На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Причины и начало Смуты. Правление Василия Шуйского. Нарастание гражданского противостояния, начало иностранной интервенции. Борьба русского народа за национальную независимость. Изгнание поляков из Москвы. Земской собор 1613г. Последствия Смуты.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 23.09.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
Тема 7 Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время
Содержание

Раздел 1. Причины и начало Смуты. Борис Годунов (1598-1605гг.). Лжедмитрий I (1605-1606гг..
Раздел 2. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.): нарастание гражданского противостояния, начало иностранной интервенции
Раздел 3. Борьба русского народа за национальную независимость. Изгнание поляков из Москвы. Земской собор 1613г. Последствия смуты
Заключение
Список использованной литературы
Раздел 1. Причины и начало Смуты. Борис Годунов (1598-1605). Лжедмитрий I (1605-1606гг.).

ХVII век был поворотным и в истории России. События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннею и внешнюю политику, идеологию и нравственность.
Но было бы неверно именовать «Смутой» промежуток времени исключи-тельно с 1598 по 1613 год. Смута, как скрытая болезнь, задолго до эпохи самозванцев подтачивала силы. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века, на-всегда врезалось в ее историческую память. Никогда раньше политическая борьба за власть в госу-дарстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более со-циальных низов. Никогда раньше ожесточение схваток за первенствующие позиции в обществе не доходило до систе-матического преследования, а временами -- истребления верхов низами. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фами-лии, бывший холоп, бедный школьный учитель из Восточной Белоруссии. Никогда раньше наследственная самодержавная монархия не превращалась в монархию выборную, и никогда раньше в стране не существовало параллельно несколько центров во главе с мнимыми или реальными монархами, претендовавшими на общегосударственную власть. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленения ее территории между соседними и во-все не ближними странами.
СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI начале XVII в., который совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.
Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи XVII в., делопроизводстве московских приказов. В IX- начале XX в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала XVII в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III - поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.
Смута - время переплетения разнохарактерных кризисов, период выбора пути развития, время потерянных альтернатив. Вместе с тем это было время К. Минина и Д. Пожарского, спасших страну от иноземного ига; время утверждения новой династии Романовых на российском престоле; время А. Ордин-Нащокина, Ф. Ртищева, князя В. Голицына - этих "лучших людей XVII в." (по выражению В.О. Ключевского), заложивших фундамент будущих петровских реформ.
Это было время упор-ной и жестокой борьбы бояр-ских партий, группировок духовенства и народа, вовлекаемого в конфликты противо-борствующими сторонами. Ливонская война и эксцессы опричников разоряли населе-ние, экономический упадок крестьянских хозяйств, дополнялся стихийными бедст-виями, невиданными по масштабам неурожаями, голодом и массовыми эпидемиями. Русь после смерти Ивана Грозного, как после смерти всякого деспота, распрямилась, и вместо того, чтобы получить благословенное царствование, медленно втяги-валась в водоворот безвластия. В то же время «Смута» -- это время величай-шего героизма, са-мопожертвования, необоримой силы народного духа. Ты-сячи русских людей, принад-лежавших к разным сословиям, спасли страну от грозившей катастрофы, отстояли ее независимость и восстановили государ-ственность.
Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана VI и при его преемниках.
Тяжелая ситуация в это период сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало   на окраины, бросив свои земли. (Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде -  около 8%).
Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на оставшихся.  К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592 - 1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день (заповедные годы). Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек (вольный слуга, работник), проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска  и возвращения беглого крестьянина владельцу. А в 1607 году был утвержден и пятнадцатилетний сыск беглых.
Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым крестьяне должны были платить оброки не как раньше (по сложившимся правилам и размерам), а так, как захочет хозяин.
Новое «посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые так же не платили налоги.
Таким образом, можно утверждать, что в конце XVI века в России фактически сложилась государственная система крепостного права - система наиболее полной зависимости при феодализме.
Такая политика вызывала огромное недовольство крестьянства, которое составляло в то время подавляющее большинство в России. Периодически в деревнях возникали волнения. Нужен был толчок для того, чтобы недовольства вылились в «смуту». Таким толчком стали неурожайные 1601-1603 года и последовавшие за ними голод и эпидемии. В 1601 г. сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Принимаемых мер было недостаточно. Казна раздавала в день несколько тысяч рублей, и бесполезно, голод усиливался. Многие феодалы отпускают на волю своих людей, чтобы не кормить их, и это увеличивает толпы бездомных и голодных.  Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников. Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства - Северская Украина, куда правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства. Волнения охватили всю страну. В 1603 году отряды восставших крестьян и холопов подступали к самой Москве. С большим трудом восставшие были отбиты.
В это же время польские и литовские феодалы старались использовать внутренние противоречия в России, чтобы ослабить Российское государство поддерживали связи с оппозицией Бориса Годунова. Они стремились захватить Смоленские и Северские земли, которые столетием ранее входили в состав Великого княжества Литовского. Католическая церковь ведением в России католичества хотела пополнить источники доходов. Прямого же повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не было.
На рубеже XVI - XVII вв. страна переживала кризис, который по глубине и масштабу можно определить как структурный, охвативший все стороны жизни. Экономический кризис был тесно связан с хозяйственным, порожденным Ливонской войной, опричниной и ростом феодальной эксплуатации. Экономический кризис стимулировал усиление крепостничества, вызывающего социальную напряженность в низах. Социальную неудовлетворенность испытывало и дворянство, возросшая роль которого мало соответствовала его положению. Это наиболее многочисленный слой господствующего класса претендовал на большее - и в плане материального вознаграждения за государеву служб, и в служебном продвижении, ограниченном чиновными рамками и местничеством.
Глубоки были и политические причины смуты. В процессе собирания земель Московское княжество превратилось в обширное государство, сильно продвинувшееся на путях централизации в XVI в. Существенным образом изменилась социальная структура общества. Однако самодержавная тираническая модель взаимоотношения власти и общества, навязанная Иваном Грозным, доказала свою ограниченность. Сложнейший вопрос XVI в. - кто и как, какими правами и обязанностями будет обладать в государстве, которое уже перестало быть собранием разрозненных земель и княжеств, но еще не превратилось в единое органическое целое, был перенесен в смуту.
Политический кризис усугублял кризис династический, вовсе не завершенный с избранием Бориса Годунова.
Наконец, в годы царствования Ивана Грозного оказались расшатаны, по определению В.О. Ключевского, «духовные скрепы общества» - нравственные и религиозные чувства. Казни без суда, опалы возвели насилие и произвол в норму. Человеческая кровь проливалась с необычайной легкостью, ценилось угодничество, ловкость и беспринципность. Не случайно многие действующие лица смуты так или иначе прошли школу опричнины. Даже самозванство было до известной степени порождение прежнего правления, когда царь Иван, «отрекаясь» от престола, прятался под именем Иванца. Смута - лишь обильная жатва, печальный итог века, уже познавшего раскол общества и подготовившего общество к расколу новому.
Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.
Перед смертью Федор Иоаннович советовал супруге своей Ирине постричься, а относительно престола сказать патриарху, что в нем волен Бог. Патриарх же, бояре и народ избрал на царство Бориса Годунова.
По смерти Федора Москва присягнула супруге его Ирине. Но она удалилась в Новодевичий монастырь и там постриглась. Вслед за ней приехал туда и Годунов. В Кремле патриарх и бояре стали совещаться, кому вручить правление. По решению их государственный дьяк и печатник Щелкалов вышел к народу на площади кремлевской и потребовал присяги на имя думы боярской, но толпа настроенная агентами Годунова, воскликнула: «Да здравствует отец наш Борис Федорович!». После того всем собором отправились в Новодевичий монастырь и со слезами стали упрашивать Бориса принять корону. Он отказался. Между тем в Москву собрались выборные из всех русских городов, где также действовали агенты Годунова. Составился собор. На нем патриарх первым подал голос в пользу Бориса. Бояре и выборные последовали примеру патриарха. Через несколько дней, по совершении молебна в Успенском соборе, опять отправились в Новодевичий монастырь. Но Годунов и на этот раз не согласился быть царем. Тогда патриарх, в сопровождении высшего духовенства, бояр и огромной толпы народа, отправился в третий раз с крестами и иконами. Отслужив обедню в монастырской церкви, он пошел в келью царицы-инокини умолять ее, чтобы благословила брата на царство. Между тем толпа народа, пригнанная клевретами Годунова большей частью насильно, под опасением штрафа, пала на землю и начала плакать и вопить; кто не делал этого, того заставляли силой. Долго умоляли царицу, стоя на коленях. Наконец, она тронулась и со слезами на глазах изъявила свое согласие. Борис Годунов также плакал, повторяя, что у него никогда не было и на уме быть царем. Но он согласился.
Царствование Бориса Федоровича Годунова ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освободив их от налогов и предоставив право беспошлинной торговли. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции, Италии и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь. И все же Годунов выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первый среди российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада. В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов (Туринск, Томск).
Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразилась поистине страшные бедствия. Наметившийся было в 90-е года XVI в. подъем сельского хозяйства прервал неурожай. В 1601 г. Шли долгие дожди, не дававшие убирать хлеб. А затем грянули ранние холода. В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод. И продолжался он целых три года! Богатые вельможи и монастырские власти прятали хлеб в своих амбарах. Цена его возросла в сто раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже установленного предела, даже наказывал тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, Годунов не жалел средств, щедро раздавал деньги беднякам. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако их запасов не могло хватить на всех голодных, тем более что, прослышав о раздаче, голодающие со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые имелись у них дома. Но в столице голод был еще более страшным. Появились случаи людоедства.
В народе все более укреплялась мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой, хитростью. Стало быть, оно не может кончиться добром.
В 1601 - 1602 гг. Годунов пошел даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне, таким образом, спасли свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на землю членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не прибавил популярности царю в глазах служилых людей. Никакие усилия Годунова уже не могли вернуть ему доверие и людских симпатий.
В это время по стране стали распространяться слухи, что Дмитрий-царевич не погиб, а чудесно спасен и вынужден скрываться. Годунов осознавал нависшую над ним угрозу: в сравнении с «прирожденным» государем он - никто. Не случайно хулители называли его «рабоцарь». Ведь еще недавно он именовал себя государевым холопом! Противники Бориса приписывали ему даже смерть царя Федора (не говоря уже о царевиче Дмитрии). Борис понимал, что в этом слухе кто-то заинтересован и сознательно его распускает. Царь не без основания подозревал семью Романовых: этот род был самым близким по крови в царской династии. Пять «Никитичей» (детей Никиты Романовича): Федор, Александр, Иван, Михаил, Василий - приходились двоюродными братьями умершему царю Федору Ивановичу. В 1600 г. Романовых ложно обвинили в том, что они хотят извести царя, чтобы добыть царский престол. Четырех братьев (Михаил умер в 1598 г.) сослали в отдаленные места, где трое вскоре скончались, а старшего, Федора, насильно постригли в монахи и насильно отправили на Север.
Именно в Польше «объявился» первый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. По версии, выдвинутой правительством, им был галицкий дворянин Ю. Б. Отрепьев, в монашестве «инок Григорий», связанный с боярами Романовыми. Он в 1602 году бежал в Литву, где получил поддержку некоторых литовских магнатов, а затем и короля Сигизмунда III.
Осенью 1604г. самозванец, которого историки называют Лже-дмитрием I,  с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков нео-жиданно появился на юго-западной окраине России, в Северской земле. «Украинные люди», среди которых было много беглых крестьян и холопов, толпами присоединялись к самозванцу: они видели в «царевиче Дмитрии» своего «заступника», тем более что самозванец не скупился на обещания. Присущая средневеково-му крестьянству вера в «хорошего царя» помогла Лжедмитрию I увеличить свое войско. Однако в первом же большом сражении с царским войском во главе с князем Ф.И.Мстиславским под Добрыничами самозванец был разбит и с немногими оставшимися сторонниками укрылся в Путивле. Боль-шинство польско-литовских шляхтичей покинуло его.
Однако на южной окраине уже разворачивалось широкое на-родное движение против Бориса Годунова. Один за другим юж-ные города переходили на сторону «царевича Дмитрия». С Дона подошли отряды казаков, а действия царского войска были край-не медлительными и нерешительными -- бояре-воеводы готови-ли измену Борису Годунову, надеялись использовать самозванца, чтобы свалить «дворянского царя». Все это позволило Лжедмит-рию I оправиться от поражения.
В этот момент, в апреле 1605г.,  царь Борис Годунов неожиданно умер. 13 апреля 1605г. Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. Похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе. Шестнадцатилетний сын Годунова -- царь Федор Борисович -- недолго удержался на престоле. Он не имел ни опыта, ни авторитета. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью. Самозванец без боя вошел в Москву и был провозглашен царем под именем Дмитрия Ивановича.
Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем, уверенно сидевшем на прародительском престоле. Для дипломатических отношений с другими государствами он принял титул императора и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Каждый день он присутствовал в боярской думе, при этом показывал большую сметливость в делах и дар красноречия. Но Лжедмитрий не-долго продержался на престоле. Первые же его мероприятия разрушили надежды на «доброго и справедливого царя». Феодальная арис-тократия, инициировавшая появление самозванца, больше не нуждалась в нем. Широкие слои русских феодалов были недо-вольны привилегированным положением польских и литовских шляхтичей, которые окружали трон, получали огромные награды (деньги для этого изымались самозванцем даже из монастырской казны). Православная Церковь с беспокойством следила за попыт-ками распространить в России католичество. Лжедмитрий хотел выступить с войной против татар и турок. Служилые люди с нео-добрением встретили начавшуюся подготовку к войне с Турци-ей, которая была не нужна России. Недовольны были «царем Дмитрием» и в Речи Посполитой. Он не решился, как обещал ранее, передать Польше и Литве запад-норусские города. Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата
Таким образом, он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев, обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Так он не соблюдал постов, не молился перед обедом и после обеда, во время стола любил слушать музыку и пение, после обеда не спал и т.д. Немало удивляло москвитян и то, что он не любил пышности и вообще держал себя не так, как прежние цари. Не понимая духа русского народа, не обращая внимания на привязанность к своим обычаям, самозванец, наконец, венчался на католичке Марине Мнишек. Это возбудило против него сильное негодование. Но негодование перешло в явный ропот, когда поляки, прибывшие в свите Марины, начали производить разные бесчинства и насилия, например ходить по церквям с собаками. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал. В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.
Раздел 2 Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.): нарастание гражданского противостояния, начало иностранной интервенции.

Через несколько дней после умерщвления самозванца царем избран был князь Василий Шуйский. Но избрание его совершилось без собора. Он был возведен только партией своих приверженцев. Сам Шуйский не особенно заботился о соблюдении всех тонкостей для волеизъявления «всей земли». Его более беспокоила позиция Боярской думы. Чтобы привлечь ее, новый царь пошел на встречу притязаниям аристократии, давно мечтавшей оградить себя от самодержавного произвола целым рядом обязательств, которые возлагал на себя монарх. Шуйский дал крестоцеловальную запись, в которой обещал соблюдать феодальную законность: не налагать ни на кого опал и не казнить без суда, не отнимать имущества у родственников осужденных, не слушать «ложных доводов», править вместе с Думой. Но вместо признательности многие люди, знатные и незнатные, изъявили негодование и напомнили Василию правило, уставленное Иоанном III, что не Государь народу, а только народ Государю дает клятву (Н.М. Карамзин «История государства Российского.»). Но его слову нельзя было верить: при правителе Борисе Годунове Шуйский, глава следственной комиссии в Угличе, клялся, что царевич Дмитрий закололся сам; затем, при Лжедмитрии I, что царевич жив и, значит, Годунов - узурпатор; наконец, что царевич был заколот людьми Годунова и царь Дмитрий - самозванец. Сверх того, подобное избрание не предвещало прочности его царствованию. Этот человек не был способен остановить развал государственности и преодолеть раскол социальный. Воцарение Василия Шуйского не прекратило «смуту». Новый царь опирался на узкий круг близких ему людей. Даже внутри Боярской думы у него были недоброжелатели, сами претендовав-шие на престол (Романовы, Голицыны, Мстиславские). Не был популярен Шуйский и у дворянства, которое сразу признало его «боярским царем». Народные массы не получили никакого об-легчения. Василий Шуйский отменил даже налоговые льготы, данные самозванцем населению южных уездов. Началось пре-следование бывших сторонников «царя Дмитрия», что еще боль-ше накалило обстановку. В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что, вновь воцарившись в Москве, он облегчит ее положение.
И действительно, едва только Шуйский взошел на престол, как стали ходить слухи, что Лжедмитрий спасся, что вместо него убит кто-то другой, похожий на него, а он бежал в Литву.
Против Шуйского выступило население порубежных уездов, опальные сторонники Лжедмитрия, таким как воеводы Путивля князь Г. Шаховской и Чернигова князь А. Телятевский. Оппозиционные настроения охватили дворянские корпорации, среди которых особенна была сильна Рязанская, возглавляемая энергичным кланом Ляпуновых и Сумбуловым, и веневская - Истомы Пашкова. Летом 1606г. Движение стало приобретать организационный характер. Появился и руководитель - Иван Исаевич Болотников.
В движение против «боярского царя» Василия Шуйского ока-зались вовлеченными самые разные слои населения: народные низы, дворянство, часть боярства. Именно они приняли участие в восстании Ивана Болотникова  в 1606 - 1607 годах.
Болотников был «бое-вым холопом» князя Телятевского, бежал к казакам, был одним из атаманов волжской казацкой вольницы, попал в плен к татарам и был продан в рабство в Турцию, был гребцом на галере, участником мор-ских сражений, был освобожден итальянцами. Затем Венеция, Германия, Польша, где он встречается с самозванцем. И вот Путивль, где неизвестный странник вдруг становится вместе с бо-ярским сыном Истомой Пашковым и дворянином Прокопием Ляпуновым во главе большого войска. Ядро повстанческой армии составили дворянские отряды из южных уездов, остатки воинства первого самозванца, вызванные с Дона казаки, стрельцы погра-ничных гарнизонов. И, как во время похода к Москве первого самозванца, к войску присоединяются беглые крестьяне и холо-пы, посадские люди, все недовольные Василием Шуйским. Сам Иван Болотников называет себя «воеводой царя Дмитрия».
Летом 1606 года, восставшие двинулись на Москву. Под Кромами и Калугой они разгромили царские войска. Осенью они оса-дили Москву.
По мере вовлечения в движение народных масс (восстание охватило более 70 городов!) оно приобретало все более антифеодальный характер. В «листах», которые рассылались штабом восстания, призывалось не только к замене Василия Шуйского «хорошим царем», но и к расправе с боярами. 2 декабря 1606г. в сражении у деревни Котлы Болотников был разбит и отступил в Калугу, затем перешел в Тулу, где продержался до октября 1607г., отбивая приступы царского войска. Наконец, обессиленные длительной осадой и голодом, защитники Тулы сдались, Иван Болотников был сослан в Карго-поль, где и погиб.
Достаточно сложно дать оценку характера восстания Болотникова. В интерпретации Шуйского, восставшие призывали москвичей к уничтожению «вельмож и сильных», разделу их имущества. Известны случаи так называемых «воровских дач», когда имения сторонников царя Василия передавали сторонникам «законного государя Дмитрия Ивановича». Таким образом, борьба была направлена не столько на разрушение существующей социальной системы, сколько на перемену лиц и целых социальных групп внутри нее. Участники выступления, бывшие крестьяне, холопы, стремились конституироваться в новом социальном статусе служилых людей, «вольных казаков». К повышению своего статуса стремилось и дворянство, недовольное в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.