоровна уменьшила число воспитанников в Санкт-Петербургском и Московском воспитательных домах до 500 человек, и отдала распоряжение остальных отдавать в казенные государственные деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам на воспитание с целью приучить питомцев правилам сельскохозяйственного производства и домоводства. В воспитательных домах теперь должны были оставаться только ослабленные дети, требующие непрестанного внимания и ухода.

Мария Федоровна также заботилась об увеличении доходов воспитательных домов. Вступив в управление, Императрица обнаружила, что кредит Сохранных казнен упал, обороты значительно сократились.

Благодаря энергичным мерам, предпринятым Императрицей, Сохранные казны быстро оправились, и уже в 1799 году их доходов заимообразно была отпущена значительная сумма Государственному казначейству для завершения строительства Витегорского канала, названного в честь Императрицы "Мариинским".

Желая улучшить воспитание детей, приносимых в Воспитательным дом и розданных по деревням, Мария Федоровна пришла к мысли о необходимости создания сети сельских школ. С этой целью она открыла в 1802 году в Гатчине Сельский воспитательный дом на 700 младенцев, а в Павловске учредила больницу для бедных.

Александр I при восшествии на престол также предоставил матушке полную свободу действий, всячески способствуя ей в осуществлении проектов в области народного просвещения и благотворительности. Необходимо признать, что на данном поприще Мария Федоровна обнаружила незаурядные организаторские способности. Под ее руководством ведомство процветало. Она умела привлекать в работе в своем ведомстве умелых, энергичных и богатых людей.

Экономика воспитательных домов имела довольно устойчивое финансовое положение, которое неуклонно подкреплялось как за счет Ссудной и Сохранной касс, так и за счет частных пожертвований В связи с этим многие благотворительные учреждения, существовавшие в рассматриваемый период, когда оказывались в затруднительном положении, обращались к Марии Федоровне с просьбой взять их под опеку. К 1812 году обороты обоих казнен представляли огромную по тем временам сумму в 105 млн. рублей. Мельников В. П., Холостова Е. И. история социальной работы в России.- М.: Издательско-книжный торговый центр «Маркетинг», 2001.- с.53.

В конечном счете, Ведомство учреждений императрицы Марии превратилась в особую отрасль народного просвещения, социального обеспечения и здравоохранения.

В 1855 году в Ведомстве Императрицы Марии состояло 365 учебных и благотворительных заведений, а к 1900 году их число превышало 500. В них обучались десятки тысяч детей обоего пола; в 40 больницах Ведомства ежегодно проходили лечение около 40 тысяч больных. Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России.-.М.: ЗАО Центрполиграфиздат, 2001. с. 149.

В воспитательных домах, приютах и богадельнях призревалось свыше 60 тысяч человек. В конце прошлого столетия из 500 благотворительных заведений ведомства, свыше 100 существовали на его средства. Годовой бюджет ведомства к этому времени достигал свыше 13 миллионов рублей. Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России.-.М.: ЗАО Центрполиграфиздат, 2001. с. 149. Под эгидой ведомства императрицы Марии действовало несколько автономных благотворительных обществ. Наиболее значительными среди них были: советы детских приютов, Дамское попечительское общество о бедных, Благотворительное общество 1837 года.

После смерти Марии Федоровны в 1828 году в ведомство ее имени были переведены некоторые благотворительные учебные заведения приказов общественного призрения, для управления которыми были учреждены попечительские советы.

14 ноября 1828 года в память об усопшей император Николай I особым манифестом учредил Мариинский знак отличия за беспорочную службу в области благотворительности, имевший две степени. Знак первой степени присуждался за безупречную двадцатипятилетнюю службу. Он имел вид золотого креста, покрытого голубой финифтью, на четырех концах которой был расположен вензель императрицы Марии Федоровны, а в центре на голубом щите - венок из дубовых и виноградных листьев, на которым римскими цифрами обозначено число лет службы, за которые знак был пожалован. Знак второй степени имел вид золотого медальона, покрытого голубой финифтью с изображением вензеля Марии Федоровны, а под ним стояла римская цифра XY.

Знак присваивался лицам женского пола, служившим в учреждениях императрица Марии, но на него имели право также и те, кто служил в благотворительных учреждениях, состоявших в непосредственном введении Государя или членов императорской фамилии.

В 1854 году многие благотворительные заведения, находившиеся ранее под покровительством Императора и Императрицы, были объединены в одну систему, получившую официальное название Ведомство учреждений Императрицы Марии. Учреждения этого ведомства делились на 15 групп, которые, в свою очередь, подразделялись на разряды. Самостоятельную группу составляли женские учебные заведения, управляемые особым советом.

Ряд учреждений находились в ведении опекунских советов. Кроме того, существовал Комитет главного попечительства детских приютов. Особое место в ведомстве занимало Благотворительное общество 1837 года. Особняком стояла коммерческие и мариинские училища. Архитектором ведомства многие годы состоял Д. И Жилярди, выполнивший в Москве большой объем работ. По его проекту было построено здание Опекунского совета Александровский институт, реконструирована Павловская больница, здания Екатеринского института, Вдовьего дома и прочие.

Параллельно и независимо от Ведомства учреждений императрицы Марии действовало еще одно крупное благотворительное ведомство, имевшие свои филиалы во многих городах России, - это Императорское Человеколюбивое Общество.

Оно было создано в 1802 году по инициативе императора Александра I и поначалу название Благодельного. В задачу общества входило оказание на добровольных началах разносторонней помощи бедным и нуждающимся людям.

Глава 2 Создание и развитие системы образовательных учреждений

Основой созданного Ведомства учреждения Императрицы Марии Федоровны явилась система женского образования.

Приняв на себя руководство делом общественного призрения, императрица Мария Федоровна решила не ограничивать своей общественной деятельности управлением созданных еще при Екатерине детских воспитательных учреждений.

Парадоксом является то, что императрица не считала важным, что женщина должна иметь образование. Ее воззрения на женское образование сегодня некоторыми исследователями были бы названы ретрогранными, консервативными или дискриминационными. Она считала, что для женщин вредно приобретать много знаний. Главную задачу воспитания девочек она видела в умении вести домашнее хозяйство, воспитывать в добрых нравах детей и блюсти в расходах бережливость. Мария Федоровна, также как и Екатерина II, образование женщин подчиняла воспитанию, императрица Мария хотела, чтобы девушки выходили из институтов не вообще просвещенными, а хорошими женами, матерями и хозяйками. В 1804 году она писала о воспитанницах Смольного института: "если будут любить учение, труд и порядок, то могут надеяться быть счастливыми женами и матерями, особенно если к талантам и познаниям, какие им даются в заведении, присоединить хороший характер". Цит по: Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России.-.М.: ЗАО Центрполиграфиздат, 2001. с. 149.

До деятельности Марии Федоровны существовала учебно-воспитательная система, созданная еще при Екатерине II, получившей название Воспитательного общества. Первым заведением этого общества был уже упоминавшийся Смольный институт с Мещанским отделением в Петербурге. В 1802 году Императрица Мария Федоровна открыла Институт благородных девиц в Москве.

Созданием институтов благородных девиц, было, положено начало женскому образованию в России.

В течение первых двух лет управления учебно-воспитательными заведениями Мария Федоровна открыла в Петербурге три женских училища.26 мая 1797 года она учредила в Петербурге на собственные средства Сиротское училище для разночинцев, дочерей купцов и ремесленников, мещан, священников и нижних чинов, нижних канцелярских служащих и придворных, в 1800 году данное училище было переименовано в Мариинский институт.

В 1798 году Мария Федоровна основала женское отделение при созданном Павлом Петровичем, в бытность его Великим князем, Военно-сиротском доме. В 1829 году, уже после смерти Марии Федоровны, это отделение было преобразовано в Павловский институт. В училище было два отделения: одно для детей благородного происхождения - дворян, другое - для детей солдатских.

В этом же году Мария Федоровна основала училище Ордена святой Екатерины, к организации которого привлекала женщин аристократического круга. Орден святой Екатерины был учрежден еще Петром I по примеру католических стран Европы, где во имя восстановления авторитета Церкви, поколебленного реформацией, стали создаваться учреждения, проникнутые духом практического милосердия. Наиболее смело это движение отразилось в существовании женских духовных общин, которые ставили перед собой благотворительные цели: заботились о больных и немощных, о голодающих, о сиротах, вели просветительскую работу среди неграмотного населения. Никитин Е. Христианская благотворительность.- М.: Наука, 1967. - с. 129.

В России женское общинное движение набрало силу, значительно позже, в середине XIX века.

Члены Екатерининского ордена среди прочих уставных обязанностей принимали обет среди прочих выкупить за свои деньги из варварского плена невинного одного христианина. Императрица Мария Федоровна придала деятельности общества святой Екатерины новый импульс и новое направление деятельности, нацелив его на распространении в России женского образования и воспитания. В Москве училище ордена святой Екатерины было учреждено в 1802 году. Для размещения нового института Мария Федоровна купила усадьбу, которую в 1779 году архитектор И.Д. Жилярди построил для графа Салтыкова. После пожара 1812 года архитектор Д.И. Жилярди и А, Г Григорьев восстановили и перестроили усадьбу.

В 1801 году Мария Федоровна купила эту усадьбу и разместила здесь Екатерининский институт. Средства на содержание института были частично выделены казной, но главным источником его существования были все - таки частные пожертвования. В институте воспитывались пансионерки А.Н. Нарышкиной, гвардии капитанши М.П. Шереметьевой, генерал - майорши фон Мартенс, графа Д.Н. Шереметьева, самой императрицы Марии Федоровны.

В Екатерининские институты принимались дочери бедных природных дворян, каких бы чинов они не были, или тех, чины которых давали дворянское достоинство. Для девочек недворянского происхождения при Московском Екатерининском институте в 1805 году было создано отделение, получившее название Мещанского училища.

Московское Мещанское училище было открыто в 1805 году в доме на Кудринской площади (ныне площадь Восстания 1/2). Здание, в котором разместилось Мещанское училище, было построено в 1775 году по проекту архитектора И.Д. Жилярди для генерала - прокурора А.И. Глебова, также имеющего отношение к основанию Павловской больницы. К моменту учреждения Мещанского училища здание находилось в ведении Медицинской конторы: в нем размещалась Главная аптека. В 1812 году мещанское училище было переведено во вновь п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.