На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Изменение системы комплектования войск. Начало формирования массовой регулярной армии в эпоху Петра I. Структура и управление сухопутными войсками. Регламенты правового поля военного дела России в первой четверти XVIII в. Единая система обучения войск.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 01.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
РЕФЕРАТ
по курсу «Военная история»
по теме: «Реорганизация русской армии в начале XVIII в.»
1. Изменение системы комплектования войск

Проведенные походы в конце XVII в. показали, что армия и флот не были подготовлены для решения тех крупные внешнеполитических задач, которые стояли перед Россией. Состояние вооруженных сил не обеспечивало также решения и внутриполитических задач. Прежде всего нужно было ликвидировать организационную пестроту вооруженных сил. Начало реорганизации войск было положено в 1678 г. Первой мерой был роспуск стрелецких полков. «А вместо них почали набирать прямое регулярное войско».
Начало формированию массовой регулярной армии положили ноябрьские 1699 г. указы Петра I о переходе к рекрутской повинности, которые предполагали "прием в службу в солдаты из всяких вольных людей" и набор даточных. Центром формирования и обучения полков из "охочих" (вольных) людей была назначена съезжая Солдатская изба в Преображенском. Кроме того, в этом же подмосковном селе на Генеральном дворе формировались регулярные полки из даточных людей. Правила, определявшие принципы нового набора («Статьи, состоявшиеся на генеральном дворе в Преображенском»), разработала комиссия под руководством сподвижника Петра I Ф.А. Головина. Почти одновременно создается комиссия по набору даточных и вольницы в городах Поволжья. К середине 1700 г. было набрано и спешно обучено до 32 тыс. человек даточных и вольницы.
Через несколько месяцев после обнародования царских указов о наборе "прямого регулярного войска" было сформировано три пехотных дивизии, состоявших из девяти полков во главе с генералами А.А. Вейде, А.М. Головиным и А.И. Репниным. Эти полки получили название "новоприборных тысячных полков".
Одновременно формировались первые регулярные кавалерийские полки. Было решено формировать конницу драгунского типа, которая наиболее полно отвечала требованиям ведения войны со Швецией. Сначала в драгуны записывали "детей боярских и князей небогатых", а затем и дворянских недорослей, "которые к службе поспели". Однако к началу Северной войны было сформировано только два драгунских полка. Основную массу русской кавалерии все еще составляла поместная конница.
Указ 1705 г. завершил складывание рекрутской системы и ввел в употребление термин - рекрут. К указу прилагались «Статьи, данные стольникам о сборе даточных солдат или рекрут». Согласно этому указу для войск были установлены постоянные округа комплектования. Наборы рекрут до 1722 г. производились путем подворной раскладки. По проведении же общей переписи стали производить раскладку по душам.
Вся тяжесть наборов падала главным образом на крестьянство. Население страны протестовало против рекрутских наборов. Обычной формой протеста явились массовые побеги во время следования на сборные пункты и в полки.
Правительство сурово расправлялось с беглецами, угрожая смертной казнью и ссылкой в Сибирь. Однако все эти меры не привели к положительным результатам. Проведенная в 1710 г. проверка условий осуществления наборов на практике показала, что рекрут во время следования на сборные пункты заковывали в колодки и вели в цепях, в городах же содержали их в тюрьмах, вследствие чего немало рекрут умирало, не попав даже в армию. В 1712 г. был издан указ, запрещавший рекрут «в дорогу ковать, в колодках вести и вязать...» Указ заканчивался требованием брить рекрутам лбы и накалывать им кресты на левой руке и натирать их порохом.
Правительство взяло на себя обязанность снабжать рекрут в пути и упорядочило проведение наборов. Однако проверка 1719 г. установила, что прежние указы «от большей части не исполняютца, и как в зборах по губерниям, так и в отправлениях и в приводе тех рекрутов великие неполадки и поныне в некоторых губерниях продолжаютца». В связи с этим в 1719 г. была опубликована инструкция - «Учреждение о содержании и довольствии рекрут», которая несколько улучшала дело проведения наборов.
Таким образом, новая система комплектования армии и флота стала важным элементом военных преобразований начала ХVIII в. Петр I широко применял и развивал принцип общеобязательной повинности населения, распространив рекрутские наборы на все сословия государства, за исключением дворян, обязанных служить всю жизнь. Установив для дворянства личную воинскую повинность, Петр I придал рекрутской повинности других сословий общинный характер. Каждая община обязана была поставить по одному рекруту с определенного числа дворов. Система комплектования носила определенно территориальный характер. В 1711 г. полки были расписаны по губерниям и содержались этими губерниями. Каждый конкретный полк имел свой определенный круг комплектования - провинцию, дававшую ему свое имя. При всех этих недостатках установленная в тех исторических условиях рекрутская система комплектования была наиболее целесообразной и жизнеспособной. Комплектуемая из коренного населения страны русская армия являлась национальной, обладала более высокими морально-боевыми качествами, чем армии ее противников. Введенный рекрутской системой единый принцип комплектования войска был важным условием для создания отечественной регулярной армии.
Классовый характер этой системы выражался в том, что теперь в солдаты брали только из податных элементов (крестьян, ремесленников и т. д.) и отрывали их от своей среды на всю жизнь. Офицерский состав комплектовался преимущественно из дворян, которые до получения офицерского чина обязаны были десять лет прослужить рядовыми в гвардейских или армейских полках. Формированию офицерского корпуса придавалось особое внимание. Этому во многом способствовало открытие правительством для подготовки офицеров ряда военных школ. В 1701 г. была открыта «Школа математических и навигационных, то есть мореходных хитростно наук учения», в которой готовили кадры как для флота, так и, для армии. В том же году была открыта артиллерийская школа, в 1712-1721 гг. еще две школы. В 1709-1719 гг. были открыты инженерные школы. Все эти школы дали армии более 3 тыс. офицеров. Очень важным мероприятием было открытие в 1721 г. гарнизонных школ, в которых готовились унтер-офицерские кадры.
Правительство Петра I стремилось обеспечить армию своим национальным офицерским составом. Только острая необходимость заставила его прибегнуть к замещению части офицерских должностей иностранцами, профессиональная подготовка которых была довольно низкой. Это показал опыт первых лет войны. Уже в 1706 г. в России стали ограничивать прием иностранцев в армию. В 1706 г. иностранцев стали принимать без повышения в чине. В 1711 г. было установлено штатами, что число иностранцев в полках не должно превышать одной трети. В 1714 г. всех офицеров-иностранцев подвергли проверке и многих из них отправили за границу. В 1720 г. было объявлено «приезжающих из чужестранных государств офицеров... не принимать, а отсылать их в прежние места, кто откуда приедет».
Характер мероприятий, проведенных правительством Петра I, показал, что на офицерские должности назначались только дворяне. Впрочем, путь к офицерским должностям был открыт и другим сословиям. Однако производство солдат в офицеры было редким исключением. Оно было затруднено системой баллотирования, согласно которой выдвижение кандидатов на производство в следующий чин требовало тайного голосования офицеров полка. Результаты же баллотирования утверждал сам Петр I. «Если сыскано будет, - говорилось в указе 1714 г., - что неправдою оное избрание будет, таковые избиратели лишены будут своих имени и чести».
Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые либо не служили солдатами в гвардии, либо не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередко он лично проверял знания молодых офицеров и решительно наказывал тех, «кто производит сродников своих друзей в офицеры из молодых, которые с фундамента солдатского дела не знают, ибо не служили в нижних чинах».
В 1722-1724 гг. Петром I были введены единая система воинских званий и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табеле о рангах.
Таким образом, система комплектования войск и флота солдатами и офицерами разрешила вопрос создания классовой армии, способной решать внутренние и внешние задачи государства. Эта система явилась историческим развитием тех форм комплектования, которые сложились еще в XVII в. С введением рекрутской системы армия получила постоянный мощный источник комплектования. Русская рекрутская система обеспечила создание национальной, регулярной, постоянной армии, что положительно сказалось на ходе Северной войны.
2. Структура сухопутных войск и управление ими

Одновременно с вопросом комплектования войска разрешался вопрос и об организации и устройстве войск. Прежняя организация уже изжила себя, это было ясно видно после азовских походов. Нужно было установить единую организацию всей полевой армии. Первоначальную организацию полевая армия получила в 1699 г. Войска были сведены в три генеральства или дивизии, в состав которых входили 2 гвардейских, 27 пехотных и драгунских полков. В это время продолжала существовать еще и дворянская конница и часть войск старого строя, из которых состояли гарнизоны крепостей и отдельных городов. Процесс организации армии не был завершен к началу Северной войны и продолжался еще и в ходе войны.
Опыт первых десяти лет войны был обобщен в штатах 1711 г., согласно которым полевая армия имела 42 полка пехоты и 33 полка кавалерии. Полки сводились в отдельные армии, дивизии и бригады непостоянного состава.
В составе пехоты было: 2 гвардейских, 5 гренадерских и 35 пехотных полков. Штатами 1708 г. в полку предусматривалось: 2 батальона по 4 роты в каждом, одна из рот была гренадерской, численность полка была определена в 1 487 человек, из них 40 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1 120 строевых солдат и 247 нестроевых. На вооружении пехоты были ружья с багинетами, которые с 1706-1708 гг. были заменены штыками и шпагами. Полк имел свою артиллерию - 2 пушки и 4 мортиры. В составе кавалерии было 30 фузилерных и 3 гренадерских полка. Кавалерийский полк имел в своем составе 10 рот, из них 1 гренадерскую. По штатам 1711 г. полк имел 1328 человек, из них 38 офицеров, 80 унтер-офицеров, 920 строевых солдат и 290 нестроевых. На вооружении кавалерии были облегченные ружья, пистолеты и палаши. Каждый полк имел 2 пушки и 2 мортиры.
Исключительно большое значение придавалось Петром I артиллерии. Русская артиллерия делилась на полковую, полевую, осадную и крепостную. Орудия были трех видов: пушки, гаубицы и мортиры. В 1701 г. был сформирован артиллерийский полк. По штату 1712 г. в нем числилось 2 323 нижних чина, считая ездовых и обозных. В артиллерийский полк входили и инженерные подразделения. Русская артиллерия в результате организационного и технического усовершенствования, хорошей технической и тактической подготовки офицерских кадров была мощной и подвижной. Организационно штат артиллерийского полка 1712 г. предусматривал 4 канонирских роты, 1 бомбардирскую, 1 минерную, 1 инженерную команду и 1 понтонную команду.
Организация войск полностью оформилась к 1716 г. и нашла свое отражение в Уставе воинском. Принципы организации полевой армии были, изложены в этом уставе следующим образом: «Нужно иметь армию сваю, смотря неприятельской силы и оного намерения, дабы его во всех делах упреждать и всячески искать неприятеля опровергнуть».
Армия состояла из нескольких дивизий и корпусов специального назначения. Устав предусматривал два типа таких корпусов: корпус резерва и корволант. Корпус резерва обычно предназначался «главнейшим образом для сикурсу, где неприятельскому нападению наивяще быть чают». Корпус корволант же «сиречь легкий корпус» предназначался для самостоятельных действий на коммуникациях противника или на его флангах». Обычно такой корпус имел 6-8 тыс. человек. При этом «не токмо от кавалерии, но при том употребляема бывает и инфантерия с легкими пушками, смотря случая, места и положения».
Дивизии имели в своем составе две-три бригады. Состав дивизий и бригад был непостоянным. Высшим тактическим соединением в полевой армии был полк, который имел твердый состав.
Наряду с полевыми войсками твердую организацию получили также гарнизонные войска, которые несли внутреннюю службу.
К 1709 г. завершилось перевооружение армии. Пехота получила однотипное гладкоствольное ружье с ударно-кремневым замком и штыком, который надевался на ствол, а не вставлялся, как ранее багинет, в него. Это новшество давало возможность вести одновременно и огонь, и рукопашный бой. Принятые на вооружение русской армии в начале ХVIII в. ружья (фузеи) имели следующие тактико-технические данные: калибр - 7 линий (17,7 мм); вес - 4,5 кг без штыка и 5,2 кг со штыком; вес пули - 25,6 г; вес заряда - 14,9 г. Максимальная прицельная дальность ружья - до 240 м, а действительный огонь пехота вела на дистанцию 150 м. В боевых условиях солдат мог произвести не более одного выстрела в минуту.
Кроме ружей (фузей) солдаты имели шпаги, тесаки, ручные гранаты. Кавалерия вооружалась карабинами, пистолетами и палашами. Одновременно с этим в армии и на флоте вводилась единая форма одежды. Унификация обмундирования способствовала укреплению дисциплины и порядка, а также облегчала управление в бою. Общая численность войск к 1724 г. достигала 112 тыс. человек. Из них: пехота - 70 тыс., драгуны -38 тыс., артиллерия и инженерные войска - около 4 тыс. человек. Помимо полевой армии имелись: гарнизонные войска (пехота и конница -- около 68 тыс. человек), ландмилиция - 10 тыс. человек, иррегулярная казачья конница - до 35 тыс. человек. Всего, таким образом, общая численность армии составляла до 225 тыс. человек. Кроме этого, в военно-морском флоте проходили службу еще около 25 тыс. человек. Военная реформа, проведенная Петром I, вызвала серьезные изменения в управлении войсками, которые выражались главным образом в централизации военного дела. Для успешного управления военными делами вместо различных приказов была учреждена Военная коллегия, которая подчинялась Сенату, а также создано Адмиралтейство - коллегия, которая управляла военно-морскими силами. Во главе армии в военное время стоял главнокомандующий, управлявший полевыми войсками через совещательные органы - военный совет и полевой штаб армии, которые возглавлял генерал-квартирмейстер. Организация полевого управления закрепилась уставом 1716 г.
Таким образом, в первой четверти XVIII в. дело управления армии получает более совершенную организацию. Корпуса, дивизии и бригады как непостоянные войсковые соединения своих штабов не имели. Полки имели в своем составе постоянные штабы, куда входили командир полка и штаб-офицеры полка.
3. Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.
Эффективным орудием и инструментом в деле проведения реформ для Петра I стали источники права. Среди них: манифесты, именные указы, учреждения, регламенты, уставы, объявленные указы (устные акты), резолюции и другие документы. Указы (издавались монархом или от его имени Сенатом) имели целью решение конкретного дела, введение или отмену конкретного учреждения, норм или принципов деятельности. В именных указах (подписывались монархом) формулировались решения, адресованные к конкретным государственным учреждениям или Сенату, коллегиям, губернаторам. Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений. Манифесты - обращения монарха ко всему населению и государственным учреждениям, в которых объявлялось о вступлении на престол, о крупных политических событиях и акциях, начале войны и подписании мира. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Они не равноценны по своему значению. Одни стали принципиальными для дальнейшего развития Российского государства и отличались долговременным характером, другие - «писаны кнутом», как писал А.С. Пушкин. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании разнородных, часто взаимоисключающих норм.
Первая попытка систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении (работала до 1703 г.). Основная задача состояла в приведении в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива принятых нормативных актов. Другая задача - обновление судебной и управленческой практики. Палата, взяв за основу структуру Соборного Уложения, подготовила проект Новоуложенной книги. На наш взгляд, удачная систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании «Артикула воинского».
Осуществление кодификационной работы возлагалось на канцелярию Сената. В качестве источников стали Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Причем на первое место вышел вопрос о выделении норм, направленных на укрепление и защиту государственных интересов. Решению этой задачи были посвящены и подбор новых норм и изменение принципов толкования и применения закона. Опыт кодификационной работы Петра I показал, что развитие правового поля шло в направлении отраслевого деления. Создавались самостоятельные своды норм, которые строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения. Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.
К наиболее важным законодательным документам эпохи следует относить указы Петра I. Так, прежде всего, среди них выделяются указы 1699 г. о наборе во вновь формируемую русскую армию. Одним из заметных указов Петра I стал указ от 2 марта 1711 г. об учреждении Сената - высшего правительственного учреждения, заменившего Боярскую думу и функционировавшего до февральской революции 1917 г.
Одновременно был введен и институт фискалов. Эта категория служащих осуществляла негласный надзор над всем и вся. Петр I не определил фискалам жалованье. Они оставляли на законных основаниях половину штрафа, который взимался с провинившегося в пользу государства. Фискалы не решали в полной мере задачи по контролю за работой государственных учреждений (они лишь регистрировали нарушения) и не могли влиять на их работу.
С течением времени стало ясно, что надлежащий контроль за государственными учреждениями могут осуществлять только специальные должностные лица. В результате в 1722 г. вышел указ об образовании института прокуратуры. Генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский. За свои действия генерал-прокурор отвечал только перед царем. В его задачу входило не только раскрытие преступлений, но и предупреждение их. Таким образом, в первой четверти XVIII в. в России сложились две контрольные системы: прокуратура и фискалитет.
Особая значимость придавалась Преображенскому приказу, а позже Тайной канцелярии. Эти учреждения разбирали дела о государственных преступлениях. Организацией и осуществлением военного правосудия в армии в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.