На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Преобразования в период царствования Петра I. Реформа государственного управления. Внедрение в гражданскую сферу военных принципов. Преобразование армии. Принцип личной выслуги в Табели о рангах. Введение паспортной системы. Уничтожение Патриаршества.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 09.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Реферат на тему

Российское государство в период реформ Петра І

Преобразования, которые произошли в России, охвати-ли практически все стороны жизни страны: экономику, по-литику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церков-ных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725).

Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед стра-ной, и целенаправленно приступил к их реализации*.

Не будем заострять внимание на характеристике жизнедеятельности Петра I, а остановимся на осуществленных им реформах, которые сыграли большую роль в истории России. Известный историк профессор Е. В. Анисимов в своей статье "Петр I: Рождение империи", опубликованной в кни-ге "История Отечества: люди, идеи, решения" (М., 1991.С. 186-220), обстоятельно анализирует петровские реформы. Мы согласны с основными оценками петровских реформ профессора Е. В. Анисимова и поэтому приведем некоторые страницы из его публикации, касающиеся реформ Петра I.

Из всех преобразований Петра центральное место за-нимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый при-казный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоя-нии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии. Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Ре-форма, отвечая наиболее актуальным потребностям само-державной власти, явилась в то же время следствием раз-вития бюрократической тенденции. Именно с помощью уси-ления бюрократического элемента в управлении Петр на-меревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и адми-нистративных полномочий в руках нескольких губернато-ров -- представителей центральной власти, но и к созда-нию на местах разветвленной иерархической сети бюро-кратических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ -- уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) -- губерния -- провинция -- уезд".

Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй поло-вине XVII в., не нуждалось в институтах представительст-ва и самоуправления. В начале XVIII в. фактически прекра-щается деятельность Боярской думы, управление централь-ным и местным аппаратом переходит к так называемой "консилии министров" -- временному совету начальников важ-нейших правительственных ведомств.

Создание и функционирование Сената явилось следу-ющим уровнем бюрократизации высшего управления. По-стоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, лич-ная присяга, программа работы на длительный период, стро-гая иерархичность управления -- все это свидетельствова-ло о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Огромное значение придавал Петр I принятому законо-дательству. Он считал, что "правительственный" закон, во-время изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательст-во петровской эпохи отличалось ярко выраженными тен-денциями к всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни. Плохая работа подданных ассоциировалась у Петра с пренебреже-нием к закону, точное исполнение которого, как он считал, -- единственная панацея от трудностей жизни.

Идея Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъем-лющего законодательства, которым была бы по возможнос-ти охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию обществен-ных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции.
Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эф-фективной работы созданных им учреждений, и главное внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действи-тельности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный Регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата. Он же создал образец регламента центрального учреждения -- Адмиралтейскую коллегию.
Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, админи-стративные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный осо-быми полномочиями и подчиненный только монарху. Со-здание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого по-служил административный опыт Франции.
Характеризуя Петра I и осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту -- как к уставу, а к любому служащему -- как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689-1725) провоевал 28 лет. Петр был убеж-ден, что именно армия -- наиболее совершенная общест-венная структура, что она -- достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убеди-тельностью показывали преимущества военной модели. Во-инская дисциплина -- это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.
Внедрение в гражданскую сферу военных принципов про-являлось и в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. В 1716г. основной военный закон -- Воин-ский устав -- по прямому указу Петра I был принят как осно-вополагающий законодательный акт, обязательный в учреж-дениях всех уровней. Поскольку не все нормы военного зако-нодательства были применимы в гражданской сфере, то ис-пользовались специально составленные выборки из воинских законов. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служа-щих тех же мер наказания, которым подлежали военные пре-ступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.
Выпестованная Петром I регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразия принципов за-няла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. По образному выражению В.В. Ляпина, специалиста по истории русской армии в России XVIII-XIX вв., не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Не случайно XVIII в. стал "веком дворцовых переворотов" во многом из-за гипертрофирован-ного значения военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Грубая военная сила гвар-дии, ее корпоративный дух часто использовались полити-ческими авантюристами для захвата власти.
Петровская государственная реформа, а также преоб-разование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб. Но вместе с тем петровские реформы ознаменовались широким распростра-нением практики участия в государственном управлении про-фессиональных военных. Это выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения зада-ния чрезвычайными полномочиями.
И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был уста-новлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подуш-ного числа" которых взималась подать на нужды этого пол-ка. Изданные в 1724г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войска-ми. Однако они привели к тому, что власть командира пол-ка стала более полной, чем власть местной гражданской администрации. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало по-беги крестьян, подавляло сопротивление, а также осущест-вляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.
Петровская эпоха примечательна окончательным офор-млением самодержавия. При этом устройство и оформление режима самодержавного правления были предопределены, прежде всего, личностью самого Петра. Он реализовал как потенциально заложенные в этом институте идеи, так и при-внес новые, оригинальные или заимствованные из других стран.
В эпоху Петра произошел распад некогда единого со-словия "служилых людей". Верхушка служилого сословия -- служилые "по отечеству", т.е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" -- так называемыми " однодворцами".
Образование сословия дворян, пользовавшихся исклю-чительными правами, было следствием не только протекав-шего процесса дифференциации служилого сословия, уг-лубления различий между его верхами и низами, но и ре-зультатом сознательной деятельности властей. Суть пере-мен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.
Новый принцип, отраженный в Табеле о рангах 1722г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других со-словий. Но не это было конечной целью данного преобразо-вания. С помощью принципа личной выслуги, строго огово-ренных условий повышения по лестнице чинов Петр пре-вратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной постоянной служ-бой, требующей знаний и практических навыков. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал под-данным Петр. Свои внушения Петр подкреплял действия-ми: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хотел учить-ся, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.
Собственность дворян, так же как и служба, регламен-тировалась законом: в 1714г., чтобы вынудить дворян ду-мать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат -- запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в лю-бой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.
Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структу-ру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глу-бокие корни в истории развития западноевропейского сре-дневекового города, были привнесены в русскую действи-тельность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили "первостатейные", куда вошли верхи посада, бо-гатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочни-ков и ремесленников, которые, кроме того, были объедине-ны в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвраще-ния их на прежние места жительства.
Петр оставил неизменной прежнюю систему распреде-ления налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни сво-их неимущих сограждан. Этим самым закреплялись сре-дневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.
Столь же формальной стала и система управления го-родами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других го-родов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за по-рядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами запад-ноевропейских городов -- действенными органами самоуп-равления. В результате городской реформы был создан бю-рократический механизм управления, а представители по-сада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления города-ми, и их должности были даже включены в Табель о рангах.
Социальные преобразования, проведенные Петром I, коснулись и крепост и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.