На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История становления и развития Древнерусского государства, его политический и социальный строй в IX-X веках. Особенности религии славян-язычников, их ритуалы и жертвоприношения. Предпосылки и политические мотивы принятия христианства, его последствия.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 16.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Содержание
Введение
1. Русь до принятия христианства
2. Христианизация Руси
Выводы
Введение

Конец ХХ - начало XXI века ознаменовалось в истории России отходом от идеологии коммунизма и поиском новых ценностных приоритетов. Отход от идеологии коммунизма в сознании многих ныне живущих россиян связан с очень крупным историческим событием - разрушением СССР как советской империи и началом построения нового Российского государства, своими корнями уходящего в тысячелетнюю историю России.
Разрушение коммунистической системы ценностей поставило перед нынешним поколением проблему поиски новой системы ценностей, отвечающей запросам сегодняшнего дня и дающей перспективу на день завтрашний. И не случайно взор многих обратился к религии. Именно в религии многие видят залог успеха построения нового сильного Российского государства, способного стать преемником славной тысячелетней истории русского государства.
Почему же именно в религии часть нашего общества видит залог успешного государственного строительства?
По мнению Макса Вебера религия придает смысл социальному действию и тем самым вносит «рациональность» в объяснение мира и повседневную этику. Религия концентрирует смыслы, в своей основе не требующих дальнейшего объяснения и предложенных в качестве готовых истин. На этой основе переживание мира переходит в мироосознание, в котором фактам и событиям придается определенный смысл.
Религия, также, это особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше человека и подчиняют его себе. В таком понимании она представляет из себя систему идей, при помощи которых человек представляет себе общество, членом которого он является и с которым связан темными, слабоосознанными, но интимными связями. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической, образной форме и на своем языке, более понятном человеку, чем язык науки, пытается объяснить существо социальных отношений. В обществе религия выполняет ряд функций, главной из которых является создание и укрепление общественной солидарности. Посредством прежде всего культа религия конституирует общество как целое: подготовляет человека к социальной жизни, воспитывает в нем послушание (дисциплинарная функция), укрепляет социальное единство через понимание единоверцы - иноверцы (сплачивающая функция), воспитывает понимание святости (ценностная функция), поддерживает традиции (воспроизводящая и транслирующая функции), развивает чувство прекрасного (эстетическая функция) и учит уважительному отношению к единоверцам (этическая функция). «Неверно, - писал Дюркгейм, - что наука с одной стороны, и мораль и религия - с другой, представляют собой виды… антиномий, поскольку эти две формы человеческой активности в действительности происходят из одного и того же источника» цит. по: Религиоведение: Учебное пособие / под ред. И.Н.Яблокова. М.; Гардарика, 1998, стр. 151.. Через почтение к Богу религия стремиться научить человека поучению обществу и гармоничной жизни в нем. Общество одевается в наряд религии, прибегает к ее авторитету, чтобы сделать свои требования значимыми для ее членов. Религия, таким образом, становится душой общества, его необходимым структурным элементом. Она абсолютизирует общественные требования через их сакрализацию.
Конечно, в такой функции религию вполне может заменить идеология, которая также, как и религия отчасти предлагает ответы на онтологически значимые вопросы в виде готовых истин. Но на сегодняшний день российское общество еще не готово выработать такую идеологию, которая смогла бы лечь в основу Российского мироосознания. Образовался как бы период безвременья, период «разорванности времен». Отказавшись от недавнего прошлого, многие обращаются к прошлому досоветского периода истории и в нем ищут основы своего мироосознания, миропонимания и мироощущения. Но прошлое России теснейшим образом связано с религией. Это видно с первых же дней существования Русского и Российского государства: попытка князя Владимира Святославовича создать пантеон славянских богов, христианизация Руси при Княгине Ольге и Князе Владимире Святославовиче, перенос митрополичий кафедры из Владимира в Москву при митрополите святителе Петре, венчание русских царей на царство, упразднение патриаршества в абсолютистском государстве Петра I - это только не многие факты из тысячелетней истории России. Без ложного преувеличения можно сказать что история России теснейшим образом связано с религией. Религия проникала во все уголки империи, пронизывала собой все слои общества, объединяла, создавала, воодушевляла, укрепляла и обличала. Она стала как бы совестью и голосом русского народа.
Не избежала своей сакрализации и советская власть. Она создала своей культ святых с их религиозным почитанием, свои священные тексты, обряды, идеологию, ценности и миропонимание. И когда советская религия перестала консолидировать вокруг себя общество, когда созданное ей государство кануло в историю, когда люди остались один на один с важными для них вопросами, не имеющими ответов, тогда и обратились они к традиционным религиозным формам.
Тема «Религиозный фактор в становлении российской государственности» очень актуальна в современной науке. К ней обращаются историки, философы, политики, социологи, религиоведы. И понятна причина обращения к данной теме: почему князь Владимир Святославович провел две религиозных реформы - языческую и христианскую? Что перестало срабатывать в механизме функционирования славянского язычества, что пришлось от него отказаться и принять Византийское христианство?
Исходя из заданной темы и для решения поставленной задачи в настоящей работе мы будем придерживаться следующего плана изложения материала: в первой главе работы рассмотрим состояние Руси в IX-X веках, то есть в период образования и становления государства. Для этого мы рассмотрим общую историю IX-X веков, политический строй раннего Древнерусского государства и религиозные воззрения славян - язычников. Целью данной главы будет понимание тех процессов, которые могли привести к отказу от язычества.
Во второй главе настоящего изложения мы постараемся рассмотреть проблему принятия христианства и последствия этого шага для истории раннего Древнерусского государства. Целью второй главы станет понимание того, как христианство удовлетворит социальные запросы складывающегося русского государства.
В заключительной части работы мы постараемся подвести итоги и ответить на главный вопрос предложенный во введении.
В настоящей работе происходит сознательное ограничение темы только рамками IX-X веков, которые рассматриваются как поворотные во всей истории России. Конечно, всю историю России можно рассматривать как процесс становления российской государственности, который теснейшим образом связана с религией. Но именно события перехода от языческого сознания к сознанию христианскому представляются наиболее интересными и актуальными в настоящее время, когда современная жизнь общества в общих чертах напоминает ситуацию тысячелетней давности.
1. Русь до принятия христианства

Территория будущего Древнерусского государства была заселена племенами, относящимися к восточной ветви славянства. 14 племен упомянутых в летописи Нестора Летописца к IX веку объединились в два суперсоюза: Северный, в котором главенствовали славяне, с центром в Новгороде и Южный, в котором главенствовали поляне, с центром в Киеве. В этих суперсоюзах сложились свои княжеские династии.
Начало единого Древнерусского государства принято относить к 882 году, когда северный, новгородский князь Олег захватил Киев и сделал этот город центром единого государства. Перенос столицы из Новгорода в Киев - факт сам по себе и по своим результатам чрезвычайно важный. Киев, безусловно, имел ряд преимуществ перед Новгородом. Он занимал центральное положение среди русских земель: он был ближе к Византии и к другим государствам, находившимся в ареале Черного и Азовского морей. В Киеве шла более интенсивная, чем в Новгороде торговля и из него легче было оказывать влияние на соседей.
Укрепившись в Киеве, Олег начал покорение и включение в состав крепнущего государства соседних земель: древлян, северян, радимичей. Началась борьба с хазарами за Волжский торговый путь и выходы с Каспийское море. В зону агрессивной политики Олега попала не только Византия, самое сильное и богатое государство IX века, но и государства за Каспием. По свидетельству Абу - Фараджи в составе «руссов», бороздивших вдоль и поперек на своих судах Каспий были русские - славяне, и «вои» из финских племен Поволжья, аланы (осетины) и лезги (лезгины). Княжение Олега, таким образом, входит в историю как время быстрого роста древнерусского государства, аналогичного другим европейским раннефеодальным государствам. Древняя Русь в начале Х века охватывала значительную территорию, население которой обязывалось платить дань Киеву и доставлять киевскому князю военную силу. В руках князя и его приближенных - дружины сосредотачивались значительные материальные ресурсы, часть которых шла на личное обогащение князя и дружинников, а другая часть - на нужды государства.
Однако такое объединение было непрочным и целиком держалось на авторитете и силе князя - завоевателя. Едва только Олег скончался, как древляне, покоренные Олегом, подняли мятеж и попытались отделиться от Киева. В состав Древнерусского государства их вернул преемник Олега Игорь. Игорь продолжил политику Олега: при нем были окончательно покорены тиверцы, которые при Олеге ходили вместе с ним в поход на Византию как независимые союзники Олега; продолжились нападения на Византию и прикаспийские государства. По договору с Византией от 944 года Русь выступает в качестве союзника Византии: Русь брала на себя обязательство не беспокоить византийские владения в Крыму и защищать их от болгар, а Византия признавала за Русью земли близ Керченского пролива и на Таманском полуострове, а также брала на себя обязательство предоставлять греческое войско в распоряжение киевского князя. Такие обязательства свидетельствуют о том, что Русь выступала во внешнеполитических планах Византии в качестве сильного стратегического партнера. «Договор 944 года, - пишет Г.Г. Литаврин, - представляет собой развитие и уточнение положений договора 907/911 годов, а не их отмену или пересмотр. В договоре отражены и новые политические реалии и учтен накопленный за 30 лет общения взаимный опыт» Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Русь (IX - начало XII века). - СПБ.: Алетейя, 2000. стр. 82. .
Закончилось правление Игоря трагично: он погиб в борьбе в древлянами. По видимому после первого покорения древлян у них оставались какие-то остатки автономии, которые Игорь и стремился уничтожить, что выразилось в лаконичных словах летописца о том, что Игорь захотел еще большей дани.
Вслед за смертью Игоря в 945 году его вдова Ольга, уроженка Пскова, совершила новый поход на древлян. Княжеская дружина огнем и мечем прошлась древлянскую землю и истребила лучших мужей во главе с князем Малом. Были разрушены древлянское города, в том числе и столица древлянской земли город Искоростень. Ольга окончательно подчинила себе древлянскую землю, установила в ней «уставы и уроки», основала «становища и логовища». Столь упорная борьба с древлянами становится понятной, если учесть географическое положение земли: она граничила со стремительно росшим Польским государством. В борьбе с Польшей Ольга прибегла даже к помощи Византии. Однако Византия одинаково боялась как чрезмерного усиления Польши, в которой у Византии могли возникнуть церковные проблемы с Римом, так и языческой Руси. Явно не добившись успеха в Византии в 959 году Ольга обратилась к германскому императору Оттону I по вопросу об установлении церковно - политических связей. Этот дипломатический маневр Ольги заставил константинопольского императора быть более сговорчивым: иначе Византия могла потерять стратегически важного союзника, который проявил нескрываемый интерес к Риму. Если же принять мнение Г.Г. Литаврина о том, что Ольга приняла крещение в 956/957 годах в надежде заключить с императорским домом династический брак, и что этот брак заключен еще не был, то вполне понятны становятся опасения Константинополя о переходе княгини - неофитки в католицизм и сближении с германскими императорами. В этих условиях отношения между Константином Богрянородным и Ольгой стремительно потеплели.
При князе Святославе Игоревиче, сыне Ольги, и князе Владимире Святославовиче, внуке Ольги, Древнерусское государство достигло особенной силы. Оно значительно расширило свои границы, укрепило аппарат власти и заняло видное положение в международных отношениях.
Политика Святослава стала продолжением политики Олега и Игоря. Но Святослав вел ее с еще большей настойчивостью и в более сложной обстановке. Размах походов Святослава был грандиозен: он ходил на Оку и Волгу, на вятичей, камских болгар, хазар, на Кавказ, в Дунайскую Болгарию и на Царьград. Деятельность Святослава была тесно связана с международными отношениями Европы и Азии. В это время Русь была одним из активных участников крупнейших политических событий, причем часто она действовала в союзе с другими государствами, заинтересованными в решении европейских и азиатских проблем. После падения Хазарии Русь остается единственным крупным «игроком» на каспийской, кавказкой и среднеазиатской сцене.
Однако к середине Х века резко осложняется ситуация в Болгарии. Мощное в военном отношении государство не только никак не желало подчиняться светской и церковной власти Византии, но еще и само проводило агрессивную политику по отношению к ней. Византия попыталась прикрыться «щитом» Святослава в надежде на то, что Русь и Болгария во взаимной войне ослабят друг друга. Однако первый же поход Святослава в Болгарию рассеял многие надежды Византии. Слабоконтролируемый Византией Святослав захватил выгодные торговые пути и вступил в союз с Болгарией. Тогда Византии пришлось прибегнуть к еще более неконтролируемой силе - печенегам.
После гибели Святослава в Древнерусском государстве с новой остротой встал вопрос о том, кому перейдет верховная великокняжеская власть. И вновь проявились попытки отделения от государства. Эти попытки возглавили Олег в древлянской земле и Владимир в Новгороде. В борьбе победил Владимир и в 980 году стал Великим князем Киевским. В целом он продолжил политику своих предшественников по расширению государства. Но при Владимире с особой остротой встал вопрос укрепления внутреннего единства государства. Это проявилось в том, что Владимиру удалось почти везде, кроме земли вятичей, заменить «светлых и великих князей» своими мужами и сыновьями. Иными словами, при князе Владимире Древнерусское государства начало эволюционировать из конфедерации полусамостоятельных покоренных земель в унитарное государство.
В состав Древнерусского государства входили земли, населенные народами, находившимися на разном уровне развития. Поэтому раннее Русское государство не могло быть монолитным. Кроме того, еще были сильны местные родовые обычаи и местная родовая знать, во многом центральная киевская власть воспринималась как власть одного более сильного племени в лице дружины и ее вождя - князя. «На смену власти коллектива пришла наследственная княжеская власть. Князья, опиравшиеся на свои военные формирования, приобрели такой вес и влияние в обществе, что превратились, по существу, в особую силу, стоящую над народными массами» Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII века. Принятие христианства. М.: Русская панорами, 1998. стр. 29.. Иными словами князь воспринимался как глава захватчиков - чужеземцев иноплеменников. Центральная власть киевского князя держалась на авторитете и силе самого киевского князя и после смерти князя незамедлительно вспыхивали сепаратиские тенденции, направленные на отделение от Киевского государства и обретение самостоятельности.
С другой стороны у местной родовой знати возникала заинтересованность в сильном князе покровителе, который мог обеспечить безопасность и регулярную поставку военной добычи, то есть гарантировать спокойную жизнь и планомерное обогащение. Эти силы наоборот стремились укрепить центральную власть киевского князя. Опираясь на свою военную силу и используя заинтересованность местной родовой знати в поддержке государственной власти, киевские князья производили обширные завоевания с целью установления контроля над выгодными торговыми путями и представляли Русь в международных отношениях. Географически Киевское государство распространилось от великих северных озер (Ладожского и Онежского) до Черного моря на юге, и от Карпатских гор на западе до Оки и даже Волги на востоке.
Доход киевского князя складывался из военной добычи, дани с покоренных земель, судебные штрафы, пошлины с торговых перевозок и внутренней дани со своих земель. В других землях население продолжало платить дань своей родовой знати, олицетворявшей и представлявшей в данной земле киевского князя. Дань собиралась в натуральном виде, реже - деньгами. Сбор дани производился или объездом подвластной территории самим князем (полюдье), как это видно из истории князя Игоря, а также описано у Константина Богрянородного, так и устройством специальных пунктов для сбора дани (погостов и становищ), на которые дань свозилась уже силами самого населения и принималась княжескими представителями.
Согласно «Повести временных лет» две трети дани шло на общегосударственные нужды, а треть - лично князю и его дружине и представителям. Княжеские представители в покоренных землях брались из княжеской дружины. При княгине Ольге стали практиковать перевод части местной знати для постоянного проживания в Киев, что привело к срастанию дружины и местной родовой знати. Дружина в конечном итоге разделилась на старшую, из которой стали браться кадры в местные представители, и молодую - личную дружину князя. «Власть отделяется от общества, снижается роль вече, как остатка общеплеменного собрания. Функции суда и управления переходят к князю и его дружине» Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII века. Принятие христианства. М.: Русская панорами, 1998. стр. 29..
Военные походы княжеской дружины во главе со своими князьями имели большое значение: они расширяли международные связи Руси, укрепляли ее могущество и внешнеполитический авторитет, усиливали проникновение других культур в культуру Руси.
В VII-X веках, в период формирования древнерусского государства, восточные славяне были язычниками. «Под термином «язычество» принято обозначать религиозные представления, возникшие во времена палеолита и эволюционировавшие вместе с развитием общества. Для язычества свойственно обожествление стихийных сил природы и общества, постепенно вылившееся в персонифицированных богов» Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII века. Принятие христианства. М.: Русская панорами, 1998. стр. 32..
Религиозные обряды совершались в специально выделенных местах - капищах. Возле капищ жили жрецы - волхвы. Однако институт ж и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.